План по самообразованию воспитателя доу 2 младшая группа дидактические игры

Обновлено: 02.07.2024

Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром.

Содержимое публикации

Муниципальное образование городского округа “Инта”

Индивидуальная программа самообразования

Кузнецовой Олеси Витальевны

тема самообразования

«Дидактическая игра как средство развития

Инта 2019 год

Пояснительная записка.

Самообразование– целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.

Для современного дошкольного учреждения требуется воспитатель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательный и образовательный процессы, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность воспитателя на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически осваиваю курсы повышения квалификации по предмету, повышаю свой профессионализм по индивидуальной программе самообразования.

Цель самообразования: повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя.

Игра – один из тех видов детской деятельности,

которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиальное значение, поскольку будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, требующим от него участников совместного решения задач, направленных на получение общественно полезного продукта.

Игра, с одной стороны, создает зону ближайшего развития ребенка и потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности (например, учебная) и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, ее содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей.

Актуальность. Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной активности и деятельности, а ещё и потому, что познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Цель: Развитие познавательных способностей у дошкольников посредством дидактической игры.

Задачи:

познакомиться с педагогическим опытом использования дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников;

посмотреть на практике применение дидактической игры как средство активизации познавательной активности дошкольников;

создать картотеку дидактических игр.

Свою работу я начала с изучения методической литературы по данной проблеме. Мною были изучены следующие пособия:

Бондаренко. А. К. "Дидактические игры в детском саду"

Проанализировав изученную литературу и наблюдая за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения:

• в систематизации и обобщении предметов и явлений;

• анализировании и умении логически обосновывать свои мысли;

• видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.

Используя дидактические игры, что игра позволяет:

Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

Формировать связную речь;

Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.

Свою работу вела по трем направлениям:

Создание предметно - развивающей среды в группе;

Работа с детьми;

Работа с родителями.

1 направление:

За период сентябрь 2018 – май 2019 года мною были подготовлены игровые пособия:

Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

В возрасте 2-3 лет ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Также в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка со взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь.

Исследования свидетельствуют о том, что дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Активизируя воображение малыша, воспитатель способен придать игровой деятельности творческий характер.

Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Дидактическая игра, используемая на занятии, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным.

Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.

Цель: повыше ние своего теорет ического уровн я, професс ионального

Работа над прог раммой про фессиональ ного само образован ия поможет м не:

- познакомить детей с вел ичиной и фор мой предметов ;

- сформировать нав ыки самосто ятельной де ятельности;

- развить творческ ие способ ности, люб ознательность, наблюдательн ость;

- закрепление зн аний у детей порядков ого счета, назва ния г еометрически х

- положительная динам ика в математич еском развити и детей;

Раннее детство – ос обый пе риод станов ления органов и систем и, п режде

всего, функции м озга. Ранний в озраст – самое благ оприятное время для

сенсорного вос питания, без котор ого невозможн о нормальное ф ормирован ие

умственных сп особностей ребенка. Это т период важен для

совершенствов ания деятель ности орга нов чувств, нак опления пре дставлений

об окружающем м ире, расп ознавания т ворческих сп особностей.

Сенсорное развит ие ребенк а – это развитие ег о восприятия и форми рование

представлен ий о внешних св ойствах предметов: их форме, цвете, в еличине,

положении в п ространстве, а так же запа хе, вкусе и т. д. Значение сен сорного

развития в ран нем и дош кольном в озрасте трудно пе реоценить. Име нно этот

возраст наиболее благоприятен для соверше нствования деят ельности о рганов

чувств, накопле нии предст авлений об окружающе м мире.

Сенсорное восп итание означает целе нап равленное соверш енствование,

развитие у дете й сенсорны х процессов (ощущени й, восприятий,

Ребенок в жиз ни сталкиваетс я с мног ообразием форм, к расок и дру гих

свойств предметов, в частност и игруше к и предметов д омашнего о бихода.

Знакомится о н и с произве дениями иск усства – музыкой, живописью,

скульптурой. И к онечно, каж дый ребен ок, даже без целе направле нного

воспитания, так ил и иначе, вос принимает в се это. Но если усвоение

происходит ст ихийно, без разумного пе дагогического руководства взрослых,

оно нередко о казывается пове рхностным, неполноценным. Здесь - то

приходит на п омощь сенсор ное воспит ание – последовательное, планомерн ое

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема по самообразованию на 2021-2022 учебный год "Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста".

План работы по самообразованию

Тема: «Дидактическая игра как форма обучения

Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Исследования свидетельствуют о том, что дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Активизируя воображение малыша, воспитатель способен придать игровой деятельности творческий характер.

Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Дидактическая игра, используемая на занятии, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным.

Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.

изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;

составить картотеку дидактических игр для детей 4-5 лет;

повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей через дидактическую игру.

развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

Артёмова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Л.В. Артёмова. -- М.: Просвещение, 1992.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 2008.

Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 2009.

Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез, Москва, 2008.

Касабуцкий, Н.И. Давай поиграем / Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелева, А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 2013.

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком.-3-е изд.,дораб.М.:Обруч, 2012.-176с.

Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 2007.

Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.-М. : 2008.

Раздел плана

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Изучение методической литературы

Чтение и изучение запланированной методической

Анализ изученной методической литературы. Оформление в папке по самообразованию

Развивающая среда в группе

Пополнение развивающей среды дидактическими играми.

Оформление картотек с дидактическими играми.

Работа с детьми

Выставка детских работ.

Публикация разработанного занятия

Знакомство детей с дидактическими играми по ЗОЖ.

Пополнение развивающей среды дидактическими играми.

Открытый просмотр занятия с включением дидактических игр

Публикация разработанного занятия

Выставка детских работ

Выставка детских рисунков

Работа с семьей

Обработка результатов анкетирования.

Составление анкеты для родителей.

Отчет о деятельности по теме самообразования

Оформление папки по самообразованию. Выступление для коллег по теме самообразования.

Читайте также: