В какой школе философов возникла проблема чувственного и рационального

Обновлено: 05.07.2024

Милетская школа – одна из наиболее ранних школ классической античной философии VI – V веков.

Милетская школа принадлежит к так называемым досократическим натуралистическим школам. Главные ее представители – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философ Лосев А.Ф. причисляет школу к направлению ионийской натурфилософии. В отличие от Платона и Аристотеля, ионийцы писали на своем родном ионийском диалекте древнегреческого. Именно с милетской школой связывают возникновение западной философии.

Милетская школа берет свое название от греческого поселения Милет, который был крупным торговым городом. Там развивались разные науки и искусство. Здесь формируется отдельное натурфилософское направление, основателем которого становится уроженец Милета – Фалес.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основная проблема, решавшаяся философами

Учения представителей милетской школы были направлены на осмысление космоса как чувственно-материального объекта.

Для них (как и в целом для античности) было характерно рассматривать мир сугубо объективно. То есть истина в том, что мое ощущение и видение мира является таким не из-за моего восприятия, но потому что он такой и есть в реальности.

Милетцы не различают субъективное осмысление реальности и реальность как она есть для себя, последняя поглощена первой в их представлениях. Потому, космос милетцев – это единство и абсолютный порядок. Но, в то же время, космос – это оформление физических элементов и их материя.

Космос (в понимании милетской школы) – это абсолют (вечный и неизменный), который раскрывает себя в объективно-материальном виде.

Космос представляется в своем чувственно-эмпирическом проявлении – в реальных осязаемых вещах. Он, по мнению учеников школы, состоит из материальных, чувственно-воспринимаемых элементов. Разные представители школы ставили во главу отличные элементы.

Фалес считал главным формирующим компонентом-истоком воду, Анаксимандр – воздух, Анаксимен – свойство воздуха (апейрон). Ключевой элемент каждого философа рассматривался не просто как материальная основа, а как объективная субстанциальность.

Для милетцев характерен монизм, когда ко всеобщему первоначалу сводится все материальное разнообразие.

Милетская школа как предшественница материализма

Общее изменение подхода к осмыслению природы как самодвижущейся и имеющей свою первопричину уже имеет материалистический характер. Милетская школа пытается порвать с мифологическим синкретизмом и религией, показав, что вовсе не боги управляют природой и ее явлениями.

Кроме этого, ученики милетской школы предлагают рациональный, хотя и все еще не лишенный мистики и мифологии, подход к осмыслению окружающей реальности природы.

Лосев А.Ф. подмечает, что нельзя сводить учение милетской школы к наивному эмпиризму.

Материя для милетцев – это некая абстрактная категория для описания всеобщего. Природа вещей рассматривается как физис – это фундаментальная неизменчивая реальность. Кроме этого, представители натурфилософии никогда не отрицали влияния ума или души космоса, однако они отходят на второй план.

В плане универсальности и неизменности элементов-первоначал взгляды учеников школы близки к будущим представлениям об атомах и материи. Однако материя как универсальный элемент наделена у милетцев некой силой, которую они описывают несколько мифологически – как справедливость, борьбу.

Потому будет неверно называть милетцев материалистами в современном понимании материализма. Их материальные начала пока еще были неразрывно связанны с идеалистическими представлениями об Абсолюте.Важно

Материализм милетской школы (как и всех ранних античных философов) – это первые попытки интуитивного осмысления окружающего мира, его основ, законов развития и существования. А потому материализм этот скорее условный.

Основные представители Милетской школы

Фалес Милетский (640-562 гг. до н.э.)

Является родоначальником философии и милетской школы. Предсказал солнечное затмение, которое произошло около 585 г. н.э. О нем остались только свидетельства, поскольку он сам ничего не писал. Является одним из семи мудрецов. Его ключевые идеи:

  1. Началом или мировой первопричиной (архе) всех вещей является конкретно-чувственное, непосредственно данное – вода. Главная характеристика всех семян и зерен – влажность. Отсутствие влажности равно смерти. Вода является жизнью для всего. Из воды все происходит.
  2. Вода имеет свойства текучести и крепости, неизменности.
  3. Из воды все возникает и все в нее возвращается, то есть она служит принципом сохранения, справедливости.
  4. Все в мире соединено с первоначалом – божественной душой. Вода как первоначало и Душа сохраняет природу благодаря своему внутренне присущему движению (энергии).
  5. Мир воодушевлен, и каждая душа стремится к саморазвитию, познанию. Мир полон Богов, душа – тоже Бог. Именно душа является средством движения всего.
  6. Единство можно представить как магнит, который притягивает к себе все существующее. Жизнь первична.

Содержание и обоснование философских истин Фалеса не лишено элементов мифологии и мистики (некоторые исследователи указывают на влияние орфизма).

Анаксимандр Милетский (611-546 гг. до н.э.)

Учение Анаксимандра об апейроне как универсальном управляющем принципе рождения и уничтожения становится первой диалектической теорий в Греции, которая решает проблему зарождения и разрешения противоречий.

Анаксимен (585-524 гг. до н.э.)

Значимость милетской философской школы

Милетские философы внесли фундаментальный вклад в развитие мировой философии. Они были первыми греками, которые предложили рассматривать управление природы как ее собственный процесс, не зависящий от богов. В их понимании природа становится вечной и саморегулирующейся.

Именно такой подход позволил милетцам поднять впервые вопрос о первоначале природы – из чего она состоит. Кроме этого, Анаксимандр и Анаксимен поднимают проблему причины и принципов рождения и уничтожения. Философы, сугубо интуитивно уверенные в исключительной объективности процессов, пытались объяснять законы природы, принципы ее существования.

Кроме этого, они выдвигают теорию об универсальных и неуничтожимых элементах всего сущего, которые вносят в мир определенное движение, побуждая вещи к рождению и разрушению. Такие взгляды можно рассматривать как первые шаги к пониманию атомов и связей между ними. Поэтому их теория имеет актуальность для изучения и поныне, ее можно считать научным истоком.

Милетская школа заложила основы философского подхода к осмыслению окружающего мира и его начал.

Школы античной философии собой философскую мысль Древней Греции и Древнего Рима, последовательно развивавшуюся с VII века до н.э. до VI века н.э.

Школы античной философии кратко в хронологическом порядке обновлено: 22 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Школы античной философии кратко в хронологическом порядке

Милетская школа (VI век до н.э)

Была создана в полисе Милете (территория современной Турции) в VI веке до н.э. Милетские мыслители стремились найти первовещество – первоначало всего существующего.

Фалес Милетский, основатель школы, считал, что первовеществом является вода, из которой путем затвердевания и испарения произошли все вещи.

Анаксимандр, ученик Фалеса, первовеществом считал апейрон – божественное бесконечное начало, нечто среднее между огнем и воздухом, которое всем управляет.

Анаксимен полагал, что первовеществом является воздух, из которого посредством разряжения или сгущения образуются все предметы. Милетская школа была естественно-научной: философы пытались описать и объяснить мироздание в его эволюционной динамике, от происхождения Земли и небесных светил до появления живых существ. Милетские мыслители впервые поставили под сомнение разделение законов на небесные (божественные) и земные (человеческие), предположив существование всеобщих физических законов.

Нужна помощь в написании работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Школа Пифагора (ок. 570 – 497 гг. до н.э.)

Пифагорейцы также придерживались идеи первовещества, которым они считали число. Они абсолютизировали и обожествляли числа. Пифагор разработал математическое объяснение гармонии мира, основанное на числе, мере и пропорциях. Он считал, что все происходящее в мире управляется определенными математическими отношениями; задача философа заключается в том, чтобы вскрыть эти отношения. Себя Пифагор называл философом, а своих учеников – математиками, т.к. их обучение начиналось с изучения чисел.

Гераклит Эфесский (ок. 544 – 480 гг. до н.э.) первоначалом считал огонь – вечную и божественную стихию, которая управляет всеми вещами. Гераклит полагал, что мир находится в вечном движении, которое состоит из борьбы противоположностей: холодного и теплого, жизни и смерти и т.д. Эту борьбу он называл Логосом – единым для всего существующего законом, эквивалентным огню.

Элейская школа (VI-V вв. до н.э)

Была образована в конце VI-V вв. до н.э. в южно-италийском городе Элее. Элеаты раскритиковали учение Гераклита о вечном движении бытия, утвердив принцип его устойчивости и неподвижности.

Основатель школы Парменид выдвинул идею о том, что бытие (все, что реально и можно постичь умом) целостно, постоянно и неподвижно, а небытия (мнимого бытия) не существует. Также Парменид считал, что чувства – лишь источник недостоверных мнений, истинное знание постигается только разумом.

Зенон, ученик Парменида, также не признавал множественность вещей и их движение. Свои философские суждения он доказывал с помощью апорий (парадоксов).

Мелисс (Самосский) попытался обобщить аргументы Парменида о неизменном и неподвижном бытие. К прежним характеристикам бытия он добавил две новые: а) бытие не имеет границ; б) бытие бестелесно.

Субстанциалисты отказались от поиска единого первовещества, допуская, что оно может состоять из нескольких структурных элементов.

Учение плюралистов

Плюралисты Эмпедокл и Анаксагор предполагали мироздание состоящим из нескольких субстанций.

Анаксагор считал, что мироздание состоит из бесконечного количества невидимых частиц (семян). Эти частицы были неподвижны и хаотичны, пока их не привел в движение и гармонию Ум (Нус) – невидимая сила, движущая Вселенной.

Учение атомистов (V-IV веков до н. э)

Софийская школа (2-я половина V – 1-я половина IV века)

Так называли группу философов, за плату обучавших наукам и ораторскому искусству. Школа софистов сформировалась в V вв. до н.э. и просуществовала практически до конца римской империи. Софисты подчеркнули практическую значимость философии, привели ее к проблемам человека и общества.

Учение Сократа и сократические школы (469 – 399 гг. до н.э.)

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) сделал центром своего учения сознание, мышление и духовный мир человека. Знание он отождествлял с добром, а главной причиной зла и человеческих пороков считал невежество. Сократ утверждал, что знание невозможно передать в готовом виде, поэтому предлагал ученикам собственный способ постижение истины через спор и иронический диалог (майевтику).

  • мегарская школа, основанная Евклидом, объединила учение Парменида об едином бытие и идею Сократа о благе, тождественном добродетели. Евклид утверждал, что есть лишь благо, называемое Разумом (Умом) или Богом; ничто, ему противоположное, не существует.
  • элидо-эретрийская школа, основанная Федоном, была похожа на мегарскую и не создала принципиально новых идей.
  • киренская школа, основанная Аристиппом, утверждала, что человек пребывает в плену своих ощущений, которых может быть только два: наслаждение и боль. Киренаики считали, что наслаждение есть цель человеческой жизни, счастье – это совокупность наслаждений, а мудрость – умение подчинять наслаждение своей разумной воле.
  • Киническая школа основана Антисфеном, но самым известным ее представителем был Диоген. Киники видели единственное благо человека в его внутренней свободе, а все нормы и правила считали пустой условностью. Счастье для киников означало неприхотливую жизнь, умеренный труд, воздержание и от наслаждений, и от страданий.

Платон и его Академия (427 – 347 гг. до н.э.)

В 386 г. до н.э. Платон основал в пригороде Афин собственное учебное заведение – Академию, которая просуществовала почти тысячу лет. Обучение в Академии было бесплатным. Помимо философии, слушатели изучали геометрию, арифметику, астрономию и музыкальную гармонию. Академия считалась крупнейшим научным и математическим центром своего времени, поскольку Платон считал математику неотъемлемой частью философского знания. Также он передавал ученикам свои идеи об устройстве справедливого общества.

Учение Аристотеля (384 год до н. э.)

Аристотель – величайший ученик Платона и талантливый преподаватель его Академии. Аристотель заложил основы психологии, этики и логики; произвел первую классификацию наук, выделив метафизику (чистую философию) в отдельное направление. В зрелом возрасте он раскритиковал платоновское учение об идеях, объявив материальный мир (природу) первичной реальностью, которая ничем не предопределена.

Для эллинистического этапа характерно сосуществование и соперничество разных философских направлений. Из них самые значительные: стоицизм и эпикуреизм.

Эпикуреизм (306 год до н. э.)

Эпикурейцы продолжили атомистическое учение Демокрита. Эпикур, основатель школы, на его основе выдвинул новую теорию движения атомов. Согласно ей, возможно произвольное отклонения атомов от заданной траектории, которое Эпикур сравнивал со свободой человеческой воли. В 306 г. до н.э. он открыл в Афинах школу, получившую название «Сад

Школа скептиков (IV век до н.э.)

Данная школа возникла в IV веке до н.э. как реакция на предыдущие учения, провозглашавшие всесилие научно – философского знания. На Пиррона, основателя школы, повлияли взгляды Демокрита, софистов и киренаиков, а также учение индийских аскетов (с ним он познакомился в азиатском походе Александра Македонского).

Скептики считали невозможным достижение истины, т.е. познание сути вещей, поскольку человеческое знание в высшей степени относительно. Путь к счастью они видели в добродетельной жизни, воздержании от суждений и достижении атараксии (безмятежности, внутреннего покоя).

Школа стоиков (IV век до н. э. – II век н. э.)

Школа стоиков, просуществовавшая шесть столетий, делится на: античную (кон. IV-III вв. до н.э.), среднюю (II-I вв. до н.э.) и римскую (I-II вв. н.э.).

Основателем школы был Зенон, но наибольшую известность получили поздние стоики Эпиктет и Марк Аврелий.

Стоики делили всех людей на мудрецов, поступающих согласно разуму и глупцов, следующих желаниям и инстинктам. Этика стоиков заключалась в следующих тезисах: а) жить в согласии с природой и довольствоваться малым; б) следовать добродетели и чувству долга; в) спокойно сносить удары судьбы и стремится к душевному спокойствию.

Самыми значительными школами римского периода

Неопифагореизм (I-II вв. до н.э.)

Неоплатонизм (III-IV вв. н.э.)

Философская школа, систематизировавшая основные положения учения Платона и идеи Аристотеля.

Плотин, основатель учения, добавил туда элементы восточных религии и мифологии.

Неоплатоники представляли бытие состоящим из трех элементов: Единого (Бога; творческой силы, порождающей все), Ума и Души. Плотин утверждал, что человек, углубившись в себя, способен проделать многоступенчатый путь возвышения: от своей души к Мировой, от собственного ума к Мировому, от своего морально-эстетического состояния к Единому. С учением неоплатоников языческую античную философия считают исчерпанной.

Школы античной философии кратко в хронологическом порядке обновлено: 22 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Философия и религия частично совпадают по своему предмету — но они различаются по методам, с помощью которых они справляются с этим предметом. Религия основана на непосредственном опыте; это сама жизнь, не опосредованная формальной логикой; она интуитивна и иррациональна. Философия, с другой стороны, активно использует логику; это все же познание жизни, а не сама жизнь. Религия предполагает безмерность Бога, а философия стремится понять Его. Религия осознает Бога как живую личность; для философии это почти невозможно. Религия — это знание и жизнь в общении с Богом. Философия — это познание Бога, но одновременно (а иногда и в первую очередь) это познание мира, познание жизни.

Философия может укрепить религию, а может и разрушить ее в моменты кризиса. Религия не сводится к философии. Помимо философии существуют секты, догматика и религиозный опыт.

Философия и искусство. Если наука выражает универсальную истину в обобщенной форме, философия выражает индивидуальную истину в обобщенной форме, то искусство — это область культуры, в которой индивидуальная истина представлена в форме событий.

Искусство — это создание нового духовного мира, а философия — определение и создание его смысла.

Художник как философ выражает свои идеи, но главное в его деятельности — создание образа (символа). Философию и искусство нельзя полностью отождествлять. Однако искусство становится философским, когда создаваемый им мир начинает жить своими собственными оригинальными философскими проблемами.

Культура — это средство и способ развития духовного начала в человеке, имеющий целью формирование и удовлетворение его духовных потребностей; цивилизация обеспечивает человека средствами существования, она направлена на удовлетворение его практических потребностей.

Философия и мифология. Происхождение философии. Периодизация.

Философия не могла появиться сама по себе. Ее возникновению как науки предшествовали другие формы человеческого сознания, существовавшие ранее, а именно мифологическое и религиозное мировоззрение.

Философия монологична, мифология деологична.

Возникновение философии относится к 6 веку до нашей эры. В это время в странах Древнего Востока (особенно в Индии и Китае) и в Древней Греции произошел переход от мифологического к философскому мировоззрению. Мифология создала некоторые типичные конструкции, на которых строилась зарождающаяся греческая философия. Его появление стало одной из составляющих культурного переворота в Древней Греции. Философия вобрала в себя наиболее ценные достижения культуры и постепенно стала самостоятельной интеллектуальной областью, на основе которой возникла наука. Философская мысль родилась в лоне мифологии как первая форма общественного сознания. Первоначальное содержание философии практически совпадало с религиозно-мифологическим мировоззрением. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии ряд вопросов о происхождении мира, его устройстве, месте человека в мире и т.д., но отличается логически упорядоченной системой знаний, характеризующейся стремлением к теоретическому обоснованию детерминаций и принципов. Мифология и философия — это две разные формы социального творчества, два типа мировоззрения. Возникшая философия заимствовала основные вопросы из мифологии и сформулировала их в более четкой форме. Поэтому они одновременно являются частями единого целого, так как философия формировалась на основе приобретенного опыта мифологии.

Досократическая философия - Общая характеристика досократической философии

Общее понятие досократических философских школ

Кратко рассмотрим основные свидетельства, характеризующие досократовские школы древнегреческой философии. Наш обзор принято начинать с милетской школы. Сведений о ней не так много, но того, что известно о трех ее представителях — Фалесе, Анаксимандре и Анаксимене — достаточно, чтобы оценить роль милетских мыслителей в этой интеллектуальной революции, которая привела к формированию философской традиции в Элладе. Правда, не все в мировоззрении Милета мы можем достоверно оценить. И особенно потому, что философия милетской школы в античности считалась началом, отправной точкой всей античной философии.

Милет — один из греческих полисов, расположенный на восточной границе эллинской цивилизации в Малой Азии. Здесь переосмысление мифологических представлений о начале мира впервые приобрело характер философского рассуждения о том, как многообразие окружающих нас явлений возникло из одного источника — первозданного элемента, первоначала — архэ.

Примерно такого же взгляда на начало мира придерживался и третий представитель милетской школы — Анаксимандр. Он отличался от Анаксимандра только тем, что для него образ безграничного был слишком абстрактным. Поэтому изначальное, животворящее все живое, он связывал с элементом, наличие которого, собственно, и означает возможность жизни — с воздухом.

Немного моложе милетских мыслителей и почти их соотечественником был знаменитый философ Гераклит.

Античная философия

Античная философия — это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с 7 века до нашей эры. Античная философия возникла в греческих содружествах (торговых и ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Черного моря и Крыма, в самих Афинах, в эллинистических государствах Азии и Африки и в Римской империи. Древняя философия внесла выдающийся вклад в развитие мировой цивилизации. Именно здесь возникла европейская культура и цивилизация, и именно здесь лежат истоки западной философии, почти всех ее позднейших школ, идей и концепций.
Характеристики:

Античная философия возникла не как особая область философского исследования, а в неразрывной связи с научными знаниями — математикой, естествознанием, с зачатками политических концепций, а также с мифологией и искусством. Интеллектуальное развитие в VII-IV веках до н.э. перешло от мифологии и религии к науке и философии.
Основные идеи и проблемы:

Проблемы происхождения космоса, его структуры и развития; вопросы о происхождении всего сущего, бытия, небытия, материи и ее свойств (движение, пространство, время); представления об основных элементах, тождестве и противоположности бытия и небытия, структурной природе бытия (атомы и пустота), текучести и ее противоречивости и др. (Фалес, Анаксимандр, Зенон, Парменид, Демокрит и т.д.).

Проблемы, касающиеся человека и его отношений с другими людьми; вопросы природы и сущности человеческой морали, ее соотношения с правом; вопросы политики и устройства государства; вопросы природы и сущности человеческого сознания, соотношения в нем рационального и иррационального; проблемы понимания истины и др. (Сократ, Протагор, Горгий, Антифон, Пиррон, Секст Эмпирик, Эпикур и др.) — Проблемы человеческой свободы и достижения человеческого счастья: идеи о силе и мощи человеческого разума в его стремлении к свободной и творческой жизни, о знании, в котором заключается счастье свободного человека и др. (Сенека, Эпиктет, Аврелий, Эпикур, Тит Лукреций Кар и т.д.).

Проблемы взаимоотношений между Богом и его творением, человеком; представления о Боге как истинно существующем; о Логосе как высшем и совершеннейшем творении Бога и т.д. (Плотин, Филон Александрийский и др.).

Проблемы генезиса и природы знания, логически и методически с позиции рационального метода исследования; идеи построения метафизических систем и синтез фундаментальных философских проблем; проблемы логики, логических форм, правил правильной аргументации; вопросы риторики как искусства убеждения; проблемы эстетики и др. (Платон, Аристотель и др.).

Элеаты осмысливали понятие бытия

Бытие есть, небытия нет.
Бытие едино и неделимо.
Бытие познаваемо, а небытие — нет.

Демокрит проводит различие между миром атомов как истинным, то есть познаваемым только разумом, и миром чувственных вещей — всего видимого. Атомы невидимы, их можно только представить, они различаются по форме и размеру. Они движутся в пустоте и переплетаются друг с другом, потому что имеют разную форму. Атомы образуют тела, доступные для восприятия.

Согласно Демокриту, целое — это сумма частей (атомов), а движение атомов — причина всего сущего. Демокрит отвергает элеатское положение о неподвижности бытия. Демокрит исповедует пустоту. Он говорит о структуре вещей.

Так, Демокрит объявляет атом — материальную неделимую частицу — причиной и сущностью всего сущего. Атомы движутся, взаимодействуют друг с другом, цепляются друг за друга, объединяются и образуют некую комбинацию. Философ выдвинул идею микроструктуры мира, пытаясь объяснить возникновение тел благодаря различным комбинациям атомов, а разрушение — тем, что эти соединения распадаются.

Благодаря атомистической концепции стало возможным объяснить, почему, несмотря на рождение и смерть отдельных тел, мир в целом продолжает существовать, сохраняется. Например, люди рождаются и умирают, но человеческий род продолжает существовать. И нет необходимости в богах, мистике, судьбе, чтобы объяснить это, потому что есть естественное объяснение в самой природе.

софисты (V — первая половина IV века до н.э.), учили искусству убеждения, красивой речи и правильной аргументации своих мыслей, и особенно искусству опровержения суждений противной стороны (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Критий). Софизмы — это логические уловки, благодаря которым правильный на первый взгляд вывод оказывается ложным, а собеседник запутывается в собственных мыслях.

Сократ (469-399 гг. до н.э.) был выдающимся афинским философом и учителем Платона. Сократ выступает за реалистичное религиозное и моральное мировоззрение.

Философия досократиков

Досократики — условное название древнегреческих философов раннего периода (VI-V века до н.э.), а также их преемников IV века до н.э., работавших вне аттической сократической и софистической традиции. Он также может использоваться только в хронологическом смысле.

За ней следует школа элеатов, занимающаяся философией бытия (ок. 580-430 гг. до н.э.). Среди них были Ксенофан, Парменид, Зенон Элевтерский и Мелисс. Одновременно со школой Пифагора, занимавшейся изучением гармонии, меры, числа, к которой принадлежали Филолай (V в. до н.э.), врач Алкмеон (ок. 520 г. до н.э.), теоретик музыки, философ и математик Архит Тарентский (ок. 400-365 гг. до н.э.). Среди их последователей был также скульптор Поликлет Старший (конец V века до н.э.).

Великие мудрецы — Гераклит, Эмпедокл и Анаксагор. Демокрит с его энциклопедической, всеобъемлющей мыслью, вместе со своим полулегендарным предшественником Люциппом и школой Демокрита, являются завершением досократовской космологии. К этому периоду можно отнести и ранних софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик).

При этом отмечается условность упомянутого традиционного объединения мыслителей досократовского периода, тем более искусственная попытка выделить элементы их учения[4].

Главной темой философской мысли досократиков был космос. Он был представлен им состоящим из обычных чувственных элементов: Земля, Вода, Воздух, Огонь и Эфир, которые взаимопроникают друг в друга посредством конденсации и разрежения. Человек и сфера социального, как правило, не выделялись досократиками из общей космической жизни. Человек, общество и космос подчиняются одним и тем же законам. Устойчивой концепцией Пресократа является номотетический дуализм[5].

Досократики традиционно делятся на представителей ионийской философии (милетская школа, Гераклит, Диоген Аполлоний), италийской философии (пифагорейцы, элеаты) и атомистов. Иногда Сократа ошибочно относят к досократикам, но это не совсем верно, поскольку большинство софистов были современниками Сократа, и он активно с ними общался. Более того, учение софистов сильно отличалось от учения пресократиков.

Рассматривая феномен души, Сократ исходил из знания о ее бессмертии, что было связано с его верой в Бога.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Еще одним центром развития греческой философии в досократовский период становится противоположная, западная часть так называемой Великой Греции — Южная Италия. Развитие философского мышления здесь начинается несколько позже, чем в малоазий-ских центрах Ионического побережья. Обе школы возникают после прихода эмигрантов из Ионии.

Ксенофан

Несомненно интересной является его мысль о постоянном снижении уровня и высыхании моря. Он обосновывает ее, подкрепляя находками окаменевших морских животных в тех местах, которые в его время были значительно удалены от моря.

В этом пункте совершается полный отход от представлений милетских философов, которые постулировали единство мира по отношению к первоматерии, а ее изменениями они объясняли существующее многообразие мира. Ксенофан, однако, понимает универсальное бытие как вечное и неизменное, что сообщает его философии черты неподвижности. Наряду с абстрактным, понимаемым метафизически единством допускаются и проявления многообразия мира. Так, собственно, хотя и не явно, ставился вопрос об отношении единичного и общего.

Онтологические взгляды Ксенофана тесно связаны с его пониманием познания. Чувства не могут дать основания истинного познания, но ведут лишь к мнениям и кажимости. Именно чувства ведут к убежденности, что мир многолик и изменчив. Этот скептический подход к чувственному познанию характерен для всей элейской школы.

Парменид

Парменид из Элей был основателем элейской школы (ок. 540—470 до н. э.). Он был другом и учеником Ксенофана. Согласно Диогену Лаэртскому, он был также учеником Анаксимандра; большое влияние оказал на него пифагореец Аминий. По своему содержанию философские взгляды Парменида ближе всего взглядам Ксенофана.

Парменид делает весьма резкое различие между подлинной истиной (алетейа), являющейся продуктом рационального освоения действительности, и мнением (докса), опирающимся на чувственное познание. Чувственное познание нам дает образ лишь кажущегося состояния вещей, и с его помощью нельзя постичь их подлинную сущность. Решение вопроса о чувственном и рациональном познании у Парменида (так же как и у Ксенофана) является скорее логическим следствием его подхода к пониманию мира. Основным для него, как и для всей элейской школы, является наука о бытии, о сущем.

Из действительного мира, из области бытия Парменид (а после него и остальные представители элейской школы) полностью исключает движение. Понятие развития в том смысле, в котором оно употребляется в милетской школе, и в частности Гераклитом, Парменид подвергает острой критике и называет пустым именем.

Парменид отвергает движение и развитие, не-сущее не существует. Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Хотеть нечто переместить, согласно Пармениду, означало бы либо поместить его на место другого сущего, а это невозможно, так как одно сущее уже там находится, либо поместить его на место, где ранее было не-сущее, но, как вытекает из ранее сказанного, не-сущее не существует, поэтому и этот вариант исключается. Отсюда сущее является наполненным и неподвижным.

Зенон

Наиболее ярким учеником Парменида был Зенон. Родился он в Элее, и его акмэ приходится на период около 460 г . до н. э. Всю жизнь Зенон прожил (не считая путешествия в Афины) в родном городе, В своих трудах он по преимуществу защищал и уточнял систему аргументаций Парменида. Зенон активно участвовал в политической жизни и общественных целях своего города. По взглядам он стоял на стороне элейской аристократии, эвпатридов.

В соответствии с принципами элейской школы Зенон также разрывает чувственное и рациональное познание. Истинным он однозначно признает рациональное познание, чувственное же ведет к неразрешимым противоречиям. Зенон прославился именно выяснением противоречий между разумом и чувствами. Свои взгляды он излагал по преимуществу в форме диалогов, построенных особым методом, который сейчас можно назвать методом споров.

Вначале он предлагает правильное утверждение, противоположное тому, что он хотел доказать. Затем рациональной аргументацией он доказывал, что эта предпосылка ведет к неразрешимым противоречиям и что истинным должно быть противное утверждение. В своих онтологических взглядах Зенон однозначно отстаивает позиции единства, целостности и неизменности сущего.

Видимо, наиболее известным изложением элейского отрицания движения и постулирования неизменности и неподвижности сущего являются апории Зенона, доказывающие, что если допускается существование движения, то возникают неразрешимые противоречия.

Второй (и, пожалуй, наиболее известной) апорией Зенона является Ахиллес. Эта апория показывает, что самый быстрый из людей (Ахиллес) не сможет никогда догнать самое, медленное создание, если оно вышло в путь раньше его.

Ахиллес, чтобы догнать черепаху, должен вначале пройти расстояние от своего места до места, где в то время находилась черепаха. Но прежде, чем он пройдет это расстояние, черепаха опять продвинется вперед на определенный отрезок, и эта ситуация повторяется вновь и вновь, так что более медленный с необходимостью продвинется несколько вперед. В этой апории повторяется, собственно, то же самое, что и в апории дихотомии. Ахиллес, преследующий черепаху, должен был бы за конечное время пройти бесконечное число отрезков.

Читайте также: