Перечислите и кратко охарактеризуйте принципы выбора методов научно педагогического исследования

Обновлено: 02.07.2024

При проведении научно-педагогического исследования необходимо руководствоваться следующими принципами:

• исходить из объективности и обусловленности педагогических явлений: они существуют и развиваются в силу действия внутренних объективных законов, противоречий, причинно-следственных связей;

• обеспечивать целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов;

• изучать явления в их развитии;

• изучать явления в их связях и взаимодействии с другими явлениями;

• при выборе методов исследования исходить из того, что для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов;

• методы исследования должны быть адекватны существу изучаемого предмета;

• рассматривать процесс развития как самодвижение и саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противоречиями, выступающими как движущая сила и источник развития;

• не проводить эксперимент, противоречащий нравственным нормам, способный нанести вред испытуемым, образовательно - воспитательному процессу.

Методы педагогического исследования

Методы педагогического исследования – это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

Методы педагогических исследований подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.

К теоретическим методам исследования относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и моделирование.

Анализ – мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.

Одно и то же исследуемое явление можно анализировать по многим аспектам. Всесторонний анализ признаков качеств позволяет глубже раскрыть их.

Синтез – мысленное соединение признаков, свойств явления в общее (абстрактное) целое.

Синтез – это смысловое соединение. Если просто суммировать признаки явления, между ними не возникает логической системы, образуется лишь хаотическое накопление отдельных связей.

Анализ и синтез тесно связаны между собой в любом научном исследовании.

Абстрагирование – мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

Конкретизация – мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (по своей логической природе процесс, противоположный абстрагированию).

Сравнение – установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.

Для того чтобы сравнить между собой определенные явления, необходимо выделить в них известные признаки и установить, как они представлены в рассматриваемых объектах. Несомненно, составной частью этого процесса всегда будет анализ, так как во время установления различий в явлениях следует вычленить измеряемые признаки. Поскольку сравнение – это выявление определенных соотношений между признаками, то ясно, что в ходе сравнения используется и синтез.

Обобщение – выделение в явлениях общих черт, т.е. подытоживание исследования.

При использовании метода сравнения устанавливаются общие признаки явлений, позволяющие объединить их в одну смысловую группу. Обобщение тем убедительнее, чем большее количество существенных признаков явлений подвергалось сравнению.

Моделирование – это исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей.

Индукция и дедукция – логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный – от общего суждения к частному выводу.

К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся:

- методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.);

- методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты);

- методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные);

- методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум);

- методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) и т.п.

Рассмотрим более подробно некоторые из этих методов.

Наблюдение – метод исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств (целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления). Наблюдение наряду с самонаблюдением является основным исследовательским методом.

Наблюдение имеет ряд существенных черт, которые отличают его от обыденного восприятия человеком происходящих событий. Основными из них являются:

• аналитический характер. Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются и объясняются;

• комплексность. Следует не выпускать из поля зрения ни одной существенной стороны наблюдаемого;

• систематичность. Необходимо не ограничиваться разовым "снимком" наблюдаемого, а на основе более или менее продолжительных (пролонгированных) исследований выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за определенный период.

Виды наблюдений различаются по следующим признакам: по временной организации – непрерывное и дискретное (в отдельные промежутки времени); по объему – широкое (сплошное), когда фиксируются все доступные особенности поведения наблюдаемых в целом, и узкоспециальное (выборочное), направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов; по способу получения сведений – непосредственное (прямое) и косвенное (опосредованное). При прямом наблюдении исследователь регистрирует увиденные факты, при косвенном наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.

Наблюдение может быть также включенным и не включенным (по типу связи наблюдателя и наблюдаемого). Включенное наблюдение предполагает, что исследователь сам является членом группы, поведение которой рассматривается. Если при этом он маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождаются серьезные этические проблемы. В не включенном наблюдении позиция исследователя открыта, он наблюдает за происходящим со стороны.

По условиям проведения наблюдения бывают полевые (в естественных условиях) и лабораторные (с применением специального оборудования).

Существуют и другие виды наблюдения в зависимости от того, какой признак положен в основу исследования.

Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны.

Достоинства наблюдения заключаются в том, что оно позволяет изучить предмет:

а) в целостности;

б) в естественном функционировании;

в) в многогранных связях и проявлениях.

Недостатки наблюдения состоят в том, что этот метод не позволяет:

• активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации;

• наблюдать одновременно за большим количеством явлений, лиц;

• охватить некоторые труднодоступные явления, процессы;

• избежать вероятности ошибок, связанных с личностью наблюдателя;

• делать точные замеры.

Беседа в качестве метода научного исследования дает возможность выяснить мнение, отношение воспитателей и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям. Беседа применяется как самостоятельный или как дополнительный метод исследования в целях получения необходимой информации или разъяснения того, что не было понято при наблюдении. В силу этого данные, полученные с помощью беседы, более объективны.

При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы при этом можно открыто фиксировать.

Рассмотренные выше методы исследования при всех их положительных сторонах обладают существенным недостатком: с их помощью ученый получает сравнительно ограниченное количество данных, причем эти данные не носят достаточно представительного характера, то есть относятся к небольшому числу обследуемых объектов. Между тем нередко возникает необходимость провести массовое изучение тех или иных вопросов. В этих случаях используется анкетирование.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).

Применяются различные типы анкет:

– полузакрытые (полуоткрытые), когда даются готовые ответы и можно добавлять собственные;

– полные и урезанные;

– пропедевтические и контрольные; и т.д.

Тестирование – метод педагогического исследования с использованием тестов.

Тест (от англ. test – проба, испытание, исследование) – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Тест выступает в качестве измерительного инструмента, поэтому он должен удовлетворять строгим и ясным требованиям. Это ни в коей мере неслучайно подобранный набор вопросов. Качество теста определяется надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностью (соответствием теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).

Педагогический эксперимент – преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных результатов.

Как и наблюдение, педагогический эксперимент считается базовым исследовательским методом. Но если при наблюдении испытатель пассивно ждет проявления интересующих его процессов, то в эксперименте он сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы.

Существуют два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторным является эксперимент, который проводится в искусственно созданных условиях.

Естественный эксперимент проводится в обычной обстановке. Он исключает то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют.

В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими. Констатирующий эксперимент выявляет наличное состояние (до формирующего эксперимента).

Формирующий (обучающий, преобразующий) эксперимент – это активное формирование какой-либо установки.

К педагогическому эксперименту предъявляются определенные требования. Во-первых, он не должен допускать риска для здоровья участников эксперимента. Во-вторых, его нельзя проводить с заведомо отрицательным результатом.

Изучение документов также является методом педагогического исследования. Документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.

По форме фиксации информации существуют следующие документы:

• письменные (содержат в основном буквенный текст); к ним относятся: классные журналы, дневники, медицинские карты, тетради учащихся, рабочие (календарные) планы преподавателей, учебные планы, протоколы собраний, программы, контрольные работы и др.;

• статистические (информация в основном цифровая);

• иконографические (кино- и фотодокументы, картины);

• фонетические (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты);

• технические (чертежи, поделки, техническое творчество).

К методам педагогического исследования также относятся изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод направлен на анализ состояния практики, элементов нового, эффективного в деятельности педагогических работников.

Μ. Н. Скаткин выделяет два вида передового опыта: педагогическое мастерство и новаторство.

Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании рекомендаций науки и практики.

Новаторство представляет собой собственные методические находки, новые наработки.

Методом педагогического исследования является шкалирование, т.е. превращение качественных факторов в количественные ряды.

Такое преобразование дает возможность, например, качества личности изобразить в виде шкалы. Шкалирование, при котором оцениваются качества личности с помощью компетентных лиц, называется рейтингом.

К методам научного исследования относится также метод обобщения независимых характеристик, предполагающий выявление и анализ мнений, полученных от различных людей, а также метод педагогического консилиума, т.е. обсуждение результатов изучения уровня воспитанности и обученности школьников и совместная выработка средств преодоления недостатков.

В последние годы все большее распространение получает социометрический метод, который позволяет установить социально-психологические взаимоотношения членов какой-либо группы в количественных параметрах. Этот метод дает возможность оценивать структуру малых групп и статус отдельной личности в группе, поэтому метод называется также методом структурного анализа коллектива.

Особое положение занимают математические методы и методы статистической обработки исследовательского материала.

Математические и статистические приемы в педагогике используются для обработки полученных с помощью опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они дают возможность оценить результаты работы, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Таковы наиболее важные методы исследования, применяемые в педагогике. Каждый из них выполняет свою специфическую роль и помогает изучению лишь отдельной стороны педагогического процесса. Для всестороннего изучения применяются методы исследования в совокупности.

Выше представлена дисциплина из дистанционного курса: Учитель-логопед. Дистанционная база знаний.

Вы можете приобрести модуль содержащий эту статью, сдать тест и получить сертификат участника на 3 часа.

Методология педагогики представляет собой общие принципиальные исходные положения, выступающие основой исследования любой педагогической проблемы.

Эмпирический уровень научного исследования в педагогике – это чаще всего получение конкретных, отдельных фактов, примеров, описание определенных педагогических ситуаций, конкретного опыта работы учреждений образования, субъектов учебно-воспитательного процесса.

Теоретический уровень исследования характеризуется такими признаками:

– явление изучается преимущественно во взаимосвязи его элементов и сторон;

– любое теоретической знание по своей сути излагают системно, поскольку при этом демонстрируется движение от одностороннего знания ко все более многоаспектному знанию;

– на основе первичных обобщений строят абстракции высшего порядка (модели и концептуальные идеи).

Педагогическая ситуация представляет собой совокупность обстоятельств и условий реального учебно-воспитательного процесса, в которых взаимодействуют его основные субъекты. В педагогической ситуации можно выделить два звена: педагогическое влияние и реакцию на него. В результате возникают педагогические отношения – основной объект изучения явлений педагогической действительности.

Педагогическое явление – это часть объективно существующей педагогической действительности в виде единства основных субъектов учебно-воспитательного процесса, его средств и соответствующей среды.

В педагогическом исследовании выявить сущность воспитательных явлений, понять их движущие силы, динамику развития и т. п. означает, прежде всего, изучить педагогические отношений, которые и являются ядром педагогической ситуации. Понять педагогическое явление можно только в том случае, если фиксировать конкретных участников учебно-воспитательного процесса, по ним определять сущность педагогических отношений, потом описать сами отношения и выделить в них главное, и в результате – дать описание сущности педагогической ситуации, описав условия ее разворачивания.

В ходе решения педагогических проблем исследователи обращаются к реализации стратегии системного подхода как комплексного метода изучения объекта на основе избранного принципа. Системный подход в педагогическом исследовании предполагает соблюдение следующих условий:

▪ выявление всех элементов исследуемого педагогического процесса или явления;

▪ изучение связей, зависимостей каждого элемента от всех других, и на этой основе выявление основных элементов с ведущими связями и отношениями;

▪ построение модели, которая характеризуется тремя параметрами: организованностью, целостностью и иерархичностью;

▪ раскрытие зависимости установленной системы от внешних условий, поскольку только в таком случае система будет функционировать;

▪ описание конкретного элемента в неразрывном единстве со всей системой, с описанием его общих и специфических функций внутри целостности;

▪ свойства исследуемого процесса, явления вытекают не только из обобщения его элементов, но и из особенностей системы в целом, самой ее структуры.

Основные правила педагогических исследований отражаются в совокупности принципов, то есть в главных положениях, которые определяют и подход к проблеме, и методику получения эмпирических и научных фактов, и их анализ.

К принципам педагогического исследования относятся следующие:

принцип целостного изучения педагогического явления или процесса: установление связи исследуемого феномена с сущностными силами личности (направленностью, принципиальностью, возрастными и половыми особенностями, уровнем развития, убеждениями), показ разнообразия внешних влияний на формирование качеств личности, раскрытие механизма исследуемого явления, этапов развития, условий и факторов, от которых это развитие зависит. Постановка конкретных задач воспитания и обучения недопустима, если одновременно не будет исследовано место этого феномена в целостном процессе формирования личности и выделена роль той или иной составляющей учебно-воспитательной работы в общей системе обучения и воспитания;




принцип комплексного использования методов исследования в период изучения проблем педагогики: многоцелевые установки во время изучения педагогических явлений, что отражается в выдвижении нескольких исследовательских задач (изучение сущности и структуры явления, движущих сил, внутренних факторов, внешних условий, путей и способов педагогического руководства процессом; учет всех внешних влияний и устранение случайных; многоразовая проверка и уточнение фактов с помощью разных методов; философский, логический и психолого-педагогический анализ полученных результатов);

принцип объективности: проверка каждого факта несколькими взаимодополняющими и взаимокорегирующими методами изучения субъектов учебно-воспитательного процесса, фиксация всех проявлений (и позитивных, и негативных) качеств и свойств личности, сопоставление полученных данных с результатами других исследователей, сравнение оценок всех участников учебно-воспитательного процесса, постоянный самоконтроль исследователя за собственными переживаниями, эмоциями, симпатиями;

принцип единства обучения и воспитания личности, поскольку важно не только изучать субъектов учебно-воспитательного процесса, но и позитивно влиять на них, способствовать их самоусовершенствованию;

принцип одновременного изучения коллектива и личности, так как сущность личности лучше раскрывается во взаимодействиях с окружением, в коллективной деятельности;

принцип изучения явления в изменении, развитии, ведь сущность исследуемого явления, процесса можно понять только во взаимосвязи с другими явлениями, в ходе развития и с учетом противоречий;

принцип историзма, означающий формулирование опорных позиций исследователя при проведении экспериментальной работы. В ходе исторического анализа особенностей развития педагогической идеи необходимо выявлять социальные факторы появления такой педагогической идеи, объяснить причины выбора предыдущими исследователями именно такого подхода, показать влияние педагогической практики на изменение и развитие взглядов, раскрыть сущность явления с позиции педагогического наследия, обобщить все накопленное наукой к этому моменту;

принцип педагогической эффективности, ориентирующий исследователя на позитивную цель, на актуальную проблему, на экономический эффект. Подводя итоги исследования, необходимо давать практические, методические рекомендации по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

Все принципы педагогического исследования выдвигают определенные требования к деятельности исследователя, они тесно связаны друг с другом и с личностью самого педагога.

Методология педагогики представляет собой общие принципиальные исходные положения, выступающие основой исследования любой педагогической проблемы.

Эмпирический уровень научного исследования в педагогике – это чаще всего получение конкретных, отдельных фактов, примеров, описание определенных педагогических ситуаций, конкретного опыта работы учреждений образования, субъектов учебно-воспитательного процесса.

Теоретический уровень исследования характеризуется такими признаками:

– явление изучается преимущественно во взаимосвязи его элементов и сторон;

– любое теоретической знание по своей сути излагают системно, поскольку при этом демонстрируется движение от одностороннего знания ко все более многоаспектному знанию;

– на основе первичных обобщений строят абстракции высшего порядка (модели и концептуальные идеи).

Педагогическая ситуация представляет собой совокупность обстоятельств и условий реального учебно-воспитательного процесса, в которых взаимодействуют его основные субъекты. В педагогической ситуации можно выделить два звена: педагогическое влияние и реакцию на него. В результате возникают педагогические отношения – основной объект изучения явлений педагогической действительности.

Педагогическое явление – это часть объективно существующей педагогической действительности в виде единства основных субъектов учебно-воспитательного процесса, его средств и соответствующей среды.

В педагогическом исследовании выявить сущность воспитательных явлений, понять их движущие силы, динамику развития и т. п. означает, прежде всего, изучить педагогические отношений, которые и являются ядром педагогической ситуации. Понять педагогическое явление можно только в том случае, если фиксировать конкретных участников учебно-воспитательного процесса, по ним определять сущность педагогических отношений, потом описать сами отношения и выделить в них главное, и в результате – дать описание сущности педагогической ситуации, описав условия ее разворачивания.

В ходе решения педагогических проблем исследователи обращаются к реализации стратегии системного подхода как комплексного метода изучения объекта на основе избранного принципа. Системный подход в педагогическом исследовании предполагает соблюдение следующих условий:

▪ выявление всех элементов исследуемого педагогического процесса или явления;

▪ изучение связей, зависимостей каждого элемента от всех других, и на этой основе выявление основных элементов с ведущими связями и отношениями;

▪ построение модели, которая характеризуется тремя параметрами: организованностью, целостностью и иерархичностью;

▪ раскрытие зависимости установленной системы от внешних условий, поскольку только в таком случае система будет функционировать;

▪ описание конкретного элемента в неразрывном единстве со всей системой, с описанием его общих и специфических функций внутри целостности;

▪ свойства исследуемого процесса, явления вытекают не только из обобщения его элементов, но и из особенностей системы в целом, самой ее структуры.

Основные правила педагогических исследований отражаются в совокупности принципов, то есть в главных положениях, которые определяют и подход к проблеме, и методику получения эмпирических и научных фактов, и их анализ.

К принципам педагогического исследования относятся следующие:

принцип целостного изучения педагогического явления или процесса: установление связи исследуемого феномена с сущностными силами личности (направленностью, принципиальностью, возрастными и половыми особенностями, уровнем развития, убеждениями), показ разнообразия внешних влияний на формирование качеств личности, раскрытие механизма исследуемого явления, этапов развития, условий и факторов, от которых это развитие зависит. Постановка конкретных задач воспитания и обучения недопустима, если одновременно не будет исследовано место этого феномена в целостном процессе формирования личности и выделена роль той или иной составляющей учебно-воспитательной работы в общей системе обучения и воспитания;

принцип комплексного использования методов исследования в период изучения проблем педагогики: многоцелевые установки во время изучения педагогических явлений, что отражается в выдвижении нескольких исследовательских задач (изучение сущности и структуры явления, движущих сил, внутренних факторов, внешних условий, путей и способов педагогического руководства процессом; учет всех внешних влияний и устранение случайных; многоразовая проверка и уточнение фактов с помощью разных методов; философский, логический и психолого-педагогический анализ полученных результатов);

принцип объективности: проверка каждого факта несколькими взаимодополняющими и взаимокорегирующими методами изучения субъектов учебно-воспитательного процесса, фиксация всех проявлений (и позитивных, и негативных) качеств и свойств личности, сопоставление полученных данных с результатами других исследователей, сравнение оценок всех участников учебно-воспитательного процесса, постоянный самоконтроль исследователя за собственными переживаниями, эмоциями, симпатиями;

принцип единства обучения и воспитания личности, поскольку важно не только изучать субъектов учебно-воспитательного процесса, но и позитивно влиять на них, способствовать их самоусовершенствованию;

принцип одновременного изучения коллектива и личности, так как сущность личности лучше раскрывается во взаимодействиях с окружением, в коллективной деятельности;

принцип изучения явления в изменении, развитии, ведь сущность исследуемого явления, процесса можно понять только во взаимосвязи с другими явлениями, в ходе развития и с учетом противоречий;

принцип историзма, означающий формулирование опорных позиций исследователя при проведении экспериментальной работы. В ходе исторического анализа особенностей развития педагогической идеи необходимо выявлять социальные факторы появления такой педагогической идеи, объяснить причины выбора предыдущими исследователями именно такого подхода, показать влияние педагогической практики на изменение и развитие взглядов, раскрыть сущность явления с позиции педагогического наследия, обобщить все накопленное наукой к этому моменту;

принцип педагогической эффективности, ориентирующий исследователя на позитивную цель, на актуальную проблему, на экономический эффект. Подводя итоги исследования, необходимо давать практические, методические рекомендации по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

Все принципы педагогического исследования выдвигают определенные требования к деятельности исследователя, они тесно связаны друг с другом и с личностью самого педагога.

Педагогическое исследование – это совокупность методов, средств, технологий, приемов и принципов, необходимых для организации и реализации научно-исследовательской работы, направленной на изучение педагогических явлений, выявление и решение научных проблем в воспитательно-образовательном процессе.

На сегодняшний день педагогические исследования являются достаточно развитой и актуальной отраслью педагогической науки.

Для организации и реализации педагогического исследования используются разнообразные методы и средства, которые подбираются непосредственно исследователем исходя из поставленной цели и проблемы исследования. Используются как исторические (традиционные) методы, так и новые, которые появились относительно недавно. Что касается новых методов исследования, то чаще всего они связаны с развитием компьютерной, вычислительной и видеотехникой. То есть данные методы появились под воздействием развития не только науки, но и техники.

Методы педагогического исследования условно подразделяются на две большие группы: общенаучные и конкретно-педагогические.

Кроме того, используется еще и такое деление методов педагогического исследования:

  • Методы теоретического исследования: формализация, моделирование, системный анализ, статистический анализ и т.д.
  • Логические методы: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, аналогия, дедукция и т.д.
  • Практические методы: сбор и организация эмпирического материала исследования.

Таким образом, в настоящее время педагогическое исследование, как категория педагогики является востребованной и весьма актуальной. Для организации педагогического исследования используется различные методы, средства, приемы и технологии, исходя из поставленной проблемы исследования.

Основные принципы педагогических исследований

К принципам организации педагогического исследования относятся:

Все принципы педагогического исследования выдвигают определенные требования к деятельности исследователя, они тесно связаны друг с другом и с личностью самого исследователя.

Методы исследования в педагогике

Методы педагогического исследования – это совокупность действий, нацеленных на добывание информации об изучаемом предмете, явлении и ее обработку для последующего включения в общую систему знаний. Уровень и темпы развития науки напрямую зависят от системы методов научного исследования. Чем удачнее подобраны методы, тем быстрее шагает наука вперед, так как взору открываются новые горизонты. Рассмотрим наиболее применяемые способы познания: перечислим основные методы учебно-педагогических исследований.

Пример метододы педагогического исследования

Классификация методов педагогического исследования

Множество научных методов исследования, применяемых в педагогике, можно классифицировать и разделить на три группы:

  1. Теоретические. Например, анализ, сравнение, обобщение, моделирование, индукция и дедукция.
  2. Эмпирические. Изучение реального педагогического опыта на основе наблюдений опросов, бесед, анкет, тестов.
  3. Математические или статистические. Применяются для обработки полученной информации и отражении ее в количественных показателях.

методы исследования в педагогике

Теоретические методы исследования в педагогике

Теоретические методы связаны с изучением литературы, они помогают определить проблему, сформулировать гипотезу, оценить и логически структурировать собранные информационные источники. При работе с литературой используются такие практики как конспектирование, аннотирование, цитирование, реферирование, составление биографий.

Эмпирические методы педагогического исследования

Некоторые из них подробнее рассмотрим ниже.

Пример методов исследования в курсовой по педагогике

Характеристика методов исследования в педагогике

Несомненно, методы, используемые для научной работы, должны обеспечить объективность, надежность и актуальность выводов. Собственно, педагогические методы исследования, как известно, тесно связаны с объектом познания, поэтому и выбирать их следует в зависимости от особенностей изучаемых явлений в той или иной науке. Что касается педагогики, методы обязательно подбираются в зависимости от неоднозначности протекания педагогических процессов, так как на исследуемый предмет воздействует множество факторов. Также, проводя научную работу, следует учесть тот факт, что неудачные эксперименты могут нанести психологическую травму испытуемым, вред здоровью и полноценному развитию. Подобных педагогических методов, противоречащих этическим и нравственным нормам, следует избегать.

пример методы педагогического исследования

Этапы педагогического исследования

Представим алгоритм, по которому проводят научно-педагогическое исследование и перечислим его основные этапы:

  1. Ознакомление с темой, обоснование ее актуальности, формулировка конечной и промежуточных целей.
  2. Выбор концепции и общих теоретических положений.
  3. Формулировка научного предположения, нуждающегося в проверке.
  4. Подбор методов исследования.
  5. Организация и проведение эксперимента.
  6. Обработка данных и оформление результатов.
  7. Подготовка практических рекомендаций.

Педагогические методики

Основные методы педагогического исследования

Метод наблюдений, как метод педагогического исследования

Наблюдение, как метод педагогического исследования опирается на получении информации, основанной на восприятии поведения людей, их переживаний, состояний с целью дальнейшего анализа и обобщения. В зависимости от регулярности проведения наблюдения различают:

  • периодическое – проводится в течение определенного промежутка времени;
  • случайное – не запланировано.

Исходя из типа взаимодействия между исследователем и наблюдаемым существует:

  • прямое наблюдение – процесс изучает непосредственно исследователь;
  • косвенное наблюдение – об особенностях процесса он узнает через третьих лиц.

В зависимости от занимаемой позиции экспериментатора различают:

  • нейтральное наблюдение;
  • исследователем является руководитель воспитательного или учебного заведения;
  • в роли исследователя выступает собственно участник процесса.

Для фиксации результатов используют такие способы как: протоколы, дневники, видеорегистрацию, аудиозапись.

Пример. Методы исследования в дипломной работе по педагогике «Использование приемов творческого рассказывания в процессе развития связанной речи детей«

Методы исследования в дипломеИспользование приемов творческого рассказывания в процессе развития связанной речи детей

Диагностический эксперимент

Под этим термином подразумевают процесс вмешательства исследователя в педагогическое явление с целью открытия закономерностей, которые позволили бы изменить существующую практику.

Для начала четко продумываются цели, задачи, предмет и объект исследования, составляется программа и прогнозируются познавательные результаты. Только затем исследователь планирует эксперимент, его этапы, определяет свою роль в экспериментальном процессе и те преобразования, которые вводятся в практику, оценивает характер внешних влияний на педагогический эксперимент.

Результатом преобразующего эксперимента может быть:

  • новый метод обучения;
  • перечень условий, влияющих на эффективность педагогического процесса;
  • методические принципы;
  • модель процесса развития.

Метод беседы и интервью

Довольно популярный научно-педагогический метод при проведении педагогических исследований, который основывается на общении. Успех контакта исследователя и респондента зависит от обстановки, в которой проводится беседа. Желательно выбрать комфортную для опрашиваемого человека обстановку. Если это ученик, вызывать его в учительскую не нужно, так как он расценит такое общение как допрос. Подросток, как впрочем и взрослый, не сможет преодолеть этот психологический барьер. Опрос лучше проводить в классе или в другом привычном для него месте. Беседу обычно проводят по предварительно разработанному плану. Для педагогических исследований подойдет такой метод опроса как формализированное интервью. Оно практически ничем не отличается от анкетирования. Единственная разница – это то, что ответы записывает исследователь, одновременно он получает возможность следить за собеседником и улавливать его реакцию на предмет исследования, что позволяет лучше интерпретировать суждения.

Если исследователь еще не определился с темой и проблемой исследования, тогда лучше обратить свое внимание на свободное интервью. Оно выполняется по общей программе, но без детализации вопросов. Их формулировка зависит от конкретной ситуации и направления мысли интервьюера.

С большой осторожностью при проведении подобных бесед следует отнестись к регистрации диалога при помощи диктофона. Мальчики, например, с интересом относятся к такому эксперименту, а вот девочек он стесняет. Это, в свою очередь, мешает доброжелательному, искреннему разговору.

Методы в педагогической курсовой пример

Метод тестирования

В педагогической практике данный метод нашел широкое применение благодаря своим преимуществам:

  • надежности;
  • валидности;
  • объективности.

Действительно, он охватывает полный объем знаний и позволяет быстро, объективно и адекватно оценить уровень подготовки учащихся.

Как метод научно-педагогического исследования, тестирование позволяет выявить уровень знаний, умений, навыков, других особенностей и характеристик личности путем выполнения специальных заданий. Обычно результаты сравниваются с эталоном, а чтобы корректно их интерпретировать, важно выбрать определенную единицу измерения. Подобные задания – это своего рода диагностика личности, ее свойств и психологических характеристик. Она показывает меру выраженности у человека исследуемой особенности.

Метод анкетирования

Анкета – это опросный лист, в котором по определенной программе составлены вопросы. Они могут быть двух типов:

Метод рейтинга

Данный метод научно-педагогического исследования еще называют методом экспертных оценок. Он подразумевает оценку сторон деятельности опытными экспертами. Ими могут быть квалифицированные сотрудники, которые имеют соответствующие знания и опыт в педагогике – лица которые обладают такими качествами как объективность, справедливость, самокритичность.

Метод обобщения независимых характеристик

Данный метод пополняет группу опросных и используется, наряду с другими, при проведении исследования. Он заключается в активном сборе, анализе и обобщении разнообразной информации об исследуемом объекте. Если опытно-экспериментальная работа проводится с учениками, в опросе могут участвовать те лица, которые их окружают: учителя, родители, руководители творческих коллективов, спортивных секций, медицинские работники и т.д. Это позволяет лучше узнать их индивидуально-психологические, организаторские и другие особенности.

Диагностические методы

Методы количественного и качественного анализа

Любой из перечисленных методов не является универсальным и может применяться в каждом конкретном случае в зависимости от поставленных исследовательских задач курсовой, дипломной работы или магистерской диссертации. На практике желательно использовать комплекс взаимодополняющих методов, которые представят более полную картину для решения научной проблемы.

Читайте также: