Осуществление общего тьюторского сопровождения реализации аооп что означает в школе

Обновлено: 03.07.2024

Цели и задачи тьютора

Цель тьютора — успешно включить ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательной школы, проектировать образовательный маршрут ученика и участвовать в его реализации.

1. Обеспечить ребенку комфортное пребывания в школе.

Помочь родителям в выборе школы и поступленнии в нее, в том числе с оформлением документов (частное тьюторство).

Организовать в классе и школе рабочее место и место отдыха ребенка: парта ученика в классе и место тьютора, бумажные и электронные учебные материалы, освещение, специальные сенсорные принадлежности, помещение для индивидуальных занятий.

Обеспечить ребенку особый школьный режим.

Сотрудничать с педколлективом школы, родителями, одноклассниками для создания комфортной психологической атмосферы.

2. Обеспечить социализацию ребенка.

Помочь ребенку с ОВЗ войти в коллектив класса, установить и сохранять дружеские отношения со сверстниками.

3. Обеспечить усвоение ребенком общеобразовательной программы.

Адаптировать программы и учебный материал с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его психические, физические особенности и ресурсы.

Корректировать учебный маршрут в зависимости от прогресса развития ребенка.

Вместе с ребенком преодолевать затруднений в учебе.

Свести всех специалистов (учителя, психолога, дефектолога, логопеда, завуча) и родителей в единую систему для реализации образовательного маршрута.

Тьюторские функции

Тьютор, находясь с ребенком в течение всего школьного дня

Корректно и четко помогает ученику встраиваться в учебный процесс.

Поддерживает школьника в новой, непривычной, постоянно меняющейся ситуации.

Ведет дневник наблюдений.

Содействует учителю таким образом, чтобы обучение ребенка с ОВЗ не влияло на качество образования всего класса.

Черты характера, необходимые тьютору для выполнения функций: терпение и коммуникабельность, умение строить грамотные, очень тактичные отношения.

Самая важная книга для родителей

Коммуникация со школой

Тьютор или предоставляется школой по решению ПМПК и является членом ее коллектива, или нанимается родителями. Тогда образовательное учреждение заключает с ним договор о волонтерской работе.

Чтобы дети с ограниченными возможностями могли успешно участвовать и реализовываться в учебном процессе, тьютору необходимо соблюдать следующие принципы коммуникации со школой

1. Открытость. Согласованный с учителем выход за рамки стандартной программы и использование всех культурно-социальных ресурсов, включая музеи, дома науки и творчества и т.п.

3. Непрерывность. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют постоянного последовательного сопровождения в школе на всех возрастных этапах, но с изменением содержания работы. Первый класс — сопровождение на всех уроках и переменах. Далее, в зависимости от успехов ребенка — помощь на письменных предметах, в решении конфликтных ситуаций в классе. В старшей школе —участие в подготовке учебно-исследовательских проектов и в профориентации.

4. Индивидуальный подход. Выбор наиболее удобных форм, темпов и способов обучения. Единая система коммуникации тьютора и учителя с учеником в зависимости от его ведущей системы восприятия: визуальной, аудиальной, кинестетической. Например, ребенок с проблемой мелкой моторики пишет на доске пример не мелом, а губкой и решает до того, как вода высохнет.

Ставятся общие образовательные цели и задачи с учетом харатера ребенка и его поведенческих реакций. Намечаются пути преодоления трудностей. Решаются технические задачи: на каком уроке тьютор нужен, на каком нет. Или когда тьютор может на несколько уроков оставить подопечного и поработать в другом классе (если у специалиста несколько тьюторантов). В итоге, эффективно сотрудничая с учителем и формируя у ребенка понимание о главной роли учителя в обучении, тьютор становится связующим звеном между учеником и школой.

Если с ребенком трудно

Коммуникация с родителями.

Помогает осознать и принять индивидуальность ребенка и на ее основе выбрать индивидуальную учебную стратегию.

Вместе с родителями развивает положительное отношение ребенка к самому себе, уверенность в своих силах.

Рассказывает родителям, как прошел учебный день, с какими трудностями столкнулся ребенок и как их преодолел.

Обсуждает с родителями свои записи в дневнике наблюдений.

Вместе с родителями контролирует выполнение домашних заданий.

Организует совместное посещение (ребенок-тьютор-родитель) индивидуальных корреционных занятий у психолога и дефектолога.

Вместе с родителями консультируется у учителей-предметников.

Знакомит родителей с одноклассниками ребенка.

Помогает наладить общение с родительским коллективом класса.

Коммуникация с ребенком

Тьютор встречает ребенка в школе, помогает раздеться, ведет на урок

Дозирует учебную нагрузку, определяя, когда остановиться и переключиться на новое задание. Выбирает для выполнения более доступные задания.

Следит за физическим и эмоциональным состоянием: применяет точечный массаж пальцев, мочек ушей, выводит в игровую комнату и там проводит занятие адаптивного ФК.

Наблюдает за общением детей и подключает к нему тьюторанта.

Во время общения с одноклассниками учит ребенка строить диалог, обращаться с просьбой, благодарить.

Помогает ребенку решать конфликты.

Главное для тьютора — иметь доверительные и эмоциональные отношенй с тьюторантом, быть его проводником, защитником, помощником, выразителем желаний.

Логопедия. Теория и практика

В книге-пособии представлена целостная, комплексная система изучения и преодоления нарушений речи в разном возрасте. Эта книга необходима логопедам, дефектологам, воспитателям и учителям различных коррекционных учреждений, специалистам, изучающим речевые проблемы, студентам дефектологических факультетов, родителям детей с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья.

В декабре 2021 года в психолого-педагогический консилиум МКДОУ АГО "Ачитский детский сад "Улыбка" поступил запрос от родителя ребёнка с ОВЗ на сопровождение ребенка тьютором. Он аргументировал тем, что в заключении ТПМПК написано "осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП".

- проводят коррекционно-развивающие занятия;

- консультируют педагогов, родителей по проблемам обучения, воспитания, социальной адаптации ребенка.

Цель сопровождения состоит в том, чтобы ребенок добился как можно больших образовательных результатов при тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся проблемы и дефициты.

- проведение диагностики для выявления индивидуальных образовательных потребностей ребенка. Тьютор должен уметь видеть ресурсы и дефициты ребенка, чтобы найти вместе с ним пути решения возникающих в процессе обучения проблем. Надо понять, что ребенок может сделать, что ему помогает, что его ограничивает. Есть множество различных диагностических методик, помогающих оценить те или иные критерии. Однако главным методом остается наблюдение за ребенком, дополненное медицинскими сведениями, результатами диагностики, личными данными о ребенке. Оцениваются такие параметры, как моторные навыки, навыки самообслуживания, навыки общения, речь, когнитивная деятельность, особенности поведения.

- участие в разработке индивидуального образовательного маршрута ребенка, учебного плана, по которому будет обучаться ребенок;

- индивидуальная работа с ребенком по формированию и развитию его познавательных интересов на уроках, занятиях узких специалистов;

- участие в реализации АООП ДО;

- взаимодействие с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов ребенка, анализу и обсуждению с ними хода и результата реализации образовательной работы с ребенком.

Таким образом, родитель ребенка с ОВЗ после разъяснения руководителя ППк, что такое тьюторское сопровождение и что делает данный специалист в образовательной организации сделал вывод нуждается ли его ребенок в данном специалисте.

В настоящее время в образовательных учреждениях растет количество детей, "требующих особого отношения". К таким детям относятся одаренные дети, дети с задержками и отклонениями в развитии, дети-инвалиды, дети с различными нарушениями здоровья, с проблемами в общении и т.д. Тьюторское сопровождение - это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.

ВложениеРазмер
tyutorskoe_soprovozhdenie.doc 49 КБ

Предварительный просмотр:

Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

в контексте внедрения ФГОС

Тьютор (от англ. Tutor) – специалист, который организует условия для успешной интеграции обучающегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду школы.

Из-за введения инклюзивного образования возникла потребность, даже необходимость в специальном человеке в помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.

Тьюторское сопровождение ребенка в школе состоит из следующих этапов:

  • диагностико-мотивационный (развитие и стимулирование у ребенка мотивации к дальнейшей образовательной деятельности);
  • проектировачной (сбор информации, консультирование, поддержка самостоятельности и активности ребенка, индивидуальный поиск его интересов);
  • реализационный (проект, исследование, результат);
  • аналитический (анализ трудностей, рефлексия, планирование дальнейшей работы).

Основные этапы индивидуального сопровождения:

  • сбор информации о ребенке;
  • анализ полученной информации;
  • выработка рекомендаций совместно с другими специалистами;
  • составление индивидуального плана работы с обучающимся;
  • решение поставленных задач;
  • анализ ситуации развития ребенка, выработка дальнейшей стратегии.

Эти этапы подходят для всех детей, поступающих в школу. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, тьютор назначается по заявлению родителей и на основании заключения ПМПК. Получив общие сведения о ребенке, о его семье, о его интересах, особенностях, тьютор устанавливает контакт с ребенком. Помогает ему входить в образовательный процесс и в контакт с другими детьми, т.е. в социальную жизнь школы.

Ребенок с особыми образовательными потребностями требует к себе несколько иного подхода.

При получении положительной эмоциональной поддержки ребенок с ОВЗ быстрее осваивается в новой среде, снижается тревожность, напряжение.

Так какова же роль тьютора в команде?

  • тьютор – персональный сопровождающий обучающегося с ОВЗ;
  • тьютор – помощник учителя;
  • тьютор – второй учитель в классе.

Он совместно с учителем осуществляет работу по адаптации учебной программы для ребенка. Совместно с психологом, социальным педагогом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом тьютор помогает выявлять возникшие проблемы в школьной жизни ребенка. На школьном консилиуме рассказывает о ходе работы с ребенком, заявляет о возникших проблемах, принимает участие в разработке индивидуального маршрута для обучающегося, ведет записи и отслеживает положительную динамику успехов. Сотрудничество разных специалистов – залог успешности инклюзии.

Родители ребенка дополняют команду взрослых. Они становятся активными помощниками в работе специалистов с их ребенком. Вместе они обсуждают школьную жизнь подопечного.

Учитель и тьютор – одна команда, в которой должны быть четко распределены роли как на уроке, так и во внеклассной деятельности. В сознании ученика с ОВЗ лидером должен оставаться учитель, а тьютор восприниматься как помощник. Тьютор следит за тем, что излагает учитель, и подает материал в том объеме и на том уровне, который понятен ученику. Ребенок находится в классе вместе с другими учениками, слушает учителя, ответы учеников, выполняет задание, которое ему по силам. А процесс активности ученика находится под контролем тьютора.

Цель работы тьютора заключается в создании комфортных условий для успешного включения ребенка с ОВЗ в среду школы, чтобы ребенок смог усваивать адаптированную для него образовательную программу в удобном темпе и в соответствующем объеме. При этом деятельность по сопровождению ребенка с особенностями развития не должна нарушать образовательного и коммуникативного пространства той группы детей, в которой он находится.

Чтобы условия в школе были комфортными и мотивировали ребенка с ОВЗ на его развитие, в основу работы тьютора должны быть положены такие понятия как:

  • вера в ребенка;
  • искренний интерес к его личности;
  • принятие его особенностей;
  • доброжелательность;
  • терпение;
  • последовательность.

Задачи тьюторского сопровождения:

  • создание условий для успешного обучения ребенка;
  • создание условий для успешной социализации ребенка;
  • максимальное раскрытие потенциала его личности.

Какими же средствами достигаются эти задачи:

  • организация и адаптация жизненного пространства (рабочего мести и других мест, где бывает ребенок в школе);
  • понимание зон ближайшего развития ученика с ОВЗ, опора на его скрытые внутренние ресурсы, дозирование нагрузки, адаптация учебного материала, адаптация учебных пособий.

Адаптация образовательной среды – залог успешного включения обучающегося с ОВЗ в жизнь школы. Для этого нужно приспособить помещение школы (пандусы, дверные проемы, туалеты, освещенность и т.д.), режим дня, учебные программы и методические пособия. Нужно выбрать место в классе для ребенка и тьютора, подобрать парту в соответствии с требованиями и особенностями ребенка (маркировка, высота сиденья, наклон парты, свет и т.д.).

Тьютор создает условия ребенку для успешного общения с другими детьми и взрослыми в школе. Для формирования гармоничных отношений с окружающими тьютор выстраивает свою работу по основным направлениям:

  • тьютор – подопечный;
  • тьютор и учитель;
  • тьютор и другие дети;
  • тьютор и родители.

Общие рекомендации по работе с детьми с ОВЗ

Объем материала и количество заданий должны быть уменьшены. Тексты заданий простые, короткие, понятные по содержанию. Нужно активно использовать наглядность, опоры, образцы выполнения заданий, алгоритмы. Дети с ОВЗ на уроках быстро утомляются, внимание рассеянное, быстро истощаемое. При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала. Базовый материал подлежит многократному повторению, закреплению, дифференциации задания в зависимости от коррекционных задач. Необходимо тщательно подбирать и комбинировать методы и приемы обучения, менять виды деятельности. Обучение должно проходить без принуждения, основанное на успехе, интересе, доверии. Важно, чтобы ребенок поверил в свои возможности, испытал чувство успеха.

Если ребенок встревожен, расстроен, то в комфортном месте тьютор может поговорить с ребенком, помочь успокоиться, обсудить ситуацию, а затем вернуться в класс.

Об эффективности работы тьютора можно судить по следующим критериям:

  • согласованное, четкое взаимодействие тьютора с администрацией школы, учителем, специалистами с целью организации жизненного и образовательного пространства ребенка с ОВЗ;
  • положительная динамика в процессе включения ребенка с особенностями развития в класс, школьное сообщество;
  • регулярное ведение дневника и другой отчетности, необходимой для отслеживания динамики процесса.

Тьютор ведет дневник сопровождения, в котором фиксирует значимые проявления ребенка с ОВЗ для отслеживания динамики его учебной и социальной жизни. А также фиксирует свои действия и действия учителя. По записям можно проследить, как ребенок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями сталкивается. Запись в дневнике свободная, но фиксируется дата, время, название урока, результат (что удалось, что не удалось).

Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и с педагогами.

  1. Битова А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации /А.Л. Битова.- М.: 2000.
  2. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы / И.В. Карпенкова. – М.: ЦППРиК Тверской, 2010.
  3. Соколова В.Р. Другие дети /В.Р. Соколова// Новая среда. – 2006. - № 9.
  4. Ковалева Т.М. О возможном соотношении системы развивающего обучения и педагогики развития // Педагогика развития: замыслы, достижения, возможности/Т.М. Ковалева. – Красноярск, 2002.
  5. Ковалева Т.М. К вопросу о тьюторском сопровождении кА образовательной технологии // Основные тенденции развития современного образования: Материалы международной научно-практической конференции / Т.М. Ковалева. – М.: ИТОиП РАО, 2002.
  6. Основы деятельности тьютора: учебно-методическое пособие / Под науч. ред. С.А. Щенникова, А.Г. Теслинова, А.Г. Чернявской. В 9 книгах. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002.
  7. Муха Н.В., Рязанова А.Г. Тьюторство как новая профессия в образовании: Сборник методических материалов / Отв. ред. Муха Н.В., Рязанова А.Г. – Томск: Дельтаплан, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные практики в трудовом обучении (швейное дело) на этапе внедрения ФГОС как условие комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Поиск путей устранения проблем комплексного сопровождения детей с ОВЗ видится в использовании современных образовательных практик (инновационных технологий) в учебном процессе.Одним из ком.


Формирование гражданственности в настоящее время становится одной из приоритетных задач в воспитании и обучении школьников. В стране идет поиск потенциального возрождения России и обязател.



Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья с учётом требований ФГОС в хореографии

Хореография для детей с ограниченными возможностями здоровья является специфической областью их развития и коррекции, в которой происходит положительное изменение психических, физических и социальных .


Содержание коррекционной работы педагога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ОВЗ

Особенности построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ЗПР.


"Использование активных методов в обучении биологии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ООО и СОО"

Введение на уроках активных методов обучения дает возможность изменить отношение к объекту обучения, превратив его в субъект, сделать учащегося соавтором урока. Подход к ученику, который находится в ц.

Публикация в сборнике "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ"

статья «Формирование социальных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках дополнительного образования по программе «Рабочий клининго.

Минпросвещения России направляет методические рекомендации для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по формулированию заключений, включающие рекомендации по сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью ассистентом (помощником) и (или) тьютором, разработанные ФГБНУ "Центр защиты прав и интересов детей" по заказу Минпросвещения России для использования в работе.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЦЕНТР ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ
ПО ФОРМУЛИРОВАНИЮ ЗАКЛЮЧЕНИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИХ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ АССИСТЕНТОМ (ПОМОЩНИКОМ) И (ИЛИ) ТЬЮТОРОМ

Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи специалистам психолого-медико-педагогических комиссий Российской Федерации (далее - ПМПК) при формировании заключений о необходимости создания специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора.

Особое внимание в методических рекомендациях уделено обеспечению стандартизованного подхода при формировании заключений ПМПК по определению трудовых действий ассистент (помощник) по оказанию технической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, а также специалиста в области воспитания - тьютора.

Учитывая необходимость унификации деятельности ПМПК в методических рекомендациях приводятся конкретные формулировки трудовых действий указанных выше специалистов сопровождения, которые могут быть использованы при формировании заключений.

В соответствии с федеральным законодательством в сфере образования (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии") специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) определяются в заключении ПМПК.

Обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ регламентируется статьей 79 Закона об образовании. Содержание образования обучающихся с ОВЗ определяется адаптированной основной (обще)образовательной программой.

Специальные условия обучения и воспитания обучающимся с ОВЗ создаются образовательными организациями, в которых такие обучающиеся получают образование, на основании заключения ПМПК и письменного согласия (заявления) родителей (законных представителей) обучающихся.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе об образовании и порядках организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утвержденных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 и 1015, понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора.

Несмотря на то, что многие ПМПК в заключениях включают рекомендации по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора, отсутствует единообразие в формулировках, которые используют специалисты при формировании заключений, что приводит зачастую к некорректной трактовке трудовых действий данных специалистов участниками образовательного процесса: руководящими и педагогическими работниками образовательных организаций и (или) родителями (законными представителями) обучающихся.

Данные методические рекомендации призваны помочь специалистам ПМПК при формировании заключений о создании специальных условий обучения и воспитания обучающимся с ОВЗ в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора.

1. Нормативно-правовое регулирование деятельности ПМПК в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора

1. Федеральные документы, регулирующие деятельность ПМПК в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК В ЧАСТИ
РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ УСЛУГ АССИСТЕНТА (ПОМОЩНИКА)
ПО ОКАЗАНИЮ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И (ИЛИ) ТЬЮТОРА

В своей деятельности ПМПК руководствуется современной нормативной правовой базой.

ПМПК работает в полном соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", положением о ПМПК, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082, и другими действующими нормативными документами. Полный перечень нормативных документов представлен в разделе "Федеральные документы, регулирующие деятельность ПМПК в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора".

В соответствии с профессиональным стандартом "Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья", утвержденным приказом Минтруда России от 12 апреля 2017 г. N 351н, должность ассистента (помощника) по оказанию технической помощи не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с ОВЗ, с инвалидностью техническую помощь в процессе получения образования.

Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих без предъявления требований к стажу работы.

К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающимся с ОВЗ, с инвалидностью при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся:

1. обеспечение сопровождения обучающегося с ОВЗ, с инвалидностью в образовательную организацию;

2. оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации;

3. оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации;

4. оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения;

5. оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей;

6. оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.

Так как рекомендации о необходимости предоставления услуг по сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся с ОВЗ, с инвалидностью, указываются в заключении ПМПК, в приложении 2 отражены трудовые действия ассистента (помощника), рекомендованные к использованию при формировании заключений ПМПК.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций", а также приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников; требования к квалификации: высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. N 10н утвержден профессиональный стандарт "Специалист в области воспитания", одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, в том числе в части разработки и реализации их образовательной программы.

К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью относится также:

1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья;

3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся.

Так как рекомендации о необходимости предоставления услуг по тьюторскому сопровождению обучающемуся с ОВЗ, с инвалидностью, указываются в заключении ПМПК, в приложении 3 отражены трудовые действия тьютора, рекомендованные к использованию при формировании заключений ПМПК.

В заключении ПМПК помимо трудовых действий тьютора, ассистента (помощника) могут быть отражены рекомендации о периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся указывается.

В соответствии с примерным положением о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, утвержденным распоряжением Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. N Р-93, рекомендации ПМПК по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ, с инвалидностью конкретизируются, дополняются рекомендациями психолого-педагогического консилиума и могут включать, в том числе: предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь (индивидуально или на группу обучающихся), в том числе на период адаптации обучающегося в образовательной организации/учебную четверть, полугодие, учебный год/на постоянной основе (пункт 5.1 Примерного Положения).

Также психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в случае положительной или отрицательной динамики развития обучающегося, освоения образовательной программы; рекомендовано количество обучающихся на ставку тьютора и (или) ассистента (помощника) с учетом особых образовательных потребностей конкретных обучающихся и норм порядков организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам.

При формировании заключения ПМПК с рекомендациями о предоставлении услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора специалисты ПМПК должны принимать во внимание, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность, в том числе в установлении штатного расписания; приеме на работу работников, заключении с ними и расторжении трудовых договоров, распределении должностных обязанностей, создании условий и организации дополнительного профессионального образования работников (статья 28 Закона об образовании).

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПМПК В ЧАСТИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ УСЛУГ АССИСТЕНТА (ПОМОЩНИКА) ПО ОКАЗАНИЮ
ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И (ИЛИ) ТЬЮТОРА

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего основного общего и среднего общего образования";

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";

10. Распоряжение Минпросвещения России от 9.09.2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации";

11. Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 г. N ТС-551/07 "О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью".

ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
АССИСТЕНТА (ПОМОЩНИКА) ПО ОКАЗАНИЮ
ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ЗАКЛЮЧЕНИЯХ ПМПК

Формулировки трудовых действий ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающимся с ОВЗ, инвалидностью в заключениях ПМПК

оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований на группу/класс (при ограничении/отсутствии навыков самообслуживания);

обеспечение доступа в здание образовательной организации и предоставляемым в нем услугам (передвигающиеся на креслах-колясках);

оказание индивидуальной технической помощи по преодолению препятствий в части передвижения по образовательной организации

оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований на группу/класс (при ограничении/отсутствии навыков самообслуживания)


ПОЛОЖЕНИЕ
О тьюторском сопровождении обучающихся при реализации адаптированной основной образовательной программы (АООП)

1. Общие положения

1.2. Тьютор это педагогический работник, который реализует индивидуализацию учебного процесса для обучающегося , участвует в реализации АООП, обеспечивая и анализируя достижения обучающегося, а также осуществляет взаимодействие с участниками образовательного процесса. Тьютор осуществляет организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися с ОВЗ и инвалидностью индивидуальных образовательных маршрутов.

1.3. Тьюторское сопровождение образовательная технология. обеспечивающая организацию образовательной среды для реализации обучающимися с ОВЗ и/или инвалидностью индивидуальных образовательных маршрутов. В рамках тьюторского сопровождения основной формой взаимодействия является индивидуальное и групповое консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий, выбора и продолжения образовательного маршрута, проведение рефлексивнопроектных мероприятий с обучающимся по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий.

2. Тьютор

2.1. Тьютор в своей деятельности руководствуется федеральными законами, приказами и распоряжениями Министерства образования, локальными актами Школы (далее Организация), должностной инструкцией, настоящим Положением,

2.2. Тьютор может быть закреплён за отдельными обучающимися, группой обучающихся или классом (классами).

2.3. На должность тьютора может быть назначен работник, отвечающий требованиям квалификационной характеристики тьютора.

2.4. Для взаимной профессиональной поддержки и обогащения практики тьюторы Организации могут объединятся в методическое объединение тьюторов

3. Цели и задачи тьюторского сопровождения обучающихся Организации при реализации адаптированной основной образовательной программы

3.1. Цели организации тьюторского сопровождения обучающихся:
- Педагогическое обеспечение - процесса индивидуализации образования в основной и средней школе
- Обеспечение социального и гражданского образовательного заказа к школе на качественное индивидуализированное образование.
- Развитие сферы дополнительных образовательных услуг, оказываемых школой населению.

3.2. Основной целью педагогической деятельности тьютора является создание условий для обучающихся с ОВЗ в процессе их становления в образовательном пространстве образовательной организации.

3.3. Задачи тьюторского сопровождения:
- помощь обучающимся в осознании их образовательных потребностей, возможностей и способов их реализации;
- создание условий для индивидуализации процесса обучения (создание индивидуальных учебных планов, развивающее оценивание качества образовательной деятельности по АООП);
- обеспечение взаимодействия различных специалистов образовательной организации в условиях реализации АООП;
- организация и стимулирование разных видов деятельности обучающихся; - помощь обучающимся и родителям (законным представителям) в сборе информации об образовательных ресурсах образовательной организации и (или) ресурсах городских организаций, осуществляющих психолого и медикопедагогическое сопровождение лиц с ОВЗ;
- помощь в проблемных ситуациях при реализации АООП;
- формирование адекватной самооценки обучающихся по вопросам формирования и реализации образовательной траектории.

3.3. Функции тьюторского сопровождения:
- контрольно- диагностическая: сбор данных об интересах, склонностях, мотивах, о планах и намерениях обучающегося (его законных представителей);
- проектная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающихся проблем, предусматривающая разработку средств и процедур тьюторского сопровождения дошкольников в образовательном процессе, соответствующих индивидуальным особенностям восприятия оказываемой им помощи;
- реализационная - поддержка обучающихся при решении возникающих затруднений и проблем в освоении АООП;
- информационно-содержательная помощь обучающимся и родителям (законным представителям) в сборе информации об образовательных ресурсах образовательной организации и (или) ресурсах городских организаций, осуществляющих психолого- медико-педагогическое сопровождение лиц с ОШ;
- аналитическая - анализ и коррекция процесса реализации и результативности АООП.

4. Организация тьюторского сопровождения

4.1. Тьютор осуществляет общее тьюторское сопровождение обучающихся Организации при реализации адаптированной основной образовательной программы на основании заключения Центральной психолого-медикопедагогической комиссии города Москвы.

4.2. В случае необходимости, решение об индивидуальном сопровождении ребенка тьютором принимается психолого-педагогическим консилиумом Организации.

4.3. Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных технологий, эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения и не наносящих вред обучающимся.

4.4. Деятельность тьютора может быть реализована с помощью:
- проектной технологии;
- технологии работы с портфолио:
- технологии группового и индивидуального консультирования;
- тренинговой технологий;
- информационных технологий;
- иных образовательных технологий.

4.5. В процессе организации тьюторского сопровождения тьютор:
- составляет план работы с обучающимися на учебный год и предоставляет его на утверждение директору Организации;
- организует сопровождение на основе плана индивидуальной и групповой работы с обучающимися;
- ведет ежедневный учет посещаемости и успеваемости обучающихся; - отслеживает еженедельное продвижение обучающихся в индивидуальном проекте или проводимым ими исследовании; заполняет раз в триместр соответствующие его функционалу разделы портфолио обучающихся;
- подводит итоги успеваемости и составляет с обучающимися план ликвидации пробелов и задолженностей;
- представляет администрации Организации отчеты по итогам полугодия, года, промежуточной и итоговой аттестации;
- исполняет иные функции, возложенные на него федеральными законами. приказами и распоряжениями Министерства образования, локальными актами Организации, должностной инструкцией, настоящим Положением.

4.6. Тьютор должен:
- добросовестно исполнять возложенные на него должностные обязанности:
стимулировать развитие самостоятельной деятельности обучающихся с учетом психолого - педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению:
- анализировать собственную деятельность, с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

4.7. Документация тьютора:
- программа сопровождения обучающегося (индивидуальный образовательный маршрут);
- план работы на год (триместр);
- материалы мониторинга индивидуализации образовательного процесса: - отчет и анализ программы сопровождения обучающихся;
- иная документация.

Читайте также: