Первая мировая война и общество план урока

Обновлено: 05.07.2024

- воспитывать в учащихся чувство патриотизма и гуманизма даже на при мере трагических страниц отечественной истории.

Тип урока : комбинированный (усвоение нового материала).

Методы : репродуктивный, наглядный, частично- поисковый.

Формы работы : индивидуальная, фронтальная, рассказ учителя.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

1. Организационный момент.

- Ребята, в начале урока я предлагаю вам просмотреть небольшой фрагмент кинохроники, определить, к какому периоду истории относится этот фрагмент, поставить цель и задачи нашего урока.

Формулировка целей и задач урока учащимися

2. Актуализация опорных знаний.

Повторение раннее изученного материала.

- Прежде чем приступить к изучению нового материла …

- Назовите причины войны

- Вспомните, что послужило поводом к началу Первой мировой войны.

- Назовите цели главных участников войны.

- Когда и почему Россия вступила в Первую мировую войну?

- Почему 01.08.1914 года считается датой начала войны?

- Что такое План Шлиффена?

- Почему война получила мировой масштаб? Каким был её характер?

- Назовите основные фронты, этапы сражения и известные вам битвы. Покажите их на карте.

- Какой была реакция в обществе в воюющих странах: в начале, в ходе, в конце войны?

- Вывод: накануне войны наиболее острые противоречия существовали между Великобританией и Германией, интересы которых сталкивались во многих районах земного шара, особенно в Африке, Азии, на Ближнем Востоке. Их соперничество превращалось в ожесточенную борьбу за господство на мировом рынке, за захват чужих территорий.

3. Изучение нового материала

- Первая мировая война, о причинах и предыстории которой шла речь на предшествующем уроке, стала трагическим прологом глобальных потрясений XX столетия. В событиях 1914-1918 гг. коренятся истоки многих процессов, определивших облик современного мира.

Поэтому столь важно внимательно вглядеться в происходившее на фронтах Первой мировой войны, составить представление о масштабах военных действий, о том, как разворачивались крупнейшие операции. Не менее важно понять, что ощущали рядовые участники этих событий, что скрывается за цифрами потерь и стрелками на картах.

1.Июльский кризис 1914 года. (Рассказ).

Рассказ сопровождается показом презентации на тему: Первая мировая война 1914-1918 года.

28 июля Австро-Венгрии объявила войну Сербии. Европа неумолима вползла в большую войну. 29 июля Россия объявила частичную, затем всеобщую мобилизацию, тогда Германия 1 августа 1914 года объявила войну России, а 3 августа – Франции. После вторжения германских войск в Бельгию 4 августа в войну вступила Великобритания. Италия объявила о нейтралитете. О нейтралитете 4 августа заявили и США. С целью захвата германских владений в Китае и тихоокеанских островов в августе Япония объявила войну Германии. Германия вовлекла в войну на своей стороне Турцию (уже 2 августа 1914 года был подписан германо-турецкий договор), а впоследствии и Болгарию (сентябрь 1915 год).

Так и началась Первая мировая война. Уже в первые месяцы военных действий развернулись на нескольких фронтах в Европе, затем в Закавказье, на Ближнем Востоке, а также в германских колониях в Африке, на Тихом океане. Война разрасталась, охватывая все большие территории и вовлекая все новых участников.

Итак, что же послужило поводом к войне.

Повод -Убийство наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены в Сараево.

2.Цели и планы участников войны.

Все имеет свои причины и эта война также. У каждой страны-участницы были свои причины, почему она вступила в войну, но их можно объединить и тогда можно сделать вывод, что для всех участниц общими были следующие причины:

· Стремление к ослаблению государств-конкурентов в экономическом и военном развитии (так Англию не могла не беспокоить стремительная промышленная экспансия и, главным образом, наращивание мощи военно-морского флота Германии)

· Противоречия из-за колоний, сфер влияния и рынков сбыта.

· Стремление разрешить с помощью войны внутренние проблемы.

· Повсеместное усиление националистических настроений.

– Давайте познакомимся с причинами каждой страны-участницы, и определим, к какой из общих причин относятся каждая из них (раздаточный материал).

· Германия стремилась разгромить Англию, лишить её морского могущества и переделить французские, бельгийские и португальские колонии и утвердиться в богатых аравийских провинциях Турции, ослабить Россию, отторгнуть у нее польские губернии. Украину и Прибалтику, лишив её естественных границ по Балтийскому морю.

· Австро-Венгрия рассчитывала захватить Сербию и Черногорию установить свою гегемонию на Балканах, отнять у России часть польских губерний.

· Турция при поддержке Германии претендовала на территорию русского Закавказья.

· Англия стремилась сохранить своё морское и колониальное могущество, разбить Германию как конкурента на мировом рынке и пресечь её притязания на передел колоний. Кроме того, Англия рассчитывала на захват у Турции богатых нефтью Месопотамии и Палестины, на захват которых питала надежду и Германия.

· Франция хотела вернуть Эльзас и Лотарингию, отнятые у неё Германией в 1871 г, и захватить Саарский бассейн.

· Россия вступила в войну с Германией и Австро-Венгрией, добиваясь свободного выхода черноморского флота через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море, а также присоединия Галиции и нижнего течения Немана.

· Поляки видели в войне возможность воссоздания государства, разрушенного разделами XVII.

· Италия даже находясь в союзе с Австро-Венгрией, мечтала вернуть свои земли Трентино,Триест и Фиуме .Долго колебавшаяся между Тройственного союза и Антантой Италия, в конечном счете связала свою судьбу с Антантой и воевала на её стороне из-за проникновения на Балканский полуостров.

· В течении трех лет войны Соединенные Штаты Америки занимали нейтральную позицию, наживаюсь на военных подставках обеим воюющим коалициям. США вступили в войну (апрель 1917 г), намеревался продиктовать ослабленным странам условия мира, обеспечивающие мировое господство американского империализма.

3.Начало войны. Провал плана Шлифена. (Работа с текстом учебника).

1 августа 1914 года – начало Первой мировой войны.

Германия рассчитывала на скорую победу над Францией ради того, чтобы сконцентрировать на военных действиях на восточном Фронте. Во имя этого был разработан план Шлиффена. Немецкое командование планировало напасть на Францию через Бельгию.

Вывод: Таким образом, немецкий план провалился – наступление Германии остановилось под Верденом. Ради спасения Франции Россия форсировала наступление своих войск в Восточной Пруссии. Это дало передышку Франции, у которой появилась возможность подготовиться к решающим сражениям. В битве на Марне была отведена угроза от Парижа: война перешла в позиционное русло.

4.Военные действия 1915 года (Рассказ+ работа с картой).

В 1915 году Германия и Австро-Венгрия поставили главную стратегическую задачу: нанести поражение России и вывести ее из войны. На Восточном фронте было сосредоточено более половины вооруженных сил австро-германского блока. В ходе военных действий русские войска были вытеснены из Восточной Пруссии, Польши, Галиции, части Прибалтики и Белоруссии. Но Восточный фронт вновь стабилизировался. Планы Германии вновь были сорваны. Война приобрела затяжной характер.

В ходе войны велась борьба за привлечение новых союзников. Италия в апреле 1915 года, подписав секретный договор, присоединилась к Антанте. Однако итальянские войска не добились успехов в военных действиях в 1915 году. Война на итало-австрийском фронте, открывшемся с мая 1915 года, носил позиционный характер.

В сентябре 1915 года Болгария подписала договор с Германией, договор с Турцией и конвенцию со всеми участниками четырехстороннего союза.

Таким образом вместо Тройственного союза, был сформирован Четверной союз в составе Германии, Австро-Венгрии, Болгарии и Турции, который продолжал войну против Антанты.

Итогом кампании 1915 года стал срыв германских планов.

-Когда произошла битва на Сомме? (осень 1916 год).

-Успешное наступление русских войск летом 1916 года на Восточном фронте получило название (Брусиловский прорыв).

-Почему данное наступление получило такое название? (Генерал А.А..Брусилов, командующий армией на Восточном Фронте).

-Сражение, длившееся несколько часов, получило название (Ютландское сражение).

- Что побудило Германию перейти к неограниченной политики? (Неудачи 1916г.).

6. Внутреннее положение в воюющих странах. (Беседа).

Беседа с учащимися:

-Какие меры предприняла гражданская администрация воевавших стран для мобилизации всех имевшихся ресурсов? (Почти повсеместно вводился 12-часовой рабочий день, устанавливалась карточная система, устанавливался контроль за трудом и потреблением. Все это способствовало росту социального напряжения. Также воюющие державы вели политику государственного регулирования большинства экономических процессов).

7.Революция 1917 года в России и Брестский мир. Поражение Четверного союза. (Работа с текстом учебника).

Работа с текстом учебника (с.50-54).

Задание перед чтением:

-Когда был подписан Брестский мир? (3 марта 1918 года).

-Сражение, вошедшее в историю, в котором впервые было применено массовая танковая атака англичанами. (Сражение у Камбре).

-Когда произошло сражение под Амьеном? (август 1918 год).

-Капитуляция Германии была подписана (11 ноября 1918 г.).

-Когда закончилась Первая мировая война? (11 ноября 1918 г).

8. Закрепление

Первая мировая война 1914-1918

-Продолжалась 1554 дня

-В ней участвовало 38 стран

-Состав коалиций: Нейтралитет сохраняли 17 государств

-Военные действия проходили на территории 14 государств

-Численность населения стран – участниц войны - 1050 млн человек (62%) населения планеты)

-Мобилизовано 74 млн человек

-Погибло – 10 млн человек, больше, чем за все войны предыдущего тысячелетия.

-Антанта – Англия, Франция, Россия, а также на их стороне США и еще 30 стран.

-Тройственный союз – Германия, Австро-Венгрия, Италия

-Четверной союз – Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария.

9.Версальский мирный договор стран антанты с германией

Запрет Германии иметь ВМФ, ВВС, танки, генштаб.

Демилитаризация Рейнской зоны, ее оккупация на 15 лет

Репарации в 132 млрд. Марок /52 % Франции, 22% Англии/

Армию разрешили иметь не более 100 тыс. человек

Вина в развязывании Первой мировой войны стоила ей колоний

Отторгли 1/8 территории Германии в Европе /Дании -Шлезвиг, Литве - Клайпеду, Франции - Эльзас и Лотарингию, Польше - Познань. /

10.Итоги Первой мировой войны. (Рассказ).

В результате войны был разгромлен блок наиболее агрессивных государств Центральной Европы. Распались Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская империи. В целом ряде стран произошли революции, в результате которых образовались новые государства. Война вызвала социальные потрясения во многих странах мира, на политическую сцену вышли новые политические силы.

Вывод: Война стала проявлением глубочайшего кризиса европейской цивилизации. Первая мировая война была самой кровавой и разрушительной за всю историю человечества. Были вовлечены 33 государства. В боях погибло свыше 1,5 млрд человек. Тысячи городов и селений были превращены в развалины, разрушены дороги и мосты. Жесткость и насилие войны, пренебрежительное отношение к ценности человеческой жизни, унижение человеческого достоинства породили моральные последствия, которые не поддаются измерению.

4. Закрепление изученного материала

- Назовите событие, послужившее поводом к началу Первой мировой войны. Когда оно произошло? (Убийство эрцгерцога Ф.Фердинанда 28 июня 1914 г.).

-Когда был подписан Брестский мир? (3 марта 1918 г.).

-Перечислите итоги Первой мировой войны. (Огромные человеческие жертвы и материальные затраты; победа стран, олицетворявших процесс развития демократии (Великобритания, Франция, США); социальные потрясения во многих странах мира и др.).

Эта войнасамоубийство Европы

Успешная реализация личностно-ориентированного подхода к изучению истории предполагает активное участие самого ученика в учебном процессе и его творческий подход к изучению событий прошлого. Учащийся должен научиться добывать исторические знания разным путём: не только через целенаправленное изучение истории на уроках, но и через средства массовой информации, художественную литературу, искусство. Не менее важным является и эмоциональное переживание учениками исторического прошлого, и превращение этих переживаний в ценности индивидуального сознания, что является основой духовности сознания и основным показателем социальной зрелости, важным фактором формирования гражданской культуры.

В условиях перехода от событийно-хронологической модели школьного исторического образования к современным моделям вариативного образования, построенным на принципах многоперспективности, поликультурности, многосубъектности и диалогичности, все более возрастает значимость работы с информацией, анализа достоверности исторических источников, умения их интерпретировать. В этой связи достаточную актуальность в современной школе приобрел вопрос об умении учащихся работать с разными источниками информации, в том числе с художественной литературой, что в полной мере отвечает основной задаче школы — пробудить интерес ребенка к обучению, воспитать социально активную личность, способную к самоутверждению и самосовершенствованию.

При постановке целей урока нужно учитывать:

  • необходимость углубления и закрепления понятий, раскрытых в ходе изучения темы;
  • сосредоточение внимания учащихся на тех вопросах истории Первой Мировой войны, которые требуют новых подходов;
  • умения учащихся анализировать исторический и литературный источник;
  • необходимость проявления школьниками патриотизма, гуманизма, уважения к подвигу простого солдата и тружеников тыла при изучении темы;
  • умение старшеклассников участвовать в дискуссии.
  1. Война и общество. На пути к Мировой войне
  2. Человек и война

Средства обучения, использованные на уроке, могут включать в себя:

В начале изучения раздела учащимся дается опережающее задание в группах:

1. Написать исторический портрет одной из предложенных исторических личностей:

  • Николай II
  • Отто фон Бисмарк
  • Вильгельм II Гогенцолерн
  • Брусилов А.А.

2. Написать рецензию на одно из прочитанных литературных произведений:

  • Барбюс А. Огонь
  • Горький М. Несвоевременные мысли
  • Пикуль В. Честь имею
  • Ремарк Э.М. На западном фронте без перемен
  • Ропшин В. (Савинков Б.) Во Франции во время войны
  • Толстой А. Хождение по мукам
  • Федин К. Города и годы
  • Шолохов М. Тихий Дон

Так увидел войну Анри Барбюс. Какую проблему поднял писатель в этом отрывке?

Проблема урока – В чем проявился трагизм Первой Мировой войны?

Перед учащимися ставится задача:

  • через мироощущение героев тех дней, авторов, чьи художественные произведения были прочитаны к этому уроку, увидеть трагизм этой страшной войны.

1. Война и общество. На пути к Мировой войне

Война, как ни странно, не была неожиданной ни для кого. Правительства сосредоточенно готовились, вынашивая авантюрные планы; рабочие и интеллигенция напряженно следили за нарастающим напряжением. Однако когда война началась, она разделила весь мир и всех и все, что в нем было на две части – ДО и ПОСЛЕ войны. Эта война изменила всё: взгляды, теории, души…

Предлагается задание в группах:

1) проанализировать отношение к войне в противоборствующих блоках (Тройственный союз, Антанта), в России:

  • Германия в своем блоке проводила активную шовинистическую и националистическую пропаганду;
  • Антанта активно готовилась противостоять Тройственному союзу;
  • Российские политические партии, пытающиеся проводить активную антивоенную пропаганду, авторитета среди трудящихся не имели, в то время как правительство готово было следовать союзническим интересам.

2) Можно ли было избежать войны?

  • Субъективно можно – путем отказа ряда стран от активного наращивания военных проблем;
  • Объективно нет – с середины XIX века все империалистические страны активно готовились к войне и искали лишь повода к ее началу.

Но ведь так давно и красноречиво говорилось о братстве людей, о единстве интересов человечества. Кто же виноват в развязывании этого кровавого хаоса?

3) Какими качествами должен обладать политик, чтобы повернуть ход истории в сторону Мировой войны? Какие качества могут быть опасными для дела мира? Кому нужна война и почему?

  • Работа в группах с историческими портретами, предварительно подготовленными обучающимися к уроку (обсуждение исторических портретов, качеств политических лидеров, их роль в исторических событиях).

2. Человек и война

Война вскрыла в человеке те качества, которые были скрыты до этого: в ком-то хорошие, а в ком-то - самые низменные.

Как изменился человек, его душа к концу войны?

Продолжение работы в группах с прочитанными литературными произведениями и письмами солдат Первой Мировой:

1) Как массы людей отнеслись к войне? Кто ее поддержал или нет и почему?

2) Как автор в лице своего героя относится к войне? Что для него храбрость в тылу и на фронте?

Информация для учителя.

5) В чем проявился трагизм войны?

Подведение итогов

Страшная война нанесла огромный вред материальному достоянию человечества: на нее было истрачено 208 млрд. рублей, тогда как на европейские наполеоновские войны было затрачено 6 млрд. Первая Мировая война охватила 38 государств и погубила 10 млн. человек. Это счет в смертях… А в человеческих страданиях? Разрушенные души никто не считал…

Но хочется надеяться, что верующие в победу над безумием должны стремиться к единению своих сил. Ведь в конце концов побеждает разум!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

- создать условия для формирования у обучащихся представления об изменении отношения российского общества к Первой мировой войне

-развить способности у обучающихся самостоятельно работать с историческими документами и анализировать их.

- воспитать уважение к историческому прошлому

Тип урока: комбинированный

Оборудование: раздаточный материал, учебники

К концу 1915 года настроение населения резко стало меняться. Был создан Прогрессивный блок во главе с кадетами, опирающейся на думское большинство.

5-8 сентября 1915 г. состоялась конференция в Циммервальде, куда прибыли: Россия, Германия, Франция, Италия и др.

С 1916г. начинаются массовые выступления социал-демократов с призывом свержения правительства.

Вопрос к обучающимся:

Почему в годы Первой мировой войны происходили изменения в общественном движении?

В чем они выражались?

Подведение итогов

Работа с историческими документами

Приложение №1.Проблемная ситуация :

Вопрос : Под воздействием каких факторов могли произойти такие метаморфозы общественного сознанья?

Приложение №2

1.В годы Первой мировой войны А.И. Гучков возглавил

2)Всероссийский союз городов

3)Центральный военно-промышленный комитет

4)Всероссийский земский союз

2.Какое из названых событий произошло позже других?

1)создание Прогрессивного блока

3.Германия объявила России войну в ответ на

1) отказ Николая Второго выступить посредником в переговорах с Сербией

2)вступление русской армии на территорию Австро-Венгрии

3)объявление в России мобилизации

4)объявление в России военного положения

4. Что из перечисленного относится к итогам Первой мировой войны для России

2)получение контрибуции от Германии

3)установление контроля над черноморскими проливами

4)установление протектората над Сербией.

5.Прочтите отрывок из исторического документа и укажите год его подписания

«Нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные на то соответствующими их правительствами, заявляют о нижеследующем:

Российское, английское и французское правительства взаимно обязуются не заключать сепаратного мира в течение настоящей войны.

6)Наступлением русской армии на Юго-Западном фронте в 1916 г. командовал

1)П. Ренненкампф 3)А.Брусилов

7.На начальном этапе Первой мировой войны русская армия основные силы сосредоточила на фронте против

8.Какое из названных событий произошло раньше других

1)капитуляция Германии 3)распада Антанты

2)капитуляции Австрии 4)заключения сепаратного мира с Германией

Приложение №3 . Воспоминания председателя Государственной думы М.В.Родзянко

«Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны я был поражён переменою настроения жителей столицы. Кто эти люди, - спрашивал я себя с недоумением, которые толпами ходят по улицам с национальными флагами, распевая народный гимн и делая патриотические демонстрации перед домом сербского посольства…Я ходил по улице, вмешивался в толпу, разговаривал с нею и…узнавал, что это рабочие, те самые рабочие, которые несколько лет назад ломали телеграфные столбы, переворачивали трамваи и строили баррикады.

Аграрные и всякие волнения в деревне сразу стихли в эти тревожные дни, и как велик был подъём национального чувства, красноречиво свидетельствуют цифры: к мобилизации явилось 96% всех призывных, явилось без отказу и воевали впоследствии на славу.

В самой Государственной думе в заседании 26 июля все партийные перегородки пали, все без исключения члены признали необходимость войны до победного конца во имя чести и достоинства дорогого Отечества, дружно объединились между собой в этом сознании и решили всемерно поддерживать правительство.

Вопросы и задания к документу:

1.Как к будущей войне относились рабочие Петрограда?

2.Как подъём национальных чувств отразился на ситуации в деревне?

3.Какие изменения в работе Государственной думы можно увидеть на основе документа?

4.Какие оценочные характеристики обозначились в обществе по определению характера и целей войны (с позиции России).

Приложение №4. Из речи П.Н.Милюкова, произнесённой на заседании Государственной думы 1 ноября 1916 г.

«Мы потеряли веру в то, что эта власть может нас привести к победе…

Когда вы целый год ждёте выступления Румынии, настаиваете на этом выступлении, а в решительную минуту у нас не оказывается ни войск, ни возможности быстро подвозить их по единственной узкоколейной дороге… и упускаете благоприятный момент нанести решительный удар на Балканах, -как вы назовёте это: глупостью или изменой?

… Когда со всё большей настойчивостью Дума напоминает, что надо организовать тыл для успешной борьбы, а власть продолжает твердить . что организовать страну –

значит организовать революцию, и сознательно предпочитает хаос и дезорганизацию – что это:- глупость или измена. Мало того,…когда намеренно вызываются волнения и вспышки путём провокации, и притом знают, что это может служить мотивом для прекращения войны, что это делается, сознательно или бессознательно?

Задание к документу :

1.На основе документа выделите причины катастрофического падения престижа императорской власти (не менее трёх причин).

Атака мертвецов - это контратака 13-й роты 226-го Землянского полка, произошедшая 6 августа 1915 года при обороне крепости Осовец на Восточном фронте, когда при отражении немецкой газовой атаки около полусотни русских солдат обратили в бегство почти семитысячное немецкое войско.

Блицкриг – это теория ведения скоротечной (молниеносной) войны, согласно которой победа достигается в короткие сроки, до того, как противник сумеет мобилизовать и развернуть свои основные военные силы.

Брусиловский прорыв – это наступательная операция русских войск ( 22 мая по 7 сентября 1916 года), разработанная генералом Алексеем Алексеевичем Брусиловым, против австро-венгерских и германских войск в Галиции и Буковине. Была названа самой удачной операцией Первой мировой войны.

Верденская мясорубка – это битва при Вердене, совокупность боевых действий немецких и французских войск во время Первой мировой войны на Западном фронте, проводившихся с 21 февраля по 18 декабря 1916 года. Одна из крупнейших и кровопролитнейших операций, в которой убитых и раненых было около 1 млн человек с обеих сторон.

ВПК (Военно-промышленные комитеты) – это организации российских предпринимателей, созданные с целью мобилизации промышленности для военных нужд, работавшие во время Первой мировой войны

Позиционная война – вид боевых действий, когда войска противоборствующих сторон располагаются на укрепленных позициях, защищающих их от огня противника.

Прогрессивный блок – это объединение депутатских фракций IV Государственной думы и Госсовета Российской империи в годы Первой мировой войны 1914—1918 гг. Образован в августе 1915.

Основная и дополнительная литература

Теоретический материал.

Изначально планы сторон предполагали непродолжительность войны. Замысел германского генерального штаба (план Шлиффена) предусматривал молниеносным ударом вывести из войны Францию до того, как Англия и Россия смогут прийти к ней на помощь, затем перебросить силы против России, нанести ей поражение и принудить Англию к мирным переговорам.

Страны Антанты, наоборот, исходили из плана войны на двух фронтах одновременно, где Центральные державы не продержались бы долго. В реальности осуществить изначальные планы не удалось ни одной из сторон.

Для эффективного восприятия хода войны, можно рассматривать её по годам.

Год 1914-й. Основными театрами военных действий в кампании 1914 года являлись Западноевропейский и Восточноевропейский военные театры.

В первые дни войны германские войска устремились к Парижу и оказались в 30-40 км от города. Большую роль в предотвращении падения Парижа сыграли события на Восточ- ном фронте. Просьбы союзников побудили командование российской армии начать наступление против Германии.

Русские армии, возглавляемые Александром Васильевичем Самсоновым и Павлом Карловичем Ренненкампфом, в начале августа вступили на территорию Восточной Прус- сии. Немцам удалось воспользоваться плохой организацией взаимодействия между командующими войск: армия генерала Самсонова была окружена и разгромлена.

В конце августа 1914 г. русские войска перешли в наступление против Австро-Венгрии. Её армия начала отступать, оставив территорию Галиции. Обе стороны понесли большие потери. Но победа русских полностью разрушила планы Германии на быструю победоносную войну. Благодаря действиям русских в Восточной Пруссии, Франция смогла остановить наступление противника и одержать победу на Марне в сентябре 1914 г.

Значимым событием на данном этапе явилась Сарыкамышская операция – крупнейшая операция на Кавказском театре Первой Мировой войны, проведённая в декабре 1914 - январе 1915 в районе города Сарыкамыш (Закавказье). Сарыкамышская операция закончилась полным поражением 3-й турецкой армии и перенесением русскими войсками боевых действий на территорию Турции

Итогом кампании 1914 года явился переход к позиционной форме войны. Это означало, что германский план молниеносного разгрома противника сначала на Западе, а затем на Востоке потерпел крушение.

В 1915 г. Германия нанесла основной удар по России, надеясь вывести ее из войны. В мае 1915 г. немцы провели крупную операцию на юго-западном направлении. Русские войска были вытеснены из Галиции, Польши, ряда областей Прибалтики, Белоруссии, Украины.

Германия была удовлетворена итогами 1915 г. Её руководству казалось, что русская армия была лишена способности вести серьёзные наступательные операции.

Поэтому 1916 г. немецкие генералы рассчитывали провести под знаком крупных побед на Западном фронте.

Кавказская армия под командованием генерала Николая Николаевича Юденича в середине января 1916 года захватила крепость Эрзерум.

По просьбе командования союзников русская армия начала наступление против Австро-Венгрии. 22 мая 1916 г. после массированного артиллерийского удара русские войска Юго-Западного фронта под командованием генерала А. А. Брусилова двинулись в наступление на австрийские позиции. Фронт был прорван на протяжении 340 км, глубина прорыва доходила до 120 км. Брусиловский прорыв поставил Австро-Венгрию на грань военной и политической катастрофы. Но успех на Юго-Западном фронте не дал русским стратегических результатов, поскольку не был поддержан наступательными операциями других фронтов. Война окончательно приобрела позиционный характер.

С 1 июля по 18 ноября 1916 года на обеих берегах реки Сомма состоялась одна из крупнейших битв в ходе Первой мировой войны. Это был французский театр боевых действий Первой мировой войны, в которой французы и англичане действовали против немцев.

В битве на Сомме было убито и ранено с обеих сторон более миллиона человек.

Массовый героизм в годы Первой мировой войны.

В России за годы войны в действующую армию было призвано 15,5 млн. человек, что делало её народной. Русские воины показывали чудеса храбрости и героизма. Так, Пётр Никола́евич Не́стеров ,27-летний легендарный лётчик, основоположник высшего пилотажа (петля Нестерова), 8 сентября 1914 года совершил свой последний подвиг –протаранил вражеский самолёт. Он погиб в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив таран.

Пётр Николаевич Врангель, командир эскадрона Конного полка, отличился в бою у немецкой деревни Каушен в августе 1914 года. Он произвёл стремительную конную атаку, в результате которой были захвачены 2 орудия. Врангель стал первым кавалером офицерского ордена Святого Георгия 4-й степени.

Мария Леонтьевна Бочкарёва, одна из первых русских женщин-офицеров. Поручик. Она спасла 48 бойцов, за что была награждена Георгиевским крестом 4-ой степени. Командовала первым женским батальоном смерти, созданным ею самой.

В структуре русской армии появились новые территориально-национальные боевые единицы. Например, в составе русской регулярной армии были польские легионы.

Дикая дивизия принимала активное участие в освобождении Галиции в 1915 г. Дивизия состояла из представителей разных религий и национальностей. Здесь творил подлинный демократизм, не смотря на то, что каждый второй в коллективе являлся родовитым аристократом. История Дикой дивизии – это замечательный пример межнационального согласия, когда русские и представители различных народов Кавказа отважно защищают свою Родину от общего врага.

Первая мировая война внесла изменения в деятельность политических партий России. Эсеры и социал-демократы разделились на 3 группы: оборонцы, центристы и поражен- цы.

Оборонцы (Георгий Валентинович Плеханов) призывали к защите Родины, прекращению на время всех революционных выступлений. Центристы (Юлий Осипович Мартов, Виктор Михайлович Чернов) выступили за немедленное заключение демократического мира всеми воюющими странами.

По мере того, как война затягивалась, патриотические настроения в стране сменялись недовольством. В крупных городах появляются очереди, активизируется забастовочное движение, которое выдвигает экономические и политические требования. Неспокойствие наблюдается и в деревне. На фронте широкий размах приобретает братание с против- ником, дезертирство.

Компромисс между властью и обществом не был достигнут ни в 1915 г., ни в 1916 г.

Тестовые вопросы.

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

Вставьте пропущенные слова, выбирая из списка правильные ответы:

  1. ________ – это организации российских предпринимателей, созданные с целью мобилизации промышленности для военных нужд, работавшие во время Первой мировой войны

___________– вид боевых действий, когда войска противоборствующих сторон располагаются на укрепленных позициях, защищающих их от огня противника.

Монополизация; военно-промышленные комитеты; политические партии; химическая атака; позиционная война; стачечное движение.

Правильный вариант: военно-промышленные комитеты; позиционная война.

Подсказка: прочитайте ещё раз тезаурус

1. Единичный / множественный выбор;

Как называлось объединение в Государственной Думе, которое возникло в августе 1915 года и требовало проведения либеральных реформ?

Читайте также: