План урока по русскому языку определение 4 класс

Обновлено: 03.07.2024

Тем а: Повторяем правописание имён существительных третьего склонения.

Формирование умения определять тип склонения имён существительных;

Совершенствование навыка правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Задачи :

Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.

Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Формировать универсальные учебные действия:

формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу;

осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение видеть ошибку; умение оценивать свои ответы и ответы других учащихся.

умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;

поиск и выделение необходимой информации;

Формироватьумение слушать и понимать задания учителя; вступать в диалог; общение при работе в парах, умение оценивать себя, работу в паре;

Ожидаемые результаты: учащиеся научатся определять тип склонения имён существительных и правильно писать окончания имён существительных.

Тип урока: урок повторения материала.

Основные методы - объяснительно-иллюстрированный, наглядный, самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная и индивидуальная, работа в паре,дифференцированная работа, диалог.

Оборудование: ноутбук, экран, учебник, тетрадь, лист самооценки, карточки.

Деятельность учителя

Учебная деятельность учеников

Орг. момент .

Проверка готовности к уроку.

Отметьте при помощи фигурки человечка своё настроение, с которым вы пришли на урок.

Оформление рабочей записи.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Настрой на учебную деятельность.

Запись в тетради числа, классная работа.

- Сегодня мы будем отрабатывать написание строчной буквы д

1.Анализ элементов буквы.

2. Анализ соединений.

3. Показ учителем слов дочь, дочка, доченька .

4. Чтение и запись слов.

Списывание образца с доски.

Сравнивают слова, выделяют орфограммы, определяют вид орфограммы.

Вставьте пропущенные буквы. Назвать орфограммы.

… хотник, т…йга, а. етит,шо…е,иску…тво,кро…ворд, а…ея.

Запишите ещё два слова с удвоенными согласными. Проверка по образцу

Дети вставляют пропущенные буквы, находят орфограммы.

Повторение окончаний имён существительных 1и 2 склонения.

- Соберите предложение. Определите существительные, выделите окончания, обозначьте склонение. Работа в паре.

В сентябре краснеет листва у рябины..

Шли мы с мамой по парку.

Дети составляют предложение.

Актуализация имеющихся знаний.

Постановка цели урока.

Найти имена существительные в предложении. Определить падеж у слов по улице, по площади.

Машина едет по широкой улице и по красивой площади. (Д.п.)

-Почему падеж и предлог у слов одинаковый, а окончания различны? Какова цель сегодняшнего урока?

- Падеж и предлог у слов одинаковый, а окончания различны, потому, разные склонения.

Ответыучащихся.Дети формируют цели и задачи урока.

Изучение нового материала.

Введение нового материала, постановка проблемы, поиск ее решения выход из проблемной ситуации.

На слайде слова:

Конь, вода, Юра, земля, печь, море, тётя, стол, окно, степь.

- Прочитайте слова, найдите общее.

- Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания:

- Назовите существительные женского рода с окончаниями - а, - я.

- Назовите существительные мужского рода с окончаниями - а, - я.

- Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.

- Выделите в них окончания.

- Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания.

- Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?

- По каким признакам мы сгруппировали существительные?

- Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению и к третьему склонению.

Исследовательская работа, использование алгоритма для решения проблемы.

(Существительные в единственном числе, в именительном падеже)

-существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце.

-по роду и окончанию

- с помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.

Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я в именительном падеже.

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, -е в именительном падеже.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.

Выполнение упражнений для глаз

Дети повторяют за учителем

Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного 3 склонения

- Как определить склонение имени существительного в именительном падеже?

Алгоритм действий при определении склонения имени существительного

Тетрадь - она, моя - существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.

-Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.

По роду и по окончанию определить склонение.

Первичное закрепление .

Упражнение в определении склонения имен существительных.

Определите склонение следующих существительных: дед, дедушка, мама, дочь, яблоко, ягода, класс, лошадь, конь, книга, заяц,пони

Для определения склонения используют веер.

Работа по учебнику(с.24, упр.2)

Работа в паре. Выпишите словосочетания с существительными 3 склонения .Проверка по шаблону

Дети выписывают словосочетания.

Разноуровневая самостоятельная работа.

- Теперь проверим, как каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках.

1 группа: Запиши слова в 3 столбика:

акварель, болото, альбом, беседка, кастрюля, ладонь, автобус.

2 группа: Выпиши из словаря учебника по 3 слова каждого склонения.

Взаимопроверка. Проверка с помощью сканера по одной работе каждого варианта.

Самостоятельная работа с последующий проверкой (раздаточный материал), анализ допущенных ошибок.

1 группа: Запиши слова в 3 столбика:

Акварель, болото, альбом, беседка, кастрюля, ладонь, автобус.

2 группа: Выпиши из словаря учебника по 3 слова каждого склонения.

- Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания?

- С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?

Повторите алгоритм, по которому вы будете работать дома.

Существительное улица -первого склонения, существительное площадь - третьего склонения.

Узнать ,что такое определение ,научиться выделять определение ,отличать его от других членов предложения.

1.Мотивация к познанию, учебе. Р.: оценивать свою

1.Определять формулировать тему и цель деятельности.

2.Принимать и сохранять учебную задачу, работать по алгоритму.

3. Оценивать свою деятельность.

1.Ориентироваться в своей системе знании и осознавать необходимость нового знания.

2.Извлекать необходимую информацию, систематизировать собственные знания ,осознавать необходимость нового знания.

3. Решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма; проводить сравнение по заданным критериям.

1.Доносить свою позицию до других, понять другие позиции.

2.Уметь находить определения в предложениях.

3.Верно обозначать определение как член предложения.

4.Распространять предложение определениями.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

1.Организационный этап (самоопределение к деятельности)

Цель урока : организация самооценки обучаюшимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Определение

Цель: формировать умения находить определение как второстепенный член предложения.

Задачи: различать в предложении определение по вопросу и значению; развивать умение оценивать качества характера;

развитие внимания, памяти, речи, мышления; умение делать выводы и обобщения.

Оборудование: учебники, тетради, опорный материал, карточки для работы в группах, мультимедийные картинки в качестве наглядного материала.

I .Организационный момент

-Психологический настрой

Я тебе желаю добра!
Я себе желаю добра!
Мы желаем друг другу добра!
Если тебе будет трудно
Я на помощь к тебе приду!

- Минутка чистописания.

Посмотрите на данную запись, если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

Большой – м аленький

Д.К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу и начинающиеся на букву м:

Большой – м аленький

Значит сегодня мы будем писать букву м. Откройте тетради, запишите маленькую букву м до конца строки. Придумайте свою пару слов к данному заданию (помогать-мешать, твердый – мягкий, гладить – мять и т.д)

3.Актуализация опорных знаний

Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке: г..рох,, в..гон, ур..жай, м..л..ток, ябл..к. п..нал, т..пор, п..суда.

Повторение изученного материала

1. Выбери верное утверждение.

А) Распространёнными называются предложения, которые состоят из главных членов.

Б) Распространёнными называются предложения, которые кроме главных членов имеются и второстепенные.

2. Что такое подлежащее и сказуемое?

Б) Члены предложения.

3. Что является грамматической основой предложения?

Б) Главные члены предложения.

4. Что не является словосочетанием?

А) Сочетание слов.

Б) Главные члены предложения.

5. Найди подлежащее. Подчеркни.

Вода в бухте отражала скалы.

6. Что такое словосочетание?

А) Сочетание слов.

В) Несколько предложений.

7. Найди сказуемое. Подчеркни.

Ночью над рекой опустился туман.

Что такое подлежащее

А) Второстепенный член предложения.

Б) Главный член предложения.

Посмотрите на слова ( дополнение, определение, имя существительное )

-Что здесь лишнее? -Почему?
-Сегодня на уроке мы уточним и расширим свои знания о второстепенном члене предложения – определении.

III.Изучение нового материла

На высоком речном берегу расцвела белая черемуха.

Какие слова в предложении обозначают признак предмета? На какие вопросы они отвечают? Как называется этот второстепенный член предложения?

Определение - второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? и др.

Какие? Какая?

Я люблю широкие и вольные степи.

Определение чаще всего выражается прилагательным, которое согласуется с определяемым словом (существительным) в роде, числе и падеже.

Повторяем движения за словами:

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

IV . Закрепление изученного материала

Работа в парах по карточкам.

Задание: объяснить пропущенные орфограммы, указать второстепенные члены предложения, определить тип текста.

( Под) г…лубыми небесами

В… ликолепными к…врами,

Блестя на со…нце, снег лежит,

Прозрачный лёд один ч…рнеет,

И ель сквозь ин..й зелен…т,

И реч( ?) ка подо льдом блестит.

Работа по учебнику:

Решение поисковой задачи. Какие второстепенные члены предложения нужно использовать для описания красоты той местности, куда попала Элли? Вставить пропущенные определения. Обратить внимание на изменение в роде и числе прилагательных. Найти существительные, с которыми связаны по смыслу прилагательные, определить их род и число. Поставить вопросы к определениям. Проверить правильность их окончаний по вопросу.

Элли подбежала к двери, распахнула ее и вскрикнула от удивления. Ураган занес ее домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилалась зеленая лужайка, по краям росли деревья с сочным плодами, на полянках виднелись целые клумбы цветов. В воздухе порхали розовые, белые, голубые птицы. На ветках сидели крошечные красногрудые попугаи и кричали странными голосами. Невдалеке журчал прозрачный поток, а в воде резвились серебристые рыбки. (По А. Волкову)

Задание к тексту: Доказать, что данный текст - описание. Какую роль играют в нем определения? Поставить вопросы к прилагательным от главного слова - существительного. Проверить правильность окончаний прилагательных по вопросу.

Работа в группах:

Каждой группе предлагается по 1 предложению (записаны на доске) для синтаксического разбора. Победит та группа, которая быстрее и правильнее произведёт разбор.

Личностные: Уметь использовать, приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Тип урок: урок развития умений и навыков.

Оборудование: Учебник по русскому язык 4 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г. 1 ч.; мультимедийный проектор; карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент

- Ребята, у нас сегодня обычный урок, но к нам пришли гости.

Итак, друзья, внимание.
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
- Начнем скорей урок!

II. Актуализация опорных знаний

1. Работа в тетрадях

Пальчиковая гимнастика

Двадцать третье октября. Классная работа.

2. Минутка чистописания

- Внимательно посмотрите на слова. Выявите закономерность, с помощью которой подобраны пары.

Запись буквосочетаний м мм

3. Словарный диктант

Каникулы, пассажир, багаж, календарь, горизонт, хозяйство, библиотека, комбайнёр, хозяин, шофёр, костюм, железо, пассажирский.

4. Взаимопроверка

(Слайд 2)

5. Оценивание

III. Самоопределение к деятельности

Жили-были в стране Русского языка разные слова. Одни из них называли предметы: солнце, река, трава, птица, ветер. И назывались эти слова? (Существительными.)

А также в этой стране жила очень странная семья. У них у всех были странные имена: Я, Ты, Он, Она, Мы, Вы, Они. Они были недоверчивы, всегда прятали свои настоящие имена. Они никому не доверяли и научили этому и существительное сундук – он, золото – оно, семья – она. (Местоимение).

И когда они не могли всех сосчитать за обеденным столом к ним в гости приходила, та которая знала все обо всем, например, сколько людей в стране, сколько земель и замков, их порядок. И конечно же это? (Числительное)

Благодаря этим словам люди научились выражать и передавать свои мысли, чувства, из них состоит речь Человека, поэтому и называют их ЧАСТЯМИ РЕЧИ.

- Назовите тему нашего урока.

Давайте определимся с нашими целями на урок.

(Повторим части речи и их признаки, научимся распознавать изученные части речи).

III. Работа по теме урока


- На какие 2 большие группы можно разделить слова русского языка?

Перечислите самостоятельные части речи?

Перечислите служебные части речи?

2. Работа в группах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для формирования системы знаний: определение имени существительного, его значение, распознавание, употребление.

Создание условий для формирования умений и навыков общения, взаимодействия при работе в парах, группах.

Воспитание культуры работы.

I. - Орг. момент.

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки – широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

Создание проблемной ситуации и постановка проблемы.

1) Блиц-опрос.

- Какое открытие сделали на прошлом уроке? (узнали о частях речи; бывают самостоятельные, служебные части речи, междометия)

- Что такое части речи? (все слова русского языка)

2) Словарная работа. Упражнение “Угадай слово”

- Внимательно посмотрите на слова: прдмт, пшнц, свсть, пррд, ркзк, шфр.

- Что интересного заметили?

- Запишите, выделите орфограммы.

- Проверьте написание слов по словарю. Самооценка.

- Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков (совесть)

- Что можно сказать о данных словах? (вопрос, обозначает предмет, имя существительное)

- Какова тема урока? (Имя существительное)

II. - Постановка проблемы.

а) Предъявление факта.

Весь словарный запас русского языка называется лексика (на доске термин)

Вы знаете, сколько слов в русском языке? (много)

В толковом словаре Ожегова 80000 слов.

б) Побуждение к осознанию.

Как вы думаете, сколько в нем существительных?

Ученые подсчитали, что имя существительное самая употребляемая часть речи: почти половину всего словарного запаса составляют имена существительные. Кроме того, это самая самостоятельная часть речи. Уже от него образуется имена прилагательные.

- Какой отсюда следует вывод? (имен существительных больше всех)

- Значит это такая важная часть речи, без которой нам не обойтись?

- Какой возникает вопрос? (Почему из всех частей речи больше всего имен существительных?)

III. Актуализация знаний.

1) План действий:

1. Вспомнить, что мы знаем по этой теме.

2. Узнать, что такое имя существительное.

3. Узнать, какую роль играют имена существительные в речи.

- Все ли вы знаете про имя существительное?

На полях тетради начертите шкалу и отметьте, где вы сейчас находитесь.

Шкала “Волшебные линеечки”


2) Работа с маркировочной таблицей. Индивидуальная работа

Вспомните все, что знаете по данной теме и заполните колонку “Знаю” маркировочной таблицы.

3) Упр. № 211. (устно)

- Совпадают ли наши рассуждения?

- Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль.

IV. - Физкультминутка “Мозговая гимнастика”

“шапка для размышлений”.

V. - Изучение нового материала.

Прочитайте слова. Что интересного заметили?

Прыгать, сорока, стрекотать, летать.

Черемуха, заяц, пшеница, рябина.

Праздничный, волшебный, путешественник, огромный.

Трус, слабак, грязнуля, умелец.

Пассажир, корреспондент, грамматика, иллюстратор.

- Запишите лишние слова. Какие слова оказались лишними? Найди общие признаки лишних слов. Что обозначает имя существительное?

2) “Имя существительное”


3) Закрепление (работа в группах)

Напишите сказку “Имя существительное”, используя слова: морфология, страна Существительное, имена, предметы.

Почему в нашей речи больше всего имен существительных?

2 группа

Вставьте в каждую группу фразеологических оборотов подходящее по смыслу одно и то же слово. Запишите их в тетрадь.

тише …, ниже травы;

Слово, какой части речи вставили? Докажите, закончив предложение:

Имя существительное это_________ часть речи, которая отвечает на вопросы _______ и ________, обозначает____________.

Спишите предложение, дополните его. Подчеркните имена существительные.

Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий _______________ __________________________ .

Сделай вывод о роли имен существительных в речи.

Проверка работ групп № 1, № 2, № 3, № 4.

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос мы можем дать? (возвращаемся к проблемному вопросу)

Сверьте наши рассуждения с определением в учебнике.

Работа с определением с. 9

- Прочитайте текст определения в рамке. Сколько в нем частей?

- О чем говорится в первом абзаце? Во втором абзаце? Приведите примеры имен существительных.

- Что в грамматике относят к предметам? Прочитайте пояснение в синей рамке под текстом определения.

VI. - Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа. (упр. 218.)

- Что обозначают имена существительные?

Контроль и самопроверка знаний. Тестовая работа.

1. Имя существительное – это…

б) часть предложения;

2. Имя существительное обозначает…

а) признак предмета;

в) действие предмета.

3. Имя существительное отвечает на вопросы…

а) что делал? что делает?

б) Какой? Какая? Какое?

4. Какая часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

а) Имя существительное;

б) Имя прилагательное;

5. Что отличает имя существительное от других частей речи?

а) Обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какая? какие?

б) Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

в) Обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что делал?

П – Подчеркни только те выделенные слова, которые относятся к существительным.

Известно, что слово “тетрадь” произошло от греческого “тетро” - “сложенный вчетверо”. Если попробовать перегнуть лист пополам, а потом ещё пополам, разрезать эту книжечку и сшить посередине – тетрадь будет готова. А в ней будет ровно четыре листа. Именно так выглядели первые тетради. Но сейчас таких четырехлистных тетрадей нет, а вот словечко осталось и, видимо навсегда.

М – допиши текст, используя только имена существительные, предлоги, союзы.

Звонок будильника. Утро за окном. Голос мамы и ворчание чайника на кухне. …

Проверь себя! (ответы на слайде 8). Самооценка.

VII. Итог урока.

- Какой ответ на основной вопрос можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

Читайте также: