Что нового внесло позднее средневековье в книжную миниатюру и фресковую живопись кратко

Обновлено: 30.06.2024

В позднем Средневековье книга перестает быть достоянием узкого круга образованных священнослужителей. Широкое распространение получили сборники молитв, учебная литература и даже рыцарские романы, стихотворные и прозаические произведения. На фоне такой популяризации книг развивается книжная миниатюра. Ее особенностью стало стремление передать в изображении не просто чей-то образ, но какую-нибудь жизненную ситуацию. Иллюстрации постепенно отходят от исключительно религиозного содержания и сосредотачиваются на человеческой жизни. То же самое происходит и с фресковой живописью.

Агибалова6 параграф 28

Романские соборы довольно массивные, с мрачными оттенками. Несмотря на свою массивность и тяжесть, они довольно крепкие и могут выдерживать длительные осады.

2. Разработайте таблицу для сопоставления романского и готического соборов по отдельным частям их плана, архитектурным элементам, внутреннему убранству.

3. Какие мысли и чувства стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы? Какими средствами они этого достигали?

В Средние века преобладающими стилями в архитектуре были уходящий в прошлое романский стиль и новомодный стиль готика. Романский стиль отличался округлостью форм, был довольно массивным и вместе с тем очень гармоничным. Готика отличалась возвышенностью, устремленностью ввысь, легкостью. Вместе с тем, и тот и другой архитектурные стили несли одну и ту же цель — вызвать в человеке чувство преклонения и любви к богу , стремление к спасению души, показать, насколько божественное выше простого человеческого. Эти произведения искусства вызывали у человека чувства благоговения, смиренности, даже покорности.

Аналогично и скульптура того периода, а это были в основном статуи святых или королей, должны были показать величие христианской веры в лице ее лучших представителей.

4. Каков был эффект от использования витражей в готическом храме?

Основным назначением витражей было не столько создание в готическом храме своеобразного освещения, а формирование у верующих определенного религиозного настроения.

Витражи украшались разноцветными картинами, на которых изображались святые, бог и прочие религиозные сюжеты, хотя в ряде храмов использовались и бытовые сцены. Солнечный свет проходя сквозь стекло витража формировал необычную игру светотени и словно подчеркивал воздушность и возвышенность персонажей.

Можно предположить, что в сочетании с архитектурой витражи вводили верующих в экстаз во время самых ярких служб. Это был очень действенный прием.

5. Что нового внесло позднее Средневековье в книжную миниатюру и фресковую живопись?

В позднем Средневековье книжная миниатюра стала гораздо более выразительной . Она обильно обрамлялась декором, сюжет миниатюры напрямую оказывался связан с текстом и самое главное, книжные миниатюры стали украшать даже светские книги. При этом в качестве героев миниатюры появляются и простые крестьяне, и рыцари, и представители всех других слоев общества. В книжной миниатюре в это время широко стали применяться светотени.

Фресковая живопись к концу Средневековья стала вытесняться витражом, но при этом утратила мрачность, присущая фрескам раннего периода, оставаясь прежде всего украшением храмов, то есть живописью на религиозные темы.

Что нового внесло позднее Средневековье в книжную миниатюру и фресковую живопись?

В позднем Средневековье книжная миниатюра стала гораздо более выразительной. Она обильно обрамлялась декором, сюжет миниатюры напрямую оказывался связан с текстом и самое главное, книжные миниатюры стали украшать даже светские книги. При этом в качестве героев миниатюры появляются и простые крестьяне, и рыцари и представители всех других слоев общества. В книжной миниатюре в это время широко стали применяться светотени.

Фресковая живопись к концу Средневековья стала вытесняться витражом, но при этом утратила мрачность, присущая фрескам раннего периода, оставаясь прежде всего украшением храмов, то есть живописью на религиозные темы.


В позднем Средневековье книжные миниатюры начали использовать (говоря современным языком) в качестве. рекламы. Они должны были продемонстрировать возможности художника потенциальным клиентам. Особенно роскошно оформленные экземпляры дарили в качестве дорогих подарков - на свадьбу или знатным вельможам.

Появились даже однолистные миниатюры, доступные по цене и предназначавшиеся для представителей средних классов. Иногда такие однолистные миниатюры вставляли в рамку и использовали как украшение. Размер самых крупных миниатюр доходил до половины страницы стандартной книги, и часто представлял собой имитацию живописи. В таких миниатюрах четко прослеживалось прямое влияние больших картин, гравюр, фресок.


В начале 14 века итальянский художник Джотто, оформляя Капеллу дель Арена в Падуе, изобразил сцены из Жизни Богородицы и Христа с таким натурализмом, драматизмом и композиционной ясностью, что положил новому вектору развития фресковой живописи на ближайшие две сотни лет:


Учебник по Истории 6 класс Агибалова Донской
of your page -->

Проверьте себя

1. На основании текста и иллюстраций составьте рассказ о романских и готических соборах. 2. Разработайте таблицу для сопоставления романского и готического соборов по отдельным частям их плана, архитектурным элементам, внутреннему убранству. 3. Какие мысли и чувства стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы? Какими средствами они этого достигали? 4. Каков был эффект от использования витражей в готическом храме? 5. Что нового внесло позднее Средневековье в книжную миниатюру и фресковую живопись?

Подумайте

Проверьте себя

1. Романские храмы были вдохновлены архитектурой Рима. Здания были массивными, но очень просторными, благодаря этому напоминали замки, из-за чего нередко служили убежищами для населения. Готическая же архитектура была немного другой, в городах было не так много места для зданий, поэтому их делать узкими, арки стали стрельчатыми, и благодаря им, здания становились высокими, словно стремились ввысь. 2.

Название стиля План здания Архитектурные элементы Внутреннее убранство
Романский Массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями. Всюду повторяются очертания полукруглой арки – на сводах, оконных проемах, входах в храм. Внутри он состоит из 5 нефов; центральный неф поднят над боковыми.
Готический Легкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высоких колон, а снаружи – на массивные столбы и соединительные арки. Благодаря широким проходам и сквозным галереям, соборы кажутся прозрачными Большое количество окон, каменной резьбы. Повторяющиеся очертания стрельчатых арок создает впечатление стремительного прорыва ввысь Залы просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живописью, резьбой, барельефами.
3. Безгрешность и возвышение через страдание и милосердие - вот главная мыль средневекового искусства. Эти чувства достигались изображениями сцен с святыми. Художники старались раскрыть богатство души, мыслей и чувств человека, в отличии от античного искусства, которое восхваляло красоту тела. 4. Витражи заполняли огромные окна, через них проникал солнечный свет, играя на колоннах, сводах, создавая нарядный праздничный вид. 5. Изображения людей в минуту труда, отдыха, во взаимоотношениях, связях с природой, передача света, использование светотени – таковы были новшества в книжной миниатюре и фресковой живописи.

Подумайте

1) Готические соборы создают впечатление величия, стремления ввысь. Многообразие статуй, фресок вызывает чувство невероятного, будто это создано не человеком, а словно живые существа, люди сами окаменели и застыли в удивительных позах. 2) Готический стиль зародился в условиях городской жизни, нужны были архитектурные решения, которые позволили бы создавать величественные сооружения в условиях города, где пространства для строительства было не так много. 3) Католические храмы в основном строились в самом городе, в его в центре, и лучше всего для этого походил готический стиль, так как в таком стиле храмы были высокими, и их было видно из далека, и они вписывались в пейзаж города. Православные же храмы строили в обособленных местах, и их делали просторными, что бы вместить как можно больше людей, и нередко такие храмы становились убежищами, поэтому часто их строили в романском стиле. 4) В отличие от античного искусства, прославлявшего красоту человеческого тела, художники Средневековья стремились раскрыть богатство души, мыслей чувств человека. В готических статуях святых больше движения, их тонкие вытянутые фигуры особенно живо передают подлинный облик людей. 5) Вот я и впервые в большом городе, и в первую очередь я решил пойти помолится, что бы у меня все сложилось хорошо здесь. Как только я подошел к храму, я ощутил его величие, будто его вершины касаются облаков. Я долго стоял, не решаясь заходить, все рассматривал собор, и все больше удивлялся статуям, витражам. Войдя все таки внутрь я поразился еще больше, свет, проходивший через витражи создавал разноцветный узор, создавая загадочную атмосферу. Внутри было просторно и достаточно много народу, но не было тесно. Когда я помолился, я точно знал, что меня услышат. Я, переполненный эмоциями, вышел и подумал, что приду еще раз.

Читайте также: