Анализ программ по математике для 1 класса и подготовительной к школе группы

Обновлено: 05.07.2024

Примерно за год до школы родители начинают острее чувствовать свою ответственность за подготовку ребенка к важнейшему периоду его жизни – переходу в школу. Отсутствие сегодня четких требований к уровню подготовки детей к школьному обучению, наличие различных лицеев и гимназий, работающих по своим собственным программам и имеющих разные приоритеты, заставляют родителей решать эту важную проблему. Они или сами проявляют инициативу в передаче собственных знаний, которые, по их мнению, помогут учиться в первом классе, или стремятся устроить ребенка на специальные курсы по подготовке к школе, или ищут репетитора.

По заказу Министерства образования Российской Федерации в настоящее время разработано множество новых методик и программ образования, воспитания и развития детей. В них отражена самоценность периода дошкольного детства для развития ребенка, недопустимость сведения работы только к формированию знаний, умений и навыков, необходимость обеспечения индивидуального подхода, недопустимость переноса учебно – дисциплинарной модели обучения на образование детей дошкольного возраста. Все эти программы, как правило, не ориентированы жестко на продолжение в виде какой-либо конкретной программы для начальной школы по понятным всем причинам.

Наше учебное учреждение создано по принципу непрерывного образования, включая дошкольную ступень. Дети поступают к нам в возрасте четырех лет, и после детского сада плавно переходят в начальную школу, затем в среднюю школу и, пройдя дополнительный отбор, имеют возможность учиться в университете. Поэтому задача преемственности между всеми ступенями образования стоит наиболее остро.

За 10 лет совместной работы педагогами детского сада и начальной школы не раз рассматривалась и решалась проблема готовности наших детей к школьному обучению. Апробировались и корректировались готовые программы развивающей работы с детьми, создавались собственные…

Мое предложение по выбору программы подготовки детей к школе, работающей по программе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, родилось из практического опыта. Возможно школам, работающим по этой программе в режиме преемственности детский сад – начальная школа, мое предложение будет интересно.

Родителей, желающих отдать своих детей в нашу школу много, и, однажды, была набрана экспериментальная группа, где детям не хватало 3–4 месяцев до четырех лет. Понятно, что по своим психофизиологическим свойствам эти дети принадлежали к качественно иной возрастной группе. При переходе в школу психологи и педагоги отметили, что по своим физическим, психологическим, медико-физиологическим показателям эти дети соответствуют шестилетнему, а не семилетнему возрасту. Учиться им будет трудно. Но нельзя отложить обучение детей на более удобное время. Это фактически будет означать искусственную задержку развития и упущенного никогда уже не наверстать. Но и не проходить же программу подготовительной группы еще раз!

Решено было создать нулевой класс, где педагогический процесс во всех своих компонентах будет возможно полно соответствовать особенностям шестилетних детей.

Встал вопрос о программе. Пересмотрев ряд существующих программ, я остановила выбор на программе Г.Г. Микулиной "Учимся понимать математику" (1 класс четырехлетней начальной школы).

Во-первых, при разработке логики курса и методике его преподавания автор использовал идеи психолого-педагогической теории учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Во-вторых, избранный автором подход к введению математических понятий стимулирует развитие у учащихся способности к абстрагированию и обобщению, содействует становлению учебной деятельности, дает возможность расширить традиционно установленный круг умений и навыков.

В-третьих, этот вариант математики не дублирует существующий учебник четырехлетней начальной школы по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

В-четвертых, эта программа является, как показала практика, замечательной базой для обучения математике в начальной школе по системе развивающего обучения.

Результаты психологических тестов, а также итоги проверок качества и объема математических умений моих шестилеток показали, что они продвинулись в развитии мышления и учебной деятельности дальше, чем их сверстники, обучавшиеся по общепринятой методике:

Мои ученики благополучно учатся и дальше, а администрация школы поддержала мое предложение, чтобы адаптировать программу Г.Г. Микулиной к преподаванию математики в подготовительной группе и в дальнейшем. В нулевом классе программа Г.Г. Микулиной пройдена полностью, а для подготовительной группы ее сократили, убрав темы, которые изучаются в первом классе во всей полноте. В детском саду занятия по математике ведутся два раза в неделю. Это около 60 часов в учебном году. Занятия ведутся по 30 минут, и дети работают по подгруппам.

Очень важным вопросом было, кто будет преподавать в подготовительной группе математику?

Учитель? Дело в том, что урок с шестилетками должен быть иным, чем с семилетними детьми. И не только по продолжительности. Урок (занятие) с шестилетними детьми должен отличаться и своей структурой, и преобладающими способами действий.

Урок у шестилеток должен состоять из нескольких частей, объединенных общей темой. И деятельность детей на уроке должна быть обязательно разнообразной. Большое место здесь отводится действиям с предметами. Чтобы достичь успеха, ребенок на своем рабочем месте должен проделать, пережить все то, что делается у доски.

И очень важно для занятий с детьми этого возраста – включение элементов игры. Игра на уроке в значительной степени приближает условия обучения в школе к условиям детского сада, что крайне важно. Но нужна она здесь не только для улучшения адаптации. В ситуации дидактической игры ребенок усваивает программу значительно успешнее, нежели в ситуации учебного занятия. И это не вызывает особого удивления, ведь в дидактической игре учебная задача – часть игровой ситуации с выполнением определенных правил. Здесь усвоение нового происходит без особого напряжения, как бы само собой.

По своему опыту я знаю, что многие учителя работают с шестилетками точно так же, как и с семилетками: школа есть школа, а учение – сложный и серьезный труд. Так что вовсе не обязательно, чтобы процесс обучения с его содержанием и сложившимися в нем взаимоотношениями вызвал у школьников положительные эмоции.

А организация учебных занятий с шестилетними учениками требует особой методики. Перед учителем возникнут педагогические ситуации, которые надо будет решать иначе, чем при работе с семилетками, да и сами ситуации будут другими.

Обучить воспитателей? Они хорошо знают психологические особенности этого возраста. Нужен был такой воспитатель, который:

знаком с методами организации учебной деятельности по системе развивающегося обучения,

который реализует принцип развертывания учебного материала от общего к частному (там, где это возможно),

который использует в ходе обучения форму сотрудничества

и просто тот человек, который способен и желает пройти трудный путь в подготовке и реализации этого проекта.

Таким преподавателем стал один из воспитателей моих шестилеток, который весь год сотрудничал со мной, помогал и сопереживал моим ученикам – своим воспитанникам. Этот человек прошел обучение и уже второй год успешно преподает математику в подготовительных группах, и является соавтором моего проекта. В настоящее время разработаны конспекты всех уроков-занятий, прилагаются тетради на печатной основе: Г.Г. Микулина "Считай, записывай, оценивай", Г.Г. Микулина "Сказочные цифры".

Учим понимать математику (6–7 лет)

1. Цели и задачи курса.

Предлагается такой подход к введению математических понятий, который стимулирует развитие у учащихся способностей к абстрагированию и обобщению, содействует становлению учебной деятельности, дает возможность расширить традиционный круг умений и навыков. Предлагаемый способ введения школьников в начальную математику нацелен, прежде всего, на умственное развитие учащихся, и в частности на формирование у них математических способностей. При этом учитывается общая тенденция развития познавательной деятельности детей 6–7 лет, которая связана с их переходом от непосредственного реагирования на впечатления к использованию в познавательных действиях общественно-выработанных средств, позволяющих абстрагироваться от внешних свойств явлений.

При наличии у ученика того или иного понятия следует признать его способность правильно решить любую задачу, связанную с этим понятием.

2. Краткое содержание курса.

В дочисловом периоде (уроки 1.1 – 1.5) систематизируются и уточняются общие количественные представления детей. В частности, дети учатся отличать количественные изменения объектов от их изменений по форме. При этом используется как традиционный материал предметных совокупностей, так и материал непрерывных величин (масса, объем).

Следующий раздел обучения посвящен изучению свойств числового ряда и использованию его при решении арифметических задач (уроки 2.1 - 2.36). В течение этого периода учащиеся знакомятся с числами первого десятка. В отличие от стандартного курса математики, числа вводятся не по одному, а группами: сначала 1–6, потом 7–10.

Особое внимание уделяется формированию у детей представления о числовом ряде как модели, фиксирующей взаимодействие количества и порядка и позволяющей решать определенные задачи. Эта модель предстает перед учащимися не только в конкретном, но и в общем виде. Так, дети сталкиваются с отрезком числового ряда, обозначенного абстрактными символами – “сказочными цифрами” (уроки 2.10 – 2.12), и, используя их, выполняют арифметические действия, как бы в общем виде, опираясь на понимание соотношения чисел в ряду (урок 2.14 – 2.15).

Хорошо известны трудности обучения решению задач, требующих поиска значений слагаемого, уменьшаемого или вычитаемого. Эти трудности проистекают, в значительной степени, из того, что в сознании учащихся действия сложения и вычитания оказываются напрямую связанными с реальным уменьшением и увеличением предметных совокупностей. Чтобы избежать этого, выбор арифметического действия следует связать с оценкой направления движения по числовому ряду. Так, определяя значение некоторого компонента предметной ситуации (с помощью арифметического действия, а не путем простого пересчета элементов совокупности), ученик должен перенести ситуацию на числовой ряд (урок 2.22) и далее действовать по законам числового ряда, а не в соответствии с описанием предметных изменений.

Следующий большой раздел программы обучения (уроки 3.1 – 3.19) связан с изучением особенностей взаимосвязи сложения и вычитания и освоения общего подхода к решению соответствующих текстовых задач. Сначала, выполняя особые задания, учащиеся обнаруживают, что элементы ситуаций, в которых предметные совокупности увеличиваются или уменьшаются, оказываются связанными отношением целого и частей (урок 3.1). Изучение свойств этого отношения приводит к выделению способов поиска значений целого и части (урок З.10 – З.13), что составляет основу общего подхода к решению соответствующей группы текстовых задач.

Отдельно представим наш подход к формированию у учащихся вычислительных умений.

Первые вычисления предлагается производить при изучении свойств числового ряда. Учащиеся постепенно переходят от присчитывания числа по единице к одномоментному прибавлению и вычитанию чисел 1, 2 и 3 (в пределах первого десятка). Затем, с освоением свойств отношения целого и частей появляется понятийная основа для изучения состава конкретных чисел и выполнения вычислений на этой основе. Важно, чтобы оба способа действия были выделены из соответствующих общих закономерностей. В этом случае формирующиеся приемы вычислений могут приобрести характеристику обобщенности.

3. Какой материал ученик должен знать и понимать на конец учебного года.

– уметь сравнивать предметы по заданному параметру, употребляя название признака: “по цвету”, “по форме”, “по размеру”;
– знать свойства числового ряда и использовать их при решении арифметических задач не только в конкретном, но и в общем виде;
– исходя из знания свойств отношения в целом и частей, составлять и решать текстовые задачи на поиск любого компонента сложения и вычитания как в конкретном, так и в общем виде;
– выполнять сложения и вычитания в пределах чисел первого ряд;
– прочитать, записать, сравнить числа второго десятка; выполнять с ним простейшие арифметические операции.

4. Распределение фонда времени в учебном году.

Уроки проводятся 2 раза в неделю по 30 минут по подгруппам (10 учащихся). За год – 60 часов. 1 полугодие – 28 часов, II полугодие – 32 часа.

5. Содержание разделов и тем.

1. Подготовка к изучению чисел и действий с ними.

Сравнение предметов по форме, цвету, размеру. "Столько же" (на материале массы и объема). "Столько же" (способы соотношения элементов двух предметных совокупностей).
"Столько же", "больше", "меньше" (независимость оценки отношения от формы расположения сравниваемых совокупностей). Сравнение части совокупности со своей совокупностью. Сравнение групп предметов с помощью счета.

2. Числа первого десятка. Свойства числового ряда.

"Один" как составная часть любого числа. Количественное значение цифры. Порядок чисел 1–10. Связь порядка и количества. Отношение соседних чисел в числовом ряду.
Количественные изменения предметных совокупностей и определение их результатов с помощью числового ряда. Знаки "+", "–", " JUSTIFY">З. Связь сложения и вычитания.

Выделение отношения целого и частей в предметных ситуациях. Разложение числа на части. Решение и составление примеров с помощью схемы состава числа. Присчитывание и отсчитывание чисел 1,2,3 в пределах 100. Целое – части в записях сложения и вычитания. Введение и освоение пространственной модели отношения целого и частей. Состав чисел в пределах первого десятка. Уяснение полезности чертежа для решения задач и решение статистических задач на основе действий с чертежом. Преобразование рассказа в задачу.
Условие задачи. Вопрос.

6. Распределение фонда времени по разделам курса, темам и видам занятий Поурочное планирование.

1. Числа первого десятка. Свойства числового ряда.

1.1. Сравнение предметов по форме, цвету, размеру.
1.2. "Столько же" (на материале массы и объема).
1.3. "Столько же". Способы соотнесения элементов двух предметных совокупностей.
1.4. "Столько же", "больше", "меньше". Независимость оценки отношения от формы расположения сравниваемых совокупностей.
1.5. Сравнение групп предметов с помощью счета.

2. Числа первого десятка. Свойства числового ряда.

2.1. "Один".
2.2. "Один" как составная часть любого числа.
2.3. Числа и цифры 1 – 6.
2.4. Количественное значение цифры.
2.5. Количественное значение цифры.
2.6. Порядок чисел 1 – 6. Связь порядка и количества.
2.7. Числа и цифры 7, 8, 9, 10.
2.8. Числа и цифры 7, 8, 9, 10 (продолжение). Проверочная работа.
2.9. Числа и цифры 7, 8, 9, 10 (закрепление).
2.10. и 2.11. Порядок чисел в ряду 1 – 10. Отношение соседних чисел в числовом ряду.
2.12. Количественные изменения предметных совокупностей и определение их результатов с помощью числового ряда.
2.13. Введение знаков "+", "–".
2.14. Освоение записей вида 7 ± 2 в действиях на числовом ряду и с предметными совокупностями. Введение знака " JUSTIFY">3 Связь сложения и вычитания

3.1. Выделение отношения целого и частей в предметных ситуациях.
3.2. Решение примеров с помощью схемы состава числа.
3.3. Составление примеров по схеме состава числа.
3.4. Целое – части в записях сложения и вычитания.
3.5. Введение новой (пространственной) модели целого и частей. Состав числа.
3.6. Освоение пространственной модели отношения целого и частей.
3.7. Относительность категорий “целое – часть”.
3.8. Зависимость значения одного элемента отношения целого и частей от значения других. Состав числа 7.
3.9. Взаимозависимость значений элементов отношения целого и частей (продолжение).
3.10. Поиск значения целого путем выполнения арифметического действия.

3.11. Поиск значения части путем выполнения арифметических действий.
3.12. Дифференциация способов поиска значений целого и части.
3.13. Поиск значения целого и части в динамичных сюжетах.
3.14. Обоснование полезности чертежа для решения задач.
3.15. Решение статичных задач на основе действий с чертежом.
3.16. Обобщение способов поиска значения целого и части.
3.17. Преобразование рассказа в задачу. Условия задачи. Вопрос.
3.18. Возможность построения нескольких задач на основе рассказа. Состав числа 9.
3.19. Составление задач с разным содержанием предметных действий к одному и тому же чертежу.

Я выражаю глубокую признательность и благодарность Г.Г. Микулиной за разработку данного курса математики.

Литература:

1. Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. "Учителю о психологии детей шестилетнего возраста". М. "Просвещение" 1988 г. 190 С.
2. Ш.А. Амонашвили. "Педагогический поиск". М. "Педагогика" 1990 г. 560 с.
3. Под ред. И.В. Дубровиной. "Практическая психология образования" М. "ТЦ Сфера" 1997 г. 528 с.
4. Г.Г. Микулина. "Учим понимать математику 1 класс" М. "АО Аспект пресс" 1994 г. 120с.

Вопрос преемственности между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка . Принятие ФГОС дошкольного и начального образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы.

Актуальность . Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.

2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.

3. Умственные и нравственные способности учащихся.

4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.

5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Авторы, разработчики программы

Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 304 с.

- Обучение грамоте и чтению. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф.

- Русский язык (2 линии).

Авторы: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.

Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.

- Литературное чтениe. Автор Климанова Л.Ф.

- Математика. Авторы: Моро М.И. и др.

- Окружающий мир. Автор Плешаков А.А.

  • создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,
  • формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
  • подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности ,

обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника

  • создание условий для развития личности младшего школьника, реализации его способностей, поддержка индивидуальности;
  • освоение младшим школьником системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков;
  • формирование у ребенка интереса к учению и умения учиться;
  • формирование здоровьесберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности .
  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

  • Достижение личностных результатов учащихся:
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • сформированность мотивации к обучению и познанию;
  • осмысление и принятие основных базовых ценностей.

Достижение метапредметных результатов обучающихся:

  • освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Достижение предметных результатов:

  • освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.

Ведущий вид деятельности

Универсальные учебные действия (УУД) - совокупность способов действия, благодаря которым ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности.

1. Целевой раздел (Пояснительная записка, планируемые результаты)

2. Содержательный раздел (возрастные особенности, организация жизни детей, содержание психолого-педагогической работы, Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы, Коррекционная и инклюзивная педагогика)

3. Организационный раздел (распорядок дня, Культурно-досуговая деятельность, Условия реализации Программы, даны Рекомендации по написанию основной программы ДО)

6. Список нормативных документов и научно-методической литературы

Образовательные области: 1.Социально-коммуникативная.

Предметные области: филология, математика, естествознание (окружающий мир) технология, искусство, физическая культура; Направления внеурочной деятельности: познавательное, духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное

- совместная деятельность детей

- совместная деятельность взрослого и детей

- самостоятельная деятельность детей

- совместная деятельность детей (работа в парах, группах на уроках и во внеурочной деятельности)

- совместная деятельность взрослого и детей (фронтальная работа на уроках; совместная

проектно- - исследовательская работа)

- самостоятельная деятельность детей (выполнение самостоятельных заданий на уроках и во внеурочной деятельности);

Методы и технологии

технологии проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

технология портфолио дошкольника

технологии проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

технология портфолио дошкольника

В соответствии с концепцией ФГОС, развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий.

В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют 4 блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный (по А.Г. Асмолову).

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. (Смотри таблицу). Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Сформированность универсальных учебных действий – и есть тот результат, которого необходимо достичь обучающимся при освоении ООП. Работа по формированию у учащихся УУД строится педагогами поэтапно, учитывая возрастные возможности учащихся: от преобладающей совместной деятельности в 1 классе к увеличению доли самостоятельности в последующих классах. (Пример на слайде). Также каждый возрастной период имеет свои приоритетные задачи. Так, в 1 классе образовательной потребностью возраста является – быть принятым в новом образовательном пространстве, следовательно, на первый план выходит формирование коммуникативных и личностных УУД. А вот предпосылки учебной деятельности формируются у детей на этапе завершения ими дошкольного образования и представляют собой ряд социальных и психологических характеристик, являющихся целевыми ориентирами освоения Программы, которые и являются основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Целевые ориентиры ДОО

УУД в начальной школе (к концу 1 класса)

  • ∙ организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
  • определять цели выполнения заданий на уроке под руководством учителя;
  • определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя;
  • сравнивать одно из упражнений своей работы с образцом под руководством учителя;
  • оценивать по критериям, предложенным учителем, одно из упражнений (или вид деятельности);
  • ориентироваться на странице учебника;
  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и другие источники информации (учебник, учителя, сверстников);
  • оформлять свою мысль в устном высказывании на уровне одного предложения или небольшого текста;
  • сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие под руководством учителя;
  • группировать предметы, объекты на основе существенных признаков при помощи учителя (по заданному учителем признаку);
  • использовать знаково-символические средства;
  • подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему
  • слушать и понимать речь других;
  • участвовать в диалоге с учителем;
  • принимать точку зрения другого человека, доказывать свою;
  • устно работать в паре постоянного состава (действие начала работы, соблюдение очередности высказывания, спокойное высказывание своего мнения, действие по окончании работы).

И пришли к выводу, что основная задача дошкольного образовательного учреждения заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий .

(В этом и есть суть преемственности дошкольного и начального общего образования.)

Также нельзя забывать, что основным принципом преемственности является игра – деятельность, которая в дошкольном воспитании является ведущей. Игру необходимо использовать на уроках, игра должна пронизывать всю внеклассную деятельность младших школьников.

Практическим обеспечением преемственных связей по нашему мнению может стать создание системы технологической преемственности, а именно выбор тех педагогических технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития ребенка.

Такими едиными технологиями на наш взгляд являются: здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, технологии ТРИЗ, технология портфолио дошкольника

Механизм осуществления преемственности функционирует с помощью форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности.

Данная работа может строится в трех основных направлениях:

1. Это взаимодействие педагогов двух уровней. где формами взаимодействия могут быть:

-совместные педагогические советы, дни методического взаимодействия, семинары-практикумы, мастер-классы, технологические мастерские, взаимодействие педагогов-психологов.

Имеют место быть такие формы как консультации специалистов, Дни открытых дверей, творческие мастерские, анкетирование, тестирование и мониторинг для родителей будущих первоклассников, семейные вечера и тематические досуги.

3.Так же необходимо планировать работу с детьми в форме участия в совместной образовательной деятельности, проектной деятельности, в форме минуток общения дошкольников и первоклассников, совместных Акций, ознакомительных экскурсий в класс, в школьную библиотеку, в школьную столовую, в спортивный зал, игровые программы, совместные спортивные мероприятия, мастерские и выставки творчества.

Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

И наконец, можно предположить, что две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.

Школа постоянно повышает требования к математическому развитию Это объясняется тем что увеличивается поток информации, это развитее научно-технического прогресса, изменение в экономической жизни. повышение значимости математического образования, переход на обучение с 6 лет. отсюда следует, что учебно-воспитательная работа в ДОУ и школе должна представлять единый учебно-воспитательный процесс. Преемственность - это не только опора на пройденное, но и дальнейшее развитие имеющихся знаний, умений и навыков в направлении, их расширение и углубление, а также освоение известного на более высоком уровне.

Направление в подг. гр. - учить решать арифметические задачи -в школе учат записывать решение задач. О проблеме преемственности высказывался Ушинский он говорил, что связь должна быть непрерывной в д/с и школе. Современные психолого-педагогические исследователи (Петраченко, Виноградова) дали возможность усовершенствовать содержания обучения дошкольников, в том числа и математически, Новые вариативные программы обучения и воспитания строятся в соответствии с требованиями начальной школы. Сравним программу дошкольного воспитания и обучения Васильевой с программой 1 класса начальной школы :

1. Формирование понятий числа и арифметических действий существующих в д/с — продолжается в 1 классе (в разделе количество и счет) - оперяются на эти знания, к этому ряду добавляется число 0 (обозначение и употребление). В д/с начинается, а в 1 классе продолжается усвоение таблицы сложения и вычитания к пределах десяти., на основе делении состава числа из двух меньших. В 1 классе при сложении и вычитании одно число может равняться 0. Усваивается таблица умножения, к концу 1 класса выходят- за пределы десятка, нумерация, сравнение чисел, запись количественных десяток. В д/с ознакомление со специальной терминологией -название чисел, действий (прибавление и отнимание, знаков +, –. В школе углубленная терминология при сложении (1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма); при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). При сложении ознакомление с закономерностью от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. 2. В д/с знакомство с геометрическими фигурами, выделение формы окружающих предметов, многоугольники и их элементы (стороны, углы, вершины). -В 1 классе учат выделять прямые и непрямые углы, чертить, отрезки разной длины, изображать геометрические фигуры в тетради в клетку (готовим еще в д/с). З. В д/с знакомим с непрерывными величинами (линия, натуральный ряд чисел) с условной мерой (измерим меркой длины стола) и общепринятыми мерами (метр, литр, кг.) В 1 классе продолжается измерять протяженность, массу, вместимость, объем. В д/с начинаем, а к школе продолжаем подводить к пониманию функциональной зависимости между измеренной величиной, мерой и результат измерения (кол-во мерок).

4. В д/с давали знания о пространственных и временных отношениях, а и 1 классе предусматривается дальнейшее углубление

знаний. 5. В методических рекомендациях в работе д/с и школы используются д/и. наглядное моделирование.

Как видно из сравнительного анализа программы д/с и школы программные требования образовательно-воспитательной работы преемственно связаны между собой. Разница в форме организации - занятия и урок в школе. Преемственные методы математического развития (показ, объяснения, указания) в школе и в ДОУ одинаковы. Средства" "обучения дидактические материалы в д/с и в школе одинаковы. Взять программу Васильевой (подг. гр.) и начальных классов Моро, Бантова (оглавление, раздел математика) Анна Михайловна Леушина, Тарунтаева, Белошистая (подготовка к школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

(программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада) Авторы:Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова.

В программе нашла отражение центральная идея отечественной психологической школы — о творческом характере развития. Авторы рассматривают ребенка как субъект индивидуального развития, активно осваивающий культуру. С этих позиций определены направления и границы педагогического воздействия взрослого. Представление о ведущей роли социокультурного контекста развития подчеркивает неправомерность переноса акцента дошкольного образования на школьную модель обучения. В программе уделяется большое внимание охране и укреплению здоровья детей, формированию у них привычки к здоровому образу жизни. Авторский коллектив стоит на позиции содействия психическому развитию ребенка, а не простого учета его возрастных особенностей. Помимо перечня приобретаемых ребенком знаний, умений и навыков, ориентиры для работы педагогов определены в терминах становления деятельности, сознания и личности ребенка. В качестве особых задач ставится ориентация на поддержание мотивации и формирование осознаваемых целей деятельности.

(программа развития и воспитания в детском саду). Под редакцией: Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович.

Авторский коллектив: А.А. Леонтьев (руководитель), Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, М.М. Борисова, А.А. Вахрушев, М.В. Корепанова, Т.Р. Кислова, С.А. Козлова, О А. Куревина, И.В. Маслова, ОА. Степанова, О.В. Чиндилова.

В рамках математического блока сформулированы следующие задачи.

Развитие предметных умений:

— производить простейшие вычисления на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок;

— читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики (с помощью известных моделей);

—узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы;

—строить элементарные цепочки рассуждений.

Формирование познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.

Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.

Программа ориентирована на формирование у детей математических понятий и представлений, лежащих в основе содержания курса математики для начальной школы: о количественном и порядковом числе, величине, измерении и сравнении величин, пространственных и временных отношениях между объектами и явлениями действительности.

В курсе выделяются несколько содержательных линий:

простые арифметические задачи на сложение и вычитание;

элементы логического мышления;

ознакомление с пространственными и временным отношениями;

Основные (специализированные) и дополнительные программы дошкольного образования

—формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

— формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

—развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей; развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

—увеличение объема внимания и памяти;

—выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;

—формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.). Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения.

Программа развития математических представлений детей 3—4 лет предлагается в двух вариантах. Первый вариант программы предусматривает двухгодичный курс обучения детей. Авторы рекомендуют проводить на этом этапе одно занятие в неделю.

Второй вариант программы также рассчитан на два года обучения и предполагает одно занятие в неделю.

Руководствуясь принципом минимакса, авторы значительно обогатили математические разделы задачами по формированию вычислительных умений, развитию представлений об арифметических действиях.

Представленное в программе содержание, а также заявленные принципы позволяют отнести данную программу к программам развивающего типа.

В программе представлены тематические планы по каждому из вариантов обучения, для реализации программы авторами разработаны учебно-методические пособия с учетом возрастных особенностей дошкольников, что облегчает организацию педагогической деятельности и особо приветствуется практиками.

Автор Е.В. Колесникова.

Содержание программы сопровождается методическими разработками в виде сценариев занятий и рабочих тетрадей, что создает для педагога-практика практическую модель реализации программного материала.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ программ М.И.Моро и Н.Б.Истоминой

Выполнила: Хромина Лариса Юрьевна,

учитель начальных классов

Анализ программ по математике М.И.Моро и Н.Б.Истоминой с точки зрения структуры и соответствия ФГОС НОО.

Математическое развитие младших школьников.

Формирование системы начальных математических знаний.

Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения

математического образования в основной школе, и создать

дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными,

регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.

В программе М.И.Моро – 3 цели обучения математике, а в программе Н.Б.Истоминой – 1. Кроме этого цель программы Н.Б.Истоминой по новому наполняет сущность изучения предмета и она больше соответствует новым образовательным стандартам, так как в ней мы уже видим прописанные УУД в процессе усвоения предмета. Программа М.И.Моро – традиционная программа, содержащая триединую цель в обучении предмета – развивающая, образовательная и воспитательная.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования: формирование и развитие различных математических процессов, действий и т.д.

Отсутствуют задачи как таковые. Новое видение достижения цели: организовать учебную деятельность учащихся с учётом специфики предмета

(математика). В основе обучения математике лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приёмов

умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.

Содержание обучения представлено разделами:

Принцип построения содержания НКМ

Концентрический (отражает последовательное расширение области чисел)

Тематический принцип построения содержания НКМ более удобен для освоения материала и в большей степени соответствует ФГОС НОО. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Это способствует формированию у учащихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает им осознать, какими знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными) они уже овладели, а какими пока ещё нет, что оказывает положительное влияние на познавательную мотивацию учащихся и целенаправленно готовит их к принятию и осознанию новой учебной задачи, которую сначала ставит учитель,

а впоследствии и сами дети.

Организация процесса обучения

Есть новые методы, средства и формы обучения, но больше все-таки используются традиционные методы, формы обучения.

Внедрение в школьную практику новых способов (методов, средств, форм)

организации процесса обучения и современных технологий

усвоения математического содержания, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.

Место курса в учебном плане

На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 часа в неделю. Курс рассчитан на 540 часов

Результаты изучения курса

Описаны личностные, метапредметные и предметные результаты (обобщенно)

Описаны личностные, метапредметные и предметные результаты более расширенно . В м етапредметных результатах изучения курса описываются

регулятивные, познавательные и коммуникативные

универсальные учебные действия.

Вывод: программа Н.Б.Истоминой в большей степени соответствует новым образовательным стандартам (ФГОС НОО).

Состав универсальных учебных действий (УУД), формируемых в программах М.И.Моро и Н.Б.Истоминой. Чем похожи? Чем отличаются?

- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- осознание роли своей страны в мировом развитии; уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

- Целостное восприятие окружающего мира.

- Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; творческий подход к выполнению заданий.

- Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

- Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

- Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

У учащихся будут сформированы внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.

- Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также
оценки их количественных и пространственных отношений.

- Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерений, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

– различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах;

– адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном

сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем

ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– владеть общим приёмом решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

создавать и преобразовывать модели и схемы для

решения задач;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– выражать в речи свои мысли и действия;

– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет; – использовать речь для регуляции своего действия.

Выпускник получит возможность научиться:

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Предметные результаты выпускника начальной школы описаны в широком смысле, обобщенно.

- Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также
оценки их количественных и пространственных отношений.

- Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерений, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Предметные результаты выпускника начальной школы описаны более конкретно и по изучаемым разделам.

Выпускник научится:

– читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

– устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

– группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

– читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; год — месяц — неделя — сутки — час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.

Выпускник получит возможность научиться:

классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

Вывод: Состав универсальных учебных действий в обоих программах одинаков: личностные, метапредметные, предметные УУД.

Читайте также: