Педсовет инновационная деятельность в школе
Обновлено: 05.07.2024
Оценить 1445 0
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Педагогический педсовет
заместитель директора по УВР
Пояснительная записка
Школа является важным элементом в процессе модернизации и инновационного развития нашей страны. Инновационное развитие экономики, смена технологий, индивидуализация потребностей и глобальная конкуренция заставляет школу кардинально менять свой вектор развития: она должно готовить ребенка к профессиональной мобильности, к возможному переучиванию, инициативности и умению творчески смотреть на окружающий мир. Все это заставляет школу, хочет она этого или нет, становиться иной.
Цель: формирование готовности учителя к инновационной деятельности в сфере воспитания.
- формирование знаний, представлений, необходимых для организации инновационной деятельности в сфере воспитания;
- формирование первичных умений, необходимых для организации инновационной деятельности в сфере воспитания;
- формирование ценностного отношения к инновационной деятельности в сфере воспитания.
Форма проведения: теоретический семинар
Вопросы для обсуждения:
Инновационная деятельность как условие развития личности Заместитель директора по УВР Лоншакова С.А.
Работа в группах по теме педсовета
Рефлексия: оценка проведенной работы участникам педсовета /анкета/
Ход педсовета
Вступительное слово директора /темы и проблемы, выносимые на педсовет, их актуальность для школы/
Выступление Лоншаковой С.А.
Инновационная деятельность как условие развития личности
Воспитание – это вхождение ребенка в современную ему культуру с помощью педагогов, вместе с педагогом.
За последние пятнадцать лет именно система воспитания претерпела самые большие изменения, которые коснулись целей, задач, содержания и педагогических технологий.
Поставив диктатуру личности ребенка в центр школьного мироздания, многие руководители школ и педагоги, работающие творчески и в условиях унифицированной школы, органично вписались в новые образовательные процессы, направленные, прежде всего, на создание условий востребованности знаний, умений и навыков в реальной действительности, трансформацию знаний на практике, на умения самостоятельно добывать знания, оценивать явления жизни, выстраивать успешный личный маршрут развития личности.
Для того чтобы работать в режиме развития, наш педагогический коллектив, должен:
Создать банк современных инноваций: новое содержание и новые технологии, индикаторы творческой среды образовательного учреждения, создание новых профессиональных объединений педагогов /мастер-классы, педагогические студии/;
Определить отношения к инновациям, собрать альтернативные мнения, сформировать мотивацию педагогов;
Оценить личностно-индивидуальную мотивацию каждого педагога: тип нервной деятельности, профессионализм, креативность, уровень тревожности и самооценки;
Провести разъяснительную работу по осмыслению и осознанию каждым педагогом своего места в инновационном процессе;
Составить аналитические программы по апробированию новых идей и подходов;
Объективно оценить достигнутые результаты, установить причинно-следственные связи удач и ошибок, определить перспективы развития.
Работа в группах.
/педагогам предлагается перечислить определенные условия для работы в режиме развития школы/
По итогам работы в группах определились следующие условия:
Достаточный уровень результативности работы образовательного учреждения: показатели работы, качество учебно-воспитательного процесса, рейтинг школы среди детей, родителей, в районе;
Высокий уровень профессионализма педагогического коллектива;
Хорошая учебно-материальная база по воспитанию, оснащенность современными информационными средствам;
Готовность детей и родителей к восприятию нового;
Микроклимат в школе, доброжелательная атмосфера, открытость школы как социального института.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности, а в современном понимании – это именно процесс эффективного взаимодействия /сотрудничества воспитателя и воспитанников/, направленного на достижение заданной цели
Поэтому инновации в области воспитания зависят от высокого профессионализма педагогических кадров, их готовность работать современно; мотивационно-творческая направленность личности включает:
Творческий интерес к инновациям в воспитательной работе;
Сформированная потребность в личных достижениях;
Стремление к профессиональному лидерству;
Ожидание позитивной оценки;
Создание ситуации успеха для коллег;
Позитивное отношение к творчеству и творческим людям.
/Тема: инновации в области воспитания/
Основная тема обсуждения разбивается на более простые промежуточные задачи, записывается на разных листах бумаги. Эти листы раздаются участникам, которые в течение заданного отрезка времени записывают свои идеи по решению указанных задач. Затем участники обмениваются листами, анализируют высказанные соседями идеи и дописывают к ним свои предложения. После этого листы передаются дальше по кругу до тех пор, пока не побывают во всех группах.
Подведение результатов, итог:
Инновациями в области воспитания могут быть:
Инновационные программы воспитания :
Обновление содержания воспитания: экономическое образование, правая культура, предпрофильная подготовка, профессиональная карьера.
Инновационные технологии воспитания :
-телевизионные /ток-шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы/;
-информационные /создание сайтов, банка идей, медиотека/;
-нестандартные технологии /дни науки и культуры, интеллектуальный марафон, импровизация/;
Инновации в области воспитания требуют высокого профессионализма учителя-творца. Конечно, никогда не исчезнет изначальная функция педагога: развивать, учить и воспитывать детей. Но технология этого сложнейшего процесса будет ориентироваться на введение ребенка в мир Знания, Добра и Культуры. А сам ребенок-это всегда мир новизны, неожиданностей и уникальности. Именно так рассматривается личность в Концепции модернизации образования.
Пожалуйста, оцените значимость обсужденной проблемы и результативность работы педсовета:
Считаю данную тему не актуальной. Время, проведенное на педсовете, потрачено впустую;
Тема актуальна, но считаю, что в практической работе на данном этап трудно осуществима;
Получил ответы на интересующие меня вопросы. Готов к самосовершенствованию;
Цель: Способствовать формированию мотивации педагогов на использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Задачи: Дать определение воспитательным технологиям.
Познакомиться с опытом применения инновационных технологий в УВП школы.
Скажите мне, и я забуду.
Покажите, и я запомню.
Дайте возможность обсудить, и я пойму.
Дайте возможность научить другого, и я достигну совершенства.
Вступительное слово.
Мы давно изучаем различные технологии, применяем их в своей работе. Думаю, настало время, чтобы проанализировать эффективность применения этих технологий и еще раз вспомнить основные инновационные технологии, которые мы применяем. Конечно, сейчас появляется столько новых технологий, что, я думаю, многих мы даже не знаем. Поэтому сегодня мы вспомним те, которые применяет большинство педагогов нашей школы.
Сначала немного истории. Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более 50 лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.
Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.
Внедрение технологического подхода в практику образования обнаружило тенденцию более быстрого развития технологии обучения по сравнению с технологией воспитания. Видимо, это связано с тем, что технология обучения в меньшей степени зависит от субъективных факторов (например: законы физики, состав вещества или правописание безударных гласных в корне слова не зависят от воли и отношения к ним ученика). Процессы создания и осуществления воспитательных технологий значительно сложнее, так как в основе их всегда лежат отношения между воспитателем и учащимися и они требуют от педагога умения вести за собой школьников, чтобы те сами выбрали отношение к делу, которое предлагает педагог.
Исходя из этого, а также из общей характеристики педагогических технологий можно дать следующее определение:
Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
- Диагностирование
- Целеполагание
- Проектирование
- Конструирование
- Организационно – деятельностный компонент
- Контрольно – управленческий компонент
Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От него зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько связаны между собой цели и содержание деятельности.
Содержанием воспитательных технологий являются:
- Научно обоснованные социализированные требования
- Передача социального опыта
-Анализ сложившейся ситуации
- Социализированная оценка ученика
- Организация творческого дела
- Создание ситуации успеха
Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.
Рассмотрим пример самой распространенной по применению воспитательной технологии – технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой).
Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.
Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:
- Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов);
- Психологический настрой (приветствие, вступительное слово);
- Содержательная (предметная) деятельность;
- Завершение;
- Проекция на будущее.
То есть, эта технологическая цепочка может быть использована не только в воспитательном процессе. Поэтому, я хотела бы, чтобы группы, которые сейчас будут выступать, затронули не только воспитательный, но так же и учебный процесс. Тем более, что разграничить обучение от воспитания сложно. Вы знаете, что на уроке, какую бы обучающую работу вы не делали, она так же будет и воспитательной.
Я предлагаю начать с личностно-ориентированной технологии (Нефедова О.Д.)
Выступление группы.
Затем выступают группы ЗОЖ (Кононенко А.А.), ИКТ (Назар С.Н.)
Это самые наиболее часто используемые технологии. А сейчас я предлагаю послушать индивидуальные выступления по следующим технологиям: игровая ( Белоенко Н.В.), проектная (Русь Л.И.), портфолио (Жейнова Ю.К. ).
Использование портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Портфолио повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Ребенок максимально подробно и всесторонне представляет свои достижения в портфолио, чтобы анализ позволил ему определять цели и ставить адекватные задачи по своему развитию. Это становится возможным благодаря тому, что в качестве источника анализа рассматривается не только успехи в учебе, но и трудовой опыт, внеурочная деятельность, то есть собственно жизнь. (Показать пример портфолио учащихся).
Конечно, это далеко не все технологии, которые мы сегодня вспомнили. Можно назвать еще технологию педагогики сотрудничества; технология рефлексивного самовоспитания; технология коллективного творческого воспитания; разноуровневого обучения; модульная; критического мышления; развивающего обучения и т.д.
Закончить педсовет я хотела бы притчей.
Однажды к старцу пришел его послушник и спросил:
-Отче, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты.
Старец показал послушнику старинную рукопись на незнакомом послушнику языке. Развернул ее и спросил:
- Что ты видишь?
Послушник, не желая выдавать свое незнание, ответил:
- Я вижу многовековую мудрость этой рукописи.
Тогда старец сказал:
- На самом деле, перед тобой записка греческого купца. А знаю и вижу я это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что ничего не знаю, просто выучил этот язык.
Может быть, и нам, не бояться признаваться себе в том, что мы что-то не знаем, и заполнять это незнание знаниями.
Решение педсовета:
Признать целесообразность применения инновационных технологий в УВП и продолжить работу по совершенствованию работы с ними.
Рекомендовать преподавателям использовать следующие технологии: ИКТ, ЗОЖ, игровая, проектная, портфолио.
Способствовать вовлечению родителей, в процесс создания единой информационной среды через Интернет-ресурсы.
Повышать квалификацию педагогов по использованию ИКТ .
Создать банк данных методических материалов с применением ИКТ в воспитательной работе.
Презентация на тему: " Тема педсовета Инновационная деятельность учителя в современной школе." — Транскрипт:
2 Тема педсовета Инновационная деятельность учителя в современной школе
3 Учитель это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить (В.М.Лизинский)
5 Направления инновационной деятельности -совершенствование содержания образования; -совершенствование содержания образования; -изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий; -изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий; Создание системы работы с одаренными детьми; Создание системы работы с одаренными детьми; -совершенствование системы управления; -совершенствование системы управления; -информатизация образовательного процесса. -информатизация образовательного процесса.
6 Целями инновационного образования являются: обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития учащегося ; обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития учащегося ; создание условий для овладения им навыками научного стиля мышления; создание условий для овладения им навыками научного стиля мышления; Освоение методологии нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах. Освоение методологии нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах.
7 Ведущими функциями инновационного обучения можно считать: интенсивное развитие личности ученика и педагога; интенсивное развитие личности ученика и педагога; демократизацию их совместной деятельности и общения; демократизацию их совместной деятельности и общения; гуманизацию учебно-воспитательного процесса; гуманизацию учебно-воспитательного процесса; ориентацию на творческое преподавание и активное учение и инициативу учащегося в формировании себя как будущего профессионала; ориентацию на творческое преподавание и активное учение и инициативу учащегося в формировании себя как будущего профессионала; модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала. модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.
8 Инновационные технологии 1.Информационно-коммуникационные технологии в предметном обучении 2. Личностно - ориентированные технологии в преподавании 3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников. 4. Мониторинг интеллектуального развития.
9 5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика. -национально-образовательные; -национально-образовательные; - создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы: - создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы: -телевизионные (ток-шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы); -телевизионные (ток-шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы); -информационные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиатека); -информационные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиатека); -нестандартные технологии ( импровизация, дни науки культуры, интеллектуальный марафон); -нестандартные технологии ( импровизация, дни науки культуры, интеллектуальный марафон); -различные варианты школы полного дня; -различные варианты школы полного дня; -создание гувернерской службы внутри школы, создание детско- родительских объединений внутри школы; -создание гувернерской службы внутри школы, создание детско- родительских объединений внутри школы; -социальное проектирование. -социальное проектирование.
12 Вопросы для самоанализа 1. Какой вы представляете свою инновационную деятельность? 1. Какой вы представляете свою инновационную деятельность? 2.Какие проблемы и трудности могут возникать в вашей инновационной деятельности? 2.Какие проблемы и трудности могут возникать в вашей инновационной деятельности? 3. Какие перспективы инновационной деятельности вы видите в нашей школе? 3. Какие перспективы инновационной деятельности вы видите в нашей школе?
13 Истинный деятель, вступив на путь, сразу видит перед собой столько дела, что не станет жаловаться, что ему не дают делать, а непременно отыщет и успеет что-нибудь сделать. (Ф.М. Достоевский)
Презентация на тему: " Тема педсовета Инновационная деятельность учителя в современной школе." — Транскрипт:
2 Тема педсовета Инновационная деятельность учителя в современной школе
3 Учитель это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить (В.М.Лизинский)
5 Направления инновационной деятельности -совершенствование содержания образования; -совершенствование содержания образования; -изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий; -изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий; Создание системы работы с одаренными детьми; Создание системы работы с одаренными детьми; -совершенствование системы управления; -совершенствование системы управления; -информатизация образовательного процесса. -информатизация образовательного процесса.
6 Целями инновационного образования являются: обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития учащегося ; обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития учащегося ; создание условий для овладения им навыками научного стиля мышления; создание условий для овладения им навыками научного стиля мышления; Освоение методологии нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах. Освоение методологии нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах.
7 Ведущими функциями инновационного обучения можно считать: интенсивное развитие личности ученика и педагога; интенсивное развитие личности ученика и педагога; демократизацию их совместной деятельности и общения; демократизацию их совместной деятельности и общения; гуманизацию учебно-воспитательного процесса; гуманизацию учебно-воспитательного процесса; ориентацию на творческое преподавание и активное учение и инициативу учащегося в формировании себя как будущего профессионала; ориентацию на творческое преподавание и активное учение и инициативу учащегося в формировании себя как будущего профессионала; модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала. модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.
8 Инновационные технологии 1.Информационно-коммуникационные технологии в предметном обучении 2. Личностно - ориентированные технологии в преподавании 3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников. 4. Мониторинг интеллектуального развития.
9 5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика. -национально-образовательные; -национально-образовательные; - создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы: - создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы: -телевизионные (ток-шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы); -телевизионные (ток-шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы); -информационные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиатека); -информационные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиатека); -нестандартные технологии ( импровизация, дни науки культуры, интеллектуальный марафон); -нестандартные технологии ( импровизация, дни науки культуры, интеллектуальный марафон); -различные варианты школы полного дня; -различные варианты школы полного дня; -создание гувернерской службы внутри школы, создание детско- родительских объединений внутри школы; -создание гувернерской службы внутри школы, создание детско- родительских объединений внутри школы; -социальное проектирование. -социальное проектирование.
12 Вопросы для самоанализа 1. Какой вы представляете свою инновационную деятельность? 1. Какой вы представляете свою инновационную деятельность? 2.Какие проблемы и трудности могут возникать в вашей инновационной деятельности? 2.Какие проблемы и трудности могут возникать в вашей инновационной деятельности? 3. Какие перспективы инновационной деятельности вы видите в нашей школе? 3. Какие перспективы инновационной деятельности вы видите в нашей школе?
13 Истинный деятель, вступив на путь, сразу видит перед собой столько дела, что не станет жаловаться, что ему не дают делать, а непременно отыщет и успеет что-нибудь сделать. (Ф.М. Достоевский)
Читайте также: