Первым этапом реализации проектной деятельности в детском саду н ю пахомова является

Обновлено: 04.07.2024

В настоящее время проекты в ДОУ различаются по составу участников: индивидуальные, групповые, фронтальные, по срокам реализации: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. В основе проекта лежит проблема, цель, вопрос, которые разрешаются (достигаются) в процессе решения поставленных задач.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями.

Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.

Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н. Ю. Пахомовой [3, 7], и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду:

  1. Погружение в проект.
  2. Организация деятельности.
  3. Осуществление деятельности.
  4. Презентация результатов.

Создание проблемной ситуации – первый этап работы над проектом. Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление. Цель должна быть актуальна, прежде всего, для ребенка.

Планирование – важнейший этап работы над проектом. Планировать должны сами дети, воспитатель лишь координирует эту деятельность.

Воспитатели подключают к реализации проекта родителей детей, специалистов ДОУ.

В результате работы появляется некий продукт: поделки, картины, спектакли, концерты, книжки–самоделки и пр.

Презентация дает детям возможность поделиться радостью, эмоциями с друзьями. Финальное мероприятие проводится в неформальной обстановке: чаепитие, круглый стол и др.

Завершающим этапом работы над проектом является рефлексия. Очень важно обсудить с детьми, как они достигли поставленных целей. Не следует забывать, что дошкольник нуждается в поощрениях, он ожидает похвалы.

Продолжительность каждого этапа зависит от темы и регламентируется интересами детей. Каждый проект должен быть доведен до логического успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за достигнутый результат.

Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная деятельность позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности, способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств.

Литература

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
  2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2012 – 128 с.
  3. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 144 с.
  4. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.

Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

1. В структуру Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования входят:

1. требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;

2. требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

3. требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования;

4. все ответы верны.

2. Нормативный документ, определяющий место дошкольного образования в структуре общего образования

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

3. Статья 43. Конституции Российской Федерации;

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основой для

1. формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;

2. создания развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации;

3. обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

4. сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

4. В контексте стандартизации дошкольного образования индивидуализация образования рассматривается как

1. выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей;

2. построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3. учет образовательных потребностей конкретного обучающегося, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования; речевое развитие;

4. предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

5. Часть образовательной программы дошкольного образования, в которой должны быть представлены способы и направления поддержки детской инициативы

1. часть, формируемая участниками образовательных отношений;

2. целевой раздел;

3. содержательный раздел;

4. организационный раздел.

6. В федеральном государственном образовательном стандарте свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности, предусмотрены

1. требованиями к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

2. требованиями к развивающей предметно-пространственной среде;

3. требованиями к кадровым условиям реализации Программы;

4. требованиями к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

7.Структурной единицей содержания образования, представляющей определенное направление развития и образования детей дошкольного возраста, является

1. парциальная образовательная программа;

2. дополнительная образовательная программа;

3. образовательная область;

4. вариативность содержания образовательных программ.

8.Исходя из концепции Д.Б. Эльконина, выделите направление развития ребенка3-5 лет как субъекта деятельности

1. субъект предметной деятельности;

2. субъект самостоятельной деятельности;

3. субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий;

4. субъект общественной деятельности;

9. Одна из первых концепций предметной развивающей среды детского сада разработана

3. Е.И. Тихеевой;

4. В.А. Петровским.

10.Психолого-педагогическая теория амплификации детского развития разработана

1. А.В. Запорожцем;

3. Н.Н. Поддъяковом;

11.По мнению М.М. Монтессори, у детей есть две важнейшие потребности в

1. познании и деятельности;

2. познании и общении;

3. познании и движении;

4. движении и тишине.

12. Разработаны теоретические основы обучения детей дошкольного возраста, доказана целесообразность обучения детей на занятиях

3. А.П. Усовой;

4. Е.Н. Водовозовой.

13.Основоположниками концепции развивающего обучения являются

1. И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский;

2. Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов;

3. Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддъяков;

4. А.П. Усова, В.И. Логинова, В.Т. Кудрявцев.

14.Выделите заключительный этап формирования умственных действий ребенка (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина)

1. этап знакомства с новым действием;

2. этап формирования действия как внешнеречевого;

3. этап выполнения действия в материальном виде;

4. этап формирования действия во внутренней речи;

15.В образовательной деятельности в качестве интегрирующей основы решения всех образовательных задач выступает

1. двигательная деятельность;

2. познавательно-исследовательская деятельность;

3. музыкально-художественная деятельность;

4. общение и игровая деятельность.

16. В зависимости от возраста детей общая продолжительность самостоятельной деятельности составляет

1. от 5 до 30 минут;

2. от 15 до 45 минут;

3. от 20 минут до 60 минут;

4. от 30 минут до 1,5 часов.

17. Выберите верное определение. Образование – это:

1.Деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

2.Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

3.Целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

4. Все ответы верны.

18.Формой организации педагогического процесса в дошкольной образовательной организации является

1. образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах;

2.самостоятельная деятельность детей;

3.взаимодействие с семьями воспитанников;

4. все ответы верны

19.Первым этапом реализации проектной деятельности в детском саду (Н.Ю. Пахомова) является

1. организация деятельности;

2. погружение в проект;

3. осуществление деятельности;

4. презентация результатов.

20.Многообразие вариантов протекания периода дошкольного детства, определяемое индивидуальными особенностями самих детей, а также индивидуальными особенностями и возможностями их родителей (законных представителей), социокультурными, региональными, социальными, языковыми и др. особенностями понимается как

2. самоценность детства;

3. разнообразие детства;

4. уникальность детства.

21. Правилам культуры общения обучают с

1. младенческого возраста;

2. раннего возраста;

3. младшего дошкольного возраста;

4. старшего дошкольного возраста.

2. Раз – ступенька, два – ступенька;

4. Мир открытий.

23. Деятельность, формирующаяся в самодеятельной сюжетно-ролевой игре в дошкольном возрасте

3. учебная;

24. Сюжетно-отобразительная игра - принадлежность

1. младенческого и раннего возраста

2. раннего и младшего дошкольного возраста ;

3. младшего и среднего дошкольного возраста;

4. среднего и старшего дошкольного возраста.

25.Игры, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий, называют

1. играми с правилами;

2. играми с закрытыми правилами;

3.играми без правил;

Творческими.

26. Воображаемая ситуация, лежащая в основе сюжетно-ролевой игры, включает

1. игровой сюжет, игровая роль, игровое употребление предметов;

2. игровой замысел, содержание игры, предметно-игровые действия;

3. сюжет игры, роль, игровые действия;

4. роль, принимаемая ребенком на себя и связанные с ней игровые действия.

27. Выделите заключительный этап воспитания безопасного поведения в дошкольном возрасте

2. расширение первоначальных представлений детей о правилах безопасного поведения;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Использование метода проектов

в образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Н.Ю.Пахомова предлагает следующее определение учебного проекта.

Учебный проект это:

– задание для детей, сформулированное в виде проблемы;

- целенаправленная деятельность детей;

- форма организации взаимодействия воспитателя и детей;

- результат деятельности, как найденный способ разрешения проблемы проекта.

В основе каждого проекта лежит проблема. Именно необходимость

решить конкретную проблему обусловливает мотив деятельности.

Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача решения проблемы в данных условиях.

Структура учебного проекта.

(это важно для меня лично)

(мы делаем проект)

Методы и способы

(мы это можем делать)

Выбор способов и методов, планирование

(как решение проблемы)

Вариации в разработке проекта.

Таким образом, деятельность в учебном проекте подчинена логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта ведущим (названия, темы, проблемы) следует самостоятельное формулирование цели и задач участниками проекта, затем организация групп, распределение ролей в группах, выбор методов, планирование работы и её собственно осуществление.

Важным этапом, завершающим осуществление проекта, становится презентация полученных результатов. Презентация имеет важное учебно-воспитательное значение, обусловленное самим методом. Ограничиться только демонстрацией продукта проектной работы педагогически неверно.

Продуктом может быть чертёж, эскиз, газета, концерт, спектакль, выставка и т.д.

Презентация – это своеобразная рефлексия деятельности, где представляется ход работы над проектом, скрытый от руководителя проекта, слушателей:

- способы выявления проблемы,

- определения цели, задач, методов,

- о своих идеях, их анализе, какие идеи были приняты и почему,

- каким был ход работы, какие трудности преодолевались,

- к каким выводам пришли,

- каков итог или перспективы проекта и т.д.

Учебный проект в работе с детьми дошкольного возраста .

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков и т.д.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста:

Младший дошкольный возраст.

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагогов);

-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

-формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

Старший дошкольный возраст.

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Этапы проектной деятельности детей дошкольного возраста.

Развивающий

(Предполагает наличие социального опыта: общения со сверстниками, совместных переживаний - радости, заботы, огорчения; умения согласовывать свои действия, оказывать помощь друг другу; самостоятельность, способность сдерживать свои импульсы, терпеливо выслушивать взрослого и ребёнка)

(Предполагает высокую степень активности ребёнка, исходя из интенсивного развития всех сторон личности ребёнка: нравственной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, действенно-практической )

Выбор проблемы

Осуществляется взрослым на основе внимательного отношения к детям, их потребностям, интересам.

Потребность: установить и сохранить положительное отношение к взрослому, под-ражательность.

Принимают предложения взрослого, но и самостоятельно находят проблемы творческой, исследовательской, приключенческой, опытно-ориентированной направленности.

Осуществляет самостоятельно, исходя из познавательного и личностного развития, интереса .

Особенности ПД

Ребёнок активно выбирает проблему, уточняет цель, выбирает необходимые средства для достижения результата.

Развивается самоконтроль, самооценка: способность адекватно оценить собственные поступки и поступки сверстников.

Ребёнок самостоятельно определяет цели и содержание предстоящей деятельности, выбирает способы работы над проектом и организовывает эту работу .

Роль взрослого

Взрослый перестаёт быть определяющей фигурой, ребёнок реже обращается с просьбой, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. Взрослый не только генерирует идеи, но и подключается к реализации идей детей. Важно, чтобы взрослый мог искренне увлечься идеей детей.

Развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий , позволяющих детям проявить самостоятельность.

1шаг –интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей.

2 шаг – постановка цели проекта, его мотивация

3 шаг – привлечение детей к планированию деятельности и реализация намеченного плана.

4 шаг – совместное движение взрослого и детей к результату

5 шаг – совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

1 шаг – выделение взрослым или детьми проблемы, отвечающей потребностям детей или двух сторон.

2 шаг – совместное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

3 шаг – планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта;

4 шаг – выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослого .

5 шаг - обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

6 шаг – совместное определение перспективы развития проекта.

1 шаг – постановка детей в определённые условия, выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

2 шаг – самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

3 шаг – планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого или партнёра); определение средств реализации проекта.

4 шаг – выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижение договорённости; взаимообучение, помощь друг другу.

5 шаг – обсуждение результата: хода работы, действий каждого, причины успехов и неудач.

6 шаг – определение перспективы развития опыта .

Требования к детским проектам.

Проект должен быть целостным, неповторимым, иметь признаки новизны

Тема проекта должна быть интересна ребёнку, должна обеспечивать мотивацию к успешному обучению

Проект должен осуществляться поэтапно: дети намечают программу и интенсивно выполняют её.

Принцип самостоятельности должен быть ведущим.

Проекты как бы копируют различные стороны бытия.

Проект есть слияние теории и практики: постановка умственных, социальных, нравственных, эстетических и др. задач и их выполнение.

Длительность работы над проектами – от нескольких часов до нескольких дней. (Савенков А.И рекомендует длительность исследовательских проектов - 1-2 недели)

Рекомендуемый возраст для проектной деятельность – от 4-х лет.

Формой реализации детского проекта может быть занятие –проект, сюжетная или дидактическая игра, подготовленные детьми эскизы, составленные детьми газеты, сценарии, инсценировки и т.д.

Типы детских проектов:

исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

Все проекты чаще реализуются группой участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве).

По продолжительности проекты бывают:

- краткосрочные (1-2 занятий в течение 1-2-х недель);

- средней продолжительности (до нескольких месяцев);

- долгосрочные (на учебный год и более).

Основные этапы проекта.

Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.

( Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова)

На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).

Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

Составление план-схемы проекта.

Сбор, накопление материала.

Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов деятельности.

Задания для самостоятельного выполнения.

Презентация проекта, открытое занятие.

Совместная деятельность педагога и детей в проекте.

(Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б. Зуйкова)

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (нежестко).

3. Принимают задачи.

4.Дополняют задачи проекта.

4. Помогает в решении задач.

5. Помогает спланировать деятельность.

6 Организует деятельность

5. Объединяются в рабочие группы.

6. Распределяются с учётом амплуа.

7. Оказывает практическую помощь по необходимости.

8.Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Усваивают специфические знания, умения, закрепляют навыки.

9.Помогает подготовиться к презентации, помогает осуществить презентацию.

8. Готовят к презентации продукт деятельности.

9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Особенности подготовки и реализации исследовательских проектов.

А.И Савенков указывает, что учебное исследование дошкольника ничем не отличается от учебного исследования взрослого и включает следующие основные этапы:

- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

- обобщение полученных данных;

Учебное исследование предусматривает 2 этапа:

1 этап. Тренировочные занятия с детьми всей группы.

1-й шаг – выбор темы.

2-й шаг – поиск информации, сбор материала.

Способы поиска информации:

- спросить у другого человека;

3-й шаг – Обобщение материалов (Разложить материал, выделить главные идеи и второстепенные, сформулировать определения и т.д.)

2 этап. Самостоятельные индивидуальные учебные исследования старших дошкольников предусматривают те же шаги, что и на 1 этапе, только индивидуально.

На всех этапах предлагается использование символов, пиктограмм для опоры на реальные или обобщённые, близкие детям либо конкретному ребёнку, образы. Эти же образы, символы впоследствии могут служить в качестве пиктографического письма.

Памятка воспитателю:

- учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций;

- не сдерживайте инициативы детей;

- не делайте за них то, что они смогут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;

- не спешите с вынесением оценочных суждений;

- помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

а) прослеживать связи между событиями, предметами и явлениями;

б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

в) учиться анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации;

-будьте активным, жизнерадостным, понимающим, поддерживающим, помогающим.

Основное положение Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования Системно – деятельностный подход это: Выстраивание процесса обучения как движения от цели к результату, при этом в качестве результата рассматривается развитие личности обучающихся ( сформированность УУД и системы представлений о мире ); Движение от цели к результату совершает сам обучающийся в процессе учебной деятельности, осознавая этапы продвижения, поскольку иначе личность развиваться не может ; Организация деятельности обучающихся через технологии, которыми учитель обеспечивает движение обучающихся от цели к результату

Учебный проект Учебный проект – организационная структура деятельности, имеющую стадии проектирования, подготовки к презентации и презентацию. В отдельных случаях и осуществление проекта-замысла. Учебный проект при его разработке или использовании как проблемного задания является дидактической единицей в системе проектного обучения . При работе над этим заданием разворачивается проектная деятельность учащихся.

Основная образовательная цель курса Формирование проектных умений минимального уровня сложности у младших школьников

Основной задачей начального обучения проектированию (2 – 4 кл .) является формирование следующих умений: Планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с выработанным планом. Планировать работу другого (других) для достижения определённого результата. Анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности, включая собственные знания. Ставить себе задачу по сформулированной цели для последующего решения. Предъявлять и представлять ход проделанной работы и её результат.

Этапы работы на уроке Погружение в проект; Организация деятельности; Осуществление деятельности; Презентация результатов; Оценка; Рефлексия

Формы работы. Групповая Парная Индивидуальная

Оценивание работы - безотметочное Формы оценивания : самооценивание , взаимооценивание . Критерии оценивания: правильное составление плана; аккуратность выполнения операции; изделие должно соответствовать требованиям задания

Для достижения цели нельзя пропускать какой – либо этап в цепи заданий, осуществляется пошаговое достижение цели. Целостность дидактической систем проектного обучения означает, что нельзя дробить и выхватывать её части, п одменять цели и подцели отдельных заданий или уроков, нарушать принципы, организационные формы и методы, составляющие систему, нарушать технологическую цепочку заданий.

Образовательные цели: формирование умения планировать одновременную по операциям работу членов группы и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом; развитие умения предъявлять результат работы . Задачи обучения: осуществлять самостоятельное групповое планирование одновременной по операциям работы членов группы; выполнять работу в соответствии с планом; умению предъявлять результат работы.

Педагогический результат: Формирование умения планировать одновременную по операциям работу членов группы и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом.

Оснащение: трафареты деталей вагона (корпус, колесо и сцепка), картинка с паровозом, к которому необходимо присоединить вагоны, листок для плана. Для работы каждой группе даются: листы разноцветной бумаги, четыре трафарета деталей вагона (каждый вагон состоит из корпуса, двух колес и двух сцепок — передней и задней), ножницы, карандаши, клей и картинка с паровозом, к которому необходимо присоединить вагоны.

Методические комментарии Работа по заданию проходит на 2-х уроках, причем 1-й урок целиком посвящен планированию решения задачи. Задание дети выполняют с предварительным сетевым планированием. 3 человека в группе работают в условиях ограниченного времени и соревнования между группами. Для достижения наилучшего результата по времени необходимо сделать распределение операций между детьми группы так, чтобы получилось как можно больше законченных вагонов в составе поезда.

Время выполнения одной операции — 1 минута. Один человек все операции выполнит за 15 минут. Если будет работать бригада, то можно сделать быстрее. Как? Сколько времени понадобится? Составляем сетевой план, когда все члены группы работают одновременно, выполняя операцию за операцией, получают конечный результат. Так как работа идет без потери времени, назовем такой план оптимальным.

Проблема Как распределить работу между членами бригады, чтобы время работы было минимальным, т. е. никто не простаивал?

Цель: Мы приходим к пониманию, что необходимо распределить работу так, чтобы никто не простаивал. Это приемы сетевого планирования. Этот план назовем оптимальным. При составлении плана возможны разные варианты. Выполнение законченного цикла содержит следующие операции:

обведение трафарета корпуса вагона ( Ов ); обведение трафарета колеса (Ок); обведение трафарета сцепки ( Осц ); вырезание корпуса ( Вв ); вырезание колеса ( Вк ); вырезание сцепки ( Всц ); приклеивание сцепки ( Псц ); приклеивание корпуса вагона ( Пв ); приклеивание колеса ( Пк ).

Человек Минуты 1-я 2-я 3-я 4-я 5-я Всего 1 - й Ок1 Вк1 Ок2 Вк2 Пк1 5 минут 2 - й Осц1 Всц1 Осц2 Всц2 Пк2 5 минут 3 - й Ов Вв Псц1 Пв Псц2 5 минут

Заключение Овладение технологией проектного обучения для формирования универсальных учебных действий учащихся является важной задачей, стоящей перед современным учителем, особенно в свете реализации Федеральных государственных стандартов второго поколения .

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия.

Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике.


Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию.


Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе".


Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта.


Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход.

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах.

Вступая в переходный период, который переживает вся система образования, в том числе и дошкольное образование, позитивно воспринимает новые стратегические ориентиры, обозначенные в ФГОС. Приоритетным направлением в работе является осуществление инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников, включая метод проектной деятельности, как средство реализации новых образовательных стандартов.

Метод проектов используют в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками. Он позволяет мне определить задачи обучения, сформировать предпосылки к познавательной активности, умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации и осуществляется через интегрированный метод обучения. Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна, в которой содержание должно охватывать следующие образовательные области:

Проектная деятельность отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребё нка дошкольного возраста:

предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

характер взаимодействия со взрослыми;

характер взаимодействия с другими детьми;

система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

На этапе введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла необходимость соединения системного и деятельностного подхода в обучении и воспитании. Системный подход - это подход, при котором образовательная система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет реализовать принцип системности на практике. Основная идея системно-деятельностного подхода заключается в том, что главный результат образования - это способность и готовность обучающегося к эффективной и продуктивной деятельности во всевозможных социально-значимых ситуациях.

Поиск новых форм работы привел к тому, что в дошкольных учреждениях стал широко использоваться метод проектной деятельности. Использование метода проектной деятельности в дошкольном образовании позволяет сформировать активную жизненную позицию детей, развить творческое мышление, умение самостоятельно, разнообразными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать полученные знания для последующего создания новых объектов действительности. Кроме того, метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для непосредственного участия родителей в педагогическом процессе.

Метод проектов позволяет перейти от традиционной ретрансляционной передачи знаний к активным методам обучения. А активная деятельность – наиболее успешный вид восприятия информации. Согласно психологическим исследованиям, у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% – из того, что он видит, и 90% – из того, что он делает.

Метод проектов недолго был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов России начала прошлого века - П. Ф. Каптерева, П. П. Блонского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, М. В. Крупениной, Е. Г. Кагарова. Затем, во второй половине 30-х годов, наряду с педагогическими идеями М. Монтессори, был запрещен. В настоящее время метод проектов всё активнее используется в практике детских садов.

На современном этапе развития Российского дошкольного образования особое внимание уделяется развитию личностных качеств дошкольника через системно-деятельностный подход. Проектная деятельность как средство реализации данного направления, обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность, создавая для каждого адекватную нагрузку. Метод проекта способствует развитию следующих личностных качеств: познавательный, эмоциональный, творческий потенциал, коммуникативную компетенцию.

Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги ДОУ организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Виды проектов : информационные, исследовательские, игровые, практико-ориентированные и др.,

Основной целью проектного метода в нашем дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагоги используют подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста мы предоставляем больше самостоятельности.

Шаг воспитателя в работе над проектом :

2. Тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности : игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д.

На этапе разработки содержания НОД, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Мы понимаем, что среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда, начинается совместная работа воспитателя и детей.

Этапы проекта :

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели :

• к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

• в каких источниках можно найти информацию;

• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

• с какими предметами научиться работать для достижения цели.

Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления предлагаем решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

4. Заключительный этап работы над проектом является презентация проекта.

Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта : нами с детьми старшего дошкольного возраста проводятся итоговые мероприятия в различной форме. Это игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотогазет, выставок, мини-музеев.

В ходе проведения месячников, недель, дней в ДОУ внедрены следующие проекты :

До недавнего времени ручка имела лишь одну функцию, как пишущий инструмент - выводить на бумагу необходимый нам текст. Сегодня возможности его увеличились. Появились ручки с использованием последних достижений в области IT-технологий. Современная ручка может служить в роли музыкального плеера, может отсылать письма по адресам. В связи с этим возник интерес к исследованию этапов развития ручки.

Вид проекта Информационно-исследовательские

Разработчики проекта Егорова Татьяна Сергеевна, Иванова Надежда Романовна

Участники Дети, родители старшей группы, педагоги ДОУ

Цель проекта Выделить этапы развития шариковой ручки

Задачи проекта 1. Выделить исторические этапы развития предметов для письма до шариковой ручки.

2. Выявить недостатки и достоинства существовавших пишущих инструментов.

3. Дать сравнительную характеристику письма разными инструментами.

4 Подготовить детей к обзору последних изобретений ручек с использованием достижений в области информационных технологий.

Сроки и этапы реализации проекта Краткосрочный

1 этап: информационно-организационный (вхождение в проблему, принятие задачи, вживание в игровую ситуацию

2 этап: практический (исследование, экспериментирование, НОД, беседы по видеоматериалам, сказки, рассказы, игры, художественное творчество.)

3 этап: заключительный (презентация, выставка ручек)

Ожидаемые и конечные результаты 1. Дети получат больше информаций о развитии предметов письменности.

2. Дадут характеристику письма разными инструментами.

3. Представят свою модель ручки будущего.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, способствовует развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствует личностному развитию воспитанников, обеспечивает качественные результаты педагогической деятельности.

Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе. (Е. С. Евдокимова).

Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

2. Данюкова А. А вы любите проекты? //Обруч. - 2001. - №4.

3. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3.

4. Комратова Н. Г. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1.

5. Комратова Н. Г. Проектная деятельность : культура и экология // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2.

6. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 96 с.

8. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.

Система организации детско-родительских мероприятий как средство реализации ФГОС до В современных условиях введения ФГОС ДО на дошкольные образовательные учреждения и семьи воспитанников возлагаются ответственные социальные.

Палочки Кюизенера как средство обучения старших дошкольников в условиях реализации в ФГОС

Палочки Кюизенера как средство обучения старших дошкольников в условиях реализации в ФГОС В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДОУ" Цель проекта.

Читайте также: