План открытого урока по виолончели

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Открытый урок

Цель урока:

Формирование навыков игры на виолончели,

Формирование интереса к музицированию;

Задачи урока:

Формировать исполнительские умения и навыки с помощью специальных упражнений;

Продолжить освоение приемов звукоизвлечения (деташе, легато), обучение выразительному исполнению;

Сформировать и закрепить навык правильной посадки за инструментом;

Сформировать навык правильной постановки;

Формировать умение использовать простейшие средства музыкальной выразительности;

Формировать умение применять теоретические знания на практике;

Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий кругозор учащегося;

Развивать технические возможности;

Развивать музыкальный слух и чувство ритма учащегося;

Развивать координацию рук;

Развивать навык слухового контроля;

Воспитывать эстетический вкус;

Воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков. Изучение нового материала.

Форма урока: урок с элементами исследования.

Методы:

Реализуемые технологии:

Оборудование:

Ожидаемые результаты:

Ученик умеет самостоятельно контролировать правильную посадку и постановку рук;

Учащийся владеет начальными приёмами игры на виолончели;

Учащийся умеет применять знания об основных штрихах и средствах музыкальной выразительности на практике;

Учащийся имеет понятие о транспонировании;

Учащийся умеет транспонировать лёгкие мелодии на квинту;

Учащийся умеет самостоятельно разбирать несложные пьесы;.

План урока:

-организационный момент;

- итоги работы;

- оценивание;

- домашнее задание.

Ход урока

2. Основная часть .

Посадка за инструментом. Преподаватель напоминает о важности правильной посадки и просит учащегося вспомнить и назвать три точки опоры инструмента. Учащийся садится и берёт инструмент. Если нужно, преподаватель исправляет ошибки.

Физкультминутка: стоя выполняются следующие упражнения: повороты и наклоны головы, повороты корпуса вправо- влево(руки у груди), наклоны с выдохом.

Работа над распределением смычка.

Заключительная часть .

Цель урока: Знакомство учащихся с понятиями “долгий”, “короткий” звук; освоение длительностей “четвертная” и “восьмая”.

Придумать песенку, используя “долгие” и “короткие” звуки на четверостишие:

Тара-ра, Тара-ра
Выезжают трактора,
Будем землю пахать
Будем рожь засевать.

Оборудование: фортепиано, виолончель, магнитофон, рисунок-заготовка.

Содержание урока

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами узнаем об очень интересных звуках, которые окружают нас в повседневной жизни, которые мы слышим и видим. Я расскажу вам историю про друзей, которые жили в одном дворе, ходили в один садик и музыкальную школу, звали их Юра, Максим и Костя.

Как-то раз засобирались друзья на улицу гулять, пока одевались, налетел сильный ветер, тучи нахмурились и вот-вот заплачут, спряталось солнце, стало серо и уныло во дворе. Еще больше потемнели тучи, надулись да и расплакались. Пошел дождь, да такой…ух. Расстроились ребята, сели на подоконник и стали смотреть в окно. Юра и Максим оказались очень наблюдательными, дождь был такой сильный, что капли, казалось, тянулись с самого неба, были длинными-длинными и заканчивались, только ударившись крупной точкой о землю.

Дождь был долгим, ребята стали петь “колыбельную” песенку, чтоб дождик уснул и закончился поскорее. Услышали тучки песенку и стали засыпать. Показало солнышко один глазик, другой, улыбнулось и стало греть тучку светом своим солнечным.

Тут Костя и заметил, что капельки стали маленькими и коротенькими. И запели ребята другую песенку, про “Воробушка”. Стали прыгать и радоваться, что дождик кончился, выглянуло солнышко и можно пойти гулять!

Давайте ребята, нарисуем историю дождика (учитель приносит рисунок-заготовку)

Ученики: Одни рисуют синим карандашом длинные капли от тучки, другие короткие капельки голубым карандашом.

Учитель: Ребята, послушаем музыку и определим где могли бы быть “долгие” звуки, и где “короткие” (медленная пьеса, быстрая пьеса, медленная пьеса). После прослушивания пьес определить с учащимися характер музыки.

Учитель: Ребята, мы узнали про “короткие” и “длинные” звуки. Давайте поиграем немного, узнаем кто внимательный и хорошо научился отличать “короткие” и “длинные” звуки. Игра “ти-ти-та”. На слоги “ти-ти” хлопаем в ладоши, это “короткие” звуки, на слог “та” – кладем ладоши на коленочки, это “длинные” звуки. Учитель говорит в разных вариантах и темпах слоги “ти-ти-та”. Дети хлопают.

Учитель: А теперь ребята, сначала прохлопаем, споем и затем исполним уже знакомые вам пьесы на виолончели pizz.

Более продвинутые учащиеся исполняют пьесу с расстановкой пальцев (“Соловей”, “Сорока”). Учащиеся по очереди исполняют каждый свою пьесу.

Учитель: Вот какие вы молодцы, все песенки спели, исполнили их правильно и были внимательными. Вспомним, ребята, какой дождик вы рисовали?

Учитель: Вот смычок, раньше мы учились его держать, водить “тянучки” по струне, а сегодня попробуем исполнить пьесы, распределив его на “короткие” и “долгие” звуки. Длинный дождик рисовали? Значит звук “долгий”, короткий дождик рисовали – звук “короткий”. Посмотрите внимательно – “короткому” звуку отдадим половину смычка, а “долгому” звуку, как вы думаете? Правильно – весь смычок.

Учитель: Предлагаю вам попробовать распределить смычок.

Упражнение: “Садик, музыкальная школа и с пятерками идем домой”. Половина смычка – “садик”, середина смычка – остановка, “музыкальная школа” – конец смычка, остановка, “и с пятерками идем домой” – весь смычок, остановка.

Дети по очереди исполняют упражнение и пьесы приемом arco.

Учитель предлагает незнакомую пьесу разобрать и исполнить самостоятельно.

Учащимся дается домашнее задание: используя “долгие” и “короткие” звуки придумать песенку на заданное четверостишие.

Итог урока:

На данном этапе обучения происходит закрепление интереса игры на инструменте и сочетается с изучением музыкальной грамоты. Так же совместное музицирование способствует не только увлечению ребенка игрой на инструменте, но и содействует активному воспитанию эмоций, зарождает понимание владения элементарными навыками игры и представления о гармоническом согласовании мелодии и аккомпанемента.


Оценить 3767 0

город Кимры Тверской области

Учащаяся: Федосова Анастасия, V класс (по пятилетней форме обучения).

Цель урока: Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.

формировать виолончельные умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений.

Продолжить освоение приёмов звукоизвлечения (стаккато, деташе, сотийе).

Обучение выразительному исполнению.

Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.

Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки.

Расширять общий кругозор учащегося.

Развивать техническую оснащенность.

Воспитывать эстетический вкус на лучших образах классической музыки.

Воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением.

Вид урока: комбинированный.

Форма урока: урок с элементами исследования.

Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение. У нее сформирован музыкальный образ. Ученица свободно и правильно владеет штрихами и динамическими оттенками.

Теоретическая часть: обсуждение музыкального образа и поиск средств выразительности.

Практическая часть: работа над произведением.

Теоретическая часть: обсуждение музыкального произведения и поиск средств выразительности для данного произведения.

Практическая часть: работа над произведением.

Начало урока:

Здравствуй! Приготовь ноты, дневник, присаживайся.

Сегодня на уроке мы будем учиться создавать образ при помощи выразительных средств музыки. Какие средства музыкальной выразительности ты знаешь?

Штрихи, динамические оттенки, темп и темповые отклонения, вибрация.

Основной этап.

Хитрая, сварливая, энергичная, деятельная.

Первая часть пьесы соответствует первому куплету. Каким штрихом нужно исполнять эту часть?

Какие динамические оттенки будем использовать?

Работа над первой частью.

Преподаватель Гётте О.А. обращает внимание на фразировку, её соответствие песенным фразам.

Отработка акцентов на открытой струне и в пьесе.

Работа над стаккато в гамме, открытых струнах, пьесе.

Работа над сотийе в гаммах, открытых струнах и в пьесе. Оксана Александровна обращает внимание на выделение мелодической линии.

Работа над заключительной частью.

Исполнение пьесы от начала до конца.

Преподаватель Гётте О.А. исполнила пьесу.

Какие эмоции изображает автор?

Нежность, лёгкая грусть, созерцание прекрасного.

Учащаяся исполнила I часть пьесы.

Работа над фразировкой, соединение струн, переходами, мягкой сменой смычка, вибрацией, аппликатурой, динамикой.

Учащаяся исполняет II часть.

Лад стал мажорным.

Работа над интонацией, вибрацией, более подвижным темпом, изменением характера вибрации.

Исполнение учащейся III части (реприза с изменениями).

Работа над динамикой, аппликатурой.

Заключение. III заключительный этап.

Мы с тобой попытались раскрыть содержание пьес: вообразили героев пьес, определили какими средствами изобразил это композитор, отметили особенности его стиля, разными способами поработали над преодолением технических трудностей, над выразительностью музыкального языка. Ты хорошо поработала на уроке и заслужила отличную оценку. Наш урок окончен.

Выставляется оценка и записывается домашнее задание.

Урок прошёл интересно, содержательно, в хорошем темпе. Объяснения Гётте О.А. были доступными, четкими. Преподаватель использовала подходящие слова, термины, учитывала возрастные особенности. Атмосфера урока была доброжелательная. Преподаватель показала себя как профессионал, методы и приёмы работы помогают учащимся осваивать искусство игры на виолончели, расширить кругозор.


Занятие научит слушать и исполнять музыкальные произведения под звучание электроакустического инструмента. Способствует развитию художественного вкуса на лучших образцах русской музыки с применением электронных технологий.

Описание разработки

Цель урока:

Создание благоприятных условий для развития творческих способностей учащегося через вовлечения его в исполнительскую деятельность.

Для того, чтобы начать наш урок, нам необходимо проверить настройку нашего инструмента.

Задачи:

Образовательная: Научить слушать и исполнять музыкальные произведения под звучание электроакустического инструмента.

Развивающая: Развить художественный вкус на лучших образцах русской музыки с применением электронных технологий.

Воспитательная: Воспитать у учащихся эмоционально – ценностное отношение к музыке, творческое сотрудничество ученика и педагога.

Ход урока.

Как ты думаешь, что такое хоровод?

Да, это народная игра, когда люди берутся за руки, образуют круг. Движение по кругу сопровождается пением и пляской. У всех народов есть танцы с движением по кругу. Послушай, пожалуйста, эпизод из этой пьесы.

Давай сделаем небольшой анализ пьесы.

1. Какой размер, тональность, темп, ритм пьесы?

2. Какими штрихами нужно играть?

А теперь попробуем прочитать с листа до 2 цифры без сопровождения фортепиано.

Теперь попробуем прочитать с фортепиано.

Продолжаем работать над деталями в пьесе: динамикой, штрихами, интонацией, находим в пьесе кульминацию, где по музыкальному образу звучит общая пляска, фактура насыщенная.

Форма 3- частная:

I часть - написана в D-dur, состоит из 3 предложений, 1 и 3 – повторяются.

II часть – более лирическая, расширенная, отклонение в параллельную тональность h-moll.

5 цифра – снова звучит в мажоре.

III часть – заключение.

Жанр в пьесе танцевальный, есть подскоки, прыжки.

План-конспект по музыке Использование современных технологий, как одно из средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на уроках в классе виолончели

Разобрав пьесу, ты можешь сказать, какой её характер и темп?

Я хочу показать тебе фотографии и репродукции хороводов, а ты подумай, какие из них больше подходят для нашего хоровода.

1. Бабушки – водят в медленном темпе под народную музыку.

Ученик: Не подходит, так как наш хоровод идет в быстром темпе.

2. Новогодний – темп умеренный, много народу.

Ученик: Не подходит, так как быстром темпе народ собьется в кучу

Ученик: Здесь медленный хоровод, тоже не подойдет к нашему хороводу.

4. Детский – темп подвижный, дети резвятся в кругу.

Ученик: По настроению близко к нашей пьесе, дети могут прыгать по кругу, пуститься в общую пляску.

5. Массовый - Какие инструменты должны сопровождать этот хоровод?

Ученик: Танец массовый, сопровождают оркестры симфонические, духовые, оркестры народных инструментов.

Для нашего хоровода больше подходит картина немецкого живописца Тома Ханса, написанная в 1872 году. Весенний пейзаж. Крестьянские дети танцуют на фоне Баварских Альп.

Скажи, пожалуйста, под аккомпанемент, каких инструментов обычно исполняют на виолончели?

2. камерный оркестр;

3. симфонический оркестр.

Сейчас мы попробуем сыграть с синтезатором под тембр фортепиано.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Преподаватель оркестрового отделения,
класс виолончели,
Каюкова Галина Леонидовна.

Тема урока:
Использование современных технологий, как одно из средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на уроках в классе виолончели.
Цель урока:
Создание благоприятных условий для развития творческих способностей учащегося через вовлечения его в исполнительскую деятельность.
Для того, чтобы начать наш урок, нам необходимо проверить настройку нашего инструмента.

Задачи:
Образовательная: Научить слушать и исполнять музыкальные произведения под звучание электроакустического инструмента.
Развивающая: Развить художественный вкус на лучших образцах русской музыки с применением электронных технологий.
Воспитательная: Воспитать у учащихся эмоционально – ценностное отношение к музыке, творческое сотрудничество ученика и педагога.
Вид урока – комбинированный.
Форма – с элементами исследования.

Все запланированные задачи были реализованы. Организационный момент прошел быстро, так как ученица готова к уроку, дисциплинирована, быстро настроилась на урок. Закрепление пройденного материала показало достаточный уровень компетентности ученика.
Образовательный аспект был достигнут через умение слушать и исполнять произведение под синтезатор.
Воспитательный аспект можно было отследить через эмоциональную отзывчивость ученика.
Развивающий аспект через развитие художественного вкуса на лучших образцах классиков русской музыки.
Все моменты урока тесно взаимосвязаны, урок представляет собой целостную систему. Цель и задачи, поставленные на уроке достигнуты. Ученица была включена в активную позновательную и музыкально – творческую деятельность. Взаимодействие на уроке осуществлялось через создание творческой атмосферы урока, через взаимопонимание, доверие, сотворчество ученика и преподавателя.

Читайте также: