План индивидуальной работы с детьми в доу в таблице подготовительная группа
Обновлено: 06.07.2024
План работы на год с детьми подготовительной к школе группы по индивидуальным маршрутным листам (подготовка к обучению грамоте, ФЭМП, развитие речи, окружающий мир, художественно-эстетическое развитие)
Группа № 1 (подготовка к обучению грамоте)
Задачи: Развитие представлений о слове. Развитие умения сравнивать слова по звучанию (слово звучит по-разному и похоже); измерять их протяжённость (длинные и короткие слова).
Задачи: Интонационно выделять заданный звук в слове. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.
Задачи: Продолжать закреплять понятие времени.
Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом
Задачи: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Задачи: Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов.
Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов
Воспитывать интерес к играм.
Группа № 3 (Развитие речи)
Задачи: развивать у детей слуховое внимание
Группа № 4 (окружающий мир)
Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.
Цель: закрепить знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе
Цель: Закрепить знания об основных планетах.
Цель: Учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.
Группа №5 (художественно-эстетическое развитие)
Цель: закрепить знание элементов народной росписи.
Цель: закрепить умения детей различать и называть оттенки цветов, характерных для коры разных деревьев.
Цель: развивать творческое воображение, используя разные способы изображения.
Группа № 1 (подготовка к обучению грамоте)
Задачи: Освоение звукового анализа слов; составление схемы звукового состава слова..
Закрепление знаний о слове и предложении.
Задачи: Освоение звукового анализа слов. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звукам. Дифференциация гласных от согласных звуков.
Задачи: Знакомство с гласными звуками. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Звуки (П) – (Т)
Группа № 3 (развитие речи)
Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:
Внешний вид
Чем питается
Группа № 4 (окружающий мир)
Цель: Закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Цель: Учить детей определять материал из которого сделан предмет.
Цель: Развивать тактильные ощущения, внимание, память.
Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Группа №5 (художественно-эстетическое развитие)
Цель: развивать творческое воображение.
Цель: развивать творческое воображение.
Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (натюрморт праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами, с грибами и т.д.)
Цель: закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.
Группа № 1 (подготовка к обучению грамоте)
Задачи: Освоение звукового анализа слов. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Звуки (С) – (СЬ)
Задачи: Освоение звукового анализа слов; определять протяженность слов и составлять их графическую запись. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. Звуки (З) – (ЗЬ)
Задачи: Освоение звукового анализа слов; составление схемы звукового состава слова: определение количества слогов в словах, знакомства с графической записью слогов.
Задачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение
Задачи: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем
Группа № 3 (развитие речи)
Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово — делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.
Д.игра Составление предложений
Цель. Развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми предметами; создавать новые образы из отдельных элементов.
Группа № 4 (окружающий мир)
Цель: Закреплять знания об охране объектов природы.
Цель: Закреплять знания о взаимосвязи в природе.
Цель: Закреплять знания о круговороте воды в природе.
Цель: Закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.
Группа №5 (художественно-эстетическое развитие)
Цель: развивать чувство цвета.
Цель: развивать творческое воображение, чувство цвета.
Цель: развивать чувство композиции.
Цель: учить детей видеть повторяемость форм, линий в природной и искусственной среде.
Группа № 1 (подготовка к обучению грамоте)
Задачи: Продолжать учить детей слышать разные звуки, уметь их выделять; делить слова на части, изменять слова.
Задачи: Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство с дифференциацией согласных звуков на твёрдые и мягкие.
Задачи: Освоение звукового анализа слов. Закрепление умения подбирать слова с заданным звуком. Различение гласных и согласных звуков (твёрдые и мягкие).
Задачи: закрепить представление о прямой и обратной последовательности числе.
Задачи: учить делит на 2 равные части.
Задачи: учить делить предметы на 2, 4 части, отражать в речи результат действия и результат деления
Группа № 3 (развитие речи)
Цель. Формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов; дать представление о степени существенности признаков.
Цель. Формировать умение выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности; развивать способность классифицировать явления по их признакам.
Цель. Формировать способность находить в предмете как можно больше другом, выделяя в них общее и различное.
Группа № 4 (окружающий мир)
Цель: Закреплять знания о живой и неживой природе.
Цель: упражнять детей в классификации предметов.
Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы (игра также выполняет роль релаксационной паузы).
Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.
Группа №5 (художественно-эстетическое развитие)
Задачи: развивать аналитическое мышление, умение выражать свои эмоции, моторику рук и графические навыки, воображение.
Задачи: развивать аналитическое мышление, умение выражать свои эмоции, моторику рук и графические навыки, воображение.
Задачи: развивать воображение, аналитическое мышление, восприятие цвета, фантазию.
Задачи: развивать воображение, аналитическое мышление, восприятие цвета, фантазию.
Группа № 1 (подготовка к обучению грамоте)
Задачи: Освоение звукового анализа слов. Различение звуков по их качественной характеристике. Развитие умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о протяжённости слов, смыслоразличительной функции звука.
Задачи: Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки, подбирать слова к заданным звукам. Освоение умения выделять ударный звук в слове.
Задачи: Развитие умения выполнять звуковой анализ слов; различать твёрдые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные. Совершенствование способности подбирать слова с заданным звуком.
развивать внимание, мыслительные операции, воображение
Задачи: Закреплять представления о временах года и зимних месяцах
Задачи: развитие ориентировки в пространстве
Задачи: учить овладевать пространственными представлениями.
Группа № 3 (развитие речи)
Цель. Формировать способность быстро находить аналогии между различными, не похожими друг на друга предметами; оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков; переключаться с одного объекта на другой.
Цель. Формировать способность устанавливать связи между предметами, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга; находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими предметами.
Цель. Развивать способность концентрировать мыслительный процесс на одном предмете, умение вводить его в самые различные ситуации и взаимосвязи, видеть в обычном предмете неожиданные возможности.
Цель. Формировать четкость и стройность мышления, умение фиксировать существенные признаки и отвлекаться от несущественных, а также способность одним мысленным взором охватывать разновидности одного и того же предмета.
Группа № 4 (окружающий мир)
Цель: развивать слуховое внимание.
Цель: развивать память, находчивость, сообразительность.
Цель: уточнить представление о форме предметов.
Цели: учить слушать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках разных времен года; учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Группа №5 (художественно-эстетическое развитие)
Цель: закрепить знание элементов народной росписи.
Цель: закрепить умения детей различать и называть оттенки цветов, характерных для коры разных деревьев.
Цель: развивать творческое воображение, используя разные способы изображения.
Группа № 1 (подготовка к обучению грамоте)
Задачи: Развитие умения выполнять звуковой анализ слов. Развитие способности называть слова с заданным звуком.
Задачи: Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием звукобуквенной модели. Развитие способности подбирать слова к трёхзвуковой модели.
Группа № 3 (развитие речи)
Цель. Развивать способность при решении задачи или осмыслении какого- либо явления искать все возможные причины, чтобы можно было проработать самые различные версии и только после этого принять решение.
Задачи: расширять словарный запас детей, уточнять значение слов. Учить детей правильно образовывать форму существительного в родительном падеже множественного числа.
Задачи: учить детей образовывать прилагательные при помощи суффиксов.
Группа № 4 (окружающий мир)
Цель: уточнить и углубить знания о временах года.
Цель: Учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Цель: Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.
Цель. Познакомить детей с защитными свойствами снега. Рассказать о строении снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепить умение вырезать различные формы снежинок.
Группа №5 (художественно-эстетическое развитие)
Цель: развивать творческое воображение.
Материал: картонные силуэты ладошек, предметы- шляпки, ленты, бантики, цветочки, колечки и т.д. разного цвета.
Инструкция: нарядить каждый пальчик.
Вариант: на красочный оттиск ладони приклеить плоские или объемные предметы.
Цель: развивать творческое воображение.
Материал: листы бумаги или картона с наклеенными кусочками ткани или другого материала разной формы, фактуры.
Инструкция: постарайся увидеть образ в кусочке ткани, дорисуй и опиши.
Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (натюрморт праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами, с грибами и т.д.)
Материал: изображения цветов, овощей, фруктов, ягод, грибов, посуды.
Инструкция: составь натюрморт.
Цель: закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.
Материал: картинная плоскость с изображением неба и земли и четкой линией горизонта. Силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние, большие, всех по три размера).
Инструкция: разложить силуэты на картинной плоскости, соблюдая знание перспективы (три плана).
Группа № 1 (подготовка к обучению грамоте)
Задачи: совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием звукобуквенной модели. Развитие способности подбирать слова к трёхзвуковой модели.
Задачи: Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов. Освоение действия изменения слов. Развитие способности называть слова с заданным звуком.
Задачи: упражнять детей в делении слов на слоги; развивать мышление, речь.
Группа № 3 (развитие речи)
(рассматривание сюжетных картин), составление рассказа по картине. Задачи: развивать связную речь, учить составлять небольшой связный рассказ.
Учить читать слоги и предложения. Учить отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки
Каждый должен описать своё животное, не называя его, по плану:
Внешний вид
Среда обитания
Чем питается
Группа № 4 (окружающий мир)
Задачи: Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.
Задачи: закреплять представления детей об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.
Задачи: закреплять умения употреблять в речи глаголы, согласовывать слова в предложении.
Задачи: развивать слуховое внимание; закреплять знание признаков разных времен года.
Группа №5 (художественно-эстетическое развитие)
Задачи: закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.
Материал: картинная плоскость с изображением неба и земли и четкой линией горизонта. Силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние, большие, всех по три размера).
Инструкция: разложить силуэты на картинной плоскости, соблюдая знание перспективы (три плана).
Задачи: развивать чувство цвета.
Материал: силуэты палитры из картона, на каждой только один цветной кружок (красный, зеленый и др.), а на остальных белых кружках есть прорези; кружки с оттенками таких же цветов.
Инструкция: подобрать кружки с оттенками цвета к каждой палитре и вставить их в прорези.
Задачи: развивать творческое воображение, чувство цвета.
Материал: фигурки клоуна и много разноцветных предметов: шляпы, бабочки, галстуки, туфли, одежда и др.
Инструкция: наряди клоуна (в цвета радуги, в одной цветовой гамме)
Вариант: может быть 7 фигур клоуна и 7 комплектов предметов по цветам радуги.
Задачи: развивать чувство композиции.
Материал: листы картона разного цвета, цветные толстые нитки, изображения паука, разных насекомых, листочков; цветные карандаши или фломастеры, уголь.
Инструкция: Ты знаешь, где живет паук? Какой у него дом? Кто попадает в его сети? Хочешь изобразить дом паука? Его можно нарисовать, выложить из ниток, а насекомых можно сделать или использовать тех, что уже есть.
Затем дети рисуют или выполняют коллективную работу в технике коллажа.
Группа № 1 (подготовка к обучению грамоте)
Задачи: упражнять детей в делении слов на слоги; учить считать количество гласных в слове; развивать мышление, речь.
Задачи: Совершенствовать умения анализировать предложение. Развитие способности называть слова с заданным звуком.
Задачи: Совершенствование умения детей анализировать предложение и составлять его графическую схему. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели.
Группа № 3 (развитие речи)
Задачи: развивать у детей слуховое внимание
Группа № 4 (окружающий мир)
Цели: развивать слуховое внимание; закреплять знание признаков разных времен года.
Цель: продолжать закреплять знания о правилах поведения на природе.
Цель: развивать внимание, память.
Цели: продолжать учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них.
Группа №5 (художественно-эстетическое развитие)
Задачи: учить детей видеть повторяемость форм, линий в природной и искусственной среде.
Материал: карточки с изображением кроны дерева в виде расходящихся веток; пальма с чешуйками коры; параллельные стебли травы; паутина; карточки с изображением листа с прожилками, птичьего пера, забора, колеса со спицами, черепицы.
Инструкция: разложить карточки парами, таким образом, чтобы формы и линии природы повторялись в предметах (крона дерева – лист).
Задачи: развивать понимание причинно-следственных связей; образное мышление, фантазию и творческие способности, общую моторику.
Оборудование: проволока разного цвета.
Показать ребенку, как можно загибать, закручивать, соединять проволоку.
Предложить ребенку изобразить животного, человека, букву, цифру, здание и т.д.
Вариант: можно создать большой проект: например, зверинец, город, большую семью и т.д.
Задачи: развивать аналитическое мышление, умение выражать свои эмоции, моторику рук и графические навыки, воображение.
Оборудование: белый карандаш,ветные карандаши, листы белой бумаги (небольшие).
Рисуем что-нибудь белым карандашом на бумаге так, чтобы ребенок этого не видел.
Вариант: предложить ребенку самому создать таинственную картинку от начала и до конца.
Задачи: развивать воображение, аналитическое мышление, восприятие цвета, фантазию.
Оборудование: шампунь, гуашь, стаканчики для воды, толстые кисти, трубочки для коктейля.
Приготовить цветную пену: тщательно смешать шампунь и гуашь в равных пропорциях, налив в стаканчик примерно по 0,5 мм того и другого. Затем долить в стаканчик воды, заполнив его на 1/3.
Булькать через трубочку в стакан. Когда появятся цветные мыльные шапки, можно приступать к созданию картины.
Берем плотную бумагу и накрываем поочередно каждый стаканчик, получаются отпечатки. Посмотрим, на что они похожи и дорисовываем недостающие детали.
Вариант: можно поиграть, дуя в трубочку и гоняя мыльную пену по листу бумаги.
Ц: закреплять умение сказывать квадрат из разных частей, без опоры на образец.
Ц: учить правильно обозначать части целого. (половина, одна часть из двух одна вторая)
Ц: способствовать развитию слухового внимания.
Ц: формировать грамматический строй речи.
Ц: продолжать учить составлять целое из частей.
Ц: закрепить знания о способах передвижения насекомых.
Изготовление из природного материала
Ц: дать описательный характер предмета по цвету, форме.
Ц: закреплять в прямом и обратном счете.
Раскраски по темам
Ц: рассмотреть различные ситуации, оценить поступки героев.
Ц: развитие связной речи
Ц: закреплять названия школьных принадлежностей.
Ц: Упражнять в названии дней недели в прямой и обратной последовательности.
Конструктивно- модельная деятельность
Индивидуальная работа с детьми по ФЭМП В нашем детском саду в утренние приёмные часы (в прочем как и других дошкольных организациях) с ребятами проводится индивидуальная работа.
Индивидуальная работа с детьми, имеющими нарушения осанки Занятия проводятся с группой детей 6-7 лет (по 6-8 человек в группе) 3 раза в неделю по 20 мин по рекомендации врача-терапевта (имеющие.
Индивидуальная работа с детьми — ключ к решению задач в музыкальном развитии дошкольников Индивидуальная работа — ключ к решению задач в музыкальном развитии дошкольника. В помощь музыкальным руководителям Дети стремятся к общению.
Индивидуальная работа с детьми по обучению игре в шахматы Актуальность проблемы: актуальность обучения игре в шахматы – формирование инновационного общества умеющего думать, решать задачи. Новизна:.
Индивидуальная работа с детьми по организации питания в первой младшей группе Индивидуальная работа с детьми по организации питания в 1-ой младшей группе Организация питания в д/у занимает одно из основных мест, начиная.
Нетрадиционная техника рисования. Индивидуальная работа Нетрадиционное рисование– это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Психофизическое развитие любого ребёнка, становление его личности происходит индивидуально. Иногда особенности характера оказывают большое влияние на развитие умений и навыков, усвоение новых знаний. Не все дети могут полноценно работать в группе, некоторые нуждаются в индивидуальных занятиях. Задача педагога при проведении таких занятий — помочь каждому воспитаннику развить свои способности, получить необходимую сумму знаний и навыков, научить ребёнка бороться с излишней застенчивостью или скромностью, поверить в собственные силы.
Значение индивидуальной работы в подготовительной группе детского сада
Индивидуальная работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на ребёнка, учитывающее особенности его психофизического развития. Целью этой работы является создание наиболее благоприятных условий для дальнейшего развития и воспитания дошкольника.
В особом внимании нуждаются воспитанники, которые по каким-либо причинам отстают от группы (часто отсутствуют на занятиях, медлительные, застенчивые, слишком активные) или, наоборот, опережают остальных детей по объёму изученного материала. Отстающим дошкольникам индивидуальные занятия позволяют приобрести знания и навыки, соответствующие уровню знаний основной группы. Наиболее распространёнными в ДОУ являются индивидуальные занятия с логопедом, направленные на коррекцию звукопроизношения и обучение грамоте. В занятиях с психологом нуждаются дети с отклонениями в психическом развитии (неусидчивые, не умеющие контролировать внимание, слишком импульсивные или заторможенные).
В особом внимании педагогов нуждаются ребята с заниженной самооценкой и проблемами в отношениях со сверстниками
Индивидуальный подход в работе воспитателя необходим. Учёт личностных особенностей каждого подопечного позволит ему правильно спланировать свою работу и обеспечить выполнение основных задач образовательной деятельности. Основой индивидуальной работы является всестороннее изучение уровня психофизического развития, особенностей характера, семейной атмосферы и условий проживания каждого воспитанника. Поскольку воспитанники подготовительной группы (дети 6–7 лет) начинают постепенно готовиться к школе и отходить от игры, важно научить их учиться: воспринимать и усваивать информацию, быть внимательными, проявлять усидчивость, уметь соблюдать правила и требования взрослых.
Задачи индивидуальных занятий
Индивидуальные занятия с воспитанниками подготовительной группы направлены на решение следующих задач:
- развитие диалогической и монологической речи (расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи);
- развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, зрительного и слухового восприятия);
- формирование предпосылок учебной деятельности (чтение, письмо, счёт);
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- сохранение и укрепление физического здоровья;
- снятие психоэмоционального напряжения, обучение навыкам конструктивного выражения отрицательных эмоций;
- повышение самооценки и уверенности в себе.
В индивидуальную работу могут включаться от одного до трёх воспитанников одновременно, если они имеют похожие проблемы
Приёмы индивидуальной работы, актуальные для детей 6–7 лет
Индивидуальная работа с дошкольниками основывается на конкретизации общих целей воспитания с учётом личностных особенностей ребёнка и гибком применении методов и приёмов воспитания, направленных на создание наилучших условий для развития именно этого малыша. Необходимость такой работы и её планирование опирается на результаты ежедневных наблюдений педагога.
Индивидуальную работу с дошкольниками проводит воспитатель (во время групповых занятий или в свободное время). Проводят индивидуальные занятия воспитатели или педагоги узкой специализации: логопед, психолог, дефектолог, музыкальный работник, педагог по физическому воспитанию.
В индивидуальном обучении могут использоваться следующие приёмы:
- индивидуальное взаимодействие с воспитателем или узким специалистом (проведение индивидуального занятия, организация которого может включать любые педагогические методы, соответствующие старшему дошкольному возрасту);
- выполнение задания на примере, по образцу воспитателя (во время самостоятельной деятельности детей, если у ребёнка что-то не получается, воспитатель демонстрирует алгоритм действий);
- выполнение по образцу или при помощи сверстников (можно создавать пары или микрогруппы детей, где один из воспитанников нуждается в поддержке; такая организация работы полезна и для ребёнка, исполняющего роль педагога, поскольку учит его умению объяснять и обучать).
Требования к организации индивидуальных занятий
При организации индивидуальной работы необходимо следовать принципам развития личности ребёнка:
- Учитывать самооценку дошкольника. Дети с заниженной самооценкой часто пассивны, нерешительны, не стремятся активно участвовать в групповых занятиях. Их необходимо чаще поощрять за правильно выполненные задания. При организации индивидуальных занятий желательно подбирать задания адекватной сложности, чтобы ребёнок чувствовал уверенность в своих возможностях.
- Для повышения эффективности занятий необходимо правильно определить, какой тип памяти превалирует у ребёнка (визуальный, слуховой или моторный) и подбирать упражнения с учётом этого, а также развивать остальные виды памяти. Такую диагностику можно провести с помощью простых тестов, в какой ситуации ребёнок запоминает больше слов — при рассматривании картинок, восприятии на слух или выполнении механических действий (например, при раскрашивании картинок).
- Сложность задания определяется строго индивидуально: оно должно быть по силам ребёнку, но в то же время не быть слишком простым. При выполнении этого условия индивидуальная работа станет хорошим стимулом развития для дошкольника. Практически педагог, готовясь к занятию, должен иметь заготовку заданий разных уровней сложности. Занятие начинается с простых упражнений, а далее учитывается то, как ребёнок смог выполнить эту работу.
- Воспитатель должен стремиться организовать самообучение дошкольника. С этой целью проводятся беседы с родителями о создании условий для воспитания и обучения ребёнка дома: как организовать рабочий уголок малыша, какие занятия и игры способствуют улучшению мелкой моторики и развитию речи.
Важно создавать на занятии атмосферу доброжелательности и принятия личности ребёнка
Неоспоримым достоинством индивидуальной работы является личный контакт педагога с ребёнком, в результате которого решаются не только образовательные и развивающие, но и воспитательные задачи.
Проведение индивидуального занятия в подготовительной группе ДОУ
Длительность индивидуального занятия в подготовительной группе составляет не более 30 минут. Необходимость проведения и количество занятий определяются воспитателем и специалистами детского сада.
Таблица: время проведения индивидуальной работы
Время проведения | Направленность занятий |
Утреннее время, первая половина дня | Проводятся индивидуальные занятия по познавательному развитию, коррекции речевых нарушений. А также это время больше подходит для занятий с детьми для отработки каких-либо движений, если дошкольник не успевает их выучить со всей группой. Малоактивным и необщительным воспитанникам можно давать различные поручения, требующие общения со взрослыми и сверстниками. Для развития любознательности и познавательной активности можно давать задания понаблюдать за интересными явлениями (например, за поведением рыбок в аквариуме; за тем, как прилетевшие птицы склёвывают корм из кормушки на участке детского сада; как под теплом лучей солнца начинается капель). |
Вторая половина дня | Эта часть рабочего дня больше предназначена для развития мелкой и крупной моторики: выполнение упражнений по конструированию, рисованию, лепке, а также отработке движений. |
Прогулка | Во время прогулок индивидуальная работа строится на подборе различных упражнений: кто-то играет с мячом для улучшения координации движений, другие ходят по пенькам для развития равновесия, третьи — перешагивают через препятствия или прыгают со скакалкой. Время прогулки подходит и для развития речи (разучивание скороговорок, потешек, небольших игр по словообразованию, разгадывание загадок) и для улучшения математических знаний (прямой и обратный счёт, решение простых примеров и задач). |
На протяжении всего дня воспитатель находит возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку
Циклограмма индивидуальной работы
В качестве примера можно рассмотреть циклограмму проведения индивидуальной работы в подготовительной группе:
Воспитатель отслеживает состояние воспитанников в течение дня и делится своими наблюдениями с их родителями
Таблица: тематика индивидуальной работы в подготовительной группе
Необходимо учитывать: если все упражнения индивидуального занятия ребёнок выполняет, находясь в сидячем положении, в середине урока должна проводиться физкультминутка.
В ходе индивидуального занятия не следует забывать о чередовании видов деятельности ребёнка
Примеры организации индивидуальных занятий с дошкольниками подготовительной группы
Занятия с отстающими детьми по познавательному развитию проводятся в игровой форме, при этом очень важно установить положительный контакт с ребёнком. Педагог обязательно приветствует воспитанника, в доступной форме рассказывает о том, что будет происходить на занятии. Речевое воздействие всегда вызывает у дошкольника эмоциональный отклик, что способствует установлению положительного контакта.
При проведении индивидуальных занятий с детьми подготовительной группы можно использовать словесные игры. Как и любая игровая деятельность, они создают положительный эмоциональный фон и одновременно способствуют совершенствованию речи, памяти, внимания, мышления, расширяют кругозор. В то же время эти игры не требуют сложного оборудования и могут проводиться как в группе, так и во время прогулок. Начинать нужно с более простых заданий, далее условия игры понемногу усложняются. Например, Паньшина Мария в конспекте индивидуального занятия, направленного на развитие словесно-логического мышления в подготовительной группе, приводит подробный конспект всех дидактических игр, проведённых с дошкольником.
Мотивировать ребёнка можно ярким наглядным пособием или картинкой. Для повышения мотивации на индивидуальном занятии используются наглядные методы: показ картинок, предметов, игрушек, наблюдение явлений природы (при проведении занятия во время прогулки). Вот несколько примеров:
Стимульный материал — это любые предметы, изображения, звуки и символы необходимые для проведения тестирования.
В индивидуальной работе используется разнообразный дидактический и игровой материал
Для повышения мотивации индивидуальное занятие может включать в себя практическую деятельность. Особенно это важно для детей, обладающих повышенным познавательным интересом. Дошкольников можно привлекать к проведению элементарных опытов с водой, снегом, воздухом, звуками, светом, магнитами, увеличительными стёклами, сыпучими материалами.
Утренняя гимнастика. Беседы о родном городе , основные достопримечательности.
Знакомство с домом, с предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами.
Упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных (хлеб – хлебный, рожь – ржаной и т.д.). Побуждение детей рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке).
Ситуативный разговор : Как дети понимают пословицы про осень
Труд на участке – сбор опавших листьев. Цель: учить получать радость от выполненной работы. Самостоятельная деятельность на участке. Выносной материал: кегли, флажки.
Вторая половина дня
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Самостоятельная деятельность детей
Групповая, подгрупповая работа
Образовательная деятельность в режимных моментах
3;10; 17; 24; 31
Ситуативный разговор о пользе деревьев для хорошего самочувствия людей.
Дежурство по столовой Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости. Настольно-печатные игры по желанию детей.
Труд на участке – подмести веранду Самостоятельная игровая деятельность на участке. Выносной материал: мячи, кегли, оборудование для труда
Вторая половина дня
Упражнять в отсчете предметов, закрепить прямой и обратный счет до 10.
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Самостоятельная деятельность детей
Групповая, подгрупповая работа
Образовательная деятельность в режимных моментах
Беседы с детьми об их семьях (имена и отчества близких, профессии и др.), о домашних обязанностях. Побуждение называть свои имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе
Упражнять детей в ходьбе и беге парами. И в прыжках со скамейки и приземлении на полусогнутые ноги
Вторая половина дня
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Самостоятельная деятельность детей
Групповая, подгрупповая работа
Образовательная деятельность в режимных моментах
Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости. Д/И, мяч, предметные картинки, самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.
Самостоятельная игровая деятельность на участке Труд на участке: сбор опавших листьев. Выносной материал: оборудование для труда
Вторая половина дня
Упражнять в составлении и чтении слогов и слов. Упражнять в умении рисовать дерево по схеме последовательного рисования
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Самостоятельная деятельность детей
Групповая, подгрупповая работа
Образовательная деятельность в режимных моментах
Труд на участке – сбор опавших листьев Самостоятельная игровая деятельность детей. Выносной материал: оборудование для труда.
Вторая половина дня
Читайте также:
- Какие виды дифференциации учащихся существуют изложите и раскройте их кратко
- План работы по гигиеническому воспитанию детей в школе
- Радикальное прощение о чем книга кратко
- В чем заключается принцип последовательного кодирования кратко
- Почему произошел переход от республики к империи в древнем риме кратко