Программа внеурочной деятельности в основной школе по фгос 5 9 класс по русскому языку

Обновлено: 04.07.2024

Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому считаю главной задачей внеклассной работы привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий.

Необходимость кружка заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить знания школьников по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес.

Цель внеклассной работы: развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Планируемые результаты освоения кружковой деятельности

К концу 5 класса учащиеся научатся:

  • по фонетике и графике: определять звуки речи, различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями;
  • по орфоэпии: правильно произносить': гласные, согласные и их сочетания в составе слов; названия букв алфавита;
  • по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем;
  • по орфографии: замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и соглас¬ных и верно их писать; безошибочно писать буквенные сочетания жи - ши, ча- ща, чу-щу; чн, чк, нч-, рщ; верно употреблять разделительные Ъ и Ь, букву ь после шипящих в конце существительных и глаголов,

К концу 6 класса научатся:

  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи;
  • по лексике и ф р а з е о л о г и и: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
  • по морфемике и с л о в о о б раз о в а н и ю: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа ;
  • по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка;
  • по о р ф о г р а ф и и: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, свободно пользоваться орфографическим словарем;
  • по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.

К концу 7 класса учащиеся научатся:

  • по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
  • по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить предложения;
  • по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; пра¬вильно писать слова с изученными орфограммами;
  • по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5—7 классах.

К концу 8 класса учащиеся научатся:

  • по морфемике и с л о в о о б раз о в а н и ю: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа ;
  • по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 8 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка;
  • по о р ф о г р а ф и и: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 8 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, свободно пользоваться орфографическим словарем;
  • по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 8 классе; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.
  • по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5—8 классах.

К концу 9 класса выпускники научатся:

  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи;
  • по лексике и ф р а з е о л о г и и: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
  • по морфемике и с л о в о о б раз о в а н и ю: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа ;
  • по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка;
  • по о р ф о г р а ф и и: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, свободно пользоваться орфографическим словарем;
  • по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.
  • по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5 - 9 классах.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Программа внеурочной деятельности

Составитель: Д.Ш.Рамазанова учитель высшей квалификационной категории

Программа предназначена для учащихся 5-9 классов

Срок реализации программы: 5 лет

Материал, который представлен в программе, включает в себя разнообразные задания, составленные с учётом возрастных особенностей учащихся, здесь соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом образования, поэтому она направлена на формирование у школьников универсальных учебных действий.

Пояснительная записка …………………………………………….4 - 6

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности ………………………………. 7 – 8

Учебно-тематический план ……………………………………….. 9 - 11

5 класс – В мире интересного ………………………………..11 - 13

6 класс- Тонкости русского языка . 14-15

7 класс –Знай и умей ….15 - 18

8 класс –Юный лингвист ………………………………….. … 16-18

9 класс – Пишем историю родного края. Школьный проект. 20- 24

Рекомендуемая литература ………………………………………. 25 - 26

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСК а

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности является авторской, имеет предметную направленность и разработана на основе

- основных подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального и общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи, формируются и совершенствуются навыки исследовательской и проектной деятельности на каждом возрастном этапе.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной работе. Внеурочная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету , ведь с 5-го класса интерес к изучению родного языка начинает пропадать у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главной задачей внеурочной работы является привитие школьникам интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения и выражается в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий. Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, ученик развивает свой познавательный интерес.

Хорошо организованная и систематическая работа вне урока дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно данная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки : учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема программы является актуальной. Ещё одной из причин создания данной программы является возможность проводить эту работу с такими детьми, которых можно мотивировать на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Данная программа рассчитана на детей 11-16 лет. Срок ее реализации - 5 лет. Курс рассчитан на 170 часов (34 часа в год). Занятия должны проводится 1 раз в неделю.

Цель и задачи программы

Данная программа рассчитана на детей 11-16 лет. Срок ее реализации - 5 лет Курс рассчитан на 170 часов (34 часа в год). Занятия проводятся 1 раз в неделю.

К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому .

Цели данной программы

формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями;

расширение кругозора обучающихся, способствование формированию навыков работы со справочной литературой;

развитие навыков исследовательской работы;

повышение интереса к филологическому образованию;

подготовка обучающихся к выполнению социально значимого проекта.

Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи , которые решаются учителем в процессе деятельности:

1. Расширить и углубить запас знаний учащихся, формировать лингвистическую компетенцию;

2. Совершенствовать коммуникативную культуру учащихся;

3. Выявить и поддержать лингвистически одаренных детей;

4. Развивать и совершенствовать мыслительные операции, психологические качества личности (любознательность, инициативность, трудолюбие, воля) и творческий потенциал;

5. Воспитать любовь и уважение к родному языку, интерес к чтению литературы;

6. Развивать устойчивый интерес и мотивы к овладению проектными умениями и навыками (способами деятельности) для решения значимых для личности и общества проблем;

7. Развивать умения осуществлять поиск, анализ и эффективно преобразовывать информацию на бумажных и электронных носителях;

8. Развивать потребность в самостоятельности, выходящей за рамки учебной деятельности.

Логика построения содержания данной программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами проектной деятельности: от осмысления сути проекта, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской и проектной деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные результаты: эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать ; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы .

Методические принципы организации внеклассной работы

Внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Наряду с названными общими дидактическими принципами обучения существуют методические принципы внеклассной работы, которые соответствуют этой форме учебной деятельности, позволяют организовать ее в наиболее оптимальных вариантах, с наиболее оптимальными результатами. Методические принципы внеклассной работы охватывают две группы принципов, вытекающих из специфики внеклассной работы как формы учебной деятельности школьников и специфики самого предмета, распространяемой на всю работу по русскому языку:

1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка . Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся.

2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений.

3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика.

4. Принцип занимательности. Занимательность является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается, главным образом, путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность.

5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

6. Принцип системности.

Формы организации

Формы организации работы учащихся в рамках данной программы внеурочной деятельности разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции, практическая лексическая работа: толкование слов, редактирование текста, опыт составления словарной статьи, опыт составления понятий одной из школьных дисциплин (литература, история, обществознание и т.д.), знакомство с многоаспектностью существования слова (прямое и переносное значение, синонимия, антонимия, паронимия, и т.д.) совершенствование навыков пользования со справочной литературой, словарями и энциклопедиями; развитие навыков со справочными Интернет-ресурсами ,исследовательская и проектная деятельность учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир слов" разработана в соответствии с ФГОС и может использоваться в планировании тематики кружков .

Краснодарский край, Красноармейский район, ст. Ивановская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №22

решением педагогического совета

от 30 августа 2018 года протокол № 1

_____________ Шепелева Н.Ф.

основное общее образование, 5-9 классы

Количество часов: 170

Учителя: Бочарова Софья Александровна

Ежебокова Наталья Анатольевна

Программа разработана в соответствии с ФГОС

1.Пояснительная записка


Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому считаю главной задачей внеклассной работы привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий.
Необходимость кружка заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить знания школьников по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес.
Цель внеклассной работы: развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

2.Планируемые результаты освоения кружковой деятельности

К концу 5 класса учащиеся научатся:

по фонетике и графике: определять звуки речи, различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями;

по орфоэпии: правильно произносить': гласные, согласные и их сочетания в составе слов; названия букв алфавита;

по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем;

по орфографии: замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и соглас­ных и верно их писать; безошибочно писать буквенные сочетания жи - ши, ча- ща, чу-щу; чн, чк, нч-, рщ; верно употреблять разделительные Ъ и Ь, букву ь после шипящих в конце существительных и глаголов,

К концу 6 класса научатся:

по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи;

по лексике и ф р а з е о л о г и и: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

по морфемике и с л о в о о б раз о в а н и ю: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа ;

по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка;

по о р ф о г р а ф и и: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, свободно пользоваться орфографическим словарем;

по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.

К концу 7 класса учащиеся научатся:

по морфологии: распознавать части ре­чи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;

по синтаксису: определять синтаксиче­скую роль частей речи; различать и правильно строить предложения;

по орфографии: характеризовать изучен­ные орфограммы, объяснять их правописание; пра­вильно писать слова с изученными орфограммами;

по пунктуации: обосновывать и правиль­но употреблять знаки препинания на основе изу­ченного в 5—7 классах.

К концу 8 класса учащиеся научатся:

по морфемике и с л о в о о б раз о в а н и ю: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа ;

по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 8 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка;

по о р ф о г р а ф и и: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 8 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, свободно пользоваться орфографическим словарем;

по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 8 классе; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.

по пунктуации: обосновывать и правиль­но употреблять знаки препинания на основе изу­ченного в 5—8 классах.

К концу 9 класса выпускники научатся:

по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи;

по лексике и ф р а з е о л о г и и: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

по морфемике и с л о в о о б раз о в а н и ю: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа ;

по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка;

по о р ф о г р а ф и и: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, свободно пользоваться орфографическим словарем;

по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.

по пунктуации: обосновывать и правиль­но употреблять знаки препинания на основе изу­ченного в 5—9 классах.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

- в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования,

- на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

Программа обеспечена комплектом рабочих тетрадей:

В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не теряться в нем, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ставит

- учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным[1]; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.;

- учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценкунавыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом.

Формирование этих навыков легло в основу целевого блока программы курса.

Обучающиеся овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию создания собственного речевого высказывания, отвечающего конкретной учебной задаче. Данное направление деятельности помогает формированию коммуникативной компетенции, в частности,

- формированию познавательного интереса (это достигается подбором текстов, интересных, личностно значимых, затрагивающих серьёзные проблемы, позволяющих расширить кругозор обучающихся);

- формированию навыков смыслового чтения (умения сосредотачивать и удерживать внимание в процессе знакомства с текстом, осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов, определение основной и второстепенной информации);

- формированию познавательных умений: осуществление анализа, синтеза, классификации информации, установление причинно-следственных связей, структурирование сведений, понимание логики построения текста, умение составлять к тексту вопросы различных видов;

- формированию умения выдвигать и формулировать тезис, приводить доказательства, учитывая наличие иного мнения у партнёров по коммуникативному взаимодействию, умения строить диалогическое и монологическое устное высказывание.

ФГОС ООО предусматривает обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Умение работать с информацией — это универсальное учебное действие, данная программа предполагает целенаправленную работу по формированию у обучающихся информационной компетентности как способности и умении самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом и др.) при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Соответственно, задачами данного курса являются:

- формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;

- формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

- приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

- духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;

Работа с текстом в данной программе представлена в трех разделах:

1. поиск информации и понимание прочитанного;

2. преобразование и интерпретация информации;

3. оценка информации.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме; способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к различной информации; читательский интерес.

· ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;

- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы;

- составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;

- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;

· находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

· решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

- определять назначение разных видов текстов;

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- различать темы и подтемы специального текста;

- выделять не только главную, но и избыточную информацию;

- прогнозировать последовательность изложения идей текста;

- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

· анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

· структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;

· преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;

- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

- делать выводы из сформулированных посылок;

- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

· выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

· откликаться на содержание текста:

- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

- находить доводы в защиту своей точки зрения;

· откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

· на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

· в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

Выпускник получит возможность научиться:

· критически относиться к рекламной информации;

· находить способы проверки противоречивой информации;

· определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6–7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста монологического высказывания. Формулирование вопросов по содержанию текста. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из таблицы, схемы, диаграммы в связный текст. Составление тезисов с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Составление инструкции, алгоритма.

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к рекламной информации.

Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст.

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация.

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к информации.

Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

Подробный и сжатый пересказ (письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст.

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Создание эссе на заданную тему.

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный опыт. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации.


Содержимое разработки

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

Срок реализации программы 1 год

1.Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности основана на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, связи теории с практикой, доступности, наглядности, принцип занимательности.

Цель: Способствовать саморазвитию и личностному самоопределению учащихся, формированию целенаправленной познавательной деятельности по изучению русского языка, изучению его прошлого и настоящего, региональных особенностей, осознанию российской и региональной языковой идентичности .

Исходя из основной цели, выявляются частные задачи:

- формирование коммуникативной культуры школьников;

- расширение и углубление знаний, умений обучающихся и формирование языковой компетенции;

- выявление и поддержка лингвистически одаренных обучающихся;

- развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

2. Планируемые результаты.

Личностные результаты

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; воспитание российской и региональной идентичности: патриотизма, уважения к родному краю, его прошлому и настоящему;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Предметные результаты

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, Ростовской области, о языке как основе национального самосознания;

- представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого общения;

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языка;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;

- использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;

- расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей его уровней и единиц;

- формирование навыков проведения различных видов анализа слова

- формирование ответственности за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность.

Рисуночное письмо. Пиктографическое письмо, узелковое письмо, клинопись. Буквы.новгородские берестяные грамоты

Создание славянского алфавита. Причина, история создания славянского алфавита. Князья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки Кирилица и глаголица.

Реформы русской азбуки. Причины реформ. Реформа года. Реформа 1917 года

Понятие скорописи. Причина появления стенографии Элементы стенографии.

Практическое значение алфавита. (словари, справочники, списки, алфавитные книги и др.)

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:

1.Создатели славянской азбуки

2. История одной буквы

3. Алфавит будущего

Буквы и звуки. Орфограмма. Орфограммы, основанные на правилах фонетики

Интонация. Роль интонации. Оформление интонационных особенностей на письме

Русские говоры. Московские и петербургские говоры.

Так говорят наши бабушки.

2.Кто у нас окает?

Знакомство с личностью В.И.Даля. Словарь В.И.Даля. Толковые словари. Словари иностранных слов. Этимологические словари. Словари писателей. Словари синонимов и омонимов.

Топонимы. Гидронимы. Топонимы наших сел. Из истории названий наших сел.

Фразеологические сочетания, фразеологические сращения, фразеологические единства (идиомы). Библейские фразеологизмы, фразеологические обороты греческих мифов. Фразеологизмы в речи наших старожилов.

Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы. Использование их в художественной литературе

Из истории старинных названий месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой.

Выразительные возможности слова. Многозначность слова. Синонимия. Переносное значение слова. Слово-метафора

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:

1.Тайна моего имени

2. История одной уличной фамилии.

4. Прозвища моих сверстников. История их появления.

5. Метафора как художественное средство в стихотворениях.

7. Какие фразеологические обороты оставили нам греческие мифы?

8. Исчезнувшие в толщах времени…

9.История названия моего села (деревни)

10. Как у наших улиц появились названия?

11. Диалектные слова в речи моих односельчан.

Состав слова. Морфема

Грамматическое значение слова.

Морфемы иноязычного происхождения.

Гнездо родственных слов. Корень слова и этимологическое значение слова

Значения приставок, суффиксов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов

Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Словообразовательные модели (на примере образования слов старожилами наших сел)

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:

Индивидуальное словообразование в творчестве поэтов и писателей.

О чем расскажут части слова…

ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ - 1час

4. Календарно-тематическое планирование

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть

Практическая часть

Дорога к письменности – 6 часов

Из истории письменности

Лекция учителя, работа с презентацией.

Особенности славянского алфавита

Лекция учителя, работа с презентацией

Работают с литературой по языкознанию.

Реформа русской азбуки

Лекция учителя, работа с презентацией

Делают сравнительный анализ славянской азбуки и русского алфавита

Из истории буквы…

Работают с информационными карточками

Зачем нам столько букв? (стенография)

Рассказ учителя о причинах появления стенографии. Знакомство с отдельными элементами

Практикуются в расшифровке и зашифровке слов

Обойдемся ли мы без алфавита?

Беседа о практическом значении алфавита

Секреты устной речи – 5 часов

Слышу и пишу. Почему не всегда одинаково.

Выполняют проблемные задания с опознавательной функцией, задания с элементами занимательности.

Выразительно читают художественные тексты, практикуются в чтении предложений с различной интонацией, составляют интонационные схемы предложений

Василий Иванович Вареник – ростовский краевед

Лекция. Прослушивание записей. Анализ. Работа со статьями

Самостоятельная работа с информационными картами-заданиями. Анализ частушек, записанных от наших старожилов, связанных с особенностями говора

Тайны русского слова– 15 часов

Где живут слова?

Практическая работа со словарями. Составление кроссвордов по определенным темам для последующей работы на уроках.

Грамматические игры. Шарады.

Что в имени тебе моем?

Лекция учителя. Знакомство с типами словарей.

О чем рассказали названия…

Работа над пополнением словарика.

Путешествие по России. Диалектные слова

Лекция учителя. Работа с презентацией Урок-путешествие. Анализ литературных произведений.

Учимся слушать. Диалектные слова наших сел

Удивительный мир русской фразеологии

Лекционный материал. Работа с презентацией.

Читайте также: