План коррекционно развивающей работы с детьми в доу

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Кафедра общей психологии

Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы

« Расширение возможностей развития ребёнка

студентка группы № 37 СП (м)

направления подготовки 44.04.02

профиль: Психология в социально-педагогической практике

Тишанкова Елена Васильевна

канд. психол. наук, доцент

Переход ребёнка из старшей в подготовительную группу, означает, что следующим шагом на пути его развития станет поступление в школу. Именно в этот период детям 6-ти лет уже не столь интересны игры. Они начинают осваивать навыки обучения. На этом этапе важно помочь дошкольнику овладеть навыками, которые помогут легче осваивать новые знания: концентрировать внимание на информации, быть дисциплинированным и усидчивым .

Психофизическое развитие любого ребёнка, становление его личности происходит индивидуально. Иногда особенности характера оказывают большое влияние на развитие умений и навыков, усвоение новых знаний. Не все дети могут полноценно работать в группе, некоторые нуждаются в индивидуальных занятиях. Задача педагога при проведении таких занятий — помочь каждому воспитаннику развить свои способности, получить необходимую сумму знаний и навыков, научить ребёнка бороться с возникающими на пути трудностями, поверить в собственные силы.

Индивидуальная работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на ребёнка, учитывающее особенности его психофизического развития. Целью этой работы является создание наиболее благоприятных условий для дальнейшего развития и воспитания дошкольника.

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для работы с ребёнком 6-7 лет. И направлена на расширение возможностей развития ребёнка в период его посещения подготовительной группы детского сада. Основой индивидуальной работы является всестороннее изучение уровня психофизического развития. Поскольку воспитанники подготовительной группы (дети 6–7 лет) начинают постепенно готовиться к школе и отходить от игры, важно научить их учиться: воспринимать и усваивать информацию, быть внимательными, проявлять усидчивость, уметь соблюдать правила и требования взрослых.

Тип программы: индивидуальная, коррекционно-развивающая.

Цель программы: всестороннее развитие психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка, как основы для готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Индивидуальные занятия направлены на решение следующих задач:

  • развитие диалогической и монологической речи (расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи);
  • развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, зрительного и слухового восприятия);
  • формирование предпосылок учебной деятельности (чтение, письмо, счёт);
  • сохранение и укрепление физического здоровья;
  • повышение самооценки и уверенности в себе.

Принципы реализации программы:

· Доступность – соответствие возрастным нормам уровня сложности заданий, упражнений.

· Периодичность – занятия проводятся по определенному графику: 2 раза в неделю, продолжительность каждого 25 – 30 минут, приблизительно с октября по апрель учебного года, через каждые 8 недель проведения диагностики достижений воспитанника, что соответствует правилам СанПиН 2.4.1.2660-10.

· Единство коррекционных, профилактических и развивающих задач - занятия с одной стороны коррегируют нарушения в психическом развитии ребёнка, с другой стороны, помогают предотвратить ещё невозникшие проблемы в отдельных сферах развития личности дошкольника.

· Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка – на занятиях психолог ориентируется на ребёнка: его умственные способности, тип темперамента, особенности в сфере общения и другие индивидуальные особенности.

· Комплексность методов психологического воздействия - на каждом занятии предполагается использование в комплексе методов психокоррекционного воздействия на ребёнка. Это позволяет охватить все сферы личности ребёнка (личностную, познавательную, социальную).

Методы реализации программы:

· методики эмоционального расслабления;

Согласно ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования), при обучении дошкольников в детском саду должны учитываться их индивидуальные особенности. По нормам стандарта активно продвигается индивидуализация дошкольного образования. Индивидуальные занятия направлены на коррекцию недостатков развития ребёнка и улучшение его способностей.

В подготовительной к школе группе большинство заданий обязательно обращаться к личному опыту и знаниям дошкольника. Для развития речи и слухового внимания подойдёт игра в подбор рифм. Математическая игра способствует развитию элементарных математических представлений ребёнка (когда он должен находить похожие по форме предметы и геометрические фигуры). Простой уровень игры — нахождение предметов по карточкам . Сложный уровень — когда ребёнок ищет совпадения формы по предметам в комнате. Все эти задания можно делать как частью полноценного занятия, так и давать ребёнку во время прогулок или свободных минут.

Содержание индивидуальной работы может быть изменено, если ребёнок достиг определённого уровня развития.

Приемы повышения и устойчивого интереса в процессе совместной деятельности могут обеспечить: арттерапия, музыкотерапия, песочная терапия, сказкотерапия.

Тематический план занятий:

Количество занятий

Цели и задачи

Наименование форм работы, упражнений

Развитие восприятия и памяти, активизация и расширение словарного запаса, развитие зрительно-моторной координации, зрительного анализа-синтеза, воображения .

Ритуал приветствия, задания по карточкам, игра, упражнение, рефлексия.

Расширение объема памяти, развитие внимания, тонкой и зрительно-моторной координации.

Игра-ритуал, игра, занятие, упражнение, релаксия

Р азвитие навыков анализа и синтеза , развитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведением.

Приветствие, задание, игра, задание, упражнение-релаксация.

Р азвитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведением.

Ритуал приветствия, игра, упражнение на развитие зрительно-моторной координации, рефлексия

Развитие зрительной памяти, снятие психо - эмоционального напряжения, релаксация и развитие воображения.

Ритуал приветствия, игра на внимание, игра на повторение, игра на быстроту реакции, упражнение-релаксация.

Развитие внимания, произвольности психических процессов

Разминка, упражнения, игры, физкультминутка.

Развитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведением, логического мышления, связной речи, воображения; релаксация.

Ритуал приветствия, игры, упражнения, письменные задания, релаксация.

Развитие воображения, эмоционально-выразитель­ных движений, внимания и памяти

Упражнения, игры, задания, физкультминутка, релаксация.

Запланированные мероприятия могут изменять в зависимости от потребностей ребёнка, полученных знаний. Их очерёдность тоже подбирается индивидуально.

Список литературы

7.Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения Семаго М.М., Семаго Н.Я., Ратинова Н.А., Ситковская О.Д. – М.:Айрис-пресс, 2005 год.

Планирование групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы

с дошкольниками разных возрастных категорий.

Целью которой является:

  1. способствовать психическому и личностному росту воспитанников.
  2. обеспечить помощь в формировании компонентов учебной деятельности и эмоционально-мотивационных предпосылок у воспитанников подготовительных групп.


ВложениеРазмер
планирование коррекционно - развивающей работы с воспитанниками старшей группы для детей с ТНР 127.5 КБ
planirovanie_korrektsionno_-razvivayushchey_raboty_s_vospitannikami_starshey_gruppy_dlya_detey_s_tnr.doc 113 КБ
planirovanie_korrektsionno-razvivayushchey_raboty_s_vospitannikami_sredney_gruppy_dlya_detey_s_onr.doc 96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование групповой коррекционно-развивающей работы

педагога-психолога с воспитанниками подготовительной группы

для детей с тяжелыми нарушениями речи

Составитель: Гудзик Анна Владимировна

педагог-психолог высшей квалификационной категории

ГБДОУ №25 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Планирование групповой коррекционно – развивающей работы

с воспитанниками подготовительной группы на __ октябрь 2012 года.

создание атмосферы психологической безопасности

Развивать активность к игровой деятельности

Создание условий для эмоционального реагирования отношений

Развивать умение определять свое эмоциональное состояние

Развивать умение работать по правилам группы

развитие зрительного восприятия

Развивать произвольное внимание;

Совершенствовать коммуникативные навыки;

Развивать умение определять свое эмоциональное состояние;

развитие зрительного восприятия

Развивать умение определять свое эмоциональное состояние

Развивать мелкую моторику пальцев рук

Развивать коммуникативные способности Развивать зрительной память;

Развивать внимание и ориентацию на листе бумаги;

Формировать представление о предстоящей школьной жизни

Развитие зрительного восприятия

Развивать произвольное внимание, самоконтроль

Развивать умение определять свое эмоциональное состояние;

Развивать слуховую память, объем запоминания

Развивать произвольное внимание, Развивать внимание и ориентацию на листе бумаги;

Развитие слухового восприятия

Развивать активность к игровой деятельности

Создание условий для эмоционального реагирования отношений

Развивать умение определять свое эмоциональное состояние

Развивать умение устанавливать закономерности

Развитие эмоционально-мотивационных предпосылок

Планирование групповой коррекционно – развивающей работы

с воспитанниками подготовительной группы на ноябрь 2012 года.

развитие слухового восприятия

Развивать произвольное внимание;

Развивать эмоционально-выразительные движения, невербальные средства общения

Развивать умение определять свое эмоциональное состояние;

развитие концентрации внимания

Развивать умение определять свое эмоциональное состояние

Развивать коммуникативные способности

Формировать представление о предстоящей школьной жизни

развитие концентрации и объема внимания

Развивать умение определять свое эмоциональное состояние;

Развивать слуховую память, объем запоминания

Формировать адекватное представление о предстоящей школьной жизни, Развивать самоконтроль

развитие устойчивого внимания

Развитие переключения внимания

Развивать умение определять свое эмоциональное состояние

Снятие мышечного напряжения

Планирование групповой коррекционно – развивающей работы

с воспитанниками подготовительной группы на декабрь 2012 года.

развитие свойств внимания

Развивать активность к игровой деятельности

Создание условий для эмоционального реагирования отношений

Развивать умение определять свое эмоциональное состояние

Развитие эмоционально-мотивационных предпосылок

Развитие невербальных средств общения

развитие свойств внимания

Развивать произвольное внимание;

Развивать эмоционально-выразительные движения, невербальные средства общения

Развивать умение определять свое эмоциональное состояние;

развитие зрительной памяти

Развивать умение определять свое эмоциональное состояние

Развивать коммуникативные способности

Формировать представление о предстоящей школьной жизни

Развивать зрительно-моторную координацию

развитие зрительной памяти

Развивать умение определять свое эмоциональное состояние;

Развивать слуховую память, объем запоминания

Формировать адекватное представление о предстоящей школьной жизни, Развивать самоконтроль

Планирование групповой коррекционно – развивающей работы

с воспитанниками подготовительной группы на январь 2013 года.

развитие произвольной зрительной памяти

Развивать активность к игровой деятельности

Создание условий для эмоционального реагирования отношений

Развивать умение определять свое эмоциональное состояние

Развитие эмоционально-мотивационных предпосылок

Развитие нагдядно-образного мышления

развитие произвольного внимания

развитие слуховой памяти

Развивать произвольное внимание;

Развивать эмоционально-выразительные движения, невербальные средства общения

Развивать умение определять свое эмоциональное состояние;

развитие смыслового запоминания

Развивать умение определять свое эмоциональное состояние

Развивать коммуникативные способности

Развивать фонематический слух

Развивать умение описывать предмет по основным признакам

Планирование групповой коррекционно – развивающей работы

с воспитанниками подготовительной группы на февраль 2013 года.

развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения

Развивать умение определять свое эмоциональное состояние;

Развивать слуховую память, объем запоминания

развитие умения устанавливать закономерности

Развивать активность к игровой деятельности

Создание условий для эмоционального реагирования отношений

Развивать умение определять свое эмоциональное состояние

Развитие произвольной зрительной памяти

Развитие нагдядно-образного мышления

Развитие произвольного внимания

развитие умения устанавливать закономерности

Развивать произвольное внимание;

Развивать зрительную память;

Развивать эмоционально-выразительные движения, невербальные средства общения

Развивать умение определять свое эмоциональное состояние;

развитие умения устанавливать закономерности

Развивать умение определять свое эмоциональное состояние

Развивать коммуникативные способности

Развивать фонематический слух

развивать невербальные средства общения

Планирование групповой коррекционно – развивающей работы

с воспитанниками подготовительной группы на март 2013 года.

развитие словесно-логического мышления

Развивать умение определять свое эмоциональное состояние;

Развивать слуховую память, объем запоминания

развитие словесно-логического мышления

Развивать активность к игровой деятельности

Создание условий для эмоционального реагирования отношений

Развивать умение определять свое эмоциональное состояние

Развитие произвольного внимания

Развитие нагдядно-образного мышления

Развитие зрительного восприятия

Развитие умения устанавливать аналогии на вербальном уровне

развитие словесно-логического мышления

Развивать произвольное внимание;

Развивать быстроту мышления

Развивать умение определять свое эмоциональное состояние

Развитие умения устанавливать аналогии на вербальном уровне

снятие психоэмоционального и мышечного напряжения

развитие словесно-логического мышления

Развивать умение определять свое эмоциональное состояние

Развивать коммуникативные способности

Развитие умения устанавливать аналогии на вербальном уровне

развивать умение классифицировать и обобщать на вербальном материале

Планирование групповой коррекционно – развивающей работы

с воспитанниками подготовительной группы на апрель 2013 года.

развитие творческих способностей

Развивать умение определять свое эмоциональное состояние;

Развивать слуховую память, объем запоминания

Развивать быстроту мышления

снятие психоэмоционального и мышечного напряжения

развитие творческих способностей

Развивать активность к игровой деятельности

Создание условий для эмоционального реагирования отношений

Развивать умение определять свое эмоциональное состояние

Развитие произвольного внимания, переключения внимания

развитие и коррекция эмоциональной сферы

формировать доброжелательное отношение к окружающим

развивать способности понимать эмоциональное состояние других людей

совершенствовать коммуникативные навыки, а именно работать в парах.

развитие и коррекция эмоциональной сферы

продолжать формировать адекватное отношение к собственным чувствам

развивать умение определять эмоциональное состояние людей по невербальным признакам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предупредите малыша, что нужно быть предельно внимательным, так как вы постараетесь его подловить.

Начните игру из коридора. "Белочка спрятала в лесу орешек, а теперь не может его найти. Помоги белочке". Малыш ищет орешек (любой предмет, спрятанный в комнате) по следам, оставленным неосторожной белочкой (дорожка из ниточки, стрелка, нарисованная на бумаге, необычно поставленные предметы). Постепенно белочка становится все осторожней, а малыш все наблюдательней.

Ребенок - ведущий, он выбирает какую-нибудь карточку из лото и прячет ее. Взрослый должен узнать, кто нарисован на карточке, задавая вопросы. По правилам игры ведущий может отвечать на любой вопрос только "да" или "нет". Например, если спрятана карточка с изображением какого-то животного (из зоо-лото): - Это зверь? - Нет. -Птица?

- Да. - Большая? -Нет. -Городская? -Да. -Воробей? -Да. Когда правила игры станут ясны, угадывать и задавать вопросы сможет и ребенок.

Для начала картинка выбирается из небольшого количества карточек (например, десяти).

Приготовьте предметы или картинки, которые имеют отношение к таким группам, как игрушки, посуда, инструменты, рыбы,

фрукты, овощи, ягоды, напитки, продукты, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, деревья, звери, птицы, электроприборы. Выберите 4 картинки одной группы и одну картинку из любой другой группы. Расположите их в ряд на столе. Таким образом, получится, что основная часть картинок имеет один общий признак, который позволяет объединить их в одну группу. Одна картинка этого признака не имеет и потому отличается от остальных. Она является лишней. Ребенку необходимо внимательно рассмотреть все картинки, найти лишнюю и объяснить свое решение.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в обучении математике

Фамилия, имя ________________________

Возрастная группа старшая

Цель: коррекция познавательного развития ребенка старшего возраста по разделу формирование элементарных математических представлений

Примерный перечень проводимых учебных заданий:

Название дидактических и развивающих игр и упражнений

Задачи и правила проведения игры, упражнения

Игра состоит из десяти карточек, на каждой из которой изображено несколько предметов и написано соответствующее число. Каждая карточка разрезана по зигзагообразной линии. Зигзаги разные, поэтому после разрезания каждое число подойдёт только к своей группе предметов

нальная игра по развитию элементарных математических представлений

Цель: способствовать познавательному развитию детей, формировать элементарные математические представления. Игра предназначена для развития математических способностей детей 3-7 лет.

В игру входят 5 конвертов с карточками:

- 1 конверт "Количество" в него входят карточки с изображением частей суток (утро, день. вечер, ночь), также к нему прилагается модуль с изображением частей суток и указательной стрелкой.

- 2 конверт "Величина" в него входят карточки с изображениями : большой- маленький. широкий - узкий, длинный - короткий.

- 3 конверт "Форма" в него входят однополосные карточки с изображением (овала, круга, квадрата, прямоугольника, треугольника) и индивидуальные карточки с изображением математических фигур которые подбираются способом приложения.

- 4 конверт "Количество" в него входят карточки: один, много, одинаково, ни одного.

- 5 конверт "Ориентировка в пространстве" в него входят фигуры : мальчика, девочки, домика, дерева, домашних животных, туч, облаков, солнца картина с изображением травы и неба.

Оборудование:Коробка для хранения игры, конверты с карточками:Форма, величина, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, количество; модуль с изображением времени суток, картина с изображением травы и неба.

Онлайн-книги

План-программа для индивидуальной работы с детьми имеющими низкий уровень развития.

Пояснительная записка

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие познавательных возможностей. Формирование и совершенствование познавательных процессов в дошкольном детстве обеспечивает не только интеллектуальное развитие ребенка, но и его подготовку к учению в школе. Кроме достижения определенного уровня развития познавательных способностей, такая подготовка включает обеспечение достаточно высокого уровня воспитанности личностных качеств, умение общаться и взаимодействовать с людьми. Проблема воспитания и обучения дошкольников с низким уровнем в развитии является одной из наиболее важных и актуальных. Согласно ФГОС с такими детьми индивидуальная и коррекционная работа строится при опоре на данные направления. Основанием для включения детей в индивидуальную работу, является низкий уровень развития психических процессов внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения, сенсорно-моторной координации. В ходе медико-психолого-педагогического консилиума МБДОУ определяется актуальный уровень развития ребенка, выделяются основные нарушения и, в зависимости от них, выстраиваются направления коррекционной работы. На индивидуальных коррекционных занятиях уделяется большое внимание развитию у детей кожно-кинестетического, акустического, зрительно-предметного восприятия. Совершенствуется произвольная, зрительная и слуховая память детей, через упражнения на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Для развития у детей способности к зрительному, слуховому непроизвольному и произвольному сосредоточению, способность к распределению, переключению, концентрации и устойчивости внимания используются игры и упражнения. А также на индивидуальных коррекционных занятиях формируются у детей первичные представления о причинных связях и постепенно под влиянием усложнения практической деятельности развиваются не только наглядно-действенное, но и наглядно-образное мышление и словесно-логическое мышление. Для этого используются специальные дидактические игры. Именно на индивидуальных занятиях ребенок начинает демонстрировать свои первые успехи, и в доступной, занимательной форме выполняет достаточно сложную работу – познает мир и совершенствует полученные знания, умения и навыки. В индивидуальной коррекционной работе используются игры и упражнения, направленные на развитие статической и динамической координации движений пальцев рук ребёнка. Особое значение для положительного результата индивидуальной коррекционной работы с ребенком имеет помощь и поддержка со стороны родителей. С этой целью привлекаются родители к совместной работе по коррекции и развитию психических процессов у детей а так же получения сведений об индивидуальных особенностях и поведенческих реакциях ребёнка, психологическом климате в семье, количестве членов семьи, взаимоотношениях между родителями. Особое внимание в данном случае следует уделять личностным особенностям родителей и их оценочном суждении о ребенке. Используются такие формы работы как: индивидуальное консультирование родителей, показ методов и приемов в работе с ребенком; родительские собрания на группах . Данная программа разработана, для развития и коррекции различных сторон психики детей в дошкольном возрасте. Предлагаемые игры-задания направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения

Цель программы: повышение уровня развития психических процессов

Задачи программы:

1 .Развивать внимание, память, мышление, восприятие, воображение.

2. Формировать навыки самостоятельной работы.

3. Создание условий для самореализации детей в творческой, учебной деятельности.

Направленность программы : психологическая

Организация, формы и методы работы: Программа предусматривает продолжительность занятия 30 минут, количество занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

В работе используются следующие методы:

задания на зрительное восприятие;

упражнения для совершенствования графических навыков письма;

Эффективность использования программы: Основным показателем эффективности использования программы является то, что при работе используются различные методы и приемы работы с детьми, которые помогают формировать уверенность в себе, удовлетворенность собой, повышается интеллектуальный уровень. С помощью проведенных занятий у детей совершенствуются познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, графические навыки письма..

Результативность программы можно выявить путем обследования, проводимого дважды: до начала коррекционно-развивающих занятий и после прохождения .

Анализ результатов включает в себя следующие моменты:

обследование детей психологом: изучение познавательной сферы психики ребенка.

оценка уровня развития интеллектуальных способностей ребенка.

Возраст: программа адресована детям дошкольного возраста 6-7 лет.

Формирование групп : по результатам диагностического обследования уровня развития психических процессов

Условия набора детей в группы: низкий уровень развития психических процессов

Форма и режим занятий: индивидуальная

Количество участников группы: один ребенок.

Методы психологического сопровождения участников образовательного процесса:

Консультирование (по запросу педагогов).

Форма реализации программного содержания : игровая

При составлении программы использовались следующие технологии:

1.Методики диагностического обследования уровня развития психических процессов

2.Коррекционно-развивающие игры для дошкольников по А.Н Евстигнеевой

3.Сборник уникальных творческих заданий для детей дошкольного возраста в игровой форме П.Г Розумеева

Ожидаемые результаты реализации программного материала: повышение уровня развития психических процессов

Особые примечания: занятия с каждым ребенком планируются по определенному графику работы (см.приложение)

Содержание индивидуальной работы может корректироваться у той категории детей, которые могут испытывать в ходе работы повышенную утомляемость, сниженную работоспособность, повышенную отвлекаемость,застреваемость,устойчивую ригидность.

Приемы повышения и устойчивого интереса в процессе совместной деятельности могут обеспечить:арттерапия,музыкотерапия,песочная терапия,сказкотерапия.

Читайте также: