Развитие географической науки краткосрочный план урока 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

Личностные результаты: формирование мотивационной основы учебной деятельности. Предметные результаты: формулирование темы и цели урока.

Изучение нового материала

Постановка познавательного вопроса. Предлагается работа в парах по инструктивным карточкам.

Работают в парах согласно инструктивных карточек.

Предметные результаты: учащиеся получат ответы на вопросы:

  1. Что такое география?
  2. Что изучает география?
  3. Кто были первыми географами?

Познавательные результаты: учащиеся научатся вычитывать с текста актуальную информацию. Регулятивные результаты: учащиеся научатся работать по плану с текстом, выделять главные мысли. Коммуникативные результаты: учащиеся научатся взаимодействовать друг с другом. Личностные результаты: учащиеся проявят учебно-познавательный интерес к географической науке.

Применение изученного. Рефлексия.

Предлагает учащимся объединиться в группы для выполнения практической работы. Проводит инструктаж работы в группе.

Предметные результаты: учащиеся получат доказательства шарообразности Земли. Познавательные результаты: научатся сравнивать объекты (модели) и устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные результаты: научатся определять проблему и выдвигать версии. Коммуникативные результаты: научатся работать в группе. Личностные результаты: научатся осваивать новые социальные роли.

Подводит итог урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. Способствует адекватной оценке правильности результатов действия. Объясняет д/з параграфа 1, с.5-9. Разноуровневые д/з. Даётся проектное задание.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. Записывают д/з в дневник по уровням сложности.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, выстраивание логической цепочки рассуждения, рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, положительные установки (пожелания) на предстоящую работу.

Организация рабочего места к уроку, приветствие учителя.

Что особого тем мы друг другу сказали?

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Проверка готовности рабочего места ученика и учителя.

II. Актуализация знаний учащихся.

Учитель произносит определения понятий, изученных на предыдущих уроках.

Учащиеся устно называют понятие, после чего название высвечивается на слайде.

Назовите понятие по его определению:

1)Уменьшенное мелкомасштабное изображение поверхности Земли с помощью условных знаков ( Географическая карта ).

2)Список всех условных знаков, которые использованы на карте ( Легенда карты ).

3)Модель земного шара ( Глобус ).

4)Точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью ( Полюс ).

5)Воображаемая окружность на поверхности Земли, находящаяся на одинаковом расстоянии от полюсов ( Экватор ).

6)На какие части экватор делит Земной шар? ( Северное и Южное полушарие ).

III. Мотивация, формирование исходного противоречия, формулирование темы урока.

Учащиеся высказывают различные суждения, замечают сходство в виде вертикальных и горизонтальных линий на глобусе и карте.

-Эти пересекающиеся линии получили название градусной сети? Почему этот условный знак получил такое название? Для чего предназначена градусная сеть?

Личностные результаты: формирование мотивационной основы учебной деятельности. Предметные результаты: формулирование темы и цели урока.

IV. Организация учебной деятельности.

1. Формирование представлений учащихся о меридианах.

Учащиеся объединяются в пары, организуют своё рабочее место, рассуждают вместе с учителем, анализируя карту и глобус.

Учитель обращает внимание учащихся на демонстрационные пособия.

-Какое направление показывают меридианы? ( север-юг ).

-Как отличить один меридиан от другого (по числовому значению). Где на глобусе и карте обозначены эти числа? ( на экваторе ). Назовите их.

-Назовите город на территории России, между 30-м и 40-м меридианом. ( Санкт-Петербург ). Для чего нужны меридианы? ( Для определения места объекта на глобусе и карте ).

-Какую форму имеет меридиан на глобусе, на карте? ( Окружность, дуга ).

-Сравните меридианы по длине? ( Их длина одинакова ).

-Почему меридианы измерены в градусах? ( Потому что мера окружности составляет 360 градусов ).

-Найдите нулевой меридиан.

Предметные результаты: учащиеся получат ответы на вопросы:

  1. Что такое параллель?
  2. Что такое меридиан?
  3. Как определить географические координаты объекта?

Познавательные результаты: учащиеся научатся определять параллели и меридианы Регулятивные результаты: учащиеся научатся работать с градусной сеткой Коммуникативные результаты: учащиеся научатся взаимодействовать друг с другом. Личностные результаты: учащиеся проявят учебно-познавательный интерес к географической науке.

Учитель организует коллектив учащихся на восприятие новой информации, демонстрирует изображение Гринвичского (нулевого меридиана) на слайде.

Заранее подготовленный учащийся сообщает сведения о Гринвичском (нулевом) меридиане.

Гринвичский меридиан (нулевой меридиан)

Гри́нвичский меридиа́н (нулевой меридиан), проходит через гринвичскую обсерваторию.

Обсерватория это учреждение, где ученые наблюдают, изучают и анализируют природные явления.

До конца XIX века в различных странах использовали свои нулевые меридианы: в Англии и США Гринвичский, во Франции Парижский, в России Пулковский. Из-за неудобства, международным астрономическим сообществом в 1884 году было принято, что пунктом отсчёта на всём земном шаре станет Гринвичский меридиан.

Этот меридиан пересекает такие географические объекты как: Северный Ледовитый океан, северные моря, Великобританию, Францию, Испанию, Средиземное море, страны Африки.

3. Практическая работа с картой и глобусом.

Учитель предлагает учащимся практические задания.

Учащиеся выполняют задание с помощью глобуса и карты.

-Рассчитайте протяжённость одного градуса меридиана в километрах.

Ход рассуждений учащихся:

1.Мера окружности составляет 360 градусов.

2.Длина окружности Земли равна 40000 км.

3. 40000:360=111,3 км в одном градусе меридиана.

Предметные результаты: научатся применять на практике полученные знания Коммуникативные результаты: научатся работать в группе. Личностные результаты: научатся осваивать новые социальные роли.

4. Работа учащихся в тетрадях.

Учитель предлагает учащимся закрепить полученные знания при выполнении заданий в рабочей тетради на печатной основе.

Учащиеся выполняют задания в тетради на печатной основе.

-Откройте тетради на странице 37, задание 1.

Меридианы – это линии, соединяющие Северный и Южный полюсы. Меридианы задают направление север-юг.

5. Пауза для отдыха (релаксация).

Учитель организует паузу для отдыха учащихся, произносит текст под музыку.

Учащиеся слушают звучащую музыку, представляют образы под звучащий текст.

Звучит музыка леса (голоса птиц, шум воды), на слайде появляется изображение лесной полянки осенью, в центре которой стоит маленький ребёнок.

6. Формирование представлений учащихся о параллелях.

Учащиеся объединяются в пары, организуют своё рабочее место, рассуждают вместе с учителем, анализируя карту и глобус.

-Найдите экватор на глобусе и карте. Найдите линии, проходящие параллельно экватору. Как они называются? ( Параллели ).

-Сравните параллели по длине? ( Они различны по длине ).

-Какова закономерность изменения их длины? ( Длина убывает от экватора к полюсам ).

-Как называется самая длинная параллель? ( Экватор ).

-Где находится самая короткая параллель ( у полюсов ).

-Какое направление показывают параллели? ( запад-восток ).

Признаки градусной сетки

Длина в километрах

Длина в градусах

Количество км в одном градусе

Форма на глобусе

Форма на карте полушарий

7. Работа с картой и глобусом.

Учитель предлагает учащимся практические задания.

Учащиеся выполняют задания с помощью глобуса и карты.

1)Найдите 50-ю параллель в Северном полушарии. Запишите в тетради названия 3-х географических объектов, которые пересекает эта параллель на континенте Евразия.

2)Вычислите расстояние в километрах от города Москва до города Аддис-Абеба (Африка, столица Эфиопии, 40-й меридиан).

Ход рассуждений учащихся:

1.Москва расположена на 55 параллели, Аддис-Абеба на 9-й параллели Северного полушария.

8. Работа учащихся в тетрадях.

Учитель предлагает учащимся закрепить полученные знания при выполнении заданий в рабочей тетради на печатной основе.

Учащиеся выполняют задания в тетради на печатной основе.

-Откройте тетради на странице 37, выполнение задания 1.

Параллели -это линии, проведённые параллельно экватору. Параллели показывают направление запад-восток.

V. Закрепление изученного материала.

Учитель проводит обобщение изученного материала, формулирует вопросы-задания.

Учащиеся обобщают полученные знания, делают выводы.

-Ребята, для чего необходима градусная сеть? ( для ориентирования на карте, определения положения географических объектов, расчёта расстояний ).

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, выстраивание логической цепочки рассуждения, рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

1.Работа с демонстрационной физической картой полушарий у доски и интерактивным пособием

Учитель называет элементы градусной сети.

Учащиеся показывают элементы градусной сети на демонстрационной карте, проверяют себя с помощью интерактивного пособия.

Линии градусной сети: северный полюс, южный полюс, параллели, меридианы, экватор, гринвичский меридиан, 180 меридиан.

2. Самостоятельная работа в парах, взаимопроверка и самоконтроль.

Учитель предлагает учащимся в парах заполнить обобщающую таблицу по признакам градусной сети.

Учащиеся заполняют таблицу, проверяют себя по слайду самоконтроля.

Таблица свойств градусной сетки:

Длина в километрах

Длина в градусах

Количество км в одном градусе

Форма на глобусе

Форма на карте полушарий

3.Вопросы для размышления.

Учитель формулирует вопросы-задания.

1.Можно ли совершить кругосветное путешествие по меридиану, двигаясь, всё время на север? ( Нет, так как после северного полюса движение продолжится уже на юг )

2.Какой океан и какой материк пересекают все меридианы? ( Северный Ледовитый океан, Антарктида ).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

- изучить географическое положение материка Африка; ознакомить учащихся с планом характеристики географического положения материка; составить характеристику географического положения Африки;

- развивать умение учащихся определять географическое положение материка; продолжить формирование умения работать с картой, атласом; развивать творческие способности учащихся;

- формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими;

Ожидаемые результаты: учащиеся будут уметь показывать элементы береговой линией, определять географическое положение материка, объяснять существенные признаки, понятия, прогнозировать влияние географического положения на основные признаки материка.

Ключевые идеи: работая в группах, обмениваясь мнениями ученики узнают о географическом положении, истории формирования территории, природных условиях и ресурсах, составе населения, экономических связях.

Методы: частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая

Тип урока: изучение нового материала

Ресурсы: физическая карта мира, глобус, атласы, контурные карты, учебники, карточки

І. Мотивация этап

Психологический настрой (тренинг) 5 мин.

Встанем все вместе в круг и скажем:

Здравствуй Солнце золотое (ручки вверх)

Здравствуй небо голубое (ручки в сторону)

Здравствуйте мои друзья (все берутся за руки)

Очень рад вас видеть Я! (раскачивают руками)

Здравствуйте, ребята! Пожелайте друг другу удачи. Пусть хорошее настроение сопутствует нам на протяжении всего урока.

Сегодня, мы совершим виртуальную экскурсию вдоль берегов одного из материков. О каком материке будет идти речь на сегодняшнем уроке, вы догадаетесь сами. А перед тем как принятся за работу я хочу разделить вас на группы.

ІІ. Операционный этап

- Сколько на Земле материков? (6)

- Назовите самый большой из них? (Евразия)

- А какой материк самый маленький по занимаемой площади? (Австралия)

- Назовите материки по мере убывания размеров их площади? (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия).

- Назовите материк, занимающий 2-е место по занимаемой площади? (Африка)

(все названные географические объекты показываются на настенной карте).

Среди других континентов Земли этот материк занимает особое положение.

По своим размерам она уступает лишь Евразии: ее площадь составляет 29,2

(30,3 с островами) млн. км или 1/5 суши нашей планеты.

Это материк - континент контрастов.

Около 1/2 ее территории занимают пустыни и полупустыни.

Снежные шапки поднимаются над просторами саванн.

Там протекает самая полноводная река восточного полушария

Проблемная ситуация

Ребята! И так , сегодня мы будем изучать какую тему.

А что мы знаем про материк Африка?

учащиеся выдвигают гипотезы:

– Кто из Вас может показать Африку на карте полушарий?

– Ребята, скажите Африка это часть света или материк? (и часть света и материк)

– К какому древнему материку принадлежит Африка? (Гондвана)

-Древний материк

-Самый жаркий материк

-Много стран

-Особый животный мир

В географическом отношении Африка изучена не полностью, еще предстоит изучить глубинные районы тропических лесов, а мы с вами сегодня совершим экскурсию по берегам Африки.

На доске портрет (Н.С. Гумилева). Перед вами портрет Николая Степановича Гумилева, поэта конца 19 начала 20 века.

Ребята, как вы думаете, какое отношение имеет Гумилев к географии?

Действительно, он много путешествовал и вот свидетельство об одном из его путешествий.

Оглушенная ревом и топотом,

Облеченная в пламя и дымы,

О тебе, моя Африка, шепотом

В небесах говорят серафимы.

Про деянии свои и фантазии,

Про звериную душу послушай,

Ты на дереве древнем Евразии

Исполинской висящая грушей.

Сегодня мы отправляемся в плавание вокруг материка. На карте видны только очертания береговой линии, а географические объекты, окружающие Африку, не обозначены. Вот их-то предстоит определить во время путешествия и зафиксировать на наших контурных картах. Кое-кто из ребят уже собрал некоторую информацию об Африке, прочитав и просмотрев различные источники, в том числе и литературные, которая нам очень пригодиться.

Найдите крайнюю северную точку Африки – мыс Рас-Энгела (Эль-Абьяд). Определите ее координаты и отметьте их на контурной карте.

Примерно в 500 км от северо-западных берегов Африки расположены гористые острова Мадейра, принадлежавшие Португалии и представляющие из себя вершины подводных вулканов. Продолжим путь! На горизонте показалась очертания огромной горы!

учащиеся подписывают их названия на контурной карте).

Следующая остановка на островах Зеленого Мыса! Интересно, а с чем связано это название?

Острова Зеленого Мыса – это архипелаг вулканического происхождения, насчитывающий около 180 островов. Первыми эти острова посетили португальцы в 1455 – 1462 годах, когда они искали путь в Индию, стараясь обогнуть Африку. (Учащиеся отмечают эти острова на контурной карте).

Остановимся на мысе Альмади – это самая крайняя западная точка Африки. Определите ее координаты и нанесите на контурную карту.

Плывем вдоль восточного побережья острова Мадагаскар, поворачиваем на запад и попадаем на остров Занзибар! Это один из коралловых островов у берегов Восточной Африки. Острова славятся на весь мир производством пряностей, в частности, гвоздики. Кроме того, здесь выращивают просо, рис, батат.

Итак, наше путешествие завершилось. Пожалуйста группы повесьте свои контурные карты на доске. Карта видоизменилась. На ней появились: крайние точки, моря, заливы, проливы, острова, полуострова. Мы изучили особенности места, где совершали остановки. Ребята, перед вами лежит план описания географического положения материка. Давайте вместе с вами составим план Африки.

Первый пункт плана – положение материка относительно экватора. Для этого найдем крайние точки – северную и южную. Какой вывод можно сделать о положении Африки? Ответ: Э кватора - пересекает материк посередине . Африка лежит в северном и южном полушарии.

Тропиков (полярных кругов)- примерно одинаково удалены от экватора.

Положение Африки относительно нулевого меридиана. Найдем крайние точки – западную и восточную. Какой вывод можно сделать? Ответ: Н улевой меридиан - пересекает материк на западе. Африка расположена в восточном и западном полушариях.

Какие океаны и моря омывают материк? Ответ: Атлантический океан на западе, Индийский океан на востоке, Моря - Средиземное, Красное

Проливы – Гибралтарский, Мозамбикский , Заливы - Гвинейский

Как расположен материк относительно других материков? Ответ: материк расположен близко по отношению к материку Евразия, удален от Австралии, Антарктиды, Северной и Южной Америки.

Мы рассмотрели 4 пункта плана – положение Африки относительно других материков.

Закрепление: Самостоятельная работа в паре.

Закончите предложение

Африка по середине пересекается. (экватором)

Меридиан пересекает Африку с . запада

Африку омывают океаны, их по количеству.

С севера материк омывается .

Восточной крайней точкой материка считается .

Дальше всех материков от Африки расположен.

Гвинейский залив расположен с. материка .

Самый большой остров близ берегов Африки .

Заполни таблицу:

Название крайних точек

Координаты крайних точек

37 0 с.ш. 11 0 в. д.

34 0 ю. ш. 20 0 в. д.

15 0 с.ш. 17 0 в. д.

12 0 с.ш. 51 0 в. д.

1.строка – тема (одно существительное);
2 строка – описание темы (два прилагательных );
3 строка – описание действия темы (три глагола);
4 строка – фраза из четырех значимых слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).

Находится, омывается, добывают

Африка – это загадка!

На листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, запишите его.

– Я чувствовал себя в процессе учения …

– Свою работу на уроке я оцениваю …

– Мне этот материал нужен для …

- Хочу для себя выяснить …

– Я ухожу с … настроением!

Все молодцы! Поработали славно. Теперь переходим к домашнему заданию.

Домашнее задание: Дать характеристику материка Африка в соответствии с пунктами плана.

Цели обучения: характеризует и оценивает вклад путешественников и исследователей в развитие географической науки.

Все учащиеся могут: по карте определить маршруты исследования путешественников, исследователей
Большинство учащиеся могут: анализировать вклад исследователей в науку география.
Некоторые учащиеся могут: дать оценку вклада отдельно каждого исследователя в разное время в том числе и казахстанских исследователей в географическую науку.

Критерии оценивания:

  • по карте определяют маршруты исследования путешественников, исследователей;
  • анализируют роль исследователей в науку география;
  • дают оценку вклада казахстанских исследователей в географическую науку.

Применяемые географические термины: исследователи, путешественники, методы, приборы, источники, результаты исследований.

Межпредметные связи: всемирная история (древняя Греция, средние века, эпоха великих географических открытий).

Ход урока

Этап урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

Организационный момент урока, приветствие учащихся.

Повторение пройденного материала: мозговой штурм

1. Дайте определение географии как науки.

2. На какие вопросы отвечает наука география?

3. Перечислите отрасли географии? Почему они разделяют на отрасли?

4. Приведите примеры объектов географических исследований.

Оценивает учитель метод похвалы

Мотивационные вопросы:

Игра путешествие просмотреть видео ролик. Обучающие записывают главное в тетрадь

Что вы увидели ? Как вы думаете почему я вам это показал? Что вы можете сказать про увиденное?

Запись новой темы в тетрадь

Ознакомить учащихся с целью обучения, с целью урока и обратить внимание на языковые цели урока.

Задание №1

Критерии оценивания: По карте определяет маршрут исследования, путешественников, исследователей.

Дескрипторы:

- По карте определить мршрут следования Ф.Магелана

- На контурной карте обозначить маршрут следования Ф Магелана

- По карте определить маршрут следования Х Колумба

- На контурной карте обозначить маршрут следования Х Колумба. Оценивает ученик группы по дескрипторам (самооценивание и затем взаимооценивание)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Некоторые: оценить вклад в географическую науку каждого путешественника в разные периоды, включая казахстанских исследователей.

Критерии успеха

- называет имена исследователей, определяет и показывает на карте маршруты исследователей и путешественников;

- анализирует вклад исследователей в науку география;

- даёт оценку вклада в географическую науку каждого из путешественников разного времени, включая казахстанских исследователей.

Языковые цели

Навыки чтения: чтение раздаточного материала, текста параграфа. Читая текст, анализируют вклад исследователей в географическую науку

Навыки письма: составление хронологической таблицы

Навыки говорения и слушания: обсуждение в группах

Лексика и терминология:

Полезные фразы для диалога и письма:

− В становлении географии большую роль сыграли…;

− Эпоха Великих географических открытий.

Привитие ценностей

Патриотизм, толерантность, инициативность, добросовестное отношение к учебному труду, уважительное отношение к историческому и культурному наследию, взаимоуважение, человечность.

Межпредметная связь

Всемирная история, естествознание

Предыдущие знания

Объекты географических исследований

Планируемые этапы урока

Деятельность на уроке

Начало урока

Середина урока

Организационный момент:

Учитель приветствует учащихся. Предлагает ученикам поздороваться улыбками.

Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

В конце занятия учитель и учащиеся вернутся к сердечкам и узнают, действительно ли были опасения у учащихся или же им было комфортно и легко на уроке.

Проверка домашнего задания

Учитель предлагает учащимся поработать в группах.

Дифференциация учащихся по зрительным способностям: для учеников, обучающихся по рельефному шрифту – карточки по Брайлю, для учеников, обучающихся по плоско-печатному шрифту – карточки с укрупненным шрифтом.

Цель – сформировать умение оценивания фактов по ранее пройденной теме, анализировать информацию, отражать своё мнение.

1). В географии выделяются основные направления – физическая, экономическая и политическая география (да).

2). Название науке географии дал греческий учёный Птолемей (нет).

3). Наука о составлении и использовании карт – картография (да).

6). Политическая география изучает политическую жизнь общества (да).

7). Учёные геоморфологи изучают почвы (нет).

8). Сочетания компонентов называются природными комплексами (да).

Критерии оценивания: правильно оценивают предложенные утверждения

Дескрипторы: соотносит утверждения и верные ответы

(ФО): Взаимооценивание смайликами: 1). Хорошо справился, 2). В целом справился, но были допущены ошибки, 3). Надо поработать.

Актуализация опорных знаний

Учитель демонстрирует на слайде презентации изображения исследователей и путешественников. Спрашивает у учащихся, кто изображен на слайде. Ученики рассказывают о своих ассоциациях (Ассоциативный метод). Совместно определяют тему и цели урока, обращают внимание на языковые цели урока. Запись темы урока в тетрадь.

Изучение нового материала

Учащимся предлагается просмотреть видеосюжет, прочитать текст учебника и на основе полученной информации выполнить следующее задание:

Читайте также: