План clil урока по английскому языку

Обновлено: 04.07.2024

На сегодняшний день это один из самых интересных и распространенных подходов к обучению иностранному языку.

С одной стороны, эта методика делает изучение языка прикладным, так как язык применяется для решения конкретных задач познания окружающего мира.

С другой стороны, изучение языка приобретает целенаправленную форму, что помогает развивать и совершенствовать языковые компетенции и навыки естественной устной речи.

Что же представляет из себя урок по методике CLIL , и чем он смог завоевать признание большого количества педагогов по всему миру?

Рассмотрим структуру урока по CLIL.

Урок по CLIL включает следующие компоненты (так называемые четыре C):

Этот компонент направлен на формирование межкультурных знаний учащихся.

• CONTENT(Содержание) стимулирует развитие знаний и умений по изучаемой предметной области.

Данный компонент нацелен на достижение максимально эффективного общения на иностранном языке, осознанном и свободном использовании иностранного языка в повседневном общении.

• СOGNITION (Познание) стимулирует развитие мышления и творческого потенциала учащегося.

Методика CLIL стимулирует ученика на учебу в целом, давая ему возможность расширять кругозор, осознавать и развивать свои способности как на изучаемом, так и на родном языках.

Она позволяет значительно повысить мотивацию учащихся к изучению иностранных языков, формирует знание и принятие других культур и ценностей, развивает и совершенствует коммуникативные компетенции через изучение иностранного языка.

Предлагаю вашему вниманию урок по методике предметно-языкового интегрированного обучения в 4 классе МБОУ НОШ №9, Сергиево-Посадского г.о.

Тип урока: CLI L (интегрированный).

Межпредметные связи: Окружающий мир.

Рассмотрим данный урок с точки зрения структуры CLIL :

Вопросы, которые ставятся и решаются на уроке в рамках предметной области, следующие:

- Почему так важна тема погоды в нашей жизни?

- rain and snow (осадки в виде снега и дождя)

- temperature (температура воздуха)

- nature changes with the seasons (изменения природы в разное время года).

Планируя содержание, необходимо учитывать возраст, интерес, а также уровень знаний учащихся по данному предмету на родном языке.

На уроке организуется коммуникативное взаимодействие учащихся для совместного достижения планируемых результатов.

На данном этапе происходит развитие мышления, умения формулировать свою мысль, расширение словарного запаса, развитие памяти.

С целью формирования страноведческой компетенции в ходе занятия учащимся будет предложено прочитать и сопоставить информацию о погоде в России и США , а на основании полученной информации составить небольшое высказывание о погоде своего края.

Ниже приведена технологическая карта урока по данной теме.

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе

Тип урока: CLI L (интегрированный).

Межпредметные связи: Окружающий мир.

Цель урока: 1)Ввести новый материал и проверить его усвоение.

2) Формировать УУД:

- личностные: развивать способность к самопознанию;

- познавательные: развивать логику и мышление, умения проектной деятельности;

- регулятивные: освоение способов решения проблем поискового характера,освоение метода языковой догадки;

- коммуникативные: планировать совместную деятельность.

познавательные: формирование представлений об окружающем мире, живой и неживой природе, погоде на изучаемом языке;

коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учитель английского языка

Применение метода CLIL на уроке английского языка

Тема: Времена года. Погода

Начальная школа 4 класс

Задачи урока : научится слушать и понимать текст песни, сопоставлять слова и текст с иллюстрациями, повторить английские прилагательные, описывающие погоду: hot , warm , rainy , cold , прочитать аутентичный текст и догадаться о значении north , south , east , west , south - west Wales , Northern Ireland и will ,(Будущее простое время) отвечать на вопросы, описывать погоду и делать прогноз погоды.

Тип урока : комбинированный с использованием технологии CLIL

Виды деятельности : аудирование, чтение, говорение, письмо

Формы работы : индивидуальная, групповая, парная

Планируемые результаты:

-формирование интереса, познавательных мотивов к изучению английского языка, знакомство с детской песенкой; со странами , входящими в состав Великобритании , со словами , обозначающими части света, умение работать в группе

-умение сопоставлять, находить,сравнивать, обрабатывать информацию, соотносить; развитие языковой догадки

- развитие коммуникативных умений аудирования, чтения, говорения, письма, формирование навыков чтения аутентичных текстов с излечением нужной информации, формирование грамматических навыков употребления Будущего простого времени

Оборудование : компьютер, проектор, (Интернет)

Содержание урока

I .Мотивационно-вступительный этап урока

Анализ трудностей в выполнении домашнего задания

II .Основной этап урока

Подготовка к основному этапу урока

Активизация лексического материала

Вопросы учителя : Look out! It is a nice spring day today, isn`t it? What is the weather like today? Look at the trees. Are they nice ?

(Учащиеся отвечают на вопросы)

hello_html_m706511af.jpg

4)Учащиеся выполняют задания на флешкартах

hello_html_519048.jpg

5) Учащиеся проверяют правильность выполнения задания на экране

Задание 2 Работа в парах

Учащиеся раскрашивают свое дерево, иллюстрирующее любимое время года и спрашивают друг друга What season do like best ?

hello_html_39daf980.jpg

6)Активизация ранее усвоенного лексического материала, (прилагательные для описания погоды)

hello_html_m2a6311f7.jpg

hello_html_mc7628c4.jpg

Учащиеся выполняют задание индивидуально

hello_html_m46712470.jpg

7) Учащиеся сверяют ответы друг друга

hello_html_m5e7e522b.jpg

8) Учащиеся сравнивают свои ответы с правильными ответами на экране

II Этап усвоение нового знания и первичное закрепление

hello_html_3621468.jpg

Задание 3 1)Учащиеся читают аутентичный текст - прогноз о погоде на завтра в разных частях Великобритании, а затем выполняют задание ниже

hello_html_m789e5d05.jpg

Учащиеся, читая текст, самостоятельно знакомятся с новыми словами north , south , east , west , south - west , со странами, входящими в состав Великобритании Scotland , Wales , Northern Ireland , со вспомогательным глаголом will ,с новым грамматическим явлением Будущее простое время

Задание 4Работа в группах

Учащиеся, используя Интернет и мобильные телефоны, находят информацию , о том какая погода будет завтра в России, и заполняют таблицу . Затем отмечают погоду на карте России в разных частях России погоду погодными символами , (рисуя или вырезая)

hello_html_m6ed05ff3.jpg

1 1.Группа

hello_html_197ac10b.jpg

Группа 2

hello_html_m52586c49.jpg

Группа 3

III . Рефлексивно-оценочный этап урока

hello_html_10153886.jpg

Информация о домашнем задании

Продолжить вести Календарь погоды на английском языке в Воронежской области и подготовить прогноз на следующий день.

Задания на выбор:


Мне кажется, все преподаватели английского это делают. Возможно, не осознают этого сами, возможно, делают это намеренно. Тем не менее все учителя английского проводят уроки CLIL.

Content and Language Integrated Learning или, если говорить по-русски, предметно-языковое интегрированное обучение – это одна из современных методик преподавания языка.

Термин говорит сам за себя. Уроки CLIL предполагают преподавание других предметов (историю, науку, географию и другие) посредством иностранного языка и на нем.

Как преподаватель, я обожаю уроки CLIL, потому что можно расширять кругозор ребенка на английском языке, прививать ему и развивать в нем любовь к окружающему миру, пробуждать любопытство и интерес к учебе, а также самостоятельному познанию мира. Причем делать это можно, не отрываясь даже, от изучаемой темы по программе английского, а наоборот расширяя и углубляя знания в ней. А еще на таких занятиях прокачиваются все навыки языка – чтение, аудирование, говорение, письмо.

Из важных фактов:

  1. термин CLIL в 1994 году придумал Дэвид Марш, учёный из Финляндии, много лет посвятивший изучению билингвального и мультилингвального обучения вместе с командой в финском университете Ювяскуля;
  2. методика подразумевает, что изучение предмета и языка – это единовременный процесс и какой-то определённый уровень владения языком для студентов не требуется;
  3. CLIL-урок состоит из четырех основных компонентов, их называют 4Сs:

— content (контент / содержание) это углубление знаний и понимания, а также развитие навыков в рамках изучаемого предмета.
— communication (общение): изучаемый иностранный язык это главное коммуникативное средство на уроке. Дети обучаются на нем, тем самым изучая и язык в том числе, оттачивая знания и навыки.
— cognition (познание): развитие всех мыслительных процессов, от восприятия до формирования суждений и решения задач.
— culture (культура): углубленное понимание своей и других культур, развитие межкультурных навыков.

В этом материале посмотрим, как спланировать занятие CLIL. Нужно отметить, что урок несмотря на то, что он предметный, должен состоять из необходимых грамматических структур и лексики уровня учеников, а не слишком сложной специализированной лексики.

Чтобы спланировать эффективный урок, сперва нужно определить его цель, тему/предмет, которые будут изучаться, основную часть урока и рефлексию.

Часто на уроках CLIL преподаватели выбирают работу с текстом или с аудированием в качестве основной деятельности. Исходя из этого работа на уроке будет состоять из следующих шагов, не считая warm-up, lead-in и сool-down.

  1. Подготовительный этап / ввод необходимой лексики.
  2. Работа с текстом / аудио

Это основной этап работы. Лучше, если тексты или аудиозаписи будут проиллюстрированы, ведь наглядно воспринимать информацию всегда легче.

Так ученики лучше понимают, о чем идет речь и могли задействовать воображение.

Если вы выбираете текст, нужно помнить, что он должен быть хорошо структурированным.

Маркеры могу быть эксплицитны (заголовки, подзаголовки, списки) и имплицитны (ярко выраженные смысловые части: завязка, развитие событий, кульминация и т.д.) Главное, чтобы структуру текста меленькие студенты могли понять и проанализировать.

На этом этапе детям необходимо обработать информацию, которую они получили.

Классифицировать идеи текста или аудио помогут таблицы и диаграммы. Рекомендуют использовать так называемые “ideational frameworks” или “diagrams of thinking”. Однако конкретно зависеть тип диаграммы от текста и задачи, которая стоит перед студентами.

Например, если в тексте есть историческая информация или важна последовательность действий и событий, можно построить с учениками таймлайн, а идеи и причинно-следственные связи отразить в красочной mind map. Этот этап работы должен быть сосредоточен, как на развитии языка, так и получении предметных знаний.

На этом этапе нужно обратить внимание учеников именно на язык – из какой лексики и грамматических структур строится текст или аудио. В идеале студенты должны уметь пересказать текст или аудио своими словами, используя при этом язык текста.

  1. Задания для студентов по тексту/аудио

Задания должны быть разнообразными и направленными на развитие всех навыков языка, учитывая при этом цель урока и предпочтения маленьких студентов. Например, задания на аудирование могут быть следующими.

Послушай и заполни таблицу
Послушай и запиши конкретную информацию
Послушай и заполни пропуски в тексте.

Конечно, структура урока и выбор его компонентов всегда будет зависеть от возраста студентов и задач, которые вы, как преподаватель хотите решить на занятии (например, заполнять таблицы можно красочными стикерами или рисунками, если студенты пока еще неуверенно пишут, а текст или аудио можно заменить на видео, историю в картинках и т.д.)

Для этого на подготовительном этапе мы вводим названия стран и те реалии, которые мы можем там встретить. На этапе основной работы — отправляемся в путешествие, то есть слушаем историю, смотрим видео или читаем текст. После этого обсуждаем, понимаем, и фиксируем полученные знания. После этого я люблю, чтобы студенты пересказывали услышанную историю.

Детям это может быть сложно, поэтому нужно оказывать поддержку – например сделать это вместе, опираясь на картинки и построенную mind-map. И после этого – задания на закрепление изученного материала.

Если для интеграции выбираете предмет Литература, то с учениками можно прочитать отрывок из произведения близкого изучаемой теме, или, если речь идет о занятии с дошкольниками и младшими школьниками можно выбрать сказку. Например, когда уже изучили животных, эмоции и прилагательные (big-small, hard-soft, cold-hot) хорошим вариантом будет сделать урок по Goldilocks And The Three Bears.

И так можно поступить практически с любой темой. Уроки с поделками или уроки, которые учат важности переработки мусора — это тоже уроки CLIL, если будут направлены на развитие когнитивных навыков, критического мышления и коммуникации.

Мне нравится, что язык в таких уроках становится инструментом для общения в рамках обсуждения содержания, а не наоборот. Здорово, что беглость языка повышается за счет того, что преподаватели больше сосредоточены на контенте, а не исправлении ошибок в речи студентов, и ученики чувствуют себя увереннее, потому что их поощряют говорить по мере их возможности (delayed correction можно сделать и на другом уроке).

Одна из проблем в изучении английского языка школьниками - это слабая мотивация из-за того, что иностранный язык для подавляющего большинства может быть изучен только в "искусственных" условиях, в отличие от родного, русского. В основе образовательного процесса находятся учебники, учитель, доступные языковые реалии. Кроме того, владение иностранным языком нельзя свести к сумме информации, полученной из словаря и справочной литературы. Подобный навык можно измерить лишь возможностью использовать язык как средство общения, при помощи специальных контрольно-измерительных материалов или общеевропейской системы оценки уровня (CEFR 1 ) знания иностранного языка.

1 Common European Framework of Reference.


Решением данной проблемы может быть использование интегрированного подхода к обучению, когда предметное содержание изучается вместе с языковым. Одна из главных целей применения методики предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL 2 ) - улучшение качества языкового образования. При этом важное внимание уделяется учащимся и их потребностям в общении и познании окружающего мира 3 . В данной статье предпринимается попытка показать, как повысить мотивацию к обучению на примере использования методики ClIL и теории множественного интеллекта Гарднера.


Понятие CLIL впервые сформулировано в 1994 году в работах Дэвида Марша. В европейской образовательной практике методика применяется уже десятилетиями.

В зависимости от того, что важнее изучить различают две разновидности данной методики. На уроке английского языка уместнее говорить о "soft CLIL" когда иностранный язык изучается с использованием тем и материалов из других предметных областей. Примером "hard CLIL" может быть факультативный курс, посвященный страноведению и истории англоязычных стран, когда язык выступает как средство обучения, а не цель.


Элементы CLIL можно найти и в российских учебниках, например, в учебнике УМК "Английский в фокусе" можно встретить разделы с предметным содержанием "Literature (литература)", "Culture Corner (культура)", "Science (наука)", "Going Green (экология)".

Несмотря на наличие специальных требований к языковому и содержательному аспектам обучения, некоторые аспекты CLIL могут быть полезны на каждом учебном занятии для стимулирования интереса и развития способностей обучающихся, повышения интерактивности. Данное положение вытекает из теории множественных интеллектов Говарда Гарднера, согласно которой в каждом человеке присутствуют определенные типы интеллектуальных способностей:

  • вербальный;
  • музыкальный;
  • логико-математический;
  • пространственный;
  • телесно-кинестетический;
  • внутриличностный;
  • межличностный.


Гарвардский психолог считает обязательным наличие доминанты, которая стимулируют быстрое постижение или развитие в определенной области. Таким образом, обучающемуся с наиболее развитыми музыкальными способностями проще всего будет изучать иностранный язык именно с использованием музыкальных композиций. Для человека с развитым логико-математическим интеллектом легче всего будет освоить математический английский.

Используя методику CLIL, был разработан материал для проведения урока английского языка в рамках интеграции уроков физической культуры и английского языка. Можно предположить, что большую пользу от такого урока могли бы извлечь обучающиеся с кинестетическим интеллектом, однако и для детей с другими доминантами была бы польза в таком занятии. Далее вы можете ознакомиться с презентацией плана урока, разработанного с применением методики CLIL.

Вывод: даже частичное применение методики CLIL способно принести пользу, развить способности школьников, повысить мотивацию в изучении иностранного языка, обеспечить интерактивность процесса обучения. Благодаря совместному освоению языка и предмета, ученики лучше понимают, как применять языковое знание в жизни.

Читайте также: