План урока чехов хамелеон

Обновлено: 02.07.2024

писателя - классика Антона Павловича Чехова. И прежде всего хочу спросить:

/ Отец и дед А.П.Чехова были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии. Они

принадлежали помещику Черткову. Дед Чехова скопил 3,5 тыс. руб. и выкупил всю се мью

1)Что вы узнали о жизни Антона Павловича Чехова из статьи учебника и из прошлого

/ Чехов родился в г.Таганроге. Отец Чехова, бу дучи свободным человеком, завел в

Таганроге собственное торговое дело. Но дела шли неважно, он едва сводил концы с

концами. А.П.Чехову часто приходилось помогать отц у , стоя за прилавком./

/ Природа богато одарила детей Чеховых. Александр и Михаил так же, как и Антон, стали

литераторами, Николай – художником, Иван – учителем, Мария была художницей,

мемуаристкой, создателем и хранителем Музея А.П.Чехова в Ялте./

/ Дети считали, что талантом они обязаны отцу , а душой – мат ери. Детям дали домашнее

образование: их учили иностранным языкам, му зыке. Сам Павел Егорович был

талантливым человеком: он увлекался пением, рисовал, играл на скрипке. Этому же он

учил детей: с детства учился играть на скрипке, а также пел в церковном хоре А.П.Чехов./

Слово учителя: А.П.Чехов ос тался благодарен своим родителям. « Оте ц и мать, -

говорил Чехов, - единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего

никогда не пожалею. Если я буду выс око стоять, то э то дела их ру к, славные они люди, и

4)Почему А.П.Чехову пришлось рано стать самостоятельным и бороться за

/ Отец А.П.Чехова признал себя банкротом и бежал в Москву со всей сем ьей. А.П.Чехов

остался вТаганроге, заканчивал гимназию. Средства к жизни он зараба тывал

/ После окончания таганрогской гимназии Чехов посту пил на медицинский факу льтет

Московского университета, окончив который, занялся медицинской пра ктикой.

Совершает поездку на Сахалин, где делает сплошну ю перепись каторжных и ссыльных

Поселился под Москвой, в деревне Мелихово. Чехов занимался не только литературной

деятельностью: он работал врачом , учас твовал во всеобщей переписи населения, работал

участковым врачом во время эпидемии холеры, на свои средства построил несколько

Слово учителя: Мы у видели, что с детства пришлось Чехову трудиться, трудился он

всю свою жизнь. Но еще Чехов постоянно работал над собой, над своей душой, над своим

характером. Этим неустанным трудом самовоспитания Чехов занимался всю жизнь.

А.П.Чехов убежден, что человек способе н усилиями ума и воли изменить свой характер. В

одном из писем брату Николаю А.П.Чехов разворачивает целу ю программ у

- Давайте перечитаем это письмо./ Учитель зачитывает письмо, уч - ся следят./

В письме брату Николаю (1886) А.П.Чехов изложил те требования, которые в перву ю

«Воспитанные люди должны, по моему мнению, удовлетворять следующим у словиям:

1.Они уважают человеческу ю личность, а потому всегда снисходительны, мягки,

2.Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того,

3.Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.

4.Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь

оскорбительна для слушателя и оскорбляет его в глазах говорящего…Они не болтливы и

не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чу жим умам они

5.Если они имеют талант, то уважают его…Они горды своим талантом…

6.Они воспитывают в себе эстетику. Они не могу т уснуть в одежде, видеть на стене щели

- Подумайте над словами Чехова? Что бы вы изменили в себе, благодаря этой

программе? Или, может быть, вы добавите какие - то свои пункты самовоспитания?

/ Ответы уч - ся: добросовестно относиться к учебе, не лениться, у важат ь старших,

Слово учителя: Молодцы. Зада чи и цели ставите отличные, теперь осталось приложить

/ Писать Чехов начал еще в гимназии. Он даже издавал собственный рукописный жу рнал

7)Какие псевдонимы были у Чехова? Р асскажите о происхождении одного и з них.

/ Антоша Чехонте. Учитель гимназии Покровский дал Чехову это шутливое прозвище,

заметив в Чехове юмористический талант. Это прозвище стало псевдонимом

Чехов очень любил шутки, нелепые прозвища, ценил чувство юмора в людях, в раннем

творчестве писал юмористические рассказы. Это отразилось в его псевдонимах.

4.Учитель соо бщает цель у рока: Сегодня мы познакомимся с рассказом Чехов а

Учитель читает эп играф на доске: М.Горький сказал сле дующее о творчестве

Задание у чителя: В процессе работы над рассказом подумайте над вопросом:

де йствительно ли Чехов беспощадно правдиво нарисовал позорную картину жизни людей

- Сколько раз и в связи с чем Очу мелов меняет свое решение относительно соба чки?

/ Шесть превращений, шесть сме н интон ации – от начальственно - повелительной до

/Первоначально звучит категоричное, законное реше ние: уничтожить собаку и наказать

- Давайте послушаем ху дожественное чтение отрывка в исполнении народного артиста

- Каков же тон? / повелительный, гневный, грозный, начальственный /.

- А почему затем собака берется под защиту, и виновным оказывается Хрюкин?

/ Потому что, как сказал кто - то из толпы, собака генеральская./

- Прослушаем еще один отрывок. /прослушивани е записи на ау диокассете/

- Какой стала речь полицейского надзирателя? /тише, в ней заметны лесть,

- Новые сомнения городового – новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он

- Прочитайте, соблюдая необходимую интонацию./уч - ся читает/

/ Причина этой перемены: городовой говорит, что, может быть, собака и генеральска я./

- Прочитайте, через голос передайте хара ктер героя./ уч - ся читает/

Вывод по табли це: Таким образом, мы выделяли главные мысли героя, и у нас

- А дает ли нам Чехов ответ на вопрос: кто виноват? Виновата ли собака?

Вывод учителя: Чехо в был одним из первых писателей, кто понял, что деньги, чин,

ав торитет, поклонение им порождает страх, страх, порабощающий и у ничтожающий

человека. Особенно Чехову было невыносимо самоунижение человека, лакейство,

Слово учителя: Характерным признаком ху дожественного почерка Чехова является

внимание к художественной детали, помогающей рас крыть характеры персонажей, понять

Работа с терми нами: Ху дожественная детал ь – изобразительная или выразительная

подробность изображенного мира художественного произведения. Функция ху д.деталей –

выделить характерную черту героя, обнар ужить психологическое с остояние персонажа.

- По какой внешней детали мы видим, как меняется мнение надзирателя?

/ Очумелов требует то снять, то одеть на него шинель. Его бросает то в жар, то в холод./

Слово учителя: В ли тературе Чехов стал учеником и последователем Салтыкова -

Щедрина. С Щедриным Чехова сближает тема обличения российской де йствительности и

Очумелый (прост.) – совсем потерявший соображение, одурелый.

Слово учителя: Такж е с Салтыковым - Щедриным Чехова сближает прием

Хамелеон – порода ящериц, быстро меняющих цвет кожи в зависимости от

- Откройте учебник биологии за 7 кл. на стр.199, посмотрите на это животное.

Слово учителя: Хаме леон. Даже мельком взглянув на это животное, поймешь, что

оно – необычное, удивительное. Еще больше убеждаеш ься в этом, познакомившись с его

образом жизни и строением. Широкую известность получила свойственная х амелеонам

способность быстро изменять окраску и рисунок тела, откуда произошло и само

хамелеона принимает цвет предмета, на котором он сидит. В зеленой листве он

становится зеленоватым, на фоне темной коры темнеет. И зменения окраски

происходят под действием внешних раздражителей – температуры, света и

влажности, так и в результате голода, испуга, жажды, раздражения. Окрас ка

хамелеонов хорошо гармонирует с окружающим фоном, скрывая животное от глаз

Хамелеон(перен.) – человек, который приспосабливаясь к обстановке, легко меняет свое

Вопросы: - В чем см ысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать хамелеоном?

/ Хрюкин, толпа. Хрюкин то требуе т для себя равенства, вспоминая, что у него брат в

жандармах, то по - холопски ум олкает, когда гнев Оч ум елова обращается на него. Сама

толпа, поначалу сочувствовавшая мастеровому, в результате смее тся над ним. /

Вывод: Таким образом, ха мелеонство приобрело всеохватывающий характер. Очумелов

Обращение к эп играфу : - Вернемся к эпиграфу. Верно ли Горький оценил творчество

Слово учителя: Мы в идим, как Чехов берет мельчайший, но типичный факт из

обыденной жизни и на его примере показывает человеческие отношения в целом. Чехов

не просто описывал жизнь, он жаждал переделать ее , чтобы она стала умнее, человечнее,

Вывод: За какого челове ка боролся Чехов в своих рассказах? Какие недостатки

высмеивал? Чехов боролся за челове ка гордого, свободного, имеющего чувство

собственного достоинства, а высме ивал то, что мешает человеку стать таковым.

- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем в своих тетрадях определения

Слово учителя: Чехо в вошел в историю литературы как величайший мастер короткого

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством А. П. Чехова, с его юмористическими рассказами. На занятии мы проанализируем рассказ “Хамелеон”, выведем понятие “хамелеонства” и выясним при помощи каких средств писатель заставляет нас смеяться над рассказом, т. е. проанализируем средства создания комического. (Слайд 1, см. Приложение 1)

Запись темы урока в тетради

III. Первичное восприятие текста

– Чехов всегда стремился и себя, и мир вокруг сделать лучше, добрее, нравственнее. Один из персонажей его пьесы говорит: “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Эти слова можно считать и убеждением самого А. П. Чехова. А повлиять на людей, их поведение, сознание он мог только через творчество.

Название рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство” прочно вошло в русский язык.

– А каково ваше впечатление от прочитанного рассказа?

– Для чего мы читаем с вами сатирические рассказы? (Отдохнуть, посмеяться, смех помогает нам наказать зло. Смех учит, воспитывает, показывает, как не нужно поступать в той или иной ситуации, делает нас духовно богаче.)

– Как вы думаете, ради чего Чехов написал этот рассказ?

– Тема нашего урока звучит так: “Рассказ “Хамелеон” – живая картина нравов общества”. А что такое нравы? (Слайд 2)

Нравы – обычай, уклад общественной жизни.

– Изменяются ли нравы по мере развития общества, или это незыблемое понятие? (Да, меняются.)

– Вот и проанализируем, какие же общественные нормы были общеприняты во времена Чехова и которые вызывали недовольство писателя.

IV. Анализ рассказа

– Назовите действующих лиц рассказа.

– С кем мы знакомимся вначале? Зачитать (1-й абзац) (Слайд 3)

– Какие детали в описании Очумелова и городового бросаются в глаза? ( Новая шинель – символ чина; узелок и решето с крыжовником – свойство их деятельности.)

– Почему на площади никого нет, даже нищих? (Боятся новых поборов; все замерли в ожидании.)

– Какие-либо звуки мы слышим в этом эпизоде? (Нет.)

– Что является завязкой рассказа? (Крики Хрюкина.) (Слайд 4)

– Завязка звуковая. Кто же является виновником столь душераздирающих криков? Описание зачитать.

– А кто же “пострадавший”? Зачитать.

– Что вам кажется смешным в описании Хрюкина? (Окровавленный палец, поднятый вверх, который “имеет вид знамения победы”.)

– Как ведет себя в этой ситуации Очумелов?

– Охарактеризуйте его речь. (Речь внушительна и начальственна.)

– Как дальше разворачиваются действия?

– Сколько раз Очумелов меняет свое решение относительно собаки? В связи с чем это происходит? (Шесть раз, в зависимости от того, кого называют хозяином собаки.)

– Как при этом меняется интонация полицейского надзирателя? (От начальственно-повелительной до рабски-трусливой.)

Зачитаем первое решение Очумелова. Что в нем звучит? (Категоричное, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Приговор этот он произносит в тоне распекания и команды, что для него является привычным.) (Слайд 5)

– А для чего в своей речи он использует угрозы и брань? (Для острастки; это его истинное лицо.)

– Должны ли употребляться такие выражения в речи высокого должностного лица?

– Но вот кто-то предположил, что это генеральская собака. Как это отражается на поведении Очумелова? (Он берет собаку под свою защиту, а виновным оказывается Хрюкин.)

Зачитайте рассуждения Очумелова.

– С какой целью он вслух озвучивает такое пространное рассуждение? (чтобы не уронить своего достоинства.)

– А почему ему вдруг стало жарко, что он попросил Елдырина снять с него шинель? (Его бросило в жар от мысли, что он мог наказать собаку генерала.)

– Когда он снова надевает шинель? (Когда в 4-ый раз меняет свое решение, его начинает знобить из-за того, что он не может определиться с хозяином собаки.)

– Как ведет себя Хрюкин после того, как Очумелов изменил свое решение? (Сначала он пытается подступиться к Очумелову с лестью: “Их благородие умный господин и понимают…”. А когда это не действует, переходит к скрытым угрозам: “У меня у самого брат в жандармах…”.)

– Новые сомнения городового – новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он требует “истребить” собаку, вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. И так до появления Прохора, который расставляет все точки над и.

– Понаблюдаем за тем, как изменяется в репликах Очумелова и в изображении самого автора образ собаки. (От несчастного существа со слезящимися глазами до “цуцика этакого” в финальной сцене, щенок удостаивается чести оказаться на руках у самого полицейского надзирателя.) (Слайд 6)

– Как меняется лицо и речь надзирателя, когда наконец-то выясняется, чья это собака? (“Всё лицо заливается улыбкой умиления…”, речь становится слащавой льстивой.) Зачитать.

– Как он уже относится к укусу собаки? (Укус вызывает восхищение.)

– Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? (Ее участь от этого не зависит.)

– А от чего зависит ее участь? (От того, кем окажется ее хозяин.)

– То есть о соблюдении законности здесь речи нет. Посмотрите, встречаются ли хоть раз в речи Очумелова и Елдырина слова с корнем –закон-? (Ни разу.)

– А в чьей речи мы слышим слова с этим корнем? (В речи Хрюкина два раза.)

– О чем это говорит? (О соблюдении законности здесь не может быть и речи.)

– Как ведет себя толпа? (Мнение толпы идет вслед за мнением Очумелова: сначала сочувствует мастеровому, а потом смеется над ним.)

– Слова “хамелеон” нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? В прямом или переносном значении употреблено это слово? (Слайд 7)

– В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать “хамелеоном”? (И Очумелова, и Елдырина, и Хрюкина, и толпу.)

– Какова же идея рассказа? (Нельзя моментально, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямопротивоположные; нельзя не иметь своего мнения.)

– Как бы вы определили, что такое “хамелеонство”? (Это моментальное изменение своих взглядов на прямопротивоположные в угоду обстоятельств.)

Записать определение в тетрадь

– А есть ли “хамелеонство в наши дни? (Слайд 8)

V. Мастерство Чехова-художника. Работа в группах

– Чехов – ученик и последователь знаменитого нашего сатирика, с творчеством которого мы только что познакомились, – Салтыкова Щедрина. Какой прием лежит в основе щедринской сатиры? (Гипербола.)

– Рассказ Чехова сатирический, вызывает у нас невольный смех. Вот сейчас мы и разберемся, при помощи каких приемов писатель достигает такого эффекта. Для этого вам придется поработать в группах.

Работа в группах (Слайд 9)

Что такое художественная деталь? С какой целью она используется писателями в художественных произведениях? Найдите в тексте “Хамелеона” художественные детали. Охарактеризуйте их.

– Деталь – выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.

Неотъемлемой принадлежностью художественного почерка Чехова является внимание к художественной детали, помогающей раскрыть характеры персонажей, понять мотивы их поведения.

Художественные детали, используемые в “Хамелеоне”: решето с конфискованным крыжовником; шинель Очумелова; окровавленный палец Хрюкина.

Какие ассоциации у вас вызывают фамилии действующих лиц (Очумелов, Елдырин, Хрюкин)? Как называется такой прием в литературе?

Особую роль в рассказе имеет речевая характеристика героев. Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику?

– Автор использует прием “говорящих” фамилий, т. е. использует фамилии, которые характеризуют персонажа.

Очемелов – чумной, бесшабашный, непредсказуемый, глупый…
Елдырин – солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий…
Хрюкин – свинья, некультурный, глупый…

Речевая характеристика: для создания комического эффекта, для разоблачения героя, для показа его истинного лица автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование концеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику.

Словесное рисование: нарисуйте портрет Очумелова, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

– Очумелов: “идет”, “делает полуоборот налево”, “врезываясь в толпу”, “говорит строго”, “шевеля бровями” – этот глагольный ряд рисует чиновника, “несущего” свою персону, сознающего собственную значительность и важность. Особую значительность придает ему новая шинель. “Несочетание” этого важного вида и узелка в руке, в котором, вероятно, лежит что-то конфискованное еще, помимо крыжовника, рождает комический эффект.

Словесное рисование: нарисуйте портрет Елдырина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

– Елдырин: рыжий городовой; одним эпитетом писатель обозначил направление работы нашего воображения: смешной, глупый, ничтожный.

Словесное рисование: нарисуйте портрет Хрюкина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

– Хрюкин: ситцевая крахмальная рубаха и расстегнутая жилетка, полупьяное лицо. Комический эффект дополняется эпитетом официально-деловой окраски – “вышеописанный человек”.

Что такое композиция? Назовите элементы композиции. Чем интересен рассказ Чехова “Хамелеон” с точки зрения композиции?

– Писателя не интересуют события, кульминации нет, развязка вынесена за рамки повествования. Основной прием – повторение.

– Подведем итог: при помощи каких приемов Чехов создает комический эффект в рассказе? (Комическое – контрастное несоответствие содержание объекта и формы его проявления.). Записать в тетради (Слайд 10):

Приемы создания комического в рассказе:

1) Художественные детали (пример).
2) “Говорящие” фамилии (пример).
3) Речевая характеристика персонажей.
4) Особенности композиции.

– Из-за чего возникает комическая ситуация в рассказе? (Из повторение одной и той же темы, которая проигрывается несколько раз. Очумелов исполняет различные роли, противоположные по своей сути.)

Словесное рисование: опишите иллюстрацию к рассказу “Хамелеон”. Удалось ли художнику передать характеры персонажей? (Рисунок)


– Рисунок запечатлел момент шествия по базарной площади Очумелова и городового и точно передает нарисованный Чеховым пейзаж: “Кругом тишина… на площади ни души… Открытые двери лавок глядят на свет Божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих”. Взгляд чинно несущего свою персону полицейского надзирателя Очумелова важно устремлен “в никуда”, городовой Елдырин подобострастно смотрит ему в затылок.

VI. Чтение рассказа по ролям

VII. Подведение итогов

– Сегодня мы познакомились с понятием “хамелеонство”. Что же это такое?
– Чему нас учит рассказ?
– Изменился ли ваш взгляд на произведение после сегодняшнего урока? (Не для легкого чтения, читать, вдумываясь.)
– Есть ли явления “хамелеонства” в наши дни?

VIII. Домашнее задание: (Слайд 11)

1) Подготовиться к тесту по рассказу “Хамелеон”.
2) “Злоумышленник” – выразительное чтение.

Конспект урока по рассказу А.П Чехова

2. Тип урока: урок формирование новых знаний с использованием ИКТ при ведущей роли учителя.

3. Базовый учебник. Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького.

организовать деятельность учащихся по формированию навыков анализа художественного произведения

- обучающие : организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем;

- развивающие : способствовать развитию навыка анализа художественного произведения, в том числе и сопоставительного; развивать умение строить суждение на конкретном материале; развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением; давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования; подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;

- воспитательные : способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом правовых, этических, духовно-нравственных аспектов ее распространения, воспитывать сознательную дисциплину в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками.

6. Место урока в учебном плане.

В календарно-тематическом планировании это 2-й урок по теме

юмор; сатира; художественная деталь; хамелеон; конфискованный.

1. Героями рассказов Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. События, о которых рассказывает писатель, тоже бытовые. Иногда рассказ представляет собой бытовую сценку. Но бытовая сценка для Чехова – это лишь повод , чтобы поговорить о вполне серьезных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.

2. Работа над анализом рассказа Антона Чехова “Хамелеон”.

Большинство произведений Чехова сатирические. Что же такое сатира?( слайд 3. )

Сатира - гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Это слово пришло к нам из латинского языка. (Запись в тетради) Сфера сатиры - преимущественно явления общественной жизни.

Учитель: Дома вы прочитали рассказ Антона Чехова “Хамелеон”.

Давайте вспомним героев произведения, а поможет нам в этом кроссворд “Угадай фамилии чеховских героев”(кроссворд).

Вопрос : С чего начинается рассказ?

Кругом тишина и покой. Обстановка лени и скуки царит в провинциальном городке. И вдруг:

- Так ты кусаться, окаянная? – слышит вдруг Очумелов. – Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А…а!

Вопрос : И какая же картина предстаёт перед Очумеловым?

Вопрос : Кто оказался виновником скандала?

Учитель: Действительно, виновником скандала оказался белый борзой щенок, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.

Вопрос : А каким образом ведет себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов?

Вопрос : Ну а сейчас давайте обратимся к названию рассказа. Слово "Хамелеон" нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он? Кто такой хамелеон? ( слайд 4.) Опережающее индивидуальное домашнее задание)

Хамелеон – в словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки, второе значение формулируется так: “переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки”.

Вопрос : Какое значение этого слова раскрывается в рассказе?

Имя героя рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство” вошло в русский язык. Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам менять свои взгляды на противоположные.

Учитель : Давайте проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и “виновнику скандала”. (пересказ текста, зачитать реплики О.)

Вопрос: Прочитайте “жалобу” Хрюкина. Что смешного в ней и как она характеризует Хрюкина? Как Очумелов обращается к Хрюкину? Найдите эти обращения. Почему он их так часто меняет?(Сначала - Хрюкин, потом - свинья, болван)

Вопрос : Сколько раз и почему меняет своё решение Очумелов и как это проявлялось внешне?

( 6 раз, а зависит - от чина предполагаемого хозяина собаки.)

Вопрос : Как меняется тон его высказываний?

( 6 смен интонаций - от начальственно - повелительных до рабски - трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновником оказывается Хрюкин.)

Вопрос: Есть ли в рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателями? Их роль в повествовании.(слайд 5.)

(Генералы не появляются на сцене, да это и не обязательно. Достаточно взглянуть, как действует их сила и власть на людей лишь при одном упоминании.

Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.

Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения. Он вырастает в символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.

Вопрос : Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?

Вопрос: Сколько хамелеонов вы видите в рассказе? Докажите свою точку зрения, используя текст.

1. Хамелеон – Очумелов.

2. Хамелеоны – Очумелов и Хрюкин.

(То он требует для себя равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по – холопски умолкает,когда гнев Очумелова обращается на него.)

3. Хамелеоны – Очумелов, Хрюкин и толпа.

( Собравшаяся толпа сочувствует мастеровому в начале рассказа, а в конце – смеется и злорадствует.)

В состоянии "хамелеонства" находятся все участники сцены на базарной площади: и Елдырин и Хрюкин и толпа.

Учитель . Какое настроение от этого у вас?

( От этого становится грустно.)

Учитель: Рассказ смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Разнообразны проявления юмора в “Хамелеоне”.

- Что такое юмор? ( слайд 7.)

Впервые мы видим Очумелова, идущим через базарную площадь в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

Вопрос: Как вы думаете, почему Чехов обращает наше внимание на эти детали? Что такое деталь? Какова её роль в произведении?

( слайд 8.) (Деталь художественная (от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.

- Чехова называют мастером художественной детали. Попробуем найти выразительные детали в тексте и определить их роль?(слад 9.)

-Что несут служители закона? ( вывешиваются рисунки)

1) Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником.

Учитель. Как вы понимаете слово конфискованный?(Конфискованный - отобранный.)

Учитель . Узелок и конфискованный крыжовник, что означают эти детали?

( Вседозволенность. Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.)

(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)

Очень важная деталь - крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!

Учитель. Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.

Работа с иллюстрацией "Очумелов шествует по городу".

Учитель . Вот таким представляет Очумелова художник, ваше мнение совпадает?

3) Следующая деталь? Шинель.

А теперь подумайте, что значит шинель в портрете Очумелова? (Символ власти над людьми.)

В тексте еще несколько раз упоминается "шинель" и "пальто".

Учитель . Определите лексическое значение этих слов.

Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.

Учитель . Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему Елдырин - пальто?

Слово "шинель" употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит "пальто", и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.

4)Следующая деталь? Палец.

Окровавленный палец Хрюкина - это и политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина.

Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.

5) Открытые двери лавок, сонные физиономии - это детали создают зримую точность обстановки.

- Давайте рассмотрим еще иллюстрацию к рассказу, относящуюся к отмеченным выше деталям.

6) А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах?

Учитель: Обратите внимание: “человеческое” только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова.

Вопрос: Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе приём “говорящие фамилии”? Попробуйте “расшифровать” фамилии героев рассказа. (Очумелов, Хрюкин, Жигалов, Елдырин)

Очумелов - от очуметь, т.е. одурелый, совсем потерявший соображение.

Вопрос: Приём “говорящих имён и фамилий” - юмористический или сатирический?

Полностью понять социальную сущность и комизм хамелеонства помогает речевое мастерство Ч. Реплики настолько выразительны, что дают моментальный языковой фотопортрет.

Вопрос: Найдите реплики героев, вызывающие у вас смех?

Почему Очумелова называют косноязычным? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.

Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.

Вывод: Итак, делаем выводы: в рассказе Чехова юмор носит саркастический характер. В свой короткий “смешной” рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показав при этом мастерство большого художника.

Учитель: тем самым Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя. Персонажи Чехова образуют пёструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьёзных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века.

Учитель. Первоначально рассказ имел подзаголовок "Сценка", но потом А.П.Чехов его снял. Почему?

( Слово "сценка" указывает на единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь и ложь русского человека, приобрело всеохватывающий характер! )

Вопрос: А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову?

7. Суд над Очумеловым (по рассказу А.П.Чехова “Хамелеон”).

Оформление: судейский стол, скамья подсудимых, зал для зрителей. Столики для защитника и обвинителя, плакаты: “Боже, как грустна наша Россия” (А.Пушкин); “Вы взгляните на эту жизнь: наглость сильных…, лицемерие…” (Н.В.Гоголь)

Секретарь: Встать, суд идет!

Судья: Прошу защитника, обвинителя, почтенную публику занять свои места. Слушается дело о полицейском надзирателе Очумелове, который обвиняется в хамелеонстве, заискивании, лести перед сильными сего, в наглости, грубости к мастеру золотых дел Хрюкину.

Чтобы лучше понять обвинение и защиту, чтобы приговор был единственно справедливым, соответствующим букве закона, заслушаем показания Очумелова.

Очумелов: Я, почтенный полицейский надзиратель, в новой шинели шел через базарную площадь вместе с городовым, который нёс решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником.

Кругом была тишина, на площади ни души. И вдруг я услышал:

- Так ты кусаться, окаянная? Держи её! А…а!

И увидел человека в ситцевой рубахе и расстёгнутой жилетке, он бежал за собакой. Я сделал полуоборот и направился к сборищу.

Защитник: Позвольте, кто это был? Что за человек?

Очумелов: Я узнал в нём золотых дел мастера Хрюкина.

Защитник: А кто же был виновник скандала?

Очумелов: Белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.

Обвинитель: В чем же провинился этот щенок?

Хрюкин: Иду я, ваше благородие, никого не трогаю, и вдруг эта подлая ни с того ни с чего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пускай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну…

Судья: Вопрос к Очумелову. И какова была ваша реакция на это происшествие?

Очумелов: Я сказал, что это так не оставлю, приказал Елдырину составлять протокол. А собаку истребить. Узнать, чья она.

Обвинитель: А когда узнали, что она, кажись, генерала Жигалова?

Очумелов: Я приказал Елдырину снять с меня пальто, ужас, как жарко, и спросил у Хрюкина:

- Одного только не понимаю, как она могла тебя укусить? Нешто она достанет до пальца? Ты должно быть расковырял палец гвоздем, а потом пришла в твою голову идея сорвать. Знаю вас, чертей!

Судья: Вопрос к Хрюкину. Голос из толпы утверждал, что ты ей цигаркой в харю для смеха, а она – не будь дура, и тяпни.

Хрюкин: Врет кривой. Не видал, так, стало быть, зачем врать?

Защитник: Я протестую. А вы, господин Очумелов, сколько раз меняли своё решение в отношении собаки?

Очумелов: Шесть. Так ведь решался вопрос о принадлежности собаки. Решали: генеральская она или нет.

Кто-то из толпы сказал:

- Это, кажись, генерала Жигалова!

На что городовой глубокомысленно заметил:

- Нет, это не генеральская…У генерала таких нет. У него всё больше легавые…

- Ты это верно знаешь?

- Верно, ваше благородие, - отвечал городовой. – А может быть и генеральская… На морде у ней не написано… Намедни на дворе у него такую видел.

- Хорошо, что повар генеральский погодился и сказал, что собака братца генерала Владимира Иваныча. Вот ведь собачонка какая у него шустрая! Цап этого за палец! Ха-ха-ха! А до этого я ещё доберусь! (показывая на Хрюкина, грозит ему пальцем.)

Защитник: Уважаемый суд! Господин Очумелов по должности соблюдал порядок.

Судья: Но он шесть раз менял своё решение. И менял его потому, что сначала было сказано, что собака ничья, потом генеральская, наконец, брата генерала.

А посему суд удаляется на совещание. (Суд удаляется. После возвращения зачитывается приговор)

Судья: Именем закона Российского государства, суд, рассмотрев дело по обвинению полицейского надзирателя Очумелова, приговаривает его к вечному презрению, общественному осуждению за его хамелеонство, заискивание, лесть перед вышестоящими чинами.


Конспект разработан для учащихся 7 класса специальной коррекционной школы.

Содержимое разработки

Рычкова В.С., учитель русского языка и чтения

Формировать умение анализировать текст. Продолжать учить выделять главную мысль произведения.

Корректировать и развивать связную устную речь через ответы на вопросы по содержанию произведения, совершенствовать навык осознанного, беглого и правильного чтения.

3. Развивать мышление, память, совершенствовать умение находить в тексте ответы на вопросы, делать выводы, характеризовать героев рассказа.

4. Способствовать воспитанию нравственных ориентиров.

5. Способствовать воспитанию интереса к литературе.

Оборудование: портрет А.П.Чехова, изображение ящерицы хамелеон, иллюстрации, презентация, карточки с отрывками из ранее изученных произведений А.П.Чехова, карточки для словарной работы, тест

I. Организация детей на работу.

-Здравствуйте, ребята. Звонок прозвенел, начинается урок. Сегодня к нам в гости пришли ваши родители и мои коллеги, поприветствуйте их.

- Садимся тихо, не забываем о правилах посадки (ноги вместе на полу, спина прямая).

II. Вводно-мотивационная часть.

- Перед вами карточки с отрывками из ранее изученных произведений. Вы шепотом прочитываете свой отрывок соседу по парте, постарайтесь вспомнить его название.

- Что объединяет эти отрывки? Кто автор? (называют фамилию, имя, отчество писателя)

- В каком веке жил писатель? (в 19)

- Почему мы в 21 веке продолжаем читать его произведения?

Его произведения по-прежнему вызывают смех и грусть, заставляют задуматься о смысле жизни. Чехов писал о проблемах, которые волнуют нас и сегодня.

- Кто догадался, какова тема урока?

IV. Актуализация знаний.

Я предлагаю вам ответить на тестовые вопросы.

Тест. Проверьте правильность выполнения тестового задания. Кто все сделал без ошибок, у кого 1-2 ошибки?

V. Подготовка к восприятию текста

VI.Словарная работа

Хамелеон -1. Пресмыкающееся тёплых стран отряда ящериц, меняющее свою окраску при цветовых изменениях в окружающей среде.

Откройте учебник на странице 139, работаем со словарными словами.

Надзиратель городской полицейский чин, наблюдающий за порядком в определенном районе города.

Городовой – нижний чин городской полиции.

Конфискованный крыжовник – отобранный у продавца на базаре.

Мировой – судья.

VII. Чтение рассказа учителем.

- Где происходит действие?

- Что случилось на базарной площади?

VIII Чтение текста учащимися по цепочке (1 часть до слов Не рассуждать)

Анализ текста и словарная работа.

- Назовите главного героя рассказа. От какого слова образовалась эта фамилия? О чем она нам говорит? (Очуметь – потерять способность соображать, одуреть)

- Каким представляете себе надзирателя Очумелова?

- Чем занят надзиратель Очумелов на базаре?

- Что привлекает Очумелова на площади?

- Как полицейский Очумелов разбирал дело с собакой? Имели ли для него значение правда и справедливость?

- Найдите в речи слова Очумелова, которые свидетельствуют о том, что он — представитель власти (протокол, постановления, оштрафую).

- Как он разговаривает с окружающими? (начальственно-повелительная)

Понаблюдаем за поведением Очумелова.

-Как он вначале реагирует на жалобу золотых дел мастера Хрюкина? (с 137)

-Что полностью изменяет поведение Очумелова? Почему ему вдруг ему становится жарко? (известие, что собака принадлежит генералу Жигалову).

- Какая интонация появляется в речи Очумелова? (нерешительная, ласковая интонацию по отношению к собаке генерала, грубость, относящаяся к Хрюкину.)

- Какие слова он употребляет теперь, обращаясь к Хрюкину, как называет собачку? Найдите их в тексте. Почему Очумелов меняет свое отношение к собаке? Чего он боится?

- Почему щенок укусил Хрюкина? Расскажите, как обращался Хрюкин с собакой.

Чехов часто использовал в своих произведениях говорящие фамилии, которые усиливают характеристику действующих лиц.

2. перен. Человек, который, приспосабливаясь к обстановке, легко меняет своё поведение, взгляды, симпатии (неодобр.).

- Чем Очумелов похож на хамелеона?

IX. Домашнее задание. Чтение текста по ролям. Дома вы будете готовиться к чтению по ролям. Постарайтесь передать при чтении разные интонации в речи Очумелова в зависимости от ситуации.

Читайте также: