Как животные приспосабливаются к условиям жизни 3 класс школа 21 века

Обновлено: 03.07.2024

1 Урок окружающего мира в 3 классе Тема : Как животные приспосабливаются к условиям жизни Подготовила Л. Ким

2 Чайки – очень преданные супруги: они не меняют своих партнёров каждый год, как другие птицы.

3 Сизая чайка Каждую весну они возвращаются на то место, где было их гнездо, и вдвоём, сменяя друг друга, насиживают яйца, а затем так же кормят птенцов.

4 Лебеди Эти прекрасные птицы тоже не меняют партнёров. Бытует легенда, что если один из пары погибает, другой тоже погибает от тоски. Эти прекрасные птицы тоже не меняют партнёров. Бытует легенда, что если один из пары погибает, другой тоже погибает от тоски.

7 Приспособление (адаптация), способность живых организмов приспособлять строение тела и свою жизнедеятельность к изменяющимся условиям, например к переменам климата, питания, почвы и т. д. Приспособление (адаптация), способность живых организмов приспособлять строение тела и свою жизнедеятельность к изменяющимся условиям, например к переменам климата, питания, почвы и т. д.

9 Гусеницы бабочек - пядениц своей окраской и строением кожного покрова похожи на веточки. Гусеницы бабочек - пядениц своей окраской и строением кожного покрова похожи на веточки.

10 Осьминог меняет окраску, приспосабливаясь к окружающей среде. Осьминог меняет окраску, приспосабливаясь к окружающей среде.

11 В борьбе за выживание некоторые животные и насекомые так приспосабливаются к окружающей среде, что их невозможно заметить. Другие при виде опасности шокируют врага своим поведением. В борьбе за выживание некоторые животные и насекомые так приспосабливаются к окружающей среде, что их невозможно заметить. Другие при виде опасности шокируют врага своим поведением. Способностями маскироваться особенно поражают насекомые. Некоторые богомолы умело притворяются листочками. Способностями маскироваться особенно поражают насекомые. Некоторые богомолы умело притворяются листочками.

12 А бабочки, сложив крылья, напоминают сухие листочки.

13 Ящерицы сцинки имеют плотно прилегающие друг к другу закругленные чешуйки, благодаря чему их тело блестит на солнце, и их совсем непросто заметить. Ящерицы сцинки имеют плотно прилегающие друг к другу закругленные чешуйки, благодаря чему их тело блестит на солнце, и их совсем непросто заметить.

14 А глубоководные рыбы - топорики (Sternoptychidae) вдоль брюшка имеют фотофоры, которые излучают слабый свет, и очертания тела рыбы как бы растворяются в воде. А глубоководные рыбы - топорики (Sternoptychidae) вдоль брюшка имеют фотофоры, которые излучают слабый свет, и очертания тела рыбы как бы растворяются в воде.

15 Крабы для защиты от хищников используют другие организмы. Так обитатели коралловых рифов крабы семейств Majidae и Dromiidae прикрепляют у себя на панцире кусочки губок или кораллов, что делает их совершенно незаметными, а многие раки - отшельники – актинию, которая защищает их своими ядовитыми щупальцами. Крабы для защиты от хищников используют другие организмы. Так обитатели коралловых рифов крабы семейств Majidae и Dromiidae прикрепляют у себя на панцире кусочки губок или кораллов, что делает их совершенно незаметными, а многие раки - отшельники – актинию, которая защищает их своими ядовитыми щупальцами.

16 Чтобы не быть съеденным, кое - кто предпочитает расстаться с частью своего тела. Это явление называется автотомией. Большинство представителей семейства ящериц (Sauria) в случае опасности оставляют у врага хвост. Чтобы не быть съеденным, кое - кто предпочитает расстаться с частью своего тела. Это явление называется автотомией. Большинство представителей семейства ящериц (Sauria) в случае опасности оставляют у врага хвост.

20 Ежи в зиму впадают в спячку, при этом у них снижается температура тела, замедляется дыхание, сердцебиение. Ежи в зиму впадают в спячку, при этом у них снижается температура тела, замедляется дыхание, сердцебиение.

21 Медведи спят чутко, могут проснуться от шума. Медведи спят чутко, могут проснуться от шума.

24 Птичий базар Некоторые животные живут группами. Одному выжить сложнее.

25 Установлено, что животные, которых воспитывал человек, как правило погибают на воле. Установлено, что животные, которых воспитывал человек, как правило погибают на воле. Как ты думаешь, почему ?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок по окружающему миру в 3 классе

Н.Ф. Виноградова Начальная школа XXI века

Тема. Поведение животных. Как животные приспосабливаются к условиям жизни.

Цель: способствовать восприятию информации о разнообразном поведении животных в природе, интересных фактах о жизни животных, умению обобщать знания о функциях животных.

Метапредметные УУД

Познавательные: работают в информационной среде, умеют извлекать необходимую информацию из текста.

Коммуникативные: слушают собеседника, ведут диалог, аргументируют своё мнение, работают в паре, группе.

Личностные: готовы к саморазвитию, сформирована мотивация, следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные: контролируют свои действия, удерживают учебную задачу.

Предметные УУД

Знают примеры разных групп животных, интересные факты из жизни животных.

Умеют приводить примеры разнообразного поведения животных в природе.

Конверты с заданиями для групповой работы

Карточки для работы в парах

Аудиозапись звуков животных

I .Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Ребята, как вы думаете, каким будет наш урок?

Сегодня на уроке мы откроем новые тайны природы. Пусть урок принесёт вам хорошее настроение, новые знания и хорошие отметки.

II .Актуализация опорных знаний.

Мы начали изучение раздела о животных.

1.Проведём игру «Кто больше знает? (между рядами)

Каждой команде задаётся вопрос. За правильный ответ ряд получает один балл.

- Как называют мир животных?

- Из чего состоят все животные и растения?

- Что значит одноклеточные животные?

- Как называют животных, которые состоят из множества клеток?

- На какие 2 группы делятся многоклеточные животные?

- Как животные ориентируются в окружающей среде?

- Какие функции организма животных вы знаете?

- Объясните сходство животного с человеком.

Подводится итог игры между рядами.

2. Опрос домашнего задания

Опрос с. 104-106 пересказ

Как вы думаете, сможет ли выжить домашнее животное в дикой природе?

Установлено, что животные, которых воспитывал человек, как правило, погибают на воле.

Физкультурная минутка

Мы к плечам прижали руки

Начинаем их вращать.

Прочь усталость, лень и скука,

Будем мышцы разминать!

А теперь покрутим шеей,

Это мы легко сумеем

Полетим мы на ракете

Станем выше всех на свете.

А теперь мы приседаем

И колени разминаем.

Ноги до конца сгибать

Выше ноги поднимаем!

III . Формирование новых знаний

Прочитайте на доске тему нашего урока.

Поведение животных. Как животные приспосабливаются к условиям жизни.

Поставьте цель урока.

Сегодня мы узнаем, как животные приспосабливаются к условиям жизни и поговорим о поведении животных в природе.

Объясните, как вы понимаете значение этого слова.

Поведение – это различные действия животных, которые позволяют им спастись от опасности, найти пищу, устроить жилище, вывести потомство.

1) Вступительное слово учителя.

С незапамятных времен человек накапливал знания о поведении животных. Это помогало ему в различных жизненных ситуациях: охотиться, спасаться от хищников.

Люди заметили, что ласточки летают низко над землей перед дождем, а ящерицы имеют способность воспринимать слабые подземные толчки.

Предсказать землетрясение можно было по беспокойству птиц и домашних животных.

Интересно, что жители Японии в своих домашних аквариумах содержат особые виды рыбок, по поведению которых узнают о предстоящем землетрясении. За несколько часов до толчков рыбки начинают вести себя беспокойно, мечутся и выбрасываются из воды.

Наблюдения за повадками животных легли в основу будущих научных знаний.

Ученые установили, что животные наделены особой чувствительностью, которая гораздо выше человеческой: это тонкое обоняние хищников, острое зрение птиц, хороший слух кошек.

Главное в поведении животных – разнообразие действий, с помощью которых животные реагируют на внешние обстоятельства.

2) Работа по учебнику с. 107-109

Воспользуемся методом инсерт и отметим + тот материал, который нам уже знаком, - что для нас является новым.

Чтение и анализ текста с. 107-109

Дети читают по одному абзацу и рассуждают о том, знакома им эта информация или она для них новая.

Если информация абзаца знакома, то дети ставят знак плюс рядом с абзацем.

Если информация, данная в учебнике, является для них новой, то они рядом

ставят знак минус.

IV . Закрепление материала

Давайте посмотрим фильм о том, как животные приспосабливаются к условиям жизни в природе.

Просмотрев фильм и располагая своими знаниями, вы сможете поработать в парах.

Подумайте и расскажите, как животное приспосабливается к условиям жизни.

3 пара - ящерица

5 пара – летучая мышь

6 пара – кузнечик

9 пара – бурундук, белка

10 пара – муравьи, пчёлы

Физкультурная минутка

Послушайте звуки. Определите по звукам животного, которое издаёт эти звуки. (лягушка, дельфин, лошадь, волк, лев, петух, комар, овечка, ястреб)

А теперь я попрошу вас поработать в командах и составить словарь терминов нашего урока.

РАБОТА В КОМАНДАХ - составление словаря терминов

Команды проведут взаимоконтроль и оценят работу одноклассников.

А сейчас я хотела бы представить вашему вниманию презентацию

V . Рефлексия

Давайте подведём итог урока методом синквейн. Вспомним всё, о чём сегодня шёл разговор на уроке.

Наш урок подходит к концу, и я попрошу вас назвать 3 момента урока, которые вас удивили, заинтересовали и вам понравились

Порядок на столе,
Порядок в голове.
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.

  • Угадывать;
  • Отвечать на вопросы;
  • Слушать;
  • Читать;
  • Исследовать.

II. Введение в тему урока.

И, действительно, сейчас мы с вами окажемся в зоопарке. Кого же мы встретим? Угадайте.

Серый маленький зверюшка
Косоглазый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай
И морковку ему дай.

На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож.
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть!

Очень много силы в нем,
Ростом он почти, что с дом.
У него огромный нос,
Будто сотню лет он рос.

То не радуга, не пламя!
Что за птица? Угадай!
Целый день болтает с нами
Разноцветный…

Свое гнездо на крыше вьет,
Чем очень радует народ.

Этот зверь какой-то странный:
Шея – как стрела у крана.

Развалился, как на пляже,
Может, рядышком приляжем?
Нет, не нужно, проходи:
Загорает…

Как можно назвать одним словом этих обитателей зоопарка? (Животные)

- Установлено, что большинство животных, которых воспитывает человек, погибают на воле. Как вы думаете, почему?

- Жизнь животных в зоопарке проще. За ними ухаживают, их кормят. О том, как приспосабливаются к жизненным трудностям животные, которые живут в природе, мы сегодня поговорим на уроке.

III. Работа по теме урока.

  • Угадывать;
  • Отвечать на вопросы;
  • Слушать;
  • Читать;
  • Исследовать.

1. Какие жилища устраивают животные, чтобы пережить долгую зиму?

  • Берлога (медведь);
  • Нора (лиса, мышь);
  • Дупло (белка, дятел);
  • Зарываются в снег (куропатки).

2. Чем занимаются животные в преддверии зимы и с ее приходом?

  • Улетают в теплые края (ласточки);
  • Залегают в спячку (медведь, еж, мышь, барсук);
  • Кормятся запасами (бобры, белки);
  • Передвигаются в поисках пищи (заяц, волк, лиса).

3. Как меняется внешний вид животных?

  • Меняется окрас (белка, заяц);
  • Мех и оперение становятся гуще (олень, белая куропатка, глухарь).

4. Как легче прожить животному – одному или в группе?

  • Семья (муравьи);
  • Колония (северные птицы);
  • Стадо (кабаны);
  • Косяк (рыбы).
  • Угадываю;
  • Отвечаю на вопросы;
  • Слушаю;
  • Читаю;
  • Исследую.

5. Работа с учебником (стр. 86-87)

Ф и з к у л ь т м и н у т к а.

6. Работа в группах (каждая группа детей получает проблемную ситуацию, которую обсуждают, зачитывают и объясняют)

а) Гигантские панды (бамбуковые медведи) жили в лесах Гималаев. Но вот в леса пришли люди и стали расчищать место для земледелия. Панды погибли. Почему?

Вывод: человек уничтожает места обитания животных.

б) В реках Америки проживало большое количество аллигаторов (крокодилов). Человеку понравились изделия из кожи этого животного, и крокодилы почти исчезли из рек Америки. Почему?

Вывод: неразумная охота и промысел животных приводит к их уничтожению.

в) На поле, которое распахал человек, выросла пшеница. Но полевые животные – мыши и кроты часть зерна съедали. Взял человек и обработал поле ядом. Погибли не только мыши и кроты, но и редкие насекомые: жужелица краснотел, жук-олень, кузнечики, которые жили вблизи поля. Почему?

Вывод: неосторожное применение ядов и химических веществ уничтожает всех живущих поблизости животных.

г) Приходят люди на прогулку в лес, поле, на луг, на водоем. Ловят бабочек, стрекоз, делают из них коллекции. А через несколько лет эти животные исчезают. Почему?

Вывод: неразумное собирание коллекций ведет к исчезновению животных.

  • Уничтожение человеком мест их обитания;
  • Неразумная охота и промысел;
  • Неосторожное применение ядов и химикатов;
  • Неразумное собирание коллекций.

7. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц.

А что делает человек для того, чтобы сохранить все то, что осталось?

Вывод: создают заповедники, заказники, национальные парки.

Давайте посмотрим в нашем словарике, чем они различаются? (стр. 150-157)

8. Зачем человеку нужно сохранять животных?

Вывод: в природе все взаимосвязано.

  • Угадал;
  • Ответил на вопросы;
  • Слушал;
  • Читал;
  • Исследовал.

9. Закрепление пройденного (тренинг).

  1. Жилище белки (нора, берлога, дупло);
  2. Что запасают на зиму бобры? (орехи, ветки, желуди);
  3. Летом серый, зимой белый (волк, заяц, белка);
  4. Группа рыб (семья, стадо, косяк);
  5. Территория, на которой запрещены охота, сбор трав, купание (заказник, заповедник, национальный парк).

10. Проверка работ.

Встаньте, пожалуйста, у кого нет ошибок. Какую оценку вы себе поставите?

Встаньте, пожалуйста, у кого есть одна ошибка. Какую оценку вы себе поставите?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построенный по требованиям фгос.Разработка соствлена для открытого урока.На уроке применяется парная,групповая работа.

Конспект урока по окружающему миру.

Учитель :Муратшина Рамиля Сагитовна

Представление о результатах:

личностные результаты:

-формирование представления о признаках приспособления животных к окружающей среде;

-развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому;

- развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости

метапредметные результаты:

- регулятивные УУД планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- познавательные УУД анализ текста, с выделением признаков приспособления животных к окружающей среде

- коммуникативные УУД умение работать в группах, договариваться и приходить к общему коллективному ответу

предметные результаты:

признаки приспособления животных к окружающей среде

формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению признаков приспособления животных к окружающей среде

-научить определять признаки приспособления животных к окружающей среде;

- продолжить работу над умением работать в группах и самостоятельно.

1 .Организационный момент.

Здравствуйте, взрослые,
Здравствуйте, дети.
Оглянитесь вокруг
Всё прекрасно на свете.
Улыбнитесь Вы мне,
Гостям и друг другу
Пусть все улыбки пройдут по кругу.

Окружающий нас мир
Интересно познавать!
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!

2.Повторение пройденного и проверка знаний.

- Расскажите как размножаются птицы.

- Что делают птицы, чтобы вырастить птенцов?

- Какие животные имеются у вас дома?

- Появляется ли потомство у животных, живущих у вас дома?

- Назовите каждому взрослому животному его детенышей и расскажите, как оно заботится о потомстве.

Учитель демонстрирует картинки животных , учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

(учитель зачитывает описание животного, а учащиеся должны угадать

животное и найти соответствующую картинку)

«Я очень большой, около двух метров высотой, а мой вес – 350 кг. У меня коричневая

шерсть, маленькие уши и хвост. Я могу ходить на задних лапах и вскарабкиваться на

деревья в поисках пищи. А ем я рыбу, ягоды, могу полакомиться муравьями, червями и

личинками жуков. Всю зиму я провожу в спячке, а весной выхожу из берлоги худым,

«Нюх у меня очень острый. Самое большое лакомство для меня - полевые мыши. Чуть

пискнет мышь- и я услышу ее за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь я ночью, я днем люблю отдохнуть.

« Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и засте-

лил мягкой травкой и пузом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю

несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только

потом прыгаю в свой домик. Зимой , чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою

« Я похожа на маленькую лошадку : у меня есть копыта, грива, хвост. Я быстро бегаю. У

меня отличное зрение и хорошая память. Но окраска – полосатая. У меня много врагов:

тигры , львы, гиены и другие хищники. Чтобы защититься от врагов, я другие мои

Как можно назвать одним словом этих обитателей ? (Животные)

Животные говорили о себе.

О чём говорили они?

-Какие задачи будут?

-Научимся в каких условиях они живут, чем питаются , где живут.

-Научимся любит и охранять животных.

-О том, как приспосабливаются к жизненным трудностям животные, которые живут в природе, мы сегодня поговорим на уроке.

-И тема сегоднешнего урока: Как животные приспосабливаются к условиям жизни.

5..Работа по теме урока Презентация к уроку.

6.Работа по учебнику. С. 107

7.Работа в парах.( Закрепление ) правила. 4 вопросаС стрелками соеденяем правильные ответы.

1. Какие жилища устраивают животные, чтобы пережить долгую зиму?

Берлога (медведь);

Нора (лиса, мышь);

Дупло (белка, дятел);

Зарываются в снег (куропатки).

2. Чем занимаются животные в преддверии зимы и с ее приходом?

Улетают в теплые края (ласточки);

Залегают в спячку (медведь, еж, мышь, барсук);

Кормятся запасами (бобры, белки);

Передвигаются в поисках пищи (заяц, волк, лиса).

3. Как меняется внешний вид животных?

Меняется окрас (белка, заяц);

Мех и оперение становятся гуще (олень, белая куропатка, глухарь).

4. Как легче прожить животному – одному или в группе?

Семья (муравьи);

Колония (северные птицы);

Стадо (кабаны);

Косяк (рыбы).

8. Физминутка

9. Работа в группах (каждая группа детей получает проблемную ситуацию, которую обсуждают, зачитывают и объясняют)

а) Гигантские панды (бамбуковые медведи) жили в лесах Гималаев. Но вот в леса пришли люди и стали расчищать место для земледелия. Панды погибли. Почему?

Вывод: человек уничтожает места обитания животных.

б) В реках Америки проживало большое количество аллигаторов (крокодилов). Человеку понравились изделия из кожи этого животного, и крокодилы почти исчезли из рек Америки. Почему?

Вывод: неразумная охота и промысел животных приводит к их уничтожению.

в) На поле, которое распахал человек, выросла пшеница. Но полевые животные – мыши и кроты часть зерна съедали. Взял человек и обработал поле ядом. Погибли не только мыши и кроты, но и редкие насекомые: жужелица краснотел, жук-олень, кузнечики, которые жили вблизи поля. Почему?

Вывод: неосторожное применение ядов и химических веществ уничтожает всех живущих поблизости животных.

г) Приходят люди на прогулку в лес, поле, на луг, на водоем. Ловят бабочек, стрекоз, делают из них коллекции. А через несколько лет эти животные исчезают. Почему?

Вывод: неразумное собирание коллекций ведет к исчезновению животных.

Почему исчезают животные?

Уничтожение человеком мест их обитания;

Неразумная охота и промысел;

Неосторожное применение ядов и химикатов;

Неразумное собирание коллекций.

10 Закрепление изученного.

2. Беседа по вопросам:

- Как животные спасаются от опасности? Приведите пример.

- Как находят пищу? Пример.

- Как устраивают жилище?

- Как животные приспосабливаются в холодное время года?

- Почему многие животные делают запасы корма?

- Почему животные живут семьями, стадами, колониями? Приведите примеры.

- Почему некоторые животные имеют яркую окраску?

11. Работа тетради .

- Выполните задание № 166, 167

12. Закрепление пройденного (тренинг).

Жилище белки (нора, берлога, дупло);

Что запасают на зиму бобры? (орехи, ветки, желуди);

Летом серый, зимой белый (волк, заяц, белка);

Группа рыб (семья, стадо, косяк);

Территория, на которой запрещены охота, сбор трав, купание (заказник, заповедник, национальный парк).

13. Проверка работ.

Встаньте, пожалуйста, у кого нет ошибок. Какую оценку вы себе поставите?

Встаньте, пожалуйста, у кого есть одна ошибка. Какую оценку вы себе поставите?

Спасибо, ребята, вам за хорошую работу на уроке

14 Итог урока.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Что же помогает животным приспосабливаться к условиям жизни?

15.Домашнее задание.

Читайте также: