План работы по гигиеническому воспитанию детей в школе

Обновлено: 03.07.2024

4 9 О микробах, вызывающих разные болезни Январь 10 Гигиена полости рта Февраль 11 Рост и развитие человека Февраль 12 Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам Февраль 13 Безопасное поведение на дорогах. Как уберечь себя и других от несчастных случаев Март Учителя ОБЖ 14 Влияние алкоголя, никотина, наркотиков на организм Март 15 Как уберечься от заражения глистами Апрель 16 Как отдыхать летом Май 17 Гигиена внешней среды. Уборка и проветривание класса Май Учитель 5-7 классы 1. Здоровый образ жизни, его принципы и значение 1 Нормы поведения в коллективе и их значение для охраны физического и психического здоровья. Сентябрь Учитель 2 Понятие о здоровье. Здоровье индивидуальное, семейное, общественное. Пути сохранения и Ноябрь укрепления здоровья. ЗОЖ как фактор немедикаментозной профилактики заболеваний 3 Нравственность и здоровье Март 4 Факторы, влияющие на здоровье: состояние окружающей среды. Режим учебы и отдыха, закаливание, В течение года рациональное питание, профилактика инфекционных заболеваний, личная и общественная гигиена, формирование негативного отношения к употреблению алкоголя, наркотиков, курению. 2. Режим дня, учебы и отдыха 1 Режим дня школьника Сентябрь 2 Гигиена домашних учебных занятий Октябрь 3 Гигиена сна Октябрь 3. Основы рационального питания 1 Режим питания Ноябрь 2 Санитарно-гигиенические правила приема пищи Декабрь 3 Витамины. Сезонные гоповитаминозы и их профилактика Декабрь 4. Значение физической культуры и закаливания для сохранения здоровья 1 Виды физической культуры и их значение для здоровья человека Сентябрь 2 Закаливание. Значение закаливания для оздоровления организма, профилактика респираторных Октябрь заболеваний 3 Нарушение осанки Ноябрь 5. Личная гигиена. Предупреждение инфекционных заболеваний 1 Правила личной гигиены мальчиков и девочек Январь 2 Гигиена полости рта Январь 3 Гигиена труда и отдыха Февраль 4 Профилактика туберкулеза Март, май 6. Общественная гигиена и охрана окружающей среды 1 Гигиена внешней среды Март 2 Понятие о ядовитых растениях Май Учитель 3 Предупреждение заболеваний, передающихся от домашних животных Апрель 4 Предупреждение укусов насекомых и животных Май Учитель 7. Гигиенические вопросы трудового обучения 1 Организация труда и профилактика производственных травм Октябрь Учитель

План мероприятий по гигиеническому обучению и формированию ЗОЖ у обучающихся

Оборудовать уголки здоровья в медпункте, библиотеке, обновлять и пополнять методическую литературу

Неделя профилактики травматизма и гибели детей от внешних причин

заместитель директора по воспитательной работе

Неделя по предупреждению суицида

Неделя профилактики вредных привычек

заместитель директора по воспитательной работе

Работа волонтерского клуба.

классные руководители, педагог-организатор

Мероприятия по профилактике насилия

заместитель директора по воспитательной работе

классные руководители, педагог-организатор

Декада правовых знаний и ЗОЖ

(по отдельному плану)

заместитель директора по воспитательной работе

педагог-организатор, классные руководители

Мероприятия приуроченные Всемирному дню борьбы со СПИДом

классные руко-водители, педа-гог-организатор

Месяц гражданско-патриотического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы

заместитель директора по воспитательной работе

Мероприятия, приуроченные к Международ-ному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом

заместитель директора по воспитательной работе

педагог-организатор, классные руководители

Классный часы по вопросам безопасного поведения на весенних каникулах

Личная гигиена – совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности, включает в себя: уход за кожей, за полостью рта, в частности за зубами, сохранение зрения, слуха, уход за волосами.

ВложениеРазмер
itogovaya_rabota_po_kursam_dyogina_o.v.doc 113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

Факультет повышения квалификации

Кафедра общественных дисциплин

Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста

(рабочая программа внеурочной деятельности)

Дёгина Ольга Викторовна,

Загляда Людмила Иванов

Пояснительная записка 3

Цель и задачи программы 6

Ожидаемые результаты 7

Условия реализации программы 7

Тематическое планирование программы 8

План реализации программы 10

Программно-методическое обеспечение 14

Литература для педагогов 16

Формирование культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания, представляет собой начальный этап по трудовому воспитанию ребенка. Процесс обучения культурно – гигиеническим навыкам у детей с ограниченными возможностями здоровья должен осуществляться с учетом личностно – ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.

Личная гигиена – совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности, включает в себя: уход за кожей, за полостью рта, в частности за зубами, сохранение зрения, слуха, уход за волосами.

Обучающиеся, поступившие в 1 класс, коррекционной школы слабо владеют навыками самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют умываться, чистить зубы, следить за состоянием чистоты своего тела. У детей не развиты представления о негативном влиянии на здоровье человека длительного просмотра телевизионных передач, прослушивания громкой музыки. У воспитанников с ограниченными возможностями здоровья не сформированы умения видеть недостатки в своей одежде и своевременно обращаться за помощью к воспитателю.

В результате вышеизложенных проблем перед коллективом школы возникла необходимость в создании программы направленной на формирование представлений о навыках по самообслуживанию и личной гигиене.

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью воспитания у детей практических навыков личной гигиены и ответственного отношения к своему здоровью.

Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей является строгое соблюдение распорядка дня. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создает мотивационную основу для коррекции (как в психическом, так и личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.

Воспитание гигиенических навыков играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выгодский Л.С., Забрамская С.Д., Маллер А.Р. Для того чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу. Воспитание культурно–гигиенических включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

Для того чтобы ребенок избежал многих болезней, чтобы организм ребенка развивался нормально, чтобы ребенок пребывал в бодром настроении и в течение дня сохранял высокую работоспособность, он должен следовать весьма немногим простым, однако очень важным правилам личной гигиены.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 755 "Региональный Центр аутизма" Василеостровского района Санкт-Петербурга (ГБОУ школа 755 "Региональный Центр аутизма")

Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей школьного возраста

(рабочая программа внеурочной деятельности)

Казанцева Ольга Олеговна

г. Санкт – Петербург, 2017

Содержание:

Цель и задачи программы

Условия реализации программы

План реализации программы

Пояснительная записка

На сегодняшний день аутистические расстройства одни из самых встречаемых в детском возрасте. Примерно каждый 50-й ребенок проявляет признаки этого заболевания. Начиная с конца 90-х годов постановки этого диагноза учащаются. Таким образом, число гипотетических аутистов растет. Аутизм является стойким и стабильным заболеванием, его симптоматика остается у больного на всю жизнь, ее выраженность зависит лишь от своевременной коррекции заболевания. Достаточно часто аутисты ведут практически полноценную жизнь, не испытывая серьезных трудностей. В диагнозе таких детей присутствуют такие составляющие, как:

- отсутствие интереса к окружающим людям, снижение интереса к социальным контактам;

- стереотипное поведение, странные интересы (например, очень часто дети предпочитают играть с явно неигровыми предметами: ботинками, обрывками газет, шнурками и т.д.) [3, c.24].

В настоящее время общепризнано, что помощь средствами образования требуется этим детям не меньше, а во многих случаях и больше, чем медицинская, что адекватно организованный начальный период школьного образования является решающим условием дальнейшего социального развития ребенка с аутизмом. Вместе с тем и сейчас такому ребенку чрезвычайно трудно вписаться в современную систему образования.

Особенности психического развития у детей с ранним аутизмом обуславливают трудности в организации их поведения, формировании навыков самообслуживания.

При контакте с аутичным ребенком часто возникают большие трудности, особенно в тех случаях, когда взрослые (родители) прямо принуждают его к выполнению тех или иных действий. Поэтому прямой принудительный подход должен быть исключен из системы воспитания этих детей.

Многие аутичные дети с большим трудом усваивают гигиенические навыки. Родители совершают ошибку, если сами выполняют процедуры умывания, одевания ребенка. Следует помочь ребенку, взяв его в руки в свои и мягко, ненавязчиво обучая движениям. Взрослым надо позаботиться о создании таких условий, при которых у аутичных детей легче закрепляются воспитываемые навыки. У ребенка может вызвать страх высокий порожек у двери, ведущий в ванную, скользкий пол. Например, ребенок боится войти в ванную комнату, так как там пол имеет небольшой наклон и на нем, как ему кажется, легко поскользнуться. Тут определенную роль сыграла тревога родителей за ребенка, которая ему передалась. Ребенка несколько раз искупали в более горячей воде, чем следовало. С тех пор мальчика трудно не только купать, но и ввести в ванную комнату. Все процедуры умывания и купания приходится проводить на кухне. У ребенка закрепилась боязнь не только ванной комнаты и горячей воды, но и человека, который допустил оплошность. Многие страхи детей основаны на их сверхчувствительности и на отрицательном опыте взаимодействия с родными или с кем-то из окружающих. Подобное может случиться и со здоровыми детьми, но у них эти состояния менее стойки и легче преодолеваются.

У многих детей с расстройством аутистического спектра вызывает страх шум воды, гул труб, шум стиральной машины, пылесоса, кофемолки, дрели. Родители должны установить причину страхов ребенка и по возможности устранить пугающие предметы, препятствующие обучению детей тем или иным гигиеническим навыкам. Кроме того, родители должны сделать так, чтобы ребенка заинтересовали водные процедуры. Например, можно поставить необычные, красивые предметы для умывания, “получить” посылку от Мойдодыра или от кого-либо из близких с необходимыми для туалета принадлежностями.

С ребенком надо ежедневно проговаривать все моменты его жизни. Говорить с ним теплым, ровным тоном, “воркуя”, голосом, интонациями регулируя поведение ребенка (говорить быстрее, когда нужно поторопить, медленнее, как бы распевая, при медленных, неловких действиях ребенка, когда важно не обострять ситуацию). Радуясь его пробуждению нужно произнести: “Проснулся, мой милый, выспался, ручки и ножки отдохнули, головка отдохнула, глазки открылись. Пойдем-ка скорее умываться…. Посмотри, что нам прислал Мойдодыр! Ой, какое красивое и пушистое полотенце, какое мягкое! Посмотри, что на нем нарисовано! Давай скорее умоемся. Сейчас красивым мылом намылим руки, сделаем белые перчатки из мыльной пены. Затем смоем пену водой – вот руки и чистые. Теперь умоем лицо, чтобы оно тоже было чистое”. Так “воркуя”, приговаривая, родители должны помочь ребенку преодолеть его негативизм, нежелание участвовать в повседневных бытовых процедурах, показать, что они интересны, приятны. Кроме того, все красивые, привлекательные умывальные принадлежности должны быть расположены так, чтобы ребенок мог их брать сам. Как бы не спешили родители, они не должны показывать этого, и тон во время всех процедур должен быть неизменно спокойным и ласковым. Пережитые во время умывания или купания неприятности остаются надолго в памяти аутичного ребенка, и это препятствует дальнейшему развитию навыков. При ласковом побуждении и поощрении, в благоприятных условиях ребенок охотнее будет выполнять необходимые действия, у него скорее проявится стремление к самостоятельности.

Привлечь ребенка к купанию поможет игра с водой. Можно вместе с ним пускать кораблики, выдувать мыльные пузыри, можно дать ему красивые фигурные мочалки, моющиеся книжки, подкрасить воду, используя различные экстракты, искупать сначала в этой красивой воде резиновую игрушку – зверюшку или куклу. Разговаривая с ребенком, не следует упоминать о боязни даже в такой, например, форме, как: “Мишка не боится купаться”, лучше возбудить ощущение смелости, силы, храбрости, приговаривая: “Вот какой смелый мишка, как хорошо плавает. Давай вместе с ним и ты поплаваешь”. Часто дети преодолевают страх воды, если они пытаются достать затонувший кораблик, лодку.

Дети с расстройством аутистического спектра далеко не каждому взрослому позволяют участвовать в гигиенических процедурах. Ребенок доверяет искупать себя только маме.

Родители должны помнить, что процесс воспитания навыков опрятности длителен. И у здорового ребенка он может быть разрушен при изменении привычной обстановки, под влиянием эмоциональных переживаний, болезни, простуды. Тем более закономерны такие срывы у детей с расстройством аутистического спектра.

Обучение навыкам самостоятельного раздевания и одевания – еще одна из важных задач, которые решают родители. Ребенок сначала учится снимать одежду, которую можно просто стянуть с себя вниз, освобождается от ботинок, шнурки которых уже развязаны, затем можно переходить к обучению более приемам раздевания с помощью более сложных движений. Так, взрослый помогает ребенку вытаскивать руки из рукавов, остальное ребенок снимает сам. Надо постараться, чтобы ребенок осознал момент достижения цели, почувствовал успех, тогда у него появится стремление к самостоятельности.

Дав ребенку чистый ботинок в руки, можно научить его шнуровать, застегивать, затем он сможет это преодолеть на себе. Легче научить застегивать сначала крупные пуговицы, а потом более мелкие. Когда ребенок освоит необходимые навыки одевания и раздевания, родители должны свести свое участие в этих процедурах до минимума, давая ребенку только речевую инструкцию, побуждая и поощряя его.

Большие трудности испытывают родители в привитии детям навыков приема пищи. Многие из них даже в 6-7 лет не умеют есть самостоятельно, не используют столовые приборы, едят руками, плохо пережевывают пищу или не умеют жевать вообще и т. д. Прежде всего нужно соблюдать режим питания, давать ребенку пищу в одни и те же часы, за одним и тем же столом, использовать любимую ребенком посуду. Прием пищи должен быть приятным занятием.

Обычно ребенка трудно бывает приучить к новому блюду, делать это надо без принуждения. Можно поставить новое блюдо подальше от ребенка и самому с аппетитом есть, не предлагая ребенку. Склонность детей к необычному, новому сыграет свою роль.

Следующим моментом режима дня является помощь на дому. В семье возникает много поводов приобщить ребенка к труду: мама чистит овощи – ребенок моет их, бабушка убирает квартиру – ребенок несет веник, совок, протирает влажной тряпкой пыль, поливает цветы, убирает игрушки. Так постепенно, в естественной ситуации ребенок привыкает выполнять некоторые обязанности, осознает себя помощником в семье.

Задачи, которые стоят перед родителями, трудны, но видеть продвижение ребенка – это большая радость. Даже во время полосы неудач может неожиданно появиться что-то новое – и родители должны чувствовать, что их усилия не пропали даром.

Формирование культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания, представляет собой начальный этап по трудовому воспитанию ребенка. Процесс обучения культурно – гигиеническим навыкам у детей должен осуществляться с учетом личностно – ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Личная гигиена – совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности, включает в себя: уход за кожей, за полостью рта, в частности за зубами, сохранение зрения, слуха, уход за волосами. Обучающиеся, поступившие в 1 класс, слабо владеют навыками самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют умываться, чистить зубы, следить за состоянием чистоты своего тела. У детей не развиты представления о негативном влиянии на здоровье человека длительного просмотра телевизионных передач, прослушивания громкой музыки. У воспитанников с ограниченными возможностями здоровья не сформированы умения видеть недостатки в своей одежде и своевременно обращаться за помощью к воспитателю. В результате вышеизложенных проблем перед коллективом школы возникла необходимость в создании программы направленной на формирование представлений о навыках по самообслуживанию и личной гигиене. Актуальность данной программы обусловлена необходимостью воспитания у детей с расстройством аутистического спектра практических навыков личной гигиены и ответственного отношения к своему здоровью. Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей является строгое соблюдение распорядка дня. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Ребенок с расстройством аутистического спектра, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создает мотивационную основу для коррекции (как в психическом, так и личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка с расстройством аутистического спектра к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Воспитание гигиенических навыков у детей с аутистическим спектром играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выгодский Л.С., Забрамская С.Д., Маллер А.Р. Для того чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу. Воспитание культурно–гигиенических включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.Для того чтобы ребенок избежал многих болезней, чтобы организм ребенка развивался нормально, чтобы ребенок пребывал в бодром настроении и в течение дня сохранял высокую работоспособность, он должен следовать весьма немногим простым, однако очень важным правилам личной гигиены.

Читайте также: