План открытого урока по домре в музыкальной школе

Обновлено: 30.06.2024

Цель урока: обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике.

Задачи урока:

- научить понимать и устанавливать взаимосвязь между музыкальным образом, техническими приемами игры и приемами звукоизвлечения;

- научить преодолевать технические трудности;

- закреплять умение правильного звукоизвлечения на инструменте;

- обучение учащейся навыкам исполнения произведения с тщательным слуховым контролем;

Развивающие:

- развитие музыкально - образного мышления;

- развитие навыков слухового контроля;

- развитие исполнительской культуры;

- развитие музыкального и художественного мышления, творческой активности;
- развитие внутреннего слуха.

Воспитательные:

- воспитание исполнительской культуры;

- воспитание навыков самоконтроля;

- воспитание интереса к изучаемым музыкальным произведениям;
- воспитание внимания, умения слушать музыку;
- воспитание навыков художественного, образного восприятия и исполнения произведений.

- словесный (объяснение, беседа);

- наглядный (личный показ педагога на инструменте);

- практический (игра на инструменте, решение музыкально – художественных задач);

- репродуктивный (воспроизведение выученного текста);

- метод прослушивания и анализа исполненного произведения.

Оборудование: инструменты (домра, фортепиано), медиатор, пюпитр, нотный материал.

1.Приветствие. Краткая характеристика обучающегося.

2. Организационный этап.

3. Работа над произведениями.

4. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание.

Содержание урока:

1. Краткая характеристика учащейся: имя, фамилия, класс.

2. Организационный этап. Введение в тему урока.

Музыка –это искусство звука.

Работа над звуком- самая трудная работа, так как тесно связана со слуховыми и эмоциональными качествами ученика.

Занятие в классе домры, как и в других, касается в первую очередь работы над звукоизвлечением: грамотное владение штрихом и приёмами игры.

Приемы звукоизвлечения на домре бесконечно разнообразны и являются неистощимым источником звукотворчества исполнителя.

Работу над звуком следует начинать практически с первых уроков.

Во многом качество звука зависит от качества инструмента и медиатора, а в основном от правильной постановки руки домриста.

3. Работа над произведениями:

Проигрывание произведений с концертмейстером.

Когда учащаяся исполнила произведение, проводим анализ:

- Понравилось ли свое исполнение?

- Что было хорошо, что не так?

- Получился ли музыкальный образ?

Работаем над фразами, предложениями, периодами с постепенным соединением их в единое целое. Решаем художественные задачи:

работа над звуком;

работа над фразой;

работа над динамикой;

работа над штрихами;

работа над характером произведения;

работа над динамическими контрастами.

И как итог, после доработки проигрываем еще раз полностью. После проигрывания оцениваем получилось ли передать музыкальный образ лучше, чем в первый раз.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над звуком- самая трудная работа, так как тесно связана со слуховыми и эмоциональными качествами ученика.

2.Приемы звукоизвлечения.

Прием звукоизвлечения- это различные формы игровых движений. Они бесконечно разнообразны и являются неистощимым источником звукотворчества исполнителя.

Артикуляция- это отчетливое произношение музыкальных звуков. Важнейшим средством отчетливого произношения является временное разделение в последовательности звуков, так и формы их соединения. Немаловажную роль играют также атака звука, его ведение и завершение. Артикуляция – важный источник выразительности и предпосылка художественности музыкального взыскания.

На домре звуки извлекаются двумя способами: медиатором или пальцами (пиццикато). Если способы извлечения звука сравнить с фундаментом основанием для выработки качества звука, то приемы игры- это своеобразные строительные детали.

При игре используется три приема касание струны.

Нажим: движение начинается со струны с малого замаха в этом случаи участвуется вся рука. Надо стремится воспроизвести как бы поглаживание струны.

Толчок: движение начинается с малого и большого размаха, а при активной руке с малого размаха в этом случаи используется локоть руки.

Бросок: движение начинается с малого и большого замаха, в замахе может принемать участье вся рука или только кисть. Это движение можно сравнить со стряхиванием воды с рук после умывания.

Все приемы касания струны, показать на упражнениях, гаммах. Упражнения надо играть не громко а мягким красивым звуком акцентирую первую долю.

Разучиваем упражнения в медленном темпе что дает ученику следить за левой и правой рукой.

Игра упражнений, гамм развивает слуховое восприятие. Исполнение гамм требует ровности и точности звучания помогает овладевать секретами динамики. Для закрепления и развития навыков игры на домре, выработки техники и качества звука необходимо играть гаммы и арпеджио.

Гаммы и упражнения играют на легато и стаккато при этом развивая звук. Чтобы сыграть шестнадцатыми ноты надо работать над свободной рукой, пальцы ставить сверху ровно, следить за аппликатурой.

Чтобы сыграть ровно и быстро надо найти нужное звучание и ритмическую ровность.

Пальцы не должны играть быстрее ели успевает думать голова и слышать уши. Поэтому при игре быстрых нот надо заставить ученика петь ноты вслух или про себя. Все это надо начинать медленного темпа доведя до нужного темпа.

Музыкальное исполнение должно иметь совершенно определенную эмоциональную окраску. Создание музыкального образа означает умение перевоплощаться, переходить из одного эмоционального состояния в другое. Эти навыки можно приобрести или развить, занимаясь помимо музыки и другими видами творчества: рисованием, художественным чтением, танцами.

Работа над выразительностью исполнения, используя разные приемы сопоставления музыкального материала: по темпу, характеру произношения, по приему звукоизвлечения, тембру.

Одну и ту же мелодию можно исполнить громко и тихо.

Чтобы исполнить f надо погрузить медиатор глубже и играть кистью немного нажимая на струну, при этом необходимо уплотнить все пальцы правой руки для образования противодействующий силы между большим пальцем и мизинцем, надо следить чтобы кисть оставалось свободной.

А играя p касаемся струны кончиком медиатора.

При игре очень важна передача характера произведения, важно правильно показать мелодический рисунок, правильно определить и выделить кульминацию.

Таким образом понимание построения музыкального произведения тесно связано с исполнительскими выразительными средствами музыканта.

Предлагаю коллегам и гостям вашего образовательного портала конспект открытого урока по специальности домра "Формирование технических приемов обучающихся на начальном этапе в классе домры"
Цели и задачи урока: развитие навыков исполнения различных приёмов игры на примере упражнений, пьес; показ уровня развития ученика на данном этапе.
Для достижения поставленных целей и задач были использованы методы: объяснение, исполнение, анализ, рассказ, целостное исполнение, показ исполнения различных штрихов.

Оценить 1761 0

Открытый урок по специальности домра

Преподавателя Крупиной Галины Аркадьевны с учащимся 1-го класса

Тема урока:Формирование технических приёмов обучающихся на начальном этапе в классе домры.

Цель урока: Способствовать развитию музыкальной культуры обучающегося, развитию навыков исполнения различных приёмов игры на примере упражнений, пьес.

Воспитательные: через урок специального инструмента способствовать воспитанию усидчивости, целеустремлённости, систематичности и последовательности в овладении техническими приёмами; сформировать у учащегося интерес к изучению упражнений и нового музыкального материала.

Образовательные: продолжить обучение способам (приёмам) игры на домре и закрепить знание понятий музыкальных терминов: легато, нон легато, тремоло, динамические оттенки.

Организация начала урока

Задачи: настроить инструмент, подготовить ноты, подставку для ног, проверить посадку ученика (корпус, руки, ноги, инструмент).

Стремясь к раскрытию художественного содержания исполняемой музыки ,преподаватель должен научить ученика необходимым техническим приёмам. Работа над звукоизвлечением тесно связана с правой рукой домриста. Овладение качественным звуком, всеми нюансами и способами звукоизвлечения - одна из главных задач юного музыканта.

В музыкальной педагогике постановка правой руки является сложным и многосторонним процессом. Этот вопрос должен каждый раз решаться с учётом индивидуальных способностей ученика, физиологическим строением руки. При этом в мышцах не должно быть напряжения.

Вся красота домрового звучания заключается в его чистом, серебристом звуке, без скрежета и щёлканья. Поэтому у домриста в работе над звукоизвлеченим должно быть нетерпимое отношение к резкому, острому звуку, стуку медиатора. В своих повседневных занятиях необходимо стремиться достигать качественного звучания инструмента. При этом не следует допускать ни малейшего зажатия во всём игровом аппарате.

Воспитание культуры звука, культуры движений, свободных и рациональных, является одной из главных задач педагога класса домры.

Объявление темы урока: Сегодня на уроке мы продолжим развивать навыки игры и технику исполнения на домре, добиваться качественного звукоизвлечения медиатором.

Основная часть

На предыдущем уроке домашним заданием было: подготовка материала об основных штрихах и их классификации, а также краткая информация о композиторах Вольфганге Амадее Моцарте и Людвиге ван Бетховене, пьесы которых есть в репертуаре ученика.

Задачи: На начальном этапе важно заложить у обучающегося основы правильных игровых ощущений качественного звукоизвлечения.

Методы: объяснение, исполнение, анализ.

Для того, чтобы кисть правой руки была свободной, совершать круговые движения в воздухе, как бы крася стены. Исполняя упражнение, следим за правильно сложенным и свободным положением пальцев правой руки. Это помогает развивать эластичность мышц пальцев. Для решения поставленной задачи упражнение целесообразно выполнять в разных плоскостях: вверху, внизу, на поверхности стола. Позже можно это упражнение выполнять с медиатором.

Домашнее задание - полезно упражняться следующим образом:

Исходное положение. Рука свободна, естественна.

Свободно согнуть пальцы (кроме большого).

Положение медиатора между первой и второй фалангами указательного пальца.

Подушечка большого пальца накрывает медиатор.

Методы: объяснение, тренировочное упражнение картонным медиатором, целостное исполнение.

- нажим– этот способ звукоизвлечения очень перспективен. Игровое движение производится непосредственно со струны, без замаха. Исполнение нажимом даёт возможность научиться ощущать струну при игре медиатором, добиться гибкости, мягкости звучания. Исполнение нажимом позволяет контролировать процесс звукоизвлечения.

Домашнее задание – исполнять пьесу в медленном темпе, дослушивая ноты, добиваясь певучести звучания. Все звуки должны быть полновесными. Следить за качественной тембральной окраской нот.

Задача: научиться исполнять броском, свободно.

Методы: объяснение, тренировочные упражнения, целостное исполнение.

- бросок – прямая противоположность нажиму. Удар производится с замахом кисти (или даже предплечья). Звук при этом носит резкий акцентированный характер.

Домашнее задание – исполнять в медленном и среднем темпах, следить за ровностью звучания открытых струн. Важно хорошо ощущать сильную долю в каждом такте, до конца дослушивать как ноты, так и паузы.

Физкультминутка:

Раз, два – вперёд нагнуться!

Три, четыре – быстрее чуть-чуть

Глубоко потом вздохнуть.

Раз, два – назад прогнуться,

Не сгибать колен ничуть.

Раз, два, три, четыре –

Взмах руками, ноги шире!

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

Руки вверх, потом опустим вниз.

На носки все поднялись.

Раз, два, три, четыре –

Вот летит ракета ввысь,

Три, четыре – приземлись!

Методы: объяснение, показ учителя, упражнение с картонным медиатором, анализ.

Исполняя пьесу, добиваемся напевности звучания, следим за правильным прикосновением медиатора к струне.

Исходя из этого, педагог ставит перед учеником следующие задачи:

Добиваться плавного, гибкого и почти незаметного перехода от одного звука к другому;

Перед сменой удара дослушивать и доигрывать последний звук (обе задачи выполнимы только при чётком слуховом контроле)

Необходимо также научить юного домриста исполнению музыки с концертмейстером: уметь показать точный ауфтакт, вступить вместе с концертмейстером, слушать партию фортепиано.

Домашнее задание – при исполнении произведения стараться избегать сильного удержания медиатора, обратить внимание на плавное ведение мелодии, качество звука. Выполнить динамические оттенки.

Чуть вздыхает волна.

(Медленный вдох, плавные движения одной рукой, другой.)

Ярко светит звезда.

(Глядя в небо, представляют светящуюся точку.)

(Покачивание корпусом, руками.)

Как легко мне дышится.

(Спокойное, размеренное дыхание.)

Ветерок мне гладит щёчку.

И лежу я на песочке.

(Голова запрокидывается назад, поглаживания по плечам.)

Всюду розы аромат.

(Держат воображаемую розу в руках и вдыхают её запах, дышат глубоко и свободно.)

Как я этой жизни рад.

(Улыбка, распростёртые к небу руки.)

Методы: объяснение, упражнение с картонным медиатором, показ учителя, анализ.

При игре с концертмейстером у ученика необходимо вырабатывать умение точно показывать ауфтакт, слушать партию фортепиано.

Заключительная часть урока

Проанализировать совместно с учеником встретившиеся в процессе урока трудности и пожелать дальнейших успехов в освоении любимого инструмента.

Используемый на уроке учебный материал:

Пьесы для трёхструнной домры, ДМШ 1 и 2 классы, выпуск I .

Пьесы для трёхструнной домры, ДМШ 1 и 2 классы, выпуск II .

С.Ф. Лукин. Школа игры на трёхструнной домре. Начальные классы (часть первая).

Список использованной литературы:

С.Ф. Лукин. Школа игры на трёхструнной домре. Начальные классы (часть первая).

С.Ф. Лукин. Школа игры на трёхструнной домре. Начальные классы

В. Круглов. Школа игры на трёхструнной домре.

Н. Олейников. Формирование основ двигательной техники правой руки домриста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный

Цель урока: освоение учащимся комплекса упражнений для умения осознанно управлять своими ощущениями во время игры на инструменте.

Задачи урока:

- научить учащегося понимать и регулировать свои игровые ощущения, отличать свободу от скованности;

- обеспечить наиболее правильное расположение пальцев левой руки над грифом для дальнейшей перспективы технического роста учащегося;

- формировать у ученика способности к эмоциональному переживанию музыки, музыкальному мышлению

Вид урока: индивидуальное занятие.

Образовательные технологии:

- технологии развивающего, проблемного обучения;

- метод диалога, сравнение, метод звуковой и зрительной наглядности.

Структура урока

I Организационный этап:

- приветствие, упражнения для выработки свободных движений правой и левой руки.

II Игра упражнений, гам.

III Проверка домашнего задания:

- прослушивание и анализ самостоятельной работы

VI Работа над музыкальным материалом: исправление ошибок, работа над текстом, ритмом, динамическими оттенками.

V Информация о домашнем задании

1 Организационный этап:

- приветствие, общая беседа, подготовка к занятию, создание благоприятной психологической атмосферы.

- Гамма ля мажор – проигрывание следующими ритмами для воспитания ритмической организации:

-одинарным переменным ударом;

Проигрывание пьес на усвоение ритмов.

Разучивание гаммы ля минор (натуральная и гармоническая).

3 Проверка домашнего задания

4 Работа над исправлением ошибок, над текстом, ритмом, динамическими оттенками, фразировкой.

5 Домашнее задание:

- упражнения: работать над ровностью звука;

- гаммы ля мажор и ля минор играть всеми ритмами;

- закрепить в пьесах пройденный на уроке материал

6 Рефлексия: сегодня мы выучили новое упражнение для развития двигательной техники пальцев левой руки, познакомились с видами минора на примере гаммы ля минор.

7 Выставление оценки за работу.

1. А.Потапова "Домра с азов" С.Петербург, 2004г.

2. С.Ф.Лукин "Школа игры на трехструнной домре", Иваново, 2008г.

3. З.Ставицкий "Начальное обучение игре на домре". Ленинград, "Музыка", 1984г.

4. Б.Егоров, Г.Левдокимов. "Хрестоматия по аккомпаниаторской практике." Москва, "Музыка", 1991г.

Читайте также: