На какой фактор нацелен ориентир традиционной школы

Обновлено: 02.07.2024

Проанализированы результаты исследований значимости для учащихся и учителей различных характеристик выпускников школы во временной динамике. Рассмотрены факторы, определяющие содержательную структуру отношения
учеников и учителей разных лет к различным характеристикам выпускника школы. Показано изменение функций школьного образования в зависимости от социокультурной ситуации в обществе.

Разделы журнала: Психология в модернизации образования; Образование

Ключевые слова: ценностные ориентации личности; школьное образование; роль школы в становлении личности ученика; психологический портрет выпускника школы; личностная, семейная, профессиональная позиции подростка; личностные ориентиры выпускника школы; целевые ориентиры школы как образовательного института

Вопрос об идеалах и ценностных ориентациях личности имеет особое значение в образовании, поскольку, с одной стороны, он касается организа­ции социальных взаимоотношений подростка, а с другой — модернизации содержания школьного образования.

Важная роль идеалов в становле­нии личностной позиции, мировоз­зрения и идентичности неоднократно подчеркивалась во многих фунда­ментальных психологических иссле­дованиях (Б.Г. Ананьев, В.Я. Божович, В. В. Давыдов, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.). Рассмотрение цен­ностных ориентаций учащихся и их учителей относительно целей школь­ного образования является крайне важным, поскольку школа выступает одним из центральных институтов со­циализации современного подростка и во многом определяет содержание усваиваемых ценностей, личностных образцов и норм поведения. В связи с этим вполне оправданно рассматри­вать в качестве показателя для опреде­ления ценностных ориентаций участ­ников образовательного процесса те личностные модели выпускника шко­лы, которые, по мнению участников образовательного процесса, должны быть результатом школьного обуче­ния, то есть выступать как возможные цели образования.

Вопрос о значимости для учащих­ся и учителей тех или иных характери­стик выпускника школы важно рассматривать во временной динамике. Это позволяет фиксировать специфи­ку изменений идеальной модели вы­пускника и требований к целевым функциям школы в зависимости от общего социокультурного контекста.

Исследования последующих лет (1996—2010 гг.) проводились в рамках работы Института социологии образования РАО.

Имеющиеся эмпирические данные позволяют оценить изменения представлений учеников и их преподавате­лей о значимости различных характе­ристик выпускника за последние 20 лет относительно их устойчивости и изменчивости.

Рисунок 1. Динамика изменения значимости для подростков различных характеристик выпускника школы (%)

Данные мониторинговых исследо­ваний позволяют сделать вывод о суще­ствовании определенных устойчивых ценностных ориентаций подростков, значимость которых существенно не изменилась за последние 20 лет. Вместе с тем, выявлены и такие характе­ристики, значимость которых зависит от общей социокультурной ситуации в обществе и которая серьезно измени­лась с течением времени.

Выше мы уже упоминали, что школа выступает одним из центральных институтов социализации подростков, влияя на формирование их идеалов и ценностных ориентаций. В связи с этим важно провести не только анализ изменений представлений самих уче­ников о том, кого должна выпускать школа, но и рассмотреть динамику взглядов учителей как участников об­разовательного процесса на идеаль­ную модель личности выпускника. С этой целью мы проанализировали от­веты учителей в опросах разных лет (1989, 1992, 1994, 2002, 2007) на вопрос о том, кого, с их точки зрения, должна готовить школа [8, 10, 11, 13].

На рисунках 2 и 3 представлены те характеристики идеальной модели выпускника, мнения о которых у педагогов существенно меняются с тече­нием времени.

Рисунок 2. Временная динамика увеличения значимости для учителей различных характеристик выпускника школы (%)

Рисунок 3. Временная динамика снижения значимости для учителей различных характеристик выпускника школы (%)

Итак, приведенные данные свиде­тельствуют о том, что ценностные ори­ентации относительно предпочтения тех или иных моделей личности вы­пускника школы существенно отлича­ются у школьников и их учителей. Факт подобного расхождения, с нашей точки зрения, имеет важное педагоги­ческого значение, поскольку свидетельствует о серьезном разрыве между ценностными ориентациями подрос­тков и их педагогов.

Проведенный анализ показывает, что представления учащихся и учите­лей о том, кого должна выпускать шко­ла, различаются не только в силу раз­ных представлений о целевых функци­ях школы, но и зависят от общего социокультурного контекста. В связи с этим возникает особая задача по представлению материалов мониторинговых опросов в более обобщен­ном и структурированном виде.

В результате факторного анализа было выделено четыре фактора, объяс­няющих 90,3% общей дисперсии. Эти факторы определяют содержательную структуру особенностей отношения учеников и учителей разных лет к раз­личным характеристикам выпускника школы.

Человек, добивающийся в жизни своего 0,91

Человек, способный обеспечить свое благосостояние 0,80

Человек, способный создать крепкую семью 0,68

Критически мыслящий человек, способный взять на себя ответственность - ,90

Творческий, квалифицированный специалист -0,63

Положительный полюс данного фактора характеризуют такие качества выпускника, которые подразумевают под собой некоторую социальную успешность. На отрицательном полю­се находятся характеристики, связан­ные с личностным становлением, спо­собностью к критическому осмысле­нию ситуации и творческому подходу к профессии. Примечательно, что этот фактор поляризует позиции учеников и учителей. Так, для школьников наиболее значимыми качествами являют­ся способность добиваться в жизни сво­его, обеспечить себе благосостояние и создать крепкую семью, а для учителей — критичность, ответственность и про­фессиональная самореализация.

Человек, тонко чувствующий прекрасное 0,89

Культурный, образованный человек 0,64

Добросовестный, дисциплинированный работник -0,96

На рисунке 4 видно, что если уче­ники расположились в основном в квадранте II, то их учителя заняли преимущественно квадрант IV. То есть, если для самих учеников важно жела­ние добиться в жизни своего и одно­временная ориентация на исполни­тельство, то с точки зрения учителей выпускник школы должен обладать способностью к критическому осмыс­лению ситуации, умением взять на себя ответственность и быть культурным образованным человеком.

Интересно обратиться к анализу временной динамики изменения целе­вых ценностных ориентаций школьни­ков и их преподавателей. Мы видим, что с течением времени происходит сдвиг в ценностной позиции школьников и учителей от стремления к саморазви­тию, повышения общего культурного уровня к исполнительству, основанному на проявлении добросовестнос­ти и дисциплинированности.

Полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что ценност­ные ориентации относительно предпочтений тех или иных личностных моделей выпускника серьезно отлича­ются у школьников и их преподавате­лей. И здесь данный факт имеет боль­шое педагогическое значение, демон­стрируя значительный разрыв между ценностными ориентациями подрос­тков и их педагогов.

Анализ значимости различных личностных моделей как целевых ори­ентиров школьного образования по­зволил выявить влияние на их воспри­ятие подростками и педагогами изме­нений общей социокультурной ситуа­ции в течение последних 20-ти лет. Это демонстрирует своеобразную чувстви­тельность школьного образования к социокультурным и политическим изменениям, происходящим в стране. Анализ динамики изменений представлений учеников и учителей об иде­альной модели выпускника, с одной стороны, свидетельствует о сложной динамике изменения значимости определенных идеальных качеств вы­пускника школы, а с другой — фикси­рует изменение отношения к целевым функциям самой школы как образова­тельного института.

Список литературы:

    Ананьев Б.Г.Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. II. - М., 1980. - 288 с.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. — М.: Международная педагоги­ческая академия, 1995. — 212 с.

Выготский Л.С. Педагогическая психоло­гия. — М., 1996. — 340 с.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986. — 239 с.

Кон И.С. Психология юношеского возра­ста. — М., 1999. — 174 с.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.

Рубинштейн С.Л. Человек и мир. — М., 1997. — 190 с.

Собкин В.С. Старшеклассник в мире по­литики. Эмпирическое исследование. — М.: ЦСО РАО, 1997. — 318 с.

Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адам­чук Д.В., Баранова Е.В. Подросток: нор­мы, риски, девиации. — М.: Центр соци­ологии образования РАО, 2005. — 358 с.

Собкин В.С., Писарский П.С. Жизнен­ные ценности и отношение к образова­нию: Кросскультурный анализ: Москва — Амстердам. По материалам социологи­ческого опроса учителей, учащихся и ро­дителей. — М.: Центр социологии РАО, 1994. — 151 с.

Собкин В.С., Писарский П.С. Социо­культурный анализ образовательной си­туации в мегаполисе. — М.: Мин-во обра­зования РФ, 1992. — 159 с.

Собкин В.С., Буреломова А.С., Смысло­ва М.М. Идеалы современного российс­кого подростка // Образовательная поли­тика. — 2010. — № 9-10, — С. 59-64.

Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.

Фромм Э. Здоровое общество. — М., 1998. — 304 с.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кри­зис. — М.: Прогресс, 1996. — 344 с.

Для цитирования статьи:

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Читайте также: