План нации путь к казахстанской мечте кратко

Обновлено: 30.06.2024

Мировая практика показывает многообразный опыт формирования идентичности и единства.
Изучение международного опыта, в частности, стран Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР), показывает, что в современном мире нет единых стандартов в сфере укрепления и развития идентичности и единства.
Ориентиром являются международные документы: Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций (далее – ООН) (1948 г.), Конвенция ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.), международные пакты ООН о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Декларация ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.), рекомендации Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Совета Европы.
Казахстаном ратифицированы более 180-ти международных документов в сфере социально-культурного и гуманитарного развития.
Общие базовые направления этнополитики стран ОЭСР, которые внедрены в Казахстане:
1) запрет дискриминации и полное равенство перед законом;
2) укрепление духа культурного многообразия, особенно посредством образования, а также недопустимость идентификации терроризма и экстремизма с любой религией, культурой, этносом;
3) обеспечение права этносов пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию, пользоваться родным языком, недопустимость насильственной ассимиляции;
4) участие всех этносов в общественных делах;
5) обеспечение доступа этносов к теле- и радиовещанию, поддержка печатных средств массовой информации на языках этносов.




3) формирование общества труда и профессионалов, в котором культивируются такие ценности, как семья, дружба, единство, а также трудолюбие, честность, ученость и образование, трехъязычие;
4) реализация центральными государственными и местными исполнительными органами государственных программ и проектов, направленных на укрепление исторической памяти и духовно-культурного наследия народа, а также мер по развитию светского характера государства, основанного на принципах духовного единства казахстанского общества;
5) создание механизма мониторинга, отчетности и контроля деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов по реализации мероприятий Концепции, а также приоритетов формирования нации единого будущего.

Система укрепления казахстанской идентичности и единства выстраивается на основе взаимодействия государства, институтов гражданского общества и граждан в следующих сферах:
1) наука и образование;
2) культура, литература, искусство, спорт, туризм;
3) средства массовой информации;
4) НПО, политические партии;
5) бизнес и социальное предпринимательство;
6) государственная служба.

Эффективная реализация Концепции будет способствовать системному развитию концепта Нации единого будущего, обеспечит успешное продвижение модели Назарбаева Н.А. и утверждение ее незыблемости.

Первое. В общественном сознании будут сформированы новые установки и базовые концепты Нации единого будущего:
1) нация всеобщей культуры и прогресса;

2) интеллектуальная нация;
3) нация труда и профессионалов;
4) инновационная нация;
5) нация здорового образа жизни.

В сфере культуры, образования, молодежной, семейно-демографической и гендерной политики:
1) продвижение базовых концептов и подходов к формированию нового казахстанского патриотизма как основы Нации единого будущего;
2) модернизация инфраструктуры и условий для развития трехъязычия, как главного условия повышения конкурентоспособности нации;
3) модернизация работы в сфере образования и молодежной политики на принципах нового казахстанского патриотизма, казахстанской идентичности и единства;
4) модернизация семейно-демографической и гендерной политики, ее ценностной основы по укреплению института семьи, ценностей материнства и детства;
5) новые стратегические подходы к развитию культуры, туризма и спорта как сегментов экономики и социальной занятости;

6) популяризация массовой физической культуры и спорта, здорового образа жизни, развитие национальных и олимпийских видов спорта и рост спортивных достижений страны на международной арене.

Главным результатом реализации Концепции станет дальнейшее укрепление общественного согласия, казахстанской идентичности и единства, формирование Нации единого будущего для успешного вхождения Казахстана в число 30-ти наиболее развитых государств мира.

Мировая практика показывает многообразный опыт формирования идентичности и единства.
Изучение международного опыта, в частности, стран Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР), показывает, что в современном мире нет единых стандартов в сфере укрепления и развития идентичности и единства.
Ориентиром являются международные документы: Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций (далее – ООН) (1948 г.), Конвенция ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.), международные пакты ООН о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Декларация ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.), рекомендации Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Совета Европы.
Казахстаном ратифицированы более 180-ти международных документов в сфере социально-культурного и гуманитарного развития.
Общие базовые направления этнополитики стран ОЭСР, которые внедрены в Казахстане:
1) запрет дискриминации и полное равенство перед законом;
2) укрепление духа культурного многообразия, особенно посредством образования, а также недопустимость идентификации терроризма и экстремизма с любой религией, культурой, этносом;
3) обеспечение права этносов пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию, пользоваться родным языком, недопустимость насильственной ассимиляции;
4) участие всех этносов в общественных делах;
5) обеспечение доступа этносов к теле- и радиовещанию, поддержка печатных средств массовой информации на языках этносов.

3) формирование общества труда и профессионалов, в котором культивируются такие ценности, как семья, дружба, единство, а также трудолюбие, честность, ученость и образование, трехъязычие;
4) реализация центральными государственными и местными исполнительными органами государственных программ и проектов, направленных на укрепление исторической памяти и духовно-культурного наследия народа, а также мер по развитию светского характера государства, основанного на принципах духовного единства казахстанского общества;
5) создание механизма мониторинга, отчетности и контроля деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов по реализации мероприятий Концепции, а также приоритетов формирования нации единого будущего.

Система укрепления казахстанской идентичности и единства выстраивается на основе взаимодействия государства, институтов гражданского общества и граждан в следующих сферах:
1) наука и образование;
2) культура, литература, искусство, спорт, туризм;
3) средства массовой информации;
4) НПО, политические партии;
5) бизнес и социальное предпринимательство;
6) государственная служба.

Эффективная реализация Концепции будет способствовать системному развитию концепта Нации единого будущего, обеспечит успешное продвижение модели Назарбаева Н.А. и утверждение ее незыблемости.

Первое. В общественном сознании будут сформированы новые установки и базовые концепты Нации единого будущего:
1) нация всеобщей культуры и прогресса;

2) интеллектуальная нация;
3) нация труда и профессионалов;
4) инновационная нация;
5) нация здорового образа жизни.

В сфере культуры, образования, молодежной, семейно-демографической и гендерной политики:
1) продвижение базовых концептов и подходов к формированию нового казахстанского патриотизма как основы Нации единого будущего;
2) модернизация инфраструктуры и условий для развития трехъязычия, как главного условия повышения конкурентоспособности нации;
3) модернизация работы в сфере образования и молодежной политики на принципах нового казахстанского патриотизма, казахстанской идентичности и единства;
4) модернизация семейно-демографической и гендерной политики, ее ценностной основы по укреплению института семьи, ценностей материнства и детства;
5) новые стратегические подходы к развитию культуры, туризма и спорта как сегментов экономики и социальной занятости;

6) популяризация массовой физической культуры и спорта, здорового образа жизни, развитие национальных и олимпийских видов спорта и рост спортивных достижений страны на международной арене.

Главным результатом реализации Концепции станет дальнейшее укрепление общественного согласия, казахстанской идентичности и единства, формирование Нации единого будущего для успешного вхождения Казахстана в число 30-ти наиболее развитых государств мира.

Image 0

Официальный сайт Президента Казахстана опубликовал статью Главы государства "План нации - Путь к Казахстанской мечте", передает Tengrinews.kz.

В статье Нурсултан Назарбаев напоминает, что 1 января начался практический этап выполнения Плана нации "100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ". "Вступили в силу 59 законов, которые создают принципиально новую правовую среду для развития государства, экономики и общества. Нам важно оценить этот беспрецедентный в нашей истории масштаб изменений национального законодательства. Тем более что они открывают путь к достижению нашей казахстанской мечты - стать одной из тридцати наций - лидеров ХХI века", - пишет Президент.

Глава государства отмечает, что, вступив в 25-й год Незавимости, Казахстан стремится к новой казахстанской мечте, которая тождественна главной цели реализуемой "Стратегии-2050", и начал движение с разработки Плана нации - 100 конкретных шагов по реализации Пяти институциональных реформ.

По мнению Назарбаева, реформы особенно важны на данном этапе, когда казахстанская экономика испытывает сильное влияние глобальных экономических трудностей. В этом ключе реформы рассматриваются как главная составляющая масштабных антикризисных мер государства, нацеленных на восстановление уверенных темпов экономического роста и обеспечение прочных социальных гарантий всему населению.

В качестве первой реформы в статье указано повышение эффективности государственного аппарата на основе нового Закона "О государственной службе". В статье говорится, что новшества коснутся процессов поступления на госслужбу, движения по карьерной лестнице, подтверждения квалификации, ротации, оплаты труда. Также предусмотрены жесткие меры по предупреждению коррупции.

Вторая реформа касается обеспечения правопорядка и законности. В этом смысле обновленное законодательство должно способствовать повышению доверия общества к судебной системе. Для обеспечения правопорядка создается местная полицейская служба, подотчетная местным органам власти и местным сообществам. В новом законодательстве также предусмотрено создание системы общественных советов и иных консультативно-совещательных органов по рассмотрению жалоб граждан на действия полицейских, нарушающих этические нормы, а также прописаны их статус и полномочия. Кроме того, будет создан интернет-портал "Карта уголовных правонарушений", в него будут оперативно вноситься все уголовные правонарушения по стране.

Также, по словам Назарбаева, большой объем работы связан с третьим реформаторским направлением - комплексом преобразований по обеспечению индустриализации и экономического роста. Здесь одной из целей является перманентное сокращение транзакционных издержек функционирования экономики.

Кроме того, укрепляется институт бизнес-омбудсмена, который должен стать центральным механизмом защиты бизнеса и правовой помощи предпринимателем. Также отмечается, что особая роль отведена развитию малого и среднего бизнеса.

Уже упрощена процедура предоставления прав недропользования путем внедрения механизма аукциона. А в перспективе мы перейдем к австралийской модели недропользования, что предусматривает упрощенную методику проведения всех видов геологических работ, включая поиск, оценку и разработку месторождений", - говорится в статье.

В публикации Президент отмечает, что меры, включенные в экономический блок Плана нации, предусматривают привлечение как минимум 10 транснациональных корпораций в перерабатывающий сектор экономики. Центральным вопросом третьего направления Плана нации является создание международного финансового центра "Астана" (МФЦА) с независимой судебной системой, собственной юрисдикцией на принципах британского права с применением английского языка и внедрением принципа инвестиционного резидентства.

Планом нации также предусмотрены меры по развитию ряда перспективных секторов экономики. В первую очередь это касается сектора электроэнергетики и роста энергоэффективности. Здесь поставлена цель снижения энергоемкости ВВП на 25 процентов к 2020 году и на 50 процентов - к 2050 году. Для этого планируется привлекать стратегических инвесторов в сферу энергосбережения через механизм энергосервисных договоров.

Назарбаев также затронул тему социальной модернизации. Президент напомнил, что в стране законодательно были упрощены процедуры изменения условий трудового договора, предусмотрены меры по внедрению системы самоуправления трудовых коллективов, механизм коллективных переговоров работников и работодателей.

Кроме того, в статье рассматриваются реформы, направленные на усиление сплоченности населения Казахстана. "Наш путь - это путь единства и последовательного формирования нации на основе гражданской идентичности. Смысл четвертой реформы, направленной на укрепление казахстанской идентичности и единства граждан, заключается именно в этом. У нас уже есть две основы, развивая которые мы будем последовательно укреплять нашу Нацию Единого Будущего.

Во-первых, это Ассамблея народа Казахстана. Ее миссия – это дорога, которая ведет нас к нерушимости межэтнического мира и согласия. (. ) Во-вторых, мы обрели общенациональную идею Мәңгілік Ел. В слове "ел" заложена большая объединяющая сила, потому что во все времена родная земля была и будет оставаться самой близкой и притягательной ценностью для казахстанцев.

Пятая реформа направлена на формирование транспарентного и подотчетного государства. В рамках этой реформы будет создана государственная корпорация "Правительство для граждан", которая станет единым провайдером государственных услуг.

Кроме того, были приняты изменения и дополнения в Бюджетный кодекс. Государственным органам предоставлено право оперативного перераспределения бюджетных средств для достижения конечного результата. Расширены их полномочия в принятии решений по структуре и штатной численности, что важно для привлечения квалифицированных специалистов.

Также отмечается, что одним из основных критериев транспарентности и подотчетности государства является расширение доступа населения к информации. Начиная с 2016 года будет обеспечиваться доступ по запросам граждан и юридических лиц ко всей информации государственных органов и учреждений, за исключением государственных секретов и иных охраняемых законом тайн. Частные компании также должны будут следовать правилу открытости информации, если они выполняют общественные функции или являются получателями бюджетных средств.

В статье также говорится, что развитие государства требует передачи ряда государственных функций, а их сегодня в целом насчитывается почти 4,5 тысячи, в конкурентную среду. С этой целью создается постоянно действующая комиссия во главе с заместителем Премьер-Министра с включением в ее состав депутатов Парламента, руководства центральных исполнительных органов, представителей НПП "Атамекен", Гражданского альянса Казахстана.

В заключении Президент Казахстана отмечает, что практический этап реализации Плана нации уже начался и от всех государственных органов, общественных институтов и граждан будут востребованы слаженность действий, настойчивость, креативность и упорство. "Я призываю казахстанцев принять самое активное участие в реализации Плана нации и проведении реформ, пользоваться теми возможностями, которые они открывают. Мы будем уверенно добиваться нашей казахстанской мечты и процветания Казахстана!", - написал Назарбаев.

Статья Нурсултана Назарбаева

Четверть века независимости Казахстана показала, что только сплоченный народ может достигать невероятных вершин развития, отмечает президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своей статье "План Нации – путь к казахстанской мечте".

"В современном мире все развитые государства – это единые нации. Они живут по одним экономическим, политическим и культурным алгоритмам, их объединяют общие цели развития, единое понимание, что успех личности неразрывно связан с силой и успешностью государства. Сегодня все развитые страны мира осуществляют свои модернизационные проекты на основе уже сложившейся идентичности. Что касается Казахстана, то мы тоже встали на этот путь", — отмечает президент Казахстана в своей статье, опубликованной на сайте Акорды в среду.

"Никто в мире еще не придумал какого-либо всеобщего индекса идентичности и единства или формул, способных измерить эту сферу жизни. Вместе с тем конечные цели нашей работы в сфере идентичности и единства нации, или, технократически выражаясь, ожидаемые результаты, общие со странами ОЭСР. Наш путь – это путь единства и последовательного формирования нации на основе гражданской идентичности", — пишет Назарбаев, отмечая, что смысл четвертой реформы, направленной на укрепление казахстанской идентичности и единства граждан, заключается именно в этом.

По его словам, в Казахстане уже есть две основы, развивая которые страна будет последовательно укреплять Нацию Единого Будущего. Во-первых, это Ассамблея народа Казахстана.

"Наука утверждает, что каждый этнос на Земле обладает как минимум одним уникальным качеством. Наша жизнь показывает, что у 100 казахстанских этносов есть не менее 100 особых и неповторимых черт. И все они в сумме дают уникальное преимущество нашей Единой Нации. Многоэтничность – наше общее великое сокровище! Вот уже 20 лет Ассамблея народа Казахстана успешно выполняет миссию главного хранителя этого богатства", — отметил глава государства.

Для продолжения работы по этим направлениям используется система инструментов стран ОЭСР. Они адаптированы с учетом казахстанской специфики, прежде всего для модернизации сфер культуры и образования, социализации молодежи и патриотического воспитания.

"Вместе с тем в нашей стратегии укрепления идентичности и единства нации на новом этапе государственного строительства есть принципиально важный момент. Всю работу по идентичности и единству мы будем выстраивать вокруг Ассамблеи народа Казахстана. Это ключевой принцип", — подчеркивает глава государства.

Опыт стран ОЭСР показывает, что идентичность и единство могут опираться только на конкретные факторы: меритократию, эффективную работу профессионального госаппарата, обеспечение верховенства закона, экономический рост, транспарентную работу подотчетного государства.

Также принят новый закон о благотворительной, спонсорской и меценатской деятельности. Разработаны три новые концепции – укрепления и развития идентичности и единства, развития Ассамблеи народа Казахстана до 2025 года, развития физической культуры и спорта до 2025 года.

Важные изменения внесены в Концепцию культурной политики, государственную программу развития и функционирования языков. Кроме того, разработаны Концепция развития туристической отрасли, Дорожная карта развития трехъязычного образования до 2020 года. Проводится работа по модернизации казахстанских музеев и системы использования государственных символов.

Большое значение имеет укрепление взаимодействия государства с НПО в рамках реализации отдельного Плана действий.

"Правительство утвердит План действий по продвижению национального бренда Казахстана. Также актуален план работы по созданию единого Национального календаря праздников. Будут реализованы планы по модернизации казахстанских СМИ, продвижения идеи Общества Всеобщего Труда, ряд культурно-образовательных и информационных проектов. Хочу особо подчеркнуть, что казахстанская идентичность – это идентичность успеха государства, общества, каждого гражданина в отдельности", — пишет глава государства в своей статье.



Ибрагимов Ж.И. отметил, что вопросы, затронутые Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в статье о практическом этапе выполнения Плана нации, продолжают находить глубокий отклик среди казахстанцев.

Ссылаясь на слова Президента, Ж. Ибрагимов отметил, что суть второй реформы заключается в том, чтобы независимое правосудие и вся правоохранительная система Казахстана были нацелены исключительно на обеспечение прав и свобод граждан, строгое исполнение законов и укрепление правопорядка.


…Кроме того, нам необходимо добиться, чтобы все правоохранительные органы, и прежде всего полиция, стояли на службе интересов людей и укрепления правопорядка.

…Для этого создается местная полицейская служба, подотчетная местным органам власти и местным сообществам. Аналогичные службы успешно проявили себя в целом ряде стран – членов ОЭСР.

В целом, утверждение в Казахстане правового государства – это наша конституционная задача, которая решается в рамках единого модернизационного процесса. Реализация обозначенных мер и подходов повысит доверие к национальной судебной и правоохранительной системам со стороны граждан, а также зарубежных инвесторов и в целом улучшит бизнес-климат в нашей стране.

Читайте также: