Какую роль в современном обществе играют маргиналы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Маргинальность — это социологический термин, подразумевающий промежуточное положение человека перед выбором какой-либо одной социальной группы. При этом пограничное состояние, в котором пребывает человек, негативно влияет на его личностной развитие и откладывает отпечаток на психике.

Маргиналы — это индивиды, находящиеся вне своей социальной среды или граничащие с ней. Как правило, они не причисляют себя ни к какой общности и отличаются от большинства своим поведением или другими социальными и индивидуальными признаками.

Понятие возникло в 1920-е годы и получило современное определение в работах американского социолога Р. Парка. Маргиналами называли людей, которые находились вне социального и культурного контекста из-за потери своей связи с привычной средой обитания и кругом общения. В середине 20 века к ним причисляли деревенских жителей, которые переехали в город и испытывали сложности в адаптации, а также эмигрантов, отправившихся в США на заработки, но не приспособившиеся к новым условиям жизни.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Маргинальные индивиды больше подвержены психологическим кризисам, чувству одиночества, беспокойству о будущем и страху перед агрессией со стороны других людей. Им свойственно объединяться в группы, образование которых продиктовано их особенным положением в обществе. Как правило, маргинальные группы имеют временный и ситуативный характер, и создаются стихийно для решения конкретной проблемы.

Основные виды маргинальности в социологии

В социологии для объяснения маргинальности выделяют три основных раздела:

1. Структурная маргинальность отражает исследования социальных групп, которые находятся в худших условиях по сравнению с большинством из-за политического и социально-экономического неравенства. Социальная структура маргинальности делится на два типа:

  • переходность — это положение индивида, связанное с переходом из одной социальной группы в другую (например, переход на новую работу или должность);
  • периферийность — это состояние человека, характеризующее его низкое положение в социальной иерархии, которое предполагает разрушение социальных связей, потерю какой-либо принадлежности к определенной группе (деклассированные группы, аутсайдеры, изгои).

2. Культурная маргинальность, в рамках которой изучается взаимодействие двух культур, конфликтующих друг с другом. Эта область социологии включает в себя антропологию, психологию, исследует вопросы ксенофобии, космополитизма и т. д. У человека, который находится между двух культур, могут возникнуть проблемы с определением своей идентичности, статуса и роли.

3. Ролевая маргинальность проявляется в ситуациях ролевого конфликта, когда индивид испытывает сложности в выборе своего места и модели поведения в социальной структуре общества. К таким субъектам относятся противоречивые личности, идентичность которых неоднозначна.

Типы маргинальности

Чаще всего на маргинализацию индивида или группы влияют независящие от них обстоятельства, из-за которых они чувствуют себя не такими как все. Факторы, оказывающие влияние на положение человека, могут быть разными. Современная социальная наука выделяет несколько групп маргинальности.

Этномаргинальность. К этой группе относятся люди, которые принадлежат к национальному меньшинству или рождены от родителей разных национальностей. Часто представители малых народов испытывают дискриминацию со стороны доминирующей нации. Дети же, рожденные в межнациональном браке, порой затрудняются при выборе своей идентичности.

Также к этническим маргиналам относятся мигрировавшие беженцы, которым сложно приспособиться к новому окружению.

Социомаргинальность. Этот тип маргинальности описывает людей, которые находятся в поиске своего места. Их положение может быть связано с резким изменением социального статуса или других внешних и внутренних обстоятельств, которые не позволяют сориентироваться в выборе жизненных ориентиров. Социальным маргиналам свойственны отрешенность от общества, потеря авторитета, вызывающее или наоборот замкнутое поведение и т. д.

Политическая маргинальность. Характеризует людей, которые не принимают официальную политику государственной власти и активно выступают в оппозиции. При отсутствии четкой гражданской позиции, они негативно относятся к любому политическому движению.

Экономическая маргинальность. К данному типу относятся люди, которые не имеют работы или зарабатывают очень мало. Потеря источника дохода и безработица приводят к бедности, которая так или иначе меняет поведенческие установки личности, ее отношение к себе и к окружающим. Число экономических маргиналов особенно возрастает в период финансовых кризисов. В современной науке к ним также относят очень богатых людей, несоразмерный доход которых отдаляет их от общества.

Возрастная маргинальность. Особенностью этого вида является его промежуточный характер. Под возрастной маргинальностью понимается группа людей, которые находятся в переходном периоде из одного возраста в другой. В большей степени она свойственна подросткам, находящихся на этапе взросления, когда они еще не взрослые, но уже и не дети.

Биологическая маргинальность. К этой группе относятся люди, которые испытывают проблемы с физическим или ментальным здоровьем. Часто их положение безразлично обществу, и они оказываются полностью беззащитными и бесправными. К категории биологической маргинальности относятся инвалиды, старики, люди с психическими отклонениями.

Религиозная маргинальность. Включает людей, которые не относят себя ни к какой религии или вовсе не верят в Бога. Иногда маргиналы создают свои конфессиональные идеологии, которые перерастают в секты.

Причины проявления маргинальности

Процесс маргинализации может иметь вынужденный характер, а может быть осознанным выбором самого человека. Частично или полностью личность перестает себя идентифицировать с культурной и социальной средой, что приводит к разрыву духовных и социально-экономических связей. Выделяют несколько причин, которые приводят к проявлению маргинальности:

  • вынужденное переселение, миграция отрывают человека от привычной среды, в связи с чем у него возникают трудности в адаптации к новым условиям, языку, культуре и окружению;
  • потеря имущества, собственности или источника дохода приводит человека к экономической маргинальности;
  • смена политического режима может привести к увеличению количества маргиналов среди населения;
  • появление нового образа жизни, ценностей и привычек приводит к переосмыслению взглядов во взрослом возрасте и сознательному выбору маргинальных установок;
  • смена религии противопоставляет человека социальной группе, к которой он себя причислял и приводит к разрушению связей.
  • хронические заболевания, инвалидность приводят к биологической маргинальности.

Примеры маргинальности в современном обществе

Часто это понятие употребляют с негативной коннотацией, приравнивая к маргиналам низшие слои общества и преступные группировки. Такое определение термина не совсем верно, так как маргиналами могут быть и вполне успешные люди, которые не причисляют себя ни к какой конкретной группе. Например, к маргиналам относят известного писателя Льва Толстого, который отрицал ценности своей современности.

К самым очевидным представителям маргинального сообщества сегодня можно отнести мигрантов, которые покидают свои дома в поисках заработка и лучшей жизни. Незнание языка и принадлежность к другой культурной среде делают невозможным их полную включенность в новое пространство смыслов и норм.

Также маргиналами являются люди с ограниченными возможностями, которые остались без должного ухода и заботы. Часто населенные пункты, в которых они живут не приспособлены к их особенным потребностям, поэтому им приходится ограничивать себя во многих сферах деятельности.

Мы неоднократно подчеркивали, что общество как система норм, ролей, статусов, институтов выступает условием человеческого существования. Что же происходит, когда нарушается причастность к этой системе. Давайте познакомимся еще с одним своеобразным фактом человеческого бытия. Это маргинальность. Этим словом обозначают выключение индивида или группы из одной социальной среды и неспособность или нежелание войти в другую. Ситуация или состояние маргинальности предполагает, что связь человека или группы людей с системой социальных норм, ролей, статусов, общественных ценностей нарушена. Таких людей называют маргиналами.

Не надо путать их с низшими классами общества. Последние являются частью общества. Для них существует система ролей и статусов, внутри которой они живут. В обществе они выполняют определенные функции. Маргиналами становятся те, кто не могут приспособиться к существующей социальной среде, или те, для кого у общества не нашлось подходящих ролей и статусов. Не надо также смешивать маргиналов с преступниками. Преступником является тот, кто нарушает соответствующие правовые нормы. Маргиналами становятся те, кто не участвуют в выполнении социальных функций, не сумели к ним приспособиться, не нашли себе в обществе подходящие статусы и роли.

Маргиналы не однородны. Можно выделить категорию людей, выброшенных из какой-либо социальной среды или попавших в какую-то уже сложившуюся социальную систему помимо своей воли. Их принято называть статусными маргиналами. Например, безработные и беженцы.

Но маргинальность может быть результатом активного неприятия существующих социальных отношений или традиций, сложившихся в той или иной области общественной жизни. Люди такого типа - их называют нормативными маргиналами – могут считать свой образ жизни нормальным и не желают его менять (к примеру, те бомжи, которые вполне довольны своей жизнью). Они хотят быть маргиналами.

Но есть люди, которые не удовлетворены существующим состоянием общества и хотят его изменить. Это новаторы в науке, искусстве, да и в любой другой сфере общественной жизни. Как правило, свое сообщество их не принимает, потому что они выдвигают идеи, которые никак не согласуются с общепринятыми представлениями. Таких людей называют культурными маргиналами.

Выключение из социальной среды создает особое психологическое состояние. Это чувство неудовлетворенности. Возникает оно потому, что старые модели поведения уже не обеспечивают нормальной жизни, а новая социальная среда или отторгает пришельца или остается для него какое-то время непривычной. Человек не понимает новых правил игры или не еще умеет ими руководствоваться. Обычно говорят, что люди в таком положении находятся на границе между двумя мирами. Неудовлетворенность вызвана этим состоянием неопределенности своего положения. Неопределенность, в свою очередь, рождает такие психологические состояния, как неуверенность, беспокойство, тревогу, страх, озлобленность.

Неудовлетворенность вызывает определенное социальное поведение. Растет недоверие к сложившимся социальных отношениям, тоска по прошлому, желание быстрых изменений. Становятся частыми случаи нарушения социальных норм. Для тех, кто недавно перешел в новую социальную группу, маргинальность проявляется в повышенном и даже чрезмерном следовании всей сумме предписаний, действующих в этой группе. Такие люди начинают весьма дотошно следовать всем без исключения правилам. Причина такого поведения лежит в боязни, что иначе их как новичков могут не признать своими.

Откуда берутся маргиналы? Как не удивительно, но их порождает само общество. Ведь маргинальность есть только там, где возникли и начинают действовать нормы. Существование социальных норм создает условия для разделения людей на тех, кто им соответствует и кто – нет. Последняя категория людей получает статус маргиналов.

Чем общество динамичнее, чем чаще возникают ситуации, когда людям приходится перемещаться из одной социальной среды в другую. Например, вы попали в среду обитания других социальных групп с иными эталонами поведения: район города, где живут представители другой национальности, вероисповедания, статуса. Это может быть переход в иную социальную среду, например, переезд в другой город, брак с представителем иной веры, национальности, культуры, переход в новую социальную группу и т.д. В результате возникает ситуацияи даже состояние маргинальности. Понятно, что его периодически может испытать каждый человек.

Наконец, достаточно типичны случаи, когда сами люди не способны или не желают войти в сложившуюся социальную среду. Тогда ситуация маргинальности перерастает в маргинальное положение.

Попробуем дать оценку данному явлению и определить его место в жизни общества. Прежде всего, не надо считать маргинальность исключительным, нетипичным и даже отрицательным явлением. Скорее она является симптомом состояния общества. Чем более усложняется социальная структура или общество становится более динамичным, состояние маргинальности становится весьма распространенным. В разной степени его испытывает каждый, поскольку всем приходится часто перемещаться и сталкиваться с представителями разных социальных групп. К тому же современное общество само ориентирует на рост и стремление переходить из одной группы в другую. Поэтому возникновение и усилие состояния маргинальности можно считать своеобразным индикатором способности и готовности общества к изменениям.

Кроме того, мы видим, что маргинальность часто создается самим обществом. Чем жестче оно формулирует систему норм и идеалов, чем меньше выбора предоставляет людям, тем более вероятность возникновения маргиналов. Поэтому маргинальность является показателем наличия проблем в обществе, а многообразие социальных норм, ролей и статусов становится условием ее преодоления.

Наконец, маргинальность даже необходима обществу, которое ориентировано на изменения. Ведь такое общество постоянно нуждается в новых идеях, новых формах жизни, а найти их можно в среде культурных маргиналов.

ВЫВОДЫ

1. В обществе человек ведет себя иначе, чем в межличностных отношениях. Поэтому социальные отношения являются отношениями особыми. Они определяются общественным интересом и социальными нормами, ориентированностью на других и статусно-ролевой системой.

2. Положение человека в обществе принято определять его статусом. Статус предполагает существование шкалы ценностей, степень обладания которыми показывает высоту статуса и наделяет их обладателя совокупностью прав и обязанностей. Причина возникновения статусной системы лежит не только в личных желаниях людей достичь высокого положения и закрепить его, но и в общественном интересе.

4. Показателем стабильности и устойчивости общества является наличие системы социальных институтов, которые представляют собой совокупность отношений, регулируемых социальными нормами, выполняющих в обществе функции коммуникации, интеграции и трансляции и обладающих легитимным характером.

5. Выпадение индивида или группы из системы социальных норм порождает ситуацию маргинальности. Маргиналами становятся индивиды или группы, которые по своей воле или из-за особенностей устройства общества не способны или не желают приспособиться к существующей социальной среде.

1. В чем состоят особенности социальных отношений?

3. Зачем нужны статусы?

4. Почему люди в обществе играют роли?

5. Если во взаимоотношениях людей сформировались устойчивые связи, привычки поступать определенным образом, значит ли это, что возникли социальные институты?

6. Откуда берутся маргиналы?

СЛОВАРЬ

Социальный статус – это позиция, которую человек (или группа) занимает в обществе относительно других людей (или групп) и которая определяет его права и обязанности в обществе

Приписанный статус – это статус, которым человек обладает вне зависимости от своих усилий и заслуг (пол, возраст, этническая принадлежность, например)

Достигаемый статус – это статус, который человек приобретает своими усилиями

Социальная роль – это поведение, определяемое статусом, или поведение, которое человек должен осуществлять, если желает быть понятым и принятым обществом

Ролевая дистанция – осознание своего отличия от исполняемых ролей и способность это показать

Социальный институт – комплекс отношений (статусов и ролей) или организаций, которые выполняют в обществе определенные функции и признаны им (носят легитимный характер)

Легитимность – это признанность обществом или государством тех или иных человеческих действий, отношений, объединений

Маргинальность – положение и состояние человека вне сложившейся социальной структуры или утрата места в одной социальной структуре и неспособность (или нежелание) занять место в другой

1. Социальными отношения становятся тогда, когда начинает взаимодействовать много людей

2. В обществе люди ведут себя иначе, чем наедине с собой, потому что общество всегда носит принудительный характер по отношению к отдельным людям

3. Социальными отношения становятся, когда начинают строиться на основании общепринятых норм

4. В социальных отношениях люди ориентируются не на собственное мнение, а на мнение других людей, а на соответствие своих действий общезначимым нормам

5. Роль – это совокупность статусов

6. Нельзя играть роль взрослого или пожилого человека, потому что это природные, а не социальные качества людей

7. Люди разыгрывают роли, потому что это обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий

8. Статус - это человек, занимающий высокое или низкое положение в обществе

9. Власть, богатство и престиж - это основные показатели высокого или низкого социального статуса

10. Социальный статус – это идеал, который человек ставит перед собой

11. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее

12. Если окружающие не оказывают внимания, соответствующего занимаемому положению, то определить высоту статуса очень трудно

13. В индустриальном обществе преобладают приписанные статусы, а в в традиционном – достигаемые

14. Статусно-ролевая система возникает только там, где между людьми возникает неравенство, вражда и конфликты

15. В первобытном обществе не существовало статусно-ролевой системы, потому что отношения между людьми были очень просты и направлены на помощь друг другу

16. Социальный институт – это любая группа людей, регулируемая привычками, обычаями и нравами

17. Функция социальных институтов состоит в том, чтобы сделать наше поведение стандартным, поэтому социальные институты душат творческую личность

18. Социальный институт – это высшее учебное заведение

19. Маргиналы – это люди, которых общество выбросило из своих рядов

20. Маргиналы – это представители низших классов общества

ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

а) нет под рукой линейки или мерки, которой можно подтвердить правильность представлений или опровергнуть неправильные представления

б) человеку просто легче согласиться, чтобы не тратить время на споры

в) человек боится стать чужим в группе

2. Какие действия можно отнести к социальному взаимодействию

а) пошел дождь, и люди открыли зонтики

б) в переполненном автобусе один человек толкнул другого

в) начальник сделал выговор подчиненному за ошибки в работе

3. Социальный статус личности – это

а) совокупность юридических прав и обязанностей человека

б) уважение со стороны жены

в) место человека в системе общественных отношений

4. Место, которое индивид занимает в социальной структуре, обозначается как

а) социальный статус

б) социальная роль

в) социальный институт

г) социальная стратификация

5. Поведение, которое ожидается от человека, когда он занимает определенное место (позицию) в обществе, обозначается как

а) социальный статус

б) социальная роль

в) социальный институт

г) социальная стратификация

д) обладание престижем

6. Социальный статус – это

а) человек, занимающий в обществе высокое положение

б) идеал, к которому должен стремиться любой человек в обществе

в) позиция, которую занимает человек как член общества

7. Женщина, англичанка, 50 лет, член королевской семьи. Эти черты относятся к

а) достигаемому статусу

б) приписанному статусу

8. К достигаемому статусу личности не относится

а) фермер, протестант

б) предприниматель, член либеральной партии

в) мужчина, 30 лет, белорус

г) преподаватель, кандидат физических наук, председатель профсоюзной организации

9. К достигаемому статусу в традиционном обществе относится.

10. Социальные роли существуют в обществе, прежде всего, потому, что

а) это выгодно господствующим социальным группам

б) люди до сих еще не нашли настоящий естественный способ взаимоотношений друг с другом

в) так легче контролировать поведение людей

г) это единственный способ обеспечить взаимопонимание и взаимосогласованность действий в обществе

д) люди любят создавать привлекательный имидж себя

11. Ролевая дистанция – это

а) способность отделять себя от исполняемых ролей

б) недоверие к исполняемым ролям

в) неумение эффективно выполнять социальные роли

г) нежелание исполнять социальные роли

12. Легитимация – это

а) создание правовых норм, регулирующих те или иные социальные отношения

б) формирование законопослушных граждан

в) признанность обществом тех или иных социальных отношений или объединений

г) действия государственных властей

13. Маргиналы – это, прежде всего

а) представители низших классов

б) люди, покинувшие свою страну

в) люди, оказавшиеся за пределами статусно-ролевой системы

г) люди, лишившиеся средств к существованию

д) люди, нарушившие закон

14. Социальные институты – это

а) любая большая группа людей

б) социальные отношения, характерные для индустриального общества

в) социальные отношения, признанные обществом и выполняющие в нем определенные функции

г) это совокупность норм права, регулирующих те или иные отношения

3. Французский антрополог Ф. Боас приводит такой случай из жизни североамериканских индейцев. Один молодой индеец по имени Квесалид не верил в могущество шаманов. Чтобы их разоблачить, он начал бывать у них и обучаться их ремеслу, а затем и сам начал заниматься им практически. Через некоторое время он обнаружил, что больные, для лечения которых он применял шаманские приемы, выздоравливают. В следующий свой приезд Ф. Боас обнаружил, что Квесалид начал верить в то, что не все шаманы являются обманщиками. О каких особенностях социальной жизни говорит этот пример?

6. Сравните два этих высказывания. В чем разница? Попробуйте использовать для их анализа знания, приобретенные в данном разделе. Можно ли говорить о том, что эти высказывания характеризуют различные типы общественной жизни? Если можно, то определите – какие?

Б) «Тот остается не у дел,

Кто восстает на свой удел,

А твой удел – крестьянский плуг,

Не выпускай его из рук.

Хватает знати без тебя!

Свое сословье не любя,

Ты только попусту грешишь,

Плохой от этого барыш.

Клянусь, что подлинная знать

14. Как вы думаете, религия в обществе является социальным институтом? Что нужно, чтобы религия стала социальным институтом? Можно ли привести примеры, когда религия не являлась социальным институтом?

15. В коллективе выработалась привычка все праздники отмечать коллективно. Как вы думаете можно ли считать, что эта привычка приобрела характер социального института? Что для этого нужно?

16. Благодаря удачному браку, человек попал в высший цвет общества и изо всех сил старается следовать нравам этого общества. Как вы думаете, можно ли его считать маргиналом и по каким признакам?

17. Как вы думаете, рабы были маргиналами или нет?

2.5. Социальная структура общества

2.5.1. Понятие социальной структуры

2.5.2. Социальная стратификация общества

2.5.3. Понятие социального неравенства. Виды социального неравенства

2.5.4. Причины возникновения и существования социального неравенства

2.5.5. Роль социального неравенства в жизни современного общества

Цели и задачи темы

1. Сформировать понятие социальной структуры.

2. Показать в чем особенности социальной стратификации как наиболее существенного вида социальной структуры.

3. Дать представление о социальном неравенстве как сложном явлении, выявив виды социального неравенства и причины его возникновения и существования.

4. Дать представление об особенностях функций социального неравенства в современных индустриальных обществах.

Мы неоднократно подчеркивали, что общество как система норм, ролей, статусов, институтов выступает условием человеческого существо­вания. Что же происходит, когда нарушается причастность к этой системе. Давайте познакомимся еще с одним своеобразным фактом человеческо­го бытия. Это маргиналъностъ. Этим словом обозначают выключение ин­дивида или группы из одной социальной среды и неспособность или не­желание войти в другую. Ситуация или состояние маргинальное™ пред­полагает, что связь человека или группы людей с системой социальных норм, ролей, статусов, общественных ценностей нарушена. Таких людей называют маргиналами.

Не надо путать их с низшими классами общества. Последние явля­ются частью общества. Для них существует система ролей и статусов, внут­ри которой они живут. В обществе они выполняют определенные функ­ции. Маргиналами становятся те, кто не могут приспособиться к суще­ствующей социальной среде, или те, для кого у общества не нашлось под­ходящих ролей и статусов. Не надо также смешивать маргиналов с пре­ступниками. Преступником является тот, кто нарушает соответствующие правовые нормы. Маргиналами становятся те, кто не участвуют в выпол­нении социальных функций, не сумели к ним приспособиться, не нашли себе в обществе подходящие статусы и роли.

Маргиналы не однородны. Можно выделить категорию людей, выб­рошенных из какой-либо социальной среды или попавших в какую-то уже сложившуюся социальную систему помимо своей воли. Их принято на­зывать статусными маргиналами. Например, безработные и беженцы.

Но маргинальность может быть результатом активного неприятия существующих социальных отношений или традиций, сложившихся в той или иной области общественной жизни. Люди такого типа - их называют нормативными маргиналами - могут считать свой образ жизни нормаль­ным и не желают его менять (к примеру, те бомжи, которые вполне до­вольны своей жизнью). Они хотят быть маргиналами.

Но есть люди, которые не удовлетворены существующим состоя­нием общества и хотят его изменить. Это новаторы в науке, искусстве, да и в любой другой сфере общественной жизни. Как правило, свое сообще­ство их не принимает, потому что они выдвигают идеи, которые никак не огласуются с общепринятыми представлениями. Таких людей называют культурными маргиналами.

Выключение из социальной среды создает особое психологичес­кое состояние. Это чувство неудовлетворенности. Возникает оно потому, что старые модели поведения уже не обеспечивают нормальной жизни, а новая социальная среда или отторгает пришельца или остается для него какое-то время непривычной. Человек не понимает новых правил игры или не еще умеет ими руководствоваться. Обычно говорят, что люди в таком положении находятся на границе между двумя мирами. Неудовлет­воренность вызвана этим состоянием неопределенности своего положе­ния. Неопределенность, в свою очередь, рождает такие психологические состояния, как неуверенность, беспокойство, тревогу, страх, озлобленность.

Неудовлетворенность вызывает определенное социальное поведе­ние. Растет недоверие к сложившимся социальных отношениям, тоска по прошлому, желание быстрых изменений. Становятся частыми случаи на­рушения социальных норм. Для тех, кто недавно перешел в новую соци­альную группу, маргинальность проявляется в повышенном и даже чрез­мерном следовании всей сумме предписаний, действующих в этой груп­пе. Такие люди начинают весьма дотошно следовать всем без исключения правилам. Причина такого поведения лежит в боязни, что иначе их как новичков могут не признать своими.

Откуда берутся маргиналы? Как не удивительно, но их порождает само общество. Ведь маргинальность есть только там, где возникли и начи­нают действовать нормы. Существование социальных норм создает усло­вия для разделения людей на тех, кто им соответствует и кто - нет. После­дняя категория людей получает статус маргиналов.

Чем общество динамичнее, чем чаще возникают ситуации, когда людям приходится перемещаться из одной социальной среды в другую. Например, вы попали в среду обитания других социальных групп с иными эталонами поведения: район города, где живут представители другой наци­ональности, вероисповедания, статуса. Это может быть переход в иную со­циальную среду, например, переезд в другой город, брак с представителем иной веры, национальности, культуры, переход в новую социальную груп­пу и т.д. В результате возникает ситуация и даже состояние маргинальное™. Понятно, что его периодически может испытать каждый человек.




Наконец, достаточно типичны случаи, когда сами люди не способ­ны или не желают войти в сложившуюся социальную среду. Тогда ситуа­ция маргинальное™ перерастает в маргинальное положение.

Попробуем дать оценку данному явлению и определить его место в жизни общества. Прежде всего, не надо считать маргинальность исключительным, нетипичным и даже отрицательным явлением. Скорее она яв­ляется симптомом состояния общества. Чем более усложняется соци­альная структура или общество становится более динамичным, состояние маргинальности становится весьма распространенным. В разной степени его испытывает каждый, поскольку всем приходится часто перемещаться и сталкиваться с представителями разных социальных групп. К тому же современное общество само ориентирует на рост и стремление перехо­дить из одной группы в другую. Поэтому возникновение и усилие состоя­ния маргинальности можно считать своеобразным индикатором способ­ности и готовности общества к изменениям.

Кроме того, мы видим, что маргинальность часто создается самим обществом. Чем жестче оно формулирует систему норм и идеалов, чем меньше выбора предоставляет людям, тем более вероятность возникнове­ния маргиналов. Поэтому маргинальность является показателем наличия проблем в обществе, а многообразие социальных норм, ролей и статусов становится условием ее преодоления.

Наконец, маргинальность даже необходима обществу, которое ориентировано на изменения. Ведь такое общество постоянно нуждает­ся в новых идеях, новых формах жизни, а найти их можно в среде культур­ных маргиналов.

Мы неоднократно подчеркивали, что общество как система норм, ролей, статусов, институтов выступает условием человеческого существо­вания. Что же происходит, когда нарушается причастность к этой системе. Давайте познакомимся еще с одним своеобразным фактом человеческо­го бытия. Это маргиналъностъ. Этим словом обозначают выключение ин­дивида или группы из одной социальной среды и неспособность или не­желание войти в другую. Ситуация или состояние маргинальное™ пред­полагает, что связь человека или группы людей с системой социальных норм, ролей, статусов, общественных ценностей нарушена. Таких людей называют маргиналами.

Не надо путать их с низшими классами общества. Последние явля­ются частью общества. Для них существует система ролей и статусов, внут­ри которой они живут. В обществе они выполняют определенные функ­ции. Маргиналами становятся те, кто не могут приспособиться к суще­ствующей социальной среде, или те, для кого у общества не нашлось под­ходящих ролей и статусов. Не надо также смешивать маргиналов с пре­ступниками. Преступником является тот, кто нарушает соответствующие правовые нормы. Маргиналами становятся те, кто не участвуют в выпол­нении социальных функций, не сумели к ним приспособиться, не нашли себе в обществе подходящие статусы и роли.

Маргиналы не однородны. Можно выделить категорию людей, выб­рошенных из какой-либо социальной среды или попавших в какую-то уже сложившуюся социальную систему помимо своей воли. Их принято на­зывать статусными маргиналами. Например, безработные и беженцы.

Но маргинальность может быть результатом активного неприятия существующих социальных отношений или традиций, сложившихся в той или иной области общественной жизни. Люди такого типа - их называют нормативными маргиналами - могут считать свой образ жизни нормаль­ным и не желают его менять (к примеру, те бомжи, которые вполне до­вольны своей жизнью). Они хотят быть маргиналами.

Но есть люди, которые не удовлетворены существующим состоя­нием общества и хотят его изменить. Это новаторы в науке, искусстве, да и в любой другой сфере общественной жизни. Как правило, свое сообще­ство их не принимает, потому что они выдвигают идеи, которые никак не огласуются с общепринятыми представлениями. Таких людей называют культурными маргиналами.

Выключение из социальной среды создает особое психологичес­кое состояние. Это чувство неудовлетворенности. Возникает оно потому, что старые модели поведения уже не обеспечивают нормальной жизни, а новая социальная среда или отторгает пришельца или остается для него какое-то время непривычной. Человек не понимает новых правил игры или не еще умеет ими руководствоваться. Обычно говорят, что люди в таком положении находятся на границе между двумя мирами. Неудовлет­воренность вызвана этим состоянием неопределенности своего положе­ния. Неопределенность, в свою очередь, рождает такие психологические состояния, как неуверенность, беспокойство, тревогу, страх, озлобленность.

Неудовлетворенность вызывает определенное социальное поведе­ние. Растет недоверие к сложившимся социальных отношениям, тоска по прошлому, желание быстрых изменений. Становятся частыми случаи на­рушения социальных норм. Для тех, кто недавно перешел в новую соци­альную группу, маргинальность проявляется в повышенном и даже чрез­мерном следовании всей сумме предписаний, действующих в этой груп­пе. Такие люди начинают весьма дотошно следовать всем без исключения правилам. Причина такого поведения лежит в боязни, что иначе их как новичков могут не признать своими.

Откуда берутся маргиналы? Как не удивительно, но их порождает само общество. Ведь маргинальность есть только там, где возникли и начи­нают действовать нормы. Существование социальных норм создает усло­вия для разделения людей на тех, кто им соответствует и кто - нет. После­дняя категория людей получает статус маргиналов.

Чем общество динамичнее, чем чаще возникают ситуации, когда людям приходится перемещаться из одной социальной среды в другую. Например, вы попали в среду обитания других социальных групп с иными эталонами поведения: район города, где живут представители другой наци­ональности, вероисповедания, статуса. Это может быть переход в иную со­циальную среду, например, переезд в другой город, брак с представителем иной веры, национальности, культуры, переход в новую социальную груп­пу и т.д. В результате возникает ситуация и даже состояние маргинальное™. Понятно, что его периодически может испытать каждый человек.

Наконец, достаточно типичны случаи, когда сами люди не способ­ны или не желают войти в сложившуюся социальную среду. Тогда ситуа­ция маргинальное™ перерастает в маргинальное положение.

Попробуем дать оценку данному явлению и определить его место в жизни общества. Прежде всего, не надо считать маргинальность исключительным, нетипичным и даже отрицательным явлением. Скорее она яв­ляется симптомом состояния общества. Чем более усложняется соци­альная структура или общество становится более динамичным, состояние маргинальности становится весьма распространенным. В разной степени его испытывает каждый, поскольку всем приходится часто перемещаться и сталкиваться с представителями разных социальных групп. К тому же современное общество само ориентирует на рост и стремление перехо­дить из одной группы в другую. Поэтому возникновение и усилие состоя­ния маргинальности можно считать своеобразным индикатором способ­ности и готовности общества к изменениям.

Кроме того, мы видим, что маргинальность часто создается самим обществом. Чем жестче оно формулирует систему норм и идеалов, чем меньше выбора предоставляет людям, тем более вероятность возникнове­ния маргиналов. Поэтому маргинальность является показателем наличия проблем в обществе, а многообразие социальных норм, ролей и статусов становится условием ее преодоления.

Наконец, маргинальность даже необходима обществу, которое ориентировано на изменения. Ведь такое общество постоянно нуждает­ся в новых идеях, новых формах жизни, а найти их можно в среде культур­ных маргиналов.

Оглавление

1.Маргинал: понятие, сущность. Маргинал в обществе……………………3

2. Деклассированный элемент…………………………………………………7

3.Элита современного российского общества………………………………10

Список использованной литературы………………………………………. 19

Файлы: 1 файл

12 Маргиналы, деклассированные элементы и элита современного российского общества.doc

1.Маргинал: понятие, сущность. Маргинал в обществе……………………3

2. Деклассированный элемент…………………………………………………7

3.Элита современного российского общества………………………………10

Список использованной литературы………………………………………. 19

1. МАРГИНАЛ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ. МАРГИНАЛ В ОБЩЕСТВЕ

Маргинал, маргинальный человек (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т.д.

Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Маргинальность как явление широко распространена в природе и является не просто досадным сбоем в процессе репродукции органической материи, а выполняет важнейшую функцию в ее эволюции. Именно маргиналы — особи, чьи биологические и поведенческие характеристики отличаются от устоявшегося в данном виде животных или растений эталона, — являются, как говорят биологи, эволюционным авангардом. Этот авангард выводят вид на новые эволюционные пути в ситуации, когда условия его существования изменяются настолько, что привычный образ жизни и соответствующие ему анатомо-физиологические параметры особей оказываются уже неадекватными новой среде обитания настолько, что встает вопрос выживания вида в целом.

Не является исключением в этом плане Я - человек, хотя у него эволюционные механизмы разворачиваются не столько в биологическом аспекте, сколько в поведенческом. Когда человеческое общество (племя, род) сталкивается с тем, что привычные способы добывания пищи или, скажем, организации быта перестают приносить ожидаемый результат, именно поведение различных чудаков, которые склонны даже в благополучные времена все делать не так, как это принято в обществе, позволяет найти новый эффективный образ жизни. Таких людей тянет попробовать новый вид пищи даже тогда, когда достаточно и привычней уже еды; охотятся они не там, где дичи много я ее легко взять, а все время ищут новые места; согреваются не простым укутыванием в шкуры, а подбрасыванием сухих веток в огонь; мастерят каменный топор вместо привычной дубины — эти и многие другие примеры показывают путь развития человечества вслед за маргиналами.

Наиболее психологически гибким маргиналам удается наладить свою оригинальную жизнь и среди толпы. Происходит это в основном благодаря соответствующей профориентации (пример - интеллигентные дворники и кочегары в Москве в советское время) и некоторой самоизоляции своих мирков от окружения. Если же маргинал жестко занимает непримиримую позицию, то травля толпы может привести и к трагедии. Наиболее известным историческим примером может служить судьба Сократа, казненного по совершенно надуманным обвинениям.

Следует заметить, что у разных народов исторически сложилось различное отношение к своим маргиналам. Те народы, у которых потребность в маргиналах из-за нестабильных климатических и социальных условий возникала часто, формировалось более терпимое отношение к чудакам. Примером этого может служить Россия с Иваном - дураком в роли главного и любимого героя в сказках, а также прижизненные (что очень редко встречается у людей!) почет и уважение нашего народа к одному из самых великих маргиналов в истории человечества — Льву Толстому. Это способствовало увеличению доли маргиналов среди населения нашей страны и нарастанию их отличил от стандартов поведения в обществе.

В России нет средних талантов, простых (мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много.

2. ДЕКЛАССИРОВАННЫЙ ЭЛЕМЕНТ

Деклассированный элемент - утративший всякую связь со своим общественным классом и не примкнувший к другой социальной группе, не принимающий никакого участия в общественном производстве, морально опустившийся и разложившийся человек. 3

Деклассирование следует понимать в двух смыслах: 1) выход за пределы своего класса (слоя), 2) выход за рамки классовой стратификации в целом. Под деклассированием следует понимать не только выход за рамки классовой структуры, но также переход индивида или семьи из собственного класса в другой, более низкий.

К деклассированным слоям населения обычно относят бродяг, нищих, уголовные элементы и др. Их называют деклассированными стратами или андерклассом. В Индии образцом деклассированной страты является каста неприкасаемых. Неприкасаемые стоят вне системы каст вообще. Это пример деклассирования во втором смысле.

В то же время обеднение русского дворянства - пример деклассирования в первом смысле. Юридически дворянин оставался дворянином, хотя его уровень жизни падал. В результате возникал новый слой - обедневшее дворянство.

Численность деклассированных слоев значительно выросла в период трех революций и трех войн (русско-японской, империалистической и гражданской) начала ХХ в. К середине 20-х годов в российском обществе деклассированные группы образовали такую критическую массу, что легко превратились в социальную базу сталинизма. Они стали носителями идеологии казарменного социализма, которая основывается на деиндивидуализации человека, его обезличивании.

Все три процесса - люмпенизация, пауперизация и деклассирование - относятся к типу обнищания, или обездоливания. Этот процесс указывает на снижение уровня жизни с высшей, средней или низшей средней до низшей отметки, которая находится на границе между относительной и абсолютной бедностью. 4

Деклассированные элементы - чужаки в обществе. Это не только их положение в обществе, но и мировоззрение. Общество для них недосягаемо. Для них оно сводится к полиции, суду и, в меньшей степени, к государственным учреждениям и служащим. Такое отношение стало свойственно не только безработным и беднякам. Например, молодые люди также склонны заимствовать ценности у социальных низов. 5

неформальное общество

неформальное общество

Согласно словарям маргиналом называют человека оказавшегося вне каких-либо социальных групп, культур. Такой индивид находится в пограничном состоянии, являясь асоциальным субъектом. Но это далеко не всегда означает, что человек аморален или страдает от пагубных зависимостей.

Сейчас маргиналом называют человека чье мировоззрение, принципы, образ жизни сильно отличается от общепринятых норм.

Также маргиналом можно назвать человека отрицающего принципы морали, культуры, религии своей социальной группы, но при этом не присоединяющегося к другим.

Признаки маргинальной личности

Также к признакам маргинальной личности относят:

  • мобильность, связанная с отсутствием привязанностей или постоянного жилья,
  • проблемы с психикой, появившиеся из-за невозможности найти себя в новом обществе,
  • склонность к участию в противоправной деятельности,
  • собственная система ценностей, идущая в разрез с существующей в обществе.

Маргиналы и люмпены: в чем различия?

бомж с паспортом

В сознание большинства маргинал и люмпен синонимы. Этим и обуславливается негативное отношение к маргиналам в обществе.

Типы маргиналов

В социологии выделяют следующие типы маргиналов:

  • политические,
  • религиозные,
  • этнические,
  • экономические,
  • социальные,
  • биологические.

Политические маргиналы

Религиозные маргиналы

пастафарианство

Общество можно разделить на тех, кто исповедует принятые в нем религии или вообще не верящих в бога. Лица утверждающие, что не являются представителями ни одной конфессии, но при этом верящие в высшую силу, становятся религиозными маргиналами. Именно они основывают секты и экстремистские религиозные группировки. Маргиналом такого типа можно назвать и человека, исповедующего, например, христианство в мусульманской стране или наоборот. Религиозные меньшинства для общества в целом будут маргиналами (христиане в Косово).

Этнические маргиналы

К маргиналам этого типа можно отнести мигрантов, беженцев, которым пришлось оставить привычную среду. Межкультурные, религиозные различия могут стать непреодолимыми препятствиями для этнически маргиналов.
К этому типу можно отнести детей, родившихся от представителей разных национальностей. Это будет справедливо в случае, когда ребенок не относит себя ни к нации отца, ни к нации матери и поэтому не принимается в ни одной из них.

Экономические маргиналы

Примером появления большого числа экономических маргиналов в нашей стране могут служить 90-е годы 20 века. Закрытие предприятий, научных учреждений и общее снижение заработной платы привили к большому количеству людей оставшихся без привычной работы, и немеющих возможность найти новую.

Сейчас к экономическим маргиналам можно отнести и мультимиллионеров, так как их финансовый статус и возможности отделяют их от большей части общества

Социальные маргиналы

Появлению маргиналов этого типа способствуют социальные потрясения (катастрофы) в обществе, когда рушится привычная структура. Примером, может служить революция 1917 года, когда огромное количество людей вынуждено было бежать из страны.

Еще одной причиной того, что человек стал маргиналом этого типа, может назвать стремление улучшить свой социальный статус (найти более высоко оплачиваемую работу, выгодно жениться/выйти замуж). Это справедливо в случае если попытки окажутся неудачными. Индивид потерял старые социальные связи, а новые так и не установил или тоже утратил.

Биологические маргиналы

маргинал биологический

Современное общество

По мнению некоторых социологов, психологов, философов, маргиналы являются наиболее развитыми и открытыми для нового индивидами.

К маргиналам в современном обществе можно отнести и фрилансеров и чайлдфри и дауншифтеров. Отношения к ним уже не резко негативное. В своем развитии общество становится более терпимым к ярким проявлениям индивидуальности.

Читайте также: