Анализ стихотворения одиночество бунин кратко

Обновлено: 29.04.2024

Одиночество

И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой.
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один - без жены.

Сегодня идут без конца
Те же тучи - гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльця
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:
"Воротись, я сроднился с тобой!"
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила - и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить.
Хорошо бы собаку купить.

Одиночество писателя

Все творчество поэта переполнено размышлениями о любви. Это говорит о том, что Иван Алексеевич нередко сам испытывал данные эмоции. Практически все произведения писателя выводят тему одиночества на центральное место.

Присутствие данных эмоций у Бунина легко объясняется. Он на протяжении длительного времени проживал вдалеке от своей родины. Писатель постоянно путешествовал и сменял один населенный пункт за другим. Место жительства было постоянно различным и это очень сильно сказалось на его личной жизни и мировоззрении.

одиночество

Изначально необходимо отметить, что представленное читателю стихотворение посвящается близкому для автора человеку – художнику-живописцу Петру Нилусу. Бунин отмечает, что данный деятель также в свое время переживал похожие ощущения, которые описаны в произведении.

Уже первые строки стиха объясняют, что человек, который описан в произведении, представляет собой творческую и покинутую личность. В таком же образе предстает и сам автор произведения – Иван Бунин. Автор описывает самого себя как талантливого и одинокого художника, который передает свои картины в виде слов. Посвящая произведение своему другу, он старался максимально раскрыто передать поэтичность стихотворения, в которое помещает свои чувства и переживания.

В тот жизненный момент, когда Иван Алексеевич писал свое произведение, автор был еще женат. Следует отметить, что данные узы просуществовали недолго, хотя развод оформили очень нескоро. Невеста Бунина не любила и не ценила его, а предпочитала посещать различные развлекательные заведения и специализированно организованные вечера. Она не понимала самого поэта и не разделяла с ним его интересов. Её не интересовало, что пишет муж и о чем, его произведения никогда не были ею прочитаны. Все это придавало писателю ощущение одиночества, да и сам Бунин, после признавался, что разлюбил свою жену.

Следует также ещё отметить, что произведение создавалось именно в летний период года, но в нём описывалась осень. Здесь присутствует большое количество приемов из стилистики, а также читателю представлены особенные образы.

осень

В произведении автор особое внимание уделяет именно осени. Именно ненастье и увядание природы в полной мере передают ностальгическое настроение автора. Поэту навряд ли бы удалось создать настроение печали и особенной грусти, если бы он описывал, к примеру, пение веселых птиц, или радужный пейзаж, насыщенный солнцем. Несмотря на то что писалось произведение летним и теплым днем, внутреннее состояние автора было весьма печальным. Это и отражено в грустном повествовании.

Для каждого поэта и писателя того времени пейзаж и натуральная природа – это были основные художественные образы, которые способны максимально точно передать обстановку, которая окружала на тот момент главного лирического героя. Природа всегда помогала литераторам максимально точно передавать внутреннее состояние.

Особое внимание требуется уделить первым строфам. Здесь поэт описывает окружающее его пространство. Это и дождь, и мгла, и постоянный холод. Такие образы сразу передают читателю особенности настроения, переполненного печалью и грустью. Вся созданная картина, представленная в виде унылого пейзажа, говорит читателю о том, что жизнь замерла. Автор также отмечает, что такое будет продолжаться не всегда и рано или поздно наступит весна на жизненном пути.

художник

Понять, насколько откровенен образ героя перед читателем, можно сразу после первичного описания заоконной обстановки. Автор не уделяет сильного внимания личности, представленной в творении, и излагает его описание в краткой форме. Стоит отметить, что сразу же становится ясно, что данная личность является художником-живописцем.

На протяжении многих веков у поэтов и писателей образ художника представляет собой символ определенной печали, а также несбывшейся мечты. Ведь истинный живописец постоянно стремится к созданию своего собственного мира, который иногда, на самом деле, вовсе не существует. Художники всегда мечтают о том, что никогда в реальной жизни не сможет сбыться, и свои мечты описывают на полотнах. Именно таким и является лирический герой, который представлен в произведении Ивана Алексеевича. Он постоянно страдает от одиночества и переполнен тоской, но надеется, что такое состояние рано или поздно его покинет.

Большинство строк в произведении указывают именно на одиночество, которое испытывал автор в тот период жизни.

стих

Следует отметить, что произведение написано в виде трехстопного анапеста. Этот стиль позволяет обратить внимание читателя на художественное дарование, представленное автором. Именно оно является признаком мастерства изящной словесности. В стихотворении описаны жизненные моменты. Фрагменты из истории самого поэта и его трагедии. Писатель смог в полной мере передать тонкие оттенки чувств, которые постоянно испытывает человек, находящийся в одиночестве.

В произведении показан лирический герой, который остался один. Все чувства и переживания главного персонажа сливаются с описанием природы, которая не оставляет шансов на быстрое исправление. Пейзаж полностью гармонирует с опустошенностью внутреннего состояния: слякоть, бесконечные тучи, леденящий дождь.

История создания

Во время написания стихотворения Иван Алексеевич был женат на красавице греческого происхождения, девушке очень молодой, только закончившей гимназию, – Анне Николаевне Цакни. Это был первый официальный брак Бунина, за плечами оставался искренний, но тяжёлый роман с Варварой Пащенко. Анна Николаевна обладала необыкновенной красотой, и Бунин сделал предложение буквально в первые дни их знакомства. Это сказалось на отношениях супругов. Не узнав друг друга до конца, они вскоре разочаровались в браке. И в письме к своему брату Иван Алексеевич писал:

Анна не могла разделить интересов писателя, между ними часто возникали разногласия и недопонимание. Это отразилось в творчестве Бунина. Он чувствует себя одиноким в этом союзе. Человек, с которым он хотел прожить век, не может развеять его одиночество.

Ещё один примечательный факт из истории создания стихотворения – время года и место его написания. Вопреки тому осеннему, навевающему грусть пейзажу, который мы видим в нём, стихотворение написано летом в Константинополе. Этот контраст подчёркивает, что даже лето не смогло изгнать из души автора настроения поздней осени.

Одиночество в творчестве Бунина явилось отражением его внутреннего духовного одиночества. Сначала вызванного материальной неустроенностью, уходом первой возлюбленной, и неудачным браком, затем постоянными скитаниями, и, наконец, эмиграцией во Францию.

Жанр, направление, размер

Композиция

Образы и символы

Темы и проблемы

Смысл

Да, герой отчаялся что-либо изменить, он собирается пить у камина, чтобы хоть ненадолго забыться. Но есть надежда, что он сможет пережить этот период и выйти из него возрождённым. Самого Бунина впоследствии судьба вознаградила вторым браком, в котором он обрёл счастье.

Средства выразительности

Тропы в первой строфе:

Тропы второй строфы:

Тропы третьей строфы:

Тропы четвёртой строфы:

Автор: Таисия Ишниазова

Автор: Самый Зелёный · Published 25.03.2020 · Last modified 24.03.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 30.06.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 02.11.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Полный анализ стихотворения

История создания

Данное стихотворение появилось на свет в 1903 году. Это был не простой период в жизни автора. Он связал себя впервые узами брака, после неудачного, но искреннего романа. Но, поскольку, предложение своей избраннице он сделал очень быстро, так и не успев узнать её как следует, то столкнулся с тяжестями женитьбы. В письме к своему брату поэт рассказывает, что в семейной жизни его ждало непонимание и нежелание принять его. Жена даже не пыталась постараться разделить чувства, жизнь и переживания Бунина. Это негативно сказывалось на их браке и приносило ему страдания. Возможно, причиной послужило то, что его избранница была очень молода, она едва окончила гимназию. Соответственно и взгляды на жизнь и ценности у них были разными. В этом браке он чувствовал себя несчастным и одиноким. Больнее всего для него было то, что человек, с которым он навек связал свою жизнь, не может и не хочет развеять его одиночество. Эти все факторы негативно отражались и на творчестве поэта.

Одиночество, которое автор нам передает по средствам поэзии, очень хорошо демонстрирует его внутреннее состояние. Разрыв с любимым человеком, неудачный брак, материальное благополучие – это все то, что окружало творца на тот момент, а впоследствии привело к эмиграции во Францию.

Жанр, размер произведения

Жанром этого произведения выступает элегия, с элементами послания. На протяжении всего произведения мы можем наблюдать личные переживания лирического героя. Так же автор пытается рассказать о своих чувствах девушке, с которой расстался.

Композиция произведения

В данном стихотворении используется необычная композиция. Здесь автор совмещает описание природы и чувства лирического героя. В первой и третьей строфе мы наблюдаем, как Бунин ярко описывает пейзажи природы, непрерывный дождь, который очень хорошо передает настроение и чувства автора. Промозглый дождь пронизывает до нитки даже самого читателя – настолько точно и четко автор описал природное явление.

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

До весны опустели сады.

Я на даче один. Мне темно

За мольбертом, и дует в окно.

Порывы ветра и холод – это то, что испытывает лирический герой не только в прямом смысле слова. Яркие эпитеты только подчеркивают душевное состояние.

Сегодня идут без конца

Те же тучи — гряда за грядой.

Твой след под дождем у крыльца

Расплылся, налился водой.

И мне больно глядеть одному

В предвечернюю серую тьму.

Вторая же и четвертая строфа рассказывают о чувствах лирического героя. О прошедшей любви и его тоске по этому поводу.

Вчера ты была у меня,

Но тебе уж тоскливо со мной.

Под вечер ненастного дня

Ты мне стала казаться женой…

Что ж, прощай! Как-нибудь до весны

Проживу и один — без жены…

Автор показывает, что его чувства живы, он по-настоящему полюбил эту женщину, и она стала для него родной. Она понимала его душа, что было очень важно для творца. Но вернуть её не представляется возможным, поскольку женщина уходит один раз и навсегда. Она не живет прошлым – для неё его попросту нет.

В кульминации произведения мы видим смирение героя с положением вещей. Он решает отпустить свою любовь и пытаться жить дальше.

Образы и символы произведения

Лирического героя Бунин наделяет чертами творческого человека, он не указывает род его деятельности, хотя в строках звучит упоминание мольберта. Друг автора был художников, но при этом писал произведения. Автор воспользовался этими качествами, создавая своего лирического героя.

Лирический герой не является борцом, он решает отпустить ситуацию, даже не попробовав за неё бороться. Всех женщин мира он соединяет в одну – женщину, которая не привыкла смотреть назад. Он принимает отказ, хотя в душе он совершенно не согласен с решением возлюбленной.

Девушку же автор показывает как сильную личность, твердо идущую своей дорогой. Она не привыкла менять свое решение, а любое действие ценит намного больше слов. Ей скучно находиться в обществе гения, поэтому она решает уйти от него.

Хорошим символом внутреннего состояния героя показана и природа. Непрерывный дождь, ветер, темень – все эти чувства бушуют внутри нашего лирического героя.

И в кульминации выступает ещё один образ – образ собаки. Это животное всегда ассоциируется с верностью, преданностью, и любовью. Это те чувства, которых так сильно не хватает герою, что он решает купить собаку. Заполнить ту пустоту в душе, которая образовалась после ухода любимой.

Темы и проблемы

Первой темой данного произведения является одиночество человека. Ведь очень часто мы не можем разделить свои чувства и переживания даже с самыми близкими людьми. Вся проблема в том, что не всегда люди способны понять чувства другого человека. Его переживания, радость и боль.

Виной этому разница характеров и темпераментов. То, что кажется важным нам, не всегда представляет какую-либо важность для других. Это стоит понять и смириться с этим, впредь выбирая людей для своего окружения, которые мыслят идентично с вами.

Выбирая же противоположных людей по взглядам и духу – мы всегда будем чувствовать себя одинокими.

Второй проблемой в стихотворении можно назвать проблему любви. Это прекрасное во всех отношениях чувство, очень часто приносит очень много боли и страданий. В первую очередь потому, что любви подвластны абсолютно разные люди, которые впоследствии не в состоянии понять друг друга. Именно это и показано в данном произведении. Они полюбили друг друга, но столкнулись с отсутствием взаимопонимания. Это и стало причиной расставания двух любящих сердец. Рядом друг с другом они были одиноки.

Смысл произведения

Все стихотворение насквозь пронизывает грусть и уныние. Лирический герой на данном этапе жизни не видит будущего, не может строить никакие планы. Настроение его связано с тем, что он расстался с любимым человеком. Столкнувшись с полной полярностью взглядов, они принимают решение расстаться. Героя не устраивает это, но он ничего не собирается предпринимать. Он течет по течению. Единственная светлая мысль – это надежда, что с приходом весны все изменится. Как природа расцветает и просыпается с первыми весенними лучами, так и лирический герой надеется проснуться и начать все с начала.

Грустное стихотворение, пронизанное нотками печали, заставляет задуматься над тем, кто же находится рядом с нами? Стоит ли связывать свою жизнь с человеком, который не разделяет твои взгляды на жизнь? Потому что, оставшись рядом с человеком, который тебя никогда не поймет, мы рискуем остаться одинокими на всю жизнь.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

История создания

Стихотворение было написано в 1903 году. Бунин создал его, находясь в Константинополе. Текст касался не только проблем Ивана Алексеевича. Он рассказывал о его друге — художнике Петре Нилусе. Они оба страдали от одиночества.

Бунин и Анна Цакни

Бунин испытывал проблемы с женой. Анна Цакни не разделяла взгляды поэта, считала его черствым и осуждала его. Супруги прожили вместе всего год, после чего женщина уехала в Одессу. Бунин тяжело переживал разрыв. Петр Нилус тоже страдал от одиночества.

Переживания побудили поэта написать стихотворение. Оно наполнено эмоциями и показывает, как тяжело может переживаться расставание.

В творчестве Бунина эта тема поднималась неоднократно. Он получил Нобелевскую премию, его работы отмечались престижными наградами, но все это не могло сделать поэта счастливым.

Краткое содержание

Стихотворение начинается с того, что автор описывает природу. Идет дождь, вокруг все мрачно, даже вода в озере напоминает о пустыне. Кажется, что вокруг все умерло до весны. Лирический герой один на даче и только мольберт отвлекает его от уныния.

Любимая ушла от героя

Он вспоминает вчерашний день. Рядом с ним была любимая, но ей стало тоскливо. На мгновенье герою показалось, что она его жена. Но спутница устала и ушла. Герой решил не показывать своих чувств и попрощался с ней до весны.

Позже его накрывают другие чувства. Он видит все те же темные тучи, которые полностью закрыли небо. У крыльца остался след от обуви любимой, и он наполнился водой. Она размывала постепенно отпечаток, а это заставляло поэта грустить.

Герой рисует в своем воображении, как успел бы крикнуть ей, предложить остаться. Он хочет рассказать, как сроднился с ней, но потом понимает, что для женщины все немного иначе. Она легко порвет с прошлым, ее чувства проходят моментально.

В конце стихотворения герой делает неутешительный вывод. Ему остается только затопить камин, начать пить и предаваться грустным размышлениям. В то же время он думает завести собаку, ведь она никогда не предаст.

Художественные приемы

  • метафоры — автор описывает пустыню воды, у него жизнь умерла до весны, а тучи идут без конца; — у Бунина пустыня холодная, день ненастный, тьма серая;
  • аллитерации — использование звуков [р], [з], [ж], [ш] позволяет передать мрачную атмосферу.

Восклицательные и оборванные предложения отражают интонацию. С помощью таких приемов поэт показывает чувства лирического героя. Он в смятении, его обуревают разные эмоции, все больше он поддается плохому настроению. В стихотворении можно условно выделить три части:

  1. Пейзажная зарисовка.
  2. Уход любимой.
  3. Описание переживаний героя.

Произведение имеет вид монолога лирического героя. Это позволяет лучше понять чувства автора. В поэзии Бунина можно найти множество разных тем.


Во время написания стихотворения Иван Алексеевич был женат на красавице греческого происхождения, девушке очень молодой, только закончившей гимназию, – Анне Николаевне Цакни. Это был первый официальный брак Бунина, за плечами оставался искренний, но тяжёлый роман с Варварой Пащенко. Анна Николаевна обладала необыкновенной красотой, и Бунин сделал предложение буквально в первые дни их знакомства. Это сказалось на отношениях супругов. Не узнав друг друга до конца, они вскоре разочаровались в браке. И в письме к своему брату Иван Алексеевич писал:

Анна не могла разделить интересов писателя, между ними часто возникали разногласия и недопонимание. Это отразилось в творчестве Бунина. Он чувствует себя одиноким в этом союзе. Человек, с которым он хотел прожить век, не может развеять его одиночество.

Ещё один примечательный факт из истории создания стихотворения – время года и место его написания. Вопреки тому осеннему, навевающему грусть пейзажу, который мы видим в нём, стихотворение написано летом в Константинополе. Этот контраст подчёркивает, что даже лето не смогло изгнать из души автора настроения поздней осени.

Одиночество в творчестве Бунина явилось отражением его внутреннего духовного одиночества. Сначала вызванного материальной неустроенностью, уходом первой возлюбленной, и неудачным браком, затем постоянными скитаниями, и, наконец, эмиграцией во Францию.

Жанр, направление, размер

Лаконизм в стихотворении

«Что ж! Камин затоплю, буду пить…

Композиция

Настроение уныния, тоски, безысходности подчёркивает созвучие гласных [и], [у], [ы]:

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

До весны опустели сады…

Образы и символы

Начинается стихотворение просто и почти монотонно. Мы словно слышим, как стучат по кровлям дождевые капли:

И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды. Здесь жизнь до весны умерла, До весны опустели сады.

Герой стихотворения с болью и печалью думает о своем любовном романе, так неожиданно оборвавшемся:

Вчера ты была у меня, Но тебе уж тоскливо со мной. Под вечер ненастного дня Ты мне стала казаться женой.

Он пытается разумом преодолеть свалившиеся на него душевное ненастье, опустошенность, безразличие к жизни:

Что ж, прощай! Как-нибудь до весны Проживу и один — без жены…

И в эту злую минуту он не спешит подстроиться под лад обыденной жизни, жить дальше как ни в чем не бывало. Он пока еще лелеет свою печаль, свою раненую душу. Поэтому для него так важны все трогательные бытовые детали, связанные с ушедшей женщиной:

Твой след под дождем у крыльца Расплылся, налился водой. И мне больно глядеть одному В предвечернюю тьму.

Его попытки вернуть любимую женщину бесплодны — герой сам это понимает:

Темы и проблемы

Смысл

Да, герой отчаялся что-либо изменить, он собирается пить у камина, чтобы хоть ненадолго забыться. Но есть надежда, что он сможет пережить этот период и выйти из него возрождённым. Самого Бунина впоследствии судьба вознаградила вторым браком, в котором он обрёл счастье.

Читайте также: