Что такое древнееврейские племена история 5 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Земледельческие орудия долго сохраняли свой примитивный характер. В садах, в виноградниках, на крутых склонах, там, где трудно или нельзя было пользоваться плугом, применяли первобытную мотыгу, образец которой был обнаружен при раскопках в Тель-Джемме. Обычным орудием для вспахивания земли был примитивный плуг, в который впрягали пару волов, реже ослов или мулов. Железный сошник начали применять лишь со времени Саула (XI в. до н. э.). Форма этого примитивного плуга, судя по применению воронки для сеяния, прикреплённой к плугу, была заимствована из Месопотамии. Недостаточное орошение, отсутствие удобрений, слишком тонкий слой почвы, годной для обработки, примитивность орудий были причинами частых неурожаев, которые обычно влекли за собой дороговизну, голодовки, необходимость привозить из соседних стран дорого стоившее зерно. Урожай выше чем сам-30 был редким явлением. Обычным урожаем был урожай сам-10 или сам-15.

Недостаток собственного местного сырья мешал развитию ремесленного производства. Основными видами сырья были камень и глина. Руда встречается очень редко, дерева было мало. Поэтому некоторые виды сырья приходилось привозить из соседних стран. Ремесленное производство в Палестине с давних пор развивалось под сильным иноземным влиянием. На это указывают многочисленные найденные изделия, сделанные под египетским, эгейским, сиро-хеттским или ассирийским влиянием. Даже в X в. израильско-иудейские цари принуждены были выписывать искусных мастеров из соседних стран. Однако ремесленное производство занимало видное место в общей системе хозяйственной жизни страны. Появилась значительная специализация. Отдельные виды производства были сосредоточены в отдельных районах (например, прядение в Тель-Бейт-Мирсим) или даже в отдельных кварталах больших городов, например в Иерусалиме. Большие специализированные мастерские (деревообделочная, кирпичная, гончарная) находились в руках государственной власти.

О развитии каменотёсного дела можно судить по каменной кладке нижних частей стен, сохранившихся в различных развалинах древних городов. Важное значение имела металлургия. Древнейшим известным металлом была медь; начиная с XII в. до н. э. стало широко распространяться железо, очевидно, заимствованное у филистимлян. Железный серп и железный плуг были найдены в Тель-Бейт-Мирсим в архаическом слое, который относится к филистимской эпохе. В филистимских гробницах в Тель-эль-Фаре были найдены железные браслеты, кольца и кинжал. Различные железные изделия были обнаружены в Джераре, Бет-Шемеше, Гезере и в других древних поселениях. При раскопках в Тель-Джемме были найдены остатки плавильных печей для выплавки железа.

Кочевые древнееврейские племена в течение продолжительного времени жили в условиях родового строя. Основная социальная ячейка — род (мишпаха) — существовала самостоятельно, переселялась и воевала как нераздельная единица и была основана на кровном родстве. Согласно древнему обычаю кровной мести весь род был обязан мстить за убитого родича, и лишь позднее эта кровная месть стала обязанностью одного ближайшего родственника. Земля и рабы находились в общем владении у всего рода в целом. Общие дела рода обсуждались на совете всех членов рода, среди которых царило полное равенство. Во главе рода стоял старейшина, который избирался всеми членами рода. Роды имели свои особые религиозные праздники и родовые кладбища. В библии рассказывается о том, что Авраам купил у хеттов пещеру Махпелу для устройства родового кладбища.

Особенно содействовало укреплению этой патриархальной семьи право первородства, обеспечивавшее старшему сыну привилегированное положение в семье. Старший сын имел право на преимущественную, двойную, часть наследства. Вполне естественно, что существование этого обычая должно было укреплять патриархальную семью, содействуя накоплению имущества в одних руках. Так в недрах крупной патриархальной семьи усиливалось имущественное расслоение и социальное неравенство. Концентрации имущества в одних руках способствовал и другой обычай, восходящий к глубокой древности и прочно существовавший в быту в течение целого ряда веков. Это так называемый обычай левирата, согласно которому вдова должна была выйти замуж за брата своего умершего мужа.

Часто рабство являлось следствием долговой кабалы. Имущественное расслоение вызывало разорение некоторой части свободных общинников, терявших свои земельные наделы, попадавших в кабалу к богачам и постепенно превращавшихся в рабов. Некоторые отрывки из библейских книг, относящихся к персидской эпохе, ярко характеризуют рост рабовладения в древней Палестине:

Священное Писание это собрание священных книг в развитых религиях, излагающее основы вероучения – представление о мире, божестве, цель и правила человеческой жизни.

Библия это книга, содержащая священные писания еврейской и христианской религий.

Пророки святые ветхозаветных времен, предвидевшие по Божественному Откровению пришествие Христа Спасителя, предсказывавшие будущие события и возвещавшие израильскому народу волю Божию.

Заповедь это религиозно-нравственное предписание.

Филистимляне это древний народ, населявший приморскую часть Израиля.

Политеизм это система верований, основанная на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь.

Монотеизм это религиозное представление о существовании только одного Бога.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Хрестоматия по истории древнего мира. – Минск, БЭ, 2001.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Евреи первыми в истории человечества отказались от поклонения силам природы в образе многочисленных богов и пришли к вере в единого Бога. О происхождении еврейских племён и об образовании древнееврейского государства, рассказывается в Библии – собрании книг религиозного и исторического содержания, созданных в течение столетий многими людьми. Самая древняя и большая часть Библии называется Ветхий Завет.

На страницах Библии история еврейского народа предстает как предание об одной большой семье. Родоначальниками этой семьи стали Авраам, его сын Исаак и внук Иаков – другое его имя было Израиль. Всего насчитывалось тринадцать еврейских колен, составивших племенной союз Израиль. Этими родами управляли вожди, которых евреи называли судьями.

Согласно Ветхому Завету, Авраам родился в месопотамском городе Уре, со временем он получил от Бога наказ вести своих соплеменников в ту землю, которую он ему укажет. Этой землей оказался Ханаан, та ее часть, которая позже и по сей день стала называться Палестиной. Аврааму со своим народом пришлось эти земли отвоевать у народа, который жил на них задолго до переселения евреев.

Еврейские племена не сразу пришли к вере в единого Бога. Вначале они поклонялись многим богам. Кочевые еврейские племена пересекли Синайскую пустыню и поселились в Египте. Прошло время, и жизнь в Египте превратилась для евреев в настоящее рабство. Из египетского плена их вывел Моисей. Библия рассказывает, что фараон не хотел их отпускать и послал вослед войско на колесницах. Но Бог раздвинул перед евреями воды Красного моря, и они перешли на другой берег – в Синайскую пустыню. Когда же воинство фараона двинулось по дну моря, воды вновь сомкнулись, и египтяне погибли.

В Синайской пустыне Бог, явившись Моисею, заключил с евреями ещё один завет. Бог объявил им своё имя – Яхве, и они обязались не поклоняться многим богам, но верить только в единого Бога (Яхве) и свято соблюдать все его заповеди. За это Яхве обещал, что они придут в благодатную страну и смогут её завоевать.

И, казалось бы, путь домой был не так далёк, и тем не менее Моисей водил народ свой по пустыне еще 40 лет, в Ветхом Завете это объясняется тем, что Моисей хотел, чтобы народ еврейский забыл свой плен и рабскую участь, и чтобы души их стали свободными.

На Синайском полуострове были получены и заповеди Божьи.

Они были начертаны на скрижалях начертаны. Вот они:

1. Народ должен поклоняться единому Богу.

2. Не делай себе кумира.

3. Не называй имя Бога без надобности.

4. Шесть дней работай, на седьмой отдыхай.

5. Почитай отца твоего и мать твою.

7. Не прелюбодействуй.

9. Не произноси ложного свидетельства.

10. Не желай того, что есть у ближнего твоего (т.е. не завидуй).

После 40 лет странствий по пустыне еврейские племена пришли в Палестину. В дальнейшем они действительно захватили её и образовали своё государство – Израиль.

Уже в начале первого тысячелетия до нашей эры у древних евреев установилась царская власть. Первым царём был Саул. После него на царство был избран юноша Давид. Столицей своего царства Давид сделал город Иерусалим. По преданию, этот город был воздвигнут на том самом месте, где праотец Авраам должен был принести в жертву Богу своего сына Исаака, но тот был спасен чудесным образом.

В городе был воздвигнут великолепный храм. Руководили его строительством финикийские мастера. Иерусалим стал религиозным центром Израиля.

После смерти Соломона государство распалось на два царства – Израильское на севере Палестины и Иудейское на юге Палестины. Столицей Иудеи стал город Иерусалим. Эти царства временами даже воевали между собой, что ослабляло и то и другое позже оба царства были захвачены другими государствами.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Расположите имена правителей Древнего мира в хронологической последовательности, чтобы увидеть рисунок.

Пояснение: Для того, чтобы установить правильную хронологическую последовательность, необходимо вспомнить, правителями каких государств являются приведённые исторические личности.

Так, Саргон I и Хаммурапи были царями Двуречья, значит, им следует присвоить 1 и 2 номера в списке. Далее идут египетские фараоны Тутмос III, прославившийся завоеваниями в XV в. до. н.э., и Эхнатон, правивший в XIV в. до н.э. и пытавшийся установить культ одного бога Атона. Царство Давида и Соломона описывается в Ветхом завете, а значит, эти имена завершают хронологический список задания.

Задание 2 Ответьте на вопросы, чтобы увидеть рисунок. Для каждого верного утверждения поставьте 1, для неверного – 0.

Южную часть Восточного Средиземноморья – Палестину – в древности заселили евреи. История их необычна – мы не знаем другого примера, когда бы народ в течение более четырех тысячелетий сохранял религию, традиции, историческую память и чувство единства, тем более будучи в течение двух тысяч лет рассеянным по всему миру.

Главным источником по древнейшей истории евреев является Библия (Ветхий Завет), в еврейской традиции называемая Танах.

Жертвоприношение Авраамом Исаака. Картина Рембрандта, 1635 г., Эрмитаж

Для Египта это было время военных походов и строительства крепостей, поэтому вскоре евреев заставили тяжело работать. Спас евреев из рабства Моисей: по указанию Бога он вывел народ из Египта, а египетские колесницы, посланные вдогонку, утонули в Красном море. В еврейской традиции это переломное событие истории называется Исход.

В начале сорокалетнего странствия по пустыне Моисей на горе Синай получил от Яхве – бога-покровителя еврейских племен – каменные скрижали с заповедями, обязательными для исполнения. Был заключен договор (Завет) народа с Богом.

Цари Израиля

Первым царём народ утвердил Саула. Все его правление прошло в тяжёлой войне с филистимлянами, владевшими железным оружием. В одном из боев Саул погиб, но созданная им армия сумела освободить Ханаан от врагов.

Статуя Давида работы Николаса Кардье, 17 век. Базилика Санта-Мария-Маджоре, Рим

Сын Давида Соломон продолжил дело отца и вошел в историю как великий и мудрый правитель. Поскольку ему досталось обширное царство с налаженной системой управления, он не стал вести новых войн, а все средства отдал на укрепление и развитие государства. Именно Соломон за семь лет построил в Иерусалиме единый религиозный центр для всех колен – Храм, куда поместили Ковчег Завета со скрижалями.

Реконструкция Града Давида. I век н. э.

Всем взрослым мужчинам страны вменялось в обязанность три раза в год приходить к Храму на праздничную службу – так поддерживалась общность народа и веры. Первый Храм стоял на горе Мория там, где, по преданию, Авраам связал своего сына Исаака, чтобы принести его в жертву, где приносили жертвы Каин и Авель.

Суд Соломона. Фреска в церкви в Австрии

Однако именно после его смерти – находясь на вершине могущества, богатства и объединения – государство Израиль распалось. Возникли северное царство Израиль со столицей Самарией и южная Иудея со столицей Иерусалимом. Споры между ними ослабляли еврейский народ и делали его беззащитным.

В 772 году до н.э. войско Ассирии уничтожило Израильское царство и разрушило Самарию, население было изгнано из Ханаана. Иудея осталась одна. Её правители попытались извлечь уроки из произошедшего и сплотить народ: на праздник в Храм пригласили избежавших плена израильтян, издали законы, облегчавшие положение бедняков.

После захвата Вавилона новые владыки Передней Азии — персы — разрешили евреям вернуться в Палестину, но не дали им независимости. В Иерусалиме был отстроен Второй Храм, вокруг священников которого и сплотился народ.

Осада и разрушение Иерусалима римлянами под командованием Тита, 70 год. Дэвид Робертс, масло, 1850

Спустя два столетия вместе во всей бывшей Персидской державой земли Палестины вошли в состав царства Александра Македонского, затем – эллинистических государств, а после короткого периода независимости в I в. до н.э. подчинились Риму. Именно римляне после ожесточенной Иудейской войны окончательно разрушили Храм в Иерусалиме и запретили евреям Палестины исповедовать свою религию и изгнали их из Иерусалима. Для еврейского народа началась эпоха рассеяния по миру (диаспоры).

Иудаизм – религия евреев

Иудаизм первым в истории запретил человеческие жертвы. Они были заменены жертвоприношением животных в Храме, а во времена плена в Вавилоне – молитвами. Для молитв иудеи собираются в синагоге: у евреев молельный дом – это место собраний, а не жилище Бога, как у христиан или язычников. Храм после второго разрушения не восстановили; от него сохранилась лишь западная стена его внешней ограды (часто ее называют Стена Плача). Иудеи верят, что, когда весь еврейский народ соберётся в Земле Израиля, будет отстроен Третий Храм и начнется Царство Божие на земле.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Библейские сказания"

Вопросы занятия

· Ветхий Завет – первая часть Библии

· Миф о первых людях

· Миф о всемирном потопе

Об одной из самых важных в истории книг – Библии – (а точнее ее первой части) мы сегодня и поговорим.

Древнееврейские племена.

Во II тысячелетии до нашей эры между Египтом, Двуречьем, Финикией и побережьем Средиземного моря жили разные племена скотоводов. В то числе и древние евреи.


Сначала они были кочевниками и перегоняли свои стада от пастбища к пастбищу. Ведь в землях, где жили древнееврейские племена были только степи и холмы. Заниматься земледелием здесь было очень трудно. Поэтому и постоянных поселений у них не было.

Пастухи привыкли к простой и полной тягот жизни. Вместе с семьями они жили в войлочных шатрах. Их легко было перевозить с места на место. Главным богатством племени являлись стада. Козы и овцы давали молоко, мясо, шерсть.

Руководили еврейскими племенами вожди-старейшины. Но самой главной их задачей было сохранение преданий о прошлом своего народа. Сначала эти предания передавались устно из поколения в поколение. А после вошли в Библию.

Ветхий Завет – первая часть Библии.

Первая и самая старая часть Библии носит название Ветхий Завет. В нем записаны древние еврейские мифы и предания. Ветхий Завет – священная книга как у евреев, так и у народов, принявших христианство. В Ветхом Завете содержатся не только рассказы о далеком прошлом. Но и размышления и поучения мудрецов. Записи древних законов и обычаев.


Евреи, как и иные древние народы, когда-то поклонялись множеству богов. Но со временем они пришли к единобожию и стали почитать только бога Я́хве. Древние евреи верили, что Яхве сотворил весь мир и первых людей. С этих рассказов и начинается Ветхий Завет.

Миф о первых людях.

И сотворил Бог райский сад, и поселил в нем первого человека, которому дал имя Адам. В раю было прекрасно: там жили животные и птицы, росли цветы и фруктовые деревья. Но Адаму было очень одиноко. Тогда однажды, пока Адам спал, Бог вынул его ребро и сделал из него женщину. Ее он назвал Ева. Она стала женой Адама. Адам и Ева счастливо жили в раю, не зная, что хорошо и что плохо.

Также библейские сказания повествуют о далеких предках еврейских племен. В Ветхом Завете история еврейского народа излагается как предание о единой большой семье.

Прародителями евреев считаются Авраа́м, его сын Исаа́к и внук Иа́ков. Интересно, что второе имя Иакова – Израиль – дало название всему еврейскому народу – израильтянам. А также современному еврейскому государству на Ближнем Востоке.

Иосиф.

У Иакова было несколько сыновей. Но любимым был младший Ио́сиф. Из-за этого братья сильно завидовали Иосифу и решили погубить его. Дождавшись удобного момента, они схватили юношу. А потом продали купцу, следовавшему в Египет. Отцу братья сказали, что Иосифа убили хищники.

В Египте Иосиф стал рабом богача. Но удача была на стороне юноши. Через какое-то время он оказался при дворе самого фараона. Здесь Иосиф отличился тем, что сумел объяснить загадочные сны правителя. Он предсказал наступление великих неурожаев и страшного голода и дал фараону важный совет – запасти как можно больше зерна. Правитель послушал Иосифа.


И действительно, через несколько лет наступило время бедствий, но Египет был к ним готов. За мудрую предусмотрительность, спасшую всю страну, фараон сделал Иосифа своим наместником. Тем временем в соседних землях свирепствовал голод.

Не обошел стороной он и родину Иосифа. Желая помочь соплеменникам, наместник предложил им переселиться в Египет, обещая еду и защиту. Первыми за пищей пришли братья Иосифа. Но они не узнали брата, облаченного в египетские одежды. Иосиф же решил испытать своих братьев.

Он сказал, что желает купить самого младшего из них и сделать своим рабом. Но братья отказались. Все вместе они заступились за мальчика. Увидев это, Иосиф простил им прежние обиды. Затем он переселил в Египет весь свой род.

Израильтяне жили в мире с египтянами долгие годы. Но со временем один фараон обеспокоился тем, что потомков Иакова становится больше, чем египтян. Что израильтяне в случае чего могут помочь врагам Египта. И тогда решил погубить весь их род.


Моисей.

Вскоре фараон заставил израильтян день и ночь трудиться на строительстве. А потом и вовсе приказал им отдавать всех новорожденных мальчиков палачам. Но одна мать решила уберечь своего ребенка. Она положила мальчика в корзину и оставила на берегу Нила. В том месте, где обычно купалась дочь фараона. Как и рассчитывала мать, девушка нашла ребенка. Она усыновила мальчика и воспитала его как своего, дав имя Моисе́й.

Прошло много лет, Моисей повзрослел и узнал о своем происхождении, а также о тяготах, испытанных его народом. Разозленный, он убил египетского надсмотрщика, который наказывал израильтянина. После чего был вынужден покинуть Египет.

Моисей возвратился в Египет. Там он долго упрашивал фараона отпустить израильтян с миром. Но правитель решительно отказал.


Тогда израильтяне, ведомые Моисеем, решили сбежать. Вскоре они вышли к Красному морю. Но пересечь его не было никакой возможности. К тому же соплеменников Моисея настигало войско фараона, который хотел вновь их поработить. Надежда покинула израильтян. Многие из них уже были готовы принять смерть. Но тут, по воле Бога, воды моря расступились. По дну израильтяне перешли на другой берег. Когда же за ними ринулись египетские колесницы, воды вновь сомкнулись.

Они поглотили все египетское войско, как некогда Всемирный потоп нерадивых людей. Давайте немного отдохнем и послушаем это ветхозаветное предание.

Миф о всемирном потопе.

После изгнания из рая у Адама и Евы появились дети, внуки и правнуки. Но жизнь их была тяжела. Приходилось много трудиться, чтобы добыть пропитание. Люди перестали чтить бога и совершали дурные поступки. Дошло до того, что старший сын Адама и Евы Ка́ин убил своего брата А́веля.

Тогда Бог решил уничтожить все живое на Земле, устроив потоп. Пожалел он только доброго и благочестивого человека по имени Ной. По велению Бога Ной построил большой корабль – ковчег.

В назначенный день в ковчег зашли Ной со своей семьей и по паре всех живых существ. Ливень шел сорок дней и ночей. Вода полностью покрыла землю.

Погибли все, кроме тех, кто был в ковчеге. И только спустя много дней вода стала убывать, открыв вершину горы Арарат. Туда и пристал ковчег. Ной покинул корабль, и его потомки вновь заселили Землю.

Десять заповедей.

А теперь вернемся к Моисею. После чудесного спасения израильтяне оказались на другом берегу Красного моря, в Сина́йской пустыне. Через три месяца Моисей привел свое племя к горе Синай. Здесь израильтяне стали свидетелями явления бога Яхве.

Бог вручил Моисею каменные доски – скрижа́ли. На них были записаны десять заповедей – основа веры иудеев.

Евреи заключили с Яхве договор – заве́т. Они согласились выполнять все десять заповедей. За это Бог обещал привести их в благодатные земли, называемые Палестиной.

Но после этого евреи еще сорок лет ходили по пустыне. Почему так долго, спросите вы. Разве нельзя было сразу пойти в свой новый дом? Оказывается, Моисей хотел, чтобы за это время родилось новое поколение израильтян. Тех, кто никогда не знал рабства. В них он видел будущее своего народа.

А теперь давайте повторим все, что мы сегодня узнали.

· О древнееврейских племенах известно со II тысячелетия до н. э.

· Они жили в землях между Египтом, Двуречьем, Финикией и побережьем Средиземного моря.

· Первая часть Библии называется Ветхий Завет, в ней кроме мифов есть описание всей древней истории еврейского народа.

· Согласно библейским сказаниям, прародителями евреев считаются Авраам, его сын Исаак и внук Иаков.

· Еврейский народ долгое время жил в Египте, пока оттуда их не вывел Моисей.

Читайте также: