План открытого урока по истории 7 класс

Обновлено: 08.07.2024

Конспект открытого урока по истории в 7 классе

Разработала урок

учитель истории

Магомедова Румина Загидиновна

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: достичь образовательных результатов

- Личностный результат – воспитывать интерес к историческому прошлому, воспитывать мотивацию к учебной деятельности, самостоятельность. Оценивать поступки современников Ивана Грозного (митрополита Филиппа, Андрея Курбского).

- Метапредметный результат – работать с текстом учебника, документами, предложенными в нем: - отвечать на вопросы, делать выводы; самостоятельно анализировать текст, делать выводы, развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету. Работать с исторической картой: показывать на карте территории, вошедшие в состав опричнины; - используя карту, сравнивать расположение и экономический потенциал земель опричнины и земщины.

- Предметный результат – раскрывать смысл понятий: опричнина, земщина; Высказывать и аргументировать мнение о причинах введения опричнины; Называть хронологические рамки опричнины; Называть и раскрывать последствия опричнины ( на основе работы с текстом учебника);

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас на моём уроке!

Демонстрируют своё настроение после приветствия учителя.

Записывают число в тетради.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

II. Актуализация знаний

1.Годы правления Ивана Грозного?

2.Год венчания на царство?

3.Год создания Судебника Ивана 4?

4.Год создания Земского собора?

Исторический диктант (взаимопроверка):

1. Сословно-представительный орган при царе (Земский собор)

2. Центральные органы управления, созданные Иваном Грозным (приказы)

3. Сборник законов (судебник)

4. Сборник документов о церкви, принятый церковным собором 1551 года (Стоглав).

5. Священник, деятель Избранной рады (Сильвестр).

6. Казак, возглавивший поход против Кучума (Ермак).

5 предложений по домашнему заданию.

1553 – 1554 ГГ.

Страна межу Ярославлем и Московской изобилует маленькими деревнями, которые так полны народа, что удивительно смотреть на них. Земля вся хорошо засеяна хлебом, который жители везут в Москву в таком громадном количестве, что это кажется удивительным. Каждое утро вы можете встретить от 700 до 800 саней, едущих туда с хлебом, а некоторые с рыбой. Иные везут хлеб в Москву, другие везут оттуда … Едущие хлебу – так он жесток. Они привозят в Москву рыбу, меха, шкуры животных.

ИЗ ОПИСАНИЯ ЗЕМЕЛЬ.

Деревня Кумола, надел пуст Маковейка Никитина. Маковейка умер, дети безвестно сбежали от царевых подателей… В той же деревне надел пуст Марка Михайловича. Марка опричники убили, дети безвестно сбежали… двор сожгли. Надел пуст Якушка Максимова. Якуша опричники замучали, дети безвестно сбежали…Надел пуст Иевка Федотова. Иевка сбежал безвестно от опричнины. В деревни Тивроли…Полнадел пустые Сеньки Луцкьянова. Сенька умер, дети от голода примерли…двор опричные сожшли…опричнина имущество пограбила, двор сожгла.

Перед Вами 2 фрагмента из документа. Что изменилось в стране? Предположите, что могло бы произойти в стране?

Что, по мнению летописца, является причиной запустения Русской земли.

Формулируют цель урока

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения ( P )

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

А Вы знаете, что такое опричнина?

Опричнина совершенно новое для нас явление, что мы должны узнать о нём?

Поработав на сегодняшнем уроке, мы всё поймём, разберёмся, что такое опричнина, почему царь проводил политику, ухудшавшую экономическую и политическую ситуацую в России. Наконец, узнаем, чем закончилось противоречивое, зачастую очень жестокое правление Ивана Васильевича IV Грозного.

Проблемный вопрос

Псковский летописец говорил о запустении русской земли после опричнины. Только ли запустение принесла опричнины, а было ли что-то положительное?

- что такое опричнина

-цель опричнины

- основные события

- последствия опричнины

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысление и первичного закрепления учащимися знаний …

В 1553 г. Иван IV внезапно заболел, царь объявил преемником своего малолетнего сына Дмитрия. Бояре должны были присягнуть ему, но многие этого не хотели. Кричали, спорили, вспоминали о боярском правлении при малолетним Иване IV . Некоторые хотели присягнуть Владимиру Андреевичу (двоюродный брат царя). Князь Владимир настраивал народ против малолетнего Дмитрия. Среди сторонников Владимира Андреевича были и деятели Избранной Рады. Сильвестр говорил, что Владимир Андреевич добрый князь, любит советников

Иван IV выздоровел, но не забыл эту историю.

У деятелей Избранной Рады сложились плохие отношения с родственниками жены царя Анастасии, во внезапной смерти жены Иван IV обвинил Адашева и Сильвестра.

Иван IV был очень подозрительным, не терпел , он желал властвовать единолично, ни на кого не полагаясь. Если в начале царствования он набирался государственного опыта и без советников ему невозможно было обойтись, дальше они ему мешали в правлении ,он их возненавидел .

Избранная рада считал, что укрепить государственную власть нужно путем медленных постепенных реформ. Иван IV связывал укрепления государственной власти беспрекословным повиновением поданных. Стремление к усилению царской власти, недоверие к боярскому окружению подводили его к террору. Деятели Избранной Рады опасались опал, массовых казней, сознавая, что всеобщий страх-плохой помощник в государственных делах.

Выслушав ответы учащихся, учитель говорит о различных точках зрения ученых на причины перехода к политике террора.

-Куда уехал Иван IV в воскресный день 3 декабря 1564г.?

-На каких условиях он согласился вернуться в Москву?

Недалеко от дворца стоял печатный двор, с принадлежащею к нему словолитней, с жилищем наборщиков и с особым помещением для иностранных мастеров, выписанных Иоанном из Англии и Германии. Далее тянулись бесконечные дворцовые службы, в которых жили ключники, ситники, повара, конюхи и всякие дворовые люди на всякий обиход.

Немалым богатством сияли слободские церкви. Славный храм Богоматери покрыт был снаружи яркою живописью; на каждом кирпиче блестел крест, и церковь казалась одетою в золотую сетчатку.

…Они проехали мимо нескольких виселиц, стоявших одна подле другой. Тут же были срубы с плахами и готовыми топорами. Срубы и виселицы, окрашеные черною краской, были выстроены крепко и прочно, не на день, не на год, а многие лета.

- В тетрадь записывают причины опричнины:

1. Стремление Ивана Грозного к укреплению личной власти;

2. Борьба с остатками удельной старины, с отдельными личностями высшего боярства;

3. Болезненная подозрительность, злоба Ивана Грозного, усилившаяся после смерти жены Анастасии;

4. Необходимость вследствие ведения тяжелой Ливонской войны, неудачи в ней;

Учащиеся выделяют причины падения Избранной Рады:

1. Болезнь

2. Смерть жены

3. Предательство А. Курбского

Записывают в тетрадь :

Учитель задает вопрос учащимся:

- С какой целью была создана опричнина?

Рассмотрим, как дальше происходили события. Иван IV не любил тех, кто был честен, умен, независим.

Работа с учебником стр. 82

1. Иван Грозный и митрополит Филипп.

2. Поход на Новгород.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений (К)

IV. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Теперь ребята мы с Вами можем ответить на вопрос поставленный в начале урока.

Только ли к отрицательным последствиям привела опричнина?

Учитель задает вопросы:

- Как Вы считаете, выполнены цели опричнины?

- Какими методами шел Иван Грозный к намеченной цели?

- Существовала ли альтернатива опричнине?

После всего сказанного учащимися делается вывод.

Вывод: Опричнина способствовала силению центральной власти, была направлена против пережитков удельного времени. Но этот путь был разорительным и гибельным для страны и не являлся прогрессивным.

Исследовани t какой темы вели на уроке? Какие получили результаты?

Рефлексия. Я благодарю…

Подведение итогов урока.

Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

Выставление оценок за урок.

V. Домашнее задание

Тяжёлый экономический кризис

Централизация страны, ликвидировалась самостоятельность удельных князей.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности ( II )

Самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Зам.директора по УВР_____________ Абдулмеджидова Ф. А.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СУЛЕЙМАН – СТАЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Отзыв коллег на открытый урок по истории в 7 классе

Магомедовой Румины Загидиновны

В течение урока задания не повторялись и были направлены на закрепление и проверку знаний, умений, навыков всего, чем должны овладеть учащиеся, прежде чем они перейдут к более детальному научно-историческому анализу какой-либо эпохи.

Каждому устному вопросу и заданию было дано логически выстроенное

объяснение. По наиболее значимым моментам учителем была дана дополнительная информация. Использование репродукций картин художника С.Иванова позволило разнообразить урок, ярче представить анализируемые явления и осуществить межпредметные связи на уроке. Сопровождение урока презентацией сделало его живым и интересным для детей.

На уроке была создана атмосфера сотрудничества и доброжелательности.

В результате ученики быстро вошли в деловой ритм работы. Хороший темп

урока, привлечения всех возможных средств и методов обучения способствовали реализации поставленных целей.

Этап подведения итогов урока: этап удался, обучающиеся сделали выводы о достижении целей урока.

Рефлексивный этап: выявление отношения обучающихся к содержанию урока. УУД личностные – чувство сопричастности к истории своей Родины. Этап удался, обучающиеся активно высказывали свою точку зрения в отношении опричнины, путем метода лесенка, каждая ступенька означала, определенный балл на который, учащиеся усвоили новый материал.

Контрольно-оценочный этап: Задача оценить работу на уроке. УУД оценка своего вклада в достижение цели урока. По итогам урока ребята смогли оценить свой вклад в достижение целей урока. Результаты урока: цели урока мне удалось достигнуть. Но возникла проблема, у ребят сложилось негативное отношение к Ивану Грозному, я предприняла попытку вывести их на понимание причин, по которым Иван Грозный установил опричнину.

За счет смены видов деятельности, применения современных образовательных технологий, урок был проведен на должном уровне.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тип урока: комбинированный

Описание: Открытый урок по истории России для учеников 7 класса, полученные знания направлены на систематизацию, анализ и обобщение ранее приобретенных знаний в процессе обучения истории.

Предмет: История России

Тема: Смутное время

Цель урока: Изучить события предшествующие Смутному времени, ход исторических событий и итоги, для систематизации и более полной картины по данному периоду.

1. Раскрыть понятие Смуты, а так же выявить ряд причин способствующих наступлению Смутного времени на Руси.

2. Рассмотреть основные события и итоги Смутного времени.

3. Определись каковы были последствия Смутного времени.

1. Развить у учащихся способность работать с историческими источниками (документами), с картой, учебником для более точного обобщения и анализа полученных знаний.

2. Способствовать развитию у учащихся умению самостоятельно или в группе анализировать исторические источники, давать развернутый ответ на поставленный вопрос.

3. Развивать у учащихся способность к систематизации полученных исторических знаний, и грамотно формировать выводы по предложенным темам.

1. Способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма, уважения к истории своего государства.

2. Сформировать гражданскую и гуманистическую позицию у учащихся, не смотря на сложившиеся мировые конфликты.

3. Способствовать пониманию у учащихся роли личности в исторических событиях разного времени.

-познавательный интерес к прошлому своей страны

изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

-привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

-логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

-критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.

-овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества в древности, начале исторического России и судьбах народов, населяющих её территорию;

-использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств;

-описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

-поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого;

1. Смутное время

2. Гражданская война

4. Тушинский вор

5. Крестоцеловальная запись

8. Первое ополчение

9. Второе ополчение

1. 1533 1584 гг. - Княжение и царствование Ивана IV Грозного

2. 1584 - 1589 гг. - Царствование Федора Ивановича

3. 1598 - 1605 гг. - Царствование Б. Годунова

4. 1601 - 1603 гг. - Голод и неурожай на Руси

5. 1603 -1604 гг. - Восстание казаков под руководством Х. Косолапа

6. 1605 - 1606 гг. - Царствование Лжедмитрия I

7. 1606 - 1610 гг. - Царствование В. Шуйского

8. 1606 - 1607 гг. - Восстание И. Болотникова

9. 1607 - 1610 гг. - Появление Лжедмитрия II на Руси

10. 1609 г. - Начало интервенции

11. 1611 г. - Первое ополчение

12. 1612 г. - Второе ополчение

13. 1613 г. - Земский собор. Избрание царем М. Ф. Романова. Начало правления новой династии.

1. Причины смуты.

2. Появление самозванство на Руси. Правление Б. Годунова

4. Формирование Первого ополчения. Итоги

5. Роль Второго ополчения в освобождении России от иностранной интервенции

6. Земский собор 1613 года

II.Проверка домашнего задания (устная беседа по следующим вопросам)?

1.Основные направления внешней и внутренней политики Ивана Грозного?

2.Когда и по каким причинам прекратила существовать династия Рюриковичей?

3.Результаты политики Опричнины?

Обобщение: Таким образом, к началу XVII века в России накопилось множество противоречий. Смутное время стало для России периодом социальных конфликтов, политических и экономических кризисов и войн. В начале XVII века решался вопрос о существовании самой российской государственности.

III. Изучение нового материала

2. I этап Смуты (1604 – 1605 гг.)

3. II этап Смуты (1606 – 1607 гг.) Восстание И. И. Болотникова

4.III этап Смуты (1608 – 1610 гг. )

5.IV, V этапы Смуты. Создание Первого и Второго ополчения.

6.Последствия и уроки Смуты.

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока Смутное время в России, прежде чем начать изучения нового материала мы должны обозначить причины появления Смуты.

Запись в тетрадь с доски.

1.Династический кризис (смерть Ивана Грозного и двух его сыновей Федора и Дмитрия привели к пресечению правящей династии Рюриковичей);

2.Экономическая (голод и неурожай 1601 – 1603 гг. привели);

3.Социальная (недовольство некоторых сословий своим тяжелым положением);

4.Кризис власти (стремление боярских группировок за управление страной)

Учитель: Таким образом, Россия в XVII веке оказалась на грани грандиозного социального взрыва. Нестабильной ситуацией в стране поспешили воспользоваться западные соседи - Речь Посполитая и Швеция. Они были заинтересованы в завоевании западных земель России.

2. I этап Смуты (1604 – 1605 гг.)

Учитель: В 1598 году умер Федор Иванович последний представитель династии Рюриковичей. Тем самым законная правящая династия пресеклась. Главным претендентом на престол был Борис Годунов (родной брат жены Федора Ивановича), который обладал реальной властью в период правления царя Федора.

Запись в тетрадь с доски

1598 – 1605 гг. – Правление Б. Годунова

Учитель: Годунов пытался привлечь на свою сторону как можно больше людей. Для простого народа проводились недельные застолья, боярам и дворянам в несколько раз повышались жалования. Из тютер освобождались заключенный, отменялась смертаная казнь.

Боясь за шаткое положение своей не законной власти Борис Годунов насильно постриг в монахи Федора Никитича Романова (в монашестве принял имя Филарет), родственника царя Федора по материнской линии, который мог претендовать на престол. Других Романовых ждала иная учесть (опала, ссылки).

В 1601 - 1603 гг. Россию поразили страшные стихийные бедствия: дожди и морозы, привели к массовым неурожаям. Царь распорядился открыть государственные житницы и бесплатно раздавать хлеб. В стране начали вспыхивать народные волнения и восстания. Одним из самых крупных было восстание под предводительством казака Х. Косолапа.

Запись в тетрадь с доски

1603 - 1604 гг. - Восстание под предводительством казака Х. Косолапа.

Учитель: Все внутренние события в стране порадили все большее недовольства царем Борисом Годуновым у народа.

3. II этап Смуты (1606 – 1607 гг.) Восстание И. И. Болотникова

Учитель: Сложившейся ситуацией ряшили воспользоваться иностранные государства, а прежде всего Речь Посполитая.

Здесь начали появляться слухи о спасшемся царе Дмитрии (младшем сыне Ивана Грозного). На самом деле это был беглый монах Чудова монастыря Григорий отрепьев. Который получил поддержку от магнатов (польско - литовской знати), короля и католической церкви.

Самозванец стал набирать войско похода на Русь. Осенью 1604 г. войско Лжедмитрия I перешло русскую границу. Народ хотел видеть в нем справедливого царя, который изменит их жизнь к лучшему. Один за другим русские города присягали самозваницу.

Смерть Б. Годунова 23 апреля 1605 г. ускорила приход Лжедмитрия I к власти. В 1605 году он торжественно вступил в столицу. Но вскоре народ видел, что ни их жизнь ни само положение в стране не изменилось.

Обстановка усложнилась и тем, что Лжежмитрий I женился на дочери польского магната Марине Мнишек, свадебные торжества проходили с полным нарушением принятого на Руси православного порядка.

Запись в тетрадь с доски: 1605 - 1606 гг. - Правление Лжежмитрий

19 мая 1606 г. на Красной площади в цари “выкрикнули” боярина князя Василия Ивановича Шуйского. Другие княжеско-боярские рода, заседавшие в Думе, хотели получить обещание от царя, что он не превратиться в такого же тирана, как Грозный. Поэтому при вступлении на престол дал крестоцеловальную запись, т.е. письменную клятву, скрепленную целованием креста.

Учитель: Работа с документом “отрывок из Крестоцеловальной записи царя Василия Шуйского” (1606 год).

Вопрос к документу: почему в своей крестоцеловальной записи В.Шуйский постоянно ссылался на кровное родство с Рюриком, А.Невским?

Учитель: Вновь в юго-западных уездах стали собираться повстанческие отряды против правительства Василия Шуйского. Верность ему сохраняли дворяне, горожане центра и севера России. Во главе же беглых холопов, казаков, крестьян и дворян южных уездов встал бывший военный холоп – Иван Исаевич Болотников.

Запись с доски в тертадь. 1606 - 1607 гг. - Восстание И.Болотникова

Работа с картой: “ Смутное время в России начала XVII в.” Используя карту в учебнике (стр. 16)

Вопросы к карте:

1. Где и когда началось восстание И.Болотникова?

2. Назовите города, которые были заняты восставшими?

Учитель: В конце октября 1606 г. повстанческие армии осадили Москву. Продолжалась она 5 недель – до начала декабря. Постепенно перевес сил перешел к воеводам Шуйского. В битве у Коломенского 2 декабря они одержали победу над восставшими.

Работа с картой: “ Смутное время в России начала XVII в.” Используя карту в учебнике (стр. 16)

Покажите город, в который после поражения под Москвой переносится центр восстания?

Болотников в Калуге быстро организовал ее оборону и пополнил войско. Правительственные войска взяли город в осаду, но не полностью блокировали город, и Болотников получил помощь из соседних городов. В мае 1607 г. Болотников разгромил царскую армию под Калугой. Повстанцы ушли в Тулу.

Работа с картой: “ Смутное время в России начала XVII в.” Используя карту в учебнике (стр. 16)

Покажите, где закончилось восстание Болотникова?

4.III этап Смуты (1608 – 1610 гг. )

Учитель: На третьем этапе в события России вмешались войска Польши и Швеции.

Вопрос: По каким причинам иностранные войска вмешались в события в России?

Используя текст учебника (стр. 24 - 25)

17 июля 1610 г. – власть перешла в руки Семибоярщины. Был заключен договор с поляками об избрании на русский престол польского королевича Владислава.

5. IV, V этапы Смуты. Создание Первого и Второго ополчения.

Первым против польских захватчиков выступили Рязанцы. В Рязани было создано народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов, присоединились Трубецкий, Заруцкий. Со временем сторонники Ляпунова стали покидать его ополчение. Летом 1611 года страна оказалась в ужасном и тяжёлом состояние. Центром освободительного движения с осени 1611 года стал Нижний Новгород. Торговый человек- Кузьма Минин обратился к народу с призывом помочь всеми силами и средствами в создание нового ополчения для освобождения России от иноземных захватчиков. В Нижний Новгород стали стягиваться вооруженные отряды ополченцов со всех земель. Сподвижником Кузьмы Минина стал Дмитрий Михайлович Пожарский. Именно эти люди освободили Россию от иностранных захватчиков.

Подробно про Первое и Второе ополчение мы поговорим на следующим уроке.

Учащиеся отвечают на вопросы:

1) Назовите исторические личности, характеризующие Смутное время?

2) Укажите основные причины Смутного времени?

3) Почему данный период русской истории получил название "Смута"?

6.Последствия и уроки Смуты.

Учитель: Для завершения Смуты стране нужен был законный, признанный всеми слоями общества монарх. С этой целью руководители Второго ополчения уже в конце 1612 года разослали по городам грамоты с требованием выслать представителей сословий на Земский собор.

В январе 1612 года на Земский собор в Москву съехались выборные представители всех сословий России - бояре, дворяне, деятели Церкви, посадские люди, казаки, черносошные и дворцовые крестьяне. Интересы крепостных крестьян и холопов на Соборе представляли собственники земель. Никогда еще в стране не было представительного органа столь широкого состава.

У Собора была одна задача - выборы монарха.

Претендентов на престол было несколько, начиная от иностранцев (шведский и польский принцы), сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II, и заканчивая российскими претендентами: Ф.И. Мстиславский, В.В. Голицын, Д.М. Трубецкой, Д. Пожарский, М.Романов, Д.М. Черкасский, П.Н. Пронский и др.

Первоначально члены Собора решили не избирать на русский престол иноземного представителя, отклонили кандидатуру сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II – Ивана.

В результате острых споров наиболее приемлемой оказалось кандидатура 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Сын тушинского патриарха Филарета, за ним стоял ореол отца – мученика, который находился в польском плену. Возможно, сыграла свою роль и близость Михаила Романова к династии Рюриковичей, так как он приходился внучатым племенником первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовой (Генеологическое дерево М.Романова).

Таким образом, избрание Романовых на царство обещало всеобщее согласие и успокоение, это произошло 21 февраля 1613года.

Земский сбор направил послов в Ипатьевский монастырь (под Костромой), где находились Михаил Романов и его мать. Инокиня Марфа, опасавшаяся за судьбу сына, дала согласие на его воцарение лишь после долгих уговоров. Россия обрела законно избранного монарха.

Подвиг Сусанина как бы увенчал общий патриотический порыв народа. Акт избрания царя, а потом венчания его на царство сначала в Костроме, а потом в Успенском соборе Московского Кремля означал прекращение Смуты.

Так закончилась Смута – тяжелейшее потрясение начала XVII века, которое по своему характеру, остроте социально - политического противостояния и способам разрешения противоречий многие исследователи приравнивают к гражданской войне.

Таким образом, в основном территориальное единство России было восстановлено, хотя часть русских земель осталось за Речью Посполитой и Швецией.

После Смутного времени был сделан выбор в пользу сохранения крупнейшей на востоке Европы державы.

1. Экономическая разруха: разорены были сельское хозяйство, ремесла, угасла торговая жизнь

- развивать умение учащихся решать проблемные задачи, давать оценку происходившим событиям (деятельность Лжедмитрия I и Лжедмитрия II , восстание под руководством И. Болотникова, Первое и Второе ополчения);

- закрепить умение работы c Internet ресурсами;

- продолжить формирование умений работы с дополнительным материалом;

- продолжить формирование умений и навыков выделять главное и делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения.

- продолжить развивать интерес у учащихся к изучаемому предмету, к самообразованию и самостоятельному поиску дополнительного материала;

- продолжить развивать чувства толерантности;

- продолжить формирование уважительного отношения к чужому мнению, навыков работы в коллективе;

- продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям;

Оформление доски:

1. Организационный момент

3. Подведение итогов игры. Подведение итогов работы на уроке. Выставление оценок.


1.Организационный момент – 5 минут

Учащиеся заходят в класс, занимают места.

Приветствие учащихся: учитель приветствует учащихся

Современники, потрясенные событиями Смуты, много писали о ней, размышляли, давали свою ей оценку.

Давайте и мы сегодня на уроке попробуем воспроизвести события Смуты, вспомнить её причины, назвать её участников и попытаемся дать свою оценку Смутного времени .

Подготовка к игре.

Учитель предлагает учащимся разделиться на две команды ( команда мальчиков и команда девочек), выбрать капитана, придумать название команды.

Правила игры: В нашей игре будет 6 этапов, название которых вы видите на доске. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, принося тем самым очки в копилку команды. Если у команды нет версий право ответа переходит другой команде. Если вторая команда отвечает правильно, то зарабатывает очки.

Давайте поподробнее об этом поговорим:

Мы с вами начинаем игру

Учитель зачитывает вопросы сначала одной команде, затем- другой. Участники должны быстро и правильно ответить на вопрос. Если ученики не знают ответа или не правильно ответили, то учитель читает второй вопрос.

Вопросы для 1 команды:

Старший сын Ивана Грозного (Иван)

Первый патриарх Московский и всея Руси (митрополит Иов)

Жена первого самозванца (Марина Мнишек)

Настоящее имя Лжедмитрия I (монах Григорий Отрепьев)

Руководитель первого ополчения (Прокопий Ляпунов)

Верный сподвижник князя Пожарского во Втором ополчении (Кузьма Минин)

Вопросы для 2 команды:

Младший сын Ивана Грозного (Царевич Дмитрий)

Брат жены Федора Ивановича (Борис Годунов)

Место гибели царевича Дмитрия (город Углич)

Имя первого самозванца (Лжедмитрий I )

Почему Борис Годунов стал управлять от имени Федора (Федор не обладал крепким здоровьем, мало интересовался государственными делами, большую часть времени проводил в молитвах)

Занял престол после смерти Лжедмитрия I (Василий Шуйский)

Возглавил второе ополчение (князь Дмитрий Пожарский)

Первый царь династии Романовых (Михаил Федорович Романов)

Дайте определения понятиям:

Давайте вспомним хронологию Смуты.

Учитель перечисляет основные события изученного материала. Вам нужно вспомнить и записать у себя на листе даты. На работу дается 5 минут, после этого 1 участник команды записывает варианты ответа на доске.

Ответ учеников

Введение патриаршества в России

Воцарение Лжедмитрия I

Убийство Лжедмитрия I

Восстание под предводительством И. Болотникова

Царствование Василия Шуйского

Восстание под предводительством И. И. Болотникова

Образование Первого ополчения

Образование Второго ополчения, освобождение Москвы

Избрание Михаила Романова царем

Боярин, сестра которого была женой царя, фактический правитель России в конце XVI века.

Царь, впервые присягнувший своим подданным;свергнут с престола, насильно пострижен в монахи, выдан полякам, увезен в Польшу, умер в заточении.

Торговый человек, земский староста, призвал создать ополчение для освобождения от

“… молод, разумом еще не дошел и боярам будет поваден”

На доске висят портреты исторических деятелей Смутного времени, ученики получают конверты с листами, на которых написаны имена. Необходимо правильно сопоставить имена и личности. На это дается 5 минут. После чего два ученика каждой команды рядом с портретами прикрепляет имя (с помощью магнита). Каждое правильное совпадение – 1 балл.

Царь Борис Федорович Годунов

Царь Василий Иванович Шуйский

Кто хозяйничал в Москве в начале 17 века? ( Поляки)

Какой город заняли шведы в начале 17 века? ( Новгород)

Место, где проходили собрания новгородцев? ( Площадь)

Что должно было защищать народное ополчение? ( Отечество)

Что стали собирать новгородцы для создания народного ополчения? ( Деньги)

Кто занимался хозяйством ополчения и его казной? ( Минин)

Верховной воеводой пригласили князя… ( Пожарский)

Войска Пожарского штурмом взяли Китай –город, а затем сдался и гарнизон… ( Кремль)

Цели и задачи: познакомить с внутренней и внешней полити­кой Федора Ивановича и итогами его правления; характеризовать политику Бориса Годунова; рассмотреть торговые и культурные связи Российского государства со странами Западной Европы.

Содержимое разработки

Разработка открытого урока в 7 классе.

Учитель: Худяева Олеся Алексеевна

Тема: Россия в конце 16 в.

Цели и задачи: познакомить с внутренней и внешней полити­кой Федора Ивановича и итогами его правления; характеризовать политику Бориса Годунова; рассмотреть торговые и культурные связи Российского государства со странами Западной Европы.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятия патриарх; использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-след­ственных связей, целей и результатов деятельности исторических личностей и др.); характеризовать основные внутриполитические и внешнеполитические действия Федора Ивановича; оценивать итоги его правления; исследовать и анализировать политику Бо­риса Годунова; оценивать значение учреждения патриаршества; характеризовать изменения в положении крестьянства в конце 16 в.; осуществлять поиск информации в источниках различного типа и вида; метапредметные УУД— 1) коммуникативные: владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 2) регулятивные: выстраивать алгоритм действий; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необ­ходимости, исправлять ошибки самостоятельно; 3) познаватель­ные: владеть общим приемом решения проблемных и творческих за­даний; личностные УУД: формировать и развивать познаватель­ный интерес к изучению истории России, устойчивую мотива­цию учения.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для ра­боты в парах.

Тип урока: урок открытия нового знания.

1.Организационный момент

2.Мотивационно-целевой этап

После смерти Ивана IV в 1584 г. на престол взошел его сын - Федор Иванович.

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

-На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

Проблемный вопрос слайд

Какие проблемы в стране предстояло решить Федору Ивановичу? смогли ли они это сделать? Какие изменения произошли в России в период его царствования? Узнаем об этом на нашем уроке.

2.Внешняя политика Федора Ивановича.

3.Пресечение династии Рюриковичей.

4.Царь Борис Годунов.

5.Торговые и культурные связи России со странами Западной Европы.

-Каковы итоги правления Федора Ивановича и Бориса Го­дунова?

3. Работа по теме урока

1. Внутренняя политика Федора Ивановича. Учреждение па­триаршества слайд

19 марта 1584 г. на престол взошел царь Федор Иванович. «Никогда отец и сын, — отмечала современница А.С. Пушкина писательница А.О. Ишимова, - не имели так мало сходства между собою, как Иоанн и наследник его: никогда после такого гневного, жестокого, могущественного государя не было такого кроткого и слабого.

Характеристика личности Федора Ивановича

— Изучив дополнительный материал, охарактеризуйте лич­ность царя Федора Ивановича.

Дополнительный материал

Современники о царе Федоре Ивановиче

Царь мал ростом, довольно худощав, с тихим, даже подобострастным голосом, с простодушным лицом, ум имеет скудный или, как я слыхал от других и заметил сам, не имеет никакого, ибо сидя на престоле во вре­мя приема, не переставал улыбаться, любуясь то на свой скипетр, то на державу. (Сапега Л., польский посол)

Царь Федор от природы был почти лишен рассудка, находил удо­вольствие только в духовных предметах, часто бегал по церквам, трезво­нил в колокола и слушал обедню. Отец горько упрекал его за это, говоря, что он больше похож на пономарского, чем на царского сына. (Ерлезунда де П., шведский дипломат)

Федор небольшого роста, приземист, опухл, нос у него ястребиный, походка нетвердая. Он прост и слабоумен, но очень тих и милостив и чрезвычайно набожен. (Флетчер Дж., английский дипломат)

(Проверка выполнения задания.)

Даже исполнение ритуальных обязанностей для Федора Иоанновича было непосильным. Во время коронации 31 мая 1584 года в Успенском соборе Московского Кремля Федор, не дождавшись окончания церемонии, отдал шапку Мономаха боярину князю Мстиславскому, а тяжелую золотую "державу" - Борису Федоровичу Годунову. Это событие потрясло всех присутствующих

Мог ли Федор самостоятельно управлять государством? Почему?

Иван Грозный понимал, в какие руки он передает власть. Оставляя престол Федору, он поручил государство заботам ближ­них бояр. Молодого царя опекал совет знати. В совет входили зем­ские бояре — Иван Петрович Шуйский, Иван Федорович Мсти­славский, Никита Романович Захарьин-Юрьев — и Борис Годунов, брат жены царя Ирины.

Коллективная работа с п. 1 § 11 учебника

Найдите задачи внутренней политики Федора Ивановича

Основные задачи внутренней политики:

преодоление хозяйственной разрухи и восстановление эко­номики;

сплочение верхушки общества/учредив опричнину, Иван 4 фактически натравил одну часть дворян и бояр на другую/

2. Работа с документами

2) издан указ об урочных летах (1597 г.); учебник, стр. 94

Изучаем документы

Лета 7106-го [1597 г.] ноября в 24 день царь и великий князь Фёдор Иванович всеа Русии указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, ис поместей, и из вотчин. выбежали до нынешнего 106-го году за пять лет, — и на тех беглых крестьян. сыскивати накрепко всякими сыски. А по суду и по сыску тех крестьян беглых з жёнами и з детьми и со всеми их животы возити их назад, ще хто жил.

1.Как вы оцениваете этот указ? 2. Если крестьянин сбежал от хозяина в 1591 г., подлежал ли он сыску?

3) учреждение в России патриаршества. В 1589 г. глава русского православного духовенства переменил сан митрополита на высший сан патриарха. Тем самым Русская православная церковь стала самостоятельной и независимой от грече­ской. Первым патриархом Московским и всея Руси стал московский митрополит Иов.

Итоги внутренней политики:

1)усиление закрепощения крестьян:

2)укрепление поместного и вотчинного хозяйств;

3)укрепление влияния Русской православной церкви как внутри страны, так и за рубежом в результате учреждения патриаршества в 1589 г.

2. Внешняя политика Федора Ивановича На основе текста учебника назовите значение основных событийя внешней политики

Итоги внешней политики:

1)продление перемирия с Речью Посполитой до 1602 г.; Это позволило собрать силы для борьбы со Швецией, ставшей главной соперницей России в борьбе за Прибалтику

2) Русско-шведская война 1590—1593 гг. была успеш­ной для Российского государства. По Тявзинскому мирному договору (1595) России были возвращены захваченные шведами во время Ливонской войны города Ивангород, Ям, Копорье, Корела. И хотя Нарва осталась у шведов, Россия частично восстановила утраченные на Балтике позиции.

3)освоение Приуралья, вхождение Западной Сибири в 1598 г. в состав России;

4)укрепление системы обороны на южных границах, что по­зволило успешно отражать набеги крымских татар

5)усиление российского влияния на Кавказе; Царь Кахетии Александр II в 1587 г. выразил желание перейти под рус­ское покровительство.

6)расширение внешнеторговых связей через Архангельск с Европой и по Волге с Востоком.

Россия постепенно восстанавливала свой международный авторитет.

Вывод. В период царствования Федора Ивановича Россия до­билась значительных успехов во внешней политике.

3. Пресечение династии Рюриковичей

Федор Иванович умер в январе 1598 г., прожив немногим бо­лее 40 лет. Царь Федор не имел детей. После его смерти власть должна была перейти к самому младшему сыну Ивана IV - Дмитрию. Ца­ревич жил в Угличе вместе с матерью Марией Нагой — последней женой Ивана IV - и многочисленной родней. Однако в 1591 г. Дмитрий погиб.

— Изучив дополнительный материал, ответьте на вопрос.

Дополнительный материал

Версия первая. Царевич был убит по приказу Бориса Годунова или его ближайшего окружения.

Версия вторая - официальная. Нечаянное самоубийство.

Царевич Дмитрий давно страдал эпилепсией. 12 мая, незадолго до трагического события, припадок повторился. 14 мая Дмитрию стало лучше, мать взяла его с собой в церковь, а вернувшись, велела погулять во дворе. В субботу 15 мая царица опять ходила с сыном к обедне, а потом отпустила гулять во внутренний дворик дворца. С царевичем были мам­ка Василиса Волохова, кормилица Арина Тучкова, постельница Марья Колобова и четверо сверстников Дмитрия, сыновья кормилицы и по­стельницы Петруша Колобов, Иван Красенский и Гриша Козловский. Дети играли в тычку — игру, в которой нужно было попасть заостренным железным стержнем (или перочинным ножом) в кольцо или несколько колец, лежащих на земле. Во время игры у царевича начался очередной припадок эпилепсии, он случайно ударил себя этим стержнем в горло и умер на руках у кормилицы.

17 мая в Углич из Москвы была прислана следственная комиссия, состоявшая из следующих лиц: князя В. Шуйского, окольничего Андрея Клешнина, дьяка Вылузгина и Крутицкого митрополита Геласия. Ко­миссия заключила, что: 1) царевич сам себя зарезал в припадке падучей болезни в то время, когда играл ножом в тычку вместе со своими сверстниками; 2) Нагие без всякого основания побудили народ к напрасному убийству невинных лиц.

Версия третья. В Угличе был убит другой мальчик, а царевич Дми­трий остался жив.

Когда началось Смутное время, эта версия стала прикрытием для множества самозванцев.

Вопрос по текстам

— Какая из этих версий представляется вам наиболее правдо­подобной?

(Ответы учеников. Возможно проведение мини-дискуссии.)

4. Царь Борис Годунов

Смотрим фильм о Борисе Годунове

Охарактеризовать политику нового царя

17 февраля 1598 г. впервые на Земском соборе был избран царь. Рассматривались три кандидатуры: Борис Годунов — фактический правитель в последнее десятилетие царствования царя Федора, князь Федор Мстиславский — старший член Бояр­ской думы, боярин Федор Никитич Романов.

Все кандидаты могли заявлять об определенной степени род­ства с покойным царем Федором. Бабушка князя Мстиславского приходилась двоюродной сестрой царю Ивану IV. Боярин Рома­нов был двоюродным братом царя Федора. Борис Годунов был шурином царя - братом царицы Ирины - и считался опытным и одаренным правителем.

Ни за кого из кандидатов официально не голосовали.

Когда патриарх Иов обнаружил, что подавляющее большинство высту­пает за Бориса Годунова, он убедил остальных принять Бориса в качестве царя, чтобы добиться единогласного голосования.

Когда Бориса известили об избрании, он отказался от престола. Видимо ему хотелось получить особые гарантии того, что его не только избрали новым государем, но и признали как основате­ля новой династии.

18 февраля патриарх Иов созвал новое заседание выборного Собора. На нем было решено считать изменником каждого, ко­торый признает своим государем любого другого человека, кро­ме Бориса, его сына Федора и их потомков. Кроме того, Собор одобрил предложение патриарха членам Собора пойти в понедельник, 20 февраля процессией в Новодевичий монастырь, чтобы просить царицу Ирину (в монашестве Александру) убедить брата принять престол. Александра дала согласие просить брата взойти на престол, и он удовлетворил ее просьбу.

- Работая с п. 5,6 § 11 учебника и дополнительным материалом, охарактеризуйте нового царя.

Дополнительный материал

Род Годунова был не из первостепенных родов и выдвинулся случайно только в XVI в. Предок Годуновых, татарин Мурза-Чет в XIV в. на службу к московскому князю. Как его потомки успели выдвинуться из массы подобной им второстепенной знати, неизвестно. Пользуясь постоянным расположением Грозного царя, Борис участвовал в его оп­ричнине. Но и в Александровской слободе держал он себя с большим тактом; народная память никогда не связывала имени Бориса с подви­гами опричнины.

Собор стал на сторону патриарха, потому что предложенный патри­архом Борис Годунов в глазах русского общества имел определенную репутацию хорошего правителя.

Страшная школа Грозного, которую прошел Годунов положила на него неизгладимый печальный отпечаток. Чуя глухой ропот бояр, Борис принял меры, чтобы оградить себя от их козней: с особенным озлоблением накинулся Борис на боярский кружок с Романовыми во главе, в ко­торых, как в двоюродных братьях царя Федора, видел своих недобро­желателей и соперников. Пятерых Никитичей, их родных и приятелей с женами, детьми, сестрами, племянниками разбросали по отдаленным углам государства, а старшего Никитича, будущего патриарха Филарета, при этом еще и постригли, как и жену его.

(Ключевский В.О. Русская история.

Начало царствования [Годунова] было отмечено неслыханными послаблениями. Освободили крестьян от податей на один год, купцов от пошлин на два года, иноверцев от уплаты ясака на один год. Служилым людям выдали годовое жалованье.

Сделал он многое и предполагал сделать еще больше. Например, завести школы и даже устроить университет. Вообще, мысль о том, что России необходимо приобщиться к европейской культуре, впервые яви­лась в царствование Годунова. Он первым из русских правителей посылал юношей получить образование за границу, старался привлечь к себе образованных иноземцев и ученых.

Судя по всему, Годунов вполне мог оставить о себе память как о бле­стящем правителе, но этого не получилось. И беда здесь была даже не в том, что вторая половина его короткого царствования омрачилась неурожаями, мором и смутами. Главное несчастье Годунова заключалось в том, что его так и не восприняли как Богом данного царя. Его не боялись, как раньше Ивана Грозного, его не любили, как позже Михаила Романова.

(Рыжов К. Все монархи мира)

Борис Годунов осознавал необходимость развития торговых и культурных связей России со странами Западной Европы.

1)Он предоставил дополнитель­ные льготы английским купцам.

Развитие торговли со странами Европы способствовало знакомству Рос­сии с достижениями западноевропейской науки, техники и культуры.

-обучение дворянских детей за границей;

-проекты открытия школ и университета в Москве;

-приглашение в Россию иностранных ученых и специалистов.

Подведение итогов урока

Удалось ли Борису Годунову стать успешным правителем? Назовите основные направления его деятельности во внутренней и внешней политике. Сделайте вывод.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Читайте также: