План мероприятий по функциональной грамотности в начальной школе
Обновлено: 02.07.2024
Цель занятий по развитию основ функциональной грамотности – формирование читательской компетенции младшего школьника.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную грамотность, финансовую грамотность.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
В 1-2 классах программа знакомит детей с читательской грамотностью и формирует технику чтения.
Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
- распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.
Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.
Учащиеся, овладевшие естественно-научной грамотностью, способны:
- использовать естественно-научные знания,
- выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений;
- строить развернутые высказывания;
- устанавливать надежность информации;
- сотрудничать.
- развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
В 4 классе на каждый модуль отводится одна учебная четверть.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 3-4 классах обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
Программа рассчитана на 3 года (136 часов):
- 1-2 класс – 68 часов,
- 3 класс – 34 часа,
- 4 класс – 34 часа.
Планируемые результаты освоения программы
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
3-4 класс
Метапредметные и предметные результаты
Находит и извлекает информацию из различных текстов
Находит и извлекает математическую информацию в различном контексте
Находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях из различных текстов
Находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте
Личностные
Оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному формулирует собственную точку зрения
Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей
Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей
Оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны
Содержание курса
1-2 класс
Раздел 1. Настоящий читатель (20 ч)
Раздел 2. Технология продуктивного чтения (34 ч)
3 класс
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Работа над различными типами текстов.
Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов.
Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана.
Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области. Охранять природу - значит охранять здоровье.
Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей.
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат).
Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений.
Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
4 класс
Раздел 1.
Раздел 2.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение. Практическая работа с текстами разных жанров. Учебный текст как источник информации. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию.
Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного текста. Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.
Раздел 1.
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.
Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода. Уникальность воды. Почвы и их свойства.
Раздел 2.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.
Раздел 1.
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.
Раздел 2.
Раздел 3.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.
Раздел 4.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Раздел 1.
Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие.
Для этого необходимо: использовать в обучении инновационные методы, современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии, т.е. использовать технологии дистанционного обучения, применять on-line уроки лучших преподавателей; психологическое содействие в выборе наиболее продуктивных методов и средств обучения; совместное (коллегиальное) обсуждение процесса и результатов профессиональной деятельности.
Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся на современном этапе развития школьного образования и планируемого перехода на 12-летнее образование зависит от обновления самого содержания образования, создания учебных программ, учебников, пересмотра программ повышения квалификации и переподготовки учителей, мониторинга способностей учащихся применять полученные знания в ученых и практических ситуациях, а также обеспечить адекватные материально-технические, психолого-технические и технологические условия обучения школьников.
Создать условия для формирования функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) среди обучающихся 5-9 классов посредством актуализации межпредметных связей в образовательном процессе
1. Рассмотреть теоретические аспекты процесса формирования функциональной грамотности.
2. Выявить возможности активизации межпредметных связей как условие формирования функциональной грамотности обучающихся.
3. Выявить узкие места, затруднения и проблемы, имеющих место в реализации ФГОС, для принятия своевременных мер по обеспечению успешного выполнения задачи повышения качества образования.
4. Повысить квалификацию педагогических кадров через ознакомление учителей с разрабатываемыми в Проекте подходами к формированию и оценке ФГ и банком открытых заданий для обучающихся 5 и 7 классов.
5. Разработать различные механизмы для реализации системы мер по формированию функциональной грамотности обучающихся.
6. Провести диагностику сформированности функциональной грамотности обучающихся.
7. Совершенствовать содержание учебно-методического комплекса и формы преподавания для развития функциональной грамотности обучающихся.
8. Создать банк заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся
9. Улучшить качество внеурочной и внеклассной работы.
Перечень ожидаемых результатов
1. Разработка модели формирования функциональной грамотности педагогами школы.
2. Создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
Цель: создание условий для реализации Плана мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся.
1. Использование различных механизмов для реализации системы мер по формированию функциональной грамотности обучающихся.
2. Обеспечение модернизации содержания образования в соответствии с ФГОС.
3. Совершенствование содержания учебно-методического комплекса образовательного процесса.
4. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования обучающихся.
5. Укрепление материально-технической базы.
6. Улучшение качества внеурочной и внеклассной работы.
7. Активизация роли родителей в процессе обучения и воспитания детей
Ожидаемые результаты реализации мероприятий
1. Подготовительный этап
Определение школьного координатора по вопросам формирования и оценки функциональных грамотностей обучающихся (читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление)
Скорректированы в части формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся планы работы на 2021-2022 учебный год школьных методических служб, школьных методических объединений
Издание приказа о разработке плана мероприятий, направленных на повышение функциональной грамотности обучающихся
Приказ о разработке плана мероприятий, направленных на повышение функциональной грамотности обучающихся в МБОУ
Разработка и утверждение школьного плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год
Скорректированы в части формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся планы работы на 2021-2022 учебный год школьных методических служб, школьных методических объединений
Формирование баз данных:
- учителей, участвующих в формировании функциональной грамотности;
Сформированы базы данных:
- учителей, участвующих в формировании функциональной грамотности по направлениям;
Повышение квалификации педагогов по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
Октябрь 2021 года
Отчет о количестве педагогов, прошедших повышение квалификации по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
Поливаев С.Н. ответственный за наполняемость сайта
Октябрь 2021 года
Действующий информационно-методический ресурс по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
Родительский лекторий об организации формирования функциональной грамотности обучающихся в рамках учебного процесса (урочное и внеурочное время)
Октябрь 2021 года, апрель 2022 года
Протоколы родительских собраний
Изучение форм технологических карт формирования и оценки направлений функциональной грамотности, разработанных на заседаниях ШМО
Протоколы заседаний, методические рекомендации по использованию форм технологических карт
Октябрь – ноябрь 2021 года
Внесение изменений в ООП ООО, рабочие учебные программы педагогов, программы по внеурочной деятельности
Подготовка базы тестовых заданий (5-9 классы) для проверки сформированности математической, естественнонаучной, читательской, финансовой и глобальной грамотности
Педагоги, работающие в 5-9 классах
База тестовых заданий по всем направлениям функциональной грамотности
Лаврова Е.В, библиотекарь
2. Основной этап
Проведение совещания с руководителями школьных методических объединений
29 сентября 2021 год.
Повышение уровня информированности педагогов
и глобальной грамотности
Повышение уровня информированности педагогов
Тематические заседания ШМО по вопросам формирования функциональной грамотности
Октябрь 2021 года – март 2022 года
Протоколы заседаний ШМО, методические рекомендации
Ноябрь 2021 года
Повышение уровня методической и профессиональной компетенций педагогов ООО
Декабрь 2021 года
Повышение уровня методической и профессиональной компетенций педагогов ООО
Апрель – май 2022 года
Обобщение опыта работы, повышение уровня методической и профессиональной компетенций педагогов ООО
Участие в постоянно действующем региональном методическом семинаре-практикуме для учителей по работе с банком заданий для оценки функциональной грамотности по направлениям
Использование материалов семинаров, размещенных на сайте ИРО г. Орел, в работе педагогов
Посещение и анализ учебных занятий в целях оценки подходов к проектированию метапредметного содержания и формированию функциональной грамотности обучающихся
Декабрь 2021 года – январь 2022 года
Ноябрь 2021 года – апрель 2022 года
Аналитические материалы по итогам выполнения заданий
Конкурс разработок уроков и учебных занятий по формированию функциональной грамотности обучающихся
Февраль 2022 года
Направление лучших разработок на региональный фестиваль лучших практик
Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях (олимпиадах, конференциях и др.)
В течение учебного года согласно срокам Минпросвещения России
Проведение школьной метапредметной недели
Январь 2022 года
3. Диагностическо-аналитический этап
Выполнение заданий по оценке сформированности функциональной грамотности в рамках мероприятий регионального мониторинга
руководители ШМО, педагоги
По графику регионального мониторинга
Справки по итогам мероприятий мониторинга (по заданиям функциональной грамотности – отдельно)
Анализ результатов всероссийских проверочных работ
Аналитические материалы (по заданиям по функциональной грамотности – отдельно)
Анализ результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования
Июнь – июль 2022 года
Аналитические материалы (по заданиям по функциональной грамотности – отдельно)
Анализ результатов итогового собеседования по русскому языку в 9 классе
Февраль – март 2022 года
Участие в общероссийской оценке по модели PISA
По графику Минпросвещения России
Обобщение инновационного опыта педагогов (проведение открытых уроков) и обобщение его на заседаниях методических объединений,
Читайте также:
- Выберите какой либо город подготовьте и проведите в классе конференцию на тему моя россия кратко
- Развитие географической науки краткосрочный план урока 7 класс
- С чем сравнить детский сад
- Почему важно заботиться о своем здоровье кратко
- Клетка это единица строения растительного организма потому что кратко