В каких аспектах рассматривается эколого правовая ответственность кратко

Обновлено: 01.07.2024

Юридическая ответственность за нарушение экологическо-правовых норм.

Эколого-правовая ответственность - это форма государственного принуждения к соблюдению норм экологического права, которая выражается в обязанности лица претерпевать неблагоприятные последствия своего неправильного поведения, связанные с применением санкций.

Основаниями эколого-правовой ответственности являются правонарушения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Делятся на две группы:

- посягательство на право собственности и иные права и законные интересы собственников и природопользователей. Не оказывает прямого воздействия на природную среду, но может оказывать опосредованное воздействия

- нарушения, направленные против окружающей среды или отдельных видов природных ресурсов

Классификация видов ответственности:

превенция (предупреждение о совершении правонарушения)

воспитательная и компенсационная (стимулирующая)

почему нет карательной функции??

2. Экологические правонарушения

Экологические правонарушения - это виновное противоправное деяние, нарушающее экологическое законодательство и причиняющее вред окружающей среде, здоровью и имуществу человека.

Состав экологического правонарушения

Объект– общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Предметом является окружающая природная среда или ее отдельные компоненты.

Объективная сторона– противоправное поведение, вредное воздействие, причинно-следственная связь.

Противоправность выражена в нарушении норм экологического законодательства. Как путем активных действий, так и путем бездействий.

Вредное последствие в виде причинения экологического вреда или создание реальной угрозы такого причинения.

Состав может быть как материальный, так и формальный. Чаще всего формальный.

Субъект: граждане и юридические лица. Может быть специальный субъект (должностные лица)

Субъективная сторона: наличие вины и умышленной, и неосторожной.

Неосторожная вина по отношению к последствиям.

Ответственность в виде возмещения вреда , причиненного источником повышенной опасности наступает независимо от наличия вины причинителя, если он не докажет, что вред возник в следствии непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

по видам природных ресурсам:

по характеру причиненного вреда:

по характеру применяемых санкций

3. Характеристика отдельных видов эколого-правовой ответственности

Уголовная ответственность за экологические преступления:

Гл. 26 УК РФ ст.ст. 246-262

Общие – направленные на окружающую среду в целом (ст.ст. 246-249)

Специальные – против отдельных природных объектов (ст.ст.250-262)

Ст. 358 УК РФ – экоцид

Смежные составы, для которых экологическая функция не является основной (ст. 215, 236 и т.д.)

Вспомогательные составы (факультативна) – взятка, терроризм

Устанавливается за виновное противоправное деяние, нарушающее установленный экологический правопорядок и предусмотренное нормами административного законодательства.

Субъекты: граждане и юридические лица

Нарушение правил рационального использования и охраны, а также права государственной собственности.

Применяется специально уполномоченными органами (Росприроднадзор и др.)

Применяется судом вне зависимости от привлечения к другим видам ответственности по факту причинения экологического вреда или совершение незаконной сделки с природными ресурсами.

Субъекты: граждане и юридические лица.

Обязанность возмещения причиненного экологического вреда в полном объеме (обусловлено его спецификой).

Взыскание расходов на восстановление качества окружающей природной среды. Или проведение мероприятий по ее охране. Возмещение в натуре применяется редко, трудоемко. Зачастую вред невосполним.

Порядок определения размеров убытков:

- по таксам(условные денежные единицы возмещения вреда отдельным природным объектам);

- по методикамисчисления ущерба. При отсутствии такс и методик убытки определяются в соответствии с общими положениями гражданского законодательства по стоимости фактических затрат на восстановление нарушенного состояния ПС, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Особо: экологический вред здоровью граждан: степень утраты работоспособности, необходимых затрат на лечение и восстановление здоровья, на уход за больным, иные расходы и затраты, связанные с вынужденным изменением профессии, места жительства, а также моральный вред.

За экологические правонарушение применяется по нормам трудового и иного законодательства, если эти нарушения сопряжены с невыполнением трудовых или служебных обязанностей.

Субъекты: работники, должностные лица, руководители предприятий и организаций, отвечающие за состояние работ по охране природы.

За невыполнение, нарушение требований, вытекающих из трудовых функций или должностного положения.

Дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.

Ряд авторов говорят о дополнительных специальных санкциях:изъятие объекта, ограничение, приостановление, прекращение права пользования - ?

Эколого-правовая ответственность рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах: как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законодательством; как правоотношение между государством (в лице его органов) и правонарушителями (которые подвергаются санкциям); как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранного и др.). Экологические правонарушения наказываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Конечная цель экологического законодательства и каждой отдельной его статьи заключается в охране от загрязнения, обеспечении правомерного использования окружающей среды и ее элементов, охраняемых законом. Сферой действия экологического законодательства являются окружающая среда и ее отдельные элементы. Предметом правонарушения признается элемент окружающей среды. Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды.

Субъектом экологических правонарушений является лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое нормативно-правовыми актами возложены соответствующие должностные обязанности (соблюдение правил охраны окружающей среды, контроль за соблюдением правил), либо любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее требования экологического законодательства.

Для экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

·причинение экологического вреда (или реальная угроза) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;

·причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Материальная ответственность также регулируется Кодексом законов о труде РФ (ст. 118–126). Такую ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.




В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в отдельную главу (гл. 26). В нем предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил экологической безопасности при производстве работ, нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов, нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами, загрязнение вод, атмосферы и моря, нарушение законодательства о континентальном шельфе, порчу земли, незаконную добычу водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконную охоту, незаконную порубку деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных массивов.

Эколого-правовая ответственность рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах: как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законодательством; как правоотношение между государством (в лице его органов) и правонарушителями (которые подвергаются санкциям); как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранного и др.). Экологические правонарушения наказываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Конечная цель экологического законодательства и каждой отдельной его статьи заключается в охране от загрязнения, обеспечении правомерного использования окружающей среды и ее элементов, охраняемых законом. Сферой действия экологического законодательства являются окружающая среда и ее отдельные элементы. Предметом правонарушения признается элемент окружающей среды. Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды.

Субъектом экологических правонарушений является лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое нормативно-правовыми актами возложены соответствующие должностные обязанности (соблюдение правил охраны окружающей среды, контроль за соблюдением правил), либо любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее требования экологического законодательства.

Для экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

·причинение экологического вреда (или реальная угроза) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;

·причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Материальная ответственность также регулируется Кодексом законов о труде РФ (ст. 118–126). Такую ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в отдельную главу (гл. 26). В нем предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил экологической безопасности при производстве работ, нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов, нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами, загрязнение вод, атмосферы и моря, нарушение законодательства о континентальном шельфе, порчу земли, незаконную добычу водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконную охоту, незаконную порубку деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных массивов.

1. Понятие права природопользования, его виды. Право природопользования - это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов.

В зависимости от основания как критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права выделяют следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.

Право общего природопользования представляет собой право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Так, к примеру, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования является общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов, как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.

Существует еще одна распространенная классификация права природопользования в зависимости от использования природного объекта, природного ресурса:

  • землепользование,
  • лесопользование,
  • недропользование,
  • водопользование,
  • пользование животным миром и т.д.

Можно выделить еще одну классификацию права природопользования. Так, общим критерием, объединяющим право природопользования отдельных природных ресурсов, является срок пользования ими. Таким образом, можно выделить постоянное право природопользования (без определенного срока) и срочное. Срочное делится на долгосрочное и краткосрочное. Выделяется также право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут). Так, существует лесной сервитут, водный сервитут, земельный сервитут.

Право природопользования тесно связано с понятием оборотоспособности природных ресурсов. В соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса РФ оборотоспособностью является возможность объекта гражданского права свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Земля и другие природные ресурсы, согласно данной статье, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Объединяющим показателем для природных ресурсов и объектов является также понятие изъятых из оборота или ограниченных в обороте природных ресурсов. Изъятие из оборота подразумевает невозможность, прежде всего, находиться в частной собственности, ограничение в обороте подразумевает ограниченную возможность по совершению сделок и возможность находиться в частной собственности только при прямом указании на то в законе.

2. Права граждан в области охраны окружающей среды. В соответствии с действующим законодательством РФ граждане имеют права как в рамках природоохранительного, так и в рамках природоресурсного законодательства, что являет составными частями экологического права. Права граждан в рамках природоресурсного законодательства сводятся к правам конкретных собственников, пользователей, владельцев природных ресурсов. Отдельно можно выделить права граждан в рамках природоохранительного законодательства в целом.

Поскольку речь идет о правах человека и гражданина, нельзя не учитывать нормы Конституции РФ, согласно которой (ст. 2) человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Глава 2 Конституции РФ полностью посвящена правам и свободам человека и гражданина, среди которых к правам человека (гражданина) в области экологического законодательства относятся:

  • право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);
  • право на достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42);
  • право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42);
  • право иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36).

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст. 41).

Основные права человека и гражданина, установленные в Конституции РФ, неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17).

Немаловажную роль в развитии экологических прав граждан играют нормы международного права. В соответствии с той же ст. 17 в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

3. Право общего природопользования. Общее природопользование является общедоступным, т.е. не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных го­сударственных органов, а также юридических или физических лиц, за которы­ми природные объекты закреплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого гражданина на благоприят­ную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. При этом в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования при­родными ресурсами.

Например, в земельном законодательстве прямо не предусматривается общее землепользование. Однако в составе земель городов предусмотрен такой вид земель, как земли общего пользования в городах, поселках и сельских насе­ленных пунктах. Каждый гражданин, соответственно, осуществляет свое право общего землепользования на названных землях.

Землями общего пользования в значительной степени являются и земли лесного фонда, правовой режим которых определяется земельным законода­тельством.

Категорию земельных участков общего пользования вводит также ГК РФ. В соответствии со ст. 262 граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, состоящих в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, до­пускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соот­ветствующего земельного участка.

Достаточно полно и четко право общего пользования водами и лесами выражено в лесном и водном законодательстве.

Статья 21 Лесного кодекса РФ[3] устанавливает публичный лесной серви­тут, в соответствии с которым граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, если иное не предусмот­рено законодательством РФ. Статья 86 более широко регулирует пребывание граждан в лесах: граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, др. пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Так, запрещается сбор и заго­товка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу РФ и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья.

Общее водопользование традиционно предусматривается российским водным законодательством. В соответствии со ст. 86 Водного кодекса РФ[4] об­щее водопользование представляет собой использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств. Оно может осуще­ствляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на во­допользование. Общее водопользование реализуется в целях забора воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, плавания на ма­ломерных плавательных средствах, водопоя скота.

Водный кодекс РФ выделяет, как самостоятельную разновидность вод­ных объектов, объекты общего пользования (ст. 20).

Если условия общего водопользования или его запрещение не объявлены, то общее водопользование осуществляется в соответствии с водным законода­тельством РФ. Порядок объявления условия общего водопользования и его за­прещения устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ.

Таким образом, регулируя право общего природопользования, законода­тельство ограничивает его пределами, связанными с удовлетворением при этом собственных нужд.[5]

4. Право специального природопользования. Специальное пользование землей, недрами, водами, лесами, животным миром и атмосферой связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на приро­ду. Поэтому специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешитель­ной системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных час­тей природных объектов в обособленное пользование юридических и физиче­ских лиц. Специальное природопользование реализуется в формах:

  • комплексного природопользования,
  • специального пользования водами, недрами, объектами животного мира и др. природными ресурсами.

Разновидностью права специального водопользо­вания является особое водопользование.

Под комплексным при­родопользованием понимается такое использование природно-ресурсного по­тенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хо­зяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возмож­ное воздействие на окружающую природную среду.

Хотя в земельном законодательстве отсутствует понятие специального землепользования, однако, за исключением установленных законодательством случаев права общего пользования землями, землепользование является специ­альным.

Специальное водопользование представляет собой использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. Оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии ли­цензии на водопользование.

Особой разновидностью права специального водопользования, пользова­ния атмосферой и недрами является предоставление соответствующих прав на удаление жидких, газообразных и твердых отходов производства и потребления.

Право специального природопользования возникает на основании разре­шений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законода­тельстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т.д.).[6]

5. Лимитирование природопользования. Лимиты на природопользование - это система экологических ограниче­ний антропогенных и техногенных воздействий на природную среду по терри­ториям. Это форма права природопользования и одна из разновидностей его нормирования.

Введение лимитов связано:

  • с нарастанием опасности утраты ограниченных способностей природы к самосохранению естественных взаимосвязей и равновесия, самоочищению и регулированию;
  • с ограниченностью невозобновимых природных ресурсов;
  • с необходимостью обеспечения рационального природопользования, бережного отношения к природным богатствам, воспроизводства возобновляе­мых природных ресурсов, охраны природы для устойчивого развития, для ком­фортной жизни и деятельности человека в экологически благоприятной при­родной среде.

Цель введения лимитов - экологическая и экономическая.

Экономическая цель - заключается в сборе налогов за использование природных ресурсов и расходования их для решения экологических проблем.

Экологическая функция лимитирования направлена на регулирование ра­ционального природопользования и охраны окружающей среды.

Лимиты представляют собой нормы предельно допустимого использова­ния (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения производства и потребления.

Лимиты служат важным средством обеспечения жизни, здоровья и выжи­вания биосистемы путем ограничения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия на окружающую среду. Они проявляются в установлении размеров (норм отвода) земельных участков для строительства, промышленности, транспорта, связи, объемов добычи полезных ископаемых из недр, извлечения воды, вырубки ле­сов, охоты, рыболовства и т.д.

6. Договорная форма природопользования. По способу правового установления и оформления содержания права природопользования индивидуально обособленным природным объектом раз­личают бездоговорный и договорный виды права природопользования.

Бездоговорный вид специфичен тем, что права и обязанности, т.е. содер­жание права природопользования, предусматриваются законодательством и решениями государственных или муниципальных органов о предоставлении природного объекта в пользование.

Договорному виду характерны конкретизация этих прав и обязанностей в зависимости от отдельных видов права природопользования, местных условий и фиксация их в договорах на право природопользования. В договорах преду­сматриваются также конкретная ответственность и санкции за нарушение усло­вий договора.

Законодательством предусматривается заключение договоров на пользо­вание природными объектами. Такие договоры заключаются между владельцем лицензии и соответствующим исполнительным органом государственной вла­сти в порядке, установленном законодательством.

Однако, договор и лицензия имеют различную правовую характеристику. Договор представляет гражданско-правовой акт. Лицензия на природопользо­вание является административной мерой государственного регулирования при­родопользования. Вследствие существования функционально-целевой связи между нормами этих двух институтов получение лицензии считается обязательным условием заключения и законности договора на природопользование, т.е. реализации гражданско-правовых сделок в сфере природопользования.

Эти договоры подразделяются на два вида:

  • договоры на пользование от­дельными видами природных объектов;
  • договоры на комплексное природопользование.

Договор на пользование отдельным видом природного объекта представляет соглашение на пользование именно этим видом природного объекта, заключенное между владельцем лицензии или иного разрешения на отдельный вид природопользования и соответствующим исполнительным органом государственной, муниципальной власти.

Показательным примером таких договоров является договор аренды зем­ли для сельскохозяйственного использования. По такому договору арендода­тель - местная администрация, собственник земли - юридическое лицо или гра­жданин на основании постановления главы местной администрации сдает в аренду юридическому лицу или гражданину земельные участки с правом или без права последующего выкупа.

Договор, устанавливающий конкретные условия, связанные с пользова­нием недрами, может быть заключен между уполномоченными на то органами государственной власти и владельцем лицензии на недропользование.

В форме договора аренды, заключаемого на основании совместного ре­шения администрации района (города) и владельца лесного фонда, предостав­ляются в долгосрочное пользование участки лесного фонда.

Соглашение между владельцами лесного фонда и лесопользователем прилагается к лицензии на право лесопользования.

На основании проведения необходимых согласований орган исполни­тельной власти субъекта РФ и пользователь животным миром (владелец долго­срочной лицензии) заключают договор о предоставлении в пользование терри­торий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным ми­ром в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законода­тельством.

Договор на комплексное природопользование представляет соглашение сторон, закрепляющее право природопользователя на пользование несколькими видами природных объектов и воздействие на окружающую природную среду на определенных условиях и в пределах соответствующей территории.

Обязательными требованиями для заключения договора на комплексное природопользование являются наличие соответствующих лицензий и положи­тельного заключения государственной экологической экспертизы на осуществление предполагаемой деятельности, учет условий, установленных лицензией на комплексное природопользование и (или) лицензиями на право пользования отдельными видами природных объектов.

Договор определяет условия и порядок комплексного использования природных объектов с учетом экологических требований законодательства и государственной экологической экспертизы, предусматривает, в частности, обязательства природопользователя по обеспечению экологической безопасности, соблюдению нормативов предельно допустимой нагрузки на природную среду и лимитов на природопользование. Закрепляет также размеры платежей за природопользование, в т.ч. за загрязнение окружающей природной среды сбросами и выбросами вредных веществ, размещение в ней отходов, порядок внесения этих платежей, перечень, объемы и сроки выполнения природоохран­ных мероприятий природопользователем, другие права, обязанности и ответствен­ность сторон, порядок разрешения споров.[7]

Контрольные вопросы и задания

1. Что относится к конституционным правам граждан в сфере экологического права?

2. Что представляет собой процедура получения лицензии на природопользование?

3. Назвать основные лимиты в области природопользования.

4. Перечислить основные виды договоров, заключаемых в сфере природопользования.

[5] Веригин Ю.А., Ударцева О.В. Экологическое право России: Курс лекций. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2002 г., с. 46-47.

  • обязательные платежи, осуществляемые хозяйствующими субъектами за выбросы, сбросы загрязняющих веществ сверх положенных нормативов и по определенным нормативам:
  • возмещение потерь лесного производства;
  • плата за использование вод в промышленном производстве, захоронение вредных отходов и др.

В сфере защиты экологии экономическая ответственность проявляется по причине причинения вреда, который выходит за рамки правонарушений. Для нее не характерны категории права в виде вины, противоправного поведения. Юридическая ответственность основана на неправомерных деяниях, которые проявляются при совершении экологических правонарушений. Подобная ответственность подлежит регулированию с помощью административно-правовых методов.

Экологическое правонарушение представляет собой виновное деяние, представляющее опасность для общества. Оно посягает на правопорядок, установленный в государстве, а также затрагивает безопасность экологии и способно причинить вред окружающей природной среде, здоровью людей (в том числе создание реальной угрозы этого причинения). В соответствии с характером и степенью опасности для общества экологические нарушения права классифицируются на проступки, деликты (административные, дисциплинарные, гражданские) и преступления. Физические и юридические лица, совершившие их, подлежат ответственности.

Дисциплинарная ответственность предусмотрена для сотрудников предприятий за совершение ими экологических нарушений в ходе выполнения должностных и трудовых обязанностей.

Механик, работающий на автопредприятии, привлекается к дисциплинарной ответственности за то, что выпустил в эксплуатацию автомобиль, у которого превышены установленные нормативы выброса загрязняющих атмосферу веществ (СО).

Подобный тип ответственности применяет администрация организации, где трудится виновный сотрудник.

Административная и гражданско-правовая экологическая ответственность

Административная ответственность может наступать только за экологическое правонарушение, образующее состав определенного административного правонарушения. Данные нарушения рассматриваются Кодексом РФ об административных правонарушениях, действующая редакция которого включает 40 норм.

С помощью этих норм устанавливается ответственность за административные правонарушения в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Административное наказание может назначать суд или специально уполномоченный орган государства (должностное лицо). Также за подобные нарушения предусмотрены штрафы, конфискация орудия правонарушения или изделий незаконного природопользования, лишение специальных прав и др. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения также может являться эффективным инструментом для того, чтобы обеспечить экологическую безопасность. Рассматривая гражданские дела этого типа основная задача состоит в обеспечении принципа полного возмещения причиненного вреда, включающего упущенную выгоду, ущерб, а также учет экологического вреда, причиненного жизни и здоровью людей, природе, взыскание вреда, который причинен посредством правомерных действий и деликтного вреда.

Гражданское судопроизводство рассматривает дела, касающиеся экологических правонарушений, прекращения, приостановления вредной для экологии деятельности. Здесь одной из сторон является гражданин, который чаще всего потерпел определенный вред.

Споры, возникающие по поводу возмещения ущерба, причиненного окружающей природе, обеспечения безопасности экологии, природопользования предприятиями и гражданами в качестве участников предпринимательской деятельности, рассматривают арбитражные суды. Особенность подобных споров состоит в их направленности не на защиту экономических интересов пользователей ресурсов, а на охрану и возмещение общественных интересов в здоровой, продуктивной и чистой экологии и природной среде.

Уголовная ответственность в сфере защиты экологии

За совершение некоторых видов экологических правонарушений, которые представляют наивысшую опасность для общества, предусматривают наказание в соответствии с Уголовным кодексом РФ (глава 26, ст. 246-262).

Законодатель посвятил подобным преступлениям отдельную главу, подчеркнув, что они способны затрагивать не только юридические или экономические интересы, но и объективные, естественные условия жизни и деятельности отдельных граждан и общества в целом.

Если следовать общепринятой классификации природы живую (растения, животный мир) и неживую (климат, вода, воздух, земля и ее недра), то законодательно рассматриваются несколько групп экологических преступлений:

  • посягательства, которые нарушают правила безопасности в сфере экологии в процессе осуществления специальных типов деятельности. Это может быть обращение веществ и отходов, опасных для экологии, обращение с микробиологическими и прочими биологическими токсинами или веществами, нарушенные ветеринарные правила и правила борьбы с болезнями и др.
  • посягательства, посредством которых происходят нарушения правил охраны неживой природы. Включают загрязнение воды, морской среды, атмосферы, порчу земли и др.
  • преступления, которые способны нарушить правила охраны живой природы. Они включают незаконную добычу растений и животных из воды, незаконную охоту, нарушенные правила охраны запаса рыбы, незаконную вырубку деревьев и кустарников. Также к подобным деяниям часто приравнивают нарушенный режим особо охраняемых территорий и объектов природного характера.

Загрязнение окружающей среды (например водоема, воздуха), не имеющее указанных законодательно последствий, а также незаконно осуществляемая охота, которая совершается в первый раз (без наличия отягчающих обстоятельств), могут повлечь использование административных мер наказания в виде штрафа или предупреждения. Незаконная охота, посредством которой был причинен крупный ущерб, а также выброс в атмосферу загрязняющего вещества, которые ведут к причинению вреда человеческому здоровью или по неосторожности к его смерти, должны быть признаны преступлениями. Наказание за них осуществляется посредством лишения свободы на соответствующий срок (ст. 251 и 258 УК РФ). Действующее законодательство в сфере экологии также предусматривает определенные основания, в соответствии с которыми возможно освобождение от экологической правовой ответственности. Это обусловлено тем, что она состоит в защите условий существования общества, не являясь самоцелью.

Читайте также: