Чем отличаются специальные латуни от обыкновенных кратко

Обновлено: 07.07.2024

Специальные латуни значительно более устойчивы против коррозии, чем простые латуни; последние сравнительно мало применяются в химическом машиностроении в качестве химически стойких конструкционных материалов. [2]

Специальные латуни ( ЛА77 - 2, ЛАЖ60 - 1 - 1, ЛАН59 - 3 - 2 ЛК80 - 3, ЛМц58 - 2 и др.) могут содержать, кроме цинка, алюминий, кремний, железо, никель и другие компоненты. [3]

Специальная латунь ( например, ЛЦ23А6ЖЗМц2, ГОСТ 17711 - 80) в зависимости от легирующего элемента имеет специфические свойства. Алюминий повышает твердость, прочность, коррозионную стойкость латуни, но понижает пластичность, железо улучшает механические свойства, марганец увеличивает прочность и упругость без понижения пластичности. [4]

Специальные латуни можно условно подразделить на три группы: 1) латуни повышенной устойчивости против коррозии, 2) повышенной прочности и 3) с повышенными антифрикционными свойствами. [5]

Специальная латунь , кроме буквы Л, маркируется условными обозначениями легирующих элементов: Ж - железо, Мц - марганец, Н - никель, О - олово, К - кремний, С - свинец. Количество элементов указывается цифрами. [6]

Специальная латунь , кроме буквы Л, маркируется условными обозначениями легирующих элементов: Ж - железо, Мц - марганец, Н - никель, О - олово, К - кремний, С - свинец. Количество элементов указывается цифрами. Например, марка ЛС59 - 1 обозначает свинцовистую латунь, в которой содержится 59 % меди, 40 % цинка и 1 % свинца. [7]

Специальные латуни маркируются дополнительно буквами, обозначающими легирующие элементы: А - алюминий, Мц - марганец, К - кремний, С - свинец, О. [9]

Специальные латуни по прочности не уступают даже некоторым конструкционным сталям. [10]

Специальные латуни по коррозионной стойкости не уступают меди. Введение в простую латунь алюминия, марганца или никеля повышает стойкость сплава к атмосферной коррозии, а введение кремния - в морской воде. [11]

Специальные латуни для деталей, подверженных высоким нагрузкам, стойкие против действия морской воды, и для деталей, получаемых горячей штамповкой, содержат примерно 54 - 62 % меди, соответствующее количество цинка, а также добавки марганца, железа, олова и алюминия. С помощью этих добавок достигается предел прочности до 70 кг / мм2 наряду с другими желаемыми свойствами. [12]

Специальная латунь , кроме буквы Л, маркируется условными обозначениями легирующих элементов: Ж - железо, Мц - марганец, Н - никель, О - олово, К - кремний, С - свинец. Количество элементов указывается цифрами. [13]

Специальные латуни , содержащие различные элементы, имеют определенные свойства и строение сплава. Введение в сплав до 4 % А1 позволяет обрабатывать давлением латунь, увеличивает твердость, прочность и предел текучести. Антикоррозийные свойства повышаются за счет образования окисной пленки алюминия, защищающей поверхность латуни от действия атмосферы. [14]

Специальные латуни по прочности не уступают даже некоторым конструкционным сталям. Латуни с содержанием 85 - 96 % меди и небольшим содержанием цинка называются томпаком. Латуни разделяются на литейные ( применяемые для фасонного литья) и латуни, обрабатываемые давлением. [15]

ЛАТУНЬ (нем. - Messing, англ. - Brass), сплав меди с цинком, иногда с различными добавками других металлов (свинец, железо, алюминий, марганец и др.). Практическое значение имеют сплавы с содержанием до 50% цинка. По технологическим свойствам и строению латуни могут быть разделены на две основных группы: а) латуни с содержанием меди выше 63% (α-латунь) - весьма вязкий сплав; хорошо обрабатывается вхолодную на листы, ленты, проволоки, штампованные изделия (посуда, гильзы и др.); прокатка вгорячую возможна только при очень чистых сортах применяемого цинка (двойной рафинировки или электролитной; свинца не более 0,02—0,03%); б) латуни с содержанием меди (Cu) 63—54% (α + β-латунь), хорошо выдерживающие прокатку, штамповку в горячем состоянии, отличающиеся высоким сопротивлением на разрыв, особенно с прибавкой других металлов (специальные латуни).

Многочисленным сортам и составам латуни Промстандарт ВСНХ дает следующую классификацию. Металл 401: томпак - Л. Т. 90 и Л. Т. 85 с содержанием меди соответственно 92—87% и 87—82% и латунь - Л. 72 и Л. 68 с содержанием меди 74—70%, 70—67% по строению и свойствам принадлежат к группе α-латуни; сумма остальных примесей не превышает 0,2%; латунь - Л. 65 и Л. 60 (меди 67—63% и 63—59%) принадлежит ко 2-й группе; содержание свинца допускается до 0,4%, остальных примесей до 0,6%; мунц - Л. С. 64 и Л. С. 59 с содержанием меди 67—63% и 61—57% и свинца 1,2—2,5% (присутствие свинца весьма облегчает обработку резцом), остальных примесей от 0,3—до 0,5%; латунь морская - Л. М. 70 и Л. М. 62, содержание меди 71—69% и 63—61% и олова 1—1,5%; остальных примесей 0,2—0,4%; Латунь под названием Айх-металл в литом виде имеет временное сопротивление на разрыв 40,3 кг/мм 2 . Морская латунь применяется на листы для обшивки судов (адмиралтейский сплав). Присутствие олова повышает сопротивление коррозии (особенно действию морской воды). Морская латунь может быть отнесена к группе специальных латуней, которых имеется значительное количество с самыми разнообразными названиями в зависимости от вводимых примесей или от имени изобретателя и фирмы. Состав некоторых из них приведен в таблице.

Латунное литье применяется для фасонных частей, главным образом арматуры неответственного назначения, различных деталей, где можно дать более дешевый, чем бронза, материал с механическими свойствами: сопротивление на разрыв 16—20 кг/мм 2 , удлинение 25—12%; НВг (твердость по Бринеллю) 50—60.

Многокомпонентные латуни представлены в большей разновидности, чем простые.

Легирующие элементы латуни, среди которых основными являются кремний, марганец, свинец алюминий, железо и никель, оказывают существенное влияние на свойства латуней:

· Олово способствует повышению прочности и коррозийной стойкости латуней в морской воде;

· Марганец (особенно сочетаясь с оловом, железом и алюминием), а также никель повышают устойчивость сплава к коррозии и его прочность;

· Свинец, входящий в состав сплава, ухудшает его механические свойства, обеспечивая при этом лёгкость в обработке резанием, поэтому латуни, которые предполагают дальнейшую обработку см помощью станков-автоматов, имеют именно свинец в качестве основного легирующего элемента;

· Содержание кремния в сплавах из латуни негативно сказывается на их прочности и твёрдости. Однако если латуни легированы одновременно свинцом и кремн6ием, их антифрикционные свойства повышаются, и такие латуни могут заменить более дорогостоящие сплавы (например, оловянные бронзы).

Специальные латуни применяются:

· Деформируемые латуни ЛАЖ60-1-1 применяются в качестве прутков, труб, ЛЖМц59-1-1 и ЛС59-1 в качестве труб, прутков, полос, проволоки

· Литейные латуни ЛЦ40Мц3Ж применяются в деталях, сложных по своей конфигурации, гребных винтах и лопастях и др.; ЛЦ30А3- детали, устойчивые к коррозии; ЛЦ40С нашли применение в арматуре, сепараторах шариковых втулках и др.

  • добычу алюминиевых руд;
  • производство глинозёма (окиси алюминия) из руд или концентратов;
  • производство электродов и анодной массы;
  • производство фтористых солей (криолита, фторидов алюминия и натрия);
  • выплавку металлического алюминия;
  • получение полуфабрикатов из алюминия.

Фрикционные узлы принадлежат к наиболее важным узлам в машинах, так как они в первую



очередь определяют их надежность, долговечность и безопасность.

Спеченные фрикционные материалы предназначены для работы в различных передаточных

узлах - тормозах и сцеплениях. Кроме того, фрикционные материалы могут работать в разных

условиях нагружения и разных условиях смазки - в сухую и специальных маслах. Спеченные

фрикционные элементы изготавливают методами порошковой металлургии в виде сегментов,

плиток и дисков. Особенностью большинства фрикционных материалов является то, что они в

процессе приготовления материала наносятся на несущие каркасы - подложки. Спеченные

фрикционные материалы выпускают промышленным методом на основе меди и железа. В

качестве фрикционных добавок, вводимых в металлическую порошковую матрицу, используют частицы преимущественно остроугольной формы из полевого шпата, мулата, кианит, нефелин

Многокомпонентные латуни представлены в большей разновидности, чем простые.

Легирующие элементы латуни, среди которых основными являются кремний, марганец, свинец алюминий, железо и никель, оказывают существенное влияние на свойства латуней:

· Олово способствует повышению прочности и коррозийной стойкости латуней в морской воде;

· Марганец (особенно сочетаясь с оловом, железом и алюминием), а также никель повышают устойчивость сплава к коррозии и его прочность;

· Свинец, входящий в состав сплава, ухудшает его механические свойства, обеспечивая при этом лёгкость в обработке резанием, поэтому латуни, которые предполагают дальнейшую обработку см помощью станков-автоматов, имеют именно свинец в качестве основного легирующего элемента;

· Содержание кремния в сплавах из латуни негативно сказывается на их прочности и твёрдости. Однако если латуни легированы одновременно свинцом и кремн6ием, их антифрикционные свойства повышаются, и такие латуни могут заменить более дорогостоящие сплавы (например, оловянные бронзы).

Специальные латуни применяются:

· Деформируемые латуни ЛАЖ60-1-1 применяются в качестве прутков, труб, ЛЖМц59-1-1 и ЛС59-1 в качестве труб, прутков, полос, проволоки

· Литейные латуни ЛЦ40Мц3Ж применяются в деталях, сложных по своей конфигурации, гребных винтах и лопастях и др.; ЛЦ30А3- детали, устойчивые к коррозии; ЛЦ40С нашли применение в арматуре, сепараторах шариковых втулках и др.

  • добычу алюминиевых руд;
  • производство глинозёма (окиси алюминия) из руд или концентратов;
  • производство электродов и анодной массы;
  • производство фтористых солей (криолита, фторидов алюминия и натрия);
  • выплавку металлического алюминия;
  • получение полуфабрикатов из алюминия.

Фрикционные узлы принадлежат к наиболее важным узлам в машинах, так как они в первую

очередь определяют их надежность, долговечность и безопасность.

Спеченные фрикционные материалы предназначены для работы в различных передаточных

узлах - тормозах и сцеплениях. Кроме того, фрикционные материалы могут работать в разных

условиях нагружения и разных условиях смазки - в сухую и специальных маслах. Спеченные

фрикционные элементы изготавливают методами порошковой металлургии в виде сегментов,

плиток и дисков. Особенностью большинства фрикционных материалов является то, что они в

процессе приготовления материала наносятся на несущие каркасы - подложки. Спеченные

фрикционные материалы выпускают промышленным методом на основе меди и железа. В

качестве фрикционных добавок, вводимых в металлическую порошковую матрицу, используют частицы преимущественно остроугольной формы из полевого шпата, мулата, кианит, нефелин

Латунь представляет собой сплав меди с цинком. Процентное соотношение металлов может варьироваться, в среднем медь составляет около 70%, а цинк — порядка 30%. Латунные сплавы обладают уникальными эксплуатационными характеристиками и используются в производстве различных катанных деталей — полос, листов, плит, проволоки, прутков и других, для которых важна текучесть, пластичность, деформируемость и способность к обработке.

Классификация латуни

изделия из латуни

По составу латунь бывает следующих типов:

В зависимости от технологии производства и обработки, латунные сплавы делятся на:

  • деформируемые (такие как проволока, пруток, лист, труба, лента);
  • литейные (разнообразные приборы, арматура, подшипники).

Физико-химические свойства

Латунь имеют желто-золотистый оттенок, за счет чего материал часто используется при изготовлении художественных украшений. Материал отличается высокой пластичностью, коррозионной устойчивостью и антифрикционными характеристиками. Физические свойства позволяют проводить полировку, ковку, газовую и дуговую сварку, пластическую деформацию металла.

Температура плавления зависит от процента содержания цинка: при его повышении, точка плавления снижается. В среднем она составляет 880-940 градусов Цельсия. На открытом воздухе поверхность латуни окисляется и темнеет, поэтому нередко ее обрабатывают специальным защитным лаком.

Изделия из латуни по своим химическим свойствам отличаются от предметов из других металлов. Устойчивость к окислению и коррозии значительно выше, чем у меди, зато последняя имеет лучшую электро- и теплопроводность. Латунные сплавы проще обрабатывать, но они проигрывают в прочности, например, изделиям из бронзы.

свойства латуни

Влияние легирующих компонентов в составе латуни

Для того чтобы изменить структуру и свойства латуни, могут добавляться дополнительные легирующие добавки:

  • олово — существенно повышает прочность и невосприимчивость к коррозии в морской воде, за счет чего такие сплавы называют морскими и используются в кораблестроении;
  • марганец — также влияет на прочность и антикоррозийность, часто добавляется в сочетании с железом, оловом и алюминием;
  • никель — нейтрализует окислительные процессы и повышает характеристики металлоизделия в соленой воде и щелочных средах, что особенно важно в химической промышленности;
  • кремний — снижает твердость и стоимость изделия, но повышает антифрикционные свойства и способность к сварке;
  • свинец — уменьшает механическую прочность, упругость и пластичность, но облегчает резку материала на станках-автоматах, за что такие латуни получили название автоматных;
  • алюминий — дает защитное пленочное покрытие на поверхности сплава, которое снижает летучесть и тормозит окислительные процессы.

Методы получения

В соответствии с принятым ГОСТ, латунь получают из медного сырья, которое обжигается в огнеупорных тиглях или индукционных отражательных печах. Во избежание вреда здоровью, плавка осуществляется под вытяжной вентиляцией. Затем в раскаленный состав добавляют кусковой цинк и прочие добавки, дотапливают до однородной массы и разливают по формам. Готовые изделия сортируют по степени закалки и старения.

Область применения

Отличные эксплуатационные характеристики материала позволяют использовать его максимально широко, в разнообразных отраслях промышленности:

    представляет собой плоский металлопрокат толщиной от 25 мм. Бывает мягкой, полутвердой, твердой и особо твердой. Основные сферы использования — промышленность, строительство и отделочные работы. имеет меньшую толщину и применяется в полиграфической деятельности, машино- и приборостроении, энергетической, электротехнической и химической промышленности. может изготавливаться в различном сечении и размере, за счет чего востребована в таких отраслях, как жилищно-коммунальное и электроэнергетическое хозяйство, приборо- и автомобилестроение. Может служить для производства батарей, радиаторов, резисторов, конденсаторов и запорной арматуры. — протяженный металлический профиль малого диаметра, находит применение при разработке электротехнических приборов, пружин, часовых механизмов, станков, трансформаторов, переходников, в оснащении автомобильной и авиационной техники, элементов дизайна интерьера и в ювелирном деле. является также длинномерным изделием, может иметь округлую или прямоугольную форму сечения. Используется в строительстве и в качестве сырья и запорной арматуры для изготовления оборудования. необходима для изготовления крепежных элементов (гаек, болтов, саморезов), строительных и штампованных конструкторских деталей.

Различия наиболее популярных латунных сплавов

Раскроем особенности самых известных и востребованных сплавов:

Заполните данные ниже и наши менеджеры обязательно свяжутся с Вами в самое ближайшее время, а также проконсультируют по интересующим вопросам

Читайте также: