Что является видом строевых упражнений в доу тест

Обновлено: 03.07.2024

Строевые упражнения считаются одним из средств физиологического воспитания и разностороннего развития дошкольников.

Актуальность строевых упражнений в том, что они обеспечивают организацию детей в любом виде упражнений, во всех формах работы по физическому воспитанию. Строевые упражнения способствуют формированию у детей правильной осанки, воспитанию их подтянутости, дисциплинированности, готовность выполнят распоряжения педагога, организованности и согласованности при совместных действиях.

Цель работы: изучение строевых упражнений в детском саду в старшей и подготовительной группе.

Первое значение – это подготовка организма ребенка к более высокой физической нагрузке в основной части занятия, в которой планируются упражнения в основных движениях со сложной координацией или спортивные упражнения интенсивного характера, вызывающие достаточно высокую физическую нагрузку [4, с. 168]. Иначе говоря, здесь идет постепенное и умеренное разогревание мышц.

Второе значение – эти упражнения содействуют развитию внимания, чувству ритма, ориентировки в пространстве, согласованности коллективных действий, повышения дисциплины [хухлаева, с.107]. То есть, строевые упражнения несут организационную функцию: дают возможность воспитателю управлять группой детей с большим разнообразием их физической подготовленности, уровнем интеллектуального развития, собранности, воспитанности и многих других индивидуальных особенностей [8, с. 61].

Третье значение – это содействие воспитанию правильной осанки, профилактике плоскостопия. У детей дошкольного возраста очень важно воспитать навыки правильной осанки, т. е. умение сохранять правильное положение тела, когда ребенок сидит, стоит, ходит. Правильная осанка имеет большое значение для нормальной деятельности всех органов и систем организма, она во многом зависит от развития костно- мышечной системы. Но правильная осанка — это навык, который необходимо своевременно формировать [4, с. 40]. Вместе с этим строевые упражнения способствуют развитию глазомера, равновесия, быстроты, ловкости, подтянутости – то есть, формируют некоторые физические качества.

Четвертое значение – дошкольники усваивают такие понятия, как: колонны, шеренги, круг, повороты, смыкания и размыкания. Дети участвуют в различных построениях и перестроениях, демонстрируя доступные им плавность, координированность, четкость коллективных действий, особенно когда вводится музыкальное сопровождение. Все это вызывает у детей эстетические эмоции, развивает вкус, любовь к движению и эмоционально-эстетическое удовлетворение [4, с. 180].

Вывод. Строевые упражнения являются средством воспитания организованности, дисциплинированности, навыков коллективных действий, развития чувства ритма и темпа движений, ориентировке в пространстве, формирования правильной красивой осанки и походки, развития эстетических чувств и эмоций.


  1. Строевые приемы. К ним относятся такие действия учащихся, как выполнение команд, повороты на месте и расчет.

  2. Построения и перестроения. Они характеризуются умением учащихся строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них.

  3. Передвижения. К этой группе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера и способами их выполнения, остановками, поворотами. Например, передвижения строевым и походным шагом, повороты в движении, передвижения по точкам и границам зала, по диагонали, в обход, по кругу и т.п.

  4. Размыкания и смыкания. Связаны со способами увеличения и уменьшения интервала и дистанции строя.

Для удобства проведения строевых упражнений в физкультурном зале (на площадке) определяются условные точки: центр, середина (верхняя, нижняя, левая, правая), углы (верхний левый, правый, нижний левый правый).Эти условные обозначения определяются по правой границе зала-одной из длинных сторон, где группа строится перед началом занятий.(Рисунок1) [2, с. 195].


Рис.1. Схема зала и название его частей.

С переходом в старшую группу, дети уже должны знать основные понятия о строе, такие, как:

● Строй - установленное размещение учащихся для совместных действий.

● Интервал — расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся.

● Дистанция — расстояние в глубину между учащимися, стоящими в колонне. Для сомкнутого строя нормой считается расстояние на вытянутую вперед руку.

● Направляющий — учащийся, идущий в колонне первым.

● Замыкающий — учащийся, двигающийся в колонне последним.

● Шеренга — строй, в котором учащиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону.

● Колонна — строй, в котором учащиеся расположены в затылок друг другу.

● Сомкнутый строй — расположение занимающихся в шеренге один от другого на расстоянии равном ширине ладони между локтями.

● Разомкнутый строй – расположение занимающихся в шеренге на расстоянии одного шага один от другого. [2, с. 196].


Способы перестроения. Самостоятельное, быстрое и организованное построение и перестроение во время движения. Перестроение четверками [3, с. 182].

3. Методика обучения детей в старшей и подготовительной группах разным видам строевых упражнений.

В старшей группе дети уже довольно самостоятельны - при перестроениях в колонну, круг; они умеют перестраиваться из колонны в пары, в звенья как на месте, так и при передвижении. Они должны уметь строиться бы­стро, четко, знать, как стоять в строю, как равняться, как проверять свое положение в строю, понимать смысл и значение команд и распоряжений [6, с. 191].

Новым в старшей группе является построение в несколько кругов у пособий (у больших обручей), построение в шахматном порядке. Так же появляется усложнение в виде: разнообразные построения, требования к точности и быстроте выполнения каждого построения, меньше предметных ориентиров, возрастает роль слова – больше команд, распоряжений, указаний [5, с. 85]. Также дети осваивают ходьбу змейкой, расхождение из колонны по одному в разные стороны, с последующим слиянием в пары, построение из колонн по 2 и 3 в несколько кругов, осваивают некоторые способы размыкания [6, с. 192].

Обучение строевым упражнениям принято разделять на три этапа:

Первый этап (ознакомление) - направлен на создание предварительного представления о строевом упражнении. При обучении строевым упражнениям применяются словесный метод и метод наглядной демонстрации. На практике чаще всего метод наглядной демонстрации сочетается со словесным методом.

Второй этап (разучивание) - сконцентрирован на разучивание строевого упражнения. На данном этапе используется метод упражнения. Метод упражнения применяется в виде целостного и расчлененного выполнения двигательного действия. При целостном методе упражнение выполняется сразу после его названия, показа и объяснения техники движений.

Третий этап (совершенствование техники исполнения) - направлен на формирование навыка выполнения строевого упражнения. На данном этапе используются методы стандартного упражнения, игровой, соревновательный [1, с. 86].

Только при соблюдении этих этапов достигается результативное обучение.

Построения в старшей и подготовительной группах проводятся таким методом:

Методика обучения строевым упражнениям детей старшей и подготовительной групп [5, с. 85].

Из колонны по одному в колонну по два на месте. (Рисунок 2).


Рис. 2. Из колонны по одному в колонну по два на месте.

Из колонны по одному в колонну по три, четыре. (Рисунок 3).

Рис. 3. Из колонны по одному в колонну по три, четыре.

Из колонны по одному в колонну по два, четыре в движении способом дробления и сведения. (Рисунок 4).


Рис. 4. Из колонны по одному в колонну по два, четыре в движении способом дробления и сведения.

Обратное перестроение из колонны по четыре в колонну по одному разведением и слиянием. (Рисунок 5).


Рис. 5. Обратное перестроение из колонны по четыре в колонну по одному разведением и слиянием.

Из колонны по одному в колонну по четыре (два, три) поворотом в движении. (Рисунок 6, а).

Обратное перестроение. (Рисунок 6, б).


Рис. 6. Из колонны по одному в колонну по четыре (два, три) поворотом в движении (а) и обратное перестроение(б).

Из одной шеренги в две не месте. (рисунок 7).


Рис. 7. Из одной шеренги в две не месте.

Обратное перестроение из двух шеренг в одну.

Из шеренги в два, три, четыре круга. (Рисунок 8).

Сначала надо поделить группу на две, три, четыре подгруппы. Затем по распоряжению воспитателя дети в подгруппах берутся за руки, правофланговые и левофланговые направляются друг к другу, берутся за руки и выравнивают круг [5, с. 88].























Рис. 8. Из шеренги в два, три, четыре круга.

Из одного круга в два. (Рисунок 9).

Рис. 9. Из одного круга в два.

Из колонны по одному в круг в движении. (Рисунок 10).

Воспитатель, став впереди колонны, ведет ее по кругу. Когда он приблизится к замыкающему, то подает ему руку и все дети одновременно берутся за руки и продолжают идти, выравнивая круг [5, с. 88].


Рис. 10. Из колонны по одному в круг в движении.


Построение в шахматном порядке. (рисунок 12).

Рис. 12. Построение в шахматном порядке.

Команды для смыкания и размыкания.

К поворотам направо, налево, кругом и переступанием на месте добавляются повороты прыжком, направо (налево) по разделениям, вполоборота, кругом по разделениям, кругом в движении.

Поворот кругом во время бега производится в сторону левой руки на одном месте в четыре счета в такт бега [5, с. 90].

Вывод. В старшей и подготовительной группах строевые упражнения становятся более разнообразными, усложненными, появляются новые виды строевых упражнений. Обучение строевым упражнениям происходит в три этапа: ознакомление, разучивание, совершенствование техники исполнения. При выполнении строевых упражнений используются команды и распоряжения. Выполнение строевых упражнений по команде требует от детей точности и быстроты выполнения каждого построения.

Строевые упражнения – это совместные действия занимающихся в том или ином строю. К строевым упражнениям относятся: построения, перестроения, повороты, размыкания и смыкания, передвижения строем.

Строевые упражнения являются средством воспитания организованности, дисциплинированности, навыков коллективных действий, развития чувства ритма и темпа движений, ориентировке в пространстве, формирования правильной красивой осанки и походки, развития эстетических чувств и эмоций.

В старшей и подготовительной группах строевые упражнения становятся более разнообразными, усложненными, появляются новые виды строевых упражнений. Обучение строевым упражнениям происходит в три этапа: ознакомление, разучивание, совершенствование техники исполнения. При выполнении строевых упражнений используются команды и распоряжения. Выполнение строевых упражнений по команде требует от детей точности и быстроты выполнения каждого построения.

Указания: все задания имеют только один правильный ответ . Обведите кружком тот, который Вы считаете правильным.

1. Воспитание здорового, жизнерадостного жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка – это задача…

а) физического воспитания

b) физического развития

с) физической подготовленности

2. Уровень развития двигательных умений, навыков и физических качеств – физическая…

3. Строй, при котором дети стоят один возле другого лицом к центру, называется…….

4. Документ, включающий перечень знаний о физическом воспитании и физических упражнениях:

6. Движение, в котором поочередное отталкивание от опоры ногами чередуется с полетом:

7. Использование разнообразных форм двигательной активности создает оптимальный ………… .

a) уровень физической подготовленности

b) двигательный режим

c) двигательный навык

8. Приседания, наклоны головы и туловища; повороты головы и туловища; потягивания, поднимание, опускание, скрещивание и сгибание рук и ног – это…….

a) психогимнастические упражнения

b) основные движения

c) общеразвивающие упражнения

9. Строй, в котором дети расположены в затылок друг другу:

10. Способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени, - это…..

11. Кратковременные физические упражнения, проводимые в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения, называются……….

a) логоритмическими упражнениями

c) двигательными разминками

12. Благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста и организации их разумной самостоятельной двигательной активности:

b) динамический час

c) спортивный досуг

13. Виды подвижных игр используемые в ДОУ:

а) сюжетные, несюжетные, спортивные, спортивные досуги

b) сюжетные, несюжетные, спортивные, игры-забавы

c) сюжетные, несюжетные, спортивные, игровые упражнения

14. Основной формой организованного систематического обучения физическим упражнениям является………

a) утренняя гимнастика

b) физкультурное занятие

15. Обучение старших дошкольников спортивным играм начинают с ..

a) вопросов к детям

b) раздачи пособий

c) разучивания отдельных элементов техники игры

16. Сколько частей входит в структуру физкультурного занятия?

17. К строевым упражнениям относятся:

a) построения, равнения, ходьба, повороты, приседания

b) построения, равнение, перестроение, повороты, размыкания, смыкания.

c) построения, равнение, смыкание, размыкание, прыжки, бег по кругу

18. Процесс неоднократного воспроизведения двигательных действий, которые организуются в соответствии с дидактическими принципами обучения – это:

19. Какая задача не относится к воспитательным задачам физического развития детей в ДОУ?

а) формирование потребности в ежедневных физических упражнениях

b) развитие самостоятельности, творчества, инициативности

c) совершенствование защитных функций организма

20. На физкультурном занятии осуществляется контроль за соблюдением следующих нагрузок:
а) эмоциональной, духовно-нравственной
b) психологической, физической
c) интеллектуальной, физической

21. Целесообразность использования времени на физкультурном занятии определяется по…

а) продолжительности вводной части

b) общей плотности занятия

с) продолжительности игры

22. К какой категории физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы и физические упражнения?

а) принципы физического воспитания

b) средства физического воспитания

c) формы физического воспитания

23. Какие принципы и требования должен отражать режим жизни детей в ДОУ?

а) учет возрастных особенностей и возможностей детей

b) опора на интересы детей

c) учёт наследственных и средовых факторов развития

24. Укажите, как называется метод организации деятельности детей на занятии, при котором вся группа выполняет одно и то же задание:

25. Как называется способ проведения общеразвивающих упражнений, при котором весь комплекс упражнений выполняется занимающимися непрерывно, без остановок, причем конечное положение предыдущего упражнения является исходным для следующего?

26. Совершенствование функциональных систем организма ребенка, направленное на повышение устойчивости к воздействию внешней среды:

27. Найдите верное утверждение:
a) охрана жизни и укрепление здоровья ребенка — это условие физического воспитания

b) охрана жизни и укрепление здоровья ребенка — это форма физического воспитания

c) охрана жизни и укрепление здоровья ребенка — это задача физического воспитания

28. Сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами, — это .

3. Использование разнообразных форм двигательной активности создает оптимальный … .

а. уровень физической подготовленности

б. двигательный режим

в. критерий физического развития

г. двигательный навык

д. тренирующий эффект.

4. Строй, при котором дети стоят один возле другого лицом к центру, называется….

б. шеренга

5. Приседания, наклоны головы и туловища; повороты головы и туловища; прогибание туловища; потягивания, поднимание, опускание, скрещивание и сгибание рук и ног – это….

а. психогимнастические упражнения

б. основные движения

в. общеразвивающие упражнения

г. циклические движения

д. ациклические движения

6. Строй, в котором дети расположены в затылок друг другу на дистанции одного шага или вытянутой руки, - это …

а. колонна

7. Расстояние между занимающимися или стоящими в колонне – это….

б. интервал

8. Виды подвижных игр:

а. сюжетные, несюжетные, спортивные, спортивные досуги

б. сюжетные, несюжетные, спортивные, игры-забавы

в. сюжетные, несюжетные, спортивные упражнения

г. сюжетные, несюжетные, спортивные, двигательные разминки

д. сюжетные, несюжетные, спортивные, игровые упражнения.

9. Кратковременные физические упражнения, проводимые в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения, называются….

а. гимнастикой пробуждения

б. физкультминутками

в. двигательными разминками

г. подвижными играми

д. логоритмическими упражнениями

10. Основной формой организованного систематического обучения физическим упражнениям является…

а. подвижная игра

б. утренняя гимнастика

в. физкультурное занятие

д. утренняя прогулка

11. Обучение старших дошкольников спортивным играм начинают с.

а. вопросов к детям

б. соревнований между отдельными детьми

в. раздачи пособий

г. разметки площадки

д. разучивания отдельных элементов техники игры.

12. Сколько частей входит в структуру физкультурного занятия?

д. 3

13. В программах для детей дошкольного возраста по физическому воспитанию предусматривается обучение следующим спортивным играм:

а. бадминтон, баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол

б. баскетбол, городки, настольный теннис, бобслей, футбол

в. баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол

г. волейбол, баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол

д. волейбол, баскетбол, городки, настольный теннис, школа мяча, хоккей.

14. В закреплении навыков бросания и метания большая роль принадлежит…

а. общеразвивающим упражнениям

б. упражнениям в равновесии

в. утренней гимнастике

г. подвижным играм

д. утренней гимнастике

15. Способность тела сохранять устойчивое состояние, как в покое, так и в движении, - это….

б. равновесие

16. Способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени, - это….

в. быстрота

17. К строевым упражнениям относятся:

а. построения, равнения, ходьба, повороты, приседания

б. построения, равнение, перестроение, повороты, размыкания, смыкания.

в. построения, перестроения, бег, ходьба, равнение

г. построения, равнение, смыкание, размыкание, прыжки, бег по кругу

д. построения, равнение, перестроения, приседание, ходьба

18. Процесс неоднократного исполнения двигательных действий, которые организуются в соответствии с дидактическими принципами обучения, - это….

Теория и технологии физического воспитания детей В системе физического воспитания ребенка дошкольного возраста выделяются различные виды гимнастики: общеразвивающая (к ней относятся — основная.

Индивидуализация процесса физического воспитания старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей Индивидуализация процесса физического воспитания старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей В последние.

Теория и методика физической культуры и спорта. Методика обучения двигательным действиям Теория и методика физической культуры и спорта Методика обучения двигательным действиям. 1. Двигательные умения и навыки как предмет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест-контроль по учебной дисциплине "Методика физического воспитания и развития детей" предназначен для проверки эффективности усвоения знаний по теме 3.1. "Строевые упражнения" учащимся специальности 2-01 01 01

Вопрос №1. Как называется вид строя, который изображен на рисунке?


1 .Колонна


В опрос №2. Как называется расстояние между занимающимися, изображенное на рисунке:


В опрос №3. Как называется расстояние между занимающимися, изображенное на рисунке:

Вопрос №4. Строй, в котором воспитанники расположены с интервалом равным ширине ладони называют:

Вопрос №5. Прочитайте виды строевых упражнений. Укажите 2 вида строевых упражнений, рекомендованных учебной программой дошкольного образования для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года):

Строиться по ориентирам в колонну по одному, по два, в круг

Равняться в колонне - в затылок, в шеренге – по линии, по носкам

Перестраиваться из колонны по одному в колонну по два

Повороты направо, налево, кругом


В опрос №6.Укажите приемы увеличения расстояния в строю, изображенные на рисунке:

Размыкание на вытянутые руки вперед в колонне

Размыкание на вытянутые руки в стороны в шеренге

Размыкание на один шаг в шеренге

Задание №7. Прочитайте виды строевых упражнений:

- строиться в две колонны, в круг, парами тройками;

- перестроение из колонны по одному в колонну по два;

- поворачиваться направо, налево переступанием и прыжком.

Укажите возрастную адресованность строевых упражнений, рекомендованных учебной программой дошкольного образования для воспитанников:

Вторая младшая группа


Вопрос №8. Как называется изменение строя или размещение занимающихся в строю:

Вопрос №9. Прочитайте виды строевых упражнений. Отберите 2 вида строевых упражнений, рекомендованных учебной программой дошкольного образования исключительно для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Перестраиваться из колонны по одному в колонну по два

Размыкаться в колонне на вытянутые руки вперед

Выполнять повороты направо налево переступанием и прыжком

Выполнять перестроение из одного круга в несколько (2-3)

Выполнять расчет на первый-второй


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Дифференцированный зачёт по МДК 01.02 Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста

Список вопросов теста

Вопрос 1

Какие приёмы обучения в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста соответствуют методу зрительного восприятия?

  • показ физических упражнений
  • указание (распоряжение)
  • демонстрация наглядных пособий
  • объяснение
Вопрос 2

Выбрать правильный ответ.

На какой стадии идёт стабилизация двигательного навыка у детей дошкольного возраста?

  • на 1 стадии
  • на 2 стадии
  • на 3 стадии
Вопрос 3

Укажите строевые упражнения с переходами.

  • разновидности ходьбы
  • построения и перестроения
  • разновидности бега
  • смыкания, размыкания.
Вопрос 4

Какие построения и перестроения используются в младшей группе ДОО?

  • построение в колонну по росту, перестроение тройками
  • построение в колонну, перестроение в круг
  • построение в шеренгу , перестроение в колонну
  • построение в круг, перестроение врассыпную
Вопрос 5

Укажите, что относится к основным видам движений.

  • ходьба, бег
  • построение, перестроение.
  • прыжки, метание
  • смыкание, размыкание.
Вопрос 6

Какие приёмы при обучении основным движениям наиболее эффективны в младшем дошкольном возрасте?

  • совместное действие
  • частичный показ
  • игровой приём
  • напоминание
Вопрос 7

Выбрать правильный ответ.

С какой возрастной группы предъявляются требования к технике выполнения основных движений?

  • с 1 младшей группы
  • со 2 младшей группы
  • со средней группы
  • со старшей группы
Вопрос 8

Какие разновидности ходьбы используются во 2 младшей группе на утренней гимнастике и на физкультурном занятии?

  • на носочках
  • спортивная ходьба
  • c высоким подниманием колен
  • Ходьба на пятках
Вопрос 9

Установите соответствие между подвижной игрой и возрастной группой.

  • вторая младшая группа
  • старшая группа
  • средняя группа
  • подготовительная к школе группа
Вопрос 10

Установите соответсвие между дозировкой общеразвивающих упражнений на утренней гимнастике и возрастной группой.

Вопрос 11

Установить соответсвие между длительностью утренней гимнатиски и возрастной группой.

Вопрос 12

Установите в правильной последовательности структуру физкультурного занятия

  • вводная часть
  • основная часть
  • заключительная часть
Вопрос 13

Установите соответсвие между названием части физкультурного занятия и её компонентами

  • общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижная игра
  • построение, разновидности ходьбы , бега, перестроение
  • малоподвижная игра, упражнения на релаксацию
Вопрос 14

Установите правильную последовательность выполнения общеразвивающих упражнений.

  • упражнения для мышц плечевого пояса
  • мышц спины и гибкости позвоночника
  • упражнения для мышц брюшного пресса и ног
Вопрос 15

Напишите какая из форм организованного систематического обучения физическим упражнениям в ДОО является основной.

Вопрос 16

Напишите какое оборудование используется при развити основного движения-лазанье

Вопрос 17

Выбрать правильный ответ.

С какой возрастной группы в ДОО рекомендуется использовать упражнения для профилактики плоскостопия.

  • старшая группа
  • младшая группа
  • средняя группа
  • подготовительная к школе группа
Вопрос 18

Какие разновидности прыжков используются в младшем дошкольном возраста в работе по физическому воспитанию?

  • прыжки с продвижением вперёд
  • прыжки с разбега в длину
  • подпрыгивание на месте
  • прыжки с разбега в высоту
Вопрос 19

Выбрать правильный ответ.

Какое оборудование при обучении прыжкам не целесообразно использовать для детей старшего дошкольного возраста?

  • стойки для прыжков
  • кубики
  • гимнастическая скамья
  • обручи
Вопрос 20

Выбрать правильный ответ.

Какой способ метания не используются в старшем дошкольном возрасте?

  • метание из-за спины через плечо
  • метание прямой рукой сверху
  • метание удобным для ребёнка способом
  • метание прямой рукой снизу
Вопрос 21

Выбрать правильный ответ.

Сколько частей включает в себя план утренней гимнастики?

Вопрос 22

Какие способы организации детей при обучении основным движениям на физкультурных занятиях соответствуют младшему дошкольному возрасту?

  • способ круговой тренировки
  • поточный способ
  • фронтальный способ
  • индивидуальный способ
Вопрос 23

Выбрать правильный ответ.

  • с младшей группы
  • со средней группы
  • со старшей группы
  • с подготовительной к школе группе
Вопрос 24

В каких возрастных группах объяснение правил даётся перед началом подвижной игры?

Читайте также: