В чем новаторство горького драматурга в пьесе на дне кратко

Обновлено: 04.07.2024

Горький рассказывал, что слышал эту песню во время своих странствий от волжских босяков.

Горький нарочно даёт персонажам говорящие фамилии. Клещ — впившийся в жену, винит её в своих бедах. Он уверен, что без неё не разорился бы, а если бы не потратил все деньги на её похороны, смог бы уйти из ночлежки. Квашня — прямое указание актрисе, как должна героиня выглядеть: как бочка с забродившим тестом. Околоточный Медведев: большой и злобный хозяин района, хищник. Пепел — тоже говорящая фамилия, предполагающая, что герой когда-то был человеком, но теперь сгорел и сил у него вырваться из ночлежки нет.

К л е щ. Интересно — кто кого крепче всадит? Васька — Василису или она его?

Н а с т я. Василиса — вывернется! Она — хитрая. А Ваську — в каторгу пошлют…

Пьеса М. Горького “На дне” является новаторской по жанру: это острая социально-философская драма. Социальная, так как в ней представлена драма, вызванная объективными условиями жизни общества. В пьесе множество различных конфликтов, сюжетных линий. Это отношения Пепла, Василисы, Наташи и Костылева; Барона и Насти; Клеща и Анны. Мы видим трагические судьбы Бубнова, Актера, Сатина, Алешки. Но все эти линии идут как бы параллельно, нет общего, стержневого конфликта между героями. В пьесе мы можем наблюдать конфликт в сознании людей, конфликт с обстоятельствами - это было необычно для русского зрителя.
Философский же аспект драмы обусловлен идейными спорами , постановкой важного философского вопроса о человеке, о его месте, роли в жизни, о том, что для него важно. “Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?”, - это слова самого М. Горького. На сцене Сатин и Лука встречаются лишь однажды и перекидываются парой фраз, после чего их пути расходятся. Лука исчезает, Сатин остаётся. Такое решение конфликта лишает пьесу драматургического накала — оппоненты не сталкиваются лицом к лицу, спор ничем не разрешается. Отказ от прямого противостояния ставит и перед актёрами, и перед режиссёром, и перед зрителем вопрос: на чьей они стороне? Каждый из героев излагает свою веру, свою, если угодно, программу. Кому из них верить — беглому каторжнику Луке или пьяному Сатину, — каждый решает сам. Философский аспект драмы каждым поколением переосмысливается по-новому, однозначного ответа на вопрос автора нет. Все зависит от конкретной обстановки и исторической эпохи.

Драма открывается экспозицией, в которой уже представлены основные персонажи, сформулированы основные темы, поставлены многие проблемы. Появление в ночлежке Луки является завязкой пьесы. С этого момента начинается проверка различных жизненных философий и устремлений.

Рассказы Луки о “праведной земле” кульминация, а начало развязки – убийство Костылева.

Композиция пьесы строго подчинена ее идейно-тематическому содержанию. Основой сюжетного движения становится проверка жизненной практикой философии утешительства, разоблачение

Драматургическое мастерство Горького отличается большим своеобразием. Внимание автора сосредоточено на показе социальных типов и явлений, а само изображение действительности отличается глубокой обобщенностью. В пьесе несколько идейно-тематических планов, которые в большей или меньшей степени связаны с основной идеей.

Важная особенность драмы Горького отсутствие в ней центрального героя и разделения персонажей йа положительных и отрицательных. Главное внимание автор уделяет самосознанию героев, выявлению

Своеобразны и сами принципы изображения человека в пьесе. Как правило, человек показывается через призму восприятия других людей. Так, например, представлен в пьесе Лука: в глазах Костылевых он вредный смутьян, для Анны и Насти – добрый утешитель, для Барона и Бубнова – лгун и шарлатан.

Полноту и законченность этому образу придают изменяющиеся отношения к нему Актера, Пепла, Клеща.

В пьесе “На дне” монологи занимают незначительное место. Ведущим принципом раскрытия самосознания героев и их характеров является диалог. Важное средство достижения типичности и индивидуализации образов – речевая характеристика персонажей.

Докажите это на примере образов Луки, Актера, Барона. Раскройте идейную функцию цитаты из Беранже, притчи о праведной земле и песни, которую поют ночлежники.

Пьеса “На дне” имела огромное общественно-политическое значение. Разоблачая лживую философию утешительства, Горький тем самым боролся против реакционной идеологии, на которую охотно опирались представители господствующих классов. В период начавшегося политического подъема утешительство, призывавшее к смирению и пассивности, было глубоко враждебно революционному рабочему классу, поднимавшемуся на решительную борьбу.

В этой обстановке пьеса сыграла большую революционизирующую роль. Она показала, что Горький с передовых позиций решал проблему босячества. Если в ранних своих произведениях писатель не касался причин, порождавших это явление, то в пьесе “На дне” прозвучал суровый приговор общественному строю, который был повинен в страданиях людей.

Всем своим содержанием пьеса призывала бороться за революционное преобразование действительности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ТКР №2. Литература начала 20 века. Писатели-реалисты начала 20 века.

А) Новаторство Горького-драматурга

Г) Концепция человека в раннем творчестве М. Горького

А) Новаторство Горького-драматурга

Драматургическое новаторство Горького связано с концепцией личности в его творчестве. Создание нового типа социально-философской драмы, где конфликт выражен не во внешней и сложной интриге, а во внутреннем движении пьесы, в столкновении идей. Главное внимание автор уделяет самосознанию героев, выявлению их социальных и философских воззрений. Как правило, человек показан через призму восприятия других людей. Герой писателя – активная созидающая личность, реализующая себя на общественном поприще (Данко – один из первых героев этого типа). Герой – носитель идеалов автора – должен преодолевать и побеждать власть социума, к которому он принадлежит.

Концепция социально и духовно активной личности вытекала из системы взглядов Горького, из его миропонимания. Писатель был убежден во всемогуществе человеческого разума, в силе знания, опыта жизни.

В архиве МХАТа хранится альбом, содержащий свыше сорока фотографий, сделанных художником М. Дмитриевым в нижегородских ночлежках. Они служили наглядным материалом для актеров, гримеров и костюмеров при постановке пьесы в МХТ Станиславским.

Многие из современников отмечали в пьесе характерную черту раннего Горького – грубоватость.

Г) Концепция человека в раннем творчестве М. Горького

Разрыв между героическим прошлым и жалкой, бесцветной жизнью в настоящем, между “должным” и “сущим”, между великой “мечтой” и “серой эпохой” явился той почвой, на которой родился романтизм раннего Горького.

Ранние рассказы Горького носят революционно-романтический характер. В этих рассказах противопоставляется серая обыденная жизнь яркой, экзотической, героической. Контраст связан с противостоянием отдельной личности толпе — жизнь как подвиг и жизнь как произвол.

Для Горького человек — гордый и свободный властелин земли. “В жизни всегда есть место подвигу”, — говорит Горький устами героини романтического рассказа “Старуха Изергиль”.

Своими ранними романтическими произведениями с яркими, страстными, вольнолюбивыми героями Горький стремился разбудить “души живых мертвецов”. Он противопоставляет реальному миру самоотверженных романтических героев: Данко, цыганскую вольницу, гордые натуры свободолюбивых людей, которые предпочитают смерть подчинению даже любимому человеку. Удалой Лойко и красавица Радда гибнут, отказываясь от любви, счастья, если ради этого надо пожертвовать свободой, и своей гибелью утверждают другое — высшее — счастье: бесценное благо свободы. Эту мысль Горький выразил устами Макара Чудры, который свою историю о Лойко и Радде предваряет следующими словами: “Ну, сокол, хочешь, скажу одну быль? А ты ее запомни и, как запомнишь, век свой будешь свободной птицей”.

Среди этих гордых и свободолюбивых горьковских героев умудренная жизнью старая Изергиль убежденно выражает мысль Горького об ответственности за себя, свои действия и поступки. Через всю свою жизнь пронесла Изергиль чувство человеческого достоинства; его не могли сломить ни превратности судьбы, ни опасность смерти, ни страх потерять любимого человека, лишиться любви. История ее жизни — апофеоз свободы, красоты, высоких нравственных ценностей человека. Поэтому так убедителен ее рассказ о самоотверженном, героическом подвиге Данко, будто это не поэтическая легенда, а реальная история, свидетельницей которой была она сама.

Утверждая красоту и величие подвига во имя людей, Изергиль противостоит людям, утратившим свои идеалы. А кто же те, ради которых альтруист Данко пожертвовал жизнью, кого он вывел из тьмы леса и смрада, болот на свет и свободу, осветив им дорогу своим горящим сердцем? “Были это веселые, сильные и смелые люди”, но вот пришла “тяжелая пора” и они разуверились в борьбе, ибо считали, что прежний их опыт борьбы ведет лишь к гибели и уничтожению, а “они не могли умереть”, потому что вместе с ними исчезли бы из жизни и “заветы".

Спасая людей, Данко отдает самое дорогое и единственное, что имеет — свое сердце — “факел великой любви к людям”. Подвиг во имя жизни человеческой, свободы ляжет в основу рассказа. К самопожертвованию во имя людей и призывал Горький. Основная мысль, прослеживающаяся в рассказе: человек, сильный, красивый, способный на подвиг, — это настоящий человек.

Старуха Изергиль помимо передачи мнения автора является еще и связующим звеном. История ее жизни помещена посередине рассказа. Она жила среди людей, но для себя. Первой от Изергиль мы слышим легенду о гордом, свободолюбивом Ларре, сыне женщины и орла, который жил для себя, и последней — о Данко, жившем среди людей и для людей.

В “Песне о Соколе”, которая похожа по своей форме — рассказ в рассказе — на два предыдущих произведения, также стоит проблема смысла жизни. Горький строит рассказ на контрасте — люди-соколы и люди-ужи. Автор рисует два определенных типа людей: одни, схожие с гордыми, свободными птицами, другие — с ужами, обреченными всю жизнь “ползать”. Горький, говоря о последних: “Рожденный ползать — летать не может”, — восхваляет людей, подобных соколу: “Безумству храбрых поем мы песню!” Основной природный символ, как в “Песне о Соколе”, так и в других произведениях Горького — это море. Море, передающее состояние умирающей птицы, — “волны с печальным ревом о камень бились. ”; “В их львином реве гремела песня о гордой птице, дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни”; “Безумство храбрых — вот мудрость жизни!” Основную тему автобиографического рассказа “Рождение человека” можно определить уже по самому названию — появление на свет нового человека. По Горькому, рождение ребенка — это продолжение жизни. И при каких бы обстоятельствах ни приходил человек в этот, еще неведомый ему мир, нужно сделать все возможное для продолжения его жизни.

Ребенок, появляясь на свет, заявляет о себе буйным криком. При его рождении улыбается мать, “удивительно расцветают, горят ее бездонные глаза синим огнем”. И, читая эти строки, забываешь страшное, нечеловеческое лицо, с одичалыми, налитыми кровью глазами, какое было у женщины во время родов. На свет в нечеловеческих муках появился долгожданный ребенок, а значит, свершился тот великий подвиг, на который способна женщина.

И даже природа, чувствуя настроение окружающих, передает состояние счастливой женщины: “Где-то далеко журчит ручей — точно девушка рассказывает подруге о возлюбленном своем”. “Плескалось и шуршало море, все в белых кружевах стружек; шептались кусты, сияло солнце”.

Произведение является одним из самых лучших драматически творений писателя, обозначившим насущные и острые проблемы общества того времени.

Акцент автора на всем протяжении пьесы сосредоточен на изображении реальных жизненных типов и выявлении философских мировоззрений, социальных позиций персонажей произведения.

Отличительной особенностью драмы становится отказ автора от разделения героев на отрицательных и положительных, а также отсутствие главного персонажа пьесы.

Проявляя свое творческое писательское мастерство, автор знаменательно описывает образы героев через восприятия их другими людьми и главным способом раскрытия характеров персонажей использует не развернутые монологи, а яркую речевую форму в виде диалогов, звучащих повсеместно с начала пьесы, при этом полностью отказавшись от использования жаргонных словосочетаний. Именно на диалогах основывается все действие произведения и раскрываются не только жизненные позиции героев пьесы, их настроения, чувства, мысли, но и авторское отношение к происходящим событиям.

Нововведением писателя является введение в беседы и разговоры персонажей притч, высказываний, несущих идею гуманизма, разоблачающих утешительную философию представителей общественных слоев страны, наглядно демонстрирующих глубину столкновения различных жизненных позиций, которые и составляют философский конфликт пьесы.

Изображение человеческих качеств каждого персонажа представляются автором не в отвлеченном виде, а с указанием его личных особенностей и индивидуальных свойств.

Показывая на примере людских судеб, отверженных обществом, попавших на самую глубину жизненного дна в прямом и переносном смысле слова, автор стремится донести мысль о том, что этих людей объединяет трагизм ощущения душевного дна и опустошенности, из которых им не суждено выбраться.

Повествование имеет постепенное, неторопливое развитие с отсутствием эффектных интриг и сложных столкновений, но обострение социального конфликта ощущается во всем внутреннем движении произведения с центром тяжести в противоречии и борьбе политических принципов, социальных взглядов, общеклассовых идей.

Писателю удается художественно, всесторонне и своеобразно выразить характерный для каждого персонажа и определяющий его общественно-политическую сущность индивидуальный стержень.

Хозяева ночлежки

В XIX веке в России стали организовываться ночлежные дома, которые представляли собой что-то наподобие гостиницы с дешевыми койками или нарами в общих спальнях. В Москве такие места хорошо описал В. А. Гиляровский. Это были подвальные и полуподвальные помещения, где не было никаких человеческих условий. Они в большинстве своем были перенаселены, и поэтому многим нуждающимся в ночлеге приходилось спать на грязном полу.

Хозяева ночлежки — старик Костылев 54 лет и его молодая жена Василиса. Супруги наживаются на нищете постояльцев, забирая у них последние гроши. Костылев считает себя набожным человеком, часто напевает что-то божественное, на самом деле жадный и алчный, и его никто не любит, кроме черта, как выразился однажды Сатин, один из главных героев пьесы. В этой трущобе старик чувствует себя богом, так как любого здешнего обитателя может в любой момент выгнать на улицу.


Все же неплохой человек, Василий не может пойти на такое. Однако все происходит по ее замыслу. Из ревности опрокинув на сестру кипящий самовар, Василиса создала ситуацию, в результате которой Пепел, не рассчитав удара, убивает хозяина ночлежки и попадает под следствие.

Она, конечно, откупится, а Ваське каторги не миновать — так анализируют это событие другие постояльцы.

Мечтательные, но бессильные

Актер, который потерял свою работу и даже имя, Настя, девушка легкого поведения, желающая настоящей и крепкой любви, Васька Пепел, который хочет стать честным человеком и уехать вместе с Наташей в Сибирь, Клещ, который мечтает о том, чтобы выбраться из ночлежки и жить благополучно, сестра Василисы Наташа, которая мечтает о том, что за ней придет кто-то особенный и поменяет ее жизнь, умный и образованный Сатин, отражающий позицию автора.

Главные герои — Лука и Сатин

Главными героями произведения являются Лука и Сатин, так как они олицетворяют собой две жизненные позиции, два разных мировоззрения. Лука, неизвестно откуда появившийся в костылевском обиталище, вызывает у зрителя самые светлые чувства. Он добрый, всех успокаивает и во всех вселяет надежду на будущую лучшую жизнь:

  1. Актера уверяет в том, что алкоголизм лечат в специальных лечебницах.
  2. Утешая умирающую Анну, он говорит, что на том свете люди обретают настоящий покой, и за все земные мучения она обязательно попадет в рай.
  3. Пеплу дает совет бросить все и вместе с Наташей уе­хать в Сибирь.

Старик не агрессивен в своих убеждениях. Он спокоен и добр со всеми, и его появление многое меняет в жизненном укладе ночлежников, которые уже давно отвыкли от сочувствия и жалости. Сначала они не принимают слова странника всерьез, затем речи его начинают раздражать, некоторые даже ругают его и просят перестать врать. Однако в конце действия многие встают на его защиту, даже вначале осуждающий Луку Сатин.

Образ Луки можно оценивать по-разному. Принято считать, что жалость унижает человека. Да, в некоторых ситуациях действительно лучше открыть человеку правду и подсказать правильное решение. Но неизлечимо больной Анне, которая не нужна даже собственному мужу, перед страхом приближающейся смерти утешение необходимо. А совет Пеплу уйти из этих трущоб был самый полезный: тогда бы не произошло этого страшного убийства, и влюбленные могли бы быть вместе.

Исчез странный старичок так же незаметно, как и пришел, заставив всех задуматься о своей жизни.

Трагические события еще больше вселили в бывших людей надежду на счастливую жизнь. Совсем за другую жизненную позицию выступает в пьесе босяк Сатин. Он является борцом за правду и спорит с Лукой о вреде утешительной лжи. Когда-то он, заступившись за честь сестры, убил ее обидчика и сел в тюрьму, которая не озлобила в нем человеческих чувств.

Но эти слова контрастируют с его настоящей жизнью. До тюрьмы он работал телеграфистом, много читал, выступал на сцене с танцами, но, выйдя на свободу, оказался никому не нужным и попал в это пристанище.

Сейчас Сатин играет в карты, чем и зарабатывает на жизнь. Он шулер и не стыдится этого: ведь жулик должен быть умнее, чтобы обыграть других.

Характеристика других персонажей

По участию в действиях Ваську Пепла можно отнести к главным героям. Этот молодой человек с позитивным взглядом на жизнь — потомственный вор. Добрый и мягкий по натуре, он не хочет заниматься преступными делами, но его слабохарактерность не дает порвать с воровским миром. По слабости характера он стал и любовником Василисы, которая провоцирует его на кражи, забирая основную часть прибыли.

Он влюбился в Наташу, мечтает уехать с ней, но терпит шантаж любовницы, которая угрожает сдать его в полицию, если бросит ее. После убийства Костылева покалеченная Наташа не верит Пеплу, считая его союзником сестры, и лишает его последней надежды на их счастливое будущее. Одной из обитателей ночлежки Костылевых является Квашня, торговка пельменями. Женщине под сорок, муж, который всю жизнь пьянствовал и дебоширил, умер, и полицейский Медведев ухаживает за ней.

Квашня, обиженная умом, неравнодушна к людям. Она вторая за Лукой проявляет внимание к Анне — оставляет ей пельменей на обед. Клещ, муж Анны, работал слесарем. Постоянно оскорблял и бил больную супругу, виня ее во всех неудачах. Денег на похороны не было, и пришлось продать инструменты, с которыми ходил по заявкам. Теперь ему идти вовсе некуда, и со смертью жены пропала всякая надежда подняться со дна.

Нет никаких перспектив выбраться из ночлежки и Барону, чиновнику в прошлой жизни, а сейчас неработающему пройдохе. Он сожительствует с Настей, девицей легкого поведения, и требует у нее денег на выпивку.

Настя потворствует этому и жалуется на жизнь. Девушка зачитывается любовными романами и, представляя себя их героиней, сочиняет истории о себе.

Герои пьесы

Все ночлежники разные, но у них есть общие черты: у каждого нет в жизни таких событий. Они попали в ночлежку из-за ошибок, которые совершили сами.

Горький не склонен искать причины этого путешествия на дно жизни.

Все они считают пребывание в ночлежке временным и все, что с ними происходит, они ненавидят. Они пытаются свою жизнь приукрасить. Все они раздражены, философствуют, много говорят. Всех их объединяет мечта вырваться из этого мира.

Реплики контрастируют друг с другом (2 дейст., разговор Анны и реплики картежников).

Жизнь постояльцев повседневная, все события идут по заведенному кругу. Герои произносят одни и те же слова, производят одни и те же действия. Жизнь вертится по замкнутому кругу, все мечтают разорвать этот круг.

Жанровые особенности. Поэтика пьесы

Горький определил жанр своей пьесы – это картина (автор стремиться уйти от жесткого жанрового определения). Он делает акцент на описание куска действительности.

Создает определенную атмосферу. Список действующих лиц (хозяин ночлежки, люди без определенных занятий). Сразу возникают предположения о социальном, любовном конфликтах. В самом названии конфликт философский. Описание декораций сопровождено авторскими ремарками. Камень, темнота — все разрушено, грязно. Было ощущение того, что мир утратил красоту, целостность. Звуковой мир тоже не совсем приятен.

Рис. 4. Сцена из спектакля (Источник)

Рис. 5. Сцена из спектакля (Источник)

Весна. Раннее утро. Надежда на что? Завязки в пьесе нет.\

Рис. 6. Сцена из пьесы ()

Это следование чеховской драматургии, где зритель невольно становиться участником неорганизованной жизни. Но каждая реплика информативна. Каждый персонаж своеобразен, имеет свой особый голос, свой круг тем, своя интонация, словно хор, в котором все звуки звучат одновременно. Из этого хора можно вычленить лейтмотив.

Читайте также: