Значение принципа наглядности обучения как основы дидактики я а коменского кратко

Обновлено: 02.07.2024

Кто сформулировал золотое правило дидактики и представил его широкой публике? В чем заключается его суть? Для чего необходимо оно? Как следует использовать имеющиеся знания? Вот эти, а также ряд других вопросов и будут рассматриваться в рамках данной статьи.

Вводная информация

Начать следует с человека, который и сформулировал золотое правило дидактики. Это Ян Амос Коменский – чешский философ, мыслитель-гуманист, писатель и педагог. Его перу принадлежит больше двух сотен научных трудов. Среди них встречаются социально-политические и теологические сочинения, труды по лингвистике, географии, геометрии, картографии, физике, проповеди, назидательные трактаты, учебники по чешскому и латинскому языках, литературные произведения и многое другое.

Начало

Вам будет интересно: Строительный колледж Таганрога: направления, факультеты, форма обучения. Информация для студентов и абитуриентов

Как звучит золотое правило дидактики Я. А. Коменского?

Вам будет интересно: Основные источники финансирования бюджетного учреждения

сущность золотого правила дидактики

Про наглядность

кто сформулировал золотое правило дидактики

А как на практике?

какой принцип обучения подразумевает золотое правило дидактики

Более подробно о принципе наглядности в обучении

О чем здесь необходимо знать? Какой принцип обучения подразумевает золотое правило дидактики мы уже разобрали. Но почему именно он? Дело в том, что принцип наглядности является одним из наиболее популярных и интуитивно понятных. Он используется еще с древних времен. Мы также знаем, что в его основе находятся научные закономерности. А именно – органы чувств обладают различной реакцией на разные внешние раздражители. Для книг было характерным снабжение рисунками. Но это являлось эмпирическим применением наглядности, когда отсутствовало теоретическое обоснование. Коменский в своих изысканиях руководился сенсуалистической философией. Ним в основу был поставлен чувственный опыт. Ученый смог теоретически обосновать и подробно раскрыть принцип наглядности.

Применение и расширение наработок

принцип наглядности золотое правило дидактики

Итак, уже было рассмотрено, что означает золотое правило дидактики. Но думать, что оно просто было сформировано в семнадцатом веке и так и осталось в неизмененном виде – ошибочно. Наработки чешского ученого регулярно совершенствовались. Например, широкого распространения они приобрели не только в деле изучения языков, но и в математике. Это обусловлено тем, что требуется достичь очень высокой ступени абстракции. Большей, нежели при изучении других предметов. Благодаря запросу на развитие абстрактного мышления и приобрел в данном случае популярность этот подход. Следует отметить, что наибольшая заслуга Коменского заключается в том, что он смог гениально обосновать, обобщить, углубить и расширить уже существующий в то время определенный опыт наглядного обучения. Он широко применял наглядность на практике, самым известным примером чего являются его учебники с рисунками.

Влияние других ученых

золотое правило дидактики Я. А. Коменского

Коменский – не единственный человек, который уделял существенное внимание принципу наглядности и использовал золотое правило дидактики. Следует вспомнить еще и наработки Жан-Жака Руссо. Его дидактика базировалась на положении, что у ребенка необходимо развивать самостоятельность, сообразительность и умение наблюдать. Информация должна предоставляться восприятию человека с максимальной наглядностью. В качестве примера наводилась природа и жизненные факты, с которым ребенку предполагалось непосредственно знакомиться. Обоснованию наглядности уделял свое время Иоганн Генрих Песталоцци. Он полагал, что без ее применения в широком смысле данного слова невозможно добиться правильных представлений от человека об окружающем мире и очень проблематично развивать мышление и речь человека. Следует отметить, что Песталоцци не знал всю информацию об педагогической системе Коменского, хотя ему и были известны его книги.

Влияние русских мыслителей и педагогов

В первую очередь необходимо упомянуть Константина Дмитриевича Ушинского. Он, отталкиваясь от психологической специфики детского возраста, также существенное внимание уделял принципу наглядности. Его использование в обучении, как он считал, должно создавать конкретные образы, что непосредственно воспринимаются ребенком. Ведь отвлеченные представления и слова не могут дать понять, что и как обстоит в реальности. Проводимая в начальных классах воспитательно-образовательная работа должать строится исходя из закономерностей развития детей v требований школьной дидактики и педагогики. При этом большое влияние оказывает непосредственное восприятие действительности. Это очень важно в дошкольном возрасте, а также в младших классах. Когда дети познают окружающий мир, то в этом активное участие принимают различные анализаторы: слуховые, зрительные, двигательные и осязательные. Ушинский в особенности отмечал, что они мыслят образами, красками, звуками и ощущениями в общем. Поэтому, для детей необходимо проводить наглядное обучение, которое будет строится не просто на отвлеченных представлениях и словах, а с использованием конкретных образов. Причем таковых, что могут восприниматься ребенком непосредственно. Золотое правило дидактики позволяет подчеркнуть закономерность, на основе которой и осуществляется развитие детей данного возраста. Давайте рассмотрим пример с математикой, понять которую важно в младших классах, ибо потом разобраться с нею будет проблематично. Стоит задача обеспечения связи между конкретным и абстрактным. Для чего и зачем? Это позволяет создавать внешнюю опору для производимых внутренних действий, которые совершает ребенок. Также это выступает основой для развития и совершенствования понятийного мышления.

Продолжаем про русских мыслителей и педагогов

золотое правило дидактики

Заключение

сущность золотого правила дидактики

Вот и рассмотрены принцип наглядности, золотое правило дидактики и их роль в образовательном процессе. Необходимо помнить, что это не цель, а всего лишь инструмент для познания окружающего мира и развития мышления учащихся. Ибо если чрезмерно увлекаться наглядностью, то она может стать препятствием для получения действительно глубоких знаний. Это выражается в торможении развития абстрактного мышления и понимания сущности общих закономерностей. Подводя итог, следует сказать, что занимало умы педагогов и ученых использование наглядных пособий на протяжении всей истории человечества. И это остается актуальным и по сей день.

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

1) принцип сознательности и активности;
2) принцип наглядности;
3) принцип постепенности и систематичности знаний;
4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

а.) Принцип сознательности и активности
Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Там, где отстутствует сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует формализм.

Коменский разоблачил господствовавший на протяжении многих столетий догматизм и покзал, как схоластическая школа убивала в молодежи всякую творческую способность и закрывала ей путь к прогрессу.

б.) Принцип наглядности
Принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.

К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.

То есть отсюда видно, что Коменский наглядность считал не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности Коменский считал необходимиым использовать:
1) реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;
2) когда это невозможно, модели и копию предмета;
3) картинки как изображение предмета или явления.

Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько мы сумели внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько нам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения.

в.) Принцип постепенности и систематичности знаний
Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и методической последовательности.

Последовательность и систематичность в превую очередь касаются следующих вопросов: каким образом распределять материал, чтобы не нарушить логику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательности построить его; как установить связь между новым и уже изученным материалом; какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения и т.п.

Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактичеких правил для реализации этих требований.

1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.

2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.

3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.

г.) Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками
Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.

Принцип повторения и упражнения также стар, как и само обучение. Еще древний китайский философ Конфуций строил систему обучения на принципе повторения и упражнения. В средние века они стали универсальными методами обучения.

Однако понимание упражнения изменялось в различные времена и эпохи в связи с изменением целей и содержания обучения. Во времена Коменского в школах господствовавшее положение занимали формализм и зубрежка.

Также большое внимание Коменский требует уделять физическому воспитанию учащихся.

Придавая большое значение упражнениям и повторениям, Коменский выдвигает ряд указаний и правил для осуществления этого принципа в обучении:

По мнению Коменского, такое упражнение принесет особую пользу, ибо:

Из эти положений видно, что Коменский упражнение и повторение полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. С этой точки зрения многие предложенные им правила не только являются крупным достижением современному Коменскому дидактики, но и поныне сохраняют свое теоретическое и практическое значение.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Идея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского и в современном образовании

В данной работе представлен жизненный путь и творчество Яна Амоса Коменского, его дидактическое учение и сущность принципа наглядности, а также использование наглядности в современном образовании

Чудоквасова Галина Анатольевна

Идея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского 3

Жизненный путь и творчество Яна Амоса Коменского 5

1.2. Дидактическое учение Яна Амоса Коменского 11

1.3. Идея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского 14

2 . Идея наглядности в современном образовании 18

2.1. Сущность наглядности 19

2.2. Функции наглядности 20

2.3. Классификации и виды наглядных пособий,

применяемых в обучении 21

Использованная литература и Интернет-ресурсы 36

Тот, кто мало знает, малому может и учить.

Ян Амос Коменский

Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку. Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом 17 века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов. Принципы дидактики Коменского, как выражение его мировоззрения, имеют идейно-философский характер и строго отличаются от огромного количества правил и приемов обучения.

В педагогике наглядность всегда считалась и считается важнейшим принципом обучения, фундаментом для осуществления всестороннего развития личности. Требование необходимости усиления наглядности в педагогическом процессе остается в силе и сегодня, несмотря на то, что насыщенность учебного процесса наглядными образами приближается к достаточности. Однако это не означает, что исчерпается проблема педагогической наглядности вообще. Наоборот, ее актуальность возрастает. Это именно тот случай, когда количественные изменения сопровождаются качественными и само достижение уровня достаточности в обеспечении учебного процесса наглядными материалами порождает принципиально новые вопросы по их использованию и обостряет давние, но ранее малозаметные дидактические проблемы в этой области. Например, психолого-педагогические проблемы, которые затрагивают существенные механизмы формирования знаний в учебном процессе.

Цель работы - рассмотреть, как используется принцип наглядности, предложенный Коменским, в современном образовании.

рассмотреть жизненный путь и творчество Я.А. Коменского;

познакомиться с дидактическим учением Я.А. Коменского;

выявить сущность принципа наглядности в дидактике Я.А. Коменского;

рассмотреть, как используется наглядность в современном образовании.

Идея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского.

Жизненный путь и творчество Яна Амоса Коменского.

Ян Амос Коменский — чешский педагог-гуманист, общественный деятель, основоположник педагогической науки.Яна Амоса Коменского относят к корифеям педагогической науки на том основании, что в центре его интересов стояла проблема переустройства школы.

Как всякий крупный мыслитель, занимавшийся проблемами становления личности, Коменский, безусловно, является и ярким психологом. (Небезынтересно, что само слово "психология" вошло в научный обиход в эпоху Коменского.) Его идеи предвосхитили многие достижения педагогической и психологической науки. Поэтому Коменскому по праву принадлежит почетное место в галерее мэтров мировой психологии.

Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 года в Южной Моравии. Относительно места его рождения нет единой точки зрения из-за отсутствия документальных данных. Сам Коменский в разных местах своих сочинений называл себя то нивниченским, то венгеробродским мораванином. (Местечко Нивница находится на расстоянии часа ходьбы от города Угерский (Венгерский) Брод, неподалеку от тогдашней границы с Венгрией.)Отец Коменского, Мартин Коменский, был довольно зажиточным человеком, принадлежал к религиозной общине чешских братьев, одной из многочисленных протестантских общин того времени, пользовался уважением сограждан и слыл большим знатоком Библии. Можно предположить, что Мартин Коменский прививал сыну любовь к знаниям и занимался его обучением дома, как это было принято в протестантских общинах.

Считается, что Я.А. Коменский первоначально учился в братской школе в г. Угерский Брод. Однако окончить эту школу ему не удалось, так как в 1604 году умерли его отец, мать и две сестры. Из большой семьи остался только двенадцатилетний Ян Амос и его старшая сестра. Опекуны мало заботились об образовании сироты, и в течение нескольких лет Ян Амос учился урывками, живя то у тети в Стражнице, то у своих опекунов в Нивнице.

В 1608 году, когда ему было уже 16 лет, Коменский поступил в латинскую школу в Пшерове. То, что Коменский поздно поступил в латинскую школу, имело и положительную сторону: он был достаточно взрослым и сознательным, чтобы понять всю порочность организации и методов обучения, унаследованных еще от средневековой школы. Недаром позднее он назвал свои школьные годы потерянным временем. Этот личный отрицательный опыт в значительной степени и побудил его заняться разработкой вопросов, связанных с усовершенствованием методов школьной работы и содержания школьного образования. В латинской школе, где учился Коменский, юноши, готовились, как правило, к проповеднической деятельности, одновременно изучая различные ремесла. В школе он проучился всего два года, с 1608 по 1610 год.В 1611 году руководители общины чешских братьев направили Коменского для подготовки к проповеднической деятельности в университет. Протестантских священников для Чехии готовил богословский факультет Карлова университета в Праге, однако во главе факультета стояли религиозные противники чешских братьев, и для Коменского был выбран новый Гернборнский университет в Германии.В университете на Коменского сильное влияние оказал молодой (всего на четыре года старше Коменского) профессор И.-Ф. Альштед, который был уже широко известным, энциклопедически образованным ученым. Под руководством Альштеда Коменский познакомился с произведениями многих мыслителей античности и эпохи Возрождения.Летом 1613 года Коменский совершил путешествие по Северной Европе и в том же году записался в число слушателей Гейдельбергского университета, где проучился около года. Болезнь заставила его прекратить занятия, и в 1614 году больной, без денег Коменский пешком возвращается на родину, исполненный желания служить своему народу.

Именно в эти годы (1627) Я.-А. Коменский начал создавать свой замечательный труд - "Дидактику", то есть общую теорию обучения. В тяжелый период потери чешским народом национальной независимости Коменский хотел помочь своей родине, путем улучшения дела воспитания и обучения молодежи, сохранить культурное наследие, оставленное предками. Поэтому труд Коменского пользовался поддержкой чешских братьев, членов общины.

В 1628 году по указу германского императора все чехи-протестанты были изгнаны за пределы родины. Часть их, в том числе и Коменский, переселились в польский город Лешно. Здесь он прожил с перерывами 28 лет, создав ряд замечательных педагогических произведений, слава о которых разошлась по всему миру. В Лешно был закончен труд по дидактике, написанный первоначально по-чешски, а потом переработанный и переведенный на латинский язык, международный язык науки того времени. Кроме этой книги, получившей название "Великая дидактика", в Лешно Коменским была написана первая в мире книга для родителей "Материнская школа" - о воспитании детей в семье, а также составлен целый ряд учебников - "Открытая дверь языков", "Физика", "Астрономия".

В Лешно Коменский увлеченно работал над другой интересной и принципиально новой идеей создания пансофии - своеобразной энциклопедии о реальном мире в сочетании с основами христианского вероучения. Интерес к проблеме пансофии был так велик, что группа английских ученых и общественных деятелей решила создать международную комиссию для сведения воедино всех достижений науки и техники. Во главе комиссии должен был стоять сам Коменский.Начавшаяся в Англии буржуазная революция помешала реализовать этот замысел, и Коменский принял поручение шведского правительства разработать новую методику обучения латинскому языку и соответствующие учебники. В результате явился труд "Новейший метод языков", в котором Коменский применил к конкретной методике свои общепедагогические принципы и попытался обосновать три важнейших положения: параллельное изучение вещей и слов, соблюдение строгой последовательности и постепенности в обучении, переход от легкого к трудному.В это время Коменский уже пользовался европейской известностью.

В 1650 году его пригласили для усовершенствования школьного дела в Венгрию, где он пытался реализовать свою идею создания школы нового типа: она должна была иметь семь последовательных классов со своими комнатами, учителями и учебниками. В каждом классе планировалось 1200 часов учебных занятий в год, предусматривалось время для игр, выходные дни и каникулы. Хотя Коменскому и не удалось создать семиклассную школу полностью (были открыты только первые три класса), можно признать, что он разработал модель школы, которая в модифицированном виде сохранилась до настоящего времени.Здесь же, в Венгрии, Коменский окончил свой замечательный труд "Мир чувственных вещей в картинках", который произвел подлинную революцию в учебном деле: это был первый в истории человечества учебник, в котором иллюстрации использовались в качестве дидактического средства, облегчающего усвоение учебного материала. Этот учебник выдержал бессчетное число изданий на всевозможных языках, а переработанные варианты его использовались в европейских школах вплоть до конца XIX века.

Венгерский период жизни и творчества Коменского был весьма продуктивным. За четыре года (1650-1654) он кроме "Мира чувственных вещей в картинках" написал ряд небольших педагогических работ, посвященных организации школы и методам обучения в широком смысле слова. Стремясь пробудить в детях интерес к занятиям, Коменский широко использовал метод драматизации учебного материала. Так на основе учебника "Открытая дверь языков" он написал восемь школьных пьес, составивших одну широко известную книгу - "Школа-игра".

В 1654 году Коменский, являвшийся главой лешненской общины чешских братьев, вернулся в Лешно. Однако в ходе начавшейся войны между Польшей и Швецией город был разрушен, погибли все рукописи Коменского, все его имущество, а сам он нашел пристанище в Амстердаме. Здесь его приняли с большим почетом, как знаменитого педагога, автора замечательных учебников и методических трудов. В Амстердам Коменский приехал в августе 1656 года, а в 1657 году по решению сената было издано собрание его дидактических трудов в четырех частях. Выход в свет собрания дидактических сочинений Коменского явился эпохальным событием в истории педагогики.В Амстердаме Коменский много работал над завершением своего капитального труда, начатого еще в 1644 году и названного "Всеобщим советом об исправлении дел человеческих". В этой работе Коменский сделал попытку наметить план реформ человеческого общества, причем особо большую роль он отводил воспитанию и образованию. Первые части этого труда ("Панегерсия" - всеобщее пробуждение и "Панавгия" - всеобщее озарение) были изданы в Амстердаме в 1662 году, рукописи же остальных пяти частей были утеряны и найдены только в 30-х годах XX века в Германии. Весь же огромный труд, объемом около полутора тысяч страниц крупного формата, увидел впервые свет в 1966 году в Чехословакии.

Последние годы своей жизни Коменский посвятил борьбе за мир, призывал при урегулировании возникающих между народами конфликтов руководствоваться принципами доброй воли и не применять силу.

15 ноября 1670 года Коменский умер в Амстердаме, вдали от родины.

Дидактическое учение Яна Амоса Коменского.

Дидактические идеи и отдельные высказывания по вопросам дидактики в большом количестве разбросаны в трудах философов и мыслителей античного мира. Особенно богаты в этом отношении сочинения Платона, Аристотеля, Цицерона, Сенеки, Квинтилиана и других.

Коменский намечает четыре основных требования, которым должно отвечать обучение и учение:

быстрота (кратчайший путь обучения).

Эти требования, предъявленные Коменским к обучению, и положения, выработанные к их осуществлению, представляют собой сердцевину дидактического учения Коменского. Большинство этих требований не только прогрессивны для того времени, но они сохраняют свое теоретическое и практическое значение для нашей дидактики и школы.

В учении Коменского относительно природы и закономерностей обучения важным являются его взгляды по вопросу о ступенях обучения. Он определил структурные части процесса обучения, его ступени:

Все эти три ступени обучения Коменский рассматривал дифференцированно в соответствии с возрастом учащихся и формированием самого обучения. Первая ступень - у малых детей, вторая ступень - у взрослых, но еще не обученных к искусству, третья ступень - люди, которые уже знают способ действия. Коменский видел закономерность ступеней процесса обучения в связи с возрастом учащихся.

В дидактическом учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос об общих принципах обучения, которые обычно называют дидактическими принципами.

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

принцип сознательности и активности - предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки;

принцип наглядности - предполагает прежде всего усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия;

принцип постепенности и систематичности знаний - требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и методической последовательности;

принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками - глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности и активности учащихся.

Идея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского

К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.

Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:

Отсюда видно, что Коменский наглядность считал не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение.

Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать:

реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;

когда это невозможно, модели и копию предмета;

картинки как изображение предмета или явления.

Для осуществления правильного наблюдения Коменский категорически требует:

Если учащимся каждый раз показывать, какое применение имеет ежедневно то, чему их учат, для чего служит каждая вещь, то они получат полную возможность убедиться в своих знаниях и у них возникнет желание действовать.

Однако для того, чтобы школа стала такой мастерской, в ней следует обучать не только наукам, но и нравственности, благочестию. Научное образование одновременно совершенствует разум, язык, руки человека.

Я.А. Коменский определил те конкретные принципы, которые нужно учесть при создании школ.

«Мы обещаем такое устройство школ, благодаря которому:

1. Образование должно получить все юношество, за исключением разве тех кому Бог отказал в разуме.,

2. Юношество обучалось бы всему тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым.

3. Образование должно быть закончено еще до наступления зрелости.

4. Образование должно происходить весьма легко и мягко, как бы само собою — без побоев и суровости или какого-либо принуждения.

5. Юношество должно получить образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное.

Должен быть установлен и внешний порядок в воспитании. Весь цикл воспитания и образования человека, по замыслу автора, должен распределяться на четыре периода по шесть лет каждый.

Ступени школьной системы:

1) материнская школа — для детства (до 6 лет);

2) школа родного языка, элементарная школа — для отрочества (до 12 лет);

3) латинская школа — для юношества (до 18 лет);

4) академия — для зрелости (до 24 лет) [7].

Второй ступенью системы школ, предложенной Коменским, является школа родного языка, которая должна быть в каждой общине.

В школе родного языка каждого нужно учить тому, без чего нельзя обойтись в жизни: уметь бегло читать на родном языке печатный или рукописный текст, уметь писать, считать и производить простейшие измерения; уметь петь. Ребенок будет усваивать этику, изложенную в виде подкрепленных примерами правил, которые он должен научиться применять; должен узнавать важнейшие исторические факты и элементарные сведения о государственной и экономической жизни. Дети здесь познакомятся с различными ремеслами.

Самые одаренные выпускники латинской школы завершали свое образование в академии, которая имела обычные для того времени три факультета: богословский, юридический и медицинский.

Новое решение предложил Я.А. Коменский для организации обучения. Если в школе на протяжении веков с каждым учеником учитель занимался индивидуально, учащиеся приходили учиться, в разное время года и оставались в школе столько времени, сколько хотели, то Коменский нашел иную форму организации обучения – классно-урочную система, которая предполагала:

  • неизменный состав учащихся одного возраста;
  • проведение занятий в точно определенное время по расписанию;
  • одновременную работу учителя со всем классом по одному предмету.

1. Успешность обучения достигается при условии, если учить вещам раньше слов; начинать учить от простейших начал, доходя до сложных; учить по книгам, предназначенным для данного возраста

2. Легкость обучения достигается, если обучение начнется в раннем возрасте; учить следует от более легкого – к более трудному, от более общего – к более частному; ученики не должны быть перегружены знаниями, должны продвигаться вперед не спеша; изучаемое в школе нужно увязывать с жизнью.

3. Основательность обучения предполагает, что ученики станут заниматься действительно полезными вещами; последующее будет основываться на предыдущем; все материалы изучения должны быть взаимосвязаны, и все изученное будет закрепляться постепенными упражнениями.

4. Быстрота обучения возможна тогда, когда все преподается основательно, кратко и ясно; все происходит в неразрывной последовательности, когда сегодняшнее закрепляет вчерашнее, а занятия в классе ведет со всеми один учитель.

Одним из важнейших звеньев дидактики Коменского являются дидактические принципы, т.е. те положения общего характера, на которые

опираются обучение и учение и диктуют применение в обучении конкретных приемов и методов. Это следующие принципы:

· последовательность и систематичность обучения;

· прочность усвоения учебного материала;

· самостоятельность и активность учащихся в процессе обучения.

В обучении следует соблюдать последовательность, продвигаясь:

· от более общего к более частному;

· от более легкого — к более трудному;

· от известного — к неизвестному;

· от более близкого — к далекому.

Учебный материал необходимо подавать в строгой системе, а не прерывисто и эпизодически. Пример такой подачи материала для обучения дан Я.А. Коменским в его учебниках.

Принцип прочности усвоения учебного материала не является новым в педагогике, еще Конфуций и древние греки считали необходимым добиваться прочности изучаемого в школе, для чего нужны постоянные упражнения и повторения. Отсюда известное еще с античных времен положение: повторение — мать учения. Но в средние века оно сводилось к зубрежке и формализму, а упражнения имели механический характер, напоминая дрессировку.

Для проверок того, насколько прочно усвоены знания, учителю следует проводить в четверти и в конце учебного года публичные испытания, на которых бы в соревнованиях определялись наиболее способные ученики.

Однако для того, чтобы школа стала такой мастерской, в ней следует обучать не только наукам, но и нравственности, благочестию. Научное образование одновременно совершенствует разум, язык, руки человека.

Я.А. Коменский определил те конкретные принципы, которые нужно учесть при создании школ.

«Мы обещаем такое устройство школ, благодаря которому:

1. Образование должно получить все юношество, за исключением разве тех кому Бог отказал в разуме.,

2. Юношество обучалось бы всему тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым.

3. Образование должно быть закончено еще до наступления зрелости.

4. Образование должно происходить весьма легко и мягко, как бы само собою — без побоев и суровости или какого-либо принуждения.

5. Юношество должно получить образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное.

Должен быть установлен и внешний порядок в воспитании. Весь цикл воспитания и образования человека, по замыслу автора, должен распределяться на четыре периода по шесть лет каждый.

Ступени школьной системы:

1) материнская школа — для детства (до 6 лет);

2) школа родного языка, элементарная школа — для отрочества (до 12 лет);

3) латинская школа — для юношества (до 18 лет);

4) академия — для зрелости (до 24 лет) [7].

Второй ступенью системы школ, предложенной Коменским, является школа родного языка, которая должна быть в каждой общине.

В школе родного языка каждого нужно учить тому, без чего нельзя обойтись в жизни: уметь бегло читать на родном языке печатный или рукописный текст, уметь писать, считать и производить простейшие измерения; уметь петь. Ребенок будет усваивать этику, изложенную в виде подкрепленных примерами правил, которые он должен научиться применять; должен узнавать важнейшие исторические факты и элементарные сведения о государственной и экономической жизни. Дети здесь познакомятся с различными ремеслами.

Самые одаренные выпускники латинской школы завершали свое образование в академии, которая имела обычные для того времени три факультета: богословский, юридический и медицинский.

Новое решение предложил Я.А. Коменский для организации обучения. Если в школе на протяжении веков с каждым учеником учитель занимался индивидуально, учащиеся приходили учиться, в разное время года и оставались в школе столько времени, сколько хотели, то Коменский нашел иную форму организации обучения – классно-урочную система, которая предполагала:

  • неизменный состав учащихся одного возраста;
  • проведение занятий в точно определенное время по расписанию;
  • одновременную работу учителя со всем классом по одному предмету.

1. Успешность обучения достигается при условии, если учить вещам раньше слов; начинать учить от простейших начал, доходя до сложных; учить по книгам, предназначенным для данного возраста

2. Легкость обучения достигается, если обучение начнется в раннем возрасте; учить следует от более легкого – к более трудному, от более общего – к более частному; ученики не должны быть перегружены знаниями, должны продвигаться вперед не спеша; изучаемое в школе нужно увязывать с жизнью.

3. Основательность обучения предполагает, что ученики станут заниматься действительно полезными вещами; последующее будет основываться на предыдущем; все материалы изучения должны быть взаимосвязаны, и все изученное будет закрепляться постепенными упражнениями.

4. Быстрота обучения возможна тогда, когда все преподается основательно, кратко и ясно; все происходит в неразрывной последовательности, когда сегодняшнее закрепляет вчерашнее, а занятия в классе ведет со всеми один учитель.

Одним из важнейших звеньев дидактики Коменского являются дидактические принципы, т.е. те положения общего характера, на которые

опираются обучение и учение и диктуют применение в обучении конкретных приемов и методов. Это следующие принципы:

· последовательность и систематичность обучения;

· прочность усвоения учебного материала;

· самостоятельность и активность учащихся в процессе обучения.

В обучении следует соблюдать последовательность, продвигаясь:

· от более общего к более частному;

· от более легкого — к более трудному;

· от известного — к неизвестному;

· от более близкого — к далекому.

Учебный материал необходимо подавать в строгой системе, а не прерывисто и эпизодически. Пример такой подачи материала для обучения дан Я.А. Коменским в его учебниках.

Принцип прочности усвоения учебного материала не является новым в педагогике, еще Конфуций и древние греки считали необходимым добиваться прочности изучаемого в школе, для чего нужны постоянные упражнения и повторения. Отсюда известное еще с античных времен положение: повторение — мать учения. Но в средние века оно сводилось к зубрежке и формализму, а упражнения имели механический характер, напоминая дрессировку.

Для проверок того, насколько прочно усвоены знания, учителю следует проводить в четверти и в конце учебного года публичные испытания, на которых бы в соревнованиях определялись наиболее способные ученики.

Читайте также: