План нетрадиционной работы с родителями в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Основным структурным элементом в детском саду является группа. Воспитатель, как организатор и координатор деятельности в группе, непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями. Стоит отметить что, какой бы высокой ни была квалификация педагога, как бы глубоко не продумывались содержание и формы непосредственной образовательной деятельности с детьми, положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Партнерское взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) воспитанников предполагает: - взаимопомощь, - взаимоуважение и взаимодоверие, - знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении, - обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Условия успешной работы с родителями: - изучение социального состава родителей, уровня образования, социального благополучия, выявление семей группа риска; - дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи; - целенаправленность, систематичность, плановость; - доброжелательность и открытость.

Формы взаимодействия с семьей

Среди традиционных форм взаимодействия детского сада и семьи выделяют: 1. Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.

2. Информирование родителей о ходе непосредственного образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление визуального ряда посредством создания и размещения информационных стендов, альбомов, папок организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.

3. Образование родителей: проведение родительских собраний, всеобучей, лекций, семинаров, семинаров-практикумов.

4. Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, концертов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Остановимся более подробно на нетрадиционных формах взаимодействия с родителями воспитанников, которые являются наиболее актуальными. Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить следующие подгруппы: познавательные, информационно-аналитические, досуговые, наглядно-информационные.

Наименование

Цель использования

Формы проведения общения

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических опросов

Картотеки «Педагогическая копилка –

Переписка по электронной почте

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у роди- телей практических навыков воспитания детей

– Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме

– Устные педагогические журналы

– Исследовательская, проектная деятельность

Установление эмоцио- нального контакта между педагогами, родителями, детьми

– Совместные досуги, праздники

– Интерактивные досуговые мероприятия

– Выставки работ родителей и детей

информационно- ознакомительные; информационно- просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

– Дни (недели) открытых дверей

– Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей

– Использование видеозаписей наблюдений за ребёнком в процессе его деятельности

– Взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребёнка в семье и в детском саду

Ниже представлены некоторые формы проведения нетрадиционных родительских встреч в детском саду:

Встреча, подготовленная в форме мастер-класса, предполагает, что воспитатели, родители или приглашенные специалисты детского сада могут провести маленький урок, т.е. поделиться опытом по воспитанию и развитию детей, продемонстрируют свои достижения в той или иной области. Предварительно воспитатель определяет тему встречи, учитывая запросы родителей. Затем можно дать тему нескольким родителям, которые смогут объяснить или продемонстрировать на практике, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться и т.д. В конце встречи подводиться итог. На такой встрече участники дают друг другу практические советы, показывают ролевую сценку, демонстрируют практические навыки (например, воспитатель может показать родителям, как изготовить дидактическое пособие своими руками, как играть в ту или иную игру) и т.д.

Эта форма заключается в ролевом проигрывании проблемных ситуаций семейного воспитания, игровом взаимодействии родителей и детей в различной детской деятельности, моделировании способов родительского поведения, обмене опытом семейного воспитания и др. Положительной стороной подобных форм является то, что они способствуют установлению неформальных контактов с родителями, исключают навязывание готовой точки зрения, нацеливают на поиск собственного выхода из сложившейся ситуации.

Методы активизации родителей

На родительских встречах нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.

Вывод: Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное - не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья играет важную роль в формировании личности ребёнка. Воспитывать своего ребёнка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам.

Перспективный план самообразования

«Нетрадиционные формы работы

Подготовила: воспитатель,

Юшкова Валентина Яковлевна

п. Солнечный,

2016 - 2018 уч. гг.

Актуальность темы самообразования.

Семья играет важную роль в формировании личности ребёнка. Воспитывать своего ребёнка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам.

Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Мы считаем главным в этом направлении установление доверия между семьёй и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа педагогического и медицинского персонала МДОУ по реализации образовательной программы учреждения обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.

Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения. Сотрудничество ДОУ с родителями развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных средств пропаганды педагогических знаний, для чего были разработаны достаточно эффективные формы педагогического просвещения. В сложившейся социально-экономической ситуации и модернизации образования этого уже недостаточно.

Индивидуальный план самообразования.

Работа начата: 01.09.2016год

Предполагается закончить: 31.05. 2018год

Предполагаемый результат: провести переоценку педагогических ценностей, своего профессионального назначения в результате использования нетрадиционных форм работы с родителями.

Форма самообразования: индивидуальная.

Цель: всестороннее развитие детей посредством педагогического просвещения родителей с использованием нетрадиционных форм сотрудничества с семьями воспитанников, профилактика нарушений в детско - родительских отношениях.

диагностировать взаимоотношения между взрослыми и детьми, определить социального статуса семей воспитанников;

развить творческий, интеллектуальный, коммуникативный потенциал семей воспитанников;

оказать всестороннюю консультативную помощь родителям по различным направлениям воспитания и развития детей;

использовать нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников в современных условиях;

формировать ответственное отношение к здоровью и безопасности жизнедеятельности;

просвещать родителей посредством ознакомления с педагогической, нормативно - правовой литературой, информационно-коммуникационными технологиями;

активизировать и обогащать воспитательные умений родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта;

реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС.

Ожидаемые результаты.

1. Активизация родителей в решении воспитательных задач

2. Повышение уровня осознанного отношения детей и родителей к сохранению здоровья и безопасности.

3. Укрепление дружеских и партнёрских отношений между детьми и их родителями.

4. Создание системы использования активных нетрадиционных форм.

Содержание работы

Практический выход

Изучение методической литературы

1.Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ

2.Антонова Т, Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка

3.Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г

5."Работа ДОУ с семьёй" А. В. Козлова

6."Родительские собрания в ДОУ" О. Л. Зверева, Т. В. Кротова

7. "Система сопровождения родителей" М. В. Тимофеева

8.Изучение опросника родительского отношения А. Я Варги, В. В. Столина, методики PARI Шеффер Е. и Белла Р.

9. Козлова А.В., Дешеулина Р. П. "Работа ДОУ с семьей", Творческий центр, Москва, 2005

1. Подготовка литературы (книг, статей, буклетов) для консультации.

2. Подбор педагогических ситуаций, их решения.

Январь- апрель 2016г.

Работа с родителями.

1. Анкетирование родителей для сбора социологических данных о семье.

2. Опрос родителей для выявления индивидуальных особенностей ребёнка.

6.Совместный просмотр родителей и детей видеоролика с Новогоднего утренника.

7. Музыкальное мероприятие ко Дню 8 Марта.

1. Формирование базы социальных карт семей, их анализ.

2. Обобщение информационной базы по воспитанникам.

3. Совместное создание предметно - пространственной развивающей среды ( наглядно-печатного материала, дидактических игр, пошив атрибутов для кукол и др.)

4. Рекомендации по организации содержательного досуга в семье, "правил общения".

8. Папка - передвижка "Как я здорово живу!".

9. "Детский сад и семья - лучшие друзья" (педагогические игры с родителями)

Итог. Публикация работы по теме саморазвития на личном сайте.

Создание презентации для родителей по итогам учебного года.

Сентябрь - декабрь 2017г.

7. Проведение праздничного мероприятия к Дню Матери.

8. Консультация для родителей: «Воспитание дружеских

6. Мастерская Деда Мороза-

8. Выставка - конкурс новогодних поделок.

Нестандартные формы работы с родителями в детском саду в контексте ФГОС ДО

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Нестандартные формы работы с родителями
в детском саду в контексте ФГОС ДО

Читайте также: