Как хорошо уметь читать 2 класс школа россии

Обновлено: 04.07.2024

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку просить:
"Прочти, пожалуйста, прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну, прочитай еще страницу".
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

И мы решили подготовить проект на эту тему. Начали свою работу в начале учебного года . Для того, чтобы выполнить этот проект, мы на кружке информатики научиться работать в программах– сами старались делать слайды. Сами печатали часть текста, сканировали, обрабатывали анкеты. И, конечно, нам помогала наш учитель Наталья Александровна. Но при этом мы старались всегда помочь ей.

Такую тему для своего проекта мы выбрали неспроста. Многие ребята нашего класса не любят читать. А в наших домах книги живут вместе с нами. В наших детских домашних библиотеках такие разные книги: это и сказки, и стихи, и рассказы, и сказочные повести, мифы, повести и рассказы о животных, детская фантастика. Это и энциклопедии, словари.

Как то раз я поссорилась с подругой. Как сказали потом взрослые, причина драки была высокоинтеллектуальной – так мы пытались выяснить у кого дома больше книг. Не выяснили – у неё книг тоже много, и она тоже любит читать.

А у одной моей знакомой девочки нет дома даже одной полки книг. У них дома почти не читают.

И нам захотелось выяснить, любят ли мои ровесники чтение, чем для них являются книги. Для этого мы провели небольшое исследование.

II. Основная часть

Постановка целей и задач

Итак, поставили перед собой цели работы – во-первых, узнать, насколько ребята моего возраста любят чтение, знакомы с художественными произведениями, а во-вторых, внести свой вклад в заинтересованность одноклассников литературой.

Для достижения этих целей необходимо решить такое же количество задач:

Изучить отношения моих ровесников с книгами поможет анкетирование и анализ результатов анкетирования.

Заинтересовать ребят, дать возможность узнать хотя бы о нескольких книгах, которые обязательно стоит прочесть, можно с помощью школьного доклада.

На начальном этапе нашей работы мы разработали небольшую анкету. Анкета (рисунок 1) составлена для получения ответа на первый вопрос, вставший перед нами: как часто мои сверстники читают, как относятся к чтению.

В анкетировании (заполненные анкеты – приложение № 1 к проекту) приняло участие 15 человек, это ученики второго и третьего классов нашей школы (МКОУ Сош № 16). Результаты обработки анкет представлены на рисунках 2.1-2.5.

Рис.1. Анкета для первоклассников.

Рис.2.1. Результаты анкетирования. Любимые книжные герои.

Рис.2.2. Результаты анкетирования. Часто ли родители читают себе и детям?

Рис.2.3. Результаты анкетирования. Что вы читаете сейчас? А что читали недавно?

Рис.2.4. Результаты анкетирования. Каких вы знаете авторов?

Рис.2.5. Результаты анкетирования. Для чего нужно чтение?

Итак, мы решили первую задачу и выяснил, какие отношения у моих сверстников с книгами. Анкетирование показало все проблемы, связанные с детским чтением:

К сожалению, одна треть моих ровесников называет любимыми литературными героями героев мультфильмов, а совсем не книжных персонажей;

Только одной трети ребят, заполнивших анкету, родители читают постоянно!

Почти половине опрошенных родители читают редко!

Больше половины детей почти не видят читающих родителей. Нет примера для подражания;

Некоторые дети не знакомятся с литературой для их возраста. Другие читают книжки, пересказывающие сюжеты зарубежных мультфильмов;

15 человек в общей сложности назвали только 7 авторов. Подавляющее большинство детей знает только Пушкина. 8 человек не назвали ни одного автора!

То, что читать интересно, считает только один из опрошенных!

К сожалению, далеко не все наши сверстники дружат с книгой. Это показало наше исследование. А нам очень хочется, чтобы наши друзья, наши одноклассники любили чтение. Ведь читать познавательно, читать интересно. Вместе с героями любимых книг мы переживаем их приключения. Мы радуемся и огорчаемся вместе с ними. Мы фантазируем и представляем себя на их месте. Мы смеёмся – ведь столько смешных и веселых книг. Мы вспоминаем прочитанное. Мы любим перечитывать книги. люблю читать новые книги. Я очень люблю читать!

Рауд Э. Муфта, Полботинка и Моховая Борода. – М.: Дет. лит., 1988. – 351 с.

Линдгрен А. Три повести о Малыше и Карлсоне. – К.: Вэсэлка, 1988. – 415 с.

Носов Н.Н. Витя Малеев в школе и дома. – М.: Махаон, 2007. – 319 с.

Волков А.М. Волшебник Изумрудного города. – М.: Астрель, 2006. – 175 с.

Подготовил : Бицкий Ярослав

В нашей семье очень любят чтение и уважительно относятся к книгам. Я уже сам читаю небольшие истории, а длинные повести мне пока читает мама. Сейчас я готовлю работу о чтении и книгах. Для этого я подготовил анкеты, которые мы вам раздали.

А сегодня я хочу рассказать вам о своих любимых книгах. На самом деле у меня еще много любимых книг, но сегодня я расскажу вам о четырех из них.

Хотелось бы спросить, у кого дома есть такая книга? Поднимите руки.

Кому ее читали? Поднимите руки.

Эта книга рассказывает о приключениях трех забавных накситраллей – маленьких человечков, похожих на гномов.

Муфта всегда ходит в одежде, похожей на теплую и пушистую муфту. Полботинка постоянно шевелит пальцами ног, а чтобы было удобнее это делать, его обувь лишена носков, - поэтому и Полботинка. А борода Моховой Бороды состоит из настоящего природного мха. И осенью в ней можно собирать бруснику и клюкву.

Их приключения начались с того, что друзья помогли жителям одного небольшого города: спасли город от кошек. Кошки к тому времени заполонили улицы, их прикармливала одна старушка. И кормила так, что в городе не осталось запасов молока и рыбы – все шло на корм котам. Друзья, проявив смекалку, разрешили задачу и увели кошек из города.

Но к чему же это привело? Да к тому, что равновесие в природе нарушилось, и город заполонили… крысы!

Что же делать? Как справились с этим наши герои? Обязательно прочитайте и вы узнаете это, а также то, как друзья спасали Моховую Бороду из плена, когда того похитила странная дама и держала дома, как собачонку. И о том, как друзья выручали Муфту, которого украл самый настоящий волк, унес в свою нору и сделал игрушкой для своих волчат.

Задам тот же вопрос, что и на первом слайде, у кого дома есть такая книга? Поднимите руки.

Кому ее читали? Поднимите руки.

Кто же не знает Карлсона? Уж мультфильм про него все мы помним еще с детсадовского возраста. А знаете ли вы, что про Малыша и Карлсона написано целых три повести?! Написала их шведская писательница Астрид Линдгрен.

В этих повестях описана целая система по воспитанию домомучительниц (домомучительницей Карлсон с Малышом прозвали няню Малыша). Итак, есть три способа: курощение, низведение и дуракаваляние. (Конечно, можно говорить укрощение и изведение, но это не так смешно, считает Карлсон).

На страницах этой книги Карлсон веселится вовсю: взрывает паровойавтомобиль Малыша, играет в палатку и привидение, рисует портрет очень одинокого петуха, делает из полотенец мумию по имени Мамочка, пугает квартирных воров, сам ворует – плюшки у домомучительницы фрекен Бок и вставные зубы у дядюшки Юлиуса. И все это Карлсон делает смешно и интересно.

А Малыш? А Малыш пытается Карлсона урезонить, а когда у него это не слишком получается, он не сильно расстраивается, ведь главное, что у него есть такой замечательный друг – красивый, умный и вмеру упитанный мужчина в самом расцвете сил – самый лучший в мире Карлсон!

У кого дома есть такая книга? Кому ее читали? Поднимите руки.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

ООП НОО Новокасторенской средней общеобразовательной школы

Учебный план Новокасторенской средней общеобразовательной школы на 2019-2020 учебный год.

Календарный учебный график Новокасторенской средней общеобразовательной школы на 2019-2020 учебный год.

В соответствии с Образовательной программой школы, данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 час в неделю (34 учебные недели) с использованием учебных пособий:

Сборник программ внеурочной деятельности

Внеклассное чтение М., 2005.

2. Планируемые образовательные результаты освоения предмета, курса (ФГОС)

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

уметь самостоятельно работать с новым произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,дома и т. д.

Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.

Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.

Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.

Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.

Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.

Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов,

Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.

Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.

Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки.

осознавать значимость чтения для личного развития;

формировать потребность в систематическом чтении;

использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; - пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

3.Содержание учебного предмета, курса

Раздел / тема

Путешествие в мир книг

Здравствуй, осень!

Худому делу - худой конец.

Стихи о Родине.

Малые фольклорные жанры.

Читаем сами

Знай и люби родную природу!

Сказки народов родного края.

Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям. По желанию выучить одно стихотворение о школе наизусть.

Литературное слушание, рассматривание книг в классном уголке, выделение понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие.

Определение особенностей жанра сказок о животных. Пересказ по иллюстрациям. Принести в читательский уголок свою книгу сказок о животных. Разыгрывание сказки по ролям.

Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр.

Обзор различных изданий одного произведения. Придумать и нарисовать свою обложку книги к понравившемуся произведению. Работа с иллюстрациями к произведениям, художники – иллюстраторы.

Выделение отличительных особенностей русского фольклора. Выучить потешку, считалку, небылицу. Конкурс на лучшего чтеца скороговорок

Упражнять в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу, иллюстрациям ,используя внешние приметы или прежний опыт. Характеристика поступка, героев. Беседа-диспут.

Выборочное чтение характеристики главных героев. Озаглавливание тематической выставки. Отбирать, рассматривать и приносить в класс книги о храбрости. Составление советов для тех, кто хочет быть храбрым.

Детальный анализ произведений, характеристика черт характера. Учить озаглавливать тематическую выставку. Подобрать пословицы и поговорки о Родине. Выделение для себя нравственных качеств. Беседа-дискуссия с элементами инсценирования.

Обобщение прочитанного, нахождение логических связей в произведении. Пересказ по плану. Пересказ по плану. Работа с толковыми словарями Ожигова, Даля

Знакомство с особенностями сказок разных народов, их оформление.

Составление списка для летнего чтения с учётом степени усвоения прочитанных произведений.


Ребенок, который не умеет хорошо читать, сталкивается с серьезными проблемами во время выполнения различных заданий по другим предметам. В начальной школе скорость чтения вслух проверяется периодически. Во втором классе технику чтения необходимо проверять как минимум два раза в год.

Китай - быстро развивающаяся страна с огромными перспективами для учебы и работы. Учеба в китае доступна не только на китайском, но и на английском языке. Пройдите быстрое темтирование на сайте и узнайте, сможете ли вы поступить в ВУЗ в Китае.

Ребенок, который не умеет хорошо читать, сталкивается с серьезными проблемами во время выполнения различных заданий по другим предметам. В начальной школе скорость чтения вслух проверяется периодически. Во втором классе технику чтения необходимо проверять как минимум два раза в год.

У второклассников проверяется:

  • насколько сформировано умение читать целыми словами и словосочетаниями;
  • осознается ли школьником смысл содержания текста;
  • умеет ли ребенок использовать паузы, соответствующие знакам препинания в тексте;
  • используются ли при прочтении интонации, передающие особенности героев.

Требования к чтению

В 1 полугодии второго класса чтение осознанное, правильное, целыми словами. Допускается прочитывание по слогам слов, имеющих сложную слоговую структуру.

Во 2 полугодии помимо правильного, осознанного чтения целыми словами, дети должны также соблюдать паузы, интонации, логические ударения. Слоговое чтение нежелательно.

Нормы техники чтения во втором классе

Техника чтения во 2 классе по ФГОС должна иметь следующие ориентировочные показатели:

  • В 1 полугодии — 40-50 слов в минуту
  • Во 2 полугодии — 50-60 слов в минуту.

Оценивание техники чтения во втором классе по ФГОС

Оценка

1 полугодие

2 полугодие

Тексты для проверки техники чтения во втором классе должны подбираться в зависимости от рекомендаций методистов. Предложения в тексте должны состоять из знакомых ребенку слов. Не стоит брать тексты, в которых встречаются длинные прилагательные, редко употребляемые слова, диалоги или рисунки.

От скорости чтения во многом зависит процесс развития ребенка. Многие ученики обречены на неуспеваемость только потому, что не научились самому элементарному — читать. Поэтому переоценить значение чтения в жизни школьника трудно.

Тексты для проверки техники чтения во 2 классе

Проверка в I полугодии

Текст №1 Куница

Живет в густом лесу небольшой хищный зверек – куница. Ростом куница меньше кошки. Она очень проворна и так хорошо лазает по деревьям, что даже ловкая белка не всегда от нее убежит. Охотится куница за мышами и другими мелкими зверушками. А наступит лето, поспеют в лесу ягоды – куница и ими будет лакомиться.

(51 слово. В. Чаплина)

Текст №2 Лето

На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно цветет над водой водяная кашка.

Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зеленой осоке затих, притаился зубастый щурёнок. Ходко снуют по пруду на длинных лапках водяные паучки.

Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под березами.

(59 слов. И. Соколов-Микитов)

Текст №3 Сила не право

Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.

Миша побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и все видел.

(57 слов. К. Ушинский)

Текст №4. Лев, медведь и лисица (проверка в октябре)

Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала.

(35 слов. Л. Толстой)

Текст №5. Барсуки (проверка в октябре)

Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый.

(47 слов. И. Аксенов)

Текст №6. Золотой подснежник (проверка в декабре)

После холодной, суровой зимы все ждут весну. Кто открывает весну?

Весну цветов открывает ранний первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых склонах. Мать-и-мачеха распускается раньше всех трав — до выставки ульев, до вылета первых пчел, до ледохода.

Цветет этот чудесный цветок около двух месяцев.

(51 слово. К. Пронин)

Текст №7

В давние времена жила девушка. Взяла она однажды горсть золы и бросила ее на небо. Зола рассыпалась там, и по небу пролегла звездная дорога.

С тех пор эта звездная дорога освещает ночью Землю мягким светом, чтобы люди возвращались домой не в полной темноте и находили свой дом.

Текст №8. Чудесная елка (проверка в декабре)

Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили елку ягодами. К верхним веткам дети привязали кусочки хлеба. К нижним веткам прикрепили морковку. Под елку в снег воткнули кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под елкой около кочана капусты хлопотами два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковью.

(61 слово. Г. Скребицкий, В. Чаплина)

Проверка во II полугодии

Текст №1 Может ли дерево взлететь?

Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать. Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Корни крепко держат его в земле. Но гордое дерево все мечтало о полете.

И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки. Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлетело.

(63 слова. Дж. Родари)

Текст №2 Первая гроза

Пришла черная туча. Хлынул дождик. Люди попрятались в дома. Сверкали молнии, гром гремел не переставая. Казалось, кто-то огромный передвигает что-то в небесах и на земле, что-то разрушает, что-то строит. Кончилась гроза. Люди вышли из домов и увидели радугу высотой от земли до неба, шириной во всю землю. Влетели в арку южные ветры и стало после первой грозы по-летнему тепло.

(64 слова. А. Митяев)

Текст №3 Утята и стрекоза

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке.

(68 слов. Е. Житков)

Текст №4. Курочка

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождь. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала. Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у кого глаз выглядывает. Не страшен дождь цыплятам!

(52 слова. Е. Чарушин)

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.

Как улучшить технику чтения

Многие родители задаются вопросом, как улучшить технику чтения у ребенка? Данная проблема обычно становится актуальной именно на втором году обучения, поскольку к первоклашкам все еще относятся снисходительно, объясняя некоторое отставание сложностями адаптации к школьной жизни и другими моментами.

Зачем читать быстро?

Согласно современным требованиям, к концу второго года обучения ребенок должен читать 50 слов в минуту. Далеко не всем ученикам эта норма оказывается под силу. Однако так ли уж важно читать быстро?

Это обязательно скажется на учебе, особенно, когда пойдут такие сложные для восприятия предметы, как физика, химия, биология. Необходимо будет поглощать длинные параграфы, и в голове осядет только половина всего озвученного в них. Тогда как быстро читающий ученик усвоит 80% информации.

Дети, имеющие проблемы с техникой чтения, обречены на вечное отставание. Поэтому правы те родители и педагоги, которые бьют во все колокола, столкнувшись с проблемой.

Как научиться быстро читать?

Каким образом улучшить технику чтения у ребенка 2 класса

Так, как научиться читать быстро и правильно? Педагоги убеждены, что одних регулярных тренировок мало. Необходимо использовать специальные приемы и методы. Выбор их зависит от причины, которая мешает ребенку читать быстро. Таковых выделяют несколько:

✔️ Плохая оперативная память.

✔️ Неумение концентрировать внимание, долго сидеть на одном месте.

✔️ Мало практики.

✔️ Недостаточный объем зрения, называемого оперативным.

✔️ Маленький запас слов.

✔️ Регрессия (глаза постоянно совершают возвратные движения).

✔️ Плохо развитые артикуляционный аппарат и дикция.

✔️ Дислексия (отклонение, которое мешает учиться именно читать при том, что обучаемость другим предметам высокая).

✔️ Полное равнодушие к чтению.

Определить причину, по которой ребенку плохо дается чтение, родители в большинстве случаев самостоятельно не могут. Здесь приходится обращаться за помощью к специалистам.

Для начала можно пообщаться с классным руководителем. Если учитель опытный, он поможет разобраться или подскажет, к какому специалисту пойти (к психологу, логопеду и т. д.). Когда причина выяснена, ее следует устранить. В этом помогут следующие упражнения:

1. Улучшить оперативную память можно, занимаясь с ребенком по методике Федоренко. Упражнение заключается в том, что малышу дают прочесть предложение, а затем предлагают по памяти его записать. Постепенно длина текста, который нужно запомнить, увеличивается. Регулярные занятия на протяжении месяца дают волшебный результат.

2. Способов повысить концентрацию внимания существует множество. Один из самых любимых детьми – просмотр диафильмов с титрами. Ребенку нужно обязательно прочесть текст под изображением и осмыслить его. Иначе он не поймет, что происходит на экране. Еще один хороший метод – поиграть в сыщика. Необходимо открыть книгу на любой странице и предложить ребенку найти то или иное слово или фразу. Ему придется максимально сконцентрироваться, чтобы сыщик из него получился хороший.

3. Отсутствие практики – одна из самых частых причин медленного чтения. Психологи рекомендуют тренироваться в чтении буквально по 5-10 минут, но несколько раз в день (3-4). Тогда ребенок не будет уставать и не станет воспринимать занятия, как обузу, что очень-очень важно.

4. Чтобы развить оперативное зрение, можно воспользоваться таблицами Шульте. Суть упражнений заключается в том, что в расчерченный на ячейки квадрат площадью 0,25 м² вписываются буквы или цифры. Ребенку предлагается, глядя на одну из них, называть остальные (по порядку, если речь идет о цифрах или по алфавиту, если вписаны буквы).

5. Расширять словарный запас малыша нужно, начиная с самого раннего возраста. Однако если есть упущения, еще не поздно наверстать. Нужно читать ребенку интересные книги, смотреть увлекательные передачи, где будут встречаться новые для него термины, просто беседовать на самые разные темы.

6. Побороть регрессию поможет такой прием: во время чтения закрывать всю уже прочитанную часть предложения закладкой или линейкой. Постепенно ребенок отучится возвращаться взглядом назад и поймет, что надо запоминать слова сразу.

7. Для улучшения дикции предлагается регулярно разучивать с ребенком скороговорки и другие подобные штуки. Нужно, чтобы он учился читать и произносить их быстро и медленно, громко и тихо, но самое главное – четко и разборчиво.

8. Дислексия – это серьезное отклонение. Заподозрить его можно в случаях, когда ребенок не способен запомнить даже простенькое четверостишье; не разбирается, где лево, а где право, не может посчитать от одного до десяти. Устранить проблему получится только с помощью психолога.

Как улучшить технику чтения у ребенка в начальной школе

Когда у маленького человечка проснется интерес, улучшить технику чтения будет не так сложно. Ведь самое главное – это желание.

В начале и конце второго класса делается срез, проверяется техника чтения. Этот навык оценивается не личным предпочтением учителя, а согласно нормам ФГОС. Если ребенок не может уложиться в предложенные Министерством образования рамки, то родители могут ему помочь. Для этого имеется множество методик, с которыми мы вас познакомим в нашей статье.

Нормы ФГОС по чтению для 2 класса

Требования к чтению во 2 классе

Бытует мнение, что смысл техники чтения заключается в оценивании количества слов, которые ребенок прочитал за минуту. Но этот только один из ключевых моментов. Навык чтения включает в себя следующие составляющие:

Скорость чтения. Это количество слов, которые прочитал ребенок за минуту. Предлоги и союзы также входят в этот показатель. Часто родители при домашней проверке техники чтения зацикливаются только на скорости. Но, это неправильный подход. Если форсировать только скорость, то ребенок при чтении будет допускать множество ошибок, не запомнит прочитанного, не поймет, о чем речь. Лучше пусть пока будет более медленное чтение. Медленное осознанное чтение дает больший прирост скорости, чем быстрое механическое, с неточностями и ошибками.

Способ чтения. Это показатель того, как читает ребенок, слоговое или словное плавное чтение. Развитие этого навыка приводит к постепенному переходу от чтения по слогам к чтению целыми словами.

Правильность чтения. Это составляющее включает в себя отсутствие не только ошибок, но и заминок. Если ребенок невнимателен, у него имеются проблемы с произношением звуков, то в результате искажается смысл прочитанного. Правильность чтения – это важный фактор, который является залогом грамотного письма.

Осознанность. Это понимание прочитанного. Насколько ребенок осознал главную мысль текста, его идею. Если дети учатся читать не механически, а осознанно, то они способны уловить юмор текста, иронию, отношение к героям автора, подтекст. Мешает осознанности текста не быстрое чтение, а через чур медленное, искажение произведения. Ребенок угадывает слова, изменяет их формы, порой не дочитывает окончания.

Выразительность. Использование ребенком пауз, подбор правильной интонации, постановка ударения. Если он понимает текст, читает осознанно, то ему легче дается подбор пауз, верной интонации, логического ударения.

При проверке навыка чтения важны все составляющие, нельзя упускать из внимания ни одного фактора. Поскольку каждый из них показывает, насколько в последствии ребенок сможет усваивать необходимый материал.

Нормы ФГОС

Нормативами ФГОС определяется не жесткая, а желательная скорость чтения учеников, которые находятся на определенном этапе школьного обучения. Они помогают понять учителям и родителям формируется ли навык чтения успешно или требуется на этот момент обратить более пристальное внимание. Нормы чтения – это ориентировочные показатели. Важно учитывать индивидуальные особенности детей, их психофизиологические качества, рост личностных показателей.

Требования к текстам

Для проверки навыки чтения необходимо правильно подбирать тексты. Если для этой цели использовать первый попавшийся рассказ, то результаты диагностики окажутся неверными. Требования к текстам для проверки техники чтения во 2 классе:

Ученик должен текст видеть впервые.

Предложения должны быть короткими, без включения сложных конструкций.

Текст должен соответствовать возрасту ребенка.

Не должно быть диалогов.

На странице не должно быть картинок и других отвлекающих внимание моментов.

Текст должен состоять из слов, знакомых ребенку.

Материал должен помещаться на одну страницу.

Текст должен быть напечатан в удобном для чтения ребенком шрифте.

Для проверки техники чтения можно использовать научно-популярные и художественные тексты. Не стоит подбирать технически направленные материалы с непонятными терминами. Для второго класса можно использовать произведения Драгунского, Бианки, Ушинского, Носова, Льва Толстого, Житкова.

Как проверить технику чтения

Нормы ФГОС по чтению для 2 класса

Если у вас через чур чувствительный ребенок, который сложно переносит разного рода проверки, то проведите контроль в виде игры или незаметно для него. Не стоит создавать излишнего ажиотажа вокруг предстоящего испытания или устраивать экзамен. Если ребенок переволновался, начал заикаться, запинаться, то оставьте затею, перенесите мероприятие на следующий раз.

Процесс проведения контроля чтения:

Выберите наиболее подходящее время.

Устраните все предметы с отвлекающими факторами: телефон, компьютер, телевизор.

Приготовьте часы с секундной стрелкой. Не стоит использовать песочные часы, на них нередко отвлекаются дети.

Подберите подходящий текст, лучше, чтобы он был напечатан 14 шрифтом.

Посадите за стол ребенка, сами сядьте рядом.

Во время чтения внимательно следите за ребенком, отмечайте ошибки, но не перебивайте его. Обсудите ошибки после того, как будет проведен срез.

Задайте вопросы по тексту, оцените скорость, осознанность, выразительность.

Оценка скорости чтения

После окончания чтения, подсчитайте количество слов, обращая внимание на следующие моменты:

Союзы, частицы, предлоги берутся за одно слово.

Если слово перенесено, то оно считается за 2 слова.

Записываем показатель, сравниваем его с предыдущим.

Проверка осмысленности

Проверка правильности и выразительности

В ходе чтения обращайте внимание на следующие моменты:

насколько правильно ребенок читает;

как выговаривает он слова;

нет ли запинок, пауз, исправлений;

правильно ли расставлены ударения.

После контроля разберите ошибки. Чтобы оценить выразительность, следует дать знакомый текст, понаблюдать за наличием пауз на знаках препинания, сменой интонации.

Причины медленного чтения

Ребенку предлагается литература сложная по его возрасту и не интересная. У каждого человека свои интересы, которые нужно учитывать при составлении списка литературных произведений.

Часто бывает, что при чтении глаза ребенка возвращаются к началу слова или даже предложения. Он проговаривает в уме все, что прочитал. Это называется регрессия. Она возникает на фоне невнимательности. Если вовремя не заметить регрессию, то чтение подобным образом войдет в привычку.

Проблемы с памятью. Решить этот вопрос помогут специальные упражнения.

Неразвитый артикуляционный аппарат. Эта проблема легко устраняется при помощи упражнений. Можно сходить на консультацию к логопеду, а занятия проводить дома.

Низкий словарный запас. Если в тексе попадаются незнакомые слова, то они замедляют технику чтения.

Если у вас ребенок обучается во 2 классе и медленно читает, то эта ситуация устраняется легко. Нужно побольше ему уделить внимания, дополнительно позаниматься специальными методиками, повышающими навык чтения, и в скором времени родители будут удивлены результатами.

Как улучшить технику чтения

Нормы ФГОС по чтению для 2 класса

Награждайте старания наклейками, картинками, звездочками.

Сделайте доску успеха, отмечайте на ней прогресс ребенка. Пусть он сам записывает на нее свои успехи.

Занимайтесь в виде игры.

Выбирайте тексты, которые интересны ребенку.

Пусть ребенок читает игрушкам, домашним животным. Таким образом он учится преодолевать страх перед публикой.

Устройте соревнование по технике чтению.

Предлагайте детям читать отрывки текста, которые на 20-30 слов больше их скорости за минуту. После того, как вы перешли к более длинным текстам, просите их пересказать отрывки. Если ребенок читает более 50 слов в минуту, то для чтения ему будет достаточно 1-2 страниц. Чем выше техника чтения, тем больший объем теста предлагается детям.

Методы улучшения скорости чтения

Читайте по слоговым таблицам.

Прочитывайте один и тот же текст по 2-3 раза с постепенным ускорением темпа.

Читайте одновременно с детьми. Причем родитель задает темп, ведет пальчиком по словам, ребенок успевает за ним.

Переверните книгу вверх ногами, предложите читать таким образом.

Чередуем чтение в комфортном темпе с максимально ускоренным.

Если у ребенка встречается регресс, то работаем с окошечком, в котором видно только читаемое слово, возвратные движения глазами невозможны.

Улучшение правильности чтения

Поработайте над правильностью дикции. Занятия для отработки правильности чтения:

Чтение чистоговорок, скороговорок.

Исправление деформированных предложений.

Прочитайте ребенку предложение с ошибкой в слове. Пусть он найдет неправильно произнесенное слово.

Обращайте внимание на понимание прочитанного. Просите детей пересказать текст, обсуждайте с ними непонятные слова с выражениями.

Техника чтения поможет оценить, насколько правильно читает ребенок. Именно благодаря беглому и осмысленному чтению происходит активизация памяти, внимания, мышления, необходимых для успешного дальнейшего обучения.

Читайте также: