Какие реальные перемены произошли в советской внешней политике кратко

Обновлено: 03.07.2024

Приход к власти очередного генерального секретаря ЦК КПСС не предвещал существенных перемен во внешнеполитическом курсе СССР. Сохраняя традицию, Михаил Горбачев на весь свет заявил о приверженности делу мира, борьбе с военными угрозами, укрепления содружества с соцстранами и помощи борцам за национальную независимость. Политика Запада критиковалась им вплоть до назначения Эдуарда Шеварднадзе министром иностранных дел СССР.

Свежий министр сходу взялся за нормализацию отношений с США и ее сателлитами, ликвидацию противостояния в региональных конфликтах и политику разоружения. В дальнейшем, когда в окружении Генсека стала доминировать группа новых людей, мотивированных либеральными ценностями, поменялось отношение к обычному курсу советской внешней политики и у самого Горбачева.

  • отказаться от раскола мира на два враждебных полюса;
  • признание единства и неделимости мира;
  • отказ от применения силы в разрешении международных проблем;
  • поднять общечеловеческие ценности выше национальных, идеологических и классовых.

Эти тезисы стали теоретической основой внешнеполитического курса СССР в годы перестройки, на практике выразившиеся в стремлении Горбачева добиться расположения Запада, невзирая на цену односторонних уступок.

Путь от равенства к договорному диктату

Регулярные встречи лидеров Советского Союза и Америки начались в ноябре 1985 года. Тогда лидеры главных мировых держав установили доверительные отношения. С 1987 года переговорный процесс перешел в стадию подписания основополагающих договоров по самым острым внешнеполитическим направлениям.

  • ввести демократию;
  • создать рынок;
  • построить федерацию;
  • отказаться от прежней политики на Ближнем Востоке;
  • отказаться от интересов на Африканском континенте;
  • остановить работу по модернизации советского военного ядерного потенциала.

В этот раз некоторые условия перешли в плоскость внутренней политики, что было непосредственным вмешательством во внутренние дела СССР. Такого не мог стерпеть даже Горбачев, и дни его у власти были сочтены.

Обрушение системы послевоенного устройства мира

Чувствительные для Советского Союза перемены происходили в 1989 году на западных его рубежах. Когда стало понятно, что единство соцлагеря не будет поддерживаться силой советского оружия, власти предержащие Восточной Европы не стали сопротивляться давлению оппозиционных сил, опиравшихся на мощную всестороннюю поддержку Запада.

Основные события

  • СССР перестал смотреть на отношения с окружающим миром через призму противостояния социалистической и капиталистической систем;
  • СССР перестал навязывать другим странам свою модель развития;
  • СССР начал стремиться к улучшению отношений с США и Западом;
  • ради этого СССР был готов пойти на уступки.

3. В 1985 г. был возобновлен советско-американский диалог:

4. В начале 1989 г. СССР осуществил важнейший внешнеполитический шаг — 15 февраля 1989 г. советские войска были полностью выведены из Афганистана. СССР перестал участвовать в войнах на чужой территории и поддерживать социалистиче­ские режимы.

5. В мае 1989 г., спустя 30 лет после поездки Н.С. Хрущева, состоялся визит М.С Горбачева в Китай. Началась нормализация советско-китайских отношений. Поездка Горбачева способствовала началу в Китае массовых антикоммунистических выступлений молодежи, которые были подавлены китайской армией 3 июня 1989 г. на площади Таньаньмэнь. Это был первый случай массовых народных антикоммунистических выступлений в соцстранах.

6. Подобные процессы перешли осенью в Европу, в результате чего один за другим пали социалистические режимы и власть компартии в соцстранах:

в августе — октябре 1989 г. начался кризис в ГДР — массовое бегство граждан ГДР в ФРГ, в результате которого на германо-германской границе скопилось около 2 млн человек, желающих уехать, и которых власти ГДР не выпускали;

это породило массовые беспорядки в ГДР, выступления молодежи, в результате которых репрессивный режим Э. Хонеккера в ГДР пал;

в апреле 1990 г. на свободных выборах коммунисты ГДР потерпели поражение и к власти пришли оппозиционные некоммунистические силы, взявшие курс на объединение с ФРГ;

еще ранее, летом 1989 г., на выборах в Польше 99% поляков проголосовало против коммунистов — в Польше мирным путем к руководству страной пришло антикоммунистическое правительство во главе с Тадеушем Мазовецким, начавшее десоветизацию Польши;

в 1989 г., после смерти Яноша Кадара, 33 года со времен подавления восстания 1956 г. возглавлявшего страну, сама компартия Венгрии (ВСРП-ВСЛ) в течение 3 месяцев демонтировала социализм и 23 октября 1989 г. провозгласила Венгрию буржуазной республикой, что было закреплено конституционно;

9 ноября 1989 г. рухнула Берлинская стена, которую разрушили жители обеих частей Берлина;

22 — 26 декабря 1989 г. в результате народного восстания, спровоцированного расстрелом рабочих в Тимишоаре, был све­ргнут и расстрелян Николае Чаушеску, 24 года возглавлявший Румынию и до последнего дня упорно противодействовавший реформам.

7. Советский Союз занял позицию невмешательства в процессы, происходящие в данных странах. Социалистический лагерь рухнул.

3 октября 1990 г. с согласия СССР была объединена Германия — ГДР вступила в состав ФРГ на основании ст. 23 Основного Закона ФРГ, предусмотренной создателями ФРГ еще в 1949 г., и прекратила свое существование. СССР согласился с членством объединенной Германии в НАТО и обязался в течение 4 лет вывести все войска из Германии.

8.В 1991 г. были распущены Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и Организация Варшавского договора (ОВД) без всяких ответных шагов со стороны НА ТО.

В 1991 г. распалась Югославия.

В декабре 1991 г., после 69 лет существования, на 15 государств распался сам Советский Союз.

Пришедшее к власти новое руководство страны во главе с Горбачевым и министром иностранных дел Шеварднадзе начало вести активную международную политику вывода страны из международной изоляции. В первое время основные задачи оставались прежними: обеспечение безопасности и укрепление социалистического лагеря. Однако уже через 2 года во внешней политике произошли значительные коррективы. Связано это было с взятием Советским Союзом курса на перестройку и попыткой распространения ее на международной арене.

Для осуществления новой политики требовалась деидеологизация в отношениях между государствами. Под этим термином понималось устранение идеологических предрассудков, которые разделяли народы с целью совместного строительства общего европейского дома. В первую очередь это касалось капиталистических стран, с которыми требовалось наладить нормальное сотрудничество, разблокировав все существующие конфликты.

В период с 1985 по 1991 годы шла реализация нового курса. Его итоги для СССР имели как положительный характер, так и провал по некоторым пунктам.

Плюсы и минусы внешней политики СССР в 1985 – 1991 годах

Положительные стороны новой политики СССР

Шаги по нормализации международных отношений:

Введение со стороны СССР моратория на испытание ядерного оружия. Это послужило поводом приглашения представителей Советского государства присутствовать на ядерных испытаниях США

Был решен вопрос с Афганистаном. США перестало оказывать военную помощь стране, а Советский Союз вывел свои войска

Налаживание советско-китайских отношений. Этому способствовал вывод советских войск из Афганистана. Однако оставалось еще 1 препятствие – это проблема Камбоджи. После переговоров между СССР и Вьетнамом советские войска были выведены и оттуда. В итоге в 1981 году состоялась советско-китайская встреча на высшем уровне. На ней решались вопросы пограничных территорий, а так же экономического характера

На советско-японской встрече со стороны Горбачева было высказано согласие о правильности постановки вопроса спорных территорий в отношении Курильских островов

Отрицательные стороны новой политики СССР

Проведение новой международной политики имело для СССР и негативные стороны:

Падение международного авторитета. Инициатива в международных делах была потеряна, а новые союзники приобретены не были

Политика СССР в 1985 – 1991 годы имела ряд положительных и отрицательных моментов.

Некоторые минусы касались только Советского государства. Например, распад социалистической системы для самих стран минусом не назовешь.

Встав на рыночный путь развития, они значительно нарастили свою экономику. Слияние ФРГ с ГДР возродило прежнюю Германию и позволило Восточной ее части значительно повысить свой уровень.

В середине 60-х гг. ситуация в мире вновь осложнилась. Начавшаяся война во Вьетнаме надолго охладила отношения между СССР и США. Нападение в июне 1967 г. Израиля на соседние арабские страны едва не привело к началу прямого военного столкновения между СССР и Западом. Начавшиеся ранее идеологические споры с Китаем получили продолжение в выдвижении территориальных претензий с его стороны на 1,5 млн кв. км советских земель в Приморье, Приамурье, Забайкалье, Средней Азии. Это резко осложнило двусторонние отношения, а в 1969 г. привело и к масштабному вооруженному конфликту на о. Даманский.

Летом 1968 г. был подписан договор о нераспространении ядерного оружия. В 1969 г. ведущие страны Запада поддержали предложение СССР о проведении общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству. Летом 1970 г. был подписан договор между СССР и ФРГ, по которому признавались послевоенные границы в Европе. Позже такие договоры ФРГ заключила с Польшей и Чехословакией. В 1971 г. было подписано четырехстороннее соглашение (СССР, США, Англия и Франция) по Западному Берлину, определившее статус этого города. В 1972 г. состоялось взаимное признание ГДР и ФРГ.

Отсчет нового периода в отношениях Восток - Запад начался с первого в истории визита президента США (Р. Никсона) в Москву в мае 1972 г., когда были подписаны ключевые договоры, до сих пор определяющие отношения между нашими странами (об основах взаимоотношений, об ограничении систем противоракетной обороны и стратегических наступательных вооружений). Этот успех был закреплен в 1973 г. в ходе визита Л. И. Брежнева в США, где было подписано соглашение о предотвращении ядерной войны.

Все это вело к тому, что впервые за долгие годы начал меняться сам климат международных отношений.

Апогеем эпохи разрядки стала встреча в Хельсинки летом 1975 г. глав государств и правительств 33 европейских стран, а также США и Канады.

Они собрались здесь для подписания заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе. В нем были закреплены принципы, на которых все страны Европы обещали строить взаимоотношения друг с другом: суверенное равенство, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость послевоенных границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и его

Были созданы постоянно действующие структуры, которые должны были следить за соблюдением этих принципов и обеспечивать их выполнение.

Как оказалось, СССР и Запад по-разному оценивали значение Совещания и интерпретировали его итоговый документ. Советские лидеры полагали главным обеспечение нерушимости послевоенных границ. Их западные коллеги делали акцент на соблюдении прав человека в странах социализма. Усилилась их помощь диссидентам в странах Варшавского договора.

Вскоре фундамент разрядки дал первые трещины. Запад стал обвинять СССР в нарушении прав человека и преследовании инакомыслящих. Советское руководство начало размещение на территории ГДР и Чехословакии ядерных ракет средней дальности, что формально не было запрещено, но меняло стратегическое равновесие в Европе. Попытки вновь договориться были безуспешными. Подписанный летом 1979 г. в Вене договор ОВС-2 так и не был ратифицирован из-за ввода советских войск в Афганистан. С первыми залпами советских орудий в этой стране эпоха разрядки закончилась. Начиналась пора нового жесткого противостояния между Востоком и Западом.

В условиях военно-стратегического паритета прямое военное противостояние между СССР и США стало невозможным. Поэтому оно было перенесено на региональный уровень.

С середины 60-х гг. почти десять лет СССР оказывал широкомасштабную помощь Вьетнаму, боровшемуся с агрессией США. Победа вьетнамского народа в 1975 г. была воспринята в СССР как собственная.

Когда летом 1967 г. началась война Израиля против Египта, Сирии и Иордании, СССР не только разорвал дипломатические отношения со страной-агрессором, но и направил в арабские страны большие партии оружия и военных советников, а в Средиземное море ввел военно-морской флот, готовый применить ядерное оружие в случае разрастания конфликта. Агрессия была прекращена лишь после прямого обращения к президенту США главы советского правительства А. Н. Косыгина, угрожавшего применить силу.

В 70-е - начале 80-х гг. советское оружие и военные советники использовались как главный инструмент противостояния с США в Лаосе, Кампучии, Анголе, Мозамбике, Гвинее-Бисау, Эфиопии, Сомали, Южном Йемене, Никарагуа. На эти акции были истрачены десятки миллиардов долларов. Предполагалось, что эти страны пойдут по пути социализма.

В 1979 г. между двумя социалистическими странами - Китаем и Вьетнамом - вспыхнула война, в которой СССР поддержал вьетнамцев.

Все это говорило о том, что мировая социалистическая система доживает последние годы.

Еще быстрее разрушительные процессы нарастали в мировом коммунистическом движении.

Ввод советских войск в Чехословакию еще более углубил противоречия между руководством КПСС и лидерами других коммунистических партий как в Европе, так и в Азии, Латинской Америке. Попытка Брежнева созвать международное совещание коммунистических и рабочих партий для поддержки своего курса (1969) хоть и завершилась его проведением, но выявила серьезные противоречия.

Силовые действия СССР в различных регионах, особенно война в Афганистане еще более отдалили от КПСС ее недавних союзников-коммунистов из Франции, Англии, Италии, Бельгии, Испании, Японии и др. Начался массовый выход из этих организаций. Он несколько приостановился, лишь когда из программных документов коммунистических партий стали исчезать главные марксистские установки - о диктатуре пролетариата, мировой революции, атеизме, демократическом централизме как основе строительства самих партий. Наоборот, в них стали появляться важнейшие компоненты либеральной доктрины - о свободе личности и правах человека, плюрализме собственности, демократии и т. п.

Таким образом, главной предпосылкой разрядки международной напряженности в 70-е гг. стало достижение военно-стратегического паритета между СССР и США. Попытки обеих сторон изменить его в свою пользу привели к краху разрядки.

Масштабные перемены во внутренней жизни одной из великих держав имели последствия для всего мира. Перемены в СССР оказались близкими и понятными народам мирового сообщества, которое получило светлые надежды на долгожданное укрепление мира на Земле, расширение демократии и свободы. Начались изменения в странах бывшего социалистического лагеря. Таким образом, Советский Союз вызвал глубокие перемены во всей мировой ситуации.

Изменения во внешней политике СССР:

1) процесс демократизации внутри страны заставил пересмотреть подход к правам человека; новое восприятие мира как единого взаимосвязанного целого поставило вопрос об интеграции страны в мировую хозяйственную систему;

1) 15 января 1986 г. Советский Союз выдвинул план освобождения человечества от ядерного оружия к 2000 г.;

2) XXVII съезд КПСС анализировал перспективы мирового развития исходя из концепции противоречивого, но взаимосвязанного, по сути дела, целостного мира. Отказываясь от блоковой конфронтации, съезд однозначно высказался за мирное сосуществование, но не как специфическую форму классовой борьбы, а как высший, универсальный принцип межгосударственных отношений;

3) была всесторонне обоснована программа создания всеобщей системы международной безопасности, базирующаяся на том, что безопасность может быть только общей и достигается лишь политическими средствами. Эта программа была адресована всему миру, правительствам, партиям, общественным организациям и движениям, которые действительно озабочены судьбами мира на Земле;

4) в декабре 1988 г., выступая в Организации Объединенных Наций, М.С. Горбачев в развернутом виде представил философию нового политического мышления, адекватного современной исторической эпохе. Было признано, что жизнеспособность мирового сообщества – в многовариантности развития, в его многоликости: национальной, духовной, социальной, политической, географической, культурной. А поэтому каждая страна должна быть свободна в выборе пути к прогрессу;

5) необходимость отказа от осуществления собственного развития за счет других стран и народов, а также учета баланса их интересов, поиска общечеловеческого консенсуса в движении к новому политическому порядку в мире;

6) лишь общими усилиями мирового сообщества можно одолеть голод, нищету, массовые эпидемии, наркоманию, международный терроризм, предотвратить экологическую катастрофу.

Масштабные перемены во внутренней жизни одной из великих держав имели последствия для всего мира. Перемены в СССР оказались близкими и понятными народам мирового сообщества, которое получило светлые надежды на долгожданное укрепление мира на Земле, расширение демократии и свободы. Начались изменения в странах бывшего социалистического лагеря. Таким образом, Советский Союз вызвал глубокие перемены во всей мировой ситуации.

Изменения во внешней политике СССР:

1) процесс демократизации внутри страны заставил пересмотреть подход к правам человека; новое восприятие мира как единого взаимосвязанного целого поставило вопрос об интеграции страны в мировую хозяйственную систему;




1) 15 января 1986 г. Советский Союз выдвинул план освобождения человечества от ядерного оружия к 2000 г.;

2) XXVII съезд КПСС анализировал перспективы мирового развития исходя из концепции противоречивого, но взаимосвязанного, по сути дела, целостного мира. Отказываясь от блоковой конфронтации, съезд однозначно высказался за мирное сосуществование, но не как специфическую форму классовой борьбы, а как высший, универсальный принцип межгосударственных отношений;

3) была всесторонне обоснована программа создания всеобщей системы международной безопасности, базирующаяся на том, что безопасность может быть только общей и достигается лишь политическими средствами. Эта программа была адресована всему миру, правительствам, партиям, общественным организациям и движениям, которые действительно озабочены судьбами мира на Земле;

4) в декабре 1988 г., выступая в Организации Объединенных Наций, М.С. Горбачев в развернутом виде представил философию нового политического мышления, адекватного современной исторической эпохе. Было признано, что жизнеспособность мирового сообщества – в многовариантности развития, в его многоликости: национальной, духовной, социальной, политической, географической, культурной. А поэтому каждая страна должна быть свободна в выборе пути к прогрессу;

5) необходимость отказа от осуществления собственного развития за счет других стран и народов, а также учета баланса их интересов, поиска общечеловеческого консенсуса в движении к новому политическому порядку в мире;

6) лишь общими усилиями мирового сообщества можно одолеть голод, нищету, массовые эпидемии, наркоманию, международный терроризм, предотвратить экологическую катастрофу.

Предыстория


Начало перемен во внешней политике

Новое политическое мышление 1985-1991 годов

Принципы новой политики заключались в следующем:

В соответствии с этими принципами были определены 3 ключевых направления внешней политики:

  • Стабилизация отношения со странами Запада и разоружение.
  • Преодоление международных конфликтов.
  • Сотрудничество со странами мира вне зависимости от их политической идеологии.

Новое мышление в 1987-1991 годах

Новая внешняя политика Советского Союза вскоре дала результат. В 1987 году США и СССР подписали важный договор об ликвидации ракет средней и малой дальности. Напряженная обстановка в мире существенно разрядилась.

В 1990 году в Париже странами-представителями НАТО и Организации Варшавского договора, в том числе и СССР, был подписан договор о лимитировании вооружений и техники. В следующем году Советский Союз и США заключили соглашение о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений сроком на 15 лет. Этот документ стал большим шагом на пути к безъядерному миру.

Новое политическое мышление 1985-1991 годов

В период перестройки СССР начал образовывать новые экономические отношения с Америкой и другими капиталистическими странами. Советское правительство надеялось получить политическую поддержку и экономическую помощь, поэтому зачастую шло на уступки Западу. В итоге это привело к падению авторитета Советского Союза.

В 1988 году СССР начал вывод вооруженных сил из Афганистана. В этом же году Горбачев заявил о сокращении армии и переходе на производство гражданской продукции предприятий оборонного комплекса.

Осенью 1989 года в странах Восточной и Центральной Европы пал коммунистический режим. Новое правительство этих государств заявило об отказе от тесного сотрудничества с Советским Союзом. В 1991 году Организация Варшавского договора (ОВД) прекратила существование. Биполярный порядок в мире разрушился, и советский режим оказался обречен.

Итоги

Благодаря переменам во внешней политики СССР произошла разрядка международной напряженности. Народы многих стран мира получили возможность развиваться без вмешательства извне. США и СССР ослабили противоборство и начали процесс ядерного разоружения.

Политика Л. И Брежнева во второй половине XX века характеризовалась противоречивостью. С одной стороны, первый секретарь ЦК КПСС стремился наладить отношения с Западом и увеличить влияние на страны Третьего мира. С другой стороны, Брежнев вёл агрессивную политику в отношении государств Восточной Европы. Важные достижения внешней политики СССР в 1964—1985 гг. были перечёркнуты введением войск в Афганистан.

Политика Л. И Брежнева

Направления внешней политики

Перед тем как изучать, чем характеризовалось внешнеполитическое положение СССР при Брежневе, необходимо понять, какое наследие он получил от своего предшественника. Советский Союз стремительно утрачивал своё влияние на международной арене. Население опасалось, что холодная война с США перерастёт в ядерное противостояние. Брежневу нужно было восстановить авторитет страны, не провоцируя военных конфликтов. Для этого секретарь партии использовал целый комплекс дипломатических мероприятий.

Восточная Европа

Первый секретарь партии Чехословакии А. Дубчек

Страны социалистического лагеря старались ослабить влияние СССР на свою внутреннюю политику. Первый секретарь партии Чехословакии А. Дубчек активно развивал дипломатические отношения с Америкой и ограничивал вмешательство Советского союза. Власти государства приняли ряд демократических реформ, расширяющих права граждан. Брежнев опасался выхода Чехословакии из состава Восточного блока, поэтому принял решение о введении войск.

В августе 1968 года произошло вторжение союзных войск в Чехословакию. В результате операции государство осталось в составе восточноевропейского социалистического блока, а в 1970 году был подписан договор о сотрудничестве. Но это событие повлияло на взаимоотношения между союзными странами.

В Польше, Югославии и Румынии наблюдались регулярные антисоветские выступления. Политическая позиция США в Европе, напротив, укреплялась.

Диалог с Западом

Изменение внешнеполитического курса страны происходило поэтапно:

Гонка вооружений между СССР и США

Поддержка развивающихся стран

В развивающихся странах Африки и Южной Америки назревал политический кризис. Они стремились избавиться от влияния капиталистического мира, поэтому обратились за помощью к Советскому Союзу. СССР оказывал материальную и военную помощь на безвозмездной основе. Ведь усиление влияния позволяло заключать договоры сотрудничества и размещать на территориях дружественных стран военные базы.

Власти СССР поддерживали национально-освободительные движения в развивающихся государствах и поощряли развитие социализма. Л. И. Брежнев часто проводил встречи с международными лидерами. Например, в 1982 г. Москву посетила И. Ганди.

За время правления Л. И. Брежнева было подписано более 50 договоров со странами Третьего мира, среди которых были:

Поддержка развивающихся стран

Проблемы назревали в дипломатических отношениях с Китаем. КНР выдвигала территориальные претензии и открыто провоцировала Советский Союз. Кульминацией конфликта было вооружённое столкновение войск вокруг острова Даманский.

К неоднозначным мероприятиям внешней политики СССР в 1965—1985 гг. можно отнести поддержку Организации освобождения Палестины. Под крылом этой структуры действовали международные террористические организации. Несмотря на это, Советский Союз содействовал поставке оружия и обучению палестинских боевиков.

Война в Афганистане

В 1978 году в Афганистане произошла революция, к власти пришла Народно-демократическая партия. Переворот поддержало не всё население государства. Это явилось причиной начала Гражданской войны.

Для противостояния исламской оппозиции новые власти обратились за помощью к СССР. Решение о введении войск в Афганистан было принято не сразу. Л. И. Брежнев не хотел разворачивать боевые действия, а предпочитал оказывать лишь материальную поддержку. Но к 1979 году возникло несколько серьёзных обстоятельств:

Война в Афганистане

  1. Лидер оппозиции поощрял антисоветские настроения.
  2. Моджахеды действовали при финансовой поддержке США.
  3. На границе СССР и Афганистана создалась напряжённая атмосфера.

В декабре 1979 года советские войска вошли на территорию Афганистана. Брежнев не планировал затягивать военную операцию. Существовал план вывода боевых подразделений в 1980 г.

Но Советские власти недооценили обстановку в регионе. Число оппозиционных формирований постоянно росло. В 1986 г. моджахеды контролировали 70% территории страны.

Вывод войск состоялся только в 1989 году. СССР потеряли около 13 тыс. человек. Ещё более 30 тыс. были ранены или искалечены. Несколько сотен человек попали в плен или пропали без вести. Материальные убытки государства оцениваются в 8 млрд долларов США.

Тенденции и итоги внешней политики СССР кратко формируются в учебниках истории. Все специалисты приходят к мнению, что они не были однозначными. На некоторое время Брежневу удалось поднять авторитет СССР на международной арене. Он приостановил процесс развала Советского Союза и способствовал развитию социализма в странах Третьего мира. Но наряду с этим, Первый секретарь ЦК КПСС использовал жёсткие меры урегулирования конфликтов, из-за которых погибло несколько тысяч человек.

Читайте также: