Музыкальная школа какое направление внеурочной деятельности

Обновлено: 08.07.2024

для обучающихся 1 класса:

образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, основанных на свободе выбора учащимся сфер и форм познания, деятельности и творчества, права на гарантию качества получаемых услуг;

для педагогических работников:

программа определяет приоритеты в содержании начального общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования.

Рабочая программа содержит: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учётом специфики учебного курса; 2) общую характеристику учебного курса; 3) описание места учебного курса в учебном плане; 4) описание ценностных ориентиров содержания учебного курса; 5) планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса; 6) календарно-тематическое планирование; 7) формы контроля; 8) методические рекомендации; 9) учебно-методическое и материально-техническое обеспечения образовательного процесса.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию обще-интеллектуальной культуры учащихся на ступени начального общего образования являются:

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Методическое письмо МО РФ № 03-296 от 12 мая 2011 года "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".

с оздание условий для развития творческих способностей и духовно-нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальную деятельность.

Задачи внеурочной деятельности:

развитие голоса, музыкального слуха и памяти, чувства ритма;

формирование у учащихся практических умений и навыков (чистота интонирования, артикуляция и дыхание);

развитие умения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

формирование уровня знаний детей в области музыкальной культуры, развитие их музыкальных представлений и художественного вкуса;

воспитание у детей эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры, умения работать в коллективе, настойчивости и целеустремлённости в преодолении трудностей учебного процесса, ответственности за творческий результат;

формирование у детей интереса к музыке, накопление музыкально-творческого опыта.

Обоснование выбора программы

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Нет человека, который не любит музыку. Сердце каждого ребенка открыто для музыки. Надо только верить, что все дети талантливы.

Очень важно, какую мы предлагаем музыку детям. Маленький ребенок, начиная свое знакомство с музыкой с относительно простых мелодий, незаметно для себя оказывается на пути, который приведет его к пониманию всего лучшего. Пройти этот путь позволяет тесная связь музыки с жизнью, с другими видами искусства. Музыка должна пробуждать в ребёнке чувство радости, стремления двигаться, улыбаться. Ведь именно те звуки, которые он слышит, откладываются в его подсознании и влияют на будущее.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить музыкальный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.

именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Программа предназначена для:

развития музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, восприимчивости, способности к сопереживанию;

раскрытия творческих способностей в различных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений);

повышения уровня знаний в области музыкального искусства своего народа и других народов.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

1 класс - 1 час в неделю, 33 часа в год.

4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:

- Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству.
- Приобщение учащихся к шедеврам музыкальной культуры – народному музыкальному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира.
- Воспитание патриотических чувств, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно – нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье.
- Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие : формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

При составлении программы и методики её реализации были учтены принципы реализации внеурочной деятельности такие как:

Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом. Вовлечение каждого ребёнка в активную деятельность.

Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности. Учёт возрастных особенностей детей.

Единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования.

Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Связь теории с практикой.

Отличительными особенностями программы являются:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;

- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы, музыки, изобразительного искусства и вокал);

- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Формы и методы обучения:

Форма занятий - групповые и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с солистами для отработки сольных партий. Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры, конкурсы, викторины, беседы, концерты и праздники.

Постановка музыкальных номеров к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников - все это направлено на приобщение детей к музыкальному искусству и мастерству.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся вокально-хоровой работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Дети учатся выразительному исполнению музыкальных произведений на шумовых инструментах, народных песен и попевок, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают музыкальный образ таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок.

Важной формой занятий в данной программе являются встречи с музыкантами нашего города Саранска, учащимися школы Искусств № 7 , просмотр музыкального спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, мультфильмов, посещение театров, концертов, отзывы о просмотренных концертных программах, спектаклях.

Беседы о музыке знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического музыкального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль музыки. Все это направлено на развитие духовной культуры детей.

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необход имую информацию по теме. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности :

- хоровое и ансамблевое пение;

-слушание различных интерпретаций исполнения;
- пластическое интонирование;

- движения под музыку;

-элементарное музицирование на простейших ударно-шумовых инструментах.

Используемые методы и приемы обучения:

- наглядно – слуховой (аудиозаписи);

- наглядно – зрительный (мультимедиа);

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово);

- практический (показ приемов исполнения, импровизация);

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ).

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

- эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения;

- эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;

- положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности и творческой;

- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;

- уважение к чувствам и настроениям другого человека.

Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;

- выполнять действия в устной форме;

- осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

- самостоятельно включаться в творческую деятельность;

- осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели;

- осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;

- исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);

- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

- принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;

- следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.

Предметные результаты реализации программы

- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
- уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
- стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе; включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им;

- строить музыкальную деятельность в разных жанрах;

- чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Разбуди свой голосок.

Тема занятия

1 раздел. Разбуди свой голосок (4 часа)

Знакомство с голосовым аппаратом .

Вокально-хоровая работа. Певческая установка. Дыхание.

Вокальные приемы: звукоизвлечение, звуковедение. Голосовые игры. Распевки.

2 раздел. Музыкальный калейдоскоп (27 часов)

Детский фольклор: п отешки, дразнилки, скороговорки, колыбельные.

Песенки из мультфильмов.

Осень: поэт, художник, композитор

Что у осени в корзинке?

Музыкальные игры и загадки.

Мы школьниками стали!

Зима: поэт, художник, композитор.

Новогодний карнавал. Хороводные песни и шутки. Игры.

Россия – Родина моя.

Мой папа – хороший.

Весна: поэт, художник, композитор.

Мамин день 8 марта.

Музыкальные инструменты от древности до современности.

Краски музыки и голоса.

Необычные звуки и голоса.

Оркестр. Виды оркестров.

Волшебный перестук. Ударно-шумовой оркестр.

Дружба крепкая не сломается.

Добрым быть совсем не просто.

Пусть всегда будет солнце!

Лето: поэт, художник, композитор.

3 раздел. Ярмарка талантов (2 часа).

Споемте вместе, друзья!

Итого: 33 часа.

Введение. – 1 ч.
Организационное занятие. Объяснение целей и задач внеурочной деятельности. Распорядок работы, правила поведения. Инструктаж по технике безопасности. Форма: занятие-беседа.

Знакомство с голосовым аппаратом . – 1 ч.
Что такое голос? Беседа о том, как нужно беречь голос, о певческой посадке и постановке корпуса. Форма: з анятие-знакомство.

Разнообразие песен о маме. Развитие эмоциональной сферы детей через исполнение песен о маме. Форма - групповые игры, сольное и хоровое пение с использованием музыкально – сценического действия.
Зима: поэт, художник, композитор. – 1 ч.

Времена года — зима, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года - зимы. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о зиме. Как композиторы рисуют музыкой холодное время года . Разучивание песен о зиме. Форма: интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
Новогодний карнавал. Хороводные песни и шутки. Игры. – 1 ч.

Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово. Рождественские славянские песнопения и колядки. Роль обрядовых песен в жизни русского человека в старину и в современное время.

Споемте вместе, друзья! – 1 ч.
Подготовка к музыкальному концерту из изученных песен, инсценировка народных песен, музыкальных сказок. Умение петь вместе, ориентируясь на звучащую музыку; умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения.
Форма: сольное и хоровое пение с использованием музыкально – сценического действия.

Ярмарка талантов. – 1 ч.
Музыкальный концерт из изученных песен, инсценировка народных песен, музыкальных сказок. Умение петь вместе, ориентируясь на звучащую музыку; умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения. Форма: музыкальный концерт.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формы и виды внеурочной музыкальной деятельности детей в условиях реализации ФГОС .

Внеурочная музыкальная деятельность содержит в себе комплексный подход ко всем видам музыкальной деятельности. Она нацелена на поддержание интереса детей к музыке. Школьники получают заряд положительных эмоций от демонстрации своих музыкально-творческих результатов в самых разных формах. Это могут быть выступления детей перед родителями или совместно с ними, участие в музыкальных фестивалях, конкурсах, смотрах, концертах или показ театрализованного представления.

Можно выделить четыре основных направления в деятельности:

вокально-хоровая – развитие вокально-хоровых навыков;

музыковедческая - знакомство учащихся с композиторами и музыкальными произведениями, расширение музыкального кругозора учащихся, формирование их слушательской культуры, развитие умения анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни; проходит в форме гостиных, вечеров музыки;

творческая – представление музыкальных сказок, спектаклей, шоу-программ, викторин;

концертно-исполнительская - повышение исполнительского мастерства на концертах, фестивалях, конкурсах).

Ведущее значение в деле приобщения школьников к музыкальному искусству отводится хоровому пению. Именно поэтому в программе большая роль отводится этому виду деятельности. Хоровое пение обладает возможностью эстетического воздействия на коллектив и исполнителей и слушателей. Оно создает условия для непосредственного музыкального общения в совместных, дружных действиях.

Хоровое пение развивает учебные навыки и умения, которые пригодятся школьникам не только для успешного обучения в другой образовательной области, но и в последующей профессиональной деятельности: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения, умения и навыки коллективной деятельности. Содержание певческого репертуара нацелено на развитие у ребенка позитивного отношения к окружающему миру через постижение им эмоционально-нравственного смысла каждого музыкального произведения, через формирование личностной оценки исполняемой музыки.

Большое значение для результативности внеурочной деятельности имеет совместная музыкальная деятельность коллектива учителей, детей и их родителей, которая проявляется в создании музыкальных театров, музыкально-литературных композиций, гостиных, в совместном посещении спектаклей, концертов с их последующим обсуждением.

Приглашая в школу преподавателей и учащихся музыкальной школы, можно устраивать интересные мастер-классы и музыкальные гостиные. Это поможет приобщить школьников к шедеврам отечественной и мировой музыкальной культуры.

Для детей очень интересна работа в школьной творческой мастерской: занятия мелодической импровизацией и сочинение оперы, постановка музыкальной сказки, музыкальная живопись и театрализованный концерт и т.д.

Желающие могут заняться здесь поисково-исследовательской деятельностью, создается возможность формировать у школьников способность искать и находить ответы на многие свои вопросы.

В такой работе часто бывают задействованы учителя, друзья, члены семьи школьников (проводится анкетирование, изучается большое количество разнообразных материалов), что даёт дополнительный импульс к дальнейшему эстетико-культурному развитию учеников.

В своей совокупности различные виды музыкальной деятельности создают необходимые условия для полноценного вхождения ребенка в окружающий мир, для понимания социальной реальности и повседневной жизни, для познания жизни людей и общества, для получения опыта самостоятельного социального действия.

Результаты внеурочной деятельности

I уровень

- приобретение школьниками социальных знаний (выступление и посещение концертов, восприятие и слушание музыкальных произведений; беседы о музыке, викторины исполнение песен, посещение гостиных);

- понимание социальной реальности и повседневной жизни (посещение гостиных, выступления на концертах, посещение спектаклей, знакомство с шедеврами музыкальной культуры);

- умение анализировать и правильно оценивать различные явления в окружающей жизни (посещение спектаклей, концертов, слушание музыки);

- приобретение знаний об общественных нормах поведения (посещение и выступление на концертах, фестивалях).

II уровень

- формирование ценностного отношения к социальной реальности ( выступления на концертах, фестивалях, конкурсах, спектаклях);

- формирование позитивного отношения к нормам морали и нравственности выступления на концертах, фестивалях, конкурсах, спектаклях);

- позитивное отношение к своему здоровью ( выступления на концертах, фестивалях, конкурсах, спектаклях).

III уровень

- приобретение школьниками опыта социальных знаний (благотворительные концерты пожилым людям, ветеранам, детям детского сада, детям с ограниченными возможностями).

Решение задач программы внеурочной музыкальной деятельности в комплексе способствует достижению основной цели - формирование духовно-нравственной, творческой и культурной личности.

Новым для школьников являются разнообразные творческие задания в музыкальном клубе и творческой мастерской: это различные музыкальные игры, импровизации, творческие этюды, театрализации.

Система творческих заданий разного уровня сложности, которая основывается на принципах систематичности, последовательности и индивидуализации способствует общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает активность, самостоятельность, развивает воображение и образно - ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.

Постепенное усложнение творческих заданий, их содержания и направленности способствует обогащению музыкального опыта и творческих возможностей учащихся.

Творческие задания в различных видах музыкальной деятельности должны стать не только основой формирования конкретных творческих навыков, но и активным средством развития творческой личности.

Творчество во внеурочной деятельности представляет собой познавательно-поисковую музыкальную деятельность, где учащиеся приобретают музыкально-слуховые представления, знания, умения, навыки и применяют их в новых условиях, в различных видах музыкальной деятельности.

В ходе реализации программы внеурочной деятельности

решаются задачи :

Образовательные :

- формировать у учащихся средствами музыкального искусства эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни;

- формировать знания о музыке, многообразии музыкального искусства, специфики музыкального языка и его выразительных средств.

Развивающие :

- развивать у детей творческий и эмоционально-эстетический отклик на произведения искусства;

- развивать музыкально-творческие способности учащихся;

- развивать воображение и фантазию на основе творческих заданий;

- способствовать развитию творческой самореализации.

Воспитательные:

- воспитывать музыкально-эстетический вкус, духовность и культуру;

-формировать у учащихся инициативность, толерантность, способность к успешной социализации и активной адаптации в обществе.

Решение задач программы успешно обеспечивает творческое, личностное, познавательное, социальное и коммуникативное развитие учащихся.

Для успешности творческой музыкальной деятельности используются разнообразные методы : метод эмоционального воздействия и создания ситуации успеха, метод создания эффекта удивления и метод творческих заданий, метод игры и импровизации, метод создания проблемно-поисковых ситуаций и метод дискуссий, метод моделирования художественно-творческого процесса, метод наблюдения и сравнения, метод парадокса (контраста и неожиданности), метод проектов.

Программа внеурочной деятельности опирается на принципы педагогического опыта:

- принцип единства обучения и воспитания (взаимодействие и взаимопроникновение этих процессов в учебной творческой деятельности);

- принцип воспитания и всестороннего развития (доказывает важность направленности воспитательной работы на развитие личностных качеств учащихся);

- принцип сознательности и творческой активности (развитие сознательного отношения учащихся к творческой деятельности);

- принцип систематичности, последовательности (систематическая и последовательная работа по развитию творческих способностей детей);

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения (к вопросу развития творческих способностей нужно подходить индивидуально, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка).

- принцип увлеченности и эмоциональной отзывчивости (учащиеся должны испытывать радость от творческого процесса).

Внедрение в практику комплекса эффективных форм, методов и средств обучения способствует качественному формированию всех умений и навыков творческого процесса, способствует созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности.

Программу внеурочной музыкальной деятельности можно смело отнести к программе здоровьесберегающих технологий : эмоциональная разрядка и отдых во время слушания музыки; ощущение радости во время исполнения песни и танца; удовольствие от творческого процесса при выполнении творческих заданий; музыкальная зарядка и дыхательная гимнастика, способствуют формированию психического и нравственного здоровья учащихся.

Различные виды двигательной, интеллектуальной, эмоциональной активности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся создают условия для их творческого самовыражения, а также помогают сохранить и укрепить здоровье детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основу авторской программы внеурочной деятельности положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс внеурочной деятельности разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств.

В основных направлениях реформ общеобразовательной школы выдвигается как важнейшая задача – значительное улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся : необходимость развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству.

В основу музыкальной деятельности положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Отличительными особенностями программы 1.является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;

2.принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы, музыки, изобразительного искусства и вокал);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить музыкальный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, так как именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Цель: Создание условий для развития творческих способностей и духовно-нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальную деятельность.

Задачи внеурочной деятельности:

Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.

Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края.

Умение исполнять простые и сложные вокальные произведения, обучение основам сценической культуры, работе в коллективе.

развивать индивидуальные творческие способности

Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах.

Развитие творческих способностей младших школьников.

Реализация задач осуществляется через различные виды творческой деятельности:

- сольное и ансамблевое пение,

-слушание различных интерпретаций исполнения,

-добавление элементов импровизации,

-движения под музыку,

-реализация современных творческих идей в проектной деятельности, фестивалях, праздниках, конкурсах.

Программа рассчитана на 1 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 33 часа в год. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Содержание программы

На первом вводном занятии руководитель знакомит ребят с программой внеурочной деятельности, правилами поведения на кружке, охрана голоса, инструктаж учащихся. В конце занятия проводится музыкальная игра.

Формы – беседа, прослушивание звуков природы, групповые игры.

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Распевание. Скороговорки.

Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.

Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.

Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.

В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.

Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Формы – экскурсии, постановка музыкальных сказок, концертов.

Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, народных песен.

В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

Формы – творческие игры, конкурсы.

По итогам кастинга на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются главные исполнители музыкальных сказок, сольных партий. Коллективно изготавливаются декорации, костюмы для музыкально-театрализованных представлений. Подготовка сольных партий. Прогонные и генеральные репетиции, выступление.

Формы – творческий отчёт, концертная деятельность.

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия

- эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения;

- эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;

- положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности и творческой;

- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;

- уважение к чувствам и настроениям другого человека.

- понимания значения музыкального искусства в жизни человека;

-нравственно-эстетических переживаний музыки;

- начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;

- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности;

- эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;

- выполнять действия в устной форме;

- осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.

- понимать смысл инструкции учителя и заданий;

- воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении;

- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

- выполнять действия в громкоречевой форме.

Познавательные универсальные учебные действия

- осуществлять поиск нужной информации;

- расширять свои представления о музыке;

- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;

- использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в том числе карточки ритма;

- читать простое схематическое изображение;

- различать условные обозначения;

- сравнивать разные части музыкального текста;

- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

- осуществлять поиск нужной дополнительной информации;

- работать с дополнительными текстами и заданиями;

- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);

- соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;

- исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);

- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

- принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;

- следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.

- выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;

- следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности;

- понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;

- контролировать свои действия в групповой работе;

- проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Применение на занятиях как коллективной, так и индивидуальной формы работы, организация индивидуальных, ансамблевых, коллективных выступлений, возможность импровизации помогают сделать занятия яркими, запоминающимися и максимально реализовать поставленные задачи.

Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: овладение теоретическими и практическими знаниями, участие в концертах, в школьных мероприятиях, выступление на тематических праздниках, родительских собраниях, классных часах, театрализованные представления музыкальных сказок, сценок из жизни школы и творческие работы.

В начале и в конце учебного года проводится диагностика учащихся, где они отвечают на теоретические вопросы в игровой форме, выполняют анкеты, тесты, практическую работу по основам вокального искусства. Для сопоставимости результатов используется единая 10-бальная система оценивания для всех видов подготовки. Оценка деятельности осуществляется в конце каждого занятия: качество исполнения изучаемых на занятиях песен, попевок, распевок и работы в целом; уровень творческой деятельности. Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребёнка на занятиях.

Онлайн-книги

В основу проекта музыкальной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.

именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

При планировании работы кружка (в соответствии с ФГОС начального общего образования) учитывается основная цель :

формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.

З адачи кружковой деятельности :

Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.

Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах .

Совершенствование художественного вкуса учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств, научить чувствовать и ценить красоту.

Развивать творческие способности младших школьников.

Возраст ребят, участвующих в реализации программы от 6 до 10 лет.

Программа рассчитана на 4 года.

Формы и методы работы.

Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с солистами для отработки сольных партий. Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры, конкурсы, викторины, беседы, встреча с музыкантами Владимирской областной филармонии, концерты и праздники.

Постановка музыкальных номеров к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки музыкальных сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к музыкальному искусству и мастерству.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в музыкальном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся вокально-хоровой работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Дети учатся выразительному исполнению музыкальных произведений на шумовых инструментах, народных песен и попевок, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают музыкальный образ таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок.

Важной формой занятий данного кружка являются встречи с музыкантами Владимирской областной филармонии, Школы искусств, экскурсии в театр, просмотр музыкального спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, мультфильмов, посещение театров, концертов, отзывы о просмотренных концертных программах спектаклях.

Беседы о музыке знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического музыкального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль музыки. Все это направлено на развитие духовной культуры детей.

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

Режим занятий

Расписание занятий кружка строится из расчета одно занятие в неделю. Каждое занятие длится 35 минут. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия

-готовность и способность к саморазвитию;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

-эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные универсальные учебные действия

-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-вносить необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

- адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности;

- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

Познавательные универсальные учебные действия

- самостоятельно включаться в творческую деятельность

-осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели.

-осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах

Коммуникативные универсальные учебные действия

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

-адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Планируемые результаты реализации программы:

Результаты первого уровня.

Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в различных местах , на концертах.

У ученика будут сформированы:

-внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе; включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

- эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- строить музыкальную деятельность в разных жанрах.

Результаты второго уровня.

Получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества.

У ученика будут сформированы :

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов

-уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов.

Ученик получит возможность для формирования:

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

Результаты третьго уровня.

Получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия.

У ученика будут сформированы:

- вносить необходимые коррективы;

- уметь планировать работу и определять последовательность действий .

Ученик получит возможность для формирования :

- адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности;

- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

Результаты четвёртого уровня.

Целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.

У ученика будут сформированы:

- оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Ученик получит возможность для формирования:

- осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных

К концу 4 года занятий ребёнок

1. Что такое музыка.

2. Чем отличается музыка от других видов искусств.

3. С чего зародилась музыка.

4. Какие виды музыкальной деятельности существуют.

5. Кто создаёт музыкальные произведения.

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

1. Об элементарных музыкальных средствах исполнения.

2. О вокально-хоровой деятельности (распевания).

3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.

2. Образно мыслить.

3. Концентрировать внимание.

4. Ощущать себя в музыкальном пространстве.

ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

1. Общения с партнером (одноклассниками).

2. Элементарного музыкального мастерства.

3. Образного восприятия музыкального произведения.

4. Коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к музыкальным инструментам, голосу, ответственность перед коллективом.

Формой подведения итогов считать:

выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических концертах, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование музыкальных сказок, сценок из жизни школы и творческие работы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных инструментах.

Методическое обеспечение:

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции.

Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.

Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.

Методическое обеспечение:

Магнитофон с записывающим устройством, микрофон.

В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.

Методическое обеспечение:

Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.

Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.

Методическое обеспечение:

Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки.

Видеокамера, компьютер, проектор, экран.

Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Формы – экскурсии, постановка музыкальных сказок, концертов.

Методическое обеспечение:

Видеокамера, компьютер, проектор, экран.

В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

Формы – творческие игры, конкурсы.

Методическое обеспечение:

Видеокамера, компьютер, проектор, экран.

По итогам кастинга на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются главные исполнители музыкальных сказок, сольных партий. Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление. Индивидуальная подготовка главных исполнителей. Прогонные и генеральные репетиции, выступление. Важна и непосредственная организация показа концерта: подготовка афиш, программок, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, костюмы, музыкальное сопровождение.

Читайте также: