Педагогическое призвание и педагогические способности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

3. Педагогические способности .

Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:

потребность в передаче знаний.

Отечественные исследователи педагогических способностей на основе положений С.Л. Рубинштейна , Б.М. Теплова в 60-е гг. прошлого века выделили целый набор педагогических способностей ( Теплов Б.М., 1985 ). Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким , который и дал им соответствующие общие определения.

Дидактические способности - способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).

Перцептивные способности - способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики .

Организаторские способности - это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.

Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

Коммуникативные способности - способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта .

Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.

На основе теории общих педагогических способностей рядом ученых были выделены специальные педагогические способности учителей разных предметов.

Автор: Каменева Татьяна Борисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа № 1 имени М. И. Глинки г. Смоленска"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическое призвание и педагогические способности.
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Педагогическое призвание и

педагогические

способности.

Каменева Татьяна Борисовна

Преподаватель МО

Педагогическое призвание чаще всего считается склонностью, которая вырастает из осознания личностью своей способности к педагогической деятельности. Замечается субъективный характер переживания призвания, но практически не обнаруживается его взаимосвязь с решением будущим учителем экзистенциальных, смысложизненных задач.

То есть призвание является задачей в определенном виде деятельности, решению которой учитель посвящает свою жизнь. Данная задача является не локальной, а универсальнаой, осознание которой является следствием постижения человеком основополагающего аспекта смысла собственной жизни, решения смысложизненной задачи.

В.И. Винокуров считает, что призвание обретает человек при неразрывном взаимодействии двух факторов:

1) фундаментальной настроенности человека, его первичной предрасположенности;

2) его постоянной поисковой активности.

Кроме того, при обнаружении своей смысложизнен-ной задачи у человека появляется ощущение, что она уже существовала до ее поиска, что в ней состоит целая программа его жизни. Из-за призвания человек воспринимает себя как единственного, неповторимого, значимого, обретает опыт, состоящий в осознании своей личной ценности, уникальности и вместе с тем своего единства с мирозданием.

Основа педагогического призвания и профессиональной направленности представляет собой систему ценностных отношений учителя к педагогической деятельности и к самому себе, закрепленную в его профессионально-ценностных ориентациях. Достижение высокого уровня профессионализма педагогом в основном является производным от уровня развития профессионально-ценностных ориентаций, которые определяют его потребность в овладении педагогическим мастерством. Как считал В.Д. Шадриков, присутствие у личности общественно и профессионально значимых ценностных ориентаций обеспечивает правильное отношение к делу, побуждает ее к поиску, творчеству и в определенной мере компенсирует малоразвитые умения и навыки; отсутствие же положительной ориентации может являться причиной профессионального краха, потери уже имеющегося мастерства.

Осуществляя прогностическую, проектировочную функцию, профессионально-ценностные ориентации дают возможность педагогу выстроить цели своей деятельности, которые становятся ориентиром в его саморазвитии и самосовершенствовании.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

В работе педагогов встречаются этические и эстетические начала. Этическое (нравственное) и эстетическое (прекрасное) взаимосвязаны в деятельности учителя. Все требования к культуре учителя записаны в педагогической этике. Этика (от греч. ethos – обычай, нрав, характер) – наука о нравственности. Самое важное требование педагогической этики – любовь к детям – важное качество учителя. Но это качество очень часто не воспринимают всерьез, думая, что нельзя принудить себя любить кого-либо. Однако любить детей – это не просто проявлять чувство, это еще и принятие ученика таким, какой он есть, а не таким, каким он хочет себя показать. Также важно сопереживать ему и стараться помочь ученику в его развитии.

У учителя любовь к детям должна быть на уровне нравственных отношений. Ученики ценят в учителе прежде всего: доброту, уважение, человечность, отзывчивость, а потом уже его научные знания и способность к объяснению нового материала. Так же для учеников важно такое качество, как умение владеть собою, что является важным условием в проявлении любви к детям. Если учитель не любит детей, то он не может вызвать ответную любовь и доверие у своих учеников.

Так же важным качеством учителя является педагогический оптимизм. Это вера в ученика, в его возможности, способность видеть в ученике видеть только хорошее и опираться на это хорошее в процессе обучения, а также вера в успех собственного дела. Результатом любви к детям являются и другие немаловажные качества: профессиональный долг, ответственность, самоотверженность, педагогические совесть, справедливость. Профессиональный долг – это не только его долг перед обществом, но и ответственность перед каждым ребенком.

Профессиональная совесть – это осознавание своего долга, ответственности перед учениками, поступков в соответствии с педагогическими ценностями и нормами.

Из всего перечисленного выше появляется педагогическая самоотверженность – стремление помогать ученикам, не следовать своим интересам, отдавать все свои силы работе, не обращая внимания на время, а временами и на здоровье.

Из всех требований педагогической этики важное место занимает профессиональная честь учителя. Профессиональная честь определяет нормы поведения учителя и принуждает в нестандартных ситуациях вести себя соответственно своему социальному статусу и профессии. Преподаватель не всегда может поступать, как обычный человек. От профессии педагога общество ожидает выполнения особыхтребований в общей культуре и нравственном образе. Когда учитель не выполняет ожиданий общества, то это приводит не только к понижению его личностного достоинства, но и к ухудшению отношений социума к педагогу.

Педагогическая этика – это полное уравновешивание нравственных чувств сознания и поведения педагога. Все эти качества должны присутствовать в его культуре общения с детьми, с любыми другими людьми, в педагогическом такте учителя.

Основы формирования педагогического интереса учителя

Педагогический интерес – это проявление заинтересованности к профессиональной сфере деятельности, реализуемое в форме эмоциональной заинтересованности в овладении основами педагогической деятельности и реализации своих склонностей, потребностей и интересов в ней.

Интерес к педагогической профессии – ведущий мотивационный фактор профессионального развития педагога и успешной реализации его профессиональной деятельности.

Интерес является двигателем профессионального прогресса и двигателем развития педагогической деятельности в целом.

Педагогический интерес может быть сформирован еще на этапе профессиональной ориентации педагога и требует своего поддержания и развития в период профессионального обучения и первых шагов профессиональной деятельности.

Педагогический интерес учителя проявляется в:

  1. Положительном эмоциональном отношении к детям разных возрастов;
  2. Положительном эмоциональном отношении к родителям учащихся и воспитанников;
  3. Положительном эмоциональном отношении к особенностям педагогической деятельности;
  4. Положительном эмоциональном отношении к конкретным видам педагогической деятельности;
  5. Стремлении к освоению основ профессиональной деятельности, непрерывному расширению и углублению педагогических знаний и навыков деятельности.

Педагогический интерес формируется и развивается непрерывно. Его удовлетворение не может вести к угасанию данного интереса. Напротив, происходит его активный рост и развитие, стремление к расширению границ педагогического познания. Новые интересы требуют активизации своих познавательных сил и перехода познавательной активности на новый уровень.

Педагогический интерес отражается в своей интенсивности проявления и длительности сохранения.

В основе развития педагогического интереса лежит любовь к педагогическому процессу. Это может быть любовь к преподавательской деятельности, к учащимся, к процессу взаимодействия с ними, к конкретной дисциплине, которую преподает педагог, к научным педагогическим знаниям. Именно любовь движет педагогическим интересом.

Готовые работы на аналогичную тему

Чтобы педагогический интерес развивался и выступал движущей силой профессионального развития педагога, требуется его ориентация в научной области знаний конкретного направления, навыки решения разнородных педагогических задач, организаторские способности построения педагогического процесса, а также непрерывное познание, расширение своего педагогического опыта деятельности, освоение передового педагогического опыта, новых исследований, открытий, перспектив развития конкретной научной области и педагогической деятельности.

Педагогический интерес является составным компонентом призвания учителя. Он лежит в основе желания педагога заниматься своей профессиональной деятельностью и отражает его стремление к ее качественному исполнению, дает эмоциональный отзыв профессиональной деятельности. При этом, между педагогическим интересом учителя и его призванием имеются кардинальные отличия. Они работают сообща и обуславливают продуктивность профессиональной деятельности педагога, но не являются идентичными факторами профессионального роста и развития педагога.

Основы формирования педагогического призвания учителя

Педагогическое призвание – это склонность к реализации профессиональной педагогической деятельности, формируемая, исходя из сознательного отношения к профессии, осознанного рассмотрения и анализа своих педагогических способностей.

В отличие от педагогического интереса, который обусловлен чувственной потребностью в реализации педагогической деятельности, педагогическое призвание носит сознательный характер. Оно носит субъективный характер переживания призвания. Будущий педагог осознает, что у него имеются склонности к преподаванию, развитые педагогические способности и возможности развития в данной сфере деятельности, иными словами, имеются природные задатки будущего учителя, но они требуют раскрытия, которое должно сопровождаться интересом к педагогической деятельности.

Профессиональная деятельность педагога не может быть полностью обусловлена его природными задатками. Понимание своего призвание приходит только в ходе реализации профессиональной деятельности и обязательного наличия ее эмоционального восприятия, эмоционального отношения к своим профессиональным функциям.

В основе развития призвания учителя лежат:

  1. Увлеченность педагогической деятельностью;
  2. Убежденность педагога /будущего педагога наличием у него потенциала заниматься данным видом профессиональной деятельности, наличием способностей к ней и возможностей качественного выполнения своих профессиональных функций.

Педагогическое призвание, как и педагогический интерес, связано с наличием у будущего педагога чувств любви к профессии, к детям. Именно любовь помогает сформировать профессионально-педагогическую направленность учителя.

Читайте также: