На какой фактор нацелен ориентир традиционной школы
Обновлено: 02.07.2024
Проанализированы результаты исследований значимости для учащихся и учителей различных характеристик выпускников школы во временной динамике. Рассмотрены факторы, определяющие содержательную структуру отношения
учеников и учителей разных лет к различным характеристикам выпускника школы. Показано изменение функций школьного образования в зависимости от социокультурной ситуации в обществе.
Разделы журнала: Психология в модернизации образования; Образование
Ключевые слова: ценностные ориентации личности; школьное образование; роль школы в становлении личности ученика; психологический портрет выпускника школы; личностная, семейная, профессиональная позиции подростка; личностные ориентиры выпускника школы; целевые ориентиры школы как образовательного института
Вопрос об идеалах и ценностных ориентациях личности имеет особое значение в образовании, поскольку, с одной стороны, он касается организации социальных взаимоотношений подростка, а с другой — модернизации содержания школьного образования.
Важная роль идеалов в становлении личностной позиции, мировоззрения и идентичности неоднократно подчеркивалась во многих фундаментальных психологических исследованиях (Б.Г. Ананьев, В.Я. Божович, В. В. Давыдов, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.). Рассмотрение ценностных ориентаций учащихся и их учителей относительно целей школьного образования является крайне важным, поскольку школа выступает одним из центральных институтов социализации современного подростка и во многом определяет содержание усваиваемых ценностей, личностных образцов и норм поведения. В связи с этим вполне оправданно рассматривать в качестве показателя для определения ценностных ориентаций участников образовательного процесса те личностные модели выпускника школы, которые, по мнению участников образовательного процесса, должны быть результатом школьного обучения, то есть выступать как возможные цели образования.
Вопрос о значимости для учащихся и учителей тех или иных характеристик выпускника школы важно рассматривать во временной динамике. Это позволяет фиксировать специфику изменений идеальной модели выпускника и требований к целевым функциям школы в зависимости от общего социокультурного контекста.
Исследования последующих лет (1996—2010 гг.) проводились в рамках работы Института социологии образования РАО.
Имеющиеся эмпирические данные позволяют оценить изменения представлений учеников и их преподавателей о значимости различных характеристик выпускника за последние 20 лет относительно их устойчивости и изменчивости.
Рисунок 1. Динамика изменения значимости для подростков различных характеристик выпускника школы (%)
Данные мониторинговых исследований позволяют сделать вывод о существовании определенных устойчивых ценностных ориентаций подростков, значимость которых существенно не изменилась за последние 20 лет. Вместе с тем, выявлены и такие характеристики, значимость которых зависит от общей социокультурной ситуации в обществе и которая серьезно изменилась с течением времени.
Выше мы уже упоминали, что школа выступает одним из центральных институтов социализации подростков, влияя на формирование их идеалов и ценностных ориентаций. В связи с этим важно провести не только анализ изменений представлений самих учеников о том, кого должна выпускать школа, но и рассмотреть динамику взглядов учителей как участников образовательного процесса на идеальную модель личности выпускника. С этой целью мы проанализировали ответы учителей в опросах разных лет (1989, 1992, 1994, 2002, 2007) на вопрос о том, кого, с их точки зрения, должна готовить школа [8, 10, 11, 13].
На рисунках 2 и 3 представлены те характеристики идеальной модели выпускника, мнения о которых у педагогов существенно меняются с течением времени.
Рисунок 2. Временная динамика увеличения значимости для учителей различных характеристик выпускника школы (%)
Рисунок 3. Временная динамика снижения значимости для учителей различных характеристик выпускника школы (%)
Итак, приведенные данные свидетельствуют о том, что ценностные ориентации относительно предпочтения тех или иных моделей личности выпускника школы существенно отличаются у школьников и их учителей. Факт подобного расхождения, с нашей точки зрения, имеет важное педагогического значение, поскольку свидетельствует о серьезном разрыве между ценностными ориентациями подростков и их педагогов.
Проведенный анализ показывает, что представления учащихся и учителей о том, кого должна выпускать школа, различаются не только в силу разных представлений о целевых функциях школы, но и зависят от общего социокультурного контекста. В связи с этим возникает особая задача по представлению материалов мониторинговых опросов в более обобщенном и структурированном виде.
В результате факторного анализа было выделено четыре фактора, объясняющих 90,3% общей дисперсии. Эти факторы определяют содержательную структуру особенностей отношения учеников и учителей разных лет к различным характеристикам выпускника школы.
Человек, добивающийся в жизни своего 0,91
Человек, способный обеспечить свое благосостояние 0,80
Человек, способный создать крепкую семью 0,68
Критически мыслящий человек, способный взять на себя ответственность - ,90
Творческий, квалифицированный специалист -0,63
Положительный полюс данного фактора характеризуют такие качества выпускника, которые подразумевают под собой некоторую социальную успешность. На отрицательном полюсе находятся характеристики, связанные с личностным становлением, способностью к критическому осмыслению ситуации и творческому подходу к профессии. Примечательно, что этот фактор поляризует позиции учеников и учителей. Так, для школьников наиболее значимыми качествами являются способность добиваться в жизни своего, обеспечить себе благосостояние и создать крепкую семью, а для учителей — критичность, ответственность и профессиональная самореализация.
Человек, тонко чувствующий прекрасное 0,89
Культурный, образованный человек 0,64
Добросовестный, дисциплинированный работник -0,96
На рисунке 4 видно, что если ученики расположились в основном в квадранте II, то их учителя заняли преимущественно квадрант IV. То есть, если для самих учеников важно желание добиться в жизни своего и одновременная ориентация на исполнительство, то с точки зрения учителей выпускник школы должен обладать способностью к критическому осмыслению ситуации, умением взять на себя ответственность и быть культурным образованным человеком.
Интересно обратиться к анализу временной динамики изменения целевых ценностных ориентаций школьников и их преподавателей. Мы видим, что с течением времени происходит сдвиг в ценностной позиции школьников и учителей от стремления к саморазвитию, повышения общего культурного уровня к исполнительству, основанному на проявлении добросовестности и дисциплинированности.
Полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что ценностные ориентации относительно предпочтений тех или иных личностных моделей выпускника серьезно отличаются у школьников и их преподавателей. И здесь данный факт имеет большое педагогическое значение, демонстрируя значительный разрыв между ценностными ориентациями подростков и их педагогов.
Анализ значимости различных личностных моделей как целевых ориентиров школьного образования позволил выявить влияние на их восприятие подростками и педагогами изменений общей социокультурной ситуации в течение последних 20-ти лет. Это демонстрирует своеобразную чувствительность школьного образования к социокультурным и политическим изменениям, происходящим в стране. Анализ динамики изменений представлений учеников и учителей об идеальной модели выпускника, с одной стороны, свидетельствует о сложной динамике изменения значимости определенных идеальных качеств выпускника школы, а с другой — фиксирует изменение отношения к целевым функциям самой школы как образовательного института.
Список литературы:
-
Ананьев Б.Г.Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. II. - М., 1980. - 288 с.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 212 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1996. — 340 с.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М., 1999. — 174 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир. — М., 1997. — 190 с.
Собкин В.С. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. — М.: ЦСО РАО, 1997. — 318 с.
Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросток: нормы, риски, девиации. — М.: Центр социологии образования РАО, 2005. — 358 с.
Собкин В.С., Писарский П.С. Жизненные ценности и отношение к образованию: Кросскультурный анализ: Москва — Амстердам. По материалам социологического опроса учителей, учащихся и родителей. — М.: Центр социологии РАО, 1994. — 151 с.
Собкин В.С., Писарский П.С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. — М.: Мин-во образования РФ, 1992. — 159 с.
Собкин В.С., Буреломова А.С., Смыслова М.М. Идеалы современного российского подростка // Образовательная политика. — 2010. — № 9-10, — С. 59-64.
Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
Фромм Э. Здоровое общество. — М., 1998. — 304 с.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996. — 344 с.
Для цитирования статьи:
Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.
Читайте также: