Педагогическое взаимодействие с семьей в период подготовки детей к школе курсовая

Обновлено: 05.07.2024

Поступлениеребенка в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни, предъявляя ребенку новые правила и требования. К которым нужно адаптироваться и привыкнуть. Для безболезненного и успешного вхождения в учебную деятельность, ребенок должен быть здоровым и всесторонне подготовленным.
Однакопериод привыкания к новым условиям у детей нередко длится целую четверть, а у некоторых растягивается на весь первый учебный год. Анализ обращений за психологической помощью показывает, что родители регулярно сталкиваются, например, с такой проблемой, когда ребенок с сохранным интеллектом и нормальным психическим развитием отказывается от посещений школы, конфликтует с учителями, сверстниками ипр. Взрослые пытаются решить эти проблемы своими средствами: заставляют ребенка учить уроки, взывают к его совести, упрекают в отсутствии прилежания, повышают уровень требовательности. Эти традиционные способы влияния, как правило, не дают значимого эффекта.
На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно изолированно от семьи, полностью принимая на себяпроблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения. Сотрудничество ДУ с родителями развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных путей пропаганды педагогических знаний, были разработаны достаточно эффективные формы педагогического просвещения. Однако в сложившейся социально-экономической ситуации этого не достаточно.
Формирование качеств необходимыхбудущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие [1, c.212].
Изучение проблем готовности детей к школе и их школьной адаптации показывает, что интенсивная целенаправленная когнитивная подготовка приводит кискажениям в развитии детей и дальнейшей неуспешности в школьном обучении. По данным мониторинга готовности к школьному обучению, на сегодняшний день можно отметить, что без затруднений в первом классе обучается менее 50% детей. Остальные дети испытывают значительные трудности при освоении учебного материала, у них наблюдается высокий уровень психофизиологических и эмоциональных затрат, ухудшениесостояния здоровья. Причины неуспешности детей зависят от разных факторов: от особенностей психического развития, состояния здоровья, методов обучения, а также от низкого уровня педагогической компетентности родителей. Таким образом особенно актуальным вопросом встающим перед педагогами является взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста для устранения проблем, возникающих при поступлении ребёнкав школу. Педагогическое просвещение родителей серьёзно влияет на качество подготовки дошкольников к началу образовательного процесса [2, c.125].
Актуальность исследования: Данная работа посвящена исследованию взаимодействия школы и семьи в процессе подготовки ребенка к школьному обучению. Наиболее важным вопросом является то, насколько важным является это.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни, предъявляя ребенку новые правила и требования. К которым нужно адаптироваться и привыкнуть.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов определяет ряд высоких требований к современному дошкольнику. Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами.

Современные исследования показывают, что 30 — 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально-волевой. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Изучение особенностей подготовки к школе слабослышащих детей

. развития ребенка, позволяющий ему быстро адаптироваться к школьным . развития глухих и слабослышащих детей (К. Г. Коровин, М. К. Шеремет и др.). 2. Содержание подготовки детей к школе Готовность к обучению в школе предполагает необходимый уровень физического .

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности.

В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия.

Актуальность интеграции образовательных задач ДОУ и семьи особенно обостряется в период подготовки детей к школе. Исследования убедительно показывают, что осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания ребенка, преодоление дистанцирования родителей от детского сада позволяют значительно повысить эффективность подготовки детей к школе.

Тема исследования направлена на решение следующей проблемы: каковы педагогические условия эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в процессе подготовки детей к школе. Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования.

Объект исследования: процесс взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Предмет исследования: содержание и формы психолого-педагогического взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению.

1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме.

2. Разработать систему работы по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе подготовки детей к школе.

3. Проанализировать эффективность предложенной системы работы.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что вовлечение родителей будущих первоклассников в процесс подготовки детей к школе повысит уровень готовности детей к школе при соблюдении следующих условий:

— психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам подготовки детей к школе;

— проведения совместных образовательных мероприятий родителей с детьми, организованных педагогами;

— включения родителей будущих первоклассников в процесс управления образовательной работой ДОУ.

— изучение педагогической документации,

— констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты,

— количественный и качественный анализ результатов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система работы по взаимодействию ДОУ с семьей может использоваться в работе любого дошкольного учреждения педагогами и психологами.

Адаптация к школе детей с трудностями в обучении, обусловленными .

. со стороны взрослых (родителей). Задачи: .Проанализировать педагогическую, психологическую, медицинскую литературу по проблеме исследования. . Изучить особенности адаптации к школе детей с ЗПР. Глава 1. Адаптация к школе детей с трудностями обучения .

1. Агапова, И.Ю., Чеховская, В.Б. Подготовка детей к школе. /И.Ю. Агапова, В.Б. Чеховская. // Начальная школа. – 2004. – № 3. – С. 19.

2. Антонова, Т., Волкова, Е., Мишина, Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка. / Т.Антонова, Е.Волкова, Н. Мишина. // Дошкольное воспитание. – 1998. – N 6. – С. 66.

3. Арнаутова, Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей. / Е.Арнаутова. // Дошкольное воспитание. – 2002. – N 9. – С. 52.

4. Бабаева, Т.И. У школьного порога. / Т.И. Бабаева. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 6. – С. 13.

5. Белкина, В.Н., Васильева, Н.Н., Елкина, Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. / Белкина В.Н., Н.Н.Васильева, Н.В.Елкина. – Ярославль: Академия, 2006. – 320 с.

6. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 480 с.

7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С.Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. /Л.С.Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 534 с.

9. Готовность к школе / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Владос , 2000. – 218 с.

10. Григорьева, Н., Козлова, Л. Как мы работаем с родителями. / Н.Григорьева, Л.Козлова. // Дошкольное воспитание. – 1998. – N 9. – С. 23.

11. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. / Н.И.Гуткина. – М.: Академический проект, 2000. – 168 с.

12. Данилина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. / Т. Данилина. // Дошкольное воспитание, 2005. — N 1. — С. 41.

13. Данилина, Т.А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: Монография. / Т.А.Данилина.– М.: Айрис-пресс, 2003. – 104с.

14. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. / Т.Н. Доронова. // Дошкольное воспитание. – 2004. – N 1. С. 60.

16. Ильина, М.Н. Подготовка к школе. / М.Н.Ильина. – СПб.: Дельта, 1999. – 224 с.

17. Козлова, А. В., Дешеулина, Р. П. Работа ДОУ с семьей. / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. — М.: Сфера, 2004 — 112 с.

18. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. /А.В.Козлова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с.

19. Концепция дошкольного воспитания /Дошкольное образование в России: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М.: Издательство АСТЬ, 1997.

20. Кравцов, Г.Г., Кравцова, Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М., Знание, 1987. – 80 с.

21. Кудрявцев, В.Т. Дошкольное воспитание: Учебник по педагогике. / В.Т.Кудрявцев. – М.: Профиздат, 2003. – 345 с.

Роль здоровьесберегающих технологий в процессе подготовки к школе .

. школе детей старшего дошкольного возраста с минимальными нарушениями поведения. Объектом исследования: процесс подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с минимальными нарушениями поведения. Предмет исследования: роль здоровьесберегающих технологий в процессе подготовки к школе детей . позиция ребенка среди окружающих и вся система его отношений: к учителю, к членам семьи, к родителям, к .

22. Непомнящая, Н.И. Становление личности ребенка 6–7 лет. / Н.И.Непомнящая. – М.: Педагогика, 1992. – 168с.

23. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. / Л.Ф.Обухова.– М.: Педагогическое общество России, 2003. – 448 с.

24. Пастухова, И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. / И.О. Пастухова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. — 48 с.

25. Подготовка детей к школе в детском саду: Учебное пособие / Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Турунтаевой. – М.: Педагогика, 1978. – 160 с.

26. Скоролупова, О. Образование детей старшего дошкольного возраста как одна из приоритетных направлений государственной политики в области образования. / О. Скоролупова. // Дошкольное воспитание. – 2007. — №8. – С. 4.

27. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. пед. ВУЗов и колледжей/ Под ред. Т.И. Ерофеевой. — М.: Академия , 1999.

28. Стожарова, М.Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников. / М.Ю. Стожарова. – Ульяновск: изд-во УлГПУ,

Примеры похожих учебных работ

Адаптация к школе детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического .

. родителей). Задачи: .Проанализировать педагогическую, психологическую, медицинскую литературу по проблеме исследования. . Изучить особенности адаптации к школе детей с ЗПР. Глава 1. Адаптация к школе детей . среды; вид взаимодействия личности или .

Готовность к школе детей эмигрантов

. ребенка в дошкольный период формируется благодаря постоянному взаимодействию с детьми взрослого (родителя . для подготовки их к поступлению в школу. Основными методами исследования . статусу – большая часть семей оценивает собственный статус как .

Психологическая готовность к обучению в школе детей

. в школе выше у детей из полных семей. Объект исследования: мотивационная готовность старших дошкольников. Предмет исследования: мотивационная готовность к обучению в школе детей из полных и неполных семей. Задачи исследования: проанализировать .

Организация адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению

. и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего школьного возраста. Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Гипотеза. В основу данного исследования .

Моторное развитие детей с нарушениями зрения дошкольного возраста

. на достаточно высоком уровне сенсорной организации ребенка и предполагают взаимодействие анализаторов всех видов. При этом . Манипулирование предметами является условием, способствующим развитию движений ребенка. При этом огромное значение имеют сами .

Психологическая готовность к школе детей подготовительной группы

. при подготовке детей к школе, методики определения готовности, а также, что немаловажно, пути коррекции негативных результатов и в связи с этим рекомендации по работе с детьми и их родителями. .

Объект исследования: процесс взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Предмет исследования: содержание и формы психолого-педагогического взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме.
2. Разработать систему работы по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе подготовки детей к школе.
3. Проанализировать эффективность предложенной системы работы.

Содержание
Работа содержит 1 файл

курсовая Взаимодействие ДОУ и родителей при подготовке ребенка к школе,.doc

Для определения эффективности проведенной работы была проведена повторно диагностическая процедура старших дошкольников и родителей.

Диагностика готовности старших дошкольников к школе проходила по тем же субтестам, предложенным в констатирующем эксперименте.

В результате были полученные данные, представленные в таблице

Показатели по выполненным субтестам

Таким образом, данные показывают повышение уровня готовности к школе у детей экспериментальной группы.

Сравнительный анализ уровней готовности старших дошкольников к школе на этапе констатирующего и контрольного эксперимента

Из данных представленных в таблице видно, что значительные улучшения произошли в экспериментальной группе, в контрольной группе изменения не значительны.

Кроме диагностики старших дошкольников была также повторно проведена и диагностика родителей по методике А.Я.Варга и В.В.Столина.

По итогам контрольного исследования родителей, были получены следующие результаты – см. Таблицу 8.

Результат контрольного исследования

Диктат в воспитании

Уровень выраженности симбиотических отношений несколько снизился - на 7,88%. Следовательно, родители стали меньше стремиться к симбиотическим отношениям с ребенком, стремясь удовлетворить все потребности ребенка, ограждая его от трудностей и неприятностей жизни. Родители стали меньше ощущать тревогу за ребенка, ребенок стал для них менее беззащитным (см. Рис. 2). Показатель гиперсоциализации - отношение, при котором родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения, пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами - также снизился на 28,57%. Примерно в такой же мере родители стали меньше инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность, видеть ребенка младшим по сравнению с его реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка перестали казаться родителям детскими, несерьезными. Ребенок представляется им более приспособленным, успешным, закрытым для дурных влияний. Родители стали больше доверять своему ребенку, перестали досадовать на его неуспешность и неумелость.

Рис. 2. Результаты контрольного исследования

Необходимо отметить, что улучшение показателей связано с данными, полученными от родителей детей экспериментальной группы.

Таким образом, полученные данные указывают на эффективность проведенной работы и полностью подтверждают гипотезу исследования.

Анализ литературы показывает многообразие существующих методов и форм работы с родителями на этапе подготовки дошкольников к школьному обучению, среди которых наиболее распространенными являются следующие: фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников, групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных, организация дней открытых дверей, дней счастливой семьи для родителей, активизация деятельности информационных корзин, информационных писем, телефона доверия, совместное проведение досуга, целевые и спонтанные беседы – встречи с членами семей воспитанников, групповые встречи-практикумы с элементами тренинга, театрализованные представления для детей с участием родителей (где родители выступают в качестве исполнителей главных ролей), организация конкурса семейных талантов, составление генеалогического древа семьи (организация ретро-гостинных для бабушек и дедушек), составление семейных альбомов, наглядная пропаганда, беседы и консультации, организация клубов, организация деловых игр.

Практика организации работы с родителями показывает, что информация не может быть представлена в полном объеме на родительских собраниях. А слишком большая информация, помещенная на досках объявлений, плохо воспринимается, если условия не располагают к этому.

Новыми, интересными и эффективными формами сотрудничества с родителями являются групповые семинары, практикумы, тренинги для родителей. Такая форма работы предполагает как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практические выходы из конкретных ситуаций (например, проигрывание ситуаций самими родителями). Эффективной является параллельная работа с детьми по этой же проблеме. На этой основе можно наглядно рассмотреть двойственность ситуации, выявить позицию ребёнка и взрослого. Работа тренинговой группы предполагает серию занятий-практикумов. Некоторые из них могут включать. Совместное творчество детей и родителей.

По результатам исследования особенностей родительских установок в семьях с детьми дошкольниками, можно сделать следующие выводы: среди стилей родительского отношения преобладает симбиоз - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни, в целом по группе родителей детей-дошкольников преобладают такие установки как гиперопека и диктат в воспитании. Кроме того, обнаружены зависимости между большинством показателей родительских установок, отношений и реакций, что только подтверждает выше обозначенные выводы. Также выявлен достаточно низкий уровень готовности детей к школе.

Родителей не только обучали и просвещали, но и подключили к управленческой деятельности, что выразилось в создании Попечительского совета, и в включении а педагогический Совет родительницы в качестве полноправного члена педагогического Совета.

По окончании занятий выявлено, что родители изменили свои установки по отношению к ребенку с авторитарных на демократические, соответственно, снизился контроль и недоверие со стороны родителей. Ребенок ощущает себя более взрослым, что на этапе подготовки к школе является определяющим фактором формирования готовности к обучению. Следовательно, гипотеза исследования доказана полностью. Занятия с родителями по коррекции негативных родительских установок и подготовки родителей к адаптационному периоду в начале школьного обучения необходимы.

Объект исследования: процесс взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Предмет исследования: содержание и формы психолого-педагогического взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме.
2. Разработать систему работы по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе подготовки детей к школе.
3. Проанализировать эффективность предложенной системы работы.

Содержание работы

Читайте также: