Анализ стихотворения мама и убитый немцами вечер кратко

Обновлено: 16.05.2024

2-я cтрофа - 1 строка, одностишие.
Рифмы: нет.

3-я cтрофа - 35 строк, многоостишие.
Рифмы: громче-Дым-Дым-еще
мне-Видите-вымощен-камнем
ма-вечер-долго-кургузый
шершавый-вдруг-плечи-Варшавы
ситца-визжали-Убит-дорогой
мой-косится-обоймой-села
вкована-костелов-Ковна-кричит
безногий-безрукий-Неправда-с
хе-мазурке-ус.

Рифмовка: смешанная


4-я cтрофа - 1 строка, одностишие.
Рифмы: нет.

5-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: вы-мама-глазет-Оставьте
это-телеграмма-закройте-газет.

Рифмовка: ABCD EBDC

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа - это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии - четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стопа - это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) - самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы - последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа - пеон - четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон - пеон с ударением на первом слоге, второй пеон - с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон - ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Размер - это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма - это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка - это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Дольник - размер тонического стихосложения, в котором совпадают только ударные слоги, а количество безударных слогов между ними может колебаться от одного до трёх, либо безударные слоги могут периодически даже отсутствовать. Иллюзия ритма у дольников создаётся только за счёт ударных слогов.
Тактовик - то же, что и дольник, только кол-во безударных слогов между ударными может достигать 4-х слогов.
Акцентный стих - то же, что и дольник/тактовик, только количество безударных слогов между ударными может превышать 4 слога. Акцентный стих часто образуется благодаря использованию длинных и сверхдлинных слов, что не совсем свойственно для поэзии. Кол-во ударений в строках акцентного стиха, как правило, совпадает. Рифма - обязательный элемент в акцентном стихе, без неё акцентный стих превращается в верлибр (свободный стих). Типичный пример современных акцентных стихов - рэп. Больше о дольниках и тактовиках

Стихотворение было написано в октябре 1914 года. В этот момент его автору 21 год, он активно гастролирует по городам империи с чтением своих стихов и докладов. Его отношение к началу Первой мировой войны быстро и радикально изменилось. Он хотел стать волонтером, но ему было отказано из-за судимости за участие в подпольной деятельности. Затем В. Маяковский приступил к написанию простеньких текстов для популярных в то время патриотических печатных карточек.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Стихотворение, насыщенное тягостными танатологическими мотивами, открывается короткой городской зарисовкой, в которой черный цвет улиц контрастирует с белизной лиц матерей. Мрачный монохромный колорит усиливается сравнением белого с парчовой

Первая ремарка обращает внимание читателя к письму с фронта. Показательны вступительные замечания о дыме и грохоте, которые проясняют внешние обстоятельства новой сцены. Предмет письма весьма оригинален: сын рассказывает

Вторая ремарка возвращает сюжет в реальность монохромного города. В финальном эпизоде повторяется мотив гробовой белизны материнского лица, заданный зачином. Здесь крупным планом отображены эмоции одной из героинь. Поэт передает ужас матери, которая предчувствует весть о гибели сына. Художественный текст завершается рефреном-мольбой, образуя кольцевую композицию.

ВложениеРазмер
mayakovskiy.doc 92 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по творчеству В.В. Маяковского

Автор — Маслова Н.Г., учитель русского языка и литературы

Отражение Первой мировой войны

в поэзии В.В. Маяковского

Цель урока ( для учителя):

Образовательные: содействовать созданию портрета русского поэта В. В. Маяковского в исторической и социальной среде, организовать исследовательскую деятельность учащихся в работе с текстовым материалом, монографиями, ресурсами Интернет, учить обработке и анализу информации, полученной из сети;

Развивающие: способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей учащихся, навыков работы с различными источниками, оригинальности и ассоциативности мышления;

Воспитательные : формировать самостоятельность и креативность мышления в условиях индивидуальной и парной работы, воспитывать неравнодушное отношение к поэтическому слову, понимание и литературоведческое чутье в отборе интернет-материала.

Задачи : познакомить с индивидуальными чертами личности поэта, привить интерес к творчеству Маяковского.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления материала, урок-портрет.

Формы работы учащихся : групповая работа, индивидуальная работа.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, выход в интернет, проектор.

Цель ( для учащихся): 1. познакомиться с одной из главных тем творчества В.В. Маяковского,

2. научиться анализировать поэтические произведения В.В. Маяковского,

привлечь внимание к творчеству поэта, делая упор на использование им своеобразной лексики.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя о целях, теме урока.

- В этом году исполняется 100 лет со дня начала Первой мировой войны. Как думаете, у Маяковского есть стихотворения, в которых поэт высказывает своё отношение к этой войне? Можете сформулировать тему сегодняшнего урока?

- Каковы цели сегодняшнего урока? Чему должны будете научиться?

3. Отражение Первой мировой войны в творчестве В.В. Маяковского .

Информация для учителя:

Первая мировая война (1914-1918 гг.) - одна из самых длительных, кровопролитных и значительных по последствиям в истории человечества. Она продолжалась более четырёх лет. В ней участвовали 33 страны из 59, обладавших в то время государственным суверенитетом. Население воюющих стран составляло свыше 1,5 млрд. человек, т.е. около 87% всех жителей Земли. Под ружьё было поставлено в общей сложности 73,5 млн. человек. Более 10 млн. было убито и 20 млн. ранен. Жертвы среди мирного населения, пострадавшая от эпидемий, голода, холода и других бедствий военного времени, также исчислялись десятками миллионов.

Первая мировая война открыла новый пласт национальной истории России, создала предпосылки революции, гражданской войны, построения социализма и многих десятилетий разобщения с Европой. Она должна послужить грозным предостережением относительно хрупкости человеческой природы, способной слепо повести по дороге самоуничтожения.

С самого начала Первая мировая война приобрела затяжной характер, о чем свидетельствует весь ход кампании 1914 года. В августе 1914 года Россия добилась успехов, но затем несогласованность армий, проблемы со снабжением, предательство и шпионаж привели к поражениям. К концу 1915 года Россия потеряла Прибалтику, Польшу, часть Украины и Белоруссии. В 1916 году под руководством генерала Брусилова был проведен прорыв на Юго –Западном фронте. Более 400 тысяч врагов было убито, ранено и взято в плен. Германия перебросила силы на помощь Австро – Венгрии и спасла ее от катастрофы. На 1 марта 1917 года готовилось генеральное наступление русской армии по всей линии фронта. Но за неделю до этого враги устроили революцию в Петрограде. Наступление сорвалось. Февральская революция уничтожила все победные планы армии. Началось массовое дезертирство, солдаты не слушались приказов, разведданные были рассекречены. В результате все наступления русской армии провалились. Было много убитых и пленных.

"Вечернюю! Вечернюю! Вечернюю!

Италия! Германия! Австрия!"

И на площадь, мрачно очерченную чернью,

багровой крови пролилась струя!

Морду в кровь разбила кофейня,

зверьим криком багрима:

"Отравим кровью игры Рейна!

Громами ядер на мрамор Рима!"

С неба, изодранного о штыков жала,

слезы звезд просеивались, как мука в сите,

и подошвами сжатая жалость визжала:

"Ах, пустите, пустите, пустите!"

Бронзовые генералы на граненом цоколе

молили: "Раскуйте, и мы поедем!"

Прощающейся конницы поцелуи цокали,

и пехоте хотелось к убийце - победе.

Громоздящемуся городу уродился во сне

хохочущий голос пушечного баса,

а с запада падает красный снег

сочными клочьями человечьего мяса.

Вздувается у площади за ротой рота,

у злящейся на лбу вздуваются вены.

"Постойте, шашки о шелк кокоток

вытрем, вытрем в бульварах Вены!"

Газетчики надрывались: "Купите вечернюю!

Италия! Германия! Австрия!"

А из ночи, мрачно очерченной чернью,

багровой крови лилась и лилась струя.

- Какими чувствами, мыслями проникнуто стихотворение?

( Всё стихотворение проникнуто ощущением кровавого ужаса. Поэт показал войну с огромной силой обобщения как трагедии, как мучения искалеченных солдат и горе их близких.)

4. Чтение и анализ стихотворений, отражающих Первую мировую войну.

- Послушайте подготовленное выразительное чтение стихотворения.

Мама и убитый немцами вечер

Мама, громче!
Дым.
№8 Дым.
Дым еще!

- А сейчас – работа в группах. Вы анализируете стихотворение по данному плану.

Примерный план анализа стихотворения:

- Как читать это стихотворение?

- Какова его интонация?

- Оправдано ли в данном стихотворение такое заглавие?

- В чём смысл названия стихотворения?

- Как меняется в стихотворении смысл контрастных определений-образов?

- Выскажите своё мнение о сюжете этого стихотворения и его развязке. Убедительна ли она?

- Охарактеризуйте лирического героя.

- Какие средства выразительности использует поэт?

- В чём состоит конфликт поэта с окружающим миром?

- Чем примечательно это стихотворение среди других творений В.В. Маяковского на эту тему?

Вывод (записать в тетрадь ): стихотворение "Мама и убитый немцами вечер" исполнено сострадания к жертвам войны - безногим, безруким калекам, к матерям и "звездам в платочках из синего ситца, визжавшим: "Убит, дорогой, дорогой мой!"

- Послушайте подготовленное выразительное чтение стихотворения.

Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?

Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие нажраться лучше как,-
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика.

Если он приведенный на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!

Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре блядям буду
подавать ананасную воду!


- Обратите внимание на распечатанные дидактические материалы, лежащие у вас на партах. Вы можете использовать их для анализа стихотворения.

Антивоенные настроения углубляют конфликт между лирическим героем и "ими". Существует легенда, что остросатирическое, гневное "Вам!" Маяковский прочитал в кафе "Бродячая собака", припечатав артистическую молодежь отнюдь не поэтичными словами: "ванна", "клозет", "бездарные", "нажраться", "похотливо". "Грубый гунн", а он этого не скрывает, готов громить всех, кто равнодушен к социальным катастрофам, спрятавшись в "футлярную" жизнь, - независимо от профессии.

Герой уже с первых строк стихотворения пытается их пристыдить:

Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?

Герой справедливо задается вопросом:

Вам ли … жизнь отдавать в угоду?!
И может быть, чересчур категорично заявляет от имени всех патриотов России:
Я лучше в баре б. буду
подавать ананасную воду!

Использование нецензурных выражений, наверное, не делает чести самому Владимиру Маяковскому, хотя, как известно, еще Александр Сергеевич Пушкин писал, что не может представить себе русской речи без крепкого словца. И темпераментный Маяковский, конечно, не стал сдерживать своих чувств по отношению к напыщенным, самодовольным обывателям, привыкшим все в этой жизни, даже саму жизнь, покупать.

5. Слово учителя (вывод):

сочными клочьями человеческого мяса.

- Составьте синквейн, отражающий содержание сегодняшнего урока и ваше отношение к теме урока.

( Образец: Поэт Маяковский

Выступал, говорил, кричал

Против жестокой, страшной

2. По желанию – презентацию на тему сегодняшнего урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про. купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти.


Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса.


Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка.

ЛЕТОПИСЬ ВОЙНЫ В БАЛЛАДЕ А.Т.ТВАРДОВСКОГО. Урок литературы 5 класс


Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека.


Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.».

Читайте также: