Почему город торжок так назвали кратко

Обновлено: 07.07.2024

Город возник, по всей видимости, в IX—X веках, в летописи впервые упоминается под 1139 годом под названием Новый Торг. Торжок входил в Новгородскую Республику, при этом находился на ее юго-восточной границе, поэтому имел, кроме всего прочего, огромное оборонное значение. Из названия понятно, впрочем, что основное назначение города было торговое.

Название "Торжок" происходит от находившегося здесь торга, причем существует некоторая путаница, связанная с первоначальным названием города — Новый Торг.

Торжок (Тверская область): достопримечательности

Славный город Торжок – один из любимейших объектов у туристов-исследователей русской старины! Его ценят за насыщенность достопримечательностями (а их более 400 только официальных!), церквями, соборами, а также за купеческие улочки и патриархальную атмосферу.

Несмотря на явное богатство достопримечательностей многих эпох, архитектуру Торжка в первую очередь связывают с Екатериной Второй и Н.А. Львовым.

Яндекс.Погода

Дата основания Торжка: Х-XI век .
Население города: 45 641 чел. (2018 г.)
Площадь города: 58,8 км²

Сведения о городе Торжке

Немного цифр, преданий и вех истории, чтобы понимание Торжка было полным и всеобъемлющим.

Кратко о городе в цифрах

  • местоположение – 60 км от Твери на северо-запад, расположен по обоим берегам Тверцы на территории Валдайской возвышенности;
  • численность — около 45 тысяч жителей;
  • площадь – около 60 кв.км.
  • транспортная доступность – город стоит чуть в стороне от трассы М10 (М11) Москва—Санкт-Петербург, на ответвлении от Октябрьской железной дороги, добраться с Твери можно на маршрутке (ежедневно несколько рейсов от гостиницы Турист, время в пути час), на электричке (с 2018 года ходит фирменный состав Ласточка, что комфортнее и быстрее обычных электричек), время в пути 1.5 часа).

Принято считать, что город основан в 9-10 веке, в 1139 году он упоминается в летописи. Конечно, места эти были заселены гораздо раньше, но разрозненными племенами. Археологические раскопки показывают, что Торжок основан минимум в 9 веке, но официально про возраст города принято судить по летописям.

В отношении развития и становления Торжка можно говорить о факторе нужности, востребованности государством, чтобы в этом месте был крупный город. Это не умаляет достоинств новаторов, но факт есть факт.

К 10-11 векам новгородцам было выгодно, чтобы Торжок был как крепость и торговая площадка, они его финансировали и поддерживали в этом направлении. В 12-14 веках у Торжка как города было две основные функции – торговая и оборонительная. История и название города (Новый Торг) говорит нам, что торговая функция превалировала.

Древний Торжок, стилизация

Далее Екатерина Вторая способствовала развитию города. Известный тракт Москва-Санкт-Петербург проходил через Торжок, и это не могло сказаться на его благосостоянии. Город рос, креп, формировался архитектурный облик из каменных купеческих особняков.

Герб, флаг и гимн

Торжок — город с более чем десятивековой славной историей имеет флаг, герб и гимны города и области.

Герб был написан Ф. Санти в 18 веке, тогда же и утвержден. Герб и флаг совпадают, на них изображены 6 летящих голубок (три белых, три золотых) на фоне лазоревого неба.

Каких-либо документальных свидетельств, почему был составлен именно такой герб, не сохранилось, каждый волен выдвинуть свою точку зрения. Из наиболее популярных пояснений выделяются два:

  • город шесть (есть мнение, что семь) раз почти полностью разрушался, разорялся и горел, и вот голубки как символ вечной жизни и божьей милости охраняют город и показывают его несокрушимость перед врагами;
  • золотой цвет – знак богатства, удачи, денег, белый – доброты, гостеприимства, чистого сердца новоторов, голубки же всегда были распространены в Торжке, особо почитались.

Гимны города и области восхваляют родной край, заверяют в любви и желают всяческого процветания. В обоих случаях это стихи, положенные на музыку.

Главные достопримечательности города

Конечно, заглавной достопримечательностью города является Борисоглебский монастырь. Он стоит на правом берегу Тверцы и просматривается практически с каждого уголка Торжка, монументальный, нарядный архитектурой, привлекающий внимание, внешне напоминает Большой театр.

Борисоглебский мужской монастырь

Борисоглебский монастырь – древнейший в области, был основан 1038 году (известно из житейской литературы) и назван в честь князей Бориса и Глеба.

Борисоглебский монастырь, Торжок

Борисоглебский монастырь, Торжок

У монастыря трудная судьба, он разорялся, грабился, был в беднейшем положении, но в 16-17 веках началась эпоха возрождения и процветания до 1917 года, когда был закрыт как церковное учреждение. Долгие годы в нем была тюрьма, больница для алкозависимых. Лишь потом, почти век спустя, в 1998 году монастырь вновь стал действующим.

В монастыре проводятся службы, могут присутствовать все желающие, есть гостиница для паломников.

borisoglebskij-muzhskoj-monastyr

Вид на Борисоглебский монастырь, Торжок

Если подняться на верхний ярус надвратной церкви, на город открывается удивительно обширная панорама Торжка.



Торжок – один из древнейших городов Средней России. Точную дату его основания установить невозможно, так как нет письменных документальных свидетельств.

Первое косвенное упоминание имени Торжка в виде прилагательного содержится в отрывке из Лаврентьевской летописи: Лето 6523 (1015 год от рождества Христова) "преподобный Ефрем Новоторжский бе в сия времена" [4]. Ефрем Новоторжский, один из трёх братьев-венгров, слуг князя Бориса, сына святого равноапостольного Великого Киевского князя Владимира. Он основал близ существующего города странноприимный дом (ныне с. Семеновское), а затем монастырь в память о погибших сыновьях святого равноапостольного Великого Киевского князя Владимира – святых братьях мучениках князьях Борисе и Глебе [1].

В результате археологических раскопок последнего времени на территории бывшего Торжокского кремля был обнаружен культурный слой IX – нач. X вв. с остатками деревянных мостовых, верного признака поселения городского типа.

Новгородскими славянами было основано небольшое поселение для торговли с соседними финскими племенами – Торжец, Торговище. Предполагают, что позднее оно было перенесено на более удобное место, на 3-4 км выше по течению Тверцы, и получило название Новый Торг. Этот древний город Верхневолжья упоминается под 1139 г. в Новгородской летописи, где описывается его захват суздальским князем Юрием Владимировичем. Но раскопки, которые производились в 1957 г. археологической экспедицией Института истории материальных культур, позволяют считать, что город был основан в ХI в. И к 1139 году он был уже вполне сложившимся городом, где были развиты ремёсла, существовали определённые экономические и общественные отношения [2]. Однако, П.Д. Малыгин, основываясь на результатах анализа фрагментов, найденных при раскопках в Торжке, считает, что город был основан гораздо раньше – в IX-X веках [6].

Внезапно обрушившаяся на нас пандемия помогла очиститься не только природе, но и душам тех жителей городов-миллионников, у которых была возможность уехать подальше от карантинного гетто с электронными пропусками, хлорными испарениями, закрытыми храмами и парками. А ведь еще недавно многие были уверены, что настоящую жизнь можно вкусить только в многостраничном меню столичной радости и печали, в свете огней большого города, под гулкий шум такси. Даже оказалось, что для перезагрузки совсем необязательно уезжать в деревню, – можно вырваться в исторический городок, где проживает несколько десятков тысяч человек, и процесс самоочищения запустится с троекратной скоростью. Особенно прекрасно вырваться жителю зажатой в карантинных тисках Москвы в древний русский город в пасхальные дни.

Торжок. Вид на Новоторжский Борисоглебский монастырь

Торжок. Вид на Новоторжский Борисоглебский монастырь

Торжок, 1910 г. Фото: Прокудин-Горский

Торжок, 1910 г. Фото: Прокудин-Горский

После строительства Петербурга Торжок стал важным пунктом на пути между двумя столицами. В конце XIX века здесь появляется знаменитое производство золотошвейного шитья по бархату, а в городе работает свыше двух десятков фабрик и заводов. В период Великой Отечественной войны Торжок был прифронтовым городом и важным стратегическим звеном, связующим Москву с Петербургом. Командование фашистских войск придавало огромное значение захвату города, даже была заранее прописана точная дата – 25 октября 1941 года. Однако натиск противника был не только сдержан – в итоге сражение перешло в героическое и успешное для наших войск контрнаступление.


Торжок производит неизгладимое впечатление на тех, кому дорога живая история

Торжок производит неизгладимое впечатление на тех, кому дорога живая история – концентрация исторической застройки превосходит все самые смелые ожидания, при этом нет такого пластмассового послевкусия, каким сейчас страдают многие города Золотого кольца, чересчур увлеченные наращиванием туристического потока – например, Суздаль: вроде красиво, а жизни нет, особенно если отъехать от местного кремля на пару километров в сторону. В Торжке же история и повседневность живет и дышит, согревает тех, кого судьбой занесло на берега Тверцы. Облагорожена набережная, в классическом смысле этого слова, только в ее самой парадной части – напротив городской администрации, и в этом как раз и сокрыта вся соль – можно без помех гулять по утоптанной земле непосредственно у воды, наслаждаться видами раскинувшегося с противоположной стороны реки Новоторжского Борисоглебского монастыря, кормить уточек, сидеть на бревне, свесив ноги в воду, разделяя мысли Онегина на предмет суеты столичной жизни.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери. Торжок

Храм Тихвинской иконы Божией Матери. Торжок

На досуге отобедай
У Пожарского в Торжке,
Жареных котлет отведай
И отправься налегке.

Возвращаясь к теме архитектурного облика города, сложно не упомянуть Спасо-Преображенский собор: путь любого человека на противоположную сторону Тверцы, ведущую к Новоторжскому монастырю и древней части города, проходит по мосту, который заканчивается этим шедевром, авторство которого приписывают самому Росси. Правда, очень тревожит, что всего в нескольких метрах от святыни постоянно проезжает тяжелый транспорт, который так сотрясает все вокруг с утра до вечера, что это может очень печально сказаться на самом соборе, который и так находится в аварийном состоянии. Этот памятник эпохи ампира был возведен во второй декаде XIX века, на месте разобранного в 1815-м году собора-предшественника 1364 года постройки. Сейчас на его территории находится подворье Нило-Столобенской пустыни.

Историческая часть Торжка встречает Новоторжским Борисоглебским монастырем и памятником святому Ефрему

Историческая часть Торжка встречает Новоторжским Борисоглебским монастырем и памятником святому Ефрему


Благовещенская церковь. Торжок

Благовещенская церковь. Торжок По соседству с Борисоглебским монастырем возвышается на высоком холме Благовещенская церковь, которую новоторы называют Михайло-Архангельской. Храм был основан в XVII веке, в XX веке разделил участь большинства: был разорен и осквернен большевиками и закрыт в 1936-м году. Однако вскоре после окончания Великой Отечественной войны он был снова открыт, и вплоть до 1995 года Михайло-Архангельская церковь оставалась единственной действующей в Торжке. Расписание богослужений не дежурно распечатано на принтере, а написано каллиграфическим почерком, с выделенными красным ключевыми богослужениями недели, а субботнее всенощное бдение, начинающееся в 15 часов, особенно растрогало. В самый разгар дня находиться в храме, славить Бога, а после службы иметь свободный вечер – разве это не прекрасно?

Настоятель храма и благочинный Торжокского района, митрофорный протоиерей Николай Алексеев, гостеприимно встречает любого посетителя, даже абсолютно незнакомого (а именно таким я и оказалась), в лучших православных традициях: любой гость – от Бога. Жители крупных городов уже редко с таким сталкиваются: из-за большого потока народа и серьезных расстояний священники не всегда могут уделять внимание каждому, а в небольших городах ситуация другая. Отец Николай родился на Николу Вешнего, 60 лет назад, в Старице, по соседству с Торжком, рос в обычной семье, армию проходил в войсках ВДВ в Литве, после чего окончил семинарию и стал иподиаконствовать у будущего митрополита Алексия (Коноплева), который затем рукоположил будущего батюшку в диаконы. После переезда в Смоленск в конце 1980-х годов будущий Патриарх Кирилл, тогда митрополит Смоленский и Калининградский, рукополагает отца Николая в священники.

Протоиерей Николай Алексеев

Протоиерей Николай Алексеев

– Отец Николай, как вы пришли в Церковь?

– Благодаря нашим бабушкам у нас уже было заложено семя веры, ходили на Пасху в церковь, после чего нас отчитывали в школе. Я иногда анализирую, почему я священником стал – к этому привело тогдашнее безбожье и фальшивость жизни, думаю, что также это был протест. Я родился в старинной Старице, где до революции было 17 храмов, и все они разрушены. Это постоянно наводило на мысли: а почему, а зачем, а для чего. Если все это связано с нашей историей, то зачем такой труд попран? Тоска по раю есть у каждого человека.

Тоска по раю есть у каждого человека

После моего рукоположения в священники будущий Патриарх Кирилл направляет меня служить в поселок Озерный на границе с Тверской областью, где мы всего за полтора года на пожертвования простых людей построили храм, который впоследствии освящал владыка Кирилл. Затем он перевел меня служить благочинным и настоятелем кафедрального собора в Вязьме, постройка XVI века, находившаяся в аварийном состоянии – с трещинами размером в кулак, – его мы тоже постепенно привели в порядок. Принялись за строительство церкви в доме престарелых, которую я сам и называл – церковь Самсония Странноприимца. Это была пора восстановления храмов и приходов, строительство новых церквей.

Во время визита в Торжок Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, 21 июля 2019 г.

Во время визита в Торжок Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, 21 июля 2019 г.

По линии церковной миссии приходилось бывать в Польше, Чехии, Словакии, Германии, Австрии, Бельгии, Франции, Люксембурге, Нидерландах, Ираке, Сирии. В Ирак мы ездили еще при Хуссейне – тогда мы организовывали визит митрополита Кирилла. Когда ездили по стране, она находилась в состоянии блокады, и была страшная девальвация денег – их носили сумками, и они ничего не стоили, все выдавали по карточкам.

– А как вы оказались в Торжке?

– Сюда меня перевели из Вязьмы. Вскоре тут появилось Торжокское и Старицкое благочиние, ведь количество приходов увеличилось, поэтому и было разделено. Здесь моя деятельность все также связана с восстановлением храмов.

Батюшка, как вы думаете, спасаться человеку сейчас проще, живя в провинциальной России или в больших городах?

– Авраам и в Содоме спасся. Можно бесчинствовать и в деревне, а можно и в большом городе жить благочестивой жизнью – ко мне много москвичей приезжает. Более того, я вам скажу, интенсивная столичная жизнь – она-то иногда как раз людей и наводит на мысль о спасении. А в провинцию они чаще всего приезжают на отдых и думают, что тут идиллия, а на самом-то деле тут свои страсти.

– А какие?

Можно бесчинствовать и в деревне, а можно и в большом городе жить благочестивой жизнью

– Вы были очевидцем возрождения Православия в нашей стране, и на протяжении многих десятилетий. Изменился ли наш народ за это время?

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Благовещенском храме во время своего визита в Торжок 21 июля 2019 г.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Благовещенском храме во время своего визита в Торжок 21 июля 2019 г.

Но, с другой стороны, во времена Царя Константина, когда он объявил христианство официальной религией, государственно значимой, сам принял христианство, туда повалили язычники. А что стало реакцией Церкви на это? Образовалось монашество, потому что христиане не могли видеть этого обмирщения Церкви, ведь до Царя Константина образ жизни даже семейных христиан был очень аскетичен. И убить могли в любое время, понимаете? И самые ревностные стали уходить в монастыри, образовалось монашество. А Церковь стала заполняться многими мирскими понятиями. Люди, которые шли креститься, делали это не ради Иисуса, а ради хлеба. Вот это у нас сейчас тоже наблюдается, многие почувствовали конъюнктуру, в том числе и духовенство, его ментальность. У старых священников, которых я знал, такого не было. Но таких людей нельзя осуждать, памятуя о мучениках Древнего Рима: тогда был один актер, он должен был выступить с каким-то сатирическим или юмористическим номером и высмеять христиан. Он начал играть, но на него нашло чувство, он уверовал, и прямо со сцены он начал на весь театр по-настоящему проповедовать Христа, за что и был казнен.

– Какой вы видите старую и новую Россию?

Следующая наступила через 100 лет, в 1914-м году. В стране с 1814 по 1914 гг. население удвоилось, а сколько войн тогда было и эпидемий. А первые фельдшерские пункты у нас в деревнях появились только после земских реформ, т.е. подавляющее количество населения жило в деревнях, без особой медицинской помощи, если не считать знахарок, и тем не менее население удвоилось. А с 1914 по 2014 наше население в два раза уменьшилось. О чем это говорит? Не было абортов и была высокая рождаемость, поэтому население увеличивалось. Аборты появились при Советах, наша страна стала первой в мире, которая их узаконила. И, имея такую статистику и взращенные коммунистами идеалы, перед нами стоит серьезный вопрос сохранения восточных территорий, имея рядом серьезных соседей.

– Батюшка, Торжок произвел на меня невероятное впечатление, но очень жаль, что такое количество прекрасных храмов все еще не восстанавливаются. Можно ли с этим что-то сделать?

– Многие храмы уже отреставрированы, но есть и те, которым это только предстоит. Еще хочу отметить, что сейчас не особенно много людей у нас наполняют храмы. И эпидемия это еще больше подтвердила. Очень жаль, что коммунисты стали инициаторами развала и разгрома наших храмов, используя государство. Ведь именно той государственной властью храмы были приведены в такое состояние, а не народом. Если бы церкви не трогали, то помаленьку, даже в условиях свирепствования атеистической пропаганды, думаю, что все равно народ бы эти святыни поддерживал. А ведь что было сделано: отняли – закрыли – привели в некультовый вид, многие храмы здесь были взорваны. Считаю, что обязанность государства – восстановить разрушенные по всей стране храмы, особенно это важно для сельской местности. Другой вопрос – будут ли они использоваться как религиозные учреждения или нет.

Обязанность государства – восстановить разрушенные по всей стране храмы

Мы уже покрыли крыши около 30 сельских храмов в Старицком и Торжокском районах, чтобы они не разваливались дальше. Сейчас очень остро стоит сейчас проблема отношения к нашему культурному наследию. Я был в одном храме 40 лет назад, он был в прекрасном состоянии – заходи и служи. Стоял каркас иконостаса, две или три иконы на самом верху – видимо, разорители так и не могли снять, – плиточный пол. Приехал я туда 40 лет спустя: видимо, кто-то обрезал стяжки, и храм обрушился, одни руины.


Возможно, что осталось всего одно десятилетие, максимум два, чтобы приложить максимум усилий для того, чтобы не позволить этим храмам превратиться в руины, их нужно срочно сохранять. Церковь этим занимается в меру своих сил, сколько можем, мы делаем, но для всех этих процессов нужны такие средства, которых мы не имеем. Сейчас нам дали Спасо-Преображенский собор, надеюсь, что будет восстанавливаться и Воскресенский монастырь XVI века, закрытый в 1920-е гг.

– Помимо того, что Торжок – незабываемый старинный город, куда хочется возвращаться снова и снова, очень трогает атмосфера храма, богослужение, открытость прихожан к гостям.

– Народ у нас просто замечательный, прихожане помогают нам во всем, сохраняют традиции. Все время прихожанки приходят бескорыстно, убирают храм, дежурят каждый день, а ведь это сейчас уже редкость, сейчас все везде больше за деньги. А у нас эта традиция помогать передается от мамы к дочке, от дочки к внучке и так далее. Женщины выходят на пенсию, но многие считают для себя почетным хотя бы раз в неделю приходить и ухаживать за храмом.

Читайте также: