Почему нельзя опаздывать в школу

Обновлено: 06.07.2024

Некоторые дети опаздывают всегда. Почему? Кого-то родители будят за считанные минуты до выхода в школу, от кого-то требуют сначала позавтракать независимо от желания, очень часто в последний момент вспоминается, что надо что-то взять на уроки, и начинаются судорожные поиски.

Опоздания в школу. Можно ли их прекратить без жестких мер?

Ребят, которые чередуют болезни и опоздания, много не бывает. И потому что-то делать специально ради них не считают нужным. А может, зря? А что если заняться этим вопросом, не станет ли всем лучше?

Ребенок, который все время опаздывает, скорее всего чего-то пытается избежать. Может быть, он интроверт, которому трудно переключаться в режим общения со сверстниками? Или он тугодум, для которого мучительно требование быстро соображать и мгновенно отвечать? Или какое-то давнее событие отзывается душевной болью на саму обстановку школы? Или думать лень, а неуспешным быть стыдно? Каждое утро — это переламывание себя.

Что может сделать школа?

Во-первых, начать занятия раньше. Начать не с уроков, а с игр, викторин, конкурсов. С призовыми баллами за сам факт участия, чтобы от слабых ребят требовалось лишь прийти и посмотреть. Всего двадцать минут с утра, а результатом может стать и сплочение класса, и появление постоянных дополнительных учебных интересов, и мягкий переход между домашней обстановкой и требованиями учителя.

Во-вторых, надо бы раз и навсегда запретить опоздавшим срывать уроки несвоевременным появлением на них. Но выставить опоздавшего на улицу невозможно, нельзя разрешать слоняться по коридору, не стоит вынуждать отсиживаться в туалете или играть с телефоном где-нибудь под лестницей. Но есть же библиотека. И библиотекарь может быть одним из самых влиятельных педагогов, ведь в его руках вся мощь литературы. Обычно библиотека открывается часов в десять. А почему не в семь? Почему бы не дать некоторым ребятам сосредоточенно поработать с литературой до начала занятий? Традиции такой нет, но, может быть, она нужна?

В-третьих, планшеты с играми и мультиками должны исчезнуть из школы, а вот работающие (бесплатные) игровые автоматы нелишне было бы включать за полчаса до занятий. И новые мультфильмы надо бы показывать в это время на достаточно большом экране. Кто любит играть и смотреть, прибежит в школу заранее. И за десять минут до урока войдет в класс вместе со всеми после прекрасно проведенного времени.

С компьютером можно и искупить вину за опоздание. Опоздал — сделай контрольную работу. Во время изучения такой-то темы на уроке отсутствовал, но изучил ее досконально и доказал хорошее знание при работе с компьютером — распечатай и принеси учителю результат, урок не будет считаться пропущенным. Хорошие обучающие программы требуют гораздо больших интеллектуальных усилий, чем работа на уроке в классе, так что легче не опаздывать.

Представилось, как перед аудиторией с компьютерами выстроилась очередь из трехсот человек…

Многие считают, что опоздание — следствие безнаказанности. Это отчасти верно. Такое жуткое наказание, как вид уходящего поезда, может раз и навсегда научить приезжать на вокзал заранее. Лучше на час раньше, чем на секунду позже. Этот час можно провести в зале ожидания.

— Но кто будет за всем этим следить! Это же дети, их на минуту оставить нельзя, они всю школу разнесут! Вы что, не знаете наших детей?!

Некоторые любители опаздывать часто удивляются: подумаешь, опоздал на 15-20 минут, что тут такого? Им непонятно, что вызывает раздражение окружающих и гнев руководства, ведь опоздание незначительно и потом его всегда можно отработать. Но на самом деле есть несколько причин, почему следует придерживаться оговоренного в вашем расписании времени.

Почему нельзя опаздывать

  • Почему нельзя опаздывать
  • Как перестать опаздывать
  • Что делать, если вы опаздываете

Подумайте о том, что опаздывая, вы буквально воруете чужое время. Ритм современной жизни таков, что у многих людей рабочий день расписан по минутам. Поэтому ответственный человек, придя на встречу вовремя и не застав вас там, вполне вправе обидеться – он теряет то время, которое мог бы потратить с большей пользой. Получается, что свое время вы цените гораздо больше, чем время того, кто вас ждет. Тому, кто пришел вовремя, удалось спланировать свой приход, пожертвовав чем-то, но трата эта оказалась напрасной.

Кроме того, опоздание – это проявление элементарного неуважения к партнеру. Это касается не только деловых отношений, но и любовных свиданий. Уже никто не считает женскую манеру опаздывать на полчаса и более милой и невинной. Недаром говориться, что вежливость королей – это точность. Привычка опаздывать свойственна людям, не умеющим спланировать свое время, невоспитанным и неорганизованным.

Безалаберность и халатность – это ложь и обман партнера. Если представить, что за каждое опоздание вы расплачиваетесь крупным денежным штрафом, то признайтесь, что вряд ли вы стали бы это делать. Многие форс-мажорные обстоятельства, на которые постоянно ссылаются опаздывающие, можно предусмотреть и учесть.

Тот, кто привык опаздывать, постоянно рискует рано или поздно быть наказанным, и наказанным серьезно. Если вы не выработаете в себе жизненную потребность являться в условленное место вовремя, вы можете опоздать на собеседование и потерять престижную работу, лишиться хорошей сделки, ваш поезд в прямом и переносном смысле может уйти без вас.

Но если по независящим от вас обстоятельствам, вам все-таки придется опоздать, хорошим тоном будет предупредить партнера о случившемся и обозначить время опоздания, извинившись перед ним. Явившись на встречу с опозданием, будьте готовы немедленно приступить к работе, чтобы сгладить негатив, вызванный вашим отсутствием в положенное время.



Кнутом или пряником: как бороться с опозданиями учеников?

Как показывает практика, такие подходы в некоторой степени дисциплинируют школьников, но особой эффективностью не отличаются. Опоздавший на один урок ученик в следующий раз может принять решение прогулять весь день, чтобы лишний раз не привлекать к себе повышенное внимание. Предлагаем педагогам несколько альтернативных способов борьбы с опозданиями учеников.

В поисках потерянного времени

Итак, вы решительно настроились на борьбу с непунктуальностью своих воспитанников. Психологи советуют в этом случае использовать метод пряника – повышать мотивацию ребят приходить вовремя, а не стремиться наказать нарушителей дисциплины. Безусловно, для начала педагог должен стать для учеников личным примером пунктуальности, рационального распределения времени, соблюдения дисциплины.

Ученик в очередной раз опоздал? Задумайтесь, возможно, на вашем уроке он чувствует себя некомфортно, поэтому специально не торопится в класс. Не усугубляйте ситуацию, повышая голос, не тратьте время на выяснение причин. На перемене спокойно поговорите с учеником наедине, попробуйте разобраться в сложившейся ситуации.

А может быть, школьник элементарно не умеет организовать себя и рассчитать свое время. В беседе с учеником задавайте ему много мелких наводящих вопросов. Во сколько ты просыпаешься? Чем занимаешься до выхода из дома? Сколько времени занимает завтрак, одевание, сборы, дорога в школу? Анализируйте каждое его действие буквально по минутам! В результате вы вместе с учеником определите, где именно он теряет время, и найдете правильное решение проблемы.

Договариваемся, мотивируем, поощряем

Договоритесь с учениками: тот, кто опоздал на урок без уважительной причины, получает удвоенное домашнее задание (решает двойную порцию уравнений в классе, готовит реферат по теме следующего урока и т.д.). Вряд ли кому-то из учеников захочется сознательно нагружать себя дополнительной работой. Некоторые педагоги опоздавших учеников сразу же приглашают к доске для опроса по теме домашнего задания с выставлением оценки. Ребята знают: опоздал – будь готов отвечать, поэтому спешат на урок!

Повышайте мотивацию учеников! Начинайте каждый урок с небольшой проверочной работы (это может быть несложный тест или диктант). Опоздавший вряд ли сможет рассчитывать на получение хорошей отметки: ему просто не хватит времени. Поэтому в интересах самих ребят будет контролировать себя и приходить на урок вовремя. Как вариант – начинайте каждый урок оригинально, с интересной разминки. Тогда и опаздывать на него никому не захочется.

В помощь – психология и юмор!

Используйте следующий психологический прием. Ученик, который опоздал на урок, получает порцию громких аплодисментов от всего класса. Учитель на этом фоне говорит, как нам не хватало опоздавшего ученика, что мы ему очень рады, но его опоздание помешало работе всего класса. Первоначальное удивление и смех примерно на третий раз сменяются неодобрением коллектива, поэтому ученики стараются не опаздывать, чтобы не оказываться в центре такого внимания.

Назначьте ответственных ребят за соблюдение дисциплины в классе (естественно, из числа особо склонных к опозданиям). Согласитесь, такая должность ко многому обязывает!

Разделите класс на малые группы и организуйте конкурс на самую дисциплинированную их них. Условие победы – отсутствие в группе опозданий за определенный период времени. Чтобы не подвести других ребят, вечно опаздывающим придется приходить на учебу вовремя.


Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста

Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста

Почему ребенок привык опаздывать

У детской непунктуальности много причин, некоторые из них не зависят от самого ребенка. Например, темперамент: есть дети, медлительные от природы. У ребенка также может быть синдром нарушения внимания, который также характеризуется медлительностью, неспособностью быстро переключаться, и в этом случае нужно не торопить его, а обратиться за помощью к неврологу. Среди других причин — привычка все делать в последний момент, неразвитое чувство времени, плохой пример родителей, которые сами опаздывают, но не переживают по этому поводу, не будят ребенка вовремя. Опоздания в школу или на секцию могут быть также проявлением скрытого конфликта с педагогом и нежелания ходить на занятия.


Как ему помочь

Начните с себя

Живите по плану

Соблюдайте режим дня. Привычка ложиться спать и просыпаться в одно и то же время хорошо формирует так называемые внутренние часы.

Готовьтесь к новому дню. Соберите вместе с вечера все необходимое к школе или саду: положите в сумку книги и тетради, проверьте, сделаны ли уроки и другие задания, выглажена ли форма.

Планируйте всю неделю. В выходные решите, чем будете заниматься на неделе: например, после занятий во вторник пойдете в музей, а в субботу — в гости. Накануне каждого дня детализируйте эти планы: что нужно купить перед походом в гости, как удобнее идти с занятий в музей. Будьте последовательны: планируйте каждый день.

Ищите причину опоздания вместе с ребенком


Развивайте чувство времени

Купите несколько песочных часов: на минуту, три и пять. Покажите ребенку, как они работают, и предложите за минуту помыть свою тарелку и чашку, за три — умыться и почистить зубы, за пять — нарисовать картинку. Засекайте вместе время на привычные действия: сколько занимает дорога до школы, как быстро можно собрать форму для плавания.

Используйте визуализацию

Нарисуйте круг, поделите его на сектора по 5 минут и отметьте, за какое время можно проснуться и встать, одеться с утра, умыться, позавтракать, дойти до школы. Эта диаграмма красноречиво продемонстрирует ребенку, что он попросту не успеет в школу, если проспит или будет долго собираться.

Читайте также: