Кто такие сказители кратко

Обновлено: 02.07.2024

сказ и тель, сказителя, муж. (обл., этногр.). Рассказчик, певец (былин, народных сказок).

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

исполнитель и творец эпических песен. Иногда сказителями называют и сказочников.

Рб: автор и художественное творчество

Жанр: баллада, былина, сказ 1 , сказка

Перс: М.Д. Кривополенова, М.С. Крюкова, Т.Г. Рябинин, В.П. Щеголенок, и др.

* "Среди сказителей надо различать. певцов двух типов: исполнителей фольклора и творцов самостоятельных произведений" (В.П. Аникин). *

Словарь музыкальных терминов

исполнитель (часто и автор) былин, сказов, эпических и исторических песен, творчески развивающий исполняемые произведе­ния в самом процессе исполнения. Выдающиеся сказители — Иван и Тимо­фей Рябинины, А. Крюкова, И. Федосова, А. Оленичева.

Словарь Ожегова

СКАЗИТЕЛЬ, я, м. Рассказчик народных сказок, исполнитель былин. Народные сказители.

| ж. сказительница, ы.

| прил. сказительский, ая, ое.

Словарь Ефремовой

м.
Создатель, а также рассказчик или певец былин, сказок и других произведений
устного народного творчества.

На Руси сказителями назывались бродячие сказочники, носители и исполнители духовных стихов, былин или сказаний. Несмотря на то, что практически каждый крестьянин знал большое количество сказок, в народной среде выделялись талантливые исполнители, которые выступали на праздничных ярмарках и народных гуляниях. Многих сказителей приглашали на работу в артели, где им платили такую же плату за работу, как и рабочим. Искусство сказителя заключалось в том, что они умели искусно сочетать знакомые многим сюжеты сказок или былин с импровизацией.

Сказитель – это человек, который рассказывает сказки, былины и исполняет другие произведения, относящиеся к разряду устного народного творчества. Сказитель не учит тесты наизусть, при этом он держит в памяти характеристики всех персонажей, сюжеты былин или сказок, описания картин и т.д. Рассказывая сказку, рассказчик как бы заново воссоздает текст, благодаря чему каждый его текст является уникальным и неповторимым. Братом сказителя по ремеслу в арабских странах был меддах – бродячий рассказчик сказок в кофейнях. В современном мире искусство сказителя угасло.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .

носители и исполнители народных эпических жанров: сказок, былин, исторических песен, духовных стихов. Фольклорное творчество носило коллективный характер, и каждый крестьянин мог исполнить значительное число сказок и песен. Но в народной среде выделялись исполнители, более искусные, чем остальные; именно они исполняли сказки и эпические песни при большом скоплении народа: на праздниках, ярмарках, в артелях, занимавшихся отхожими промыслами. Существовали профессиональные сказители, которых приглашали специально для исполнения сказок и песен, в т. ч. и во время отхожих работ, причём оплата труда сказителей осуществлялась наравне с другими участниками артелей. Искусство сказителя состояло в умении сочетать традиционные сюжеты и клише с импровизацией. Среди наиболее известных – М. Д. Кривополенова, И. А. Федосова, Т. Г. Рябинин, В. П. Щеголёнок.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Друзья, приветствую вас на моём канале! Эта статья откроет вам мир сказителей. Я отвечу на вопросы: Какими были сказители? Какие представления о мире у них были? Как они решали свои задачи? Как узнать, что перед тобой настоящий сказитель?

Здесь я совсем кратко напомню суть. Духовное сердце состоит из сакральных замков. Это ячеистая структура, напоминающая пчелиные соты. Искусство сказителя (кайчи) и заключается в том, чтобы озвучить эти внутренние замки, пробудить архетипы и образы в них запечатлённые. Сделать это касанием музыки, пением.

Иногда достаточно лёгкого касания или сияющего взгляда сказителя для пробуждения внутреннего потенциала слушателей. А кому – то нужна глубокая встряска. Всё зависит от глубины сна. Здесь речь о сне духа, сне души.

Зададимся теперь вопросом откуда берутся сказители?
Они приходят из небесных миров. Их посылают нам добрые предки, когда мы засыпаем сном забвения. Истинное сказительство – великое искусство! И не просто искусство – дар белых божеств из пренебесного мира – из Гипербореи!

Существует множество добрых миров, миров запредельной доброты. Именно оттуда и приходят на землю сказители. Можно сказать они дар этих добрых цивилизаций землянам. Быть сказителем очень не просто. Сказитель должен быть синхронен вибрациям межгалактического универсума, сочетан и гармонизирован с этими мирами.

Для современного человека это возможно звучит дико и непонятно. Но без этого нет сказителя, Только при таком условии через его сердце будет идти поток благодати и милосердия добрых цивилизаций. И этот поток может быть выражен вибрациями музыкального инструмента, который возьмёт в руки сказитель. И тогда его музыка будет пробуждать, исцелять, наставлять, утешать.

Как определить, что перед вами истинный сказитель? Какие признаки этого вы можете увидеть или почувствовать? Во-первых у вас будет ощущение иного мира, иных измерений бытия. Во-вторых его музыка и пение глубоко затронут ваше сердце.

В-третьих с вами могут произойти изменения – вы можете исцелиться, получить глубокое утешение или ответ на свой сокровенный вопрос, не заданный вслух. Вы можете пережить глубокую радость, блаженство а может быть и экстаз.

В-четвёртых: Музыка истинного сказителя должна невинна, проста, полна любви, света. Она проникнута вибрацией неземной радости. Сказитель вестник иного мира. Мистический, сакральный спектр переживаний сказителя передаётся слушателям.

Настоящий сказитель тот, кто слышит вибрации архетипа и выражает их. Эпос например тем и ценен, что в его словах таинственно звучат вибрации архетипа, музыка небесных сфер, внутренняя поэтическая музыка звучит во время прочтения.

Задача сказителя передать слушателям некогда присущий человеку архетипический мир вечных блаженств. Сказитель должен быть провидцем (волхвом, шаманом и т.д.), мыслителем, философом, чтобы передать их. Никакой техникой игры это не передашь.

Тайна истинного сказителя – он играет на небесах, а звучит на земле. Его музыка неземная. Она звучит, как перевод с небесного на земной. Его игра и пение – откровение этих миров. Его задача соединить вибрационный фон божественного мира с вибрационным фоном мира человеческого.

Истинный сказитель достигает извлечения звука откуда – то из сердечных струн. Кайчи (сказитель) основывает своё творчество (поэзию, песни, музыку и т.д.), на духовности. Здесь большая просьба – не путать духовность с религиями. Основа сказителя – духовность и только потом поэзия или музыка.

Кайчи говорит от избытка. Помните, есть такое выражение: от избытка сердца говорят уста. Ему есть, что сказать, поэтому он питает. Творит от избытка. Бесполезно брать в руки музыкальный инструмент, если нечего сказать. Получится карикатура на сказительство.

Музыка сказителя несёт весть. Кайчи ставит цель выразить некие переживания. Имея внутреннее наполнение – вкладывает это в своё исполнение. Настоящий сказитель проживает не простую жизнь, полную страданий, неадекватностей, лишений.

Если он сыто живёт – никого не затронет его сказительство. В жизненных испытаниях не только закаляется характер его, но и накапливается сила любви и доброты. В его духовном сердце вырабатывается божественная субстанция, обогащающая его духовные составы и могущая быть передана слушателям через музыкальные вибрации и слово.

Его сердечный сосуд, как некая чаша, наполняется. Пережитые страдания делают его музыку и слово подобными острым стрелам, которые пронзая сердца, добрым дают радость и блаженство и импульс преображения, а злым пробуждают совесть, уснувшую от злых дел.

Искусство сказителя исключительно высоко. Истинным сказителем может быть только человек с открытым сердцем и прободённой совестью, победивший зло в себе самом. Сказитель духовный белый старец – победитель зла. Тогда его пение, сказывание и музыка творят чудеса.

С другой стороны кайчи играет внутри слушателей. Его музыка не просто имеет исключительное катартическое действие, она из внутренних составов истребляет бацилы зла. Это своего рода источник, священный аржан, забивший во внутренних музыкальных замках.
Своей музыкой кайчи пробуждает глубинную духовную память, помогает вспомнить о цивилизации любви и доброты, где некогда обитала душа, о галактике любви. Словами эту память не пробудить, это может только музыка!

Истинный сказитель живёт как бы между мирами. Его песня, поэзия, музыка рождается из сердца. Сказитель входит в особое состояние. Он осеняется духом Золотого Деда, Великого Отца и потрясает слушателей.

Творчество сказителя – излияние из рога изобилия неописуемого восторга, связанного с откровением добрых Божеств, добрых духов, добрых предков, добрых цивилизаций. Вся жизнь кайчи – чудесная восторженная ода, песня, гимн, славословие, благопожелание. Если он живёт этими переживаниями, состояниями, они передаются слушателям и питают их!

Священная поэзия и священная музыка – небесное зерцало, где Божество безущербно выражается в человечестве.Тайна истинного сказителя в том, что он передаёт превосходящую доброту, музыкальными средствами, акустическими трелями. Так же поэтической музыкой или песней, словом.

Кайчи во время исполнения эпоса или песен или просто музыки, лепит человека – слушателя, подаёт ему образ из архетипа, свыше. Он пробуждает в человеке мнемоническую память о прародине, о нём самом, о протоцивилизации абсолютного добра.

Речь идёт о мастере, сказителе – старце, а других просто и не было. Прежде чем играть и петь, кайчи слышит музыку изнутри себя самого. Тогда во время исполнения он сам почувствует, как играть. Начнёт звучать естественная сладостная речь, и в ней неизбежны свои акценты.

Архетипическое начинает затрагиваться тогда, когда сказитель прорывается в некую иномирную сферу. Должно сердце запеть, открыться, распахнуться настежь. Нужно быть полным небесной любви, понимать, что нет ничего кроме неё. Тогда исполнение звучит для всех людей. Оно звучит надмирно.

Варган, топшуур, игиль или иной музыкальный инструмент – сакральный алтарь сказителя. Прикосновение к инструменту сакрально. Касаясь струны сказитель вкладывает в исполнение свои слёзы. Вкладывает то, что не может выразить словами. Вкладывает музыку внутренних замков духовного сердца, не подвергшихся порче земного порядка.

Такая музыка облагораживает, восхищает в горний мир. Такая музыка обоживает человека, обожая его. Представляете, какая высота творчества настоящего сказителя?! В наше время такого уже не найти. Есть некие отблески, некое подражание, но не более того.

Возможно мы ещё станем свидетелями прихода настоящих сказителей. Они не будут похожи внешне на сказаителей прошлого. И говорить они будут на понятном, современному человеку языке. Но в них будет проявляться то, о чём я сказал выше.

Не знаю как вам, но я бы очень хотел встретить такого вестника из иного мира – мира любви и доброты. Любви зашкаливающей, запредельной и такой же доброты. А может вы встречали уже таких? Тогда пишите об этом в комментарии, буду рад!

Статья получается ёмкая, объёмная. Оно и понятно, какая глыба, какой огромный пласт - сказительство. Кайчи передаёт своим исполнением ритм истинного бытия! Ритм межгалактического универсума. Ритм к которому оглохло современное человечество.

Тому много причин. Да и выдержит ли современный миропорядок присутствие такого сказителя? Тоже весьма сложный вопрос. Ответ думаю для вас очевиден.

Руки сказителя – инструменты внутренних замков. Исполнение сказителем – озвучивание сфер. Божества, предки, духи могут входить в сердце сказителя и тогда его голос звучит совершенно непередаваемо. Он может менять тон и тембральную окраску, оттенки. Могут появляться совершенно невообразимые вибрации, обертона.

Внутренние замки сердца вдруг озвучиваются акустически. Язык его музыки становится сакрален. Наполненность духом божества делает музыку сакральной. Исполнение совершается, когда кайчи ставит задачу явить доброту сходящую свыше, превосходящую, которую невозможно выразить словами, не вмещающуюся во внутренние замки.

Тогда вдруг открывается море источающейся доброты, любви, премудрости! Такое исполнение музыки врачует человека, делает добрее, чище, прекрасней, возвышенней. Когда кайчи берёт в руки инструмент музыка становится выше слова – слово претворяется в музыку.

И тогда музыкальные сферы, в которые восходит сказитель, претворяются в слово. В слове музыка, а в музыке – слово. Сказитель может выступать только если ему есть, что сказать людям. Творчество кайчи – творчество духа гиперборейского, как непрерывное преосенение ума, особого рода восхищение, предполагающее излияние божественных гармоний, звучание чудесных гимнов от перебирания струн топшуура или другого инструмента.

Музыка кайчи прободает слух, необходимый для слышания Божества, для видения ближнего. Есть внутренние замки и внутренние струны, которые действуют через пальцы, когда они касаются внешней струны инструмента, или клавиши. Внутренние струны колеблют внешние струны. Всё происходит свыше.

Темп диктуется свыше, и сказитель его слышит. Темп исполнения становится так же естествен, как ритм ходьбы. Только тогда происходит акустическое наполнение. Главное для кайчи – услышать музыку изнутри и выразить мысль, родившуюся в сердечных внутренних замках. После этого речь невольно обретает оттенки, штрихи, паузы, остановки и акценты.

Так в чём же тайна сказителя? Внутри нас есть архетипические сокровенные гармонии. Когда они затрагиваются, текут бесконечные слёзы умиления, и мы преображаемся, очищаемся, катартируем, обоживаемся, изменяемся всем своим существом.

Музыка способна произвести метанойю, буквально на глазах изменить всего человека. Она способна одухотворить его предельно, её возможности нескончаемы, если струн касается белый старец, светлая душа. Вот в этом и заключается тайна сказителя.

Чтобы еще стало более понятно скажу: цель выступления кайчи – раскрыть сердце, вызвать слёзы, задать архетипическую струну, вибрирующую в замках подсознательного, пробудить совесть. Тогда у слушателя возникает великая благодарность.

Музыка сказителя должна затрагивать глубочайшие смысложизненные категориалы, говорить человеку о чём – то большем его самого. Тогда только он потянется к сказителю, почувствует, что его выступление очищает, облагораживает, освящает.

Сказитель пришёл из вечности, путеводит слушателя по – жизни и поведёт в вечность тропами открытыми его сердцу – компасу. Индейцы Северной Америки называли это: идти по-красной тропе. Шаманы Сибири называют это белой дорогой.

Сказитель не столько поёт и играет, сколько раскрывает таинственные шифры бытия. Транслирует универсальные категориалы бытия, глубочайшим образом затрагивающие человеческую душу, вызывающие в ней отклик, который ничто больше не может вызвать!

Через сказителя слушатель получает ответы на вопросы, на которые не может ответить никакой философ, религовед, священник, художник и т.д. В нём откликаются самые глубинные архетипические начала. Разрешаются вопросы жизни и смерти, любви, страдания…

Настоящий сказитель затрагивает переживания и мысли, отсутствующие в современном миропорядке. Настоящий сказитель вещает из универсума. Сказитель играет не затем, чтобы просто перебирать струны, но хочет выразить неизъяснимую небесную любовь, которая подаст ему блаженство.

Сказитель желает объясниться в любви той, которую искал как свою жемчужину. Обретя её, он становится совершенно счастлив.
Для этого настоящий сказитель должен иметь прободённый слух, способный слышать музыку сфер. Слух должен быть тысячекратно более обострён, чем у обычного человека.

Прободённый, т.е. слышащий оттенки вибраций, которых не слышит человеческое ухо, чувствительный к небесным гармониям. Так же у сказителя прободено должно быть и сердце. Прободённое сердце непрестанно говорит, излучает любовь, источает свет.

Когда слух настроен на пребожественную сферу, а сердце достигает её, тогда рождается божественная гармония совершенной музыки. Сказитель ещё и ходок за тридевять земель – в 27 измерение, солнечную Галактику, в которой обитают наши предки. Выступление сказителя – сакральное действо.

Слушатель – также активный участник творчества. Он подключён к сказителю через звук и если сказитель ещё и автор – через композицию и в итоге к первоисточнику. Сказитель играет в сердцах. Это одно из самых сильных потрясений, которые он испытывает во время игры – чувство слушателя.

В момент исполнения сказитель сочетан с ним, играет в глубину и слышит всё; что в нём (слушателе) происходит. Сказитель играет текст и при этом слышит, что делается во внутренних замках слушателей. Сказитель входит и включает внутренние покои человека. Музыка сочетается с внутренними замками.

Перед выступлением сказителю заранее есть что сказать и внутри него всё должно звучать. Тогда произойдёт то о чём я писал выше. Цель сказительства будет достигнута. Сказитель знает тайну: божественные мелодии, божественный логос, божественная музыка предназначены для великого утешения.

Пока звучит светлая, нежнейшая музыка, увлечённая ею душа человека побеждает зло. Сказитель переводчик с небесного языка на земной и наоборот – с земного на небесный. Его слушают не только от земли, но и с небес – если сказитель способен восхищаться духом в иные измерения, миры.

Основная черта сказителя – доброта, превосходящая земную. Музыка истинного сказителя стирает зло и всё, что сопутствует ему, что терзает человека: помыслы, химеры, фатальные программы.

Импровизации сказителя, всё равно что голоса соловьёв или чудесных небесных птиц. Древние сказители (в славянском менталитете калики перехожие, ходящие за тридевять земель, в солнечную галактику 27 измерения) были исключительно одарёнными людьми и говорили по сути, на всех языках мира.

Сказитель осваивал человеческие языки одновременно с языком музыки, овладевая искусством игры на многих инструментах. Как им внимали слушатели! Сердца настраивались на лад добрых миров и созвездий, а ум восхищался в горние сферы неизреченных блаженств. В человеке просыпалось божество, и от радения к радению участники приобщались к вышним тайнам.

Сказители начинали по обыкновению не с музыки, а с росказней, сказаний да былин – древнего гиперборейского эпоса. Если собрать эпические произведения разных народов – проявится полнота гиперборейского эпоса.
Чтобы понять о чём они вещали, посмотрите эпические сказания, басни, притчи, легенды, гимны, мифы многих народов земли.

Вот таков образ сказителя, который меня глубоко потряс. От этого потрясения родилась статья. Этим я хочу поделиться с вами. А как вы себе предствляете сказителей? Как эта статья откликнулась в вас? Пишите пожалуйста в комментариях.

И не забудьте подписаться на мой канал, чтобы первыми читать и видеть мои публикации. Пишу и снимаю видео только о том, что меня самого глубоко трогает. Да, мои версии не совпадают с общепринятыми, но это то как раз и интересно.

Читайте также: