План по самообразованию логопеда в доу по фгос слоговая структура слова
Обновлено: 02.07.2024
Методическая тема: Развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ.
Сроки разработки темы : с 2012 года по 2017 год
Цель самообразования : повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.
Повысить собственный уровень знаний;
Разработать перспективный план работы с детьми;
Провести диагностику на начало и конец учебного года;
Создать рабочую учебную программу;
Оформить в группе и в кабинете центр речевой активности;
Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему;
Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;
Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме.
Обоснование выбранной темы .
Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.
Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).
Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.
План самообразования .
Профессионально-педагогическая деятельность.
Содержание работы
Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования, формирование групп коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка.
Начало учебного года
Организация образовательного процесса.
Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО.
Помощь музыкальным руководителям в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам.
Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам, олимпиадам, викторинам по обучению грамоте, русскому языку, литературному жанру
Разработка сценариев и проведение мероприятий совместно с педагогами ДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.
Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации и моторики дошкольника
Сентябрь, январь, май
Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария и проведение выпуска детей из логопедической группы, обследование детей средней группы, набор детей в логопедические группы на следующий учебный год
Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера, Продленка.
Участие в работе РМО учителей-логопедов
Наличие, ведение, обновление персонального сайта
Творческое сотрудничество с педагогами ДОУ, начальной школой, другими социальными институтами, сопровождающими развитие ребенка по теме.
Методическая работа.
Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.
Содержание работы
Изучение новых программ и методических пособий по теме и смежным наукам и дисциплинам.
Начало года, регулярно
Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя—логопеда на 2016 – 2017 учебный год
Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов.
В течение всего периода
Разработка программы коррекции на учебный год.
Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек.
Подготовке к проведению утренников, фестивалей, конкурсов.
Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.
Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка
Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет (подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики)
Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария выпуска детей, заполнение документации к ПМПК, отчет
Самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера.
Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера,
Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования.
Участие в методическом активе РМО учителей – логопедов: разработка рабочей программы, подбор тем заседаний РМО учителей - логопедов
По плану ст. логопеда
Ведение сайта ДОУ
Наличие персонального сайта: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет.
3. Изучение специальной литературы.
Изучение и размещение материалов на сайтах:
Изучение периодических изданий, методической литературы.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. - 1983. - №1.
Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.
Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г.
Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.
Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.
Открытия: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина. - М.: Мозаика - Синтез. - 2015г. – 160с.
Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.
План по самообразованию учителя-логопеда
на 2015 — 2016 учебный год
Индивидуальная тема самообразования:
Время работы над темо й: сентябрь 2015г – май 2016г
Источники самообразования:
обмен опытом на базе МБДОУ ,
обмен опытом на МО логопедов.
Результат работы:
консультирование педагогов МБДОУ;
размещение методических разработок на сайте МБДОУ ;
показ открытого занятия на МО логопедов;
Обоснование выбора темы:
Данная тема по самообразованию выбрана не случайно. Учить ребёнка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития устной речи детей в ДОУ. Она же является важнейшей и в логопедической работе с дошкольниками. При формировании связной речи происходит совершенствование всех сторон устной речи ребёнка. Всё это необходимо как для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей, так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению.
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК
Перезвоните мне
В статье предложен план работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6-летнего возраста с ОНР.
Бесплатные занятия с логопедом
Бесплатный курс ИКТ для детей
В статье предложен план работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6-летнего возраста с ОНР.
План работы с детьми с ОНР по преодолению нарушений слоговой структуры слова
1-й год обучения (старшая группа)
Разработка конспектов занятий по формированию правильного звукопроизношения и слоговой структуры слова.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
- Сравнение ритмов: // /, //…//;
- Узнавание ритмов и соотнесение их с определённым ритмическим рисунком;
- Воспроизведение определённого ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку;
- Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: / //, // //;
- Произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символам
Выше перечисленные виды заданий выполняются с помощью следующих способов:
1. Отхлопывание в ладоши.
2. Отстукивание ладонью по столу.
3. Оттопывание ногой.
Консультация для воспитателей.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Формирование пространственной организации движений пальцев рук.
Изготовление дидактических игр и пособий по преодолению слоговой структуры слова.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений.
Примеры чередований движений:
Примеры чередований движений пальцев:
- работает только указательный палец;
- работают указательный и третий пальцы;
- работают указательный и четвёртый пальцы;
- работают указательный, третий, четвёртый пальцы.
Упражнения на развитие реципрокной координации рук
Примеры выполнения одновременных движений:
- кулак (левая рука) – ребро (правая рука)
- ладонь левой руки опущена вниз – ладонь правой руки поднята вверх
- ладонь левой руки опущена вниз – правая рука – ребро
- кулак – левая рука, ладонь – правая рука
Коррекционная работа на уровне гласных звуков.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Консультация для родителей.
Виды заданий и упражнений:
-Пропевание серии звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв.
-. Те же задания с выделением ударного звука.
-Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесения их голосом.
- Отстукивание ритма ребёнком по образцу данным логопедом с разноударным произнесением звука.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Виды заданий и упражнений:
-Сосчитать сколько слогов произнесено (слоги прямые, обратные, со стечением согласных).
- Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
- Проговаривание цепочек слогов.
- Проговаривание и повторение серии слогов.
- Проговаривание слоговых рядов с ударением на каком-либо слоге.
-Приговаривание слогов со стечением согласных.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
- структура слова расширяется за счёт конструкций, уже имеющихся в речи ребёнка;
-формирование слоговой структуры слов ведётся на основе определённых схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;
- в наиболее тяжёлых случаях работу необходимо начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний. Особое внимание уделялось повторению звукоподражаний, что создаст определённые возможности для усвоения слогового ряда (например, ав-ав-ав);
- переход к двусложным словам осуществлялся с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций. Детям предлагались двусложные слова типа: СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).
2-й год обучения (подготовительная группа)
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Фонематический и слоговой анализ слов.
Виды заданий и упражнений:
- Игры на деление слов на слоги.
- Упражнение на деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением действия (нанизывание колец на стержни)
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Виды заданий и упражнений:
- Упражнение на разбор слова с количественным и качественным анализом его звукового состава.
- Упражнение на разбор слова по схеме:
- сколько слогов;
- какой первый;
- какой последний;
- какой слог стоит перед слогом ….
- какой слог стоит после слога ….
- какой слог стоит между слогами ….
Инструкция: одноэтажный – слово состоящее из одного слога (кот)
двухэтажный – слово состоящее из двух слогов (лиса)
трёхэтажный – слово состоящее из трёх слогов (корова)
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Виды заданий и упражнений:
Упражнение: исправь ошибку в словах: мотолок, моколо, полоток….
- Упражнение: назови лишнее слово.
- Упражнение: ребёнку предлагается ряд картинок (слов):
Инструкция: выбрать из них:
- самое длинное слово;
- самое короткое слово;
- назвать одинаковые по количеству слогов слова.
-Упражнение: логопед показывает картинки (телефон, автобус, ласточка).
Инструкция: показать цифру, обозначающую ударный слог в этих словах.
- Упражнение: логопед называет слова лишённые смысла.
Инструкция: отхлопать ритмическую структуру слова, лишённого смысла.
- Упражнение: логопед называет пары слов, которые рифмуются и которые не рифмуются.
Инструкция: найди слова, какие рифмуются, а какие нет, определи количество слогов в них.
- Упражнение: логопед называет слова.
Инструкция: найди слово, которое по слоговой структуре не похоже на остальные.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
- Заучивание чистоговорок (с различными типами слогов в словах).
- Придумать чистоговорку самому.
- Заучивание речёвок, выполнение движений в процессе речи.
- Придумай чистоговорки.
- Проговаривание слогов, слов, стихотворений, чистоговорок, предложений, текстов сопряжено с взрослым.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Виды заданий и упражнений:
-Рассказывание коротких стихотворений с отстукиванием ритма.
- Пропеваниераспевок с чёткой ритмической структурой под
- Договорить предложение за взрослым и повторить его целиком.
- Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам.
- Упражнение на управление словами сложной слоговой структуры.
- Выбрать из трёх слов то, которое подходит по рифме и повторить фразу целиком.
Шепчет ночью мне на ушко сказки разные… (перина, подушка, рубашка).
- Придумать рифму к рифмованным строкам самостоятельно:
Где весною было пусто, летом выросла…(капуста).
- Чтение предложения по слогам.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Виды заданий и упражнений:
- Чтение текстов по слогам.
- Чтение предложений и текстов по слогам с самостоятельным делением слов на слоги.
- Чтение текстов по слогам.
-Чтение предложений и текстов по слогам с самостоятельным делением слов на слоги.
Среди разнообразных нарушений в дошкольном возрасте наиболее встречающимися являются нарушение слоговой структуры слова. Они входят составной частью во многие речевые диагнозы как ФФН, дизартрия, ОНР.
В системе языка, слоговая структура занимает особое место. С одной стороны, это несомненно, часть произносительной стороны речи – фонетики ( так считают исследователи Т.Г. Егоров, Н.Х. Швачкин и другие). Но с другой стороны – существует связь между структурными искажениями слов и их семантической недостаточностью у дошкольников. ( На это указывают Р.Е, Левина, А. К. Маркова и другие). Поэтому лексические единицы, а именно слова с малознакомым значением чаще повергаются изменениям на слоговом уровне. Улучшая воспроизведение слоговой структуры слов, мы создаём основу для усвоения детьми разнообразных грамматических конструкций.
Правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие нарушением слоговой структуры слова с большой степенью вероятности, могут проявиться нарушением чтения и письма.
Свести к минимуму эти риски – одна из актуальных проблем стоящих перед дошкольной логопедией, решение которой достигается путём комплексной и взаимосвязанной работы между учителем-логопедом, воспитателем и родителями.
Выбор темы и был мною мотивирован в связи с вышеизложенной актуальностью данного вопроса.
Проблема исследования заключается в следующем: как должна быть организована работа в ДОУ по преодолению нарушения слоговой структуры слов, чтобы свести к минимуму риск возникновения нарушений письма и чтения у детей в период школьного обучения.
Цель: Обоснование научно-педагогического подхода к построению и организации коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с недостатками слово-и фразообразования.
Предмет исследовании: процесс построения коррекционно-развивающей работы по формированию слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с речевой патологией.
Выдвинутая гипотеза, заключается в том, что нарушения слоговой структуры слов у детей с недостатками слово- и фразообразования будут преодолены, если:
- тщательно будет произведена диагностика нарушения слоговой структуры слов у детей с её детализацией по видам нарушений;
- разработано перспективно индивидуально ориентированное планирование работы по преодолению нарушения слоговой структуры слов;
- обеспечена вариативность видов коррекционно-развивающих упражнений, способов, приёмов работы с индивидуализацией образовательной траекторией;
- специально коррекционные упражнения вводятся постепенным усложнением.
В соответствии с проблемой, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
- изучить и проанализировать следующую литературу по проблеме преодоления нарушений слоговой структуры слов у детей;
- разработать и провести диагностику нарушения слоговой структуры слов у детей с недостатками общего недоразвития речи (далее ОНР);
- разработать индивидуально-ориентированное планирование работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у ребёнка;
- расширить комплекс педагогических средств, способствующих формирования навыков правильного построения слоговой структуры слов у детей;
- экспериментально проверить эффективность предложенной работы и провести оценку её результативности.
Противоречия:
- между уровнем требований, предъявляемым к детям в начальной школе и уровнем подготовки детей, имеющих речевые нарушения.
- необходимым уровнем качества образования выпускников логопедических групп и методическим инструментарием по реализации образовательных задач.
Основной вопрос проекта: как с помощью вариативности видов коррекционно — развивающих упражнений, способов и приёмов, расширения комплекса педагогических средств повысить эффективность работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова в дошкольном возрасте.
Значимость работы: определяется разнообразием, систематизацией коррекционных упражнений, способов, приемов с постепенным усложнением, разработкой и реализацией авторских многофункциональных пособий, направленных на формирование слоговой структуры слов у детей с недостатками слово- и фразообразования.
Стратегия осуществления проектной деятельности:
Этапы коррекционно — развивающей работы и сроки проведения:
I.Подготовительный этап — сентябрь – ноябрь (работа проводилась на невербальном материале).
Цель: данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
II. Коррекционный этап декабрь — апрель (работа велась на вербальном материале).
Цель: непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры у конкретного ребёнка
III. Заключительный этап- май
Цель: анализ результатов проектной деятельности.
Ход исследования
I.Подготовительный этап
Диаграмма 1. Сравнительный анализ типов нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на сентябрь 2011 учебный год.
1 – Антипация (41,6%);
2 – Элизии (33,4%);
3 – Итерации (8,4%);
4 – Чистоговорящие (16,6%).
Диаграмма 1.1. Сравнительный анализ нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на сентябрь 2011 учебного года.
1 – с нарушением слоговой структуры слова (84,4%)
2 – чистоговорящие (16,6%)
Обследование показало, что у 84,4% детей нарушена слоговая структура слова.
Анализы нарушений слоговой структуры слов позволили сделать выводы о том, что у детей с данной речевой патологией (ОНР) отмечается большой процент нарушений слоговой структуры слова. Это послужило основой для организации работы по преодолению нарушения слоговой структуры слов и проверки её эффективности в процессе формирования коммуникативных навыков у детей.
Виды работ:
- Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.
- Работа над ритмом / сначала простым, затем над сложным/
- Длительное воспроизведение долгих звуков
- Формирование общей координаций движений под ритмическую музыку
- Формирование координации движений пальцев рук
- Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений
- Упражнения на развитие реципрокной координации рук
II. Коррекционный этап.
Отработка слоговой структуры слова проводится на следующих этапах:
- Уровень гласных звуков
- Уровень слогов
- Уровень слов
- Уровень предложений, фраз, стихов и чистоговорок.
Коррекционная работа на уровне гласных звуков и слогов.
Виды работ:
- Пропевание серии звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв
- Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесения их голосом
- Отстукивание ритма ребёнком, по образцу данным логопедом с разноударным произнесением звука
- Придумывание слога к схеме
- Придумывание цепочки слогов
- Наращивание и уменьшение количества звуков и слогов в цепочке, проговаривание их
- Пропевание с выделением ударного звука и слога
- Чтение и проговаривание слоговой таблицы
Усиление мер коррекционного воздействия:
Цель: развивать у детей концентрацию слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти, отрабатывать слоговую структуру слов на уровне звуков и слогов.
Коррекционная работа на уровне слов: (работа проводилась с учетом 14 классов слоговой структуры слов по исследованиям А.К. Марковой)
Виды работ:
- Игры на деление слов на слоги
- Работа над ударным слогом в слове
- Придумывание родственных слов
- Образование новых слов из первых двух слогов
- Упражнения на разбор слов по схеме
- Игры и упражнения на наращивание слов
- Выделение лишнего слова
- Работа над ритмической структурой слова
- Придумывание родственных слов
Диаграмма 2. Сравнительный анализ типов нарушения слоговой структуры слова у детей ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на январь 2012 учебный год.
Диаграмма 2.1. Сравнительный анализ нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на январь 2012 учебного года.
1 – с нарушением слоговой структуры слова (66,4%)
2 – чистоговорящие (33,6%)
При обследовании были получены следующие результаты:
Антипация – 33,2%
Элизии – 24,9 %
Итерации – 8,3%
Число детей, уподобляющих один слог другому сократилось на 8,4%, а детей страдающих элизией – на 8,5%, итерацией – 0,1%.
Из полученных данных было видно, что высоких результатов по преодолению нарушений слоговой структуры достигнуто не было.
Анализ позволил провести корректировку исследовательской работы в плане увеличения частотности, усиления комплекса методических приёмов, способствующих преодолению данного вида речевого нарушения.
Усиление мер коррекционного воздействия:
Цель: отрабатывать и закреплять с детьми навыки концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти, совершенствовать коррекционную работу на уровне звуков, слогов, слов и предложений.
Уровень предложений, чистоговорок, стихотворений и текстов.
Виды работ:
- Заучивание чистоговорок
- Придумывание чистоговорок по заданному слоговому ряду
- Договаривание и повторение предложений
- Пропевание распевок под музыкальное сопровождение
- Рассказывание текста с одновременным отстукиванием ритма
- Сопряженное проговаривание текстов с взрослым
- Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам
- Изменение слов сложной слоговой структуры по падежам
- Работа с рифмованными словами
- Выбор из нескольких слов того, которое подходит по рифме к фразе
Усиление мер коррекционного воздействия:
Цель: повысить интерес детей к занятиям, стремление к точному и правильному выполнению заданий на всех уровнях коррекционного этапа, закреплять правильное произношение слов.
Заключительный этап.
Анализ результатов исследования:
Диаграмма 3. Сравнительный анализ типов нарушения слоговой структуры слова у детей ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на конец 2012 учебного года.
Диаграмма 3.1. Сравнительный анализ типов нарушения слоговой структуры слова у детей ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на конец 2012 учебного года.
1 – с нарушением слоговой структуры слова (8,3%)
2 – чистоговорящие (91,7%)
При подведении итогов проводилось сравнительное изучение динамики формирования слоговой структуры слов у детей в начале, середине, конце учебного года. Были получены следующие результаты:
График 1. Динамика усвоения слоговой структуры у детей с ОНР.
Анализ видов нарушений позволил сделать выводы:
Значительное улучшение наблюдалось у детей, имеющих нарушение, связанное с уподоблением одного слога другому (антипация), с 41. 6% сократилось до 8,3% ,усечением количества слогов (элизии), с 33,4% сократилось до 0%, добавлением слогообразующей гласной (итерацией) с 8,4% сократилось до 0%. Недостаточно высокий показатель был у одного ребёнка, что можно объяснить степенью тяжести речевого нарушения, необходимостью продолжить работу в следующие годы.
В ходе исследовательской работы выяснилось, что применение многофункциональных пособий позволяет значительно улучшить результативность проводимой работы.
Выводы:
Коррекционная работа должна включать подготовительный и коррекционный этапы.
На результативность коррекционной работы влияет разнообразие игр, заданий и упражнений, которые повышают интерес к обучению, особенно многофункциональные пособия.
При отработке слоговой структуры слов необходимо соблюдать принцип постепенности с усложнением методов и приёмов.
У детей с наиболее стойкой патологией нарушения слоговой структуры работа более продолжительна по времени.
Диагностические данные позволяют сделать выводы о том, что проведение комплексной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова является эффективной, подтверждает рабочую гипотезу и позволяет убедиться в правомерности выбранного подхода.
Результаты проектной деятельности:
Рефлексия:
- Повышение интереса детей к занятиям
- Правильное проговаривание малознакомых слов
- Употребление в речи слов сложной слоговой структуры
Цели: освоение детьми произношения предложений и слов со сложной слоговой структурой.
Задачи: развитие речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.
Область применения: 5-6-летний дошкольный возраст.
Ожидаемые результаты: правильная речь без искажений на слоговом уровне. Тематическое содержание:
Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания,
Работа над ритмом.
Формирование общей координаций движений и движений пальцев рук.
Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений.
Фонематический и слоговой анализ слов.
Заучивание стихов, чистоговорок, чтение текста.
Литература:
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой труктуры у детей. СПБ: Детство-Пресс. 2000.
Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. М.: Гном и Д. 2001.
1-й год обучения (старшая группа)
Диагностика уровня развития слогообразования у детей на начало учебного года.
Подготовка детей к освоению ритмической структуры слова.
Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.
Подготовка детей к освоению ритмической структуры слова.
Разработка конспектов занятий по формированию правильного звукопроизношения и слоговой структуры слова.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Работа над ритмом: сначала простым, затем над сложным.
- Сравнение ритмов: // /, //…//;
- Узнавание ритмов и соотнесение их с определённым ритмическим рисунком;
- Воспроизведение определённого ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку;
- Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: / //, // //;
- Произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символам
Выше перечисленные виды заданий выполняются с помощью следующих способов:
1. Отхлопывание в ладоши.
2. Отстукивание ладонью по столу.
3. Оттопывание ногой.
Консультация для воспитателей.
Подготовка детей к освоению ритмической структуры слова.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Формирование общей координаций движений и движений пальцев рук.
Формирование пространственной организации движений пальцев рук.
Подготовка детей к освоению ритмической структуры слова.
Изготовление дидактических игр и пособий по преодолению слоговой структуры слова.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений.
Примеры чередований движений:
Примеры чередований движений пальцев:
- работает только указательный палец;
- работают указательный и третий пальцы;
- работают указательный и четвёртый пальцы;
- работают указательный, третий, четвёртый пальцы.
Упражнения на развитие реципрокной координации рук
Примеры выполнения одновременных движений:
- кулак (левая рука) – ребро (правая рука)
- ладонь левой руки опущена вниз – ладонь правой руки поднята вверх
- ладонь левой руки опущена вниз – правая рука – ребро
- кулак – левая рука, ладонь – правая рука
Коррекционная работа на уровне гласных звуков.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Консультация для родителей.
Виды заданий и упражнений:
-Пропевание серии звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв.
-. Те же задания с выделением ударного звука.
-Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесения их голосом.
- Отстукивание ритма ребёнком по образцу данным логопедом с разноударным произнесением звука.
Отработка слоговой структуры на уровне слогов.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Виды заданий и упражнений:
-Сосчитать сколько слогов произнесено (слоги прямые, обратные, со стечением согласных).
- Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
- Проговаривание цепочек слогов.
- Проговаривание и повторение серии слогов.
- Проговаривание слоговых рядов с ударением на каком-либо слоге.
-Приговаривание слогов со стечением согласных.
Отработка слоговой структуры на уровне слов.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
- структура слова расширяется за счёт конструкций, уже имеющихся в речи ребёнка;
-формирование слоговой структуры слов ведётся на основе определённых схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;
- в наиболее тяжёлых случаях работу необходимо начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний. Особое внимание уделялось повторению звукоподражаний, что создаст определённые возможности для усвоения слогового ряда (например, ав-ав-ав);
- переход к двусложным словам осуществлялся с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций. Детям предлагались двусложные слова типа: СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).
Диагностика уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей на конец учебного года.
Читайте также:
- Как защищать природу проект кратко
- В чем состоит взаимосвязь искусства и массовой коммуникации в современную эпоху кратко
- Проведите системный анализ объектов квартира школа выделите подсистемы надсистемы и простые элементы
- Математический анализ учебное пособие для ix x классов средних школ с математической специализацией
- Семья как объект социальной работы кратко