План по самообразованию логопеда в доу по фгос слоговая структура слова

Обновлено: 02.07.2024

Методическая тема: Развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ.

Сроки разработки темы : с 2012 года по 2017 год

Цель самообразования : повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.

Повысить собственный уровень знаний;

Разработать перспективный план работы с детьми;

Провести диагностику на начало и конец учебного года;

Создать рабочую учебную программу;

Оформить в группе и в кабинете центр речевой активности;

Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему;

Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;

Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме.

Обоснование выбранной темы .

Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.

Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).

Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.

План самообразования .

Профессионально-педагогическая деятельность.

Содержание работы

Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования, формирование групп коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка.

Начало учебного года

Организация образовательного процесса.

Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО.

Помощь музыкальным руководителям в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам.

Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам, олимпиадам, викторинам по обучению грамоте, русскому языку, литературному жанру

Разработка сценариев и проведение мероприятий совместно с педагогами ДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации и моторики дошкольника

Сентябрь, январь, май

Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария и проведение выпуска детей из логопедической группы, обследование детей средней группы, набор детей в логопедические группы на следующий учебный год

Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера, Продленка.

Участие в работе РМО учителей-логопедов

Наличие, ведение, обновление персонального сайта

Творческое сотрудничество с педагогами ДОУ, начальной школой, другими социальными институтами, сопровождающими развитие ребенка по теме.

Методическая работа.

Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.

Содержание работы

Изучение новых программ и методических пособий по теме и смежным наукам и дисциплинам.

Начало года, регулярно

Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя—логопеда на 2016 – 2017 учебный год

Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов.

В течение всего периода

Разработка программы коррекции на учебный год.

Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек.

Подготовке к проведению утренников, фестивалей, конкурсов.

Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка

Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет (подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики)

Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария выпуска детей, заполнение документации к ПМПК, отчет

Самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера.

Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера,

Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования.

Участие в методическом активе РМО учителей – логопедов: разработка рабочей программы, подбор тем заседаний РМО учителей - логопедов

По плану ст. логопеда

Ведение сайта ДОУ

Наличие персонального сайта: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет.

3. Изучение специальной литературы.

Изучение и размещение материалов на сайтах:

Изучение периодических изданий, методической литературы.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. - 1983. - №1.

Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.

Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.

Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г.

Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.

Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.

Открытия: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина. - М.: Мозаика - Синтез. - 2015г. – 160с.

Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.

План по самообразованию учителя-логопеда

на 2015 — 2016 учебный год

Индивидуальная тема самообразования:

Время работы над темо й: сентябрь 2015г – май 2016г

Источники самообразования:

обмен опытом на базе МБДОУ ,

обмен опытом на МО логопедов.

Результат работы:

консультирование педагогов МБДОУ;

размещение методических разработок на сайте МБДОУ ;

показ открытого занятия на МО логопедов;

Обоснование выбора темы:

Данная тема по самообразованию выбрана не случайно. Учить ребёнка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития устной речи детей в ДОУ. Она же является важнейшей и в логопедической работе с дошкольниками. При формировании связной речи происходит совершенствование всех сторон устной речи ребёнка. Всё это необходимо как для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей, так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

В статье предложен план работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6-летнего возраста с ОНР.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

В статье предложен план работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6-летнего возраста с ОНР.

План работы с детьми с ОНР по преодолению нарушений слоговой структуры слова

1-й год обучения (старшая группа)

Разработка конспектов занятий по формированию правильного звукопроизношения и слоговой структуры слова.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

  • Сравнение ритмов: // /, //…//;
  • Узнавание ритмов и соотнесение их с определённым ритмическим рисунком;
  • Воспроизведение определённого ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку;
  • Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: / //, // //;
  • Произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символам

Выше перечисленные виды заданий выполняются с помощью следующих способов:

1. Отхлопывание в ладоши.

2. Отстукивание ладонью по столу.

3. Оттопывание ногой.

Консультация для воспитателей.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Формирование пространственной организации движений пальцев рук.

Изготовление дидактических игр и пособий по преодолению слоговой структуры слова.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений.

Примеры чередований движений:

Примеры чередований движений пальцев:

  • работает только указательный палец;
  • работают указательный и третий пальцы;
  • работают указательный и четвёртый пальцы;
  • работают указательный, третий, четвёртый пальцы.

Упражнения на развитие реципрокной координации рук

Примеры выполнения одновременных движений:

- кулак (левая рука) – ребро (правая рука)

- ладонь левой руки опущена вниз – ладонь правой руки поднята вверх

- ладонь левой руки опущена вниз – правая рука – ребро

- кулак – левая рука, ладонь – правая рука

Коррекционная работа на уровне гласных звуков.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Консультация для родителей.

Виды заданий и упражнений:

-Пропевание серии звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв.

-. Те же задания с выделением ударного звука.

-Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесения их голосом.

- Отстукивание ритма ребёнком по образцу данным логопедом с разноударным произнесением звука.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Виды заданий и упражнений:

-Сосчитать сколько слогов произнесено (слоги прямые, обратные, со стечением согласных).

- Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.

- Проговаривание цепочек слогов.

- Проговаривание и повторение серии слогов.

- Проговаривание слоговых рядов с ударением на каком-либо слоге.

-Приговаривание слогов со стечением согласных.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

- структура слова расширяется за счёт конструкций, уже имеющихся в речи ребёнка;

-формирование слоговой структуры слов ведётся на основе определённых схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;

- в наиболее тяжёлых случаях работу необходимо начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний. Особое внимание уделялось повторению звукоподражаний, что создаст определённые возможности для усвоения слогового ряда (например, ав-ав-ав);

- переход к двусложным словам осуществлялся с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций. Детям предлагались двусложные слова типа: СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).

2-й год обучения (подготовительная группа)

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Фонематический и слоговой анализ слов.

Виды заданий и упражнений:

- Игры на деление слов на слоги.

- Упражнение на деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением действия (нанизывание колец на стержни)

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Виды заданий и упражнений:

- Упражнение на разбор слова с количественным и качественным анализом его звукового состава.

- Упражнение на разбор слова по схеме:

  • сколько слогов;
  • какой первый;
  • какой последний;
  • какой слог стоит перед слогом ….
  • какой слог стоит после слога ….
  • какой слог стоит между слогами ….

Инструкция: одноэтажный – слово состоящее из одного слога (кот)

двухэтажный – слово состоящее из двух слогов (лиса)

трёхэтажный – слово состоящее из трёх слогов (корова)

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Виды заданий и упражнений:

Упражнение: исправь ошибку в словах: мотолок, моколо, полоток….

- Упражнение: назови лишнее слово.

- Упражнение: ребёнку предлагается ряд картинок (слов):

Инструкция: выбрать из них:

  • самое длинное слово;
  • самое короткое слово;
  • назвать одинаковые по количеству слогов слова.

-Упражнение: логопед показывает картинки (телефон, автобус, ласточка).

Инструкция: показать цифру, обозначающую ударный слог в этих словах.

- Упражнение: логопед называет слова лишённые смысла.

Инструкция: отхлопать ритмическую структуру слова, лишённого смысла.

- Упражнение: логопед называет пары слов, которые рифмуются и которые не рифмуются.

Инструкция: найди слова, какие рифмуются, а какие нет, определи количество слогов в них.

- Упражнение: логопед называет слова.

Инструкция: найди слово, которое по слоговой структуре не похоже на остальные.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

  1. Заучивание чистоговорок (с различными типами слогов в словах).
  2. Придумать чистоговорку самому.
  3. Заучивание речёвок, выполнение движений в процессе речи.
  4. Придумай чистоговорки.

- Проговаривание слогов, слов, стихотворений, чистоговорок, предложений, текстов сопряжено с взрослым.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Виды заданий и упражнений:

-Рассказывание коротких стихотворений с отстукиванием ритма.

- Пропеваниераспевок с чёткой ритмической структурой под

- Договорить предложение за взрослым и повторить его целиком.

- Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам.

- Упражнение на управление словами сложной слоговой структуры.

- Выбрать из трёх слов то, которое подходит по рифме и повторить фразу целиком.

Шепчет ночью мне на ушко сказки разные… (перина, подушка, рубашка).

- Придумать рифму к рифмованным строкам самостоятельно:

Где весною было пусто, летом выросла…(капуста).

- Чтение предложения по слогам.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Виды заданий и упражнений:

- Чтение текстов по слогам.

- Чтение предложений и текстов по слогам с самостоятельным делением слов на слоги.

- Чтение текстов по слогам.

-Чтение предложений и текстов по слогам с самостоятельным делением слов на слоги.

Среди разнообразных нарушений в дошкольном возрасте наиболее встречающимися являются нарушение слоговой структуры слова. Они входят составной частью во многие речевые диагнозы как ФФН, дизартрия, ОНР.

В системе языка, слоговая структура занимает особое место. С одной стороны, это несомненно, часть произносительной стороны речи – фонетики ( так считают исследователи Т.Г. Егоров, Н.Х. Швачкин и другие). Но с другой стороны – существует связь между структурными искажениями слов и их семантической недостаточностью у дошкольников. ( На это указывают Р.Е, Левина, А. К. Маркова и другие). Поэтому лексические единицы, а именно слова с малознакомым значением чаще повергаются изменениям на слоговом уровне. Улучшая воспроизведение слоговой структуры слов, мы создаём основу для усвоения детьми разнообразных грамматических конструкций.

Правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие нарушением слоговой структуры слова с большой степенью вероятности, могут проявиться нарушением чтения и письма.

Свести к минимуму эти риски – одна из актуальных проблем стоящих перед дошкольной логопедией, решение которой достигается путём комплексной и взаимосвязанной работы между учителем-логопедом, воспитателем и родителями.

Выбор темы и был мною мотивирован в связи с вышеизложенной актуальностью данного вопроса.

Проблема исследования заключается в следующем: как должна быть организована работа в ДОУ по преодолению нарушения слоговой структуры слов, чтобы свести к минимуму риск возникновения нарушений письма и чтения у детей в период школьного обучения.

Цель: Обоснование научно-педагогического подхода к построению и организации коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с недостатками слово-и фразообразования.

Предмет исследовании: процесс построения коррекционно-развивающей работы по формированию слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с речевой патологией.

Выдвинутая гипотеза, заключается в том, что нарушения слоговой структуры слов у детей с недостатками слово- и фразообразования будут преодолены, если:

  • тщательно будет произведена диагностика нарушения слоговой структуры слов у детей с её детализацией по видам нарушений;
  • разработано перспективно индивидуально ориентированное планирование работы по преодолению нарушения слоговой структуры слов;
  • обеспечена вариативность видов коррекционно-развивающих упражнений, способов, приёмов работы с индивидуализацией образовательной траекторией;
  • специально коррекционные упражнения вводятся постепенным усложнением.

В соответствии с проблемой, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

  • изучить и проанализировать следующую литературу по проблеме преодоления нарушений слоговой структуры слов у детей;
  • разработать и провести диагностику нарушения слоговой структуры слов у детей с недостатками общего недоразвития речи (далее ОНР);
  • разработать индивидуально-ориентированное планирование работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у ребёнка;
  • расширить комплекс педагогических средств, способствующих формирования навыков правильного построения слоговой структуры слов у детей;
  • экспериментально проверить эффективность предложенной работы и провести оценку её результативности.

Противоречия:

  • между уровнем требований, предъявляемым к детям в начальной школе и уровнем подготовки детей, имеющих речевые нарушения.
  • необходимым уровнем качества образования выпускников логопедических групп и методическим инструментарием по реализации образовательных задач.

Основной вопрос проекта: как с помощью вариативности видов коррекционно — развивающих упражнений, способов и приёмов, расширения комплекса педагогических средств повысить эффективность работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова в дошкольном возрасте.

Значимость работы: определяется разнообразием, систематизацией коррекционных упражнений, способов, приемов с постепенным усложнением, разработкой и реализацией авторских многофункциональных пособий, направленных на формирование слоговой структуры слов у детей с недостатками слово- и фразообразования.

Стратегия осуществления проектной деятельности:

Этапы коррекционно — развивающей работы и сроки проведения:

I.Подготовительный этап — сентябрь – ноябрь (работа проводилась на невербальном материале).

Цель: данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

II. Коррекционный этап декабрь — апрель (работа велась на вербальном материале).

Цель: непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры у конкретного ребёнка

III. Заключительный этап- май

Цель: анализ результатов проектной деятельности.

Ход исследования

I.Подготовительный этап

Диаграмма 1. Сравнительный анализ типов нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на сентябрь 2011 учебный год.

1 – Антипация (41,6%);
2 – Элизии (33,4%);
3 – Итерации (8,4%);
4 – Чистоговорящие (16,6%).

Диаграмма 1.1. Сравнительный анализ нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на сентябрь 2011 учебного года.

1 – с нарушением слоговой структуры слова (84,4%)
2 – чистоговорящие (16,6%)

Обследование показало, что у 84,4% детей нарушена слоговая структура слова.

Анализы нарушений слоговой структуры слов позволили сделать выводы о том, что у детей с данной речевой патологией (ОНР) отмечается большой процент нарушений слоговой структуры слова. Это послужило основой для организации работы по преодолению нарушения слоговой структуры слов и проверки её эффективности в процессе формирования коммуникативных навыков у детей.

Виды работ:

  • Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.
  • Работа над ритмом / сначала простым, затем над сложным/
  • Длительное воспроизведение долгих звуков
  • Формирование общей координаций движений под ритмическую музыку
  • Формирование координации движений пальцев рук
  • Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений
  • Упражнения на развитие реципрокной координации рук

II. Коррекционный этап.

Отработка слоговой структуры слова проводится на следующих этапах:

  1. Уровень гласных звуков
  2. Уровень слогов
  3. Уровень слов
  4. Уровень предложений, фраз, стихов и чистоговорок.

Коррекционная работа на уровне гласных звуков и слогов.

Виды работ:

  • Пропевание серии звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв
  • Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесения их голосом
  • Отстукивание ритма ребёнком, по образцу данным логопедом с разноударным произнесением звука
  • Придумывание слога к схеме
  • Придумывание цепочки слогов
  • Наращивание и уменьшение количества звуков и слогов в цепочке, проговаривание их
  • Пропевание с выделением ударного звука и слога
  • Чтение и проговаривание слоговой таблицы

Усиление мер коррекционного воздействия:

Цель: развивать у детей концентрацию слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти, отрабатывать слоговую структуру слов на уровне звуков и слогов.

Коррекционная работа на уровне слов: (работа проводилась с учетом 14 классов слоговой структуры слов по исследованиям А.К. Марковой)

Виды работ:

  • Игры на деление слов на слоги
  • Работа над ударным слогом в слове
  • Придумывание родственных слов
  • Образование новых слов из первых двух слогов
  • Упражнения на разбор слов по схеме
  • Игры и упражнения на наращивание слов
  • Выделение лишнего слова
  • Работа над ритмической структурой слова
  • Придумывание родственных слов

Диаграмма 2. Сравнительный анализ типов нарушения слоговой структуры слова у детей ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на январь 2012 учебный год.

Диаграмма 2.1. Сравнительный анализ нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на январь 2012 учебного года.

1 – с нарушением слоговой структуры слова (66,4%)
2 – чистоговорящие (33,6%)

При обследовании были получены следующие результаты:

Антипация – 33,2%
Элизии – 24,9 %
Итерации – 8,3%

Число детей, уподобляющих один слог другому сократилось на 8,4%, а детей страдающих элизией – на 8,5%, итерацией – 0,1%.

Из полученных данных было видно, что высоких результатов по преодолению нарушений слоговой структуры достигнуто не было.

Анализ позволил провести корректировку исследовательской работы в плане увеличения частотности, усиления комплекса методических приёмов, способствующих преодолению данного вида речевого нарушения.

Усиление мер коррекционного воздействия:

Цель: отрабатывать и закреплять с детьми навыки концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти, совершенствовать коррекционную работу на уровне звуков, слогов, слов и предложений.

Уровень предложений, чистоговорок, стихотворений и текстов.

Виды работ:

  • Заучивание чистоговорок
  • Придумывание чистоговорок по заданному слоговому ряду
  • Договаривание и повторение предложений
  • Пропевание распевок под музыкальное сопровождение
  • Рассказывание текста с одновременным отстукиванием ритма
  • Сопряженное проговаривание текстов с взрослым
  • Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам
  • Изменение слов сложной слоговой структуры по падежам
  • Работа с рифмованными словами
  • Выбор из нескольких слов того, которое подходит по рифме к фразе

Усиление мер коррекционного воздействия:

Цель: повысить интерес детей к занятиям, стремление к точному и правильному выполнению заданий на всех уровнях коррекционного этапа, закреплять правильное произношение слов.

Заключительный этап.

Анализ результатов исследования:

Диаграмма 3. Сравнительный анализ типов нарушения слоговой структуры слова у детей ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на конец 2012 учебного года.

Диаграмма 3.1. Сравнительный анализ типов нарушения слоговой структуры слова у детей ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на конец 2012 учебного года.

1 – с нарушением слоговой структуры слова (8,3%)
2 – чистоговорящие (91,7%)

При подведении итогов проводилось сравнительное изучение динамики формирования слоговой структуры слов у детей в начале, середине, конце учебного года. Были получены следующие результаты:

График 1. Динамика усвоения слоговой структуры у детей с ОНР.

Анализ видов нарушений позволил сделать выводы:

Значительное улучшение наблюдалось у детей, имеющих нарушение, связанное с уподоблением одного слога другому (антипация), с 41. 6% сократилось до 8,3% ,усечением количества слогов (элизии), с 33,4% сократилось до 0%, добавлением слогообразующей гласной (итерацией) с 8,4% сократилось до 0%. Недостаточно высокий показатель был у одного ребёнка, что можно объяснить степенью тяжести речевого нарушения, необходимостью продолжить работу в следующие годы.

В ходе исследовательской работы выяснилось, что применение многофункциональных пособий позволяет значительно улучшить результативность проводимой работы.

Выводы:

Коррекционная работа должна включать подготовительный и коррекционный этапы.

На результативность коррекционной работы влияет разнообразие игр, заданий и упражнений, которые повышают интерес к обучению, особенно многофункциональные пособия.

При отработке слоговой структуры слов необходимо соблюдать принцип постепенности с усложнением методов и приёмов.

У детей с наиболее стойкой патологией нарушения слоговой структуры работа более продолжительна по времени.

Диагностические данные позволяют сделать выводы о том, что проведение комплексной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова является эффективной, подтверждает рабочую гипотезу и позволяет убедиться в правомерности выбранного подхода.

Результаты проектной деятельности:

Рефлексия:

  • Повышение интереса детей к занятиям
  • Правильное проговаривание малознакомых слов
  • Употребление в речи слов сложной слоговой структуры

Цели: освоение детьми произношения предложений и слов со сложной слоговой структурой.

Задачи: развитие речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

Область применения: 5-6-летний дошкольный возраст.

Ожидаемые результаты: правильная речь без искажений на слоговом уровне. Тематическое содержание:

Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания,

Работа над ритмом.

Формирование общей координаций движений и движений пальцев рук.

Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений.

Фонематический и слоговой анализ слов.

Заучивание стихов, чистоговорок, чтение текста.

Литература:

Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой труктуры у детей. СПБ: Детство-Пресс. 2000.

Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. М.: Гном и Д. 2001.

1-й год обучения (старшая группа)

Диагностика уровня развития слогообразования у детей на начало учебного года.

Подготовка детей к освоению ритмической структуры слова.

Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.

Подготовка детей к освоению ритмической структуры слова.

Разработка конспектов занятий по формированию правильного звукопроизношения и слоговой структуры слова.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Работа над ритмом: сначала простым, затем над сложным.

  • Сравнение ритмов: // /, //…//;
  • Узнавание ритмов и соотнесение их с определённым ритмическим рисунком;
  • Воспроизведение определённого ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку;
  • Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: / //, // //;
  • Произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символам

Выше перечисленные виды заданий выполняются с помощью следующих способов:

1. Отхлопывание в ладоши.

2. Отстукивание ладонью по столу.

3. Оттопывание ногой.

Консультация для воспитателей.

Подготовка детей к освоению ритмической структуры слова.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Формирование общей координаций движений и движений пальцев рук.

Формирование пространственной организации движений пальцев рук.

Подготовка детей к освоению ритмической структуры слова.

Изготовление дидактических игр и пособий по преодолению слоговой структуры слова.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений.

Примеры чередований движений:

Примеры чередований движений пальцев:

  • работает только указательный палец;
  • работают указательный и третий пальцы;
  • работают указательный и четвёртый пальцы;
  • работают указательный, третий, четвёртый пальцы.

Упражнения на развитие реципрокной координации рук

Примеры выполнения одновременных движений:

- кулак (левая рука) – ребро (правая рука)

- ладонь левой руки опущена вниз – ладонь правой руки поднята вверх

- ладонь левой руки опущена вниз – правая рука – ребро

- кулак – левая рука, ладонь – правая рука

Коррекционная работа на уровне гласных звуков.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Консультация для родителей.

Виды заданий и упражнений:

-Пропевание серии звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв.

-. Те же задания с выделением ударного звука.

-Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесения их голосом.

- Отстукивание ритма ребёнком по образцу данным логопедом с разноударным произнесением звука.

Отработка слоговой структуры на уровне слогов.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Виды заданий и упражнений:

-Сосчитать сколько слогов произнесено (слоги прямые, обратные, со стечением согласных).

- Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.

- Проговаривание цепочек слогов.

- Проговаривание и повторение серии слогов.

- Проговаривание слоговых рядов с ударением на каком-либо слоге.

-Приговаривание слогов со стечением согласных.

Отработка слоговой структуры на уровне слов.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

- структура слова расширяется за счёт конструкций, уже имеющихся в речи ребёнка;

-формирование слоговой структуры слов ведётся на основе определённых схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;

- в наиболее тяжёлых случаях работу необходимо начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний. Особое внимание уделялось повторению звукоподражаний, что создаст определённые возможности для усвоения слогового ряда (например, ав-ав-ав);

- переход к двусложным словам осуществлялся с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций. Детям предлагались двусложные слова типа: СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).

Диагностика уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей на конец учебного года.

Читайте также: