Зимний сад в доу как зона экологического воспитания

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – первичный этап в развитии экологической культуры личности. Именно в этом возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, формируют эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, осознают свое взаимодействие с природой. Экологическое воспитание совсем недавно стало одним из важнейших направлений в дошкольной педагогике. Практически все комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию, что позволяет в период дошкольного детства дать детям понимание природы, как общей ценности для всех людей.

Цели и задачи экологического воспитания дошкольников заключаются в следующем:

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- воспитание начал экологической культуры;

- формирование определенного уровня осознанного отношения к себе, людям, природе;

- воспитание ответственного отношения к природе;

- воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении окружающей природы, развитие творческого потенциала;

Зимний сад является одной из зон, отведенных для экологического воспитания детей в ДОУ, где полностью возможна реализация данных целей и задач. Существует особенности в организации пространства зимнего сада: благоприятная среда, защита от пыли, увеличенный процент кислорода в составе воздуха, что делает его умеренно влажным. Разнообразные растения очень интересны детям и к тому же, полезны в оздоровительном плане. Занятия в зимнем саду дают возможность познакомиться с видами растений нашего региона, а так же растениями других территориальных зон, приобщиться к труду, практиковаться в знаниях и умениях, отдыхать, слушать произведения художественной литературы, слушать звуки природы и ее обитателей, просто отдыхать под классические произведения, рассматривая все многообразие растительного мира зимнего сада. Колоритность представленных растений и тематическое оформление дарят детям массу положительных эмоций, дают возможность расслабиться, отвлечься от того пространства, которое их окружает большую часть пребывания в ДОУ. Эти походы связаны с чем-то сказочным, постоянно обновляющимся и при опытном сопровождении воспитателя, может получиться интересное путешествие, несущее с собой множество сюрпризов. Экскурсии в зимний период представляются детям более эмоционально-окрашенными. Цветущие растения олицетворяются с оазисом.

Предметно-развивающая среда полна разнообразием живых и неживых объектов: фигуры животных, рыб, птиц, насекомых, пресмыкающихся, искусственный водоем, и все это на фоне звуков шумящего леса, поющих птиц, ветра, дождя. Данный подход позволяет создать для детей зону психологического комфорта, нахождение в которой сопровождается позитивными эмоциями, снятием напряжения и стресса, и массой приятных впечатлений.

Во время путешествия по уголкам зимнего сада дети имеют возможность делать зарисовки, делиться своими впечатлениями, лепить из глины или пластилина понравившиеся им объекты, проводить эксперименты, развивать мышление и фантазию, ориентироваться в пространстве и времени, знакомиться с видами комнатных растений, развивать память и речь. А главное, видя все прекрасное, что создает природа, хочется беречь и охранять ее богатства.

Именно в дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к изучаемым объектам и информации, если она их привлекла. Важно сформировать у детей интерес к самостоятельному изучению природы. В процессе проводимых мероприятий в зимнем саду, дети становятся добрее, учатся сопереживать, становятся грамотнее в сфере экологии, формируются привычки, мотивы, стремления по организации деятельности, направленной на охрану окружающей среды, понимают свою роль и ответственность в данной сфере.

Зимний сад имеет крайне благотворное влияние на детскую психику, на развитие и формирование личности. Это одно из самых любимых мест наших дошколят. Яркие, колоритные составляющие Зимнего сада способствуют более радостному восприятию жизни. Дети круглый год наслаждаются великолепием и благоуханием цветущих растений. Кроме этого наш Зимний сад способствует изучению природы различных континентов.

Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста

Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – первичный этап в развитии экологической культуры личности. Именно в этом возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, формируют эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, осознают свое взаимодействие с природой. Экологическое воспитание совсем недавно стало одним из важнейших направлений в дошкольной педагогике. Практически все комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию, что позволяет в период дошкольного детства дать детям понимание природы, как общей ценности для всех людей.


Цели и задачи экологического воспитания дошкольников заключаются в следующем:

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- воспитание начал экологической культуры;

- формирование определенного уровня осознанного отношения к себе, людям, природе;

- воспитание ответственного отношения к природе;

- воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении окружающей природы, развитие творческого потенциала;


Зимний сад является одной из зон, отведенных для экологического воспитания детей в ДОУ, где полностью возможна реализация данных целей и задач. Существует особенности в организации пространства зимнего сада : благоприятная среда, защита от пыли, увеличенный процент кислорода в составе воздуха, что делает его умеренно влажным. Разнообразные растения очень интересны детям и к тому же, полезны в оздоровительном плане. Занятия в зимнем саду дают возможность познакомиться с видами растений нашего региона, а так же растениями других территориальных зон, приобщиться к труду, практиковаться в знаниях и умениях, отдыхать, слушать произведения художественной литературы, слушать звуки природы и ее обитателей, просто отдыхать под классические произведения, рассматривая все многообразие растительного мира зимнего сада. Колоритность представленных растений и тематическое оформление дарят детям массу положительных эмоций, дают возможность расслабиться, отвлечься от того пространства, которое их окружает большую часть пребывания в ДОУ. Эти походы связаны с чем-то сказочным, постоянно обновляющимся и при опытном сопровождении воспитателя, может получиться интересное путешествие, несущее с собой множество сюрпризов. Экскурсии в зимний период представляются детям более эмоционально-окрашенными. Цветущие растения олицетворяются с оазисом.


Предметно-развивающая среда полна разнообразием живых и неживых объектов: фигуры животных, рыб, птиц, насекомых, пресмыкающихся, искусственный водоем, и все это на фоне звуков шумящего леса, поющих птиц, ветра, дождя. Данный подход позволяет создать для детей зону психологического комфорта, нахождение в которой сопровождается позитивными эмоциями, снятием напряжения и стресса, и массой приятных впечатлений.


Во время путешествия по уголкам зимнего сада дети имеют возможность делать зарисовки, делиться своими впечатлениями, лепить из глины или пластилина понравившиеся им объекты, проводить эксперименты, развивать мышление и фантазию, ориентироваться в пространстве и времени, знакомиться с видами комнатных растений, развивать память и речь. А главное, видя все прекрасное, что создает природа, хочется беречь и охранять ее богатства.



Именно в дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к изучаемым объектам и информации, если она их привлекла. Важно сформировать у детей интерес к самостоятельному изучению природы. В процессе проводимых мероприятий в зимнем саду, дети становятся добрее, учатся сопереживать, становятся грамотнее в сфере экологии, формируются привычки, мотивы, стремления по организации деятельности, направленной на охрану окружающей среды, понимают свою роль и ответственность в данной сфере.


Зимний сад имеет крайне благотворное влияние на детскую психику, на развитие и формирование личности. Это одно из самых любимых мест наших дошколят. Яркие, колоритные составляющие Зимнего сада способствуют более радостному восприятию жизни. Дети круглый год наслаждаются великолепием и благоуханием цветущих растений. Кроме этого наш Зимний сад способствует изучению природы различных континентов.


Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Игровые технологии, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста. В экологическом воспитании дошкольников, применяются.

Мини-лаборатория как средство решения задач экологического развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста В современных условиях познавательное развитие детей является одной из актуальных проблем дошкольного образования. В соответствии с ФГОС.

Организация психологического комфорта, укрепляющего здоровье детей 4–5 летчерез детскую инициативу и самостоятельность Формирование у дошкольников самостоятельности и поддержание детской инициативы является одним из важных направлений в учебно-воспитательном.

Театрализованная деятельность как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста или зоопарк в детском саду

Театрализованная деятельность как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста или зоопарк в детском саду ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Подготовила: воспитатель МКДОУ Здвинский.

Уголок психолога как ресурс создания психологического комфорта в группе ДОУ

Уголок психолога как ресурс создания психологического комфорта в группе ДОУ Уголок психолога как ресурс создания психологического комфорта в группе ДОУ. Цель : создание соответствующих условий для сохранения и укрепления.

Уголок уединения для обеспечения детям психологического комфорта

Уголок уединения для обеспечения детям психологического комфорта целью обеспечения детям психологического комфорта я в группе ДОУ создала специальный уголок уединения. Центр уединения предназначен для.


Мир, окружающий ребенка — это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Сухомлинский В. А.

В современных условиях образования, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.

На протяжении многих лет экологическое воспитание детей дошкольного возраста является приоритетным направлением нашего ДОУ. Работа коллектива строится в направлении экологизации развивающей среды и организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Условия природного окружения ДОУ во многом этому способствуют: детский сад располагает красивой обширной территорией с большим разнообразием деревьев, кустарников — рябины, ели, липы, черемуха, голубая ель, березы и другими видами растений. Рядом с детским садом лес. ДОУ ведет работу по экологическому образованию дошкольников не эпизодически, а на постоянной основе, так как круглый год детей окружает разнообразный мир зеленых насаждений. В ДОУ уже 25 лет существует зимний сад, где дети с огромной любознательностью и интересом познают окружающую природу. Такой зеленый уголок в ДОУ наполнен всевозможными видами растений (более 70 видов) разных климатических зон — фикусы, финиковая пальма, цитрусовые, кофе, комнатные растение: герани, плющи, фуксии, хризантемы и другие растения.Наполнение и обновление зимнего сада растениями происходит постоянно.

Продолжительность образовательного процесса, предусмотренного программой дополнительного образования, составляет 4 учебных года и охватывает детей с 3 до 7 лет. Образовательная деятельность проводится с письменного согласия родителей (законных представителей) воспитанников и содержит теоретическую часть (экскурсия в зимний сад, с рассказом педагога, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем, садоводом растений и способов действия), подкрепляемую практической познавательно-исследовательской деятельностью в природе и игровой или творческой деятельностью по теме в групповой. Программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, зимний сад, дошкольный возраст, природа, растение, бережное отношение, зеленый уголок, образовательный процесс, посильная помощь, природное окружение.

Общение с природой имеет большое значение для воспитания и развития дошкольников. Под руководством взрослого малыши получают знания об окружающем мире, учатся бережно относиться к растениям, животным, отвечать за свои поступки.

Зимний сад в детском саду: оформление

Традиционно в дошкольных учреждениях оформляются уголки природы, но если удастся найти свободное помещение, то целесообразно устроить зимний сад в детском саду. Оформление потребует немалых материальных затрат, но результаты не заставят себя ждать. Такое помещение не только порадует детей, но и может использоваться в качестве кабинета психологической разгрузки для взрослых.

Что такое зимний сад

Под зимним садом подразумевается комната или пристройка с разнообразными растениями. Так же устроен и зимний сад в детском саду. Оформление помещения осуществляется в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и образовательной программой.

В дошкольном учреждении на территории зимнего сада могут проживать и животные. От оранжереи и теплицы зимний сад отличается размерами и количеством растений, а также тем, что его не строят отдельно от основного здания.

Зимнее оформление участков детского сада

Желательно, чтобы помещение было ориентировано на юг и покрывалось стеклянной крышей, но во многих дошкольных учреждениях подобное невозможно. Зимний сад оборудуют в обычных комнатах, но для того, чтобы кустарникам, цветам, морским свинкам, а также детям и педагогам было комфортно, необходимо создать некоторые условия.

Пространство

Для зимнего сада выбирают наибольшее по площади помещение. Желательно предусмотреть утеплённый пол, ведь многие растения в холоде погибнут. Пристальное внимание уделяется поддержанию необходимой температуры (25-30 градусов тепла, ночью - на 5-6 градусов ниже) и влажности воздуха (50 %). Поэтому не стоит забывать о вентиляции. Если позволяют средства, то можно оборудовать мини-фонтан.

Помимо растений, зимний сад оформляется плакатами и макетами. Поскольку дети ещё не умеют читать, рекомендуется вешать схемы, иллюстрирующие стадии роста цветка, созревания семени, картины, изображающие обитателей леса, луга, водоёма и т. д. Здесь же хранятся и методические материалы по ознакомлению дошкольников с природой, литературные произведения.

Летом сад затеняют и проветривают, а зимой дополнительно освещают.

Растительность

Флора зимнего сада включает комнатные растения, типичные для средней полосы России, кустарники, травы разных стран и жизненных форм. В дошкольном учреждении рекомендуется разведение бегоний, кактусов, алоэ, суккулентов, гибискусов, травянистых лиан. Украсят интерьер апельсиновые и лимонные деревья, пальмы, трава банан. Подобранные растения должны быть совместимыми, сочетаться друг с другом по цвету, форме.

Зимнее оформление в детском саду

Не стоит густо засаживать сад. Во-первых, это некрасиво, а во-вторых, нужно предусмотреть места, где воспитанники будут заниматься, участвовать в психологических тренингах или совместных играх. Именно таким должен быть зимний сад в детском саду: оформление помещения привлекает ребят, вызывает желание прийти сюда снова.

Животные

В зимних садах, совмещённых с живыми уголками, чаще всего располагают аквариумы с гуппи, барбусом, вуалехвостом, меченосцем и другими рыбами. Помимо рыб, в аквариум помещаются улитки и растения: нителла гибкая, риччия плавающая, элодея канадская. Водоросли помогают поддерживать требуемый уровень кислорода в аквариуме и спасают мальков от съедения не в меру прожорливыми родителями.

Много положительных эмоций доставляют черепахи, морские свинки, кролики, хомяки. Сухопутные животные содержатся в клетках, а черепахи – в террариумах.

Вместе с педагогом воспитанники кормят животных, чистят клетки, меняют воду, насыпают корм. Попутно взрослый рассказывает о происхождении, среде обитания, образе жизни зверей, рептилий и птиц, учит бережно относиться к братьям нашим меньшим, просит не забывать о том, что люди ответственны за всё живое на Земле.

Зимнее оформление в детском саду

В период с декабря по февраль повышенное внимание уделяется не только зимнему саду, но и дошкольному учреждению в целом. Окна в группах украшаются снежинками или сюжетными композициями на тему зимы. На занятиях по аппликации и конструированию малыши изготавливают гирлянды, маски животных и сказочных персонажей, детали новогодних костюмов. На Рождество группу украшают фигурками ангелов, а на 23 Февраля – танками и самолётами.

Зимнее оформление группы детского сада во многом зависит от фантазии воспитателя. Кто-то помещает на стену изображение Деда Мороза и Снегурочки, у кого-то в группе красуется снеговик или радуют глаз герои новогодней сказки, марширующие солдаты, новинки военной техники.

Зимнее оформление группы детского сада

В родительском уголке вывешиваются поздравления с Новым годом, Рождеством, Днём защитника Отечества. Здесь же воспитатель помещает рекомендации о том, как беседовать с детьми о зиме, зимних праздниках, трудовой деятельности людей в зимнее время (дворники чистят улицы от снега, истопники поддерживают тепло в детском саду, квартире и т. д.), во что поиграть во дворе. Вывешивается и перечень литературных произведений, стихотворения для заучивания наизусть.

Зимнее оформление территории детского сада

В детском саду малыши проводят время не только в группах, залах, но и на участках. Оборудование и снежные постройки должны быть достаточно прочными, не содержать выступов и острых углов. Зимнее оформление участков детского сада – это прежде всего безопасность. Не менее важно украсить территорию дошкольного учреждения так, чтобы детям было интересно и весело играть.

Зимнее оформление территории детского сада

Традиционной забавой для этого времени года считается лепка снеговика, но досуг малышей может и должен быть более разнообразным. Зимнее оформление участков детского сада – это место для подвижных игр (расчищают снег), лыжня, горки.

Сооружения для лазания засыпают снегом, в результате чего получаются уютные домики для кукол и зверей. Желающие поиграть в снежки строят крепость, а те, кто хочет проявить художественные способности, работают с акварелью. При помощи кисти и краски разрисовываются снеговики и другие слепленные фигурки, украшаются стены крепости или просто рисуются узоры на снегу.

Чем красивее оформлено дошкольное учреждение, тем больше радости вызывает у малышей пребывание в нём, а эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду – мечта всех родителей и педагогов.

Читайте также: