Что такое клавикорд кратко

Обновлено: 30.06.2024

КЛАВИКОРД (позднелат. clavichordium, от лат. clavis — ключ и греч. χορδή — струна) — небольшой клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент — является одним из предшественников фортепиано.

Клавикорд

Клавикорд похож на пианино

Внешне клавикорд похож на пианино. Его составляющими также являются корпус с клавиатурой и четыре подставки. Однако на этом сходства заканчиваются. Звук у клавикорда извлекался благодаря тангентной механике. Что же представлял из себя такой механизм? В конце клавиши у клавикорда укреплён металлический штифт с плоской головкой — тангент (от лат. tangens — касающийся, прикасающийся), который при нажатии клавиши касается струны и остаётся прижатым к ней, деля струну на 2 части:

  1. свободно вибрирующую и издающую звук;
  2. заглушённую мягкой оплёткой.


В зависимости от места касания тангента одна и та же струна могла издавать звук разной высоты.

Клавикорды были двух типов:


(A/B) клавиши; (1A/1B) тангенты (металлические); (2A/2B) клавиши; (3) струна (точнее, её звучащая часть при ударе тангента); (4) резонансная дека; (5) колок; (6) демпфер

Иногда нижняя октава клавикорда бывала укороченной — частично диатонической. Теплота и выразительность, нежность и деликатность звучания инструмента обуславливаются особенным способом звукоизвлечения — осторожным, как бы вкрадывающимся прикосновением к клавише. Чуть покачивая нажатую клавишу (соединённую со струной), можно было придать звуку вибрацию. Этот прием стал характерным исполнительским способом игры на клавикорде, который был невозможен на других клавишных инструментах.

История и форма


Клавикорд был распространён во всех европейских странах. Первоначально он имел форму прямоугольного ящика и при игре лежал на столе.
Позднее корпус был снабжён ножками. Размеры клавикорда колебались от малых (октавных) инструментов, имеющих форму книги, до сравнительно больших, с корпусом длиной до 1,5 метров. Число октав изначально составляло всего лишь две с половиной, но с середины XVI века оно увеличилось до четырёх, а в дальнейшем равнялось уже пяти октавам.

Композиторы и клавикорд


Для клавикорда создавали произведения такие великие композиторы, как И.С. Бах, его сын К.Ф.Э. Бах, В.А. Моцарт и даже Л. ван Бетховен (хотя во времена последнего в моду всё стремительней входило фортепиано — инструмент, который Бетховену очень нравился). Из-за своего сравнительно тихого звучания клавикорд использовался преимущественно в домашнем быту и в начале 19 в. окончательно вытеснился фортепиано.

Особенности клавикорда и история его создания



Что это такое?

Клавишный струнный музыкальный инструмент состоит из корпуса с клавиатурой, идентичной клавиатурам остальных клавишных инструментов. Главное его отличие от фортепиано в том, что звук получается при помощи так называемой тангентной механики.

Тангент – медная пластинка, закрепленная на клавише. Нажатие на клавишу приводит к тому, что тангент прижимается к струне, деля ее на две части:

  • вибрирующую и поэтому звучащую;
  • глухую, заглушенную оплеткой.



Инструмент имеет самое тихое звучание среди клавишных, что не мешает выразительности игры. Такая камерность повлекла за собой использование клавикорда в качестве домашнего, аккомпанирующего и учебного инструмента.

Расцвет клавикордной музыки пришелся на XVII–XVIII века, когда для него писали классические произведения корифеи композиции: Бах, Моцарт, Бетховен. В XVIII веке в Германии выразительность инструмента использовали в своем творчестве композиторы-сентименталисты: И. К. Бах, Д. Г. Тюрк, К. Ф. Д Шубарт.

С изобретением и последующим ростом популярности фортепиано клавикорд почти вышел из моды.



Строение и звучание

Изначально инструмент был небольшим, и при игре его просто клали на стол или на колени. Это было связано с тем, что использовали его поначалу народные музыканты. Затем для удобства пользования появились четыре ножки. Корпус и подставки изготавливались из дерева, струны – медные.

Часто сдвоенные струны натянуты перпендикулярно расположению клавиш. Одна струна, смотря, в каком месте и с какой силой ее касается тангент, звучит по-разному: выше или ниже. Двойные струны настраивались в унисон.


Клавикорды бывают двух типов:

  • связанные – одна струна или хор струн используются для 2–4 соседних клавиш (на 46 клавиш – 22–26 струны);
  • свободные – количество клавиш соответствовало количеству струн.

Для связанного типа есть характерное ограничение – невозможно взять секунду, так как используется один и тот же хор струн.

Нежность и выразительность звучания вызваны особым, присущим только клавикорду, способом звукоизвлечения – деликатным касанием клавиши. Небольшое покачивание нажатой клавиши придавало звуку вибрацию, нехарактерную для других клавиров.


Существовали варианты клавикорда с педалью и несколькими мануалами, такие инструменты использовали органисты для обучения и занятий.


Системы темперации, используемые при игре на клавикорде, не отличались от тех, что применялись для клавесинов, органов (исключение составляли связанные клавикорды, где темперация была задана мастером, изготовившим инструмент). Тихий звук, отличающий клавикорд от других подобных инструментов, вызван особенностями звукоизвлечения – при нажатии на клавишу связанный с ней тангент бьет по струне, ограничивая ее звучащую часть и снижая амплитуду колебания струн.

Наряду с этим, клавикорд позволяет извлекать звуки более разнообразные в динамическом отношении, чем клавесин.

Механика инструмента позволяет делать диминуэндо и крещендо, но более деликатно и утонченно, чем на фортепиано.


Легкость извлечения звуков и незатейливость устройства обусловили популярность инструмента у музыкантов на долгие годы.



История

История фортепианно-клавирной культуры насчитывает почти пять веков. До конца XVIII века продолжался период, собственно, клавирного искусства. Именно в это время появилось несколько клавишно-струнных инструментов: клавесин, клавикорд и только позднее фортепиано.

Возникший в эпоху Возрождения в Италии, клавикорд произошел от еще более старого монохорда. До изобретения клавикорда клавиатура имелась лишь у органа.

Первое упоминание встречается в старинных документах конца XIV века. Сохранились до нашего времени описание и чертеж XV века. Первый дошедший до нас инструмент, датируемый серединой XVI столетия, создал Доменико – мастер, живший в Италии. Хранится раритет в Лейпциге, в музее музыкальных инструментов.


Основная часть старинных клавикордов относится к связанному типу. Первый инструмент свободного типа с тремя педалями соорудил в 1726 году мастер из Саксонии Даниэль Тобиас Фабер. На нем стали возможны: исполнение любых интервалов во всех тональностях, связное исполнение пассажей, возможность выбора темперации.

Лучшие инструменты производились в Германии – мастерские Г. Зильбермана, К. Г. Зуберта, династий Шмаль, И. П. Кремера, Шидмайер. А также в Швеции – мастер П. Линдхольм. Производство продолжалось примерно до 30-х годов XIX века.


Возродить культуру традиционного исполнения старинной музыки для клавиров попытался в конце XIX – начале XX веков музыкант из Швейцарии А. Долмеч. Для этого он построил клавикорды по заказу английских исполнителей старинной клавирной музыки.

Последним композитором, писавшим классическую музыку специально для педальных вариантов клавикордов, был Ферруччо Бузони, итальянский музыковед и дирижер.


Эволюция

Первые клавикорды изготавливались в виде прямоугольных столиков. Встречались даже в виде шкатулки, книги. Подобные инструменты были предметом роскоши и служили для забавы, а не для серьезного занятия музыкой.

До конца XVIII века характерна разносторонность музыкантов. Не было деления на композиторов, исполнителей и педагогов. Основой исполнительского искусства была импровизация. Потребности в новых выразительных средствах в музыке повлекли за собой расширение диапазона звучания клавикорда. Сначала он составлял две с половиной октавы, с середины XVI века – четыре, затем вырос до пяти октав.



К XVIII веку у части клавикордов появилась педальная клавиатура на 1–2 октавы. Все эти усовершенствования позволили исполнять программные классические произведения, написанные для любых клавиров.

С XVI века в правой части корпуса инструмента появился резонатор звука.

Рост популярности у публики, композиторов и музыкантов повлиял на изменение внешнего вида клавикордов. Корпус стал выполняться из ценных пород дерева: кипариса, карельской березы и ели. Появились украшения в соответствии с модой того времени. Изменения почти не коснулись размеров – они остались сравнительно небольшими: корпус не превышал 1,5 м, клавиатура вмещала 5 октав и 35 клавиш (фортепиано – 12 октав и 88 клавиш).



Клавикорд и современность

В наши дни клавикорд, скорее, экзотика для слушателей и исполнителей. Он мало приспособлен к использованию его в больших концертных залах. Звук инструмента сильно искажается при звукозаписи. Тем не менее в последнее время растет потребность в старинных инструментах, ведь именно так можно постичь барочную клавирную музыку в ее подлинном звучании.

По всему миру действует много обществ любителей старинной музыки. Было сделано более 400 музыкальных записей игры на клавикордах. Среди ярких исполнителей можно выделить Кристофера Хогвуда и Терстона Дарта.




Современные слушатели, привыкшие к постоянному шуму и громкой музыке, благодаря удивительному инструменту переносятся в причудливый мир старинных мелодий. Звук клавикорда напоминает лютню, а мастерство Клеменчича позволяет добиваться тремолирующего эффекта, подобного вибрациям человеческого голоса.

Важно! Играл Клеменчич на клавикорде российского мастера Дмитрия Белова и высоко оценил качество инструмента: строй он держал прекрасно.


Вновь возникший интерес современного слушателя к старинной музыке позволяет надеяться, что замечательный инструмент клавикорд будет радовать меломанов еще долгие годы.

Клавикорд

Конечно, с ростом популярности инструмента, его внешний вид менялся. Клавикорд прочно встал на 4 ножки, корпус создавался из дорогих пород древесины — ели, кипариса, карельской березы, и украшался согласно веяниям времени и моды. Но размеры инструмента на протяжении его существования оставались сравнительно небольшими – в длину корпус не превышал 1,5 метров, а размер клавиатуры 35 клавиш или 5 октав (для сравнения фортепиано имеет 88 клавиш и 12 октав).Что касается звучания, то здесь отличия сохранились. Набор металлических струн, расположенных в корпусе, издавал звук благодаря тангентной механике. Тангент, металлический штифт с плоской головкой, был укреплен у основания клавиши. Когда музыкант нажимал на клавишу, тангент соприкасался со струной и оставался прижатым к ней. Одна часть струны при этом начинала свободно вибрировать и издавать звук. Высота звука в клавикорде напрямую зависела от места касания тангета и от силы удара по клавише.

Для клавикорда создавали произведения такие великие композиторы, как И. С. Бах, его сын К. Ф. Э. Бах, В. А. Моцарт и даже Л. ван Бетховен (хотя во времена последнего в моду всё стремительней входило фортепиано, инструмент, который Бетховену очень нравился).



(A/B)клавиши; (1A/1B) тангенты (металлические); (2A/2B) клавиши; (3) струна (точнее её звучащая часть при ударе тангента); (4) резонансная дека; (5) колок; (6) демпфер

См. также

  • Музыкальные инструменты по алфавиту
  • Исторические музыкальные инструменты
  • Клавишные музыкальные инструменты
  • Хордофоны

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Клавикорд" в других словарях:

Клавикорд — Клавикорд. КЛАВИКОРД (от латинского clavis ключ и греческого chorde струна; русское название в 18 19 вв. клавикорды), струнный клавишно ударный музыкальный инструмент. Был распространен в 15 19 вв. главным образом в сольном камерном… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

КЛАВИКОРД — (от лат. clavis ключ и греч. chorde струна) струнный клавишно ударный музыкальный инструмент. Известен с 15 в. Как и клавесин, был распространен во всех европейских странах. В нач. 19 в. вытеснен фортепьяно … Большой Энциклопедический словарь

Клавикорд — (ит.) струнный клавишный инструмент, изобретенный вИталии (в конце XlV ст.), имеющий форму четырехугольного ящика снатянутыми струнами и клавиатурой. К. развился из монохорда,однострунного инструмента без клавишей, на котором звуки… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

клавикорд — (от лат. clavis ключ и греч. chordē струна), клавикорды (в русской традиции XVIII XIX вв.), струнный клавишный музыкальный инструмент с ударным способом звукоизвлечения. Известен с XIV в. Как и клавесин, был распространён во всех европейских… … Энциклопедический словарь

КЛАВИКОРД — КЛАВЕСИН И КЛАВИКОРД (фр., от лат. clavis клавиша). Первоначальные типы фортепиано. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КЛАВЕСИН ИЛИ КЛАВИКОРД франц., от лат. clavis, клавиш. Старинное название… … Словарь иностранных слов русского языка

Клавикорд — (позднелат. clavichordium, от лат. clavis ключ и греч. chorde струна) клавишно струнный ударный музыкальный инструмент. Первые упоминания о К. в литературе относятся к 15 в., старейшие дошедшие до нас изображения к 16 в. К. был… … Большая советская энциклопедия

Клавикорд — (итал.) струнный клавишный инструмент, изобретенный в Италии (в конце XIV столетия), имеющий форму четырехугольного ящика с натянутыми струнами и клавиатурой. К. развился из монохорда (см.), однострунного инструмента без клавишей, на котором… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

КЛАВИКОРД — старейший из современных струнных клавишных инструментов. Возник в результате усовершенствования монохорда, использовавшегося средневековыми музыкальными теоретиками для расчетов в области акустики. В невысоком деревянном ящике, который ставился… … Энциклопедия Кольера

Клавикорд — (позднелат. clavichordium, от лат. clavis ключ и греч. xordn струна; в России в 1 й пол. 19 в. употреблялось назв. клавикорды) струнный клавишный ударный муз. инструмент с тангентной механикой. В конце клавиши у К. укреплён металлич.… … Музыкальная энциклопедия

Клавикорд — м. см. клавикорды Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Музыкальный инструмент клавикорд

Устройство клавикорда

Музыкальный инструмент клавикорд

Размеры корпуса инструмента небольшие – от 80 до 150 сантиметров. Клавикорд легко переносили и устанавливали в разных местах. Корпус украшали резьбой, рисунками, росписью. Для изготовления использовались только ценные породы древесины: ель, карельская береза, кипарис.

История происхождения

История клавикорда начинается в Италии. Сохранившиеся документы доказывают, что именно там могли появиться первые экземпляры. Один из таких, принадлежащих Доминику Пизанскому, сохранился до наших дней. Он создан в 1543 году, является экспонатом музея, расположенного в Лейпциге.

Игра на клавикорде

Использование инструмента

Классический клавикорд уже в XVI веке имел обширный диапазон звучания до 5 октав. Игра на нем была признаком хорошего воспитания и образования. Аристократы и представители буржуазии устанавливали инструмент в своих домах, приглашали гостей на камерные концерты. Для него создавали партитуры, писали произведения великие композиторы: В.А. Моцарт, Л. Ван Бетховен, И.С. Бах.

Читайте также: