Изобразительная деятельность вне занятий в доу

Обновлено: 05.07.2024

Типы и организация занятий по изобразительной деятельности

Успешность решения образовательных задач по изобразительной деятельности в большей мере определяется правильной организацией работы с детьми и четко продуманной системой сочетания занятий разного типа.

Типы занятий

Организация занятий

Занятия по изобразительной деятельности обычно проводятся в первой половине дня, когда можно обеспечить хорошее освещение рабочих мест.
Процесс рисования, лепки, конструирования связан с фиксированной статичной позой и ограниченными движениями, что вызывает быструю утомляемость детей. Поэтому в старших группах, где занятия проводятся 2—3 раза в неделю, их следует чередовать с занятиями, где дети более подвижны и позы их непринужденны. После беседы, чтения художественного произведения обязателен перерыв перед занятиями на 10—15 минут, чтобы дети могли подвигаться, отдохнуть.
В первой младшей группе занятия проводятся в течение 10—15 минут, во второй младшей, средней и старшей — 15—20 минут, в подготовительной группе — 20—25 минут.
Процесс работы над изображением связан с более или менее длительным пребыванием ребенка за столом, где его движения ограниченны. Поэтому важное значение приобретает вопрос о соблюдении правильной посадки за столом. Дошкольник должен сидеть прямо, не опираясь грудью о стол, оба предплечья должны лежать на столе, особенно во время рисования. Ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом.
Мебель в комнате для занятий необходимо подобрать в соответствии с ростом детей. Столы и стулья должны быть правильно расставлены по отношению к источнику света, на расстоянии от окон примерно полметра. При хорошем освещении улучшается острота зрения, т. е. способность четко различать форму, детали предмета на расстоянии. Лучшим освещением с медицинской точки зрения считается дневной солнечный свет, падающий с левой стороны, чтобы тень от руки не заслоняла работу.
Стулья расставляются так, чтобы дети при объяснении видели лицо воспитателя.

Подготовка к занятию

Изобразительная деятельность вне занятий

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Самостоятельная художественно- творческая деятельность. Организация изобразительной деятельности вне занятий.

Консультация для воспитателей.

Известно, что изобразительная деятельность является самой любимой деятельностью дошкольников наряду с игровой. Поэтому многие дети в свободное от занятий время хотят порисовать, полепить, сделать поделку.

Создание условий для самостоятельной изобразительной деятельности.

1. Создание в групповой комнате зоны художественного творчества и уголка ручного труда.

-оборудование места для работы детей,

-оборудование места хранения всех видов изобразительных материалов в доступной для пользования детей форме.

- оборудование места хранения всевозможных материалов для ручного труда- в коробочках, корзиночках хранятся шишки, желуди, проволока в цветной оболочке, ткань, поролон, моточки ниток, коробки, для рукоделия: пяльцы, рамки для ковроткачества. У воспитателя хранятся иголки, ножницы, шило.

- оборудование места для выставления наглядных пособий, которые время от времени меняются.

2. Создание условий на участке детского сада.

- создание 2-х песчаных площадок для рисования палочкой и для выкладывания изображений предметов, узоров из палочек, камушков, шишек, желудей.

- использование цветных мелков для рисования на асфальте, глину для лепки.

- смачивание песка в песочнице для строительства замков, теремов.

- рисование карандашами и фломастерами на маленьких мольбертах или планшетах, к которым прикреплена бумага.

- Зимой лепка снежных скульптур вместе с детьми, замораживание цветных льдинок, из которых дети выкладывают предметы и узоры, рисование палочкой на снегу.

Педагог прежде всего должен продумать возможность применения игровых приемов на занятиях, создание игровых ситуаций, в которых дети принимают на себя роль тех или иных персонажей и действуют так, как действовали бы герои. Например, дети становятся художниками и рисуют картины, выполняют роль народных мастеров и расписывают посуду, игрушки, части одежды и т. п. Игровые приемы обучения можно использовать на занятиях во всех возрастных группах детского сада

дети могут создавать предметы для игры и отражать сюжеты игры в аппликации, рисунках, лепке. Изображать ход игры, игровые образы детям значительно интереснее, чем просто рисовать, вырезать или наклеивать что-либо. Пережитое в игре окрашивает художественную деятельность ребенка положительными эмоциями: своим рисунком, лепкой, аппликацией он рассказывает, во что и как играл.

Игры-драматизации строятся по мотивам литературных произведений и требуют, чтобы у детей были сформированы ясные представления об образах героев, а также умение передавать в игре характеры, действия и поступки персонажей.

Для игр-драматизаций дети многое могут изготовить сами: декорации или их части, детали костюмов, маски.

При отборе тем занятий по мотивам игр-драматизаций нужно варьировать и виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), и способы предложения темы: то останавливать внимание детей на одном эпизоде, но предоставлять каждому возможность изобразить его по-своему, то предлагать ребятам самостоятельно выбирать эпизод сказки и материал для работы. Особенно это относится к старшим дошкольникам.

Связывать занятия изобразительной деятельностью с игрой-драматизацией может и воспитатель, работающий со средней группой. Здесь перед детьми ставится задача передать образы животных — персонажей литературных произведений. Для этого дети должны хорошо представлять себе внешний образ и повадки животных. Получить такие представления помогут наблюдения, рассматривание картинок в детских книгах и альбомах о животных, чтение книг, создание словесных портретов животных, передача их поз, движений во время игр-драматизаций.

В процессе подготовки и проведения игр-драматизаций, как правило, участвуют все дети группы: одни — как действующие лица, другие — как художники, готовящие декорации, костюмы, маски, третьи — как зрители. А потом на занятии по изобразительной деятельности дети отражают содержание игры, их объединяют общие переживания, заинтересованность, радость.

Игры, создаваемые детьми, имеют для них особое значение. Участвуя в такой работе, ребенок в деятельной форме познает и отражает предметы и их свойства. В процессе изготовления игр, а затем в самой игре у детей развивается эстетическое восприятие, формируются эстетические представления, образное мышление, воображение. Благодаря активному формированию мыслительных операций анализа, сравнения, уподобления, синтеза развиваются также когнитивные структуры мозга. И чем больше свойств предметов и явлений выделяет ребенок, тем активнее идет процесс развития мышления и когнитивных структур .

Самостоятельная художественная деятельность может быть различной по содержанию, однако все аспекты проблемы в данном случае рассматриваются применительно к изобразительной деятельности.

Самостоятельную изобразительную деятельность можно противопоставить изобразительной деятельности детей на занятии. Она осуществляется в свободное от занятий время и как игра возникает по инициативе ребёнка. Ребёнок свободен в выборе тем, материала, начала и окончания работы.

Возникая под влиянием тех или иных мотивов, она представляет собой одну из форм самодеятельности дошкольников, и уже в этом её ценность. Ребёнок проявляет себя как субъект деятельности : он самостоятельно ставит цель (определяет тему изображения, средства её достижения, выполняет работу и получает результат.

Если соотнести самостоятельную изобразительную деятельность и изобразительную деятельность детей на занятии, то смысл последней в конечном счёте заключается в формировании у ребят самостоятельности, в отражении своих впечатлений. Именно в условиях самостоятельной деятельности идёт процесс саморазвития, установления личности.

Однако самостоятельная художественная деятельность, в силу даже объективных причин, не сразу становится таковой. Но в любом возрасте, будучи не столь развитой по объективным возможностям, она должна быть самостоятельной и иметь место вне занятий. В противном случае она не будет самодеятельной и в старшем возрасте.

Любая деятельность, возникающая по инициативе ребёнка, требует особенно внимательного отношения и тонкого руководства, так как инициативу ребёнка легко нейтрализовать, более того, можно невольно разрушить замыслы детей и даже разрушить деятельность. дети не всегда принимают взрослого в свою игру, часто не позволяют вмешиваться в изобразительный замысел. Поэтому в целях сохранения самостоятельности и активизации творчества руководство такой деятельностью должно быть косвенным.

В нашей группе, на мой взгляд, созданы необходимые условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей, а также развития у них творческих способностей вне занятий. С это целью оборудован ИЗО уголок; его расположение соответствует санитарно-гигиеническим требованиям; реализуется принцип доступности. В распоряжении детей цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски, бумага, необходимый материал для лепки, аппликаций. Дети в свободное время с большим увлечением рисуют, лепят, создают свои поделки.

Нравится детям работать и с трафаретами. И здесь заложен большой творческий потенциал : обведенного дельфина дети рисуют на фоне бушующего моря, на фоне леса появляются обведенные грибы и т. д.

Развитие творческих способностей детей не может быть осуществлено в полной мере без ознакомления с окружающим миром и формирования ярких впечатлений. Как результат этого – наличие эмоционально-интеллектуального опыта. Чем богаче опыт, тем разнообразнее детские рисунки, поделки по тематике и содержанию. Для этого в ИЗО уголке вниманию детей предложены различные альбомы:

Кроме того, в ИЗО уголке представлены предметы народного творчества : деревянная расписная матрёшка, ложка, ваза с фруктами, расписные тарелочки.

Альбом с портретами художников позволяет детям наглядно увидеть тех людей, которые создали известные картины, иллюстрируют детские книжки.

При работе с детьми мы стараемся формировать у них позицию активного отражения впечатлений. Например: на прогулке дети отметили, что солнце светит ярко, небо безоблачное, мы предлагаем увиденное отобразить в рисунке. Или, например, в День космонавтики шёл разговор о космосе, были показаны иллюстрации – потом дети в рисунках передавали своё представление о космосе. Также мы предлагаем детям попытаться изобразить то, как они провели выходные дни, отпуск и т. д.

И ещё хотелось бы сказать об одном немаловажном аспекте – работа с семьёй с целью создания благоприятных условий для изобразительной деятельности в домашнем кругу. Ведь не секрет, что дома, в кругу семьи у некоторых детей совсем иначе могут проявляться творческие способности (они могут раскрываться в большей мере). К сожалению, в этом направлении в нашей группе не велась работа. Но мы планируем в дальнейшем проводить с родителями индивидуальные и групповые консультации, давать рекомендации по этому вопросу.

И в заключении хотелось бы сказать: рисунки, поделки, выполненные детьми вне занятий, дают богатую информацию воспитателю об интересах ребёнка, о том, что его волнует, о способах изображения, которыми он владеет. Такая информация позволяет педагогу более точно планировать работу на специальных занятиях : отбирать любимые темы, более точно определять задачи, характер методов обучения и т. п.

Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных форм художественно-изобразительной деятельности Проект на тему: «Развитие творческих способностей ребёнка через использование нетрадиционных формы художественно-изобразительной деятельности".

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности через ознакомление с природой ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБ ДОУ №5 г ПЕТУШКИ СКВОРЦОВОЙ ИРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ 1 КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ 2014 год «Мир, окружающий.

Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Л.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности «Занятие рисованием.

Содержанием изобразительной деятельности вне занятий в групповой ком­нате является рисование, лепка, аппликация, конструирование по инициативе детей или воспитателя.

Методы прямого и косвенного руководства.

1. использование наглядных пособий:

В зоне художественного творчества:

- книжки-раскраски с изображением предметов и узоров,

- схемы с последовательностью рисования животных, птиц,

- силуэты кукол, вырезанной кукольной одежды, посуды для раскрашивания

- Буклеты, фотографии с изображени­ем предметов народных промыслов, а также в подлиннике предметы народного искусства.

В уголке ручного труда:

-фотографии, схемы, чертежи поделок, образцы готовых поделок, шаблоны, рисунки для вышивки.

2. Подключение детей к творческой деятельности в процессе работы воспитателя:

- к изготовле­нию пособий к занятиям,

-к оформлению групповой комнаты или зала к праздни­ку,

-к изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр,

- конструированию елочных игрушек,

-шитью мягких игрушек,

-к лоскутковой аппликации, папье-маше и т.д.

3. Использование во всех возрастных группах дидактических игр, способст­вующих изо-деятельности.

5. Изготовление детьми игрушек для игр с ветром и водой на улице.( Изготовление может проводится как в помещении так и на улице).

Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22 августа 1996 г. №448

Форма и содержание проведения самообследования (самоанализа) в процессе аттестации дошкольного образовательного учреждения: критерии оценки деятельности дошкольного образовательного учреждения

Критерии оценки деятельности дошкольного образовательного учреждения в области изодеятельности в процессе аттестации образовательного учреждения.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Педагоги создают условия для развития у детей эстетического отношения к окружающему миру (например, обращают их внимание на красоту живой и неживой природы, природных явлений, городского и сельского пейзажей и пр., учат видеть в предметах, формах, красках выражение характера, настроения, состояния и т.п.).

2. Педагоги создают условия для приобщения детей к миру искусства.

2.1. Знакомят детей с произведениями искусства различных видов и жанров народно-декоративного, прикладного творчества.

2.2. Обращают внимание детей на средства выразительности, присущие разным видам искусства, на возможности различных материалов; используемых для художественного воплощения замыслов.

3. В организации изодеятельности детей взрослые реализуют индивидуальный подход с учетом возрастных особенностей дошкольников.

3.1. Корректируют программное содержание занятий в соответствии с возможностями детей.

3.2. Стремятся пробудить у ребенка собственный интерес к заданию, предлагаемому педагогом (используя обсуждение с детьми возможных вариантов изображения и пр.).

4. Воспитатели обеспечивают условия для творческой самореализации детей в изодеятельности.

4.1. Предоставляют ребенку право свободного выбора сюжета и изобразительных средств.

4.2. Освоение технических приемов изодеятельности не доминирует и не подменяет создания художественно-выразительного образа.

4.3. Вводят обучающие моменты ненавязчиво, по мере необходимости, ориентируясь на готовность ребенка к их принятию.

5. При организации занятий педагоги сочетают индивидуальные и коллективные виды деятельности детей, отдавая приоритет их собственной инициативе, фантазии и желаниям.

5.1. Вовлекают детей в коллективные формы изодеятельности (создание панно, декораций и пр.).

Из 5.2. В коллективных формах изодеятельности создают условия для самореализации каждого ребенка (совместно с детьми создают и обсуждают замысел, подбирают и изготавливают необходимые элементы, распределяют задачи и т.п.).

5.3. Предоставляют право выбора ребенку рисовать (лепить, делать аппликацию) по собственному замыслу либо участвовать в реализации коллективного замысла.

6. Сотрудники с уважением относятся к продуктам детского творчества (собирают их, экспонируют, предоставляют ребенку право решать, взять рисунок (или поделку) домой или отдать на выставку, подарить кому-либо и т.п.).




7. Педагоги знакомят детей с различными средствами воплощения художественного замысла (композицией, формой, цветом, пятном, линией, ритмом и т.п.).

8. Педагоги создают условия для развития свободного, творческого отношения ребенка к изобразительной деятельности.

8.1. Предоставляют детям возможность использовать для рисования различные материалы (краски, цветные мелки, фломастеры, маркеры, карандаши, сангину, уголь, листы бумаги разных размеров и фактуры и др.).

8.2. Помогают осваивать одновременно всю цветовую палитру.

8.3. Поощряют самостоятельное экспериментирование с цветом (смешивание цветов, получение дополнительных цветов и др.).

9. Педагоги обучают детей различным техникам изобразительного творчества, делая акцент на эстетической сущности изображения, а не на формальном копировании предмета.

9.1. Развивают умение передавать характерные признаки и пропорции предметов, явлений (детали, пропорции, движения и др.).

9.2. Развивают умение выстраивать композицию.

9.3. В соответствии с возможностями детей приобщают их к различным живописным жанрам (рисование с натуры натюрмортов, портретов, обучают навыкам графического рисунка, приемам росписи и т.п.).

10. Педагоги предоставляют детям возможность осваивать различные пластические материалы (пластилин, глину и пр.), помогая овладевать разнообразными приемами лепки.

10.1. Поощряют комбинирование знакомых приемов лепки и придумывание собственных приемов.

10.2. Побуждают детей создавать и видоизменять объемные формы, многофигурные композиции.

10.3. Поощряют детей лепить по образцам (игрушки, бытовые предметы, предметы народных промыслов).

10.4. Учат окрашивать изготовленные предметы различными красками.

11. Педагоги создают условия для овладения детьми навыками аппликаций в соответствии с их возрастными возможностями.

12. Педагоги создают условия для овладения навыками художественного труда (способами разрывной аппликации, техникой оригами, папье-маше, смешанной техникой), учат изготавливать игрушки, панно из природного и бросового материала и пр.

Изобразительное творчество и игра

Известно, что игра занимает очень важное место в жизни ребенка. Она захватывает малыша, овладевая всеми его мыслями и чувствами. Педаго­ги и родители знают, с каким трудом дети, увлеченные игрой, переключа­ются на другие виды деятельности. Но значение игры не только в том, что это приоритетный вид деятельности ребенка, она очень важна для всесто­роннего развития растущей личности. Передавая в игре впечатления об окружающей действительности, дети заново переживают жизненные си­туации, свое отношение к происходящему. Чувства, эмоции ребенка углубляются и уточняются.

В жизнь детей в детском саду включены разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и подвижные.

Игра и изобразительная деятельность имеют много общего. Оба вида деятельности основываются на тех впечат­лениях, которые дети получают из окружающей жизни и в процессе жизнедеятельности в детском саду и дома.

Игровые ситуации.

Педагог прежде всего должен продумать возможность применения игро­вых приемов на занятиях, создание игровых ситуаций, в которых дети при­нимают на себя роль тех или иных персонажей и действуют так, как действо­вали бы герои. Например, дети становятся художниками и рисуют картины, выполняют роль народных мастеров и расписывают посуду, игрушки, части одежды и т. п. Игровые приемы обучения можно использовать на занятиях во всех возрастных группах детского сада

1. Теоретические вопросы: Самостоятельная художественная деятельность дошкольников, ее смысл, особенности, содержание. Создание предметной среды: задачи, принципы построения. Требования к созданию, оснащению и оформлению уголка изобразительной деятельности в разных возрастных группах. Условия стимулирования самостоятельной творческой деятельности дошкольников. Специфика руководства художественно – творческой деятельностью детей вне занятий. Роль педагога в формировании интереса к изобразительной деятельности и развитии творческих способностей дошкольников.

2. Практическое задание: разработать схему и содержание уголка творчества для детей старшего дошкольного возраста

3. Основные понятия: самостоятельная художественная деятельность, специфика руководства, уголок изобразительной деятельности.

4. Основные исследователи:А.В. Петровский, Г.Ф.Пантелеев, Т.С.Комарова, А.А. Грибовская.

Теоретические вопросы.

Самостоятельная художественная деятельность дошкольников, ее смысл, особенности, содержание.

Художественное воспитание детей осуществляется не только на занятии, но и в повседневной деятельности. Самостоятельная художественная деятельность может быть различной по содержанию. Она возникает по инициативе ребенка. Ребенок свободен в выборе тем, материала, длительности своей работы. Возникая под влиянием тех или иных мотивов, она представляет собой одну из форм самодеятельности детей. Ребенок проявляет себя как субъект деятельности, ставит цель, определяет тему, средства ее достижения, выполняет работу, добивается результата.

Смысл СД – формирование способности к самостоятельному отражению своих впечатлений. Однако уровень этой деятельности различен в разные возрастные периоды. Это связано с психофизическими возможностями детей и субъективными условиями ее развития( отношение к ней взрослых, качества обучения).Но при наличии благоприятных условий к 7 году жизни у детей оформляется довольно высокий уровень самостоятельной деятельности. Это проявляется:

- в наличии специфических мотивов – выразить свои мысли, чувства, впечатления через свое отношение – этот мотив по смыслу схож с мотивацией художников;

- в наличии интереса и склонностей к изобразительной деятельности, которые вызываются ощущением успеха и наличием способностей, потребностью в творчестве. Именно в этом возрасте следует замечать склонности у детей и проявление способностей, чтобы формировать общую направленность личности.

- в постановке разнообразных целей в связи с увеличением количества впечатлений.

Дети должны иметь анализирующее восприятие, а также способность к переносу (варьированию), поиску способов изображения при соответствующем контроле – это моменты творческого поиска в деятельности.

Таким образом, в контексте самостоятельной деятельности проявляется и формируется мотивационно - потребностная сфера личности ребенка, рождается инициатива, активность, а, следовательно, подлинное творчество.

Содержание самостоятельной деятельности. В первую очередь содержание самостоятельной деятельности определяет эмоционально - интеллектуальный опыт детей, полученный из разных источников.

Увлеченность темой – ценный побудитель СД. В связи с этим при анализе детских работ необходимо обратить внимание на возможность их продолжения. Важно не предлагать дорисовывать, а раскрыть перед ребенком перспективы улучшения работы, создания выразительного образа.

Создание предметной среды: задачи, принципы построения.

Основное требование к созданию предметной среды – содействие становлению ребенка как личности.

Задачи, решаемые предметной средой:

- обеспечение чувства психологической защищенности;

- формирование творческого начала;

- формирование ЗУН как средства полноценного развития личности;

- активизация демократических способов общения с детьми (признание, понимание).

Принципы построения предметной среды (по А.В.Петровскому):

1.Принцип дистанции и сближения позиции в общении взрослого и ребенка и детей между собой с целью установления контакта. Предполагается, что в условиях дошкольного учреждения, в помещении группы у ребенка должна всегда иметься возможность уединиться, но не спрятаться от воспитателя, посидеть в тишине, поиграть, подумать. И в тоже время туда должен быть свободный вход и воспитателя и детей для контактов и общения.

2.Принцип стимулирования, активности, самостоятельности, творчества (соответствующая мебель, оборудование уголка изобразительной деятельности, богатая впечатлениями интересная жизнь в детском саду, атмосфера творчества).

3.Принцип стабильности – динамичности развивающей среды (смена и обогащение предметного содержания группы, его расположения при достаточно точной и четком количественном соотношении различных зон).

4.Принцип комплексирования и гибкого зонирования ( комплексное расположение материала, н-р, уголок эстетики – сюда могут входить уголок изо, книги, творчества, а также уголки могут в течение учебного года перемещаться по группе и соединяться друг с другом).

Требования к созданию, оснащению и оформлению уголка изобразительной деятельности в разных возрастных группах.

Оборудование и оснащение уголка изобразительной деятельности должно соответствовать гигиеническим и педагогическим требованиям. Место должно быть хорошо освещено, мебель для 3- 4 человек нужного размера, свободный доступ к материалам. Уголок должен привлекать внимание детей не только расположенным там материалом, но и интересным, красочным оформлением (атрибутикой, персонажами, наглядными и выставочными материалами). В уголке должно быть предусмотрено место не только для хранения материалов и оборудования для 5-10 детей, но и полочки для демонстрации поделок, рисунков, картинок, статуэток и др.

Уголок изо необходимо организовать уже с 1 младшей группы, и оснастить его самым необходимым, причем, бумагу приготовить лучше не в листах, в рулонах, кроме карандашей, выложить маркеры и мягкие восковые мелки, оставляющие яркий след на бумаге.

По мере прохождения ребенком разных возрастных этапов материалы и оборудование уголка изобразительного творчества должны постоянно обновляться. Следует дополнять содержимое уголка различными изобразительными, пластическими и аппликационными материалами (кроме ножниц). Со старшего возраста можно выкладывать материалы для занятий ручным трудом и какими- либо рукоделиями (кроме иголок).

Во всех возрастных группах в уголке изо нужно располагать бумагу разной фактуры для экспериментирования детей и небольших опытов по выяснению свойств бумаги в качестве сырья для аппликаций и конструирования, а также в качестве фона. Следует иметь в уголке книги- раскраски, шаблоны и трафареты, рабочие тетради с упражнениями, дидактические игры и др. в соответствии с возрастом. Воспитатель должен знакомить детей с новыми материалами (даже если они не использовались на занятиях), новой информацией и оформлением уголка.

Условия стимулирования самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

Главным условием материального порядка для стимулирования изобразительной деятельности дошкольников должен быть уголок изобразительной деятельности. Стимулом морального порядка для поддержания интереса к самостоятельной творческой деятельности может служить организация содержательной богатой впечатлениями жизни ребенка. СД по содержанию может быть связана с играми, театрализованной деятельностью, подготовкой к праздникам (н-р, изготовление атрибутов). Получение адекватного результата своей деятельности и использование его взрослыми по назначению оказывают большое влияние на становление СД.

Специфика руководства художественно – творческой деятельностью детей вне занятий.

Любая деятельность, возникающая по инициативе ребенка, требует внимательного отношения и чуткого руководства, так как инициативу легко нейтрализовать или разрушить замыслы детей, а, возможно, нарушить и всю деятельность. Поэтому руководство художественно – творческой деятельностью вне занятий должно быть косвенным. Самостоятельной деятельности отводится место и время в режиме дня. Анализ содержания самостоятельной деятельности существенно помогает воспитателю определить характер познавательной деятельности на занятиях, стимулировать активность детей. Задачи руководства:

1. Обучение на занятиях и развитие при этом самостоятельных способов действий должны осуществляться одновременно.

2. Необходимо способствовать ознакомлению детей с окружающим миром и формированию ярких впечатлений, в том числе художественных от встреч с произведениями изобразительного искусства.

3. Следует вести работу с семьей с целью создания благоприятных условий для развития самостоятельного творчества в домашнем кругу.

4. Следует создать определенную материальную среду, способствующую раскрытию творческих возможностей ребенка.

Содержание СД несколько изменяется, если дети выходят за пределы помещения. Это может быть использование переносного оборудования и организация лепки и рисования с натуры, изготовление мозаичных картин, рисование мелом и цветной водой и др

Роль педагога в формировании интереса к изобразительной деятельности и развитии творческих способностей дошкольников.

Руководство педагога должно заключаться в позиции сотрудничества, привлечении внимания детей к собственным занятиям художественной деятельностью, организации атмосферы сотворчества и собственно детского творчества, а также в направлении детей на занятия в кружки и студии изобразительного творчества. Главный принцип – сохранять и развивать индивидуальность ребенка, идти за ним, помогать ему.

2.Практическое задание: разработать схему и содержание уголка творчества для детей старшего дошкольного возраста.

Уголок изо расположен между двумя окнами. Мебель: тумба, 3 полки, 2 стола, 4 стула.

Оформление уголка - изображение Буратино, который держит в руках кисть и палитру с красками. Куртка Буратино сделана из ткани, в которой есть большой карман. В него вставлены рулоны бумаги разной фактуры.

Внизу располагается тумба, в которой имеется материал для занятий другими видами деятельности (рисования, аппликации). На самой тумбе расположены различные пластические материалы: глина, пластилин, соленое тесто, стеки, доски для лепки, материалы для украшения поделок (бусинки, крышки, трубочки и др.) В качестве наглядного материала представлены наборы технологических карт, по которым могут работать дети самостоятельно.

Читайте также: