Агрессия как защитная реакция кратко

Обновлено: 05.07.2024

Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009

Смотреть что такое "АГРЕССИЯ ЗАЩИТНАЯ" в других словарях:

АГРЕССИЯ ЗАЩИТНАЯ — англ. aggression, protective; нем. Schutzaggression. Враждебные действия по отношению к другим лицам и группам с целью решить или ликвидировать собственные внутренние проблемы. См. КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ … Толковый словарь по социологии

Агрессия реактивная — (лат. re. – против, action – действие) агрессивные действия в ответ на насилие со стороны. Синонимы: Агрессия защитная, Агрессия оборонительная, Агрессия. доброкачественная, Псевдоагрессия … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

КОДИФИКАЦИЯ — (от лат. codex книга, перечень и facero делать) англ. codification; нем. Kodifiezierung. 1. Приведение в систему определенных норм. 2. Систематизация научных знаний и построение теории. 3. Упорядочение госуд. законодательства в отдельных отраслях … Энциклопедия социологии

КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ — англ. scape goat; нем. Sundenbock. Заимствованная из Библии метафора, обозначающая человека или группу людей, к рым приписываются чужие ошибки, просчеты и к рые несут ответственность, подвергаются наказанию, являясь невиновными. См. АГРЕССИЯ… … Толковый словарь по социологии

поведение агрессивное — специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, к рым субъект стремится причинить ущерб. П. а. может варьироваться по степени… … Большая психологическая энциклопедия

Защитные механизмы (defence mechanisms) — З. м. это психол. стратегии, с помощью к рых люди избегают или снижают интенсивность таких негативных состояний, как конфликт, фрустрация, тревога и стресс. Поскольку предполагается, что большинство людей мотивировано к сокращению и ослаблению… … Психологическая энциклопедия

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА — Понятие П. з. приобрело существенное значение во всех направлениях психологии и психотерапии. При заболеваниях с биологическими механизмами развития болезнь всегда рассматривали как результат действия вредоносных факторов и механизмов… … Психотерапевтическая энциклопедия

Социофобия — МКБ 10 F40.140.1, F93.293.2 МКБ 9 300.23 … Википедия

Обыкновенная игуана — Краплёная игуана в зоопарке … Википедия

На главную Педагогически трудные дети Агрессивные дети Агрессивное поведение как проявление психологической защиты

Наряду с внутриличностными защитами выделяются также межличностные защиты. Интересное рассмотрение видов психологических защит (эго-защит) предложили Р. Плут-чик, X. Келлерман, X. Р. Конте (Плутчик Р., Келлерман X., Конте Х.Р., 1979). Рассмотрев всю историю развития видов психологических защит, обнаружили, что, несмотря на особую важность теории психологической защиты, существует мало попыток дать теоретическую базу для понимания некоторых особенностей, которые они установили, работая над теориями психологической защиты. Эти авторы установили, что существуют связи между определенными видами психологической защиты; существуют также отношения между видами психологической защиты и определенными эмоциями. Эти отношения способствуют приспособлению индивида к окружающей среде, способствуют разрешению эмоциональных конфликтов.
Некоторые авторы указывают на связь видов защиты и личностных характеристик, которая представлена в таблице 1.

Таблица 1
Взаимосвязи личностных черт, эмоций и механизмов защиты

Защитное поведение встречается как реакция на ожидаемую атаку на самооценку. Самооценка повышается успехом и снижается неудачей. Но неудача – это вопрос степени. Она зависит от того, насколько важным является задание. Если результат работы повлияет на вашу репутацию, положение, авторитет, степень доверия к вам или степень власти, возможность попасть в ловушку защитного поведения значительно увеличивается. Посмотрите, что стоит за защитноагрессивным поведением, и вы поймете, что это страх поражения.

Защитно-агрессивное поведение часто является вышедшей наружу агрессией. Другими словами, человек раздражен или расстроен чем-то или кем-то, кто не связан с нынешними обстоятельствами, но он направляет свою злость и раздражение на того, кто оказывается не в том месте и не в то время. Когда вас донимает супруга или компаньон за что-то незначительное, тривиальное, вы понимаете, что их беспокоит что-то другое. Когда вы выходите из себя по какому-то мелкому поводу, вам бы лучше спросить себя, в чем же состоит реальная проблема. Проецирование вашей фрустрации на других ничего не решает. Это только усугубляет ситуацию во много раз, так как в результате вы можете получить еще одного врага. Все мы подвержены этому время от времени. Главное – понять, когда это происходит, и остановиться.

Иногда люди, проявляющие защитно-агрессивное поведение, – это те, которые имеют высокие показатели в работе. Они расстраиваются, когда другие не соответствуют их уровню производительности. Их разочарование может проявляться в злости и раздражительности. Ничего нет плохого в том, что у них высокая производительность. Однако если у сотрудников такой производительности нет, то не стоит их унижать. Высокие показатели не являются предлогом для проявления высокомерия, доминирующего и недоброжелательного поведения, которое унижает других. Такое поведение является также вершиной лицемерия. Люди с таким поведением просто неучтивы. Веб-сайт BullyOnline сообщает, что производительность и эффективность людей, подвергающихся унижению от грубости, уменьшается на 50 %.

Защитно-агрессивное поведение появляется и тогда, когда человек заблуждается, думая, что все зависит от него, что надо брать ответственность за все, что происходит. В ситуациях, когда человек чувствует полную ответственность за множество дел, а над ним нависает угроза, защитно-агрессивное поведение заключается в усилении контроля, проверке малейших деталей, более тщательном надзоре, сводится к личному выполнению всех заданий, в лишении других ответственности за происходящее. Результаты легко предсказуемы: люди становятся менее преданными работе, менее вовлеченными в процесс и проявляют меньше интереса к выполняемым заданиям, в результате чего производительность снижается.

Защитно-агрессивное поведение также можно часто наблюдать, когда задания или инструкции выдаются в спешке и нечетко, в результате чего возникает недопонимание. Это проблема коммуникации, общения, а не производительности. Но часто люди не хотят признать, что недостаточно четко сообщили задачи, и вместо этого переносят вину на других. Злость, дополнительное напряжение и в результате этого взаимные обвинения друг друга создают порочный круг, когда уровень доверия снижается, а производительность падает.

Фактически любому поведению люди учатся. Когда работники упорно проявляют защитно-агрессивное поведение, они, как избалованные дети, знают, что не будут наказаны за плохое поведение. Люди, постоянно проявляющие оборонительно-агрессивное поведение, делают это, так как знают, что никто не встанет и не выступит против них, не скажет, как оно воспринимается другими и какими будут результаты.

Вы проявляете защитно-агрессивное поведение, когда раздражены или на вас готовится нападение? Посмотрите на нижеследующий список и отметьте, что характерно для вас:

• вы показывает людям, что они вас раздражают;

• оказывает ли вы давление на людей;

• выходите ли вы из себя, когда расстроены;

• осуществляете ли вы жесткий контроль над тем, что люди делают и как они это делают;

• препятствуете ли вы, когда люди хотят высказать свое мнение или решение;

• критикуете ли вы открыто неудачи других?

Почему вы ведете себя таким образом? Подконтрольна ли вам причина такого поведения, можете ли вы на нее повлиять? Все эти проявления поведения, хотя и улучшают ваше самочувствие на короткое время, позволяя уменьшить свое напряжение, ухудшают самочувствие окружающих.

Остановитесь на минуту и снова посмотрите на список. Поставьте себя на место тех людей, которые находятся под влиянием вашего поведения. Просматривая вопрос за вопросом, напишите, как вы себя чувствуете, когда все это происходит с вами.

Если четыре или пять ваших друзей или коллег сделают это упражнение, вы увидите, что они напишут почти те же слова, что и вы. Мы все реагируем эмоционально на такое поведение, и наша реакция похожа на реакцию других людей. Никому не нравится, когда с ним обращаются подобным образом, и когда мы страдаем от такого поведения, мы реагируем резко отрицательно. Мы рассматриваем его, что вполне оправданно, как несправедливое и при первой же возможности хотим сравнять счет. Существует тысяча способов сделать это, но ни один из них не повысит и не будет поддерживать производительность; такое поведение только блокирует его тем или иным образом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Агрессивное инвестирование

Агрессивное инвестирование Прежде чем продолжить, предупрежу вас, что вы не должны бояться встретить незнакомые термины. Я думал, в какую часть книги включить этот раздел: туда, где речь идет о планировании, или туда, где рассказывается об инвестировании. Но когда начал

Поведение

Поведение

Поведение Единственная функция: Производитель результатов.Преобладающее поведение: Навязчивое стремление работать.Личностные особенности: Всей душой предан делу. Усердный работник.Оценивает себя по: Напряженности своего

Поведение

Поведение Какие черты отличают -A– или Бюрократа?Бюрократ тратит уйму времени на детали. Он считает, что лучше выполнять работу правильно, чем выполнять правильную работу. Иными словами, он предпочитает образцово неверный образ действий приблизительно

Поведение

Поведение Единственная функция: Администратор.Приходит на работу и уходит с работы: Точно по расписанию.Что делает лучше всех: Наводит и поддерживает порядок.Личностные особенности: Педантичен, медлителен, осторожен, вдумчив, консервативен.Оценивает себя по: Порядку в

Поведение

Поведение Что характерно для типичного Поджигателя? Что кажется ему важным?Неважно, что мы делаем. Это сфера интересов P-руководителя. Неважно, как мы это делаем. Пусть про это думает A. Поджигателя интересует в первую очередь почему бы не. Преобразования. Идеи. «Какая

Поведение

Поведение Единственная функция: Новатор, предприниматель.Приходит на работу и уходит с работы: Как придется.Что делает лучше всех: Выдвигает идеи и инициирует новые проекты.Преобладающее поведение: Разрабатывает новые проекты, подвергает все сомнению, предлагает

Поведение

Поведение

Поведение Единственная функция: Интегратор.Приходит на работу и уходит с работы: Вовремя; в соответствии с установленными требованиями.Личностные особенности: Уравновешенный, восприимчивый, понимающий, ориентирован на людей, благодарен, если его посвящают в тайны

Поведение

Поведение Менеджер – Мертвый пень апатичен. Он ждет, когда кто-то скажет, что ему нужно делать. Он не созидает; он не администрирует; он не стимулирует прорывы, как Поджигатель; он не вмешивается в интриги ради влияния, как это делает Суперпоследователь. Если у него

Поведение

Поведение

Поведение

Агрессивное выслушивание рынка

Агрессивное выслушивание рынка Адаптивная фирма постоянно изучает свои рынки, больше слушая, чем говоря. Среди используемых для этого тактик можно выделить следующие – фокус-группы с клиентами, исследование качества выполненных работ, посещения старшими партнерами

Письмо-ответ на агрессивное письмо клиента

Письмо-ответ на агрессивное письмо клиента Итак, представим ситуацию.Вы – сотрудник компании. На ваш электронный адрес приходит письмо, в котором адресат ругает ваш сервис, грозит разрывом отношений, требует возврата денег и совершенно не стесняется в выборе

Общий алгоритм ответа на агрессивное письмо клиента

Общий алгоритм ответа на агрессивное письмо клиента 1. Внимательно прочтите письмо.Возможно, это придется сделать несколько раз: иногда из эмоционального послания бывает трудно понять, что же конкретно от нас хотят. Иногда самому нелегко остаться спокойным и не затеять

Мы сталкиваемся с агрессией каждый день: на улице, на работе, в интернете. Что же такое агрессия, откуда она появляется,и как ей противостоять?

Агрессия: защита или нападение?

Агрессия и насилие

Агрессия — это форма поведения, при которой преднамеренно наносится вред объекту (одушевлённому или неодушевлённому).

Агрессия: защита или нападение?

Существует два подхода к взаимоотношению насилия и агрессии. Согласно одному, по мнению, например, Л. Берковица, насилие есть крайняя форма агрессии. Приверженцы другой точки зрения понятия насилия и агрессии разводят. По их мнению, насилие — это как раз то, что может быть применено и без нанесения вреда человеку. Например, когда родители заставляют маленького Ваню есть манную кашу, это насилие, а когда бьют одноклассники — агрессия.

Агрессия: защита или нападение?

Агрессия: защита или нападение?

Истоки

Изживать агрессию очень трудно, так как она заложена в наших психике и поведении матушкой природой. Закон природы гласит, что если одно существо агрессивнее и победило другое, именно оно будет жить и развиваться дальше.

Это работает как на межвидовом, так и на внутривидовом уровнях. Природа же определяет и то, что агрессия — результат биохимических процессов, подчас протекаемых в нашем организме помимо нашей воли: тестостерон, адреналин, алкоголь и даже пептиды из сочного стейка делают нас более агрессивными.

Однако человек сложное существо, поведение которого определяется не только природными факторами: степень нашей агрессивности определяется также воспитанием и окружением. Огромную роль здесь играют семья (первичные образцы поведения), кино, телевидение и культура в целом (модели поведения, прививаемые нам в течение жизни).

Агрессия: защита или нападение?

Так, если если человеку с детства говорят, что добро должно быть с кулаками, а его любимый герой фильма палит направо и налево из пистолета и крушит челюсти злодеям, то определённая модель поведения, в которой агрессия выступает нормой, прочно закрепляется в сознании.

Как говорил один из выдающихся философов 20 века Джидду Кришнамурти, вся современная культура основана на конфликтах, которые решаются исключительно агрессией (на самом деле не устраняющей конфликт, а просто его трансформирующей).

Агрессия: защита или нападение?

Мнение Фрейда

Агрессия и средний класс

Считается, что наиболее подвержены агрессии представители среднего класса. Необходимость поддерживать своё благосостояние на определённом уровне выливается в постоянную и напряжённую работу, оборачивающуюся в свою очередь физическим и моральным истощением и, как следствие, стрессом, конфликтами и агрессией.

Одной из распространённых форм такой агрессии сегодня является офисный моббинг, встречающейся, как говорят учёные, и в природе. Стая птиц, прогоняющая крупного хищника со своей территории, совершает защиту своей территории точно так же, как и группа коллег защищает свой пошатнувшийся статус, вытравливая из коллектива нетривиального новичка. Другое дело, что с моральной точки зрения это выглядит не очень красиво.

Агрессия: защита или нападение?

Агрессия как средство

Таким образом получается, что агрессия — вполне нормальная реакция человеческой психики на внешние раздражители. Нет смысла подавлять агрессию, но важно уметь вовремя останавливаться и перенаправлять негативную энергию в русло какой-либо полезной деятельности. Психологи советуют научиться управлять агрессией, ведь в умеренных количествах агрессия не просто полезна, но и элементарно необходима для отстаивания своих личных интересов. С другой стороны, не стоит забывать, что агрессия — оружие сильнодействующее и прибегать к нему нужно только в самом крайнем случае, когда все другие возможности отстоять свои интересы уже использованы и оказались безрезультатными.

Как бороться с агрессией в других?

Чтобы бороться с агрессией в других, нужно, в первую очередь, научиться на неё реагировать и давать отпор агрессору, ибо по тому, как мы реагируем на агрессию окружающих, другие люди судят о том, как можно обращаться с нами.

Агрессия: защита или нападение?

При этом не стоит уподобляться агрессору и доказывать свою точку зрения эмоционально. Гораздо эффективнее спокойно и аргументированно изложить, чем вы конкретно не довольны, и вежливо попросить больше так не делать.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

%d0%b0%d0%b3%d1%80%d0%b5%d1%81%d1%81%d0%b8%d1%8f1

Чаще всего на границе возникают проблемы следующего порядка:

  • Неспособность Я защитить свои границы.
  • Неадекватные способы защиты границ.

Каждая из обозначенных проблем проявляется по-разному и имеет свои причины.

Что в результате мы имеем? В этом случае по его территории топчутся все, кто хочет, и кто может. Мыши теряют страх и ведут себя неестественно по отношению к коту. Можно было бы, конечно, обвинять мышей – мол, такие они нехорошие, не ценят, не уважают Кота! Однако в отношениях, как в спорте: играешь так, как позволяет соперник. Мыши ведут себя так, потому что Кот не желает соответствовать своей природе и присваивать себе идентичность хищника, знающего, что нужно делать с мышами. В итоге мы видим несчастного Кота и наглых, потерявших страх мышей.

Что делать? Удивительно, но в рассматриваемом мультфильме есть ответ. Вы помните, как разрешилась проблема Кота Леопольда? Он обратился к врачу, который велел ему принимать озверин, препарат, повышающий агрессивность. В результате чего к Коту вернулась пропавшая, но такая естественная и природосообразная для этого животного агрессия, и все стало на свои места: Кот стал котом, Мыши стали мышами! Проблема решилась.

В психологической практике в этом случае не все так просто. Приходиться работать над уточнением и интеграцией образа своего я, попутно раскапывая историю его формирования, извлекая интроекты – те внушения, правила из чужого опыта, усваиваемые ребенком неосознанно в силу авторитета тех людей, которые их произносят.

Человеку придется по-новому взглянуть на эти куски чужого опыта и решить: нужны ли они ему? Соответствуют ли они ситуации его жизни, той реальности, в которой он живет? В том случае, если они не подходят – скорректировать их.

Необходимо отметить, что этот вариант предполагает более длительную работу, чем тот, где агрессия исключается из образа Я. Для полного разрешения проблемы необходима работа со специалистом. Все личностные проблемы, которые возникают в контакте с человеком, требуют для своего разрешения другого человека.

Читайте также: