План мероприятий проекта здоровая школа

Обновлено: 08.07.2024

Ознакомление всех педагогических работников учреждения образования, обучающихся, законных представителей несовершеннолетних с проектом посредством проведения родительских собраний, классных часов, педагогических советов, совещаний при директоре

Мониторинг и анализ здоровьесберегающей деятельности учреждения образования при организации образовательного процесса

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Ануфреенко Е.В., зам. директора по УВР

2. Организация и осуществление образовательного процесса, направленного на сохранение психического и физического здоровья всех участников образовательного процесса, режим работы учреждения

Организация образовательного процесса в соответствии с СанПиНом, санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации зданий учреждений образования, методическими рекомендациями по организации образовательного процесса обучающихся в учреждениях образования в условиях распространения инфекции COVID-19 (расписание уроков, факультативных занятий, занятий объединений по интересам, режимные моменты группы продленного дня, нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий и др.)

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Ануфреенко Е.В., зам. директора по УВР

Организация внеурочной деятельности, мероприятий шестого школьного дня

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Ануфреенко Е.В., зам. директора по УВР

Контроль за соблюдением требований безопасности, правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и требований в учреждении образования

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Обеспечение контроля за выполнением запрета курения на территории школы

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Костюкевич С.Н., директор школы

сентябрь 2020 г. – май 2021 г.

Костюкевич С.Н., директор школы

Медицинское обследование учащихся призывного возраста

По графику военкомата

Пастнова Н.А., секретарь

Создание комфортных условий для пребывания учащихся в школе: обеспечение питьевого, теплового, светового режимов, оформление и оборудование учебных кабинетов

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Костюкевич С.Н., директор школы

Летковская С.В., завхоз

Работа педагогов, направленная на формирование здорового образа жизни посредством изучения учебных предметов (основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура и здоровье, биология, химия, обществоведение, литература, география и др.)

согласно учебным программам

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Организация режима учебного дня: правильное размещение учащихся при посадке за парты; физкультминутки на уроках; гимнастика для глаз на каждом уроке; влажная уборка и режим проветривания классов; соблюдение температурного режима; контроль уровня высоты столов и стульев в классах, коррекция их в течение года

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Ануфреенко Е.В., зам. директора по УВР

Мониторинг состояния здоровья учащихся, пополнение информационной базы здоровья по результатам медосмотра

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Ануфреенко Е.В., зам. директора по УВР

Мониторинг посещаемости обучающихся в период массовых инфекционных заболеваний

Ануфреенко Е.В., зам. директора по УВР

Индивидуальные и групповые консультации с учащимися и родителями о профилактике гриппа и вирусных инфекций

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Организация проведения вакцинации учащихся и сотрудников учреждения образования

Костюкевич С.Н., директор школы

Контроль состояния здоровья учащихся после болезни (наличие справки от врача)

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Осмотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям: проветривание, освещение, отопление, вентиляция, уборка

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Летковская С.В., завхоз

3. Мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающих условий в учреждении образования, организации гигиенического обучения и воспитания, питания обучающихся

3.1. Материально-техническое и кадровое обеспечение учреждения образования

с целью решения здоровьесберегающих задач

Укрепление материально-технической базы школы к новому учебному году

до 20 августа 2020 г.

Костюкевич С.Н., директор школы

Участие педагогических работников в семинарах, вебинарах, МО классных руководителей по вопросам здоровьесбережения

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Ануфреенко Е.В., зам. директора по УВР

Разработка плана озеленения территории учреждения образования

Акулович Н.И., учитель биологии

3.2. Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся

Проведение ежегодных медосмотров учащихся, выявление отклонений, осмотр узкими специалистами по медицинским показаниям, анализ состояния здоровья, определение группы здоровья и группы здоровья по физкультуре

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Ануфреенко Е.В., зам. директора по УВР

Пилипёнок Т.В., педагог социальный

Обучение учащихся правилам безопасного поведения в Интернете, информационной безопасности, минимизации рисков, связанных с причинением информацией вреда здоровью, нормальному физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и социальному развитию

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Пилипёнок Т.В., педагог социальный

Организация и проведение семинаров по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, неинфекционных заболеваний для учащихся, родителей, педагогов

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Пилипёнок Т.В., педагог социальный

каждая вторая суббота месяца

Торчило Р.А., учитель физической культуры и здоровья,

Проведение внутришкольной круглогодичной спартакиады

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Торчило Р.А., учитель физической культуры и здоровья

Проведение мероприятий согласно плану работы школы спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Торчило Р.А., учитель физической культуры и здоровья

Учителя начальных классов

Проведение спортивных праздников, конкурсов, олимпиад, туристических слетов, направленных на формирование здорового образа жизни с активным привлечением родителей учащихся

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Торчило Р.А., учитель физической культуры и здоровья

Радюкевич М.С., педагог организатор

Работа объединения по интересам

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Торчило Р.А., учитель физической культуры и здоровья

Анализ занятости детей, в том числе на всех видах контроля, физкультурой и спортом, занятость в объединениях по интересам спортивной направленности

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Пилипёнок Т.В., педагог социальный

Участие в районных спортивных соревнованиях

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Торчило Р.А., учитель физической культуры и здоровья

Проведение тематических недель, акций, классных и информационных часов, внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Классные руководители 1-11 классов

Ануфреенко Е.В., зам. директора по УВР

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Пилипёнок Т.В., педагог социальный

Ануфреенко Е.В., зам. директора по УВР

Проведение декад, месячников, единых дней здоровья по сохранению жизни и здоровья, формированию ЗОЖ:

Классные руководители Радюкевич М.С., педагог-организатор

Пилипёное Т.В., педагог социальный

- Всемирный день борьбы против СПИДа

- Всемирный день профилактики травматизма

- Всемирный день предотвращения самоубийств;

- Всемирный день психического здоровья

- Всемирный день некурения. Профилактика онкологических заболеваний;

- Всемирный день борьбы с туберкулезом

- Всемирный день здоровья

- День профилактики болезней сердца

- Всемирный дня без табака

- День профилактики гриппа и ОРЗ

- Международный день борьбы с наркотиками

- Всемирный день гигиены рук

- Международный день семьи

- Всемирный день памяти людей, умерших от СПИДа.

Проведение просветительской работы в период подъёма заболеваемости вирусной инфекцией

в период подъёма заболеваемости

Ануфреенко Е.В., зам. директора по УВР

Проведение бесед, классных часов с учащимися по вопросам безопасного поведения; организация индивидуальной работы по предотвращению несчастных случаев и травматизма

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Просмотр видеофильмов по формированию культуры здорового образа жизни, фильмов профилактической направленности

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Организация тематических книжных выставок, презентация специальной литературы по вопросам здорового образа жизни

Каревка В.Н., библиотекарь Серяжской интегрированной библиотеки

Прогулки, подвижные игры на свежем воздухе, экскурсии, походы на природу

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Классные руководители Радюкевич М.С., педагог-организатор

Спортивные соревнования и праздники, спортивно-массовые, спортивно-развлекательные мероприятий в рамках шестого школьного дня

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Торчило Р.А., учитель физической культуры и здоровья

Радюкевич М.С., педагог-организатор

Привлечение родителей с детьми к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Торчило Р.А., учитель физической культуры и здоровья

Оздоровление учащихся в школьном лагере дневного пребывания (в том числе и в круглосуточных лагерях)

в каникуляр-ный период, июнь-август 2021 г.

Ануфреенко Е.В., зам. директора по УВР

Пилипёнок Т.В., педагог социальный

3.3. Работа социально-педагогической службы

- по определению уровня знаний по вопросам здорового образа жизни;

- по определению доли обучающихся, ведущих здоровый образ жизни, выявлению факторов риска, влияющих на состояние здоровья

Пилипёнок Т.В., педагог социальный

Проведение акций, занятий с элементами тренинга, деловых игр, интерактивных занятий по вопросам здорового образа жизни

сентябрь 2020 г. – май 2021 г.

Пилипёнок Т.В., педагог социальный

Оформление и обновление информационных стендов, содержащих информацию о нормативных правовых актах, о методах профилактики наркомании в молодежной среде, возможностях доступа к телефонам доверия и иным Интернет-ресурсам.

сентябрь 2020 г. – май 2021 г.

Пилипёнок Т.В., педагог социальный

Адаптация учащихся I класса к школе, V класса ко II ступени общего среднего образования, X класса к обучению в старшем звене

Пилипёнок Т.В., педагог социальный

сентябрь 2020 – май 2021 г

Пилипёнок Т.В., педагог социальный

Пилипёнок Т.В., педагог социальный

Ознакомление педагогов и родителей с физиологическими и психологическими особенностями здоровья детей и подростков

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Пилипёнок Т.В., педагог социальный

Оказание помощи и социальной защиты детям-сиротам, детям-инвалидам, детям с ОПФР

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Пилипёнок Т.В., педагог социальный

Разработка и распространение памяток, листовок по вопросам ЗОЖ

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Пилипёнок Т.В., педагог социальный

Беседы, круглые столы, диспуты по профилактике вредных привычек, по профилактике употребления наркотических и других психоактивных веществ, просмотр видеороликов соответствующей тематики

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Пилипёнок Т.В., педагог социальный

3.4. Организация здорового и рационального питания обучающихся

Организация горячего питания, составление графика питания в школьной столовой

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Костюкевич С.Н., директор школы

Охват горячим питанием школьников

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Костюкевич С.Н., директор школы

Контроль за составом и качеством меню, приготовленной пищи

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Выполнение натуральных норм питания

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Контроль за выполнением гигиенических требований к содержанию помещений, оборудования, инвентаря, посуды; соблюдением правил производственной санитарии, а также сроков годности и условий хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Совет по питанию

Валетко С.Н., повар

Обновление уголков здоровья

сентябрь 2020 – май 2021 г.

3.5. Работа с законными представителями обучающихся по укреплению здоровья

детей и взрослых

Ознакомление родителей с, состоянием здоровья их детей, с требованиями программ по физической культуре, содержанием оздоровительной работы с детьми на семье на общешкольном и классных родительских собраниях

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Ануфреенко Е.В., зам. директора по УВР

Организация лекториев для родителей по пропаганде здорового образа жизни:

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Пилипёнок Т.В., педагог социальный

Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, значимости совместной двигательной деятельности с детьми и др.

сентябрь 2020 – май 2021 г.

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Проведение тематических классных родительских собраний на тему ЗОЖ

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Проведение тематических общешкольных родительских собраний с приглашением специалистов

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Костюкевич С.Н., директор школы

Проведение совместных спортивных мероприятий с участием родителей

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Торчило Р.А., учитель физической культуры и спорта

Разработка рекомендаций для родителей по формированию культуры семейных отношений, культуры здорового образа жизни

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Пилипёнок Т.В., педагог социальный

Проведение цикла бесед и индивидуальных консультаций для учащихся и их законных представителей по гендерному воспитанию

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Пилипёнок Т.В., педагог социальный

Проведение информационно-просветительских и воспитательных мероприятий, направленных на повышение престижа семьи, формирование ответственного материнства и отцовства, формирования установок здоровой семьи, профилактику насилия в семейно-бытовой сфере

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Пилипёнок Т.В., педагог социальный

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Ануфреенко Е.В., зам. директора по УВР

4. Оценка эффективности мероприятий проекта.

Определение стратегии дальнейших действий

Создание фотоотчета школы в сфере охраны и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни

сентябрь 2020 – май 2021 г.

Педагоги, ответственные за проведение мероприятий

Костюкевич С.Н., директор школы

Анкетирование педагогов, учащихся, законных представителей учеников с целью определения уровня знаний по вопросам здорового образа жизни с анализом полученных результатов

Ануфреенко Е.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Проведение оценки эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по формированию здорового образа жизни учителей, учащихся и родителей.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Глушковского района Курской области

Утверждено на заседании педагогического совета

Введено в действие приказом №___

Директор школы _____________О.В.Шевченко



ПРОГРАММА по формированию здорового и безопасного образа жизни

Автор - Шевченко Людмила Васильевна

учитель физической культуры, первой квалификационной категории

Срок реализации: 5 лет (2019 – 2023 годы)

Весёлое 2019 год

Актуальность программы

Самое ценное, что есть у человека — это жизнь, а са­мое ценное в его жизни — здоровье, за которое бороть­ся всеми силами становится просто необходимо.

Здоровье учащихся имеет значение для достижения оптимально здорового общества: дети — родители поколения будущего.

Образование - один из важнейших элементов социально- культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование, как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, нравственного и психологического здоровья подрастающего поколения.

Одной из приоритетных целей модернизации образования является сохранение и укрепление здоровья всех участников учебного процесса в школе.

Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, созда­ние условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физиче­ского, психологического и духовного, очень актуальны сегодня.

Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относиться к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.

Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Школа должна выпускать не только культурного, высоконравственного, творческого человека, но прежде всего - здорового

Занятия физическими упражнениями, многосторон­нее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления — это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера: к освоению будущей про­фессии, к учебе в учреждении профессионального об­разования, к занятиям любимым делом. Особенностью подбора средств на занятиях физичес­кими упражнениями является насыщенность конкрет­ным материалом, который позволяет влиять на те сис­темы организма, которые в большей мере ослаблены у учащегося. Навыки, приобретенные на занятиях, да­ют возможность занимающимся самостоятельно под­бирать и использовать необходимые оздоровительные и восстановительные упражнения.

В укреплении здоровья детей и подростков перво­степенное значение имеет преодоление гиподина­мии (недостаточности двигательной активности) и на этой основе — формирование необходимой скелет­ной мускулатуры, препятствующей нарушению осан­ки, появлению плоскостопия и других отклонений в со­стоянии здоровья.

Как и по другим общеобразовательным предметам учащиеся должны получать домашние задания по фи­зической культуре, выполнение которых — неотъемле­мая черта здорового образа жизни. А родители, хоро­шо зная исходное состояние здоровья ребенка, путем контроля выполнения домашнего задания могут спо­собствовать его оздоровлению, физическому разви­тию, освоению двигательных навыков.

Сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Ежедневная утренняя гимнастика, процедуры закаливания, соблюдение двигательного режима дня, игры на воздухе, прогулки, станут для детей необходимостью, ес­ли рядом с ними будут родители, своим примером по­казывающие ценность здоровья и значимость здоро­вого образа жизни.

Родители должны уделять достаточное внимание за­каливанию детей. Целенаправленное использование воздуха, воды и солнца позволяет закалить организм, повысить его сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Несмотря на то, что здоровье подрастающего поколения всегда было в центре внимания школы и общественности, сегодня как никогда здоровьесбережение становится актуальным.

И просто необходимо сделать все, чтобы сохранение здоровья детей превратилось в одно из приоритетных направлений деятельности школы.

Организация совместной деятельности педагогов и обучающихся, родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленной на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формировании культуры здорового образа жизни

Заместитель директора по УВР, классные руководители, педагоги учреждения, ученический коллектив, родительская общественность, обслуживающий персонал, представители учреждения здравоохранения.

  • Культурологический подход: приобщение обучающихся к культуре гигиены
  • Деятельный подход: игровой, творческий.
  • Дифференциация: учёт специфических позиций детей, учёт их физического развития.
  • Комплексный подход: использование профилактических и оздоровительных технологий

Сайт учреждения и информационный стенд

2. Обоснование и актуальность программы

Известно, что растущий организм ребёнка в силу особенностей своего развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту питательных веществ и микроэлементов.

Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на детей оказывают негативное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях. Они в период обучения приводят к постепенному ухудшению здоровья детей и подростков.

К проблемам школы, связанным с заботой о здоровье учащихся, можно отнести:

Создание благоприятных условий для сохранения, укрепления физического, психического здоровья обучающихся, для формирования потребности в здоровом образе жизни.

1.Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья обучающихся и учителей.

2. Формирование у обучающихся устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни.

3. Обеспечение непрерывного образования педагогов и учащейся молодёжи по вопросам формирования культуры здоровья.

4. Мониторинг здоровья.

3. Функциональные ресурсы различных категорий работников учреждения

1. Функции медицинской службы:

- проведение диспансеризации обучающихся;

- медосмотр обучающихся, определение уровня физического здоровья;

- выявление учащихся специальной медицинской группы.

2. Функции администрации:

- общее руководство реализации программы: организация, координация, контроль;

- общее руководство и контроль за организацией горячего питания обучающихся в учреждении;

- организация преподавания вопросов сбережения здоровья человека на учебных занятиях;

- организация и контроль учебных, факультативных занятий, спортивных секций по физической культуре и здоровью;

- обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул;

- разработка системы внеклассных мероприятий в шестой школьный день по укреплению физического здоровья обучающихся и её контроль;

- организация работы классных руководителей по программе сбережения здоровья и её контроль;

- организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей.

3. Функции классного руководителя:

- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в учреждении;

- организация и проведение в детском коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся, детского травматизма на дорогах, наркомании, токсикомании, табакокурения, организация и проведение профилактической работы с родителями, организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГАИ, ИДН, медработниками, наркологами;

- организация и проведение:

üВнеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;

üИсследования уровня физического и психофизического здоровья обучающихся;

üДиагностика уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

4. Этапы реализации программы

Первый этап: Подготовительный

Третий этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (январь-май 2023 год).

5. основные направления деятельности программы

Медицинское направление предполагает:

  • Создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья;
  • Составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований; проведение физкультминуток:
  • Гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объёма домашних заданий с учётом расписания, режима дня;
  • Чёткое отслеживание санитарно-гигиенического состояния учреждения;
  • Планомерная организация питания учащихся;
  • Проведение обязательного медицинского обследования.

Просветительское направление предполагает:

  • Организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
  • Организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
  • Пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры и здоровья).

Психолого-педагогическое направление предполагает:

  • Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности;
  • Предупреждение проблем развития ребёнка;
  • Обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
  • Развитие познавательной и учебной мотивации;
  • Формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
  • Совершенствование психолого- медико- педагогической деятельности;
  • Организация психолого- медико- педагогической и коррекционной помощи учащимся.

Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

  • Организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
  • Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни у учащихся;
  • Широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров учреждения к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

Диагностическое направление предполагает:

  • Проведение мониторинга состояния здоровья обучающихся;
  • Режим дня, бытовые условия;
  • Внешкольная занятость дополнительными занятиями.
  1. Реализация основных направлений программы:
  2. Система организации контроля за исполнением Программы
  • Исследование и оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья обучающихся. Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний.
  • Мониторинг психофизического здоровья обучающихся.
  • Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима, организация учебного процесса.
  • Организация и контроль обеспечения сбалансированного питания обучающихся.
  • Физическое воспитание, организация активно - двигательного досуга.
  • Профилактика травматизма.
  • Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек.

Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет совет учреждения.

По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения.

-Снижение числа уроков пропущенных по болезни.

-Снижение числа рецидивов хронических заболеваний у обучающихся и педагогов;

-Снижение заболеваемости школьников ОРЗ;

-Повышение уровня физической подготовки школьников;

-Улучшение успеваемости по физической культуре;

-Увеличение количества учеников с положительной самооценкой;

-Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения;

-Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья, как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;

-Увеличение числа школьников в спортивных секциях;

-Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья.

9. План мероприятий по реализации программы

№ п/п

Направление

Сроки

Ответственный

I. Исследование и оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья обучающихся. Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний.

Ежегодный профилактический осмотр учащихся узкими специалистами – медиками.

Оформление листа здоровья в школьном журнале.

Осуществление контроля за предписанием врачей (листа здоровья).

В течение учебного года

Зам директора по УВР

Санитарно-гигиенические наблюдения за местами и условиями проведения занятий (контроль за проветриванием, влажной уборкой школьных помещений, освещением и расстановкой мебели).

В течение учебного года

Зам директора по УВР, зам директора по ХЧ

II. Мониторинг психофизического здоровья обучающихся

Тестирование в рамках комплексной программы оценки психофизического состояния и функционирования возможностей организма человека

Зам директора по УВР

Психологический мониторинг здоровья учащихся:

-тест на адаптацию в начальной школе, средней школе;

-тест на тревожность

Зам. директора по УВР

III. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима, организация учебного процесса

Организация режима работы школы согласно СанПиН 2.4.2. 2821-10.

Зам директора по УВР

Организация индивидуального обучения на дому, на основании справки ВКК.

Зам директора по УВР

Организация и проведение контроля за выполнением санитарных норм и правил, а также ТБ в образовательном учреждении.

Организация часа активных движений (динамические паузы) в начальной школе.

В течение учебного года

Учителя начальных классов

Организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.

В течение учебного года

Зам директора по УВР

Проводить диагностические исследования:

  • Дозировка домашнего задания
  • Здоровье учеников в режиме дня школы
  • Нормализация учебной нагрузки

В течение учебного года

Зам директора по УВР

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации УВП, нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся.

В течение учебного года

Зам директора по УВР

Разработка и реализация обучающих программ по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек.

В течение учебного года

Заместитель по ВР

Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся.

В течение учебного года

Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства).

В течение учебного года

Зам директора по УВР

Рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культурой и занятий активно-двигательного характера в начальной школе.

В течение учебного года

Зам директора по УВР

Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития учащихся).

В течение учебного года

Проведение уроков здоровья.

В течение учебного года

Учителя начальных классов

Проведение специальной гимнастики на осанку для учащихся на уроках.

В течение учебного года

Проведение на уроках специальной гимнастики для глаз. Обязательно для всех учащихся (1-11 кл).

В течение учебного года

IV. Организация и контроль обеспечения сбалансированного питания обучающихся

Организация горячего питания в школе для всех обучающихся

Осуществление контроля за организацией приема пищи и качеством её приготовления

V. Физическое воспитание, организация активно - двигательного досуга

Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, динамические перемены), а также часов здоровья.

В течение учебного года

Учитель физической культуры, учителя

- Недели физкультуры и спорта;

- Олимпиад по различным видам спорта;

Весь период, 1 раз в четверть

Учитель физической культуры, зам директора по ВР

Расширение сети спортивных секций

Зам. директора по ВР

Проведение конкурса на самый спортивный класс.

Учителя физической культуры

Регулярное проведение спортивных соревнований и праздников на всех ступенях обучения.

Учитель физической культуры

Создать условия для организации летней занятости обучающихся, обеспечить максимальный охват детей и подростков различными видами и формами летнего труда и отдыха

Зам директора по ВР

VI. Профилактика травматизма

Планирование работы с детьми по охране труда в соответствии с приказом Министерства образования РБ

Проводить проверку состояния ТБ в кабинетах, мастерских, спортзале, гардеробе, лабораториях, столовой.

Проводить плановую эвакуацию учащихся и сотрудников из здания школы не реже 2 раз в учебном году

Осуществлять контроль за соблюдением правил ТБ на уроках физкультуры, технологии, информатики, при проведении лабораторных и практических работ на уроках физики, химии, биологии, при проведении кружковой работы, внеклассных мероприятий, летнего труда и отдыха учащихся.

Зам директора по УВР

Осуществлять контроль за дежурством по школе.

2 раза в учебном году

Зам директора по ВР

Зам директора по ВР

Проведение внеклассных мероприятий по правилам дорожного движения

Зам директора по ВР

Проведение классных часов, бесед. Участие в районных конкурсах.

Кл. руководители, зам директора по ВР

VII. Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек.

Привлечь обучающихся к занятиям в объединениях спортивно-оздоровительной направленности как в школе, так и вне её.

В течение учебного года

Кл руководители, Учитель физической культуры

Зам. директора по ВР

Зам директора по ВР

Проведение лекций по профилактике наркомании с участием представителей медучреждений.

В течение учебного года

Зам. директора по ВР

В течение учебного года

Зам. директора по ВР

Проведение совместно с родителями и мед. работниками мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, включающие проведение классных часов, викторин, лекций, спортивных соревнований (приложение 1,2,3)

В течение учебного года

зам директора по ВР

зам директора по ВР,

Участие в спартакиадах и спортивных мероприятиях.

В течение учебного года

Учитель физической культуры

11.Фомы предоставления результатов:

  • Публичные отчёты рабочей группы (промежуточный, итоговый).
  • Программы, методические рекомендации по формированию ЗОЖ
  • Фото- и видеоотчёты о проведённых мероприятий.
  • Специальная страница на сайте школы.

12. Ответственные исполнители:

Солодкова Светлана Павловна, Яковлева Наталья Анатольевна

Приложение №1

Сквозная тематика классных часов.

Класс

Соматическое здоровье

Физическое здоровье

Психологическое здоровье

Нравственное здоровье

1 - 4

-Знакомство с организмом человека.

-Чистота – залог здоровья.

-Как уберечь себя от травм.

-Огонь – это опасно.

-Уход за одеждой.

-Культура поведения во время болезни.

-Работа школьных секций.

-Ужасные привычки в школе и дома.

-Что прячется в капле никотина.

-Дом, в котором я живу.

-Братья наши меньшие.

5 - 7

-Царство зелёного змея.

-Культура личной гигиены.

-Культура личной гигиены.

-Культура учебного труда.

-Оказание первой помощи.

- Кока-кола и чупа-чупс: вредны ли они.

-Работа школьных секций.

-Обучение психологической гимнастике.

-Как жить не ссорясь.

-В ладу с самим собой.

-Мечтательность, страх, испуг.

-Под крышей дома своего.

-Вместе весело шагать.

-Драться или не драться: разговор по душам.

-Папы, мамы, бабушки и дедушки: вместе лучше.

-В природном царстве.

-Место, где я живу.

8 - 11

-Размышления о наркомании.

-СПИД- это реальность или миф.

-Уберечь от дурмана.

-Школьнику о вреде алкоголя и курения.

-Пьянство и закон.

-Гигиена юноши и девушки

-Культура физического здоровья.

-Гигиена рабочего места.

-Азбука половой жизни.

-У порога семейной жизни.

-Ромео и Джульетта в школе: проблемы взаимоотношений.

-Работа школьных секций.

-Спешите делать добро.

-Давайте говорить друг другу комплименты.

-Любовь за любовь: красота родной земли.

-Как быть красивой.

-Свет мой, зеркальце, скажи.

Приложение № 2

Тематика родительских собраний и других мероприятий для родителей по проблеме формирования здорового образа жизни (с привлечением медицинских работников):

родителей оздоровительным технологиям.
23. Родительские мини-клубы по совместному обсуждению проблем здоровья в семье, детском саду и школе.

Автор: Конинина Елена Сергеевна

Населенный пункт: Кемеровская область - Кузбасс, пгт. Яя

Эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми.

Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем. Особую тревогу вызывают проблемы воспитания, осложненные процессом распада семей, криминализацией жизни, потерей нравственных идеалов, потребительскими настроениями, распространением пьянства и наркомании.

Наш посёлок является типичным для российских регионов населенным пунктом, где экономические и социальные проблемы негативно влияют на жизнь общества в целом.

Стремительные непрогнозируемые новации, несовершенство системы обучения и рост социально - педагогических требований ещё в большей степени оказывают отрицательное воздействие на здоровье школьников.

За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается к выпускным классам до 18 %, с нарушениями осанки до 45 % (по данным Института возрастной физиологии). Более 60 % школьников имеют хронические заболевания. И только 5 % выпускников школ считаются практически здоровыми.

Важнейшим условием деятельности по формированию ответственного отношения к своему здоровью является мониторинг состояния здоровья учащихся школы.

  • выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни (НОО);
  • выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды (ООО).

Всё это обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. .

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Здоровая нация - элемент нашего развития патриотизма.

Чем же следует наполнить образ жизни, чтобы он стал здоровым? Необходимо организовать ЗОЖ, опираясь на следующие принципы, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - всё используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

3. Непрерывность и преемственность - работа ведётся не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

4. Субъект - субъектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

5. Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

6. Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Важнейшее направление воспитательной работы в образовательном учреждении - формирование у школьников здорового образа жизни, ценностного отношения к здоровью своему и окружающих.

Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью - вот главная задача. Ведь главное богатство государства - это здоровье его граждан.

Только объединив усилия всех заинтересованных лиц - педагогов и медиков, психологов и родителей, руководителей детских движений и ученых, государственных служащих и бизнесменов - можно воплотить в жизнь педагогику здоровья - реальную, живую, интересную и полезную всем участникам школьной жизни. И специалисты, и педагоги, и организаторы школьного воспитания отмечают растущую потребность в эффективных технологиях, ориентированных на формирование у школьников ценностей и навыков здорового образа жизни.

Цель: формирование у обучающихся всех возрастов понимания значимости здоровья, для собственного самоутверждения.

Задачи:

  1. Создавать условия для формирования у обучающихся культуры сохранения здоровья.
  2. Воспитывать ответственное отношение школьников к своему здоровью.
  3. Формировать умение противостоять негативному давлению социума.
  4. Формировать устойчивую мотивацию к отказу от табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков
  5. Активизировать физическую активность, как составную часть здорового образа жизни.
  6. Организовать повышение квалификации педагогов по теории и практике воспитания здорового образа жизни.
  7. Приобщить родителей обучающихся к организации спортивно - массовой работы в школе.

3. Партнёры проекта

4. Целевая группа проекта

Проект адресован обучающимся 1 - 9 классов, родителям, педагогам. Педагогическая профилактика должна начаться раньше, чем у ребёнка возникнет желание познакомиться с психоактивными веществами (ведь и профилактические прививки делают тогда, когда возможности заражения ещё нет). Наиболее подходящим специалисты-психологи считают младший школьный возраст. Дело в том, что именно в этом возрасте дети впервые получают информацию о существовании веществ, способных особым образом влиять на настроение. В этом же возрасте некоторые дети пробуют курить, впервые знакомятся с алкоголем. Поэтому важно, чтобы ребёнок заранее был подготовлен к восприятию различных аспектов явления.

В среднем школьном возрасте следует продолжить данную работу, но формы и методы, конечно изменятся. Потому что большое место в жизни школьника данного возраста занимает школа и учение. Но школа для подростка - это не столько учебная работа, сколько ситуация общения с одноклассниками, сверстниками, педагогами. Это связано с тем, что ведущая деятельность подростков - это общение.

Подростковый возраст характеризуется формированием творческого, самостоятельного и критичного мышления. Учащимся в этом возрасте по плечу различные творческие дела. Они требуют от внеурочной работы творчества помноженного на активность. Разноплановые мероприятия по формированию здорового образа жизни - это один из способов помочь личности реализоваться, найти своё место в социуме, получать удовлетворение от жизни и деятельности.

Проект вовлекает учителей в овладение здоровьесберегающими технологиями, а школьников разных возрастов и физических возможностей в увлекательные события, конкурсы, акции, сосредоточенные вокруг центральной темы проекта - темы здорового образа жизни.

5. Механизм реализации проекта

Для реализации поставленной цели необходимо использовать комплекс различных методов и форм профилактической работы, соответствующий ресурсам школы.

В школе необходима организация следующих мероприятий:

- активизация деятельности уже существующего волонтерского отряда через направление - формирование здорового образа жизни;

- проведение внутришкольных и межшкольных обучающих семинаров, внедрение обучающих программ;

- взаимодействие общеобразовательного учреждения, родительского актива, медицинского учреждения в целях предотвращения распространения и употребления ПАВ детьми.

Основные образовательно - воспитательные формы и методы профилактической работы можно объединить в блоки:

1. Информационный блок:

- создание наглядных пособий (раздаточный материал, буклеты, рисунки);

- использование аудио - визуальных средств (фильмы, мультипликация).

2. Интерактивный блок:

- групповая работа (дискуссии, круглые столы, конференции);

- обучение практикой (ролевые игры, спектакли, агитбригады, тренинги);

- выступление в роли обучающего (волонтёрское движение).

3. Спортивно - массовая работа:

- спортивные праздники, соревнования;

- вовлечение родителей в совместную деятельность по воспитанию ЗОЖ.

6. Ресурсное обеспечение

1. Материально - техническая база:

Программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами:

  1. Кадровое обеспечение:
  • заместитель директора по воспитательной работе;
  • фельдшер;
  • педагог-психолог;
  • социальный педагог;
  • учитель физической культуры;
  • классные руководители;
  • библиотекарь.

Для реализации проекта школа располагает необходимыми ресурсами.

I этап - подготовительный. Август 2021 г.

Разработка организационных мероприятий

II этап - практический. Сентябрь 2021 г. - май 2022 г.

Практическое осуществление проекта.

III этап - обобщающий. Июнь 2022 г.

Анализ и систематизация полученных результатов.

8. Подробный календарный план работы по всем обозначенным направлениям

№ п/п

Наименование мероприятия

Дата проведения

Краткое описание мероприятия

Участники

Ответственные

Системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья школьников и определение путей и способов совершенствования работы в данном направлении.

Обеспечение педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Оригинальные методические находки педагогов по формированию ЗОЖ обучающихся

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Тематические классные часы по программам:

В течение учебного года

Занятия в рамках классных часов по программам профилактики употребления ПАВ в соответствии с возрастными особенностями школьников.

Обучающиеся 1 - 4 кл.

Обучающиеся 5 - 9 кл.

Классные руководители 1 - 4 кл.

Классные руководители 5 - 9 кл.

Обучающиеся 7 - 9 кл.

В ходе дискотеки проводится оранжевая акция здоровья.

Обучающиеся 7 - 9 кл.

Изготовление социальной видеорекламы с размещением роликов сайте ОУ, социальных сетях; изготовление печатной продукции с

размещением на информационных стендах микрорайона.

Обучающиеся 8 - 9 кл.

Создание фотоколлажей, просто коллажей, карикатур на тему здоровья и нездоровья, здорового и нездорового образа жизни.

Обучающиеся 5 - 7 кл.

Старшая вожатая, классные руководители

Создание рисунков, демонстрирующих ценность здоровья.

Обучающиеся 1 - 4 кл.

Старшая вожатая, классные руководители

- Писатели о здоровье;

- Азбука здорового питания;

- Береги здоровье смолоду.

Обучающиеся 3 - 9 кл.

В течение учебного года

- участие класса в спортивно - оздоровительных мероприятиях школы;

- привлечение родителей к работе по пропаганде ЗОЖ;

- пропуски уроков по болезни;

- организация классом внеклассных спортивно - оздоровительных дел;

- организация походов, экскурсий, прогулок;

- занятость обучающихся в спортивных секциях;

- организация в классе утренней зарядки;

обучающихся вредных привычек.

Обучающиеся 1 - 9 кл.

Заместитель директора по ВР

Обучающиеся 1 - 4 кл.

Классные руководители, старшая вожатая

Малые олимпийские игры

2 раза в неделю по разным видам спорта проводятся соревнования на выявление лучшего спортсмена. В течение игр выпускается дневник Олимпиады.

Обучающиеся 5 - 9 кл.

Учителя физической культуры

Поход выходного дня

Совместные походы обучающихся класса и родителей.

Обучающиеся 1 - 9 кл., родители

Массовый забег на разные дистанции.

Обучающиеся 1 - 9 кл., родители, педагоги школы

Февраль, март 2022

Совместные лыжные походы в сосновый бор

Обучающиеся 5 - 9 кл., родители, педагоги школы

Учителя физической культуры, комитет по спорту

Спортивные походы памяти

Летний и осенний походы по месту жительства ветеранов, участников ВОВ.

Обучающиеся 8 - 9 кл.

Учителя физической культуры, ЦДТ

Школьники, не имеющие возможности достичь высоких результатов в спорте, могут проявить себя как эрудиты.

Обучающиеся 7 - 9 кл.

Учителя физической культуры

Парад героев спорта школы

В ходе мероприятия определяется лучший спортсмен года.

Заместитель директора по ВР

Два направления работы клуба:

- занятия физической культурой;

Родители, педагоги школы

Фельдшер, учителя физической культуры, заместитель директора по ВР

Вопросы для обсуждения: отношение семьи к физкультуре, режим дня, двигательная активность, ценности ЗОЖ.

Родители, педагоги школы

Фельдшер, заместитель директора по ВР

Совместный праздник, включающий как спортивные, так и творческие конкурсы по теме здорового образа жизни.

Родители, обучающиеся 1 - 5 кл.

Учителя физической культуры, старшая вожатая

Родители, педагоги школы

Заместитель директора по ВР

Проходит в рамках международной недели отказа от курения.

Заместитель директора по ВР

В течение проекта

Стенд извещает и оперативно реагирует на события Проекта, с другой стороны, через материалы, подготовленные самими школьниками, расширяет компетенцию детей в вопросах здоровья и ЗОЖ.

Обучающиеся, педагоги школы

9. Ожидаемые результаты

- Сформированность у обучающихся системы представлений о ЗОЖ.

- Повышение уровня культуры здоровья обучающихся и родителей.

- Повышение уровня знаний педагогов в вопросах использования здоровьесберегающих технологий в собственной педпрактике.

- Увеличение количества обучающихся со сформированной мотивацией на ЗОЖ.

- Увеличение количества обучающихся, отказавшихся от вредных привычек.

- Повышение уровня физической активности обучающихся.

- Создание медиатеки по формированию ЗОЖ (фотоальбомы, видеоролики, презентации).

10. Дальнейшее развитие проекта

Проект предлагает систему образовательно - воспитательных мероприятий, основанных на формировании устойчивой мотивации и развитии потребности школьников в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.

Данный проект может реализовать любое общеобразовательное учреждение.

Наиболее интересные общие дела могут стать традиционными в школе.

Читайте также: