План коррекционно развивающей работы с детьми в доу
Обновлено: 02.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Кафедра общей психологии
Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы
« Расширение возможностей развития ребёнка
студентка группы № 37 СП (м)
направления подготовки 44.04.02
профиль: Психология в социально-педагогической практике
Тишанкова Елена Васильевна
канд. психол. наук, доцент
Переход ребёнка из старшей в подготовительную группу, означает, что следующим шагом на пути его развития станет поступление в школу. Именно в этот период детям 6-ти лет уже не столь интересны игры. Они начинают осваивать навыки обучения. На этом этапе важно помочь дошкольнику овладеть навыками, которые помогут легче осваивать новые знания: концентрировать внимание на информации, быть дисциплинированным и усидчивым .
Психофизическое развитие любого ребёнка, становление его личности происходит индивидуально. Иногда особенности характера оказывают большое влияние на развитие умений и навыков, усвоение новых знаний. Не все дети могут полноценно работать в группе, некоторые нуждаются в индивидуальных занятиях. Задача педагога при проведении таких занятий — помочь каждому воспитаннику развить свои способности, получить необходимую сумму знаний и навыков, научить ребёнка бороться с возникающими на пути трудностями, поверить в собственные силы.
Индивидуальная работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на ребёнка, учитывающее особенности его психофизического развития. Целью этой работы является создание наиболее благоприятных условий для дальнейшего развития и воспитания дошкольника.
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для работы с ребёнком 6-7 лет. И направлена на расширение возможностей развития ребёнка в период его посещения подготовительной группы детского сада. Основой индивидуальной работы является всестороннее изучение уровня психофизического развития. Поскольку воспитанники подготовительной группы (дети 6–7 лет) начинают постепенно готовиться к школе и отходить от игры, важно научить их учиться: воспринимать и усваивать информацию, быть внимательными, проявлять усидчивость, уметь соблюдать правила и требования взрослых.
Тип программы: индивидуальная, коррекционно-развивающая.
Цель программы: всестороннее развитие психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка, как основы для готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
Индивидуальные занятия направлены на решение следующих задач:
- развитие диалогической и монологической речи (расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи);
- развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, зрительного и слухового восприятия);
- формирование предпосылок учебной деятельности (чтение, письмо, счёт);
- сохранение и укрепление физического здоровья;
- повышение самооценки и уверенности в себе.
Принципы реализации программы:
· Доступность – соответствие возрастным нормам уровня сложности заданий, упражнений.
· Периодичность – занятия проводятся по определенному графику: 2 раза в неделю, продолжительность каждого 25 – 30 минут, приблизительно с октября по апрель учебного года, через каждые 8 недель проведения диагностики достижений воспитанника, что соответствует правилам СанПиН 2.4.1.2660-10.
· Единство коррекционных, профилактических и развивающих задач - занятия с одной стороны коррегируют нарушения в психическом развитии ребёнка, с другой стороны, помогают предотвратить ещё невозникшие проблемы в отдельных сферах развития личности дошкольника.
· Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка – на занятиях психолог ориентируется на ребёнка: его умственные способности, тип темперамента, особенности в сфере общения и другие индивидуальные особенности.
· Комплексность методов психологического воздействия - на каждом занятии предполагается использование в комплексе методов психокоррекционного воздействия на ребёнка. Это позволяет охватить все сферы личности ребёнка (личностную, познавательную, социальную).
Методы реализации программы:
· методики эмоционального расслабления;
Согласно ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования), при обучении дошкольников в детском саду должны учитываться их индивидуальные особенности. По нормам стандарта активно продвигается индивидуализация дошкольного образования. Индивидуальные занятия направлены на коррекцию недостатков развития ребёнка и улучшение его способностей.
В подготовительной к школе группе большинство заданий обязательно обращаться к личному опыту и знаниям дошкольника. Для развития речи и слухового внимания подойдёт игра в подбор рифм. Математическая игра способствует развитию элементарных математических представлений ребёнка (когда он должен находить похожие по форме предметы и геометрические фигуры). Простой уровень игры — нахождение предметов по карточкам . Сложный уровень — когда ребёнок ищет совпадения формы по предметам в комнате. Все эти задания можно делать как частью полноценного занятия, так и давать ребёнку во время прогулок или свободных минут.
Содержание индивидуальной работы может быть изменено, если ребёнок достиг определённого уровня развития.
Приемы повышения и устойчивого интереса в процессе совместной деятельности могут обеспечить: арттерапия, музыкотерапия, песочная терапия, сказкотерапия.
Тематический план занятий:
Количество занятий
Цели и задачи
Наименование форм работы, упражнений
Развитие восприятия и памяти, активизация и расширение словарного запаса, развитие зрительно-моторной координации, зрительного анализа-синтеза, воображения .
Ритуал приветствия, задания по карточкам, игра, упражнение, рефлексия.
Расширение объема памяти, развитие внимания, тонкой и зрительно-моторной координации.
Игра-ритуал, игра, занятие, упражнение, релаксия
Р азвитие навыков анализа и синтеза , развитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведением.
Приветствие, задание, игра, задание, упражнение-релаксация.
Р азвитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведением.
Ритуал приветствия, игра, упражнение на развитие зрительно-моторной координации, рефлексия
Развитие зрительной памяти, снятие психо - эмоционального напряжения, релаксация и развитие воображения.
Ритуал приветствия, игра на внимание, игра на повторение, игра на быстроту реакции, упражнение-релаксация.
Развитие внимания, произвольности психических процессов
Разминка, упражнения, игры, физкультминутка.
Развитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведением, логического мышления, связной речи, воображения; релаксация.
Ритуал приветствия, игры, упражнения, письменные задания, релаксация.
Развитие воображения, эмоционально-выразительных движений, внимания и памяти
Упражнения, игры, задания, физкультминутка, релаксация.
Запланированные мероприятия могут изменять в зависимости от потребностей ребёнка, полученных знаний. Их очерёдность тоже подбирается индивидуально.
Список литературы
7.Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения Семаго М.М., Семаго Н.Я., Ратинова Н.А., Ситковская О.Д. – М.:Айрис-пресс, 2005 год.
Планирование групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы
с дошкольниками разных возрастных категорий.
Целью которой является:
- способствовать психическому и личностному росту воспитанников.
- обеспечить помощь в формировании компонентов учебной деятельности и эмоционально-мотивационных предпосылок у воспитанников подготовительных групп.
Вложение | Размер |
---|---|
планирование коррекционно - развивающей работы с воспитанниками старшей группы для детей с ТНР | 127.5 КБ |
planirovanie_korrektsionno_-razvivayushchey_raboty_s_vospitannikami_starshey_gruppy_dlya_detey_s_tnr.doc | 113 КБ |
planirovanie_korrektsionno-razvivayushchey_raboty_s_vospitannikami_sredney_gruppy_dlya_detey_s_onr.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование групповой коррекционно-развивающей работы
педагога-психолога с воспитанниками подготовительной группы
для детей с тяжелыми нарушениями речи
Составитель: Гудзик Анна Владимировна
педагог-психолог высшей квалификационной категории
ГБДОУ №25 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Планирование групповой коррекционно – развивающей работы
с воспитанниками подготовительной группы на __ октябрь 2012 года.
создание атмосферы психологической безопасности
Развивать активность к игровой деятельности
Создание условий для эмоционального реагирования отношений
Развивать умение определять свое эмоциональное состояние
Развивать умение работать по правилам группы
развитие зрительного восприятия
Развивать произвольное внимание;
Совершенствовать коммуникативные навыки;
Развивать умение определять свое эмоциональное состояние;
развитие зрительного восприятия
Развивать умение определять свое эмоциональное состояние
Развивать мелкую моторику пальцев рук
Развивать коммуникативные способности Развивать зрительной память;
Развивать внимание и ориентацию на листе бумаги;
Формировать представление о предстоящей школьной жизни
Развитие зрительного восприятия
Развивать произвольное внимание, самоконтроль
Развивать умение определять свое эмоциональное состояние;
Развивать слуховую память, объем запоминания
Развивать произвольное внимание, Развивать внимание и ориентацию на листе бумаги;
Развитие слухового восприятия
Развивать активность к игровой деятельности
Создание условий для эмоционального реагирования отношений
Развивать умение определять свое эмоциональное состояние
Развивать умение устанавливать закономерности
Развитие эмоционально-мотивационных предпосылок
Планирование групповой коррекционно – развивающей работы
с воспитанниками подготовительной группы на ноябрь 2012 года.
развитие слухового восприятия
Развивать произвольное внимание;
Развивать эмоционально-выразительные движения, невербальные средства общения
Развивать умение определять свое эмоциональное состояние;
развитие концентрации внимания
Развивать умение определять свое эмоциональное состояние
Развивать коммуникативные способности
Формировать представление о предстоящей школьной жизни
развитие концентрации и объема внимания
Развивать умение определять свое эмоциональное состояние;
Развивать слуховую память, объем запоминания
Формировать адекватное представление о предстоящей школьной жизни, Развивать самоконтроль
развитие устойчивого внимания
Развитие переключения внимания
Развивать умение определять свое эмоциональное состояние
Снятие мышечного напряжения
Планирование групповой коррекционно – развивающей работы
с воспитанниками подготовительной группы на декабрь 2012 года.
развитие свойств внимания
Развивать активность к игровой деятельности
Создание условий для эмоционального реагирования отношений
Развивать умение определять свое эмоциональное состояние
Развитие эмоционально-мотивационных предпосылок
Развитие невербальных средств общения
развитие свойств внимания
Развивать произвольное внимание;
Развивать эмоционально-выразительные движения, невербальные средства общения
Развивать умение определять свое эмоциональное состояние;
развитие зрительной памяти
Развивать умение определять свое эмоциональное состояние
Развивать коммуникативные способности
Формировать представление о предстоящей школьной жизни
Развивать зрительно-моторную координацию
развитие зрительной памяти
Развивать умение определять свое эмоциональное состояние;
Развивать слуховую память, объем запоминания
Формировать адекватное представление о предстоящей школьной жизни, Развивать самоконтроль
Планирование групповой коррекционно – развивающей работы
с воспитанниками подготовительной группы на январь 2013 года.
развитие произвольной зрительной памяти
Развивать активность к игровой деятельности
Создание условий для эмоционального реагирования отношений
Развивать умение определять свое эмоциональное состояние
Развитие эмоционально-мотивационных предпосылок
Развитие нагдядно-образного мышления
развитие произвольного внимания
развитие слуховой памяти
Развивать произвольное внимание;
Развивать эмоционально-выразительные движения, невербальные средства общения
Развивать умение определять свое эмоциональное состояние;
развитие смыслового запоминания
Развивать умение определять свое эмоциональное состояние
Развивать коммуникативные способности
Развивать фонематический слух
Развивать умение описывать предмет по основным признакам
Планирование групповой коррекционно – развивающей работы
с воспитанниками подготовительной группы на февраль 2013 года.
развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения
Развивать умение определять свое эмоциональное состояние;
Развивать слуховую память, объем запоминания
развитие умения устанавливать закономерности
Развивать активность к игровой деятельности
Создание условий для эмоционального реагирования отношений
Развивать умение определять свое эмоциональное состояние
Развитие произвольной зрительной памяти
Развитие нагдядно-образного мышления
Развитие произвольного внимания
развитие умения устанавливать закономерности
Развивать произвольное внимание;
Развивать зрительную память;
Развивать эмоционально-выразительные движения, невербальные средства общения
Развивать умение определять свое эмоциональное состояние;
развитие умения устанавливать закономерности
Развивать умение определять свое эмоциональное состояние
Развивать коммуникативные способности
Развивать фонематический слух
развивать невербальные средства общения
Планирование групповой коррекционно – развивающей работы
с воспитанниками подготовительной группы на март 2013 года.
развитие словесно-логического мышления
Развивать умение определять свое эмоциональное состояние;
Развивать слуховую память, объем запоминания
развитие словесно-логического мышления
Развивать активность к игровой деятельности
Создание условий для эмоционального реагирования отношений
Развивать умение определять свое эмоциональное состояние
Развитие произвольного внимания
Развитие нагдядно-образного мышления
Развитие зрительного восприятия
Развитие умения устанавливать аналогии на вербальном уровне
развитие словесно-логического мышления
Развивать произвольное внимание;
Развивать быстроту мышления
Развивать умение определять свое эмоциональное состояние
Развитие умения устанавливать аналогии на вербальном уровне
снятие психоэмоционального и мышечного напряжения
развитие словесно-логического мышления
Развивать умение определять свое эмоциональное состояние
Развивать коммуникативные способности
Развитие умения устанавливать аналогии на вербальном уровне
развивать умение классифицировать и обобщать на вербальном материале
Планирование групповой коррекционно – развивающей работы
с воспитанниками подготовительной группы на апрель 2013 года.
развитие творческих способностей
Развивать умение определять свое эмоциональное состояние;
Развивать слуховую память, объем запоминания
Развивать быстроту мышления
снятие психоэмоционального и мышечного напряжения
развитие творческих способностей
Развивать активность к игровой деятельности
Создание условий для эмоционального реагирования отношений
Развивать умение определять свое эмоциональное состояние
Развитие произвольного внимания, переключения внимания
развитие и коррекция эмоциональной сферы
формировать доброжелательное отношение к окружающим
развивать способности понимать эмоциональное состояние других людей
совершенствовать коммуникативные навыки, а именно работать в парах.
развитие и коррекция эмоциональной сферы
продолжать формировать адекватное отношение к собственным чувствам
развивать умение определять эмоциональное состояние людей по невербальным признакам
Предупредите малыша, что нужно быть предельно внимательным, так как вы постараетесь его подловить.
Начните игру из коридора. "Белочка спрятала в лесу орешек, а теперь не может его найти. Помоги белочке". Малыш ищет орешек (любой предмет, спрятанный в комнате) по следам, оставленным неосторожной белочкой (дорожка из ниточки, стрелка, нарисованная на бумаге, необычно поставленные предметы). Постепенно белочка становится все осторожней, а малыш все наблюдательней.
Ребенок - ведущий, он выбирает какую-нибудь карточку из лото и прячет ее. Взрослый должен узнать, кто нарисован на карточке, задавая вопросы. По правилам игры ведущий может отвечать на любой вопрос только "да" или "нет". Например, если спрятана карточка с изображением какого-то животного (из зоо-лото): - Это зверь? - Нет. -Птица?
- Да. - Большая? -Нет. -Городская? -Да. -Воробей? -Да. Когда правила игры станут ясны, угадывать и задавать вопросы сможет и ребенок.
Для начала картинка выбирается из небольшого количества карточек (например, десяти).
Приготовьте предметы или картинки, которые имеют отношение к таким группам, как игрушки, посуда, инструменты, рыбы,
фрукты, овощи, ягоды, напитки, продукты, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, деревья, звери, птицы, электроприборы. Выберите 4 картинки одной группы и одну картинку из любой другой группы. Расположите их в ряд на столе. Таким образом, получится, что основная часть картинок имеет один общий признак, который позволяет объединить их в одну группу. Одна картинка этого признака не имеет и потому отличается от остальных. Она является лишней. Ребенку необходимо внимательно рассмотреть все картинки, найти лишнюю и объяснить свое решение.
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в обучении математике
Фамилия, имя ________________________
Возрастная группа старшая
Цель: коррекция познавательного развития ребенка старшего возраста по разделу формирование элементарных математических представлений
Примерный перечень проводимых учебных заданий:
Название дидактических и развивающих игр и упражнений
Задачи и правила проведения игры, упражнения
Игра состоит из десяти карточек, на каждой из которой изображено несколько предметов и написано соответствующее число. Каждая карточка разрезана по зигзагообразной линии. Зигзаги разные, поэтому после разрезания каждое число подойдёт только к своей группе предметов
нальная игра по развитию элементарных математических представлений
Цель: способствовать познавательному развитию детей, формировать элементарные математические представления. Игра предназначена для развития математических способностей детей 3-7 лет.
В игру входят 5 конвертов с карточками:
- 1 конверт "Количество" в него входят карточки с изображением частей суток (утро, день. вечер, ночь), также к нему прилагается модуль с изображением частей суток и указательной стрелкой.
- 2 конверт "Величина" в него входят карточки с изображениями : большой- маленький. широкий - узкий, длинный - короткий.
- 3 конверт "Форма" в него входят однополосные карточки с изображением (овала, круга, квадрата, прямоугольника, треугольника) и индивидуальные карточки с изображением математических фигур которые подбираются способом приложения.
- 4 конверт "Количество" в него входят карточки: один, много, одинаково, ни одного.
- 5 конверт "Ориентировка в пространстве" в него входят фигуры : мальчика, девочки, домика, дерева, домашних животных, туч, облаков, солнца картина с изображением травы и неба.
Оборудование:Коробка для хранения игры, конверты с карточками:Форма, величина, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, количество; модуль с изображением времени суток, картина с изображением травы и неба.
План-программа для индивидуальной работы с детьми имеющими низкий уровень развития.
Пояснительная записка
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие познавательных возможностей. Формирование и совершенствование познавательных процессов в дошкольном детстве обеспечивает не только интеллектуальное развитие ребенка, но и его подготовку к учению в школе. Кроме достижения определенного уровня развития познавательных способностей, такая подготовка включает обеспечение достаточно высокого уровня воспитанности личностных качеств, умение общаться и взаимодействовать с людьми. Проблема воспитания и обучения дошкольников с низким уровнем в развитии является одной из наиболее важных и актуальных. Согласно ФГОС с такими детьми индивидуальная и коррекционная работа строится при опоре на данные направления. Основанием для включения детей в индивидуальную работу, является низкий уровень развития психических процессов внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения, сенсорно-моторной координации. В ходе медико-психолого-педагогического консилиума МБДОУ определяется актуальный уровень развития ребенка, выделяются основные нарушения и, в зависимости от них, выстраиваются направления коррекционной работы. На индивидуальных коррекционных занятиях уделяется большое внимание развитию у детей кожно-кинестетического, акустического, зрительно-предметного восприятия. Совершенствуется произвольная, зрительная и слуховая память детей, через упражнения на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Для развития у детей способности к зрительному, слуховому непроизвольному и произвольному сосредоточению, способность к распределению, переключению, концентрации и устойчивости внимания используются игры и упражнения. А также на индивидуальных коррекционных занятиях формируются у детей первичные представления о причинных связях и постепенно под влиянием усложнения практической деятельности развиваются не только наглядно-действенное, но и наглядно-образное мышление и словесно-логическое мышление. Для этого используются специальные дидактические игры. Именно на индивидуальных занятиях ребенок начинает демонстрировать свои первые успехи, и в доступной, занимательной форме выполняет достаточно сложную работу – познает мир и совершенствует полученные знания, умения и навыки. В индивидуальной коррекционной работе используются игры и упражнения, направленные на развитие статической и динамической координации движений пальцев рук ребёнка. Особое значение для положительного результата индивидуальной коррекционной работы с ребенком имеет помощь и поддержка со стороны родителей. С этой целью привлекаются родители к совместной работе по коррекции и развитию психических процессов у детей а так же получения сведений об индивидуальных особенностях и поведенческих реакциях ребёнка, психологическом климате в семье, количестве членов семьи, взаимоотношениях между родителями. Особое внимание в данном случае следует уделять личностным особенностям родителей и их оценочном суждении о ребенке. Используются такие формы работы как: индивидуальное консультирование родителей, показ методов и приемов в работе с ребенком; родительские собрания на группах . Данная программа разработана, для развития и коррекции различных сторон психики детей в дошкольном возрасте. Предлагаемые игры-задания направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения
Цель программы: повышение уровня развития психических процессов
Задачи программы:
1 .Развивать внимание, память, мышление, восприятие, воображение.
2. Формировать навыки самостоятельной работы.
3. Создание условий для самореализации детей в творческой, учебной деятельности.
Направленность программы : психологическая
Организация, формы и методы работы: Программа предусматривает продолжительность занятия 30 минут, количество занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
В работе используются следующие методы:
задания на зрительное восприятие;
упражнения для совершенствования графических навыков письма;
Эффективность использования программы: Основным показателем эффективности использования программы является то, что при работе используются различные методы и приемы работы с детьми, которые помогают формировать уверенность в себе, удовлетворенность собой, повышается интеллектуальный уровень. С помощью проведенных занятий у детей совершенствуются познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, графические навыки письма..
Результативность программы можно выявить путем обследования, проводимого дважды: до начала коррекционно-развивающих занятий и после прохождения .
Анализ результатов включает в себя следующие моменты:
обследование детей психологом: изучение познавательной сферы психики ребенка.
оценка уровня развития интеллектуальных способностей ребенка.
Возраст: программа адресована детям дошкольного возраста 6-7 лет.
Формирование групп : по результатам диагностического обследования уровня развития психических процессов
Условия набора детей в группы: низкий уровень развития психических процессов
Форма и режим занятий: индивидуальная
Количество участников группы: один ребенок.
Методы психологического сопровождения участников образовательного процесса:
Консультирование (по запросу педагогов).
Форма реализации программного содержания : игровая
При составлении программы использовались следующие технологии:
1.Методики диагностического обследования уровня развития психических процессов
2.Коррекционно-развивающие игры для дошкольников по А.Н Евстигнеевой
3.Сборник уникальных творческих заданий для детей дошкольного возраста в игровой форме П.Г Розумеева
Ожидаемые результаты реализации программного материала: повышение уровня развития психических процессов
Особые примечания: занятия с каждым ребенком планируются по определенному графику работы (см.приложение)
Содержание индивидуальной работы может корректироваться у той категории детей, которые могут испытывать в ходе работы повышенную утомляемость, сниженную работоспособность, повышенную отвлекаемость,застреваемость,устойчивую ригидность.
Приемы повышения и устойчивого интереса в процессе совместной деятельности могут обеспечить:арттерапия,музыкотерапия,песочная терапия,сказкотерапия.
Читайте также: