Какие виды дифференциации учащихся существуют изложите и раскройте их кратко

Обновлено: 07.07.2024

Традиционные виды дифференциации - это дифференциация по общим и специальным способностям, по интересам, проектируемой профессии. Выделяются два типа дифференциации обучения: дифференциация внешняя и внутренняя (внутри классная).

Внутренняя дифференциация учитывает индивидуально-типологические особенности детей в процессе обучения их в стабильной группе (классе), созданной по случайным признакам. Разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной учебной задачи.

Внешняя дифференциация - это разделение учащихся по определенным признакам (способностям, интересам и т.д.) на стабильные группы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются.

Виды дифференциации определяются, исходя из тех признаков (оснований), который лежат в основе разделения учащихся на группы.

В дифференциации по типу внутриклассной выделяются следующие виды:

1. Дифференциация по способностям (формы: задания различного уровня сложности, дозирование помощи учителя);

2. Уровневая дифференциация;

3. Дифференциация по интересам, проектируемой профессии.

Внутренняя дифференциация по индивидуально-физиологическим особенностям учеников существует обычно в форме индивидуального подхода к ним, когда учитываются их психофизиологические особенности (преобладающий тип памяти, особенности мыслительных операций, темперамент и т.д.)

Отметим, что внешняя дифференциация не отрицает, а наоборот, предполагает одновременное существование и внутренней в организации учебного процесса, так как создаваемые при внешней дифференциации классы являются более или менее гомогенными по одному признаку, но гетерогенными по другим, что оставляет необходимый простор для внутренней дифференциации.

Дифференциация обучения предполагает обязательный учет индивидуально-типологических особенностей учащихся, форму их группирования и различное построение учебного процесса в выделенных группах. Такое понимание дифференциации обучения не предполагает негативных последствий, так как обязательным является учет индивидуально-типологических особенностей личности, что приспосабливает учебный процесс к ученику. Однако наряду с содержанием дифференциация обучения имеет и форму, в которой реализуется на практике. Это могут быть классы углубленного изучения предметов, профильные, компенсирующего обучения, факультативные занятия, включенные в учебный процесс задания различного уровня сложности и т.д

Стремительный рост объема информации в современном мире, постоянное расширение сферы человеческой деятельности делают невозможным усвоение ее в полном объеме каждым человеком. Это приводит к необходимости его специализации в определенной сфере, и поэтому специализации его подготовки теперь уже и на уровне общего образования. Профильная дифференциация содержания образования обращена на реализацию этой задачи.

С профильной дифференциацией содержания образования связывают возможности максимального раскрытия индивидуальности, творческих способностей и склонностей личности учащегося, более эффективной и целенаправленной подготовки их к продолжению образования в избранной области, предполагаемой профессиональной деятельности.

Профильная дифференциация предусматривает осознанный, добровольный выбор учащимися направления специализации содержания обучения, познавательных потребностей, способностей, а также достигнутого уровня на основе знаний и умений и профессиональных намерений. Она тесно связана с осуществлением индивидуального подхода по отношению к отдельным группам учащихся.

Поэтому решение проблемы дифференциации содержания обучения играет большую роль в реализации личностно-ориентированной модели обучения.

Личностно-ориентированная модель обучения, разрабатываемая в настоящее время в целом ряде психолого-педагогических, дидактических и методических исследованиях направлена на развитие умственных способностей школьников на основе максимального учета и использования индивидуальных особенностей их познавательной деятельности и мышления. Для этого можно использовать:

· выбор содержания обучения соответствующего уровня, но не ниже обязательного, заданного государственным стандартом;

· обоснованное сочетание дифференциации и интеграции, разработку структуры учебной деятельности учащихся, максимально развивающей их способности, мотивацию, устремления; присвоение школьникам опыта деятельности различного типа - коммуникативной, когнитивной, трудовой, эстетической и др., учитывая, что в этом случае происходит воздействие на все сферы личности: когнитивную, волевую, социально-психологическую, деятельностно-практическую;

· создание благоприятных условий в социальном окружении. Таким образом, развитие личности осуществляется при реализации активности ученика, его самостоятельности, инициативности.

Профильная дифференциация в организационном аспекте предполагает объединение учащихся в относительно стабильные группы, где учебный процесс идет по образовательным программам, различающимся содержанием, требованиями к уровню школьников.

Психолого-педагогические исследования и имеющийся опыт реализации профильной дифференциации содержания образования показывают, что наиболее оптимальный возраст для профильного обучения, исходя из возрастных особенностей учащихся, 15 лет (10-й класс), т.е. возраст, когда начинают формироваться устойчивые познавательные интересы, профессиональные устремления и т.д.

Профильная дифференциация содержания образования по предметным областям в настоящее время уже получила достаточно широкое распространение в практике школы разных регионов страны.

Вместе с тем предлагаются и другие подходы к профильной дифференциации содержания образования, в частности, проектируемая профессия. В этом случае осуществляется объединение обучаемых по интересу, склонности к тому или иному виду деятельности.

Проведенный анализ психолого-педагогических и дидактических основ, а также практики профильной дифференциации содержания образования в школе показывает, что:

· профильная дифференциация содержания образования является одним из эффективных средств повышения качества образования, развития способностей, склонностей, интересов школьников; активности их познавательной деятельности;

· профильное, углубленное изучение ряда дисциплин в старших классах, носящих предпрофессиональный характер, позволяет обеспечить достаточную подготовку выпускников школы к успешному продолжению образования, а сама такая подготовка рассматривается в настоящее время как одна из основных задач старшей ступени школы;

· профильная дифференциация содержания обучения является для старшеклассников средством самореализации, возможностью реально оценить свои познавательные способности, профессиональные намерения, наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения;

· основаниями для профильной дифференциации содержания образования являются основные предметные области знания и профессиональные намерения учащихся.

Другая форма дифференциации, которая неразрывно связана с интересами, склонностями, индивидуальностью, его ценностей и жизнедеятельности самого ученика является дифференциация по проектированию профессии.

Согласно теории дифференцированного обучения, дифференцированная организация учебной деятельности учащихся создает благоприятные условия для взаимодействия и взаимообогащения ее различных, порой противоположных направлений на качественно новый уровень поднимает процесс интеграции содержания образовательного процесса, в рамках которой возможна сама дифференциация.

При анализе форм дифференцированного обучения явно выделяются как положительные, так и отрицательные проявления дифференциации.

Наиболее широко в практике распространена внутриклассная дифференциация обучения, при которой внутри разнородного класса создаются группы учащихся по каким-либо признакам, чаще - по обучаемости, т.е. по лёгкости и быстроте усвоения учебного материала. Внутриклассная дифференциация выражается в заданиях различного уровня сложности, дозировании помощи учителя ученикам. Это мягкая, гибкая форма дифференцированного обучения, комфортная для учащихся, дающая им возможность переходить из группы в группу. Группы выделяются неявно, внимание учащихся на них не акцентируется. Однако в условиях внутри классной дифференциации различное построение учебного процесса возможно в основном на этапе закрепления и обобщения знаний. Объяснение же нового учебного материала происходит одинаково для всех, учитель при этом ориентируется на “среднего” ученика, что тормозит развитие “сильных” и создаёт дополнительные трудности для “слабых”.

Разновидность внутри классной дифференциации - дифференциация уровневая, при которой ученик получает право и возможность выбирать уровень усвоения учебного материала (но не ниже минимального). Уровни усвоения предъявляются ученикам в форме перечня знаний, умений и навыков, которые они должны приобрести, образцов задач, которые должны научиться решать. Но и при этой форме дифференциации объяснения для всех учеников даются опять же на одном, чаще среднем или повышенном уровне. Для совершенствования данной формы дифференцированного обучения предлагалось повторять объяснение нового материала три раза (сначала на уровне минимальных требований, затем - обогатив материал, и, наконец, на уровне его углублённого изучения). Заметим, что уровневая дифференциация применима только в старших классах, в которых ученики сознательно подходят к выбору уровня усвоения. Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.

Деление детей по уровню

дифференцированный обучение физический практикум

Элективная дифференциация - предоставление учащимся возможности выбрать предметы в дополнение к базовым. Эта форма, дифференцированного обучения позволяет ученикам определиться в своих склонностях и способностях, чтобы в дальнейшем осознанно выбрать профиль обучения. Элективные курсы, с одной стороны, должны быть небольшими по времени (полгода или год), чтобы ученик мог выбрать другой курс, если понял, что ошибся, а с другой стороны - преемственными.

Еще одна форма дифференциации - специальные дифференцированные задания. К таким заданиям можно отнести многовариантные самостоятельные работы, а также задания с использованием специальных карточек.

Итак, каждая из рассмотренных форм дифференциации обучения имеет свои проблемы, снижающие эффективность образовательного процесса. Значит ли это, что школе необходимо отказаться от дифференциации процесса обучения? Нет, надо пытаться сгладить негативные проявления дифференциации и быть готовыми к тому, что полностью устранить их не удастся. Необходимо признать, что в условиях традиционной классно-урочной системы наиболее комфортно чувствуют себя “средние” ученики, а в условиях дифференцированного обучения -- “сильные” и “слабые”, а также ученики, имеющие ярко выраженные интересы. Дифференциация обучения ведёт к тому, что “средних” учеников, ничем не проявляющих себя в школе, остаётся всё меньше.

В условиях дифференциации школа к каждому ученику относится как к уникальной, неповторимой личности. Оставаясь в рамках классно-урочной системы и используя при этом дифференциацию обучения, мы сможем приблизиться к личностной ориентации образовательного процесса.

II. Дифференцированный подход при проведении работ физического практикума

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 56833
Количество таблиц: 3
Количество изображений: 0

Слово дифференциация было заимствовано из иностранного словаря и означает расслоение, разделение единого на составляющие части, ступени или формы. Полное определение подразумевает разделение методов в процессе обучения. Дифференциация говорит об использовании деления обучаемых на группы. Дифференциация характеризуется интеграцией, выражаемой в процессе объединения учащихся.

Группирование детей может производиться явным образом, то есть с четким разделением, или неявным – наличие возможности свободного перемещения участников.

Дифференциация

Деление на группы рассматривается в качестве одного из самых важных признаков дифференциации. На практике было доказано, что он может быть не единственным. Различие в построении процесса в группах – другой важный момент. Во время дифференциации обучение должно подвергаться изменениям, что является обязательным условием. Это было подтверждено еще в практике из педагогики, когда создавались классы с разными уровнями подготовки, где отсутствовали изменения в течение образовательного процесса. Положительного результата не было, так как у детей отсутствовала мотивация к обучению, являющаяся основным пунктом для освоения знаний.

Для четкого определения дифференциации, что это такое, необходимо учитывать признаки, по которым будут разделены дети по группам. Это особенности каждого учащегося, помогающие в правильном разделении учащихся в условиях дифференциации.

Дифференциация обучения – это учет индивидуальных и типологических особенностей личности в форме группирования детей и различного построения процесса обучения в образовавшихся группах.

Что такое дифференцированный подход?

Дифференцированный подход определяют в качестве подхода к обучению, где предполагается дифференциация в различных ее формах и видах. Такой подход подразумевает наличие неординарных требований к разным группам в овладении ими содержанием образования.

Классификация форм дифференцированного обучения

Что такое дифференцированное обучение?

Дифференцированное обучение – это технология обучения, которая ставит своей целью создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей обучающихся.

При наличии дифференцированного обучения возникает проблема с выбором ее формы для применения. Предварительно необходимо сориентироваться в уже имеющихся для дальнейшего обучения.

По индивидуальным и типологическим особенностям учащихся руководствуются следующим:

  • значимость типологических и индивидуальных особенностей для обучения;
  • выявление и учет особенностей в общеобразовательном заведении;
  • распределение среди детей.

Основываясь на этом, должны быть исключены:

  • особенности функционирования внутренних органов;
  • конституционные особенности личности;
  • состояние здоровья;
  • задатки способностей при отсутствии необходимой аппаратуры для их выявления;
  • особенности нервной системы;
  • половые различия и возраст;
  • темпераменты;
  • дефекты физического здоровья.

Благодаря использованию дифференциации, возможно выявление:

  • интересов;
  • психофизиологических особенностей;
  • профессиональных ориентаций;
  • религиозных принадлежностей;
  • способностей;
  • этнокультурных особенностей;
  • обученности.

Виды дифференциации

На уровне класса возможно охарактеризовать основные формы. Дифференциация по психологическим особенностям личности – это учет особенностей познавательных процессов учащихся, а именно: памяти, мышления, внимания, которые проявляются после выполнения специальных заданий на развитие усидчивости и концентрации, логической памяти и другие. Руководствуясь принципом адаптационно-развивающего характера дифференциации, предполагается не только следовать индивидуально-типологическим особенностям, а учитывать и развивать еще неразвитые до необходимого уровня.

Дифференциация по обученности рассчитывает задания такого плана, чтобы было возможно устранить образовавшиеся пробелы в знаниях. На школьном уровне дифференциация обученности – это формирование классов по успеваемости, причем данная классификация не считается эффективной, так как обученность принято считать гибкой.

Предложенный вид сопровождает другие педагогические технологии:

Последняя из них говорит о делении учеников на две группы: усвоившие и не усвоившие материал, применив для этого такую форму контроля, как сдача итогового норматива. Поэтому дальнейшая форма работы с обеими группами будет отличаться. Усвоившие материал получат дополнительный для углубления и расширения уже имеющихся знаний, а не усвоившие – задания по корректировке изученного.

Дифференциация по специальным особенностям подразумевает видовые разделения. То есть по музыкальным, коммуникативным способностям, познавательным и так далее. Например, для изображения рисунка на уроке или исполнения музыкального произведения должна быть проведена специальная установка для создания определенного эмоционального настроя, так как для детей это очень важно.

В дифференциации по познавательным особенностям классифицируют на:

Данный вид дифференциации рассматривает и уровневую дифференциацию.

Особую популярность обрела дифференциация по склонностям и интересам учащихся. Она проявляется в выполненных творческих заданиях или заданиях любого другого формата, соответствующих интересам и тематике. Этот вид позволяет ученикам проявить себя в определенной области знаний по своим способностям.

Применение в обучении видов и форм позволяет разнообразить его процесс. Чем больше их применяет учитель, тем выше интерес к обучению у учащихся. Только правильный подход к процессу обучения обеспечит качественный результат.

Виды дифференциации обучения

Дифференциация обучения - это организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности общие и специальные, уровень развития, интересы, психофизиологические свойства нервной системы и т.д.), характеризуется созданием групп учащихся, в которых содержание образования, методы обучения, организационные формы различаются.

Выделяются два типа дифференциации обучения: дифференциация внешняя и внутренняя (внутриклассная).

Внутренняя дифференциация учитывает индивидуально-типологические особенности детей в процессе обучения их в стабильной группе (классе), созданной по случайным признакам. Разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной учебной задачи.

Внешняя дифференциация - это разделение учащихся по определенным признакам (способностям, интересам и т.д.) на стабильные группы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются.

Виды дифференциации определяются, исходя из тех признаков (оснований), который лежат в основе разделения учащихся на группы. Традиционные виды дифференциации - это дифференциация по общим и специальным способностям, по интересам, проектируемой профессии.

В дифференциации по типу внутриклассной выделяются следующие виды: дифференциация по способностям (формы: задания различного уровня сложности, дозирование помощи учителя), уровневая дифференциация; дифференциация по интересам, проектируемой профессии. Внутренняя дифференциация по индивидуально-физиологическим особенностям учеников существует обычно в форме индивидуального подхода к ним, когда учитываются их психофизиологические особенности (преобладающий тип памяти, особенности мыслительных операций, темперамент и т.д.)

Отметим, что внешняя дифференциация не отрицает, а наоборот, предполагает одновременное существование и внутренней в организации учебного процесса, так как создаваемые при внешней дифференциации классы являются более или менее гомогенными по одному признаку, но гетерогенными по другим, что оставляет необходимый простор для внутренней дифференциации.

Дифференциация обучения предполагает обязательный учет индивидуально-типологических особенностей учащихся, форму их группирования и различное построение учебного процесса в выделенных группах. Такое понимание дифференциации обучения не предполагает негативных последствий, так как обязательным является учет индивидуально-типологических особенностей личности, что приспосабливает учебный процесс к ученику. Однако наряду с содержанием дифференциация обучения имеет и форму, в которой реализуется на практике. Это могут быть классы углубленного изучения предметов, профильные, компенсирующего обучения, факультативные занятия, включенные в учебный процесс задания различного уровня сложности и т.д. При анализе форм дифференцированного обучения явно выделяются как положительные, так и отрицательные проявления дифференциации.

Среди проблем, над которыми работают педагогические коллективы школ, ведущее место занимают дифференциация индивидуализация и гуманизация обучения. Важность и социальная обусловленность проблематики определяются резко возросшей ролью школы как института удовлетворения образовательных потребностей личности, а не только запросов общества и государства.

ВложениеРазмер
vidy_differentsiatsii_i_puti.doc 39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Среди проблем, над которыми работают педагогические коллективы школ, ведущее место занимают дифференциация индивидуализация и гуманизация обучения. Важность и социальная обусловленность проблематики определяются резко возросшей ролью школы как института удовлетворения образовательных потребностей личности, а не только запросов общества и государства.

При этом дифференциация чаще всего ограничивается уровнем содержания обучения, связывается с ориентацией на потребности практикуемой профессии, познавательными возможностями и способностями учащихся. Ведь дифференциация – это учёт индивидуальных особенностей учащихся в такой форме, когда учащиеся группируются на основании каких- либо особенностей для отдельного обучения. Дифференцированное обучение должно прежде всего обеспечивать раскрытие индивидуальных возможностей ученика и планировать реальные пути их раскрытия.

Проблема способностей сложна, ведь даже не очень хорошо успевающие в школе учащиеся позже успешно решают жизненные, социальные и профессиональные задачи. В любом классе обучаются дети с различными качествами. Но типичный учебный процесс ориентирован на ту группу учащихся, учить которых легко. Их называют способными, их стиль познавательной деятельности считают образцом, под который стараются подогнать других школьников. Те, в свою очередь, теряют интерес к учению, ибо испытывают насилие над собой. Тем самым теряется и познавательный интерес, основанный на успешной деятельности. Нет мотива, нет и деятельности. Нет деятельности, нет и результатов усвоения.

Гуманным считается такое обучение, при котором создаётся не облегчённый вариант учебного процесса за счёт редукции содержания или усвоения его только через игру, но и такое, в котором ученик усваивает одно и то же содержание на одном и том же уровне сложности, но в условиях комфортной для него ситуации. С каждым учащимся или однородной группой ребят следует работать с помощью удобного для них инструментария, который развивает присущие им качества.

Дифференциация обучения – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учёта особенностей их контингента.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организованных решений, средств и методов обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.

По характерным индивидуально- психологическим особенностям детей, различают дифференциацию:

- по возрастному составу (школьные классы, параллели);

- по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды);

- по области интересов (гуманитарные).

Положительные аспекты дифференциации:

- появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимся к общественным нормам;

- реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

- сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;

- повышается уровень мотивации учения в сильных группах,

- в группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учиться.

- деление детей по уровню развития негуманно;

- высвечивается социально- экономическое неравенство;

- слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;

- перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства;

- несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети;

- в элитных группах появляется иллюзия исключительности, эгоистический комплекс, в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости;

- понижается уровень мотивации учения в слабых группах;

- перекомплектование разрушает классные коллективы.

По организационному уровню выделяют дифференциацию:

- региональную – по пути школ;

- внутришкольную (уровни, профили, отделения);

- в параллели (группы и классы различных уровней);

- межклассную (факультативные, разновозрастные группы);

- внутриклассную или внутрипредметную.

Дифференцированные программы предусматривают два важнейших аспекта:

- обеспечение определенной степени самостоятельности детей в учении;

- обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками.

- по уровню умственного развития;

- по личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту, и др.)

- по уровню здоровья (физкультурные группы, больничные классы и др.).

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения как применение разнообразных методических средств является включенной, проникающей технологией.

Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.

- исключаются неоправданные уравниловка и усреднение детей;

- у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;

- отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.

Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех минимум, позволяющий развивать индивидуальность каждой личности.

Сочетания общеклассной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся. Для этого используется работа по группам, работа в режиме диалога, семинарско-зачетная система, модульное обучение, внеурочные дополнительные занятия, индивидуальное консультирование и помощь на уроке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Проектно-исследовательская деятельность учащихся как способ решения задачи гуманизации учебного процесса в школе.

Метод проектов в изучении иностранного языкаИстория и современностьАнализ использования проектной методики в зарубежной и отечественной системе образованияПроектная методика обучения иностранным языка.


Доклад "Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке английского языка."

Одна из главных задач при обучении иностранному языку- научить пользоваться языком, как средством общения. В новых стандартах по иностранному языку говорится, что основное назначение обучения иностран.

Доклад "Наглядность на уроках немецкого языка с целью оптимизации учебного процесса"

Доклад "Наглядность на уроках немецкого языка с целью оптимизации учебного процесса".


Презентация к лекции по теме "Закономерности усвоения родного языка, вытекающие из них принципы и их реализация в учебном процессе"

Цель разработки: сформировать у будующих педагов профессиональный подход к отбору методов, приёмов и средств обучения и их реализации в обучении родному (русскому) языку и речи.


Принципы дифференциации и индивидуализации, их реализация на учебных занятиях

Как используются мною на уроках принципы дифференциации и индивидуализации (из выступления на районном МО).

Выделяют два вида дифференциации обучения: дифференциацию внешнюю и внутреннюю.

Внешняя дифференциация подразумевает относительно стабильные группы, на основе определённых особенностей развития интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов, проектируемой профессии, в которых различаются содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования.

Группы создаются с учётом:

Внешняя дифференциация может осуществляться либо в рамках селективной системы, либо в рамках элективной системы.

Свободный выбор предметов вариативной части учебного плана

Профильные классы, школы.

Курсы по выбору

Специализированные классы, школы.

Специально- профессиональные образовательные учреждения

Внеклассные формы деятельности

Профильное обучение – для подготовки к избирательному продолжению образования;

Специализированное обучение- специально-профессиональная подготовка к творческой деятельности на базе повышенного образования;

Специально-профессиональное обучение – подготовка специалистов среднего звена для общественного производства с присвоением профессии, квалификации.

Внутренняя дифференциация представляет собой различное обучение детей в группе ( в классе) учащихся ,подобранной по случайным признакам. Эта форма основана на возможно более полном учёте индивидуальных и групповых особенностей учащихся. Она предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя. При этом возможно разделение учащихся на группы внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами. Эти группы, как правило, мобильны, подвижны.

Особенность внутренней дифференциации на современном этапе – её направленность не только на детей, испытывающих трудности в обучении, но и на одарённых детей.

Внутренняя дифференциация может осуществляться как в традиционной форме учёта индивидуальных особенностей учащихся, так и в системе уровневой дифференциации на основе планирования результатов обучения.

Таким образом, можно выделить характерные особенности каждой из названных форм дифференциации.

Уровневые классы: повышенного уровня, возрастной нормы, педагогической поддержки

Уровневые группы внутри класса

Формируются на основе психолого – педагогической диагностики

Формируются с учётом самостоятельного выбора учащихся

Возможен переход учащегося из класса одного уровня в другой через медико- психологический консилиум.

Переход из одной группы в другую (более высокого уровня) возможен, если выполнена программа предыдущего уровня.

2. Уровневая дифференциация

Разновидностью внутриклассной дифференциации является уровневая дифференциация, при которой ученики, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать её на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований

Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней отмечаются некоторые отрицательные аспекты (деление детей по уровню развития негуманно, в слабых группах снижается уровень самооценки, понижается уровень мотивации ученья) ; Но тем не менее на лицо положительные аспекты:

- исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей;

- у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;

- отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания;

- реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

- сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

Всё это ведёт к повышению результативности.

2.1. Виды уровневой дифференциации

Рассмотрим несколько видов уровневой дифференциации.

1. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов, разработанная В.В. Фирсовым.

- Совокупность планируемых обязательных результатов обучения должна быть реально выполнима

- обязательность базового уровня означает, что вся система планируемых обязательных результатов обучения должна быть заранее известна и понятна школьнику.

-Базовый уровень должен быть задан по возможности однозначно, в форме, не допускающей разночтений, двусмысленностей.

-Признание права ученика на выбор уровня обучения.

Данная технология предусматривает:

-наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого должен достичь каждый;

-система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют)

-наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки.

Основное условие уровневой дифференциации по Фирсову-систематическая повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов путём организации пересдачи зачётов.

- полнота проверки обязательного уровня подготовки;

-открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;

-оценка методом сложения (общий зачёт=сумма частных зачётов);

-повышенные оценки за достижение сверх базового уровня;

2. По- своему подошёл к проблеме дифференцированного обучения Н.П.Гузик.

обучения по уровню и развивающий цикл уроков по теме.

Уроки по каждой учебной теме составляют 5 типов, следующие друг за другом.

Уроки общего разбора темы (лекции)

Комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся.

Уроки обобщения и систематизации знаний ( тематические зачёты);.

Уроки межпредметного обобщения материала;

Учитель организует уровневую работу этих учащихся на уроке, на всех этапах: при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН

Они рассматривают два важнейших аспекта:

а) Обеспечение определённого уровня овладения знаниями, умениями и навыками ( от репродуктивного до творческого);

б) Обеспечение определённой самостоятельности детей в учении (от постоянной помощи со стороны учителя – работа по образцу, инструктаж до полной самостоятельности)

При повторении материала применяеся методика свободного выбора разноуровневых заданий;

Выбор программы изучения предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учёт достижений каждого учащегося) Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта.

3.Педагогическая технология В.М.Монахова.

В технологии В.М.Монахова определены три главных объекта проектирования учебного процесса:

- Технологическая карта (ТК);

- Информационная карта развития учащихся (ИКРУ);

- Информационная карта урока (ИКУ)

Остановимся подробнее на компонентах технологической карты.

С точки зрения В.М. Монахова, в педагогической технологии гарантируется конечный результат обучения : он задаётся в виде самостоятельной работы (СР)

Первое правило: СР состоит из двух типов заданий : задания на уровне образовательного стандарта, задания на повышенном уровне;

Второе правило: СР имеет четыре задания : два – на уровне стандарта, два – на повышенном уровне;

Третье правило: Общий вид самостоятельной работы представлен таким образом :

- два задания на уровне требований образовательного стандарта;

Четвёртое правило: Два первых задания должны быть одинаковы по трудности, просты и абсолютно понятны учащимся;

Пятое правило: Каждый ученик обязан достигнуть уровня стандарта, а далее он имеет право или оставаться на этом уровне, или двигаться дальше;

Система оценок успехов учащихся.

- Ошибки в заданиях №1 и №2 – ученик попадает в группу коррекции;

3.Дозирование домашнего задания (внеаудиторная самостоятельная деятельность учащихся). Цель данного блока -гарантированно подготовить ученика через самостоятельное выполнение определённого объёма системы упражнений к диагностике, преодоление перегрузки учащихся.

4.Логическая структура учебного процесса – цепочка уроков, которые

разбиваются на группы по числу микроцелей., соответствующих главным вопросам темы. Заканчивается каждый отрезок выполнением самостоятельной работы.

В этом блоке выделяются три рубрики:

Первая – возможные затруднения при освоении учебного материала;

Вторая – наиболее типичные ошибки, которые поджидают учащегося в данной теме.

Третье – система мер, выводящая ученика на уровень образовательного стандарта.

Информационная карта урока даёт конкретную информацию о каком – либо уроке. Она имеет следующую структуру :

Информационная карта развития учащегося подразумевает задачи развития, содержание учебно- познавательного процесса, методический инструментарий учителя, ориентиры развития.

Главное достоинство педагогической системы В.М.Монахова заключается в том, что она гарантирует достижение конечного результата обучения, рассматривает школьника как равноправного участника учебного процесса, учитывает его возрастные и индивидуальные особенности.

Во всех случаях смысл уровневой дифференциации сводится к тому, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика, предъявить соответствующие уровню его развития требования, методы и формы обучения.

Похожие документы:

Психолого-педагогические условия подготовки юных спортсменов 9–12 лет Галина Анатольевна Кузьменко

. Достаточное количество научно-методической литературы по видам спорта посвящено . дифференциации основан на следующих педагогических действиях: • распределении детей в подгруппы в основной части тренировки: – по уровню обучаемости; – по уровню .

Учебно-методический комплекс дисциплины: Те ория и методик

. обучаемому, обеспечивающий реализацию задач обучения в максимальном объеме. Комплекс требований к уровню подготовки учащихся . 3. Спланировать учебный материал, подобрать литературу по теме (учебник, энциклопедическое издание, научно- популярное издание .

Тема "Формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья учащихся"

. стоит задача дифференциации учащихся по уровню . педагогического теста в методической лите­ратуре столь же широк, как и в научной литературе. Одни авторы учебных и методических пособий по . ОБУЧАЕМОГО Обращение к классическому психолого-педагогическому .

Методическая разработка Алексеева Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы

. и профессора Е.И.Никитиной. Дифференциация учащихся по уровню обучаемости и работа с ними над . задачи: изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме; изучить индивидуальные особенности обучающихся; на основе методической литературы .

Читайте также: