Анализ стихотворения пушкина когда за городом задумчив я брожу по плану кратко

Обновлено: 03.07.2024

Как звали станционного смотрителя?

13 февраля 2013

Стихотворение представляет собой два противопоставления, в нём показаны два кладбища – кладбище городское и кладбище деревенское. И первое и второе является символом России, два образа, противостоящих друг другу. Жизнь подлинная и жизнь фальшивая.

Пушкин говорил не просто о каком-то безызвестном городском кладбище, а о кладбище Санкт-Петербурга. Столичное кладбище. Каждый троп затрагивает одну важную тему за другой, это и делает данный образ столь многозначительным и содержательным. Тема смерти и разложения – непростая тема, она раскрывает всю страшную суть столицы империи.

В своём стихотворении, автор очень откровенен. Пушкин не скрывает своего неприятия и презрения к окружающей действительности. Кладбищенская тема о которой, как правило, говорили исключительно в печально-высокой лексике и с некоторым поддельным религиозным умилением, здесь звучит иначе.

Автор показывает печальный и лживый мир столицы, лишённый всякой духовности. Дворяне, купцы и чиновники, все они захоронены тут и даже после своей смерти, они сохранили всю суть своего прошлого пошлого существования.

Смерть там иная, будто смерть-перевоплощение. Кладбище столицы заставлено бездушными мраморными памятниками, холодными могильными плитами, а над кладбищем деревенским – раскинулся могучий дуб, спокойный и величественный. Он будто является продолжением жизни всех погибших здесь людей.

“… Когда за городом, задумчив я брожу…”. Так Александр Сергеевич Пушкин начинает одноименное стихотворение.

Читая это стихотворение становиться понятным его отношение ко всем пиршествам и роскоши городской и столичной жизни.

Условно это стихотворение можно на две части: первая — про столичное кладбище, другая — про сельское. В переходе от одной к другой соответственно меняется и настроение поэта, но, выделяя роль первой строчки в стихотворении, я считаю, было бы ошибочно брать первую строку первой части, как определяющую все настроение стиха, т.к. строчки: “Но как же любо мне Осенею порой, в вечерней тишине, В деревне посещать кладбище родовое…” Кардинально меняют направление мысли поэта.

В этом стихотворении конфликт выражается в виде противопоставления городского кладбища, где: “Решетки, столбики, нарядные гробницы. Под коими гниют все мертвецы столицы В болоте кое-как стесненные рядком…” и сельского, более близкого сердцу поэта, кладбища: “Где дремлют мертвые в торжественном покое там не украшенным могилам есть простор…” Но, опять же, сопоставляя эти две части стихотворения нельзя забыть про последние строки, в которых, как мне кажется, отражено все отношение автора к этих двум совершенно разным местам:

1. “Что злое на меня уныние находит, Хоть плюнуть да бежать…”

2. “Стоит широко дуб над важными гробами, колеблясь и шумя…” Две части одного стихотворения сопоставлены как день и ночь, луна и солнце. Автор посредством сравнения истинного назначения приходящих на эти кладбища, и лежащих под землей показывает нам насколько различны могут быть одни и те же понятия.

Я говорю о том, что на городские кладбища вдова или вдовец придут только ради того, что бы создать впечатление горя и скорби, хотя оно не всегда правильное. Те, кто лежит под “надписями и прозе и в стихах” при жизни заботились только “О добродетелях, о службе и чинах”.

Напротив, если говорить о сельском кладбище. Туда люди ходят для того, что бы излить душу и поговорить с тем, кого уже нет.

Как мне кажется, не случайно Александр Сергеевич написал такое стихотворение за год до своей кончины. Он боялся, как я думаю, что его похоронят на таком же городском, столичном кладбище и у него будет такая же могила, как и у тех, чьи надгробия он созерцал.

“Ворами со столбов отвинченные урны

Могилы склизкие, которы также тут,

Зеваючи, жильцов к себе на утро ждут” .







А как звали няню Татьяны Лариной?




Недавно черных туч грядой Свод неба глухо облекался, Недавно дуб над высотой В красе надменной величался…

Но ты поднялся, ты взыграл, Ты прошумел грозой и славой — И бурны тучи разогнал, И дуб низвергнул величавый.

Пускай же солнца ясный лик Отныне радостью блистает, И облачком зефир играет, И тихо зыблется тростник.

Средства выразительности

Из привычных тропов поэт использует только метафоры – “сердце в будущем живет”, “день уныния”, день веселья”. Но это далеко не все художественные средства, которые помогают ему выразить главную мысль произведения.

Так, в первой строфе поэт использует множество глаголов, показывая, что к жизни души следует относиться деятельно. Вторая строфа наполнена словами, говорящими о времени – прошлое, настоящее, будущее. Таким образом автор показывает, что человек как бы живет в трех временах сразу: настоящее кажется ему унылым, так что он все время стремится заглянуть в будущее, одновременно постоянно оглядываясь в прошлое.

Чем дышали петербургские театралы?

Онегин полетел к театру, Где каждый, вольностью дыша, Готов охлопать entrechat, Обшикать Федру, Клеопатру, Моину вызвать (для того, Чтоб только слышали его).

История создания

Но по дороге жадные купцы решили избавиться от него и забрать все его богатство. Певец попросил позволить ему спеть, а потом он бросился в море, где его и спас дельфин. А купцы были наказаны за то, что хотели сделать с Арионом. Пушкин изменил легенду, и это стало его творением, посвященным декабристам.


История создания

Пушкин, хоть и был к тридцати годам уже известным поэтом, не воспринимался светским обществом всерьез. К тому же из-за финансовых проблем он вынужден был вместо того, чтобы заниматься творчеством, ходить на службу, которую ненавидел. Все это навевало на поэта достаточно грустные размышления, которые он и воплотил в стихе “Брожу ли я вдоль улиц шумных”.

Написано это произведение было в 1829 году и уже в следующем, 1830-м, увидело свет в “Литературной газете”.
Существовало две редакции этого стихотворение – в окончательной Пушкин смягчил прямолинейные формулировки из первой, когда лирический герой не намекал, а сразу говорил о том, как неотступно преследую его мысли о смерти.


13 февраля 2013

Стихотворение представляет собой два противопоставления, в нём показаны два кладбища – кладбище городское и кладбище деревенское. И первое и второе является символом России, два образа, противостоящих друг другу. Жизнь подлинная и жизнь фальшивая.

В своём стихотворении, автор очень откровенен. Пушкин не скрывает своего неприятия и презрения к окружающей действительности. Кладбищенская тема о которой, как правило, говорили исключительно в печально-высокой лексике и с некоторым поддельным религиозным умилением, здесь звучит иначе.

Автор показывает печальный и лживый мир столицы, лишённый всякой духовности. Дворяне, купцы и чиновники, все они захоронены тут и даже после своей смерти, они сохранили всю суть своего прошлого пошлого существования.

Смерть там иная, будто смерть-перевоплощение. Кладбище столицы заставлено бездушными мраморными памятниками, холодными могильными плитами, а над кладбищем деревенским – раскинулся могучий дуб, спокойный и величественный. Он будто является продолжением жизни всех погибших здесь людей.

Картинка к стихотворению Брожу ли я вдоль улиц шумных


Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение условно можно поделить на две части по 4 строфы. В первых четырёх лирический герой трижды совершает одну и ту же мыслительную операцию: определённое место или действие в его жизни приводит к мыслям о смерти. Скопление людей (на улицах, в храмах, в обществе) наводит на мысль об их смертности. Дуб переживёт лирического героя, а младенец станет залогом жизни новых поколений.

Вторая половина элегии посвящена рассуждениям о времени (пятая строфа), месте (шестая строфа) смерти. Последние две строфы – раздумья о тех ценностях, которые небезразличны лирическому герою даже после смерти,- родина, природа и сама жизнь.

Рассуждения движутся от общего к частному, от мыслей о смертности любого человека до откровений лирического героя о собственной смерти. Он задаёт риторические вопросы о том, где и когда мог бы умереть, и мечтает быть похороненным на родине.

Стихотворение кажется очень мрачным, но оно оптимистично. Тема элегии – рассуждение о неизбежной смерти. Основная мысль заключена в том, что смерть каждой конкретной личности неотвратима и печальна, но она не знаменует торжество смерти. Жизнь вечна. Она продолжается в жизни следующих поколений и вечной природы. Поэтому жизнь прекрасна, и мысли о смерти только подчёркивают красоту жизни. Пушкин был великим жизнелюбом.


December 6, 2015

Основные темы в творчестве А. С. Пушкина

Поэт и писатель отличился от других авторов разносторонностью в сочинительстве. Он затронул многие темы в своих произведениях. Пушкин воспевал свободу, пытался бороться с самодержавием, не обходил стороной актуальные политические вопросы, ратовал и болел за счастье народа. Важное место в его творчестве занимали темы дружбы, любви. Он воспевал родную природу, пейзажи.

В рассматриваемом нами стихотворении поэт рассказывает, что где бы он ни находился, его посещают думы. Они о том, что годы летят, всем предначертана кончина, и чей-то час уже близок. Лирический герой смотрит на дуб и задумывается о том, что тот переживет и его так же, как пережил его предков. Когда он ласкает младенца, думает, что тот будет цвести, а он сам – тлеть. Каждый день поэта посещает мысль о грядущей смерти, о ее возможных причинах. Он отмечает, что, несмотря на то, что мертвому телу все равно где находиться, сам он желает почивать недалеко от родных мест.

Он использует риторические вопросы, в которых задумывается, где и как произойдет его кончина.

Заключение

Для передачи читателям своего видения поэт применил некоторые художественные приемы, которые сделали язык лирического произведения ярче и сумели раскрыть размышления автора.

Темы и проблемы

  • Философская тематика произведения заставляет читателя задуматься о многом. Мы начинаем иначе осмыслять свою жизнь. Основная тема стихотворения — вопрос о бытие и смерти, который лирическим героем разрешается в пользу первого. Все мы найдем продолжение в своих потомках, ничто и никто не пройдет бесследно.
  • Кроме темы бесконечности жизни, в произведении автор затрагивает и проблему судьбы. Так, лирический герой гадает, где же ему суждено найти смерть. То есть человеческое будущее — потёмки, ты никогда не знаешь, что будет с тобою завтра. Отсюда вытекает тема тайны будущего, которую каждый человек хочет, но не может узнать.
  • Также автор обращается к теме родины. Лирический герой смиряется со смертью, но у него есть одно единственное желание, чтобы вечным сном он заснул в своей стране. Это говорит о том, каким патриотом был сам автор. Несмотря на напряженные отношения с властью, откровенную враждебность царя и неприятие социальной действительности самим поэтом, Александр Пушкин любил отечество и болел за него душой.

История создания

Литературное направление, жанр

Жанр стихотворения – элегия. Это печальные философские размышления о бренности бытия, неизбежности смерти. Человеку свойственно думать об этом. Лирический герой Пушкина представляет возможное место и время смерти, примиряется с фактом смерти и морально к ней готовится. Это образец реалистического стихотворения.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение условно можно поделить на две части по 4 строфы. В первых четырёх лирический герой трижды совершает одну и ту же мыслительную операцию: определённое место или действие в его жизни приводит к мыслям о смерти. Скопление людей (на улицах, в храмах, в обществе) наводит на мысль об их смертности. Дуб переживёт лирического героя, а младенец станет залогом жизни новых поколений.

Вторая половина элегии посвящена рассуждениям о времени (пятая строфа), месте (шестая строфа) смерти. Последние две строфы – раздумья о тех ценностях, которые небезразличны лирическому герою даже после смерти,- родина, природа и сама жизнь.

Рассуждения движутся от общего к частному, от мыслей о смертности любого человека до откровений лирического героя о собственной смерти. Он задаёт риторические вопросы о том, где и когда мог бы умереть, и мечтает быть похороненным на родине.

Стихотворение кажется очень мрачным, но оно оптимистично. Тема элегии – рассуждение о неизбежной смерти. Основная мысль заключена в том, что смерть каждой конкретной личности неотвратима и печальна, но она не знаменует торжество смерти. Жизнь вечна. Она продолжается в жизни следующих поколений и вечной природы. Поэтому жизнь прекрасна, и мысли о смерти только подчёркивают красоту жизни. Пушкин был великим жизнелюбом.

Размер и рифмовка

Элегия написана четырёхстопным ямбом с пиррихием, чаще всего в третьем слоге. Пушкин стремится к чёткой ритмической организации, даже пропуск ударения ритмичен. Ничто не должно отвлекать от гармоничных рассуждений. Данная элегия – способ самому обрести душевный покой. Рифмовка перекрёстная, женская и мужская рифмы чередуются.

Тропы и образы

Эпитет безумные по отношению к юношам кажется странным, но он раскрывает идею стихотворения. С точки зрения зрелости (Пушкину 30 лет) юноши безумны, потому что не думают о смерти. Долг каждого зрелого человека – соотнести себя со смертью, научиться жить с мыслью о ней.

Важность эпитетов подчёркивает и то, что почти все они стоят после определяемого слова, то есть Пушкин использует инверсию, логически подчёркивая эпитеты-определения.

Элегия написана традиционным для этого жанра высоким стилем. Пушкин использует часто встречающиеся в стихах-рассуждениях перифразы: милый предел – родина, гробовой вход – могила.

Метафоры и олицетворения объединены тематикой быстротечности бытия и смерти: промчатся годы, сойдём под вечны своды, тебе я место уступаю, смерть пошлёт судьбину, соседняя долина мой примет охладелый прах, ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать .

Много споров у исследователей вызывает метафорический эпитет равнодушная природа. Возможно, он означает, что природа неподвластна смерти, равнодушна к ней. Но она равнодушна и к жизни. С точки зрения смертного человека природа вечна.

Главная мысль стихотворения заключается в том, что бытие не имеет конца. В глобальном смысле смерть — лишь этап смены одного поколения другим. Жизнь бесконечна, как бесконечна природа, её красота, как бесконечно само человечество. Старое дерево отмирает, но на его месте вырастают новые деревца, которые вытянулись из его семян.

Смысл произведения выявляется в том, что герой не пытается бороться с неизбежностью, не кричит и не ропщет. Он смиряется с конечностью своего существования и восхищается бессмертностью самой жизни. Он отрицает эгоизм человека, который ограничен думами лишь о своем теле, которому наплевать на мир и его развитие. Нравственные и умные люди должны думать наперед и приветствовать перемены в лице новых поколений, которым нужно дать дорогу.

История создания

Читайте по теме:

Поэт затрагивал тему кончины человека. Однако она, по мнению Пушкина, должна выглядеть аристократично. Этот момент был отмечен Александром Сергеевичем в стихотворном произведении.

Композиция

Можно причислить стихотворение к кладбищенской поэзии. По жанру оно всё же является элегией. Ощущаются волнения лирического героя.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении изысканно. Они употребляются поэтом филигранно.

Читайте по теме:

Эпитеты

Нарядные гробницы, в вечерней тишине, могилы слизкие – вот разнообразие эпитетов, которые были использованы поэтом.

Олицетворение

Своеобразны олицетворения в стихотворении. Например, дремлют мертвые…

Метафоры

Есть и метафоры: праздных урн, безносых гениев. Александр Сергеевич весьма оригинален в произведении, ведь всё внимание читателей концентрирует на образах.

Достаточно интересным и правдоподобным является стихотворение Пушкина "Когда за городом". Именно оно своей идеей раскрывает положение дел в стране на тот момент. Прочитав произведение, стоит задуматься, что такое жизнь, и как будет потом? Не секрет что творческие личности много интересовались миром мертвых. Именно к загробной теме обратился и Пушкин. Загробная жизнь вызывает в душе поэта небольшую долю скептицизма. Поэт убежден, что умершему человеку все равно. Ему не нужны почести похорон. Человек не интересуется, что же будет происходить в мире после его ухода. Александр Сергеевич считает, что важна лишь сама память об усопших.

Стихотворение начинается с того, как герой прогуливается по городскому кладбищу. Здесь он видит могилы многих известных петербуржцев, это вызывает чувство брезгливости и обиды. Герою обидно столица построена на болотах, и для умерших людей здесь нет места, словно они уже не нужны никому. У них уже нет выбора, их заставили найти свое пристанище на аллеях кладбища, разделяя соседство с недругами, и незнакомыми людьми. Местная атмосфера вызывает только угнетение. Лирический герой, просматривая надгробия, замечает лишь высокомерие и ложь. Местные не стесняются воровать с могилок. Кладбище, место которое должно приносить душевный покой стало, словно центром воровства и разлома.

По мнению автора, человеческая жизнь должна всегда иметь нотки аристократичности и благородства. Кем бы ни был человек память о нем стоит бережно хранить. Пушкин понимает, что он совсем не хочет после смерти лежать в таком безобразном месте. Он не хочет делить кусок земли с каким-то чиновником, к которому никто не будет приходить. Душе поэта больше нравится простота деревенского кладбища, с окружающими его склепами. Именно здесь, по мнению Пушкина, и находится настоящий покой, где нет пафоса и напыщенности, здесь ни кто не посмеет обокрасть могилки. Приходят родственники, и без всякой игры на публику, просто оплакивают усопшего. Им дорого не то, как жил человек до этого, они берегут только память и воспоминания о нем. Тишина и покой словно пробуждают поэта искать здесь покой.

Стихотворение словно противопоставления деревенского и городского кладбища. Суеты и неискренности с простотой и чем-то настоящим. Именно так Пушкин решил изобразить лживую жизнь столицы, где даже после смерти все дворяне и купцы предстают, сохранившими свое не всегда хорошее прошлое. Пушкин очень искренен, он не пытается скрыть свое презрение. Он отдает дань уважения кладбищу в деревне. Оно словно нарядное, здесь другая жизнь, иная смерть. Над деревенским погостом склоняется лишь высокий могучий дуб, он словно охраняет его от всех. Это, конечно же, не сравниться с мраморными городскими памятниками.

Картинка к стихотворению Когда за городом задумчив я брожу

Когда за городом задумчив я брожу Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

Лето – прекраснейшее время года! Яркое солнце, хорошая погода и каникулы позволяют радоваться каждому дню. Я очень старался провести время с пользой. С удовольствием вспоминаю, как провел это лето.

Вот и подошли к концу летние деньки. Эти каникулы я провел в деревне, у дедушки с бабушкой и могу с уверенностью сказать, что это были мои самые лучшие каникулы. А все потому что,

Когда происходят трудные душевные волнения, человеку всегда хочется забыться, ощутить покой и забвение, одним словом отстраниться от себя. Многие это делают с помощью алкоголя, но некоторые находят покой среди гармонии природы. Одним из таких

Читайте также: